к какому жанру литературы относится произведение а блока двенадцать

К какому жанру литературы относится произведение а блока двенадцать

к какому жанру литературы относится произведение а блока двенадцать. Смотреть фото к какому жанру литературы относится произведение а блока двенадцать. Смотреть картинку к какому жанру литературы относится произведение а блока двенадцать. Картинка про к какому жанру литературы относится произведение а блока двенадцать. Фото к какому жанру литературы относится произведение а блока двенадцать

В «Двенадцати» калейдоскопически сменяющиеся картины-главки, каждая из которых выглядит как моментальный снимок, складываются в масштабную панораму.

Композиция и стиль. На первый взгляд поэма «Двенадцать» может показаться очень пестрой, составленной из разнородных по тональности и ритму зарисовок. В поэме воплощена стихия революции, передано новое мировосприятие человека улицы, ощутившего безграничную свободу, — свободу от всего, что связано с прежней жизнью. Стилистически это реализовано поэтом путем введения разговорно-песенной интонации, частушечных ритмов, просторечно-огрубленной лексики.

Позабавиться не грех! Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи!

Гуляет нынче голытьба!

Продолжение этого настроения находим в 8 главе, где в один ряд поставлены «скука скучная, смертная» и желание провести «времячко», а затем — «Ужь я семячки полущу, полущу… Ужь я ножичком полосну, полосну. Ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку За зазнобушку, Чернобровушку…»

Вот так воспринимает революционные события человек улицы, ощутивший безграничность свободы, когда все позволено, и в то же время чувствующий враждебность окружающего, но уже побежденного мира. Потому нет ненависти в зарисовках первой главы, а только ирония, насмешка, часто уничтожающая («писатель — Вития», «Товарищ поп»), звучит в них по адресу Учредительного собрания, и барыни, и буржуя, и писателя, и попа. От ощущения свершившегося справедливого переворота идет и настроение бесшабашности, упоение свободой, характерное для городской голытьбы:

И больше нет городового —

Гуляй, ребята, без вина!

Революция свершилась в городе, а средоточие старой, старозаветной России красногвардейцы видят в деревне. Отсюда — война деревне:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнем-ка пулей в Святую Русь — В кондовýю,

Обращение «товарищ», принятое в среде городских рабочих, встречается в поэме много раз (гл. 1, 2, 6, 7), «наши ребята» (гл. 3), в гл. 11 «Вперед, рабочий народ!».

Начиная со второй главы, звучит мотив бдительности:

Революцьонный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг! (Гл. 2, 6, 10, 11.)

Интересно, вслед за каким текстом поставлены эти строки и что идет за ними. Во 2 главе за ними — процитированные выше строки о деревне, в 6 главе они — после убийства Катьки, в 10 — как упрек Петьке за его несознательность, в 11 — «Вот — проснется Лютый враг…». Получается, что первыми жертвами бдительности уже оказались или окажутся свои, совсем не буржуи.

В литературоведении нет единого мнения о том, кто же главный герой поэмы. Одни считают, что это стихия революции, другие называют двенадцать красногвардейцев, третьи указывают на повествователя4. Вероятно, все правы, но вернее, на наш взгляд, эти точки зрения совместить, особо выделив повествователя. В этом случае все в этом сложном произведении становится понятнее. Собственно говоря, личностным воплощением стихии революции и выступают двенадцать и рассказчик-повествователь, присоединяющийся к ним. При этом стихии все время пытается противостоять организованное начало.

Возникает вопрос, как у поэта-символиста, утонченного лирика, мог появиться такой герой, олицетворяющий городские низы, голытьбу? Стоит вспомнить в этой связи, что социальные мотивы в поэзии А. Блока появились еще в 1903—1905 годах, в канун первой русской революции («Фабрика», «Поднимались из тьмы погребов…», «Барка жизни встала…», «Сытые», «Шли на приступ. Прямо в грудь…» и др.). В последующие годы поэт все более осознавал свою кровную связь с Россией, всматривался в лицо Руси, предчувствуя ее тяжкие испытания.

Лирический герой поэта прошел путь интеллигента-индивидуалиста, погруженного в мир личных переживаний, к интеллигенту с осознанной гражданской и патриотической позицией, позднее — к приветствовавшему очистительную бурю-революцию. Это ярко выражено в его статье «Интеллигенция и революция».

Так что чувства и переживания городских низов в дни революции были понятны и отчасти близки поэту. Но в «Двенадцати» мы видим также тонкую психологическую и социально-политическую мотивировку настроений и поведения красногвардейцев. Любовная история, ревность и расправа с изменившей Катькой — незначительный эпизод для них. Человеческая жизнь в их глазах особой цены не имеет («Лежи ты, падаль, на снегу!»). Им важнее, чтобы Петька остался с ними. Утешая его, они напоминают о долге, о бдительности:

Шаг держи революцьонный!

Близок враг неугомонный!

Символика поэмы. Символические образы ветра, вьюги (гл. 1, 10—12) на фоне черного вечера (гл. 1), черного неба — тоже символы — придают разыгравшейся буре-революции едва ли не всемирный характер. «Кругом огни, огни, огни…» Это огни революции. Но в 10 гл. читаем о том, что за вьюгой «Не видать совсем друг друга за четыре за шага!». Не только потому, что вьюга слепит. Дело в том, что идущие двенадцать не видят вперед дальше четырех шагов. Это ли не символ! Он многое объясняет в последующих событиях революции.

Один из сквозных символов в поэме — «старый мир, как пес безродный», «пес паршивый», «пес голодный», «скалит зубы», «не отстает» от красногвардейцев. Ясно, что это символ огромной обобщающей силы. Психология и нравы старого мира потом будут названы «родимыми пятнами капитализма».

Символические детали, уточняющие общую картину и отношение автора к изображаемым героям и ситуациям. Так, глава первая — как бы пролог, начальные аккорды произведения, где пафосно заявлен масштаб событий. Их фон —

Ветер, ветер! На ногах не стоит человек.

На всем божьем свете!

Так воспринимает события рассказчик. Все герои этой главы, как уже говорилось, вызывают у него презрительную усмешку. Лишь к бродяге у него теплое чувство: «Эй, бедняга! Подходи — Поцелуемся…» Это в честь праздника революции, как в первый день Пасхи. И дальше клич голодных: «Хлеба!» И вопрос: «Что впереди?» — о перспективах революции. Но ответа нет: «Проходи!» Никто ответа не знает, во всяком случае, улица. Лишь потом (гл. 3) возникает как частушка напев:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем… Но

Мировой пожар в крови…

В гл. 2 строку «На спину б надо бубновый туз» тоже необходимо пояснить. Это тоже восприятие и оценка рассказчика. Бубновый туз — цветная заплатка на спине, которой отмечали уголовников. Последняя глава начинается торжественным маршевым ритмом:

Вдаль идут державным шагом…

Но по-прежнему за ними — «нищий пес голодный», как «старый мир»; не потому ли в их душах и в поведении такая сумятица и страх перед тем, что где-то, невидимый, чудится враг:

— Кто еще там? Выходи!

— Кто в сугробе — выходи.

— Эй, откликнись, кто идет?

— Кто там машет красным флагом?

— Кто там ходит беглым шагом.

— Эй, товарищ, будет худо,

Появление впереди двенадцати Христа «в белом венчике из роз» было воспринято одними читателями как попытка освятить дело революции, другими — как кощунство. Общепринятого истолкования этого образа в поэме, его места в общей концепции произведения пока нет в науке о литературе.

Таким образом, в революции А. Блок увидел стихию, согласился с ее закономерным характером, но при этом разглядел ее жестокое лицо, во многом предугадал ее гибельные последствия. Приветствуя революцию как радикальный способ изменения жизни к лучшему, поэт романтически представлял ее силы более разумными и гуманными, чем они оказались на самом деле.

Источник

«Двенадцать» (А. Блок)

Цитата: «В белом венчике из роз/ ВпередиИсус Христос».

История создания

Поэма была написана через два месяца после Октябрьского переворота. Все находились тогда в каком-то лихорадочном предчувствии новой жизни, желая её и в то же время пугаясь. Будучи гениальным поэтом, Александр Блок острее других ощущал дух времени и чувствовал необходимость отразить его. Закончив поэму, он записал в дневнике: «Сегодня я — гений».

Проблематика:

Смысл названия: название даёт нам сразу несколько ключей к пониманию поэмы:

Литературное направление: модернизм (символизм).

Литературный жанр: поэма.

Жанровые особенности: «Двенадцать» можно было бы назвать исторической поэмой, однако здесь важно учитывать, что Александр Александрович Блок создавал свои произведения, руководствуясь эстетикой символизма. Таким образом, нам представлен не событийный ряд, как это было бы, к примеру, в реалистической поэме, а некая музыка того времени, из которой мы, возможно, узнаём больше, чем из хроники.

Время и место действия: действие поэмы происходит в Петербурге (Петрограде) после революции 1917 г. В городе комендантский час, и двенадцать красноармейцев патрулируют территорию.

Действующие лица

Персонажей поэмы можно условно разделить на представителей старой жизни («дополуночной», жизни до двенадцати) представителей нового времени. Представители старой жизни все представлены читателю в первой главе. Это:

Итого — двенадцать персонажей.

Им противопоставлены представители нового времени — двенадцать патрульных красноармейцев.

Не относятся ни к старому, ни к новому миру такие персонажи, как Катька и Ванька (они из вневременного пространства любви).

В поэме очень много загадок, но мы всё же не можем не упомянуть, что впереди красноармейцев — Иисус Христос. Превращает он золотое число «12» в роковое «13» или нет, ответить сложно.

Краткое содержание

Глава 1

В Петрограде холодно, снежно. Людей валит с ног свирепый ветер. Упоминаются все двенадцать представителей старого мира. Они ругают большевиков и новый мир не принимают.

Глава 2

По улице идут двенадцать красноармейцев. Они готовы бороться за новый мир, пусть даже старый при этом будет разрушен.

По дороге красноармейцы обсуждают знакомого Ваньку, у которого роман с состоятельной Катей, и ругают его за то, что всё время проводит в кабаках.

Глава 3

Вся глава — это песня, которую, по всей видимости, исполняют красноармейцы. Речь в песне идёт фактически о них — о ребятах, которые вернулись после войны, ничего за плечами не имея, и стремятся уничтожить буржуазию в огне мирового пожара.

Глава 4

Описывается влюблённая пара: Ванька и Катька. Они весело несутся на извозчике по Петрограду.

Глава 5

Тональность разговора Ваньки с Катей меняется. Он припоминает женщине, что в прошлом та была проституткой, намекает на убийство некоего офицера.

Глава 6

Экипаж Ваньки и Катьки сталкивается с двенадцатью красноармейцами. Из контекста ясно, что один из красноармейцев, Петруха, в прошлом состоял с Катькой в близких отношениях. Красноармейцы угрожают Ваньке как разрушителю отношений Петрухи и Катьки и стреляют в него. Но Ванька бежит, а вот Катя убита.

Глава 7

Отряд идёт дальше. Петруха печалится и тоскует по Катьке, но его осаживают товарищи: «не такое нынче время». Пётр веселеет: в отряде идут разговоры о будущих грабежах и гулянках.

Глава 8

Глава 9

Представляет собой песню о разрушении старого мира. Важный образ этой песни — буржуй, который мёрзнет на перекрёстке вместо городового (городовой — символ старого мира; обнищавший буржуй — нового). Рядом с буржуем — бродячий пёс (символ старого мира).

Глава 10

Петруха упоминает Бога, говоря о метели. Красноармейцы напоминают ему, что на Петрухе уже грех Катькиной смерти, а значит, о Боге разговора быть не может.

Глава 11

Красноармейцы движутся вперёд, несмотря на вьюгу. Их шествие становится словно бы бесконечным.

Глава 12

За красноармейцами увязывается тот самый пёс, который упоминался в главах 1 и 9 (символ старого мира). Они пытаются отогнать пса, но тот не уходит. Внезапно отряд замечает какую-то фигуру впереди. Они стреляют в этого человека, но он продолжает идти перед красноармейцами.

Автор отмечает: «позади — голодный пёс, впереди — Исус Христос».

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Назовите литературное направление, приверженцем которого был Александр Блок и которое нашло отражение в поэме «Двенадцать».

Ответ. Символизм.

Какой персонаж поэмы символизирует старый мир?

Источник

Жанр поэмы Блока «Двенадцать»: частушка и «киношка»

Вы будете перенаправлены на Автор24

Поэма – это произведение лироэпического рода, которое содержит стройное повествование о событиях, положенных в основу его сюжета.

Жанровое своеобразие поэмы «Двенадцать»

Поэма А. Блока «Двенадцать» по своей художественной архитектонике очень сложна. Произведение характеризуется многоголосостью, полифоничностью, в поэме нет традиционного для этого жанра образа лирического героя и прямо выраженного авторского «Я». Сюжет, характерный для жанра поэмы, редуцирован, а его роль в формировании композиционного единства произведения понижена. В этом произведении единство композиции формируется другими художественными средствами:

В связи с этим вопросы о жанре и композиции произведения приобретают особую сложность и значение. Жанровое своеобразие поэмы «Двенадцать» представляет значительную литературоведческую проблему.

Существует традиционный взгляд, который определяет произведение Блока «Двенадцать» как поэму, то есть как произведение, относящееся к лироэпическому роду литературы, в котором содержится повествование о последовательно развертывающихся событиях, положенных в основу сюжета.

Готовые работы на аналогичную тему

Однако если рассматривать поэму с точки зрения традиционного жанра, то можно заметить явные отступления от традиции. Внешний событийный ряд почти не имеет никакого развития, убийство Катьки выглядит абсолютно случайным, совершенно не мотивированным и практически не оказывает влияния на дальнейшее развитие событий – отряд красноармейцев продолжает дальше патрулировать свой город.

Образ лирического героя в поэме Блока не выражен явно, а его восприятие событий не формирует композиционный центр поэмы. Поэтому подобное отступление от жанровой традиции приводит к тому, что ряд исследователей трактуют произведение Блока не как поэму, которая построена на последовательном, связанном повествовании о событиях, а как ряд соединенных посредством монтажа отдельных эпизодов, то есть как поэтический цикл.

Примечательно, что для Блока именно цикл, а нес стихотворение, взятое отдельно, имел смыслопорождающее и смыслообразующее значение.

Единой, общей точки зрения на то, как соотносятся в жанровой системе лироэпики 20 века стихотворный цикл и жанр не сложилось. Понятно только то, что данные явления предстают как соотносимые по природе жанра и смежные.

Е. Эткинд, современный исследователь, предложил рассматривать произведение Блока как поэтический цикл. Он полагает, что двенадцать глав, составляющих поэму, до известной степени являются самостоятельными. А композиционное единство данного цикла образуется тематической и образной соотнесенностью глав, составляющих его.

Сам же поэт определяет жанр своего произведения как поэму. К основной характеристике по жанровому решению можно отнести разноречие, с помощью которого организован весь строй произведения:

Для поэта было важно передать и равнозначность этих жанров. В поэме «Двенадцать» нет какой-либо очевидной иерархичности перечисленных жанров. Такая жанровая разнородность была необходима Блоку для того, чтобы передать то состояние неупорядоченности, стихийного состояния мироздания, предчувствие его полного революционного обновления.

«Частушка» и «киношка»

Блок наряду с частушкой в своем произведении использует и другие жанры, которые тоже являются массовыми, практически фольклорными:

Но фундамент «Двенадцати» не ограничивается только словесными жанрами фольклора. Залихватские реплики персонажей, обрывки разговоров напоминают о святочных развлечениях простонародья, о народном театре, о балаганных завалах.

Быстрая смена эпизодов, изобразительная динамика аналогичны еще одному виду искусства – кино. Этот молодой вид искусства многими современниками Блока воспринимался как низкий, «площадный». К тому же, в ту эпоху кино еще было немым и черно-белым. Так же, как и в кино, короткие эпизоды поэмы перемежаются надписями- «титрами» («Вся власть Учредительному собранию!» или репликами персонажей. Большая часть соратников Блока с высокомерным презрением относились к «толпе» и к ее любимым формам и жанрам – к городскому романсу, кинематографу, частушке (Вяч. Иванов, В. Брюсов), либо, как К. Бальмонт, познав первый успех, активно использовали понравившиеся публике формы. Блок в своей поэме эти две крайности сумел соединить.

Источник

«Двенадцать» — поэма Блока о революции

Художественный и концептуально-смысловой мир поэмы «Двенадцать», написанной А.Блоком в начале 1918 года, неизмеримо велик, что и позволило ряду исследователей творчества поэта воспринимать это произведение:

Меж тем, для анализа данной конкретной блоковской произведения в рамках привычного метода литературоведения для начала рассмотрим ее основные теоретические позиции по сюжету, теме, жанру, образам и символике.

История создания «Двенадцать» и мировосприятие поэта

к какому жанру литературы относится произведение а блока двенадцать. Смотреть фото к какому жанру литературы относится произведение а блока двенадцать. Смотреть картинку к какому жанру литературы относится произведение а блока двенадцать. Картинка про к какому жанру литературы относится произведение а блока двенадцать. Фото к какому жанру литературы относится произведение а блока двенадцатьЭто художественное произведение писалось Блоком единовременно с известной статьей «Интеллигенция и Революция». Из-за этого иногда может возникать упрощение или даже иллюзия, что «Двенадцать» создавалась как поэтическая иллюстрация основных идей поэта, провозглашенных им в своей публицистике. Разумеется, существует некая смысловая «перекличка» между этими двумя работами, но саму поэму нельзя трактовать лишь в таком «оформительском» плане. Напомним, что и публицистическое творчество поэта было особенным, Блок оперировал в нем словом не в его понятийном или терминологическом качестве, а как художественным сцеплением разных смыслов. Поэтому и в поэзии, и в публицистике для него характерно использование ассоциативного и метафорического принципа.

Общеизвестно, что поэт принял произошедшую в России революцию – и Февраль, и Октябрь 1917 года для Блока стали событиями как важными, так и желанными. Этому объяснение находится в его особом миропоэтическом и даже историософском концепте понимания истории, в котором существенные позиции занимали две категории – стихия и музыка.

Понятия «стихии» и «музыки» у Блока

В понятие «стихии» поэт вкладывал целый комплекс категорий и состояний – природных и космогонических, социальных и психоэмоциональных, духовных и исторических. Сама эта категория появилась у него в лирике задолго до революционных событий. Уже в 1910 годах поэт пытается разделить и структурировать ее по принципам этики. Так у Блока возникает следующая важнейшая для его творчества категория – музыки. Это понятие у поэта также многозначно и объемно. Под ее целью Блок понимает организацию и гармонизация всей истории и мироздания. Разумеется, категория «музыки» вводилась поэтом не в ее искусствоведческом значении, а в смысле

«..мистической первоосновы» мира, «первостихии» всей истории (Ф.Степун).

Поэтому в миросозерцании поэта случившаяся в России революция была воспринята как зарождение «новой музыки», слушать которую Блок и призывал. То есть «музыка революции» в поэме «Двенадцать» — это не просто прямые звуки городского шума с выстрелами, криками, песнями, а почти мистическое звучание ветра («мирового циклона», ветра с «запахом апельсиновых рощ» и т.д.). А стихия революционных масс – это восстановление закона нравственности в обществе, поэтому она может быть оправдана (и оправдывается поэтом). Когда стихия революция «чревата» музыкой, то все разрушения являются творческим актом, который ведет к дальнейшему одухотворению жизни. Эти умозаключения из статьи Блока позволяют понять, как именно воспринимал поэт саму революцию – для него она была балансом этих двух категорий – музыки и стихии.

Анализ поэмы «Двенадцать» — тема, образы, жанр и символы

Образ времени-пространства

Город в поэме у Блока одновременно подается как весь «божий свет», то есть не имеет топографической конкретики. Его:

В пространстве поэмы «господствует» и природная стихия – это сугробы, лед, ветер — задачей которой становится уничтожение контуров созданного человеком, т.е. города. Блок привносит в текст таким образом и космогоническое звучание, которое «дополняется» также и цветовой символикой. Черным и белым у поэта обозначены не конкретные объекты, а именно явления космологические:

Функция светообразов здесь – обозначить свет и тень самого мироздания.

Для красного же света Блок оставляет «маркировку» энергии случившего взрыва.

Время в «Двенадцати» не имеет привычной линейности от прошлого к грядущему. Здесь они не отделяются друг от друга, а соединены в настоящем, которое пульсирует от их взаимодействия.

Время соединено в поэме также посредством красноармейцев.

Образы красноармейцев

По логике эти персонажи должны выражать собой грядущее, но у Блока они остаются «носителями старого мира»:

«В зубах — цигарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз!»

В задачи персонажей входит «мировой пожар», уничтожение «незримого врага» и т.д. То есть они являются для Блока не «новым человеком», а скорее – «ветхим». В попутчиках у красноармейцев обнаруживается «паршивый пес», которого считают:

Жанр «Двенадцати»

Блок определяет жанр «Двенадцати» как поэму. Но произведение не выдержано в нем как лиро-эпический текст. Скорее, здесь очевидно соединение разножанровых фрагментов, переходы меж которыми также не обусловлены конкретными задачами эстетики. Основной характеристикой по жанровому решению можно назвать разноречие, посредством которого и организован весь строй поэмы:

Для автора важно передать, к тому же, и равнозначность этих различных жанров, в поэме нет какой бы то ни было очевидной их иерархичности.

Подытожим, такая жанровая разнородность требовалась Блоку для передачи того самого стихийного состояния, неупорядоченности мироздания и предчувствия его революционного обновления.

Композиция поэмы

Но творческие возможности стихии, ее потенциал «уравновеситься» музыкой Блок представляет в «Двенадцати» в их композиционном решении. Цельность поэме, такой разнородной по жанрам, придает ритм марша. Его преобладание над иными текстовыми интонациями ощущается как общая доминанта. Маршевая ритмика подается не отдельным субъектом, а всеми участниками произведения – от рассказчика и красноармейцев до лирического героя. Можно сказать, что так Блок «озвучил» саму стихию, показав ее потенциал самоорганизации в творческом акте.

Сюжет поэмы

Сюжетное построение в данном произведении очень простое, хотя его «очертания», по мысли М.Волошина, «несколько затуманены». Этот критик и современник Блока считал, что фабульная конструкция всей поэмы не является ее сущностью. Главным в ней он определял «волны ее лирических настроений», проходящих по душам 12-ти ее основных персонажей.

Меж тем, исследователи произведения определяют сюжет поэмы как историю героя Петрухи.

Поэт в нем реализует свое понимание сущности человека, который на своем пути:

Эти стадии и проходит красноармеец, совершая обход ночного города.

Образ Христа в поэме «Двенадцать»

По словам М.Волошина, по отношению именно к этому образу раскрывается основная тема-мысль поэта. Красноармейцы идут вдаль (революционное преображение) без святого имени. Они сразу готовы на все, им изначально никого не жаль. Но космогонические силы ночи и ветра заметают их сознание. Они ищут того самого незримого врага, который словно скрывается от них за домами, треплет красный флаг, мечется по сугробам…

На него направлены их винтовки, от него исходит их беспокойство, ему и грозит патруль из 12-ти красноармейцев:

«Эй, товарищ будет худо, берегись-
Стрелять начнем!»

Выстрелы следуют…
И упоминается имя Христа. Максимилиан Волошин считал, что Христос не возглавляет шествие этих 12-ти, напротив, они будто преследуют его и даже стреляют. Но – «он от пули невредим».

Меж тем, появление этого образа в поэме принято понимать именно как ведущего этих персонажей, число которых соотносится с числом Христовых апостолов, к будущему. Таким «кощунственным» использованием образа Творца Блоком были возмущены многие его современники, которые предполагали за этим действием поэта последствия его горячего увлечения идеями революции. По их представлениям, Христос здесь будто бы инороден.

Но Волошин в работе «Поэзия и революция» утверждал, что Иисус в «Двенадцати» присутствует уже со слов

поэтому его выведение в финале не может быть неожиданным. Бог здесь всегда, он с человеком во всех наваждениях этого мира так же, как:

«Прекрасная Дама сквозит в чертах блудниц и незнакомок»…

Однако этот образ не удовлетворял и самого поэта, что обнаруживается в его дневниках. Блок рассуждает там, что главное здесь – это, что Он опять с ними, а не в том, достойны ли красноармейцы Его. Поэт чувствовал, что на месте Христа в поэме должен был быть Другой, но этого Другого Блок не нашел в литературе…

Но, возможно, он столкнулся с Ним в дальнейшем…

Наша презентация темы

Попробовать силы в тематическом кроссворде об этой поэме — здесь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *