к какому выводу приходит воланд после сеанса в варьете тест
Тест по роману Булгакова М.А. «Мастер и Маргарита»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ТЕСТ ПО РОМАНУ №МАСТЕР И МАРГАРИТА» 1 ВАРИАНТ.(С ОТВЕТАМИ)
1.Что отвечает Иван Бездомный на вопрос иностранного консультанта : «Кто же управляет человеческой жизнью?» (Сам человек и управляет)
2.Кто излечил Понтия Пилата от жестокой головной боли? (Иешуа Га-ноцри)
3. Как зовут мерзкого человека в клетчатом костюме и треснувшем пенсне.? (КОРОВЬЕВ)
4. Какой Бездомному ставят диагноз? (шизофрения. )
5. что по мнению профессора черной магии стало причиной ужасного состояния утром Степы Лиходеева? (пить после водки портвейн.)
6.Как и с кем расплачивается «Клетчатый» спутник Воланда (Коровьев) за проживание профессора в квартире? ( платит председателю жилтоварищества Никанору Ивановичу Босому огромную сумму в червонцах).
7. Как Воланд объявил свой «сеанс» в варьете? Что ему нужно? ( так удобней посмотреть на москвичей в массе.)
9.Что или кто помогло Мастеру бросить комнату на Мясницкой и нанять уютную квартирку близ Арбата? ( выигрывает в лотерею сто тысяч)
10.Назовите любимые цветы Маргариты (РОЗЫ)
11.Кто снимает все три тела казненных и уносит тело Иешуа? ( Левий Матвей)
12. Кого увидела Маргарита в одной из комнат писательского дома, который она разгромила? ( Пока не увидела в одной из комнат маленького испуганного мальчика. Невидимая Маргарита стала утешать его, рассказывая сказку. Малыш уснул.)
13. Где проходил Бал Сатаны? (в квартире № 50)
14.Какова первая просьба Маргариты к Сатане, когда бал окончен? (И тут королева бала вспоминает Фриду и просит, чтобы ей перестали подавать платок. Не потому, как Маргарита объясняет, что она так уж милосердна, а потому что «имела неосторожность подать ей твердую надежду».)
ТЕСТ ПО РОМАНУ «МАСТЕР И МАРГАРИТА» 2 ВАРИАНТ.
1.Как, по мнению иностранного консультанта,умрет Берлиоз?
2.Почему первосвященник Каифа требует казни именно Га-ноцри?
3.В каком виде Иван Бездоиный является в роскошный летний ресторан при Доме Грибоедова, где расположен МАССОЛИТ. Чем заняты писатели?
4.Какой № имеет «нехорошая квартира»?
5. Куда попадает директор варьете Лиходеев по велению Волонда?
7.Какой вывод делает Воланд после того, как кот отрывает голову конферансье и женский голос просит не мучить его?
8. Как звали ночного гостя, который пробрался в палату к Ивану Бездомному?
9.Что поразили мастера при первой встрече с Маргаритой?
10.Как Мастер попадает в клинику для душевно больных?
11. Когда Маргарита во время прогулки сидела на скамеечке у стен Кремля, к ней подошел странный незнакомец: рыжий, с бельмом на глазу и страшным выступающим клыком. Назовите его имя.
12.Почему именно Маргарите выпала честь быть королевой бала?
14.Каков финал « нечистой» квартиры?
15.Левий просит Воланда, чтобы он забрал мастера и его Маргариту с собой и даровал им покой. Воланд интересуется, отчего ж автора романа не берут в свет. Что отвечает Левий?
ТЕСТ ПО РОМАНУ «МАСТЕР И МАРГАРИТА» 1 ВАРИАНТ.
1.Что отвечает Иван Бездомный на вопрос иностранного консультанта : «Кто же управляет человеческой жизнью?»
2.Кто излечил Понтия Пилата от жестокой головной боли?
3. Как зовут мерзкого человека в клетчатом костюме и треснувшем пенсне?
4. Какой Бездомному ставят диагноз?
6.Как и с кем расплачивается «клетчатый» спутник Воланда за проживание профессора в квартире?
7. Как Воланд объявил свой «сеанс» в варьете? Что ему нужно?
8. Кто спасает Римского от превращения в вампира?
9.Что или кто помогло Мастеру бросить комнату на Мясницкой и нанять уютную квартирку близ Арбата?
11.Кто снимает все три тела казненных и уносит тело Иешуа?
12. Кого увидела Маргарита в одной из комнат писательского дома, который она разгромила? Этот человек заставил её остановиться.
13. Где проходил Бал Сатаны?
14.Какова первая просьба Маргариты к Сатане, когда бал окончен?
ТЕСТ ПО РОМАНУ №МАСТЕР И МАРГАРИТА» 2 ВАРИАНТ.(С ОТВЕТАМИ)
1.Как по мнению иностранного консультанта умрет Берлиоз? (Русская женщина, комсомолка отрежет ему голову).
2.Почему первосвященник Кайфа требует казни именно Га-ноцри? (Его речи подрывают храм старой веры).
3.В каком виде Иван Бездоиный является в роскошный летний ресторан при Доме Грибоедова, где расположен МАССОЛИТ.( полосатые кальсоны и рваную толстовку.) Чем заняты писатели?( Писатели пируют и ссорятся из-за льгот: квартир и путевок в дома отдыха.)
4.Какой № имеет «нехорошая квартира»? (50)
5. Куда попадает директор варьете Лиходеев по велению Волонда? ( Ялта)
7.Какой вывод делает Воланд после того, как кот отрывает голову конферансье и женский голос просит не мучить его? ( Люди как люди. Любят деньги — но ведь это всегда было. Ну, легкомысленны, так что ж. И милосердие иногда стучится в их сердца..)
8. Как звали ночного гостя, который пробрался в палату к Ивану Бездомному? ( Мастер)
9.что поразили мастера при первой встрече с Маргаритой? (с невиданным одиночеством в глазах.)
11. Когда Маргарита во время прогулки сидела на скамеечке у стен Кремля, к ней подошел странный незнакомец: рыжий, с бельмом на глазу и страшным выступающим клыком. Назовите его имя. (Азазелло)
12.Почему именно Маргарите выпала честь быть королевой бала? (Королевой бала обязательно должна быть женщина королевской крови по имени Маргарита)
14.Каков финал « нечистой» квартиры? ( сгорает начисто)
15.Левий просит Воланда, чтобы он забрал мастера и его Маргариту с собой и даровал им покой. Воланд интересуется, отчего ж автора романа не берут в свет. Что отвечает Левий?
(— Он не заслужил света, он заслужил покой..).
Тест с выбором ответа «Москва и москвичи в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Москва и москвичи в романе «Мастер и Маргарита»
Каково было первоначальное название романа Булгакова
а) «Мастер»» б) «Инженер с копытом» в) «Рукописи не горят» г) «Москва и москвичи»
Атмосфера и реалии Москвы какого времени переданы в романе?
А) начала 20 века б) 20-е годы 20 века в) 30-е годы 20 века г) 40-е годы 20 века
Какой основной приём использует Булгаков для описания современной ему Москвы?
А) сатира б) олицетворение в) романтизация г) героизация
«Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина». Так начинается знаменитый роман. Кто эти два гражданина?
А) Мастер и Маргарита б) Азазелло и Варенуха в) Бездомный и Берлиоз г) Воланд и Иешуа
Кому принадлежат слова в р-не «Мастер и Маргарита»:
« В нашей стране атеизм никого не удивляет, большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о Боге» :
а) Мастеру б) Бездомному в) Берлиозу г) Воланду
Образы Лиходеева, Варенухи, Римского олицетворяют
а) мир массовой культуры б) мир высокого искусства в) мир финансов г) мир криминала
Кто из героев романа председатель МАССОЛИТа, профсоюза литераторов, считает, что человек сам определяет свою судьбу, но погибает в результате несчастного случая.
А) Берлиоз б) Бездомный в) Лиходеев г) Варенуха
Кто из героев поэт, член МАССОЛИТа, после встречи с Воландом и трагической смерти Берлиоза сходит с ума.
А) Мастер б) Бездомный в) Лиходеев г) Варенуха
Кто из героев администратор Варьете, которого в назидание за невежливость и пристрастие ко лжи свита Воланда превращает его в вампира.
А) Берлиоз б) Бездомный в) Лиходеев г) Варенуха
Кто из героев директор театра Варьете, сосед Берлиоза. Он загадочно перемещается из Москвы в Ялту, чтобы освободить квартиру для Воланда и его свиты.
А) Берлиоз б) Бездомный в) Лиходеев г) Варенуха
Кто из героев председатель жилтоварищества в доме, где находится «проклятая квартира» №50, взяточник.
А) Босой б) Бездомный в) Алоизий Могарыч г) Василий Ласточкин
Кто из героев претворялся другом Мастера, на самом деле оказался предателем?
А) Босой б) Бездомный в) Алоизий Могарыч г) Василий Ласточкин
Для того чтобы претендовать на жилье в Москве и дачи в престижном поселке, ездить в «творческие отпуска», вкусно и дешево есть в роскошном ресторане «для своих», необходимо быть
а) талантливым писателем б) уважаемым критиком в) популярным поэтом г) членом МОССОЛИТа
За что был арестован Никанор Иванович Босой?
Грибоедов в романе – это
А) автор знаменитой комедии б) однофамилец автора знаменитой комедии в) ресторан г) варьете
Для чего Воланд проводит сеанс черной магии и ее разоблачения?
А) для развлечения б) для проверки москвичей в) для воскрешения Берлиоза г) чтобы заработать
К какому выводу приходит Воланд после сеанса в варьете?
а) москвичи сильно изменились б) москвичи не изменились, только квартирный вопрос их испортил
в) даже квартирный вопрос не испортил москвичей г) москвичи стали похожи на петербуржцев.
Бухгалтер Варьете Ласточкин, отправляется с докладом в комиссию зрелищ и увеселений. Там он обнаруживает, что в кабинете председателя вместо человека сидит пустой костюм и подписывает бумаги. Как называется этот использованный Булгаковым приём в литературе?
А) юмор б) оксюморон в) гротеск г) ирония
Зачем на квартиру покойного Берлиоза из Киева приезжает его дядя Максим Поплавский?
А) разобраться с причиной таинственной смерти племянника б) претендовать на наследство – квартиру В) его вызвали в суд г) он был необходим Воланду
Буфетчик Соков произнес фразу, которая стала афоризмом.
А) осетрина не первой свежести б) осетрина второй свежести в) осетрина превосходной свежести
Как завершила свою жизнь «нехорошая квартира» № 50?
А) ее опечатало ГПУ б) она сгорела в) исчезла в) провалилась в тартарары
Что случилось с Грибоедовым?
А) сделали ремонт б) отдали под детский сад в) сгорел г) ничего не случилось
Следствие по делу Воланда зашло в тупик, и в итоге все странности в Москве объяснили
А) происками шайки гипнотизеров б) происками английских шпионов в) обманом журналистов
В финале романа после того, как Воланд со свитой покинул Москву, кто из москвичей – героев романа прекратил лгать и хамить,
А) Бенгальский б) Римский в) Бездомный г) Варенуха
В финале романа после того, как Воланд со свитой покинул Москву, кто из москвичей – героев романа бросил конферанс в Варьете, предпочтя жить на сбережения
А) Бенгальский б) Римский в) Бездомный г) Варенуха
26. В финале романа после того, как Воланд со свитой покинул Москву, кто из москвичей – героев романа отказался от должности финдиректора Варьете, а его место занял предприимчивый Алоизий Могарыч.
А) Бенгальский б) Римский в) Бездомный г) Варенуха
В финале романа после того, как Воланд со свитой покинул Москву, кто из москвичей – героев романа вышел из лечебницы и стал профессором философии
А) Бенгальский б) Римский в) Бездомный г) Варенуха
Номер материала: ДБ-1504440
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разрешило вузам перейти на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Анализ эпизода «В Варьете» из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Крупнейшим достижением М. А. Булгакова является роман «Мастер и Маргарита». Это особое произведение, в котором писателю удалось сплавить воедино миф и реальность, сатирическое бытописание и романтический сюжет, правдивое изображение и фантастику, а также иронию и сарказм. Булгаков показал в своем произведении четыре разных мира: землю, тьму, свет и покой. Ершалаим двадцатых годов I века и Москва двадцатых годов XX столетия — вот земной мир. Герои и времена, в них описанные, как будто разные, а суть одна. Вражда, недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствуют и в далекие времена рабовладельческого Рима, и в современной Булгакову Москве.
Пороки общества обнажает Воланд, в котором автор художественно переосмыслил образ Сатаны. Воланд занимает в романе Булгакова значительное место, но никто, кроме Мастера и Маргариты, не узнает в нем Сатану. Почему? Дело в том, что обыватели не допускают существования в мире чего-то необъяснимого. В изображении Булгакова Воланд вобрал в себя многие черты различных духов зла: Сатаны, Вельзевула, Люцифера и других. Но больше всего Воланд связан с Мефистофелем Гете. Оба они — «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Но если Мефистофель — веселый и злорадный искуситель, то булгаковский Воланд гораздо величественнее. Сарказм, а не ирония — вот его основная черта. В отличие от Мефистофеля, Воланд предоставляет искушенным возможность выбрать между добром и злом, дает шанс использовать свою добрую волю. Он видит все, мир открыт ему без румян и грима. Он высмеивает, уничтожает при помощи своей свиты все то, что отступилось от добра, изолгалось, развратилось, нравственно оскудело, утратило высокий идеал. С презрительной иронией смотрит Воланд на представителей московского мещанства, на всех этих дельцов, завистников, воришек и взяточников, на это мелкое жулье и серых обывателей, которые живучи в любые времена.
Большое значение в этом отношении имеет сцена в зале Варьете, или так называемый «сеанс черной магии». Эпизод начинается с выхода на сцену известнейшего в Москве конферансье Жоржа Бенгальского. Его плоские шутки, претензии на остроумие — все то, что сам автор называет «ахинеей», служат лишь фоном для появления Воланда. Резко контрастируя с конферансье всем своим внешним видом и поведением, специалист по черной магии негромко приказывает: «Кресло мне» и, сев в него, тут же произносит фразу, являющуюся, в сущности, ключом к пониманию всего эпизода, а также определяющую причину появления Воланда в Москве: «Скажи мне, любезный Фагот… как по-твоему, ведь московское народонаселение значительно изменилось?» И Фагот-Коровьев, отвечая на этот вопрос, сразу же отмечает, как именно изменились люди. Но Воланда интересуют не внешние атрибуты, а то, изменились ли горожане внутренне, стали ли они лучше.
Пытаясь ответить на этот вопрос, булгаковский Воланд превратил зал Варьете в лабораторию по исследованию человеческих слабостей. «Иностранный консультант» показывает фокусы, а то, как люди реагируют на них, раскрывает ему и нам, читателям, саму сущность людей.
Прежде всего в этом эпизоде разоблачается жадность публики и ее мещанская пошлость, которые особенно проявляются в тот момент, когда на изумленных зрителей посыпался «денежный дождь». Люди в попытках урвать сколько-нибудь денег себе теряют человеческий облик: «Кое-кто уже ползал в проходе, шаря под креслами. Многие стояли на сиденьях, ловя вертлявые, капризные бумажки». Из-за денег люди были готовы наброситься друг на друга. И тут невольно каждый из нас вспоминает слова знаменитой арии Мефистофеля: «Люди гибнут за металл. Сатана там правит бал».
Таким образом, еще раз можно провести параллель между Мефистофелем и Воландом, а от сцены в Варьете тянутся нити к сцене бала у Воланда, когда перед нами проходит целая вереница самых отъявленных и отборных негодяев, воров, убийц и мошенников.
Здесь же, в Варьете, мы видим самых обычных людей. Они разные: есть и хорошие, и плохие. Они просто люди. Вот на сцене появляется женщина, чтобы забрать бесплатные туфли. Они ей достались даром, но она еще спрашивает: «А они не будут жать?»
Присутствовавшую на сеансе черной магии публику объединяла страстная любовь к деньгам, чрезмерное любопытство, недоверчивость и страсть к разоблачениям. Да, граждане сильно изменились внешне. А внутренне они люди как люди. «Ну, легкомысленные, ну, что же и милосердие иногда стучится в их сердца, обыкновенные люди». Возможность легкой наживы опьяняет, деньги разжигают злобу, выявляют и без того накопившуюся в большом количестве в умах граждан глупость. И голову болтуну Бенгальскому Фагот отрывает не по собственной инициативе. Это безобразное предложение поступило с галерки. Даже когда оторванная голова звала на помощь доктора, никто не пришел на помощь. И лишь одна сердобольная женщина из ложи крикнула: «Ради бога, не мучьте его!» Публика все же оказалась милосердной и просила Фагота простить несчастного конферансье и надеть обратно его глупую голову.
Люди были возбуждены и напуганы тем, что они увидели. Оторванная голова Бенгальского произвела на них ужасное впечатление. Но как только Воланд предлагает женщинам бесплатно одеться в дамском магазине по парижской моде, то публика сразу же забывает о неприятном инциденте. Получается, что народ легко подкупить каким-либо щедрым предложением. Люди слишком быстро забывают чужие несчастья.
И все же после всех проверок Воланд делает вывод, что москвичи — «люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы они не были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что же … и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…»
Таким образом, эпизод в Варьете ярко изобличает пороки людей того времени. Словами Воланда Булгаков говорит о том, что люди не изменились в душе: по-прежнему любят деньги, легкомысленны, иногда жестоки, а иногда милосердны. Так было и во времена Христа, и во времена Булгакова, есть и сейчас.
Сцена в Варьете несет важнейшую смысловую нагрузку в романе. Во-первых, она позволяет читателю лучше понять сущность Воланда и проясняет, зачем он появился в Москве.
Кроме того, в этом эпизоде, как в кривом зеркале, автор дает возможность нам увидеть себя. Быть может, поняв, какие мы есть на самом деле, мы сумеем хоть чуточку измениться и стать лучше, добрее, благороднее. Автор, показывая революционную действительность 30-х годов XX века на фоне истории человечества, соотносит это время с вечными гуманистическими ценностями.
Конспект урока литературы в 11 классе по роману «Мастер и Маргарита» Булгакова М. А. «Анализ 12 главы «Черная магия и ее разоблачение»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
«Черная магия и ее разоблачение»
Все проходит, как тень, но время
Остается как прежде мстящим,
И былое темное бремя
Продолжает жить в настоящем.
Н.Гумилев «Сатана в нестерпимом блеске…»
УРОК. Анализ 12 главы «Черная магия и ее разоблачение»
романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
ЦЕЛЬ УРОКА. Проанализировать 12 главу романа
М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
«Черная магия и ее разоблачение»,
показать ее место в общем замысле.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА К УРОКУ.
Обязательное прочтение 12 главы романа.
Индивидуальные задания для учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ. Мультимедийный проектор, экран, отрывки из фильма «Мастер и Маргарита»
Вступительное слово учителя.
В «Мастере и Маргарите» Булгаков сопрягает два временных плана – события 30-х годов 20 века и события древних библейских времен, великолепно сочетая быт, фантастику, политику, любовь, сатиру, философию. Действия романа, происходящие с промежутком почти в 2 тысячи лет, гармонируют между собой, а связывает их борьба добра со злом, всепроникающая мысль, творчество, поиск истины.
Но Булгаков переворачивает обычные представления о добре и зле, показывая их по-своему, заставляя тем самым читателя задуматься, переосмыслить нынешние представления о жизни, о нравственности.
С этими мыслями подробней остановимся на 12 главе романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» «Черная магия и ее разоблачение». Москва 30-х годов, Воланд и его свита в театре Варьете.
Сообщение учащегося «Воланд и москвичи».
— Да, эта глава едва ли не самая яркая в романе. Феерический сеанс черной магии. Сначала тройка велосипедной семьи Джули.
— На что обращает внимание этот отрывок?
Анализ отрывка начала главы,
затем чтение отрывков и их анализ.
Вот так подробно, как будто с натуры – пролог к сенсации. Кукольность, марионеточность, в явно сниженных тонах, с иронией. Булгаков не жалеет комических тонов, не жалеет красок. Непритязательная публика съест и это.
Сообщение о варьете и о том, что в Москве
Не было театра Варьете, но был Московский
Мюзик-холл. Булгаков хорошо знал это место.
— Снова горькая ирония. Если в освещенном веками театральном искусстве на первый план выступают балаганы вроде Варьете, а администраторы Лиходеев, Римский готовы выпустить на сцену хоть самого черта в погоне за выручкой, то остается все меньше места для подлинного искусства.
— Появляется Воланд и его присные. Какими они предстают перед нами?
Наблюдения о Воланде и его свите. (Сообщения уч-ся)
— Начинается сеанс черной магии. И мы уже можем догадаться о цели и визите в Москву. Прочитаем этот эпизод.
— Скажи мне, любезный Фагот, как по-твоему, ведь московское народонаселение значительно изменилось?
— Ты прав. Горожане сильно изменились, внешне, я говорю, как и сам город впрчем.О костюмах нечего уж и говорить, но появились эти… как их… трамваи… автомобили…
— Но меня, конечно, не столь интересуют автобусы, телефоны и прочая
— Аппаратура! – подсказал клетчатый.
— Да, это важнейший вопрос, сударь.
— О чем это они? Мы можем догадаться? (Ответы учащихся)
— Во 2 главе о Понтии Пилате Иешуа Га-Ноцри утверждает, что все люди добры, злых людей нет на свете, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины, что человек перейдет в новый храм истины, и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.
— Так каков же итог тысячелетий? Изменился ли мир? Люди? Рухнул ли храм старой веры, перешли ли люди в царство истины и справедливости здесь, в этой стране, претендующей на мессианскую роль? Советская власть настаивала на переменах. Что же следует за этими словами?
— Да-да, действо в театре – ряд ужасных опытов, проверок на человечность или бесчеловечность, жестокость и жадность. Сталкивая зрителей в Варьете (где, по выражению Бенгальского собралось пол-Москвы) писатель как бы исследует, способны ли они противостоять соблазну, искушению грехом, подняться над серой повседневностью, отвлечься от дрязг и интриг.
И вот они – искушения, выдуманные, подчеркнем, не дьяволом, а людьми.
Просмотр отрывка начала сеанса. Анализ.
— Сначала электризуют публику неизвестно взявшиеся «настоящие деньги». Вся эта сцена в Варьете сниженная. Этот эпизод напоминает знаменитую вариацию арии Мефистофеля из оперы Ш. Гуно «Фауст».
Звучит запись куплетов Мефистофеля
— Да, « Сатана там правит бал, люди гибнут за металл». Только вместо поэтической вакханалии Гуно Булгаков дает нам омерзительную лихорадку пошлости. И когда появляется «разоблачитель» Жорж Бенгальский…
Отрывок фильма, наблюдения за Ж. Бенгальским.
— Появляется Жорж Бенгальский, и ненависть толпы обрушивается на него в глумливо-несерьезной форме: «Голову ему оторвать?» Только словесная фигура. Но сила черной магии – в моментальном обращении слова в действие.
Идет нарочито натуралистическая сцена отрывания головы. Для чего? Объясните.
— Люди поражены собственной стадной жестокостью, опомнились. Сначала одинокий голос, потом – хор. Здесь впервые вмешивается Воланд.
— Ну что же, они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…
— И громко приказал: «Наденьте голову». Эти уже ставшие хрестоматийными слова князя тьмы несут в себе как и современный Булгакову политический подтекст, так и глубинный философский смысл. Да, за прошедшие 2 тысячи лет люди мало изменились «внутренне». Не подтверждается мысль Га-Ноцри?
— Многие эпизоды романа построены по принципу «зеркального отражения». Как похоже на поведение толпы в Древнем Ершалаиме!
— Далее буквально идет раздевание московской публики. Воланда забавляет массовый «стриптиз». Развращенных бедностью москвичей и москвичек ждет еще одно испытание –вещами. Как подан этот эпизод?
— Во время сеансов проступили черные дыры в жизни горожан. Сомневающегося в подлинности фокусов почетного гостя Аркадия Аполлоновича Семплеярова обвинили в супружеской измене, о чем на весь горлопанил Фагот, он же Коровьев.
Одно название рабочего места гражданина вызывает смех.
— Чем заканчивается глава?
— В Варьете после этого, как пишет автор, началось Вавилонское столпотворение: «адские взрывы хохота, бешеные крики, заглушаемые золотым звоном тарелок из оркестра».
— Автор рисует через фантастику, гротеск московских обывателей, их потребительские аппетиты, отсутствие веры, приводит их к оскотиниванию. Пребывание Воланда в Москве обнаруживает зло, делает его очевидным, разоблачает его. Так что же не дано человечеству прийти к добру, справедливости, истине? Но откуда милосердие в глумливой толпе? Малейшее проявление его примиряет автора (да и Воланда тоже) с людьми, заставляет поверить в нравственную сущность людей. Тема добра, милосердия явственно обозначена именно в этой главе.
— Глава называется «Черная магия и ее разоблачение». Так произошло это разоблачение?
— Пороки представлены как искажение человеческого существа, а не как основа. И поэтому не тоска, не отчаяние, а сокрушающий зло смех – вот итог булгаковской Москвы.
— К какому выводу приходим мы о месте 12 главы в общей канве романа?
— Спасибо. Но нас ждут не менее интересные страницы «Мастера и Маргариты». Так что в путь, друзья мои!