к какому возрасту деятельность пищеварительного тракта у детей достигает уровня взрослого человека
Причины и характер проблем со стороны ЖКТ у детей различного возраста
В период новорожденности и в детском возрасте, острые и хронические заболевания желудочно-кишечного тракта не являются редкостью. Существуют отдельные заболевания, которые чаще возникают у детей определенной возрастной категории, что связано с незрелостью иммунной системы, нерациональным питанием, неправильным введением прикорма у детей первого года жизни, а также наличием врожденных структурных изменений в органах пищеварительной системы.
Любые расстройства пищеварительной деятельности в детском возрасте, при несвоевременном лечении, с возрастом могут привести к развитию тяжелых патологий. Родителям важно знать, как правильно ребенку восстановить микрофлору после антибиотиков, а также с какими патологиями ЖКТ можно столкнуться в детском возрасте.
Дети первого года жизни
Дети грудного возраста, чаще всего сталкиваются с такими функциональными расстройствами ЖКТ, как острая и хроническая диарея, дисбактериоз кишечника, острый и хронический энтероколит. Подобные нарушения могут быть обусловлены врожденными аномалиями развития толстого и тонкого кишечника, искусственным вскармливанием с использованием молочные смеси, которая не подходит ребенку, ранним введением прикорма, а также проникновением инфекционных возбудителей бактериальной или вирусной природы. Лечение симптомов энтероколита у детей проводится только после установления точной причины развития патологии.
Хроническая и острая диарея, обусловленная нарушением баланса кишечной микрофлоры или инфекцией, несет прямую угрозу не только здоровью, но и жизни младенца. Если говорить о том, как восстановить микрофлору кишечника ребенка, то в данной ситуации не обойтись без пробиотиков и пребиотиков.
Дети дошкольного возраста
Организм дошкольника продолжает находиться на этапе становления, а иммунная система всё ещё остается незрелой. Кроме того, рацион детей дошкольного возраста значительно расширен по сравнению с грудничками, что может послужить причиной развития пищевой аллергии, а также таких заболеваний органов ЖКТ:
Дети младшего школьного возраста и подростки
С момента начала посещения дошкольного или школьного учреждения, ребёнок ежедневно находится в коллективных условиях. Учащиеся младших классов и подростки, чаще сталкиваются с такими нарушениями со стороны пищеварительного тракта:
В отличие от взрослых, при лечении детей необходимо соблюдать особый подход. Для лечения симптомов дисбактериоза кишечника у детей, назначаются средства, содержащие бифидум и лактобактерии. При выборе лекарственных средств отдается предпочтение медикаментам щадящего действия, которые имеют минимальный список побочных эффектов. Одним из главных звеньев лечения инфекционных и неинфекционных патологий желудочно-кишечного тракта у детей являются пробиотики и пребиотики, которые восстанавливают нормальный баланс кишечной и желудочной микрофлоры.
Особенности применения пробиотиков и пребиотиков у детей
Препараты из группы пробиотиков и пребиотиков очень часто назначаются детям разного возраста с лечебно-профилактической целью. Препараты, сочетающие в себе пробиотический и пребиотический компоненты, являются незаменимой составляющие комплексной терапии инфекционного и неинфекционного гастроэнтерита, энтерита и кишечного дисбиоза в периоде новорожденности. Для восстановления микрофлоры после антибиотиков, ребенку назначают пробиотики и пребиотики с первого дня начала антибактериального лечения.
С точки зрения эффективности, комбинированный прием антибиотиков и пробиотиков малоэффективен, так как от общего количества принимаемых бактерий, жизнеспособными остаются не более 25%. Решить эту проблему позволило изобретение метапребиотика, который содержит комбинацию из фруктоолигосахаридов и фруктополисахаридов, а также лактат кальция. Метапребиотик Стимбифид Плюс для детей не нормализует кишечную микрофлору за счёт содержания бифидум и лактобактерий, но при попадании в просвет желудочно-кишечного тракта, компоненты Стимбифид Плюс создают максимально благоприятные условия для размножения нормальной микрофлоры.
При контакте с антибиотиками, эффективность метапребиотика не снижается, поэтому Стимбифид для детей одинаково совместим с любыми антибактериальными препаратами. Восстанавливая нормальную микробиоту желудка и кишечника, Стимбифид Плюс повышает иммунитет и помогает гармонизировать все процессы в организме ребенка. Компоненты метапребиотика благоприятно влияют на интеллектуальное развитие детей, и помогают улучшить школьную успеваемость. Метапребиотик для детей полностью безопасен, поэтому может быть использован с лечебно-профилактической целью уже с первых дней жизни. В инструкции по применению Симбифид Плюс, для детей обозначена дозировка и кратность приёма.
Пищеварительная система ребенка
Как питается маленький ребенок и чем пищеварительный процесс новорожденного отличается от пищеварительного процесса взрослого человека? Как облегчить процесс адаптации малыша к прикорму?
Как устроен процесс питания ребенка во время беременности?
С процессом питанием дети знакомятся задолго до появления на свет. Собственная пищеварительная система у малыша начинает развиваться очень рано — уже в конце 3-ей недели внутриутробного развития. Постепенно совершенствуясь, к моменту рождения она уже готова выполнять свою основную функцию – переваривать и усваивать пищу.
Плод получает от матери необходимые для его роста и развития вещества, в том числе кислород, белки, жиры, углеводы, микроэлементы, биологически активные вещества. Одновременно малыш с помощью организма матери избавляется от ненужных веществ — углекислого газа, отработанных продуктов жизнедеятельности.
Весь этот обмен между организмом матери и плода происходит через специальный орган, который функционирует только во время беременности – плаценту. В плаценте кровеносные сосуды матери и плода расположены близко друг к другу и таким образом, что между ними легко происходит обмен веществ.
Особенности пищеварительной системы новорожденного
Но вот ребенок родился, и все изменилось. Теперь процессы питания малыша не связаны с маминой плацентой, и новорожденному надо адаптироваться к новым, непривычным для него условиям.
Пищеварительная система новорожденного отличается от пищеварительной системы взрослого незрелостью и способностью переваривать и усваивать пока только один продукт – грудное молоко (или приближенные к нему по составу молочные смеси). Хватает ли ребенку питания, насколько адекватен режим кормлений, правильно ли мама освоила техники грудного вскармливания — все это должен оценить врач, который малыша наблюдает. Кормящей маме стоит поговорить с врачом об особенностях своей диеты, так как неправильное питание кормящей женщины может навредить малышу.
Незрелость пищеварительной системы новорожденного проявляется в повышенной проницаемости слизистой оболочки кишечника, недостаточности пищеварительных ферментов, некоординированности двигательной активности кишечника, а также отсутствии зубов и несовершенстве процессов глотания (твердой пищи) и жевания.
Проблемы с пищеварением у новорожденного ребенка
Родители часто беспокоятся, сталкиваясь с так называемыми функциональными — то есть, временными, не связанными с какой-либо патологией — нарушениями пищеварения у малышей. К ним относятся колики, срыгивания, запоры, вздутие живота. У детей первых месяцев жизни эти нарушения возникают как раз в связи с незрелостью пищеварительной и нервной систем и адаптации их к внеутробной жизни. Пищеварительная система малыша как бы «учится» принимать, переваривать и усваивать пищу. Обычно все эти проблемы проходят сами собой к возрасту 3-4 месяца — по мере созревания и адаптации желудочно-кишечного тракта малыша.
Однако, даже если нарушения пищеварения у малыша похожи на функциональные, при их появлении обязательно необходимо показать ребенка врачу. Нередки ситуации, когда колики, срыгивания или запоры не только не проходят, но и усиливаются, и к ним добавляются дополнительные симптомы. Чаще всего это случается при пищевой аллергии у ребенка, диагностировать которую может только врач.
Как понять, что ребенок готов к прикорму?
Схему и сроки введения продуктов прикорма необходимо обсудить с врачом, который ребенка наблюдает и знает его индивидуальные особенности развития и состояния здоровья. Сроки начала введения прикорма варьируют от возраста 4 месяцев до возраста 6 месяцев – именно в этот временной промежуток происходит созревание пищеварительной системы ребенка. Признаки готовности ребенка к введению прикорма определяет врач.
Что подразумевает понятие «общий стол»?
Когда же пищеварительная система ребенка становится похожей на ту, что у взрослого — и что подразумевает понятие «перевод на общий стол»?
Понятие «взрослая» еда или «общий стол» для ребенка раннего возраста подразумевает только постепеннное снижение степени измельченности продуктов прикорма и некоторое расширение меню.
Но речь ни в коем случае не идет о том, что теперь в меню ребенка нужно вводить потенциально аллергенные или сложные для переваривания продукты. Жареный картофель, фастфуд, борщ с зажаркой, креветки и экзотические, нетипичные для нашей полосы фрукты — все это не подходит для питания детей младшего возраста. Если вы хотите добавить в рацион малыша какие-либо новые продукты, обязательно поговорите об этом с врачом, наблюдающем малыша.
Особенности питания детей школьного возраста
Особенности питания детей школьного возраста
Одним из необходимых условий, обеспечивающих правильную жизнедеятельность человеческого организма, является полноценное питание.
В период получения образования организм учащегося испытывает повышенные нагрузки, как умственные, так и физические, что связано с большим расходом энергии и высоким потреблением пищевых веществ. Нарушение питания в этот период может привести к расстройствам жизнедеятельности организма, в том числе к возникновению и прогрессированию различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, органов кровообращения, изменениям со стороны эндокринной, костно-мышечной и центральной нервной систем. На сегодняшний день продолжает расти число алиментарно зависимых заболеваний у учащихся, напрямую связанных с нарушением рационального питания.
По данным лабораторных исследований центра Биотической Медицины г. Москва у детей отмечается микронутриентный дефицит по: селену на 74,8%, калию на 30,7%, фосфору на 18,6%, йоду на 17,8%, кальцию на 12,6%.
Для правильного развития организма, сохранения высокой работоспособности детям и подросткам необходимо соблюдение режима питания. Изменение интервалов между едой часто приводит к нарушению аппетита у детей и подростков. Прием пищи без аппетита вызывает расстройство работы органов пищеварения, способствует развитию хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта. При регулярном питании вырабатывается рефлекс на выделение в установленное время наиболее активного желудочного сока, богатого ферментами. Поступающая пища встречает подготовленную почву для активного переваривания.
Длительные перерывы между едой отрицательно сказываются на работоспособности учащихся, поэтому на своевременность приема пищи необходимо обращать должное внимание. Оптимальным для детей школьного возраста является 4-5-разовое питание.
Во время напряженной умственной работы усиливаются процессы обмена, а следовательно, и потребность в питательных веществах.
Для деятельности высших отделов центральной нервной системы небезразлично и содержание в пище полноценных жиров ( в особенности сливочные и растительные масла) и углеводов. Во время напряженной работы возникает высокая интенсивность обменных процессов в головном мозге, причем в качестве энергетического ресурса преимущественно используется глюкоза. Деятельность головного мозга зависит от снабжения его глюкозой почти в такой же степени, как и от снабжения кислородом.
Полноценное питание невозможно и без витаминов, которые как катализаторы участвуют в обменных процессах организма. Потребность ребенка в витаминах относительно высока, так как количество их на 1 кг веса должно быть значительно больше, чем у взрослых. Нельзя забывать, что зимой и весной потребление витаминов с пищей заметно уменьшается, а это может вызвать гиповитаминозные состояния: ухудшение самочувствия, более быструю утомляемость во время занятий. Для предотвращения этих нежелательных явлений следует употреблять продукты, содержащие витамины (зелень, фрукты, овощные и фруктовые соки, варенье) или поливитаминные препараты, выпускаемые промышленностью в виде драже и сиропов.
Энергозатраты организма ребенка увеличиваются при интенсивной умственной деятельности, усиленных занятиях физкультурой и спортом, совмещении учебы с работой. Энергетический баланс зависит от пола и возраста учащегося: в подростковом периоде потребность в энергии увеличивается в связи с усилением деятельности желез внутренней секреции, интенсивными процессами роста и развития организма.
За 5-6 часов учебных занятий энергетические траты учащихся составляют около 600 ккал. У тех, кто не завтракает в школе, к концу учебного дня значительно снижается умственная работоспособность, гораздо быстрее накапливается утомление.
Большинство учащихся и родителей, как правило, осознают важную роль питания для сохранения здоровья, но недостаточно информированы о том, какие факторы питания являются наиболее важными.
В семьях, где присутствует культура питания, в рационе не должны преобладать следующие пищевые продукты:
— жареные во фритюре пирожки, пончики, картофель фри, чипсы;
— кондитерские изделия, сладости, жевательные резинки;
— газированные безалкогольные напитки, особенно содержащие тонизирующие компоненты («Пепси-кола», «Кока-кола» и др.);
— острые блюда и приправы, соусы (уксус, перец, горчица, аджика, кетчуп и др.);
— фаст-фуд (гамбургеры, чизбургеры, хот-доги).
2. Возрастные особенности органов пищеварения
Наиболее существенные морфологические и функциональные отличия между органами пищеварения взрослого человека и ребенка наблюдаются только в первые годы постнатального развития. Функциональная активность слюнных желез проявляется с появлением молочных зубов (с 5-6 месяцев). Особенно значительное усиление слюноотделения происходит в конце первого года жизни. В течение первых двух лет интенсивно идет формирование молочных зубов. В возрасте 2-2,5 года ребенок имеет уже 20 зубов и может употреблять сравнительно грубую пищу, требующую пережевывания. В последующие годы, начиная с 5-6 лет, молочные зубы постепенно заменяются на постоянные.
В первые годы постнатального развития интенсивно идет формирование других органов пищеварения: пищевода, желудка, тонкого и толстого кишечника, печени и поджелудочной железы. Меняются их размеры, форма и функциональная активность. Так, объем желудка с момента рождения до 1 года увеличивается в 10 раз. Форма желудка у новорожденного округлая, после 1,5 лет желудок приобретает грушевидную форму, а с 6-7 лет его форма ничем не отличается от желудка взрослых.
Значительно изменяется строение мышечного слоя и слизистой оболочки желудка. У детей раннего возраста наблюдается слабое развитие мышц и эластических элементов желудка. Желудочные железы в первые годы жизни ребенка еще недоразвиты и малочисленны, хотя и способны секретировать желудочный сок, в котором содержание соляной кислоты, количество и функциональная активность ферментов значительно ниже, чем у взрослого человека. Так, количество ферментов, расщепляющих белки, увеличивается с 1,5 до 3 лет, затем в 5-6 лет и в школьном возрасте до 12-14 лет. Содержание соляной кислоты увеличивается до 15-16 лет. Низкая концентрация соляной кислоты обусловливает слабые бактерицидные свойства желудочного сока у детей до 6-7 лет, что способствует более легкой восприимчивости детей этого возраста к желудочно-кишечным инфекциям.
В процессе развития детей и подростков существенно меняется и активность содержащихся в нем ферментов. Особенно значительно меняется в первый год жизни активность фермента – химозина, действующего на белки молока. У ребенка 1-2 месяцев его активность в условных единицах равна 16-32, а в 1 год может достигать 500 ед., у взрослых этот фермент полностью теряет свое значение в пищеварении. С возрастом нарастает также активность других ферментов желудочного сока и в старшем школьном возрасте она достигает уровня взрослого организма. Следует отметить, что у детей до 10 лет в желудке активно идут процессы всасывания, в то время как у взрослых эти процессы осуществляются в основном только в тонком кишечнике.
Поджелудочная железа развивается наиболее интенсивно до 1 года и в 5-6 лет. По своим морфофункциональным параметрам она достигает уровня взрослого организма к окончанию подросткового возраста (в 11-13 лет завершается ее морфологическое развитие, а в 15-16 лет – функциональное). Аналогичные темпы морфофункционального развития наблюдаются у печени и всех отделов кишечника.
Таким образом, развитие органов пищеварения идет параллельно с общим физическим развитием детей и подростков. Наиболее интенсивный рост и функциональное развитие органов пищеварения наблюдается в 1-й год постнатальной жизни, в дошкольном возрасте и в подростковом периоде, когда органы пищеварения по своим морфофункциональным свойствам приближаются к уровню взрослого организма. Кроме того, в процессе жизни у детей и подростков легко вырабатываются условные пищевые рефлексы, в частности рефлексы на время приема пищи. В связи с этим важно приучить детей к строгому соблюдению режима питания. Важное значение для нормального пищеварения имеет соблюдение «пищевой эстетики».
КМСД и заболевания ЖКТ у детей
Солтан М.М., кандидат медицинских наук, медицинский центр «Здрава», г. Минск
Система пищеварения представляет собой сложный пищеварительный конвейер, от слаженной работы которого в значительной мере зависит состояние ребенка и его здоровье. Несмотря на четко выраженное анатомо-физиологическое деление пищеварительного тракта на отделы, пищеварительный процесс является единым, целостным, между деятельностью отдельных органов существуют тесные взаимосвязи. Расстройство функций одного из отделов пищеварительного тракта может повлечь за собой нарушение функции других органов. Возрастные изменения строения пищеварительной системы и ее функций неразрывно связаны с особенностями жизнедеятельности организма на каждом из этапов своего развития, с энергетическими и пластическими потребностями, с особенностями питания.
Основной функцией системы пищеварения является переваривание и всасывание пищевых веществ, однако пищеварительная система выполняет и другие важные функции, среди которых можно выделить
Все эти функции желудочно-кишечного тракта тесно связаны между собой и направлены для осуществления основной цели – оптимизации процессов пищеварения и всасывания пищевых веществ, которые необходимы для обеспечения энергетических потребностей жизнедеятельности организма, физической активности и роста ребенка.
Нормальная работа пищеварительной системы зависит от обеспечения её питательными веществами, энергетическими субстратами и кислородом. Несмотря на то, что через желудочно-кишечный тракт проходит огромный поток как экзогенных, так и эндогенных пищевых веществ, снабжение всех его отделов энергетическими и пластическими субстратами осуществляется из крови. Поэтому любое нарушение системного или периферического кровообращения не только может вызвать трофические нарушения в органах пищеварения, но также нарушить или полностью блокировать всасывание пищевых веществ.
Для функционирования такого сложного и отлаженного механизма, каким является система пищеварения, необходимы совершенные механизмы регуляции, которые представлены и многократно продублированы на уровне нервной, гормональной и субстратной регуляции и способны работать в автономном режиме. В желудочно-кишечном тракте существует достаточно совершенная система гормональной регуляции, которая настроена и адаптирована к определенному типу и режиму питания.
Важная роль принадлежит субстратной регуляции пищеварения, поэтому любые изменения химического состава рациона, его объема, осмолярности, рН и др. вызывают изменения в системе команд, подаваемых на рецепторный аппарат пищеварения. Нарушения нервной регуляции, прежде всего, влияют на моторику органов пищеварения. Таким образом, поломки в работе системы регуляции лежат в основе развития многих заболеваний органов пищеварения.
Традиционно все патологические состояния, возникающие в любой системе человеческого организма, подразделяют на органические и функциональные. Органическая патология связана с повреждением структуры того или иного органа, степень выраженности которого может колебаться в самых широких пределах от грубой аномалии до тонкой энзимопатии. При функциональных нарушениях указанных повреждений не находят, а возникающие изменения лежат вне пораженного органа и связаны с измененной регуляцией нарушенной функции.
Заболевания органов пищеварения достаточно широко распространены в человеческой популяции. У детей они занимают ведущее место в структуре соматической патологии детского возраста и находятся на первом месте в структуре хронической патологии у детей 0-17 лет (в Республике Беларусь). За последние 20 лет распространенность заболеваний органов пищеварения у детей выросла на 30 % и, по данным разных авторов, составляет от 79,3 до 100 на 1000 детского населения.
Среди заболеваний органов пищеварения ведущее место занимает гастродуоденальная патология, а также функциональные расстройства и воспалительные заболевания желче-выводящих путей. В современных условиях хронические заболевания гастродуоденальной области и билиарной системы имеют раннее начало (начинаются уже в дошкольном возрасте) и в последующем принимают непрерывно-рецидивирующее течение, значительно снижая качество жизни детей и подростков.
По данным российских исследователей, на диспансерном учете в детской поликлинике с заболеваниями органов пищеварения состоят только 7,9% детей в возрасте 1,5-7 лет, что в 5,9 раза ниже показателей по данным активной диагностики (различные заболевания диагностированы у 47,1+3,5% детей этого возраста).
В целом, болезни органов пищеварения возникают как результат взаимодействия генетических факторов и среды обитания. Определенную роль в этом отношении играет и экология. Неблагоприятная экология усугубляет наследственную предрасположенность, усиливает влияние отрицательных семейных факторов, что приводит к более частому возникновению и более тяжелому течению заболеваний органов пищеварения.
Ухудшение экологической обстановки, увеличение частоты аллергических заболеваний, режим повышенных нервно-психических нагрузок, испытываемых в детском коллективе, малоподвижный образ жизни, несбалансированность питания и нарушение режима в настоящее время рассматриваются как основные факторы, которые приводят к росту частоты заболеваний пищеварительного тракта. За последние 10 лет существенно возросла роль нервно-психического фактора в формировании патологии органов пищеварения. Психосоматический генез гастроэнтерологических болезней прослеживается в той или иной степени у 40-50% больных.
У детей существуют возрастные периоды, когда вероятность возникновения проблем со стороны органов пищеварения гораздо выше. Так, повышение заболеваемости органов пищеварения у детей отмечается в возрасте 5-6 и 9-12 лет, т.е. в периоды наиболее интенсивных морфофункциональных изменений в детском организме, когда вследствие неравномерного роста и созревания отдельных органов и систем возникают диспропорции роста и дисфункция органов.
Как было указано выше, из органических заболеваний органов пищеварения у детей чаще всего встречается хронический гастродуоденит (воспалительно-дистрофическое поражение слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки), причины развития которого многообразны.
На современном этапе большой научный и практический интерес представляют данные о роли Helicobacter pylori, как одной из основных причин развития и прогрессирования гастродуоденальной патологии. Среди детей с хроническими заболеваниями желудка и 12-перстной кишки инфицированность Helicobacter pylori составляет до 81% при хронических гастритах и 90-100% при эрозивно-язвенных поражениях гастродуоденальной зоны.
Роль Helicobacter pylori объясняется тем, что под его влиянием развивается атрофия слизистой оболочки и / или происходит развитие кишечной метаплазии или дисплазии, что повышает риск появления злокачественных процессов. В последнее время уже у новорожденных детей Helicobacter pylori обнаруживается в 5,4% случаев, а к 13-15 годам инфицированность достигает 58-72 %.
Кроме того, в развитии гастродуоденитов имеют значение иммунологические нарушения (20%) и токсическое поражение различными веществами (5%). Предрасполагающими к заболеванию гастродуоденитом являются такие факторы, как отягощенный наследственный анамнез, качество и количество пищи, сухоедение, употребление приправ, пряностей, нерегулярность питания (1-2 раза в день), наличие пищевой аллергии.
Приобретенные неинфекционные (воспалительные) заболевания органов пищеварения у детей отличаются полиморфизмом и склонностью к генерализации патологического процесса и имеют некоторые особенности (в отличие от взрослых), которые затрудняют своевременную диагностику и соответственно адекватное лечение:
Для диагностики органических и функциональных заболеваний органов пищеварения первостепенное значение имеет анализ жалоб, наследственный анамнез, знание и учет анатомо-физиологических особенностей желудочно-кишечного тракта ребенка, а также лабораторное и инструментальное обследования. Основная сложность в диагностике функциональных нарушений заключается в необходимости исключить всю возможную органическую патологию. Лишь после этого можно с уверенностью говорить о функциональном характере заболевания.
Использование инструментальных методов обследования в детской гастроэнтерологии является отдельной темой, в связи с небезопасностью многих методов для пациента и ограниченной информативностью.
Диагностика целого ряда хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта стала возможной после внедрения в медицинскую практику эндоскопии и эндоскопической биопсии. Эндоскопии у детей доступны все органы пищеварительного тракта: пищевод, желудок, начальные и терминальные отделы тонкой и все отделы толстой кишки, желчевыводящие пути, печень. Морфологическое исследование слизистой оболочки, взятой при проведении эндоскопического исследования (биопсия), позволяет установить диагноз таких заболеваний, как гастрит, дуоденит, целиакия, неспецифический язвенный колит, болезнь Крона и др., определять степень выраженности хронического воспаления и его активность, контролировать лечение.
Не умаляя высокой диагностической ценности эндоскопических исследований, следует помнить, что все они являются инвазивными методами – и у детей, особенно в сочетании с наркозом и другими способами анестезии, всегда таят угрозу осложнений.
В детской гастроэнтерологии также используется широкий комплекс современных лучевых диагностических методов исследования, в основном рентгенологический, ультразвуковой и компьютерная томография.
Рентгенологический метод и компьютерная томография являются основными и решающими в диагностике врожденных аномалий, пороков развития пищеварительной трубки и приобретенных органических поражений органов пищеварения (новообразования, послеязвенные деформации и др.), а также в выявлении осложнений язвенной болезни (пенетрация, стенозирование, перфорация). Минусом данных методов исследования является облучение обследуемого, которое может быть больше или меньше в зависимости от технических характеристик аппаратуры и сложности самого обследования.
Одним из ведущих методов в детской гастроэнтерологии на сегодняшний день является ультразвуковое исследование (УЗИ). Физиологичность, доступность, безвредность и отсутствие противопоказаний делают УЗИ скрининговым, достаточно информативным методом, уточняющим структурные изменения органов брюшной полости у детей. Однако достоверность получаемой информации зависит от качества получаемого изображения (на что влияют технические характеристики аппаратуры и подготовка пациента к исследованию) и уровня квалификации персонала, работающего с аппаратурой. Кроме того, не все органы пищеварительного тракта могут быть качественно визуализированы с помощью УЗИ. Так при обследовании поджелудочной железы, по данным зарубежных авторов, чувствительность УЗИ составляет 78%, а специфичность 89%, что необходимо учитывать при интерпретации результатов исследования.
Из лабораторных методов исследования чаще всего используются всевозможные биохимические методы исследования функции печени и поджелудочной железы, для проведения которых требуется венозная кровь.
Учитывая вышеописанные ограничения в использовании у детей современных диагностических методов, перспективным для диагностики заболеваний органов пищеварения у детей (особенно дошкольного возраста) является использование КМСД. База данных КМСД содержит информацию о маркерах заболеваний (воспалительных, дегенеративных, онкологических) всех отделов желудочно-кишечного тракта, начиная с ротовой полости и заканчивая прямой кишкой (в общей сложности более 273 маркеров).
КМСД позволяет дифференцировать острые заболевания от хронических, функциональные от органических, что в свою очередь влияет на тактику ведения пациента и подбор рекомендаций. Наличие маркеров онкологических заболеваний ЖКТ дает возможность врачу своевременно заподозрить данную группу заболеваний у обратившегося и направить его для подтверждения диагноза и дальнейшего лечения к онкологам.
С помощью КМСД можно диагностировать инфицированность Helicobacter pylori и контролировать эффективность проведенной эрадикации. При диагностике острого заболевания органов пищеварения есть возможность с помощью КМСД установить этиологию (вирусы, бактерии, простейшие, грибы). Всего около 480 маркеров. Кроме того, КМСД позволяет проводить диагностику гельминтозов (около 230 маркеров), что является актуальной проблемой в детском возрасте.
В профилактике (как первичной, так и вторичной) заболеваний органов пищеварения основное значение имеет не медикаментозное лечение, а фактор питания, включающий тщательный санитарный контроль за организацией общественного питания, а также индивидуальные меры профилактики (соблюдения режима питания; исключение переедания, употребления жирной, острой, соленой, копченой пищи, сладкой газированной воды; щадящий способ приготовления пищи; контроль за сроками годности и составом продукции; отказ от употребления фастфуда и пр.). Важную роль в профилактике гастроэнтерологических заболеваний играют режим труда и отдыха, лечение сопутствующих заболеваний (прежде всего санация хронических очагов инфекции в носоглоточной области; санация полости рта; лечение невротических и аллергических состояний).
При помощи КМСД можно составить оптимальную индивидуальную диету для ребенка с заболеваниями органов пищеварения. Используя базы лекарственных препаратов, биологически активных веществ и фитотерапии, можно подобрать комплементарные аллопатические, гомеопатические препараты, биологически активные добавки, лекарственные растения.
Учитывая многофакторность гастроэнтерологических заболеваний, целесообразно проведение комплексного обследования с помощью КМСД для выявления поражения разных систем, которые могут быть первичными или вторичными по отношению к заболеваниям органов пищеварения. Во время обследования можно провести коррекцию выявленных нарушений. Поскольку профилактика заболеваний органов пищеварения должна носить комплексный характер и включать меры, способные воздействовать на организм долговременно, то специалисты центра дают рекомендации и по изменению образа жизни, быта и привычек человека, имеющего то или иное заболевание органов пищеварения.
Таким образом, вопросы ранней диагностики, лечения и профилактики заболеваний органов пищеварения у детей представляют собой сложную медико-социальную проблему, в решении которой может помочь использование КМСД.