к какому виду ууд формируемых на уроке физической культуры относится планирование

Формирование УУД на уроках физической культуры

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Формирование УУД на уроках физической культуры

Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами

Соотнесение известного и неизвестного

Выбор эффективных способов решения учебной задачи

Способность к волевому усилию

Действия постановки и решения проблемы

Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общенаправленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи физической культуры, необходимо разработать методику, т.е. выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у учащихся 1-4 классов и развитие 5-9 классов без ущерба для остальных задач урока физической культуры.

Рекомендации по разработке методики:

Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к учащимся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу.

Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений. Можно создать условия для создания учащимися фотографий, рисунков, схем.

Каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД.

Технологическая карта урока физической культуры (пример)

Предмет: Физическая культура

Раздел : подвижные игры с элементами спортивных.

Практический компонент цели: Формирование умения навыка работы с мячом (чувство мяча).

Задачи урока: Закрепить подбрасывание мяча на заданную высоту.

Закрепить стойки и передвижения игрока.

Воспитывать у учащихся доброе и уважительно отношение к окружающим, содействовать улучшению эмоционального фона на уроке и психоэмоционального состояния занимающихся.

Тип урока: урок систематизация знаний.

предметные – уметь организовать правильно работу в группе, взаимодействовать со сверстниками в группе,.

метапредметные (универсальные учебные действия):

личностные : развития навыков сотрудничества со сверстниками при работе по станциям.

регулятивные : определять цели и задачи урока, уметь осуществлять действия по образцу и заданному правилу, оценивать свои действия и действия партнера.

познавательные: уметь объяснять задания ; понимать причины успеха и не удачи.

коммуникативные: сохранять доброжелательные отношения друг к другу, уметь слышать друг друга и с взрослого, формировать навык учебного сотрудничества.

Необходимое оборудование: резиновые мячи, теннисные.

Подготовительная часть 1.Организационный этап

Здравствуйте! Я рада видеть вас сегодня таких подтянутых, красивых учеников.

Строятся в одну шеренгу. Приветствуют учителя, отвечают на вопросы.

Регулятивные – настрой на рабочую деятельность.

Коммуникативные – действия планирования учебного сотрудничества.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.

Спрашивает чем отличается теннисный мяч от резинового, что у них общего?

Проверка на внимание.

Определение вместе с учащимися задачи урока.

Ученики отвечают на вопросы, выдвигают варианты ответов, участвуют в обсуждении.

Научиться различать по форме, по цвету

Учащиеся выполняют повороты на месте. С открытыми, и закрытыми глазами.

Определяют с помощью учителя задачи урока.

Регулятивные – самостоятельно выделять и формулировать задачи; искать и планировать способы достижения поставленной цели

Личностные – самоопределение, смыслообразование.

Показывает упражнения в ходьбе, беге («Слушай сигнал»).

Осуществляет индивидуальный подход

Корректирует выполнение заданий.

Контролирует выполнение разминки.

Учащиеся идут в обход по залу, смотрят на учителя, выполняют задания которые учитель показывает.

В беге выполняют задания. После бега переходят на ходьбу, восстанавливают дыхание. Перестраиваются из одной шеренги по четыре.

Выполняют упражнения в игре «Молекулы».

Познавательные – уметь ориентироваться различные способы бега «змейкой», «противоход».

Коммуникативные – сохранять доброжелательные отношения к друг другу; устанавливать рабочие отношения.

Основная часть урока.

Делит класс на 4 отделения.

Организует работу в отделениях.

Проверяет, контролирует направляет.

Переходят к местам работы.

Знакомятся с заданием

Составляют план работы( по предложенному шаблону).

Объясняют план работы.

Показывают задания. Акцентируя внимания на том, как правильно необходимо выполнять упражнения.

Высказывают свои предположения.

Ответственные организуют работу в отделениях.

Выполняют задание. Контролируют собственное выполнение задания.

Регулятивные формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого.

Коммуникативные – доброжелательность, сдержанность и уважение к соперникам и игрокам своей команды в процессе игровой деятельности.

Познавательные – уметь составить план работы, разбирать задания, находить информацию.

Учитель организует рефлексию.

Какие трудности испытывали на уроке, какую цель поставили, какими способами ее достигали.

Все получилось – 2 больших пальчика вверх;

Не совсем все получилось испытывал затруднения – один большой пальчик вверх

Испытывал затруднения, очень сложно было работать. – руки за спину.

Ученики осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, анализируют достигнутый результат с затруднением и поставленной целью.

Личностные – действия смыслообразования;

Регулятивные – учатся оценивать свою работу на уроке, умение признавать свои ошибки.

Познавательные – действия, связанные с рефлексией деятельности

Домашнее задание: выполнять упражнения с мячом.

Регулятивные – развитие самостоятельности в поиске решения поставленных задач.

Источник

Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры

Отличительной особенностью нового федерального государственного стандарта образования является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.

Универсальными компетенциями учащихся по физической культуре являются:

Я стараюсь на уроке развивать:

умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре я считаю развитие следующих умений:

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

1). Задания должны соответствовать возрастным особенностям и возможностям детей.

2). Приоритет самостоятельности учащихся. Там, где это возможно и безопасно необходимо дать ученикам действовать самостоятельно; так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу.

3). Формирование УУД необходимо осуществлять системно, на всех этапах обучения двигательному действию. На этапе начального разучивания следует уделить внимание определению цели, то есть предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие). На этапе углубленного изучения возможна организация работы в группе по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание условий для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия. На этапе совершенствования необходимо выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; отработка упражнения в различных условиях и ситуациях.

4). Использование проблемного диалога. В учебниках «Физическая культура» этот принцип поддерживается специальным методическим аппаратом. Начиная с 2-3 классов введены проблемные ситуации, стимулирующие учеников к постановке целей, даны вопросы для актуализации необходимых знаний, приведён вывод, к которому ученики должны прийти на уроке. Деление текста на рубрики позволяет научить учащихся составлению плана. Наконец, при подаче материала в соответствии с этой технологией само изложение учебного материала носит проблемный характер. В соответствии с этой технологией ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе сформулированной самими учениками цели урока. У детей развиваются умения определять цель своей деятельности, планировать работу по её осуществлению и оценивать итоги достижения в соответствии с планом.

5). Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности. На первых порах совместно с учителем ученики выполняют репродуктивные задания, позволяющие им понять тему, затем наступает черёд продуктивных заданий, в рамках которых ученики пробуют применить полученные знания в новой ситуации. Наконец, в конце изучения тем учащиеся решают жизненные задачи (имитирующие ситуации из жизни). Таким образом, осуществляется переход от чисто предметных заданий к заданиям, нацеленным прежде всего на формирование универсальных учебных действий.

В своей практике на уроках физической культуры в начальных классах часто применяю игровые технологии, как групповые, так игры в паре, поскольку эти технологии позволяют в естественной и непринужденной атмосфере формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

На уроках физкультуры дети учатся взаимодействовать друг с другом не только в игре, но и вне неё – в повседневной жизни. Участвуя в играх и соревнованиях, дети расширяют круг друзей, приобретают опыт общения с малознакомыми людьми.

Урок стараюсь организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу, но это не всегда получается

Задания стараюсь выбирать соответствующие возрасту детей и программе. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений. Можно создать условия для создания самими учащимися фотографий, рисунков, схем.

Учащийся сам должен стать «архитектором» и «строителем» собственного образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД)

В заключении хочется сказать, что любая педагогическая технология, применяемая на уроках физической культуры, должна быть переосмыслена учителем и окрашена творческим, эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям.

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

-состояние здоровья детей;

-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

-стремление принимать и решать учебную задачу;

-навыки общения со сверстниками;

— умение контролировать свои действия на уроке.

Источник

Приёмы формирования УУД на уроках физической культуры. Характеристика универсальных учебных действий по физической культуре

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Районное методическое объединение.

Приёмы формирования УУД на уроках физической культуры.

Характеристика универсальных учебных действий по физической культуре

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

Универсальными компетенциями учащихся по физической культуре являются:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностные результаты освоения учащимися содержания программы по физической культуре:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения:

— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

— планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

— коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

— оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных школе инструментов ИКТ и источников информации;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

— моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

— построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников

и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

— определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

— управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Формируемые УУД на уроке физической культуры

Личностные универсальные действия

основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;

освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;

развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;

освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

Освоение способов двигательной деятельности.
Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом.

Регулятивные универсальные действия

умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия.
Планирование общей цели и пути её достижения; распределение функций и ролей в совместной деятельности; конструктивное разрешение конфликтов; осуществление взаимного контроля; оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов

Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом.

Коммуникативные универсальные действия

взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах спорта)

Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, спортивные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом.

Для формирования личностных УУД используются задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.

для формирования УУД

Выполнение контрольных упражнений

Самостоятельная оценка выполненного задания, оценка учителем, сравнение, разбор ошибок.

— соотнесение известного и неизвестного

— способность к волевому усилию

для формирования УУД

Найти оптимальный вариант выполнения части упражнения в группе.

1. Формулирование цели

2. Выделение необходимой информации

4. Выбор эффективных способов решения учебной задачи

9. Действия постановки и решения проблемы

для формирования УУД

Самостоятельная работа по определённой теме

Доклад 5 мин по теме урока самостоятельно и в группе.

1. Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами

Источник

Формирование универсальных учебных действий (УУД) средствами физической культуры

Ключевые слова: УУД

Сегодня приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).

Так как, предмет физическая культура остается практически направленным (у нас пока все же меньше теории и больше практики), то и задания мы подбираем так, чтобы формировать УУД можно было непосредственно на уроке.

Задачи УУД на уроках физической культуры:

УУД можно сгруппировать в четыре основных блока.

1) Развивать готовность к сотрудничеству
2) Стремление к физическому само совершенству
3) Стремление к самостоятельному физическому само совершенству
4) Проявлять дисциплинированность, управлять своими эмоциями
5) Формировать потребность к ЗОЖ
6) Формировать выносливость и силу воли для выполнения физических упражнений
7) Стремление преодолевать себя
8) Проявлять качества быстроты, силы, выносливости, координации при выполнении беговых упражнений
9) Стремление к физическому развитию
10) Формировать выносливость и силу при выполнении физически сложных упражнений

1) Различать допустимые и недопустимые формы поведения
2) Уважительное отношение к другим людям
3) Бережное отношение к спортивному инвентарю и соблюдение правил по технике безопасности.
4)Технически правильно выполнять двигательное действие
5) Соблюдать правила техники безопасности при выполнении беговых упражнений
6) Регулировать дистанцию при беге с одноклассниками
7) Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общие интересы
8) Уметь через диалог разрешать конфликты

1) Умение строить по росту, выполнять простые команды
2) Способы развития физических качеств
3) Организация деятельности с учетом требований её безопасности
4) Умение контролировать скорость и расстояние при беге
5) Умение бежать со средней скоростью и ускоряться
6) Планировать спортивные занятия в режиме дня, организовывать отдых досуг в течение дня с использованием средств физической культуры
7) Уметь выбрать для себя с учетом своих особенностей способ закаливания
8) Необходимость отслеживания состояния здоровья
9) Отслеживать двигательные действия составляющие содержание подвижных игр
10) Умение самостоятельно разрабатывать стратегию игры
11) Осваивать технику физических упражнений прикладной направленности

1) Понимание ценности человеческой жизни
2) Взаимодействие с родителями, умение формулировать свои цели
3) Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в игре
4) Осваивать универсальные умения при взаимодействии в группах
5) Осваивать универсальные умения, управлять эмоциями во время подвижных игр
6) Взаимодействовать со сверстниками на принципах дружбы и толерантности
7) Взаимодействовать в группах, подчиняться капитану
8) Проявлять положительные качества личности
9) Взаимодействовать в группах при выполнении технических действий с мячом

Результатами обучения должны стать личностные, метапредметные и предметные достижения обучающихся, формируемые посредством освоения физкультурной деятельности, в т.ч. универсальных учебных действий.

Понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и саморегуляции человека. Совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (управление движениями, управление процессами в теле).

Понимание развития сознания и мышления, внутренней моральной силы, побуждающей к созидательной деятельности (управлению своими ощущениями и внутренними состояниями).

Понимание морального самообладания, адекватной оценки своего «Я», самоопределения личности в оптимально-социальных условиях микро и макросреды (в семье, школе, социальной группе). Понимание интеллекта как управления мыслью и размышлениями, направленными на совершенствование позитивных и нравственно-духовных ценностей.

Бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих. Понимание комплекса характеристик мотивациионной и потребности информативной сферы, что определяется системой ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. Понимание духовности (общечеловеческие истины: добро, красота, любовь, милосердие).

Знание анатомии, физиологии человека, строение и функции всех органов и систем организма человека. Знание физиологических процессов во время выполнения ФУ.

Знание психических процессов человека, темперамента, характера человека, рефлексов (осознанных и неосознанных действий). Имеет знания о чувствах и эмоциях, самооценке, уровне притязаний, тревожности, агрессивности и работоспособности.

Способность интересно и доступно излагать знания о ЗОЖ, формулировать цели и задачи ЗОЖ, аргументировано вести диалог по основам организации и ведения ЗОЖ. Знать о профилактике вредных привычек и различных заболеваний.

Способность проявлять инициативу и творчество при организации различных занятий, доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, умение оказать помощь при освоении знаний и умений. Способность проявлять дисциплинированность и уважение к окружающим.

Владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжений. Понимание своих физических параметров, склонностей и способностей.

Владение знаниями о собственном темпераменте, о чертах своего характера. Владеет навыками логических операций, может долго сохранять свое внимание, систематизиро-вать и классифици-ровать полученные знания.

Владеет умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и применять полученные знания. Владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами.

Владеет способностью управлять своими эмоциями, проявляет культуру общения, способен адекватно включаться в различные совместные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении.
Владение умением предупреждать конфликтные ситуации, решать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся.

Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Многие из нас застали времена, когда мы к каждому уроку писали конспект и триединые задачи к нему (образовательная, оздоровительная, воспитательная). Так вот, воспитательные задачи и личностные результаты перекликаются между собой. В личностных результатах заложен воспитательный компонент, который не может формироваться на каждом уроке, но должен присутствовать. Но за время освоения учебной программы эти результаты должны быть достигнуты.

При формировании личностных УУД главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Нужны для того, чтобы научить ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу, адекватно оценивать выполненную им работу, исправлять ошибки.

Используя средства ФК, вполне возможно научить школьника:

Если совсем коротко сказать, то это умение планировать и достигать цели.

При формировании регулятивных УУД особое внимание уделяется рефлексивному развитию учащихся, обеспечив смену позиций и разный взгляд на свою деятельность.

Развитие рефлексивной культуры является одной из главных идей современного образования. Она проявляется в:

Игра «Ставим оценку»

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем, обеспечивающие процесс познания и усвоения нового;

При формировании познавательных УУД, надо помнить, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. Поэтому, нам необходимо научить ребенка правильно применять свои знания.

Все мы понимаем, что любое взаимодействие, связанное с общением, развивает коммуникативные качества ребенка. Подразумевается, что если обучающийся сформировал их, то он может:

Коммуникативные компетенции формируются и совершенствуются в практическом общении, поэтому необходимо регулярно для каждого учащегося создавать специально организованные ситуации, где он должен слушать, не перебивая собеседника, читать, четко и ясно излагать свои мысли, письменно или устно, задавать вопросы на уточнение и т.д. Коммуникативная компетенция является необходимым условием успешной реализации личности.

Реализуя ФГОС, на своих уроках даю обучающимся большую свободу. Обозначая цель, предлагаю им самим выбирать каким путем ее достигать. Например: младшие школьники сами предлагают, в какую игру можно поиграть, чтобы развить быстроту реакции или прыгучесть; самостоятельно сооружают полосу препятствий, учитывая цель урока; формируют команды; все мои ученики самостоятельно («»), как они думают, определяют себе объем нагрузки и интенсивность выполнения упражнений; придумывают игровые задания типа «а так можешь? а кто быстрее»? Конечно, чаще их самостоятельность идет в ущерб моторной плотности урока, мы теряем и в уровне развития физических качеств. Скажу честно, что меня как учителя и тренера такое положение дел не всегда устраивает. Но, возможно, при таком подходе, решаются не менее важные задачи образования и воспитания.

К практической группе заданий относится поисковая работа (например, найти необходимую информацию, решить шараду). Этот прием использую при проведении веселых стартов, игр типа «Зарница» или интегрированных уроков. Например, на одном из этапов надо выполнить столько отжиманий, сколько составляет разница между высотами мужской и женской волейбольной сетки. Задания такого типа формируют и познавательные УД, и регулятивные, а если это работа в команде, то и коммуникативные УД.

— Найти объяснение названиям видов спорта, отталкиваясь от его перевода (футбол, баскетбол, бодибилдинг, стретчинг, дайвинг, сноубординг);

Игра «Повтори за мной»

Задачи: упражнять в выполнении основных движений на координационной лестнице, развивать самостоятельность, активность, творчество в движении.

Ход игры

Первый ребенок показывает движение на «Лесенке», другие дети повторяют. Ведущий выбирает того, кто повторил движение точнее всех. Новый ведущий предлагает следующее движение.

Конечно, проще для учителя рассказать, что это такое, для чего применяется, продемонстрировать ряд упражнений и использовать на своих уроках по мере необходимости. Но если дети самостоятельно добудут информацию, поймут, что тренировки с ее помощью широко применяются почти во всех видах спорта, сами будут составлять схемы и выполнять по ним упражнения. Таким образом, мы можем отметить, что при выполнении задания такого типа поисковая работа (работу с информацией) плавно перетекает в разработку новых заданий (схем), которые в дальнейшем можно использовать и в игровой деятельности, и для тренировки физических качеств.

Правильная организация поисковой работы, разработка обучающимися новых заданий часто становятся толчком к выполнению проектов.

Одним из видов мини-проекта можно считать составление и проведение комплекса упражнений определенной направленности (для разминки, развития физического качества «быстрота» или «выносливость», на укрепление мышц брюшного пресса и спины и пр.). Более сложный вариант такого вида задания: составление тренировочной программы (например: для себя, чтобы развить определенное физическое качество, худеющей родственницы или сестры, находящейся на домашнем обучении).

Хорошо формируются УУД при выполнении задания: составить комбинаций из ранее изученных элементов. Задание составить и выполнить связку из 5-6 элементов, чтобы она смотрелась, как единое целое обучающиеся получают на уроках гимнастики, когда они освоили базовые упражнения: кувырок вперед, назад, стойка на лопатках, мостик, колесо, сед углом руки в стороны. И поверьте, там такие возможности для формирования УУД…

Еще одной разновидностью мини-проекта может стать организация малознакомой (или незнакомой) подвижной игры. Это хорошо работает после каникул, пока свежи воспоминания (кто-то был в оздоровительном лагере, кто-то отдыхал у родственников). Кстати, обучающиеся любят сами придумывать новые игры, игровые задания, вносить изменения в уже существующие.

У нас в школе есть много ребят, которые регулярно занимаются в спортивных секциях на базе Спортивного комплекса с. Хомутово. Особенно дети любят футбол. Так вот, они на переменах для желающих начальной школы проводят мастер класс, показывают элементы разминки «футболиста».

Примером педагогики сотрудничества можно считать пополнение силами обучающихся методической копилки (изготовленные схемы выполнения упражнения «планка» и упражнения для координационной лестницы, используются обучающимися других классов); помощь в проведении спортивно-массовых мероприятий.

Теоретические задания для формирования УУД

В рабочей программе по физической культуре нет строго фиксированного количества теоретических часов, но стандартом заложена необходимая для изучения информация и мы, учителя физической культуры, не можем ее игнорировать.

Знаю, что некоторые учителя отводят для теоретических уроков время в начале изучения нового раздела и проводят их в обычных учебных классах.

Я же стараюсь давать информацию дозированно. На каждом уроке нахожу возможность и для повторения пройденного материала, и на изучение нового.

Вполне уместно, во время партерной гимнастики, выполняя стрейч-упражнения побеседовать с обучающимися по пройденным темам и выяснить, на сколько они их уяснили (что такое гибкость, от чего зависит, как развить, какие-либо феноменальные примеры проявления этого физического качества);

Или в начале урока по лыжной подготовке побеседовать на темы: тепловой режим, профилактика обморожений, зимние виды спорта, чемпионы, виды лыжных ходов…

Естественно, что у других учителей больше возможности для формирования УУД познавательного характера. Мы меньше времени отводим на изучение тем, опросам по пройденному материалу, работе с карточками. Исключение составляет то время, когда идет целенаправленная подготовка школьников к Олимпиаде по предмету или Президентским состязаниям.

Освобожденным от физических нагрузок, можно дать задания такого типа:

Работа с текстом. Прочитать текст. Найти определенное количество ошибок за отведенное время. Беру какой-либо текст за основу и намеренно делаю ошибки (история, правила игры, судейство). Анализ ответов дает картину уровня знаний.

В заключении хочу сказать:

Формируя УУД мы поднимаем уровень образования на такую высоту, которая позволит обеспечить выпускнику достойную жизнь и свободное развитие.

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия. Задача учителя показать ученикам, что это физическая культура. Чем выше культура, тем выше будет уровень эстетического и этического развития, тем более гармонично развитый человек вырастет в дальнейшем.

Подвижные игры, которые я использую на своих уроках для формирования регулятивных и коммуникативных УУД

Антивышибалы

В центре игровой площадки стоит водящий. На противоположных сторонах площадки распределяются остальные игроки (дистанцию следует определять по возможностям играющих) Задача игроков заключается в том, чтобы перебросить мяч на противоположную сторону, но так, чтобы его не поймал водящий в центре. Если водящий поймал мяч, то тот, кто его бросил, присоединяется к водящему, и так игра продолжается, пока не останутся 1-2 человека. Во избежание споров кидать мяч следует по очереди с каждой стороны. Водящий (водящие) не должен выходить за пределы площадки, в пределах игровой зоны он может передвигаться свободно.

Еще интереснее продолжить игру наоборот. Когда остаются 2 человека, они продолжают перебрасывать мяч друг другу, но теперь те, кто перехватывает мяч, выходят из центра на ту сторону, откуда он был брошен. Игра продолжается, пока все не выйдут кроме одного, он и начнет следующую партию водящим в центре.

Также можно продолжить игру, как в «Вышибалы»: кого выбили, тот и выходит на сторону того, кто его выбил, и ввести правило: бросать мяч только низом (даже желательно катить, иначе играя на улице, дети начинают делать очень высокие броски, которые невозможно достать).

Бросай далеко, собирай быстрее

Игра повторяется несколько раз. Побеждает команда, закончившая с лучшим временем. Можно учитывать все забеги или считать по количеству забегов, выигранных командами. За преждевременные старты начисляются штрафные секунды или является фальстарт (все собиратели возвращаются обратно и ждут сигнала вновь).

Вышибалы с кеглями

Играют две команды, каждая находится на своей половине игровой площадки, на территорию противника игроки заходить не должны. На дальних линиях у каждой команды стоят по 4-5 кеглей. Игроки стараются выбивать друг друга мячом. Нельзя ловить мяч с лету, брать катящийся мяч, пока он не коснется стенки, потолка, другого игрока или кегли, иначе будет засчитано попадание и игрок покинет площадку.

Если удается сбить кеглю противника, засчитывается свечка, которую можно потратить на спасение выбитого игрока или оставить для команды на будущее. Считается любое сбивание кегли: от стены, другого игрока, от другой кегли, даже если свой игрок, пробегая мимо, заденет ее ногой. Как только кегля засчитана, команда обязана ее поставить вновь. Защищать кегли можно только от мячей, летящих от потолка, стен, игрока или другой кегли. Если мяч катится по полу точно в кеглю, защитить ее никак не получится. У игроков появляется выбор: выбивать игроков команды-соперницы или зарабатывать свечки. Некоторые игроки вообще забывают, что кого-то надо выбивать, стараясь заработать больше свечек.

Вышибалы через сетку

Вариант игры залпами: сначала один залп (5 мячей) делает одна команда, затем другая. Выбитые покидают площадку после двух залпов. Если игроков много, то бросающие пятерки все время меняются (все должны попробовать побросать).

Парашютисты

Используемая литература

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *