к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы

Характеристика основных видов ТСО, применяемых на уроках литературного чтения.

к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Смотреть фото к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Смотреть картинку к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Картинка про к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Фото к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Смотреть фото к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Смотреть картинку к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Картинка про к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Фото к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Смотреть фото к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Смотреть картинку к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Картинка про к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Фото к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Смотреть фото к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Смотреть картинку к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Картинка про к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Фото к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы

Технические средства обучения – это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.

Одна из причин слабого использования технических средств обучения многими учителями состоит в неумении обеспечивать техническую работоспособность подобных средств обучения. Боязнь технической сложности аппаратуры и затруднений, возникающих при ее неисправности, является сильнейшим психологическим барьером для широкого использования техники.

К работе с техническими средствами необходимо готовить и учеников. При первоначальном ознакомлении с обучающей техникой они обычно бывают крайне возбуждены и заинтересованы, поэтому часто обращают внимание на второстепенные моменты и не всегда усваивают учебную информацию.

Чтобы поднять эффективность первого занятия, необходимо обучить детей работать с новым средством, готовить их к восприятию и запоминанию информации, четко определять цели работы, объекты оценки и контроля. Если средства используются редко, то это становится чрезвычайным событием и вызывает бурю эмоций. Частое использование приводит к потере интереса учащихся.

Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Правильное чередование средств может предотвратить это явление. Минуты напряженного умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия.

Художественная литература воспроизводит действительность в живых картинах, образах и, по существу, сама является наглядным изображением действительности. Однако бывают случаи, когда освоению литературного текста могут помочь изобразительное искусство, музыка, кино, телевидение и т. д.

Эти виды искусства становятся на уроке новым источником информации, способствуют пробуждению эстетического чувства или содействуют более четкому оформлению в сознании школьников образов, созданных писателем. Смежные виды искусства на уроке литературы, а также разнообразные графические материалы (схемы, таблицы, плакаты и т. д.) и принято считать наглядными средствами обучения. Применение наглядности на уроке и во внеклассной работе носит принципиально разный характер и преследует разные цели.

Главная, основная функция наглядности на уроке литературы – помочь учащимся в постижении литературного произведения и творчества писателя в целом, в овладении теоретико-литературных знаниями, в развитии речи учащихся – одним словом, в решении всех тех задач, которые стоят перед учителем литературы. В распоряжении современного учителя имеются самые разнообразные средства наглядности: иллюстративно-художественные и графические материалы, грамзаписи и радиопередачи, кинофрагменты и учебные кинофильмы, телефрагменты и телеуроки.

Зрительная наглядность имеет большое значение в преподавании литературы. Роль зрительной, наглядной опоры при изучении литературы могут выполнять репродукции портретов писателей, иллюстрации к произведениям, картины жанрового характера, фотографии мест, связанных с жизнью писателя, скульптурные фигурки героев книг, макеты. По своему педагогическому значению к иллюстративно-художественной наглядности близки статичные экранные пособия – диафильмы и диапозитивы.

к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Смотреть фото к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Смотреть картинку к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Картинка про к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Фото к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы

При использовании звукотехнических средств или экранных пособий-как фрагмента урока учитель подчиняет их своей учебной задаче; однако кино- или диафильм, показанный целиком, может стать и основным компонентом урока, занять его большую часть. В таком случае педагог вынужден считаться с точкой зрения создателей фильма, их трактовкой темы, методической позицией.

Поэтому при подготовке к уроку, в центре которого учебный, научно-популярный, художественный фильм, или диафильм, учитель должен предварительно просмотреть его, учесть, на какой возраст рассчитан, в какой момент изучения темы может быть использован, совпадает ли позиция создателей фильма с концепцией урока в целом и т. д. Особенное внимание следует обращать на соотношение материала фильма и учебника, реальных знаний учеников и информации, которую несет экранное пособие. Зачастую учебный фильм или диафильм, используемый учителем, скажем, на вступительном уроке в VIII—IX классах, является безадресным: элементарные сведения о жизни писателя, известные ученикам из курса IV—VII классов, смешиваются в нем с фактами и цитатами, рассчитанными на старшеклассников, дублируется материал учебника и пр. Естественно, что более рационально пользоваться фильмами и диапозитивами, авторы которых имели определенную методическую позицию и запрограммировали в них задания, имеющие точный адресат и требующие активности учеников на уроке.

Л. П. Прессман разделяет задания по материалам технических средств на две основные группы.

1. Задания, связанные с воссозданием деталей и эпизодов литературного текста (пересказ кадров литературных диафильмов; изложение эпизодов текста с помощью немых или звуковых диакадров или фрагментов из фильмов; составление пересказа опущенных в фильме эпизодов и пр.).

2. Задания творческого характера, связанные с развитием воображения и познанием других видов искусства (сравнение фрагментов из фильмов, передач и диафильмов с текстом; составление кадропланов, сценарных вариантов отдельных эпизодов текста и пр.)

Плюсы использования на уроке литературного чтения ТСО:

— экономию времени на уроке;

— глубину погружения в материал;

— повышенную мотивацию обучения;

— развитие творческих способностей;

— возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

— возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;

— привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Использование современных ТСО на уроках литературного чтения в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету; систематизировать усвоенные знания; сформировать навыки самоконтроля; сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности; оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Этапы подготовки урока по литературному чтению с использованием ТСО.

1.Концептуальный. Постановка учебных целей с ориентацией на достижение результатов (формирование, закрепление, обобщение знаний, контроль усвоения и т.д.); выбор типа образовательных ресурсов.

2. Технологический. Выбор методики проведения занятий и проектирование основных видов деятельности учителя и учащихся; выбор способов взаимодействия учителя и ученика.

3. Операционный. Это поэтапное планирование уроков, подготовка учебных материалов.

4. Педагогическая реализация. Управление познавательной деятельности учащихся.

Источник

Ответы на тест по курсу: «Методика преподавания русского языка и литературы в образовательном учреждении». Теория и методика обучения литературе.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Ответы на тест по курсу: «Методика преподавания русского языка и литературы в образовательном учреждении».

К изучению какого вида произведений относится характеристика: этот тип произведения автор создает не только с помощью художественного языка, но и действием?

К драматическому произведению.

Что относится к основным направлениям развития устной речи как специальной учебной деятельности учителя и ученика целью которой является овладение речью?

Споры, дискуссии, диалоги, беседы.

Каковы цели учащихся на уроке?

Выполнять задание учителя.

Каковы основные цели учителя на уроке?

Воспитывать учащегося через обучение.

Какие из нижеперечисленных тем не рассматриваются на уроках литературы?

Изучение прототипов того или иного произведения: биографии, жизни.

Что подразумевают элективные курсы по литературе?

От чего зависит содержание речи учителя на литературе?

Что является важной целью обучения литературе в школе? Отметьте «лишнее» утверждение.

Приобщение учащихся к прочтению «серьезной» литературы.

Какие из представленных методов не относятся к школьной практике преподавания по источнику знаний?

К какому виду темы относится наглядность, мультимедия на уроке литературы?

С какими предметами связана литература на этапе рассмотрения обзорных тем?

К предметам какого цикла можно отнести литературу?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Смотреть фото к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Смотреть картинку к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Картинка про к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Фото к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Смотреть фото к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Смотреть картинку к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Картинка про к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Фото к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Смотреть фото к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Смотреть картинку к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Картинка про к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Фото к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Урок № 61 РАЗРЯДЫ НАРЕЧИЙ

Урок № 60 НАРЕЧИЕ: ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ, МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ

Урок № 59 Тематическая Контрольная работа № 5 (диктант). Выразительное чтение вслух художественных и публицистических текстов

Методическая разработка. ИНТЕГРАЦИЯ ОЧНЫХ И ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА (ТЕХНОЛОГИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ») СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТОВ «РУССКИЙ ЯЗЫК» И «ЛИТЕРАТУРА»

Буква Оо. Мой алфавит.

Конспект урока по русскому языку по теме: Сочинение-описание «Первый снег»

Урок № 58 Обобщение и систематизация изученного по теме «Деепричастие». Морфологический разбор деепричастий

Урок № 57 Сборка и разыгрывание диалогов по предложенной ситуации общения

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5241009 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Смотреть фото к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Смотреть картинку к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Картинка про к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Фото к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы

Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей

Время чтения: 1 минута

к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Смотреть фото к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Смотреть картинку к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Картинка про к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Фото к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы

Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах

Время чтения: 1 минута

к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Смотреть фото к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Смотреть картинку к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Картинка про к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Фото к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Смотреть фото к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Смотреть картинку к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Картинка про к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Фото к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Смотреть фото к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Смотреть картинку к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Картинка про к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Фото к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы

Минтруд предложил проект по реабилитации детей-инвалидов

Время чтения: 1 минута

к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Смотреть фото к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Смотреть картинку к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Картинка про к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы. Фото к какому виду темы относится наглядность мультимедиа на уроке литературы

Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

1) печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.); 2) электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа: мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.); 3) аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.); 4) наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты– цели, содержание, формы, методы.

Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Термином multimedia (в пеpеводе с английского – «многосpедность») опpеделяется инфоpмационная технология на основе пpогpаммно-аппаpатного комплекса, имеющего ядpо в виде компьютеpа со сpедствами подключения к нему аудио- и видеотехники. Мультимедиатехнология позволяет обеспечить пpи решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с тpадиционными для нашего воспpиятия средствами пpедставления звуковой и видеоинфоpмации, для синтеза тpех стихий (звука, текста и гpафики, живого видео).

Типы и виды наглядности

Принцип наглядности обучения в современной дидактике – это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации (объяснительно-иллюстративный метод).

Классификация наглядных средств по признаку восприятия учебного материала: слуховые, зрительные, синтетические. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии учебной информации, тем легче она усваивается.

Классификация наглядных средств с учетом их дидактических свойств. Чаще всего специалисты классифицируют наглядные средства обучения по содержанию, характеру изображаемого и форме представления:

2. Условно-графическая наглядность (логико-структурные схемы или модели): таблицы;схемы; блок-схемы; диаграммы; гистограммы; графики; макеты; карты; картосхемы;планшеты.

3. Мультимедийная наглядность (на основе как изобразительных, так и условно-графических иллюстраций): все фотоизображения; анимация и 3D моделирование (без звука и с музыкальным или речевым сопровождением); аудиофрагменты (аудиофрагменты текста, аудиолекции, звуковые комментарии к рисункам, речевые фрагменты персоналий и др.); видеофрагменты, или видеоролики; аудиовидеофрагменты (лекций, конференций, событий, явлений и др.); видеофильмы (художественные и документальные).

Виды наглядности при изучении литературы

Этапы изучения литературной темыВиды наглядности
1. Общая характеристика исторической эпохиДокументы эпохи, портреты исторических деятелей, деятелей культуры, фотокопии документальных материалов, произведения живописи
2. Знакомство с творческой биографией писателя1. Фотографии и портреты самого писателя, его друзей, родных, близких, размещенные в фотоальбомах 2. Литературные экскурсии по памятным местам. 3. Музыкальное сопровождение. 4.Сценическая история пьесы (кинофрагменты из фильмов-спектаклей, звукозаписи сцен в исполнении мастеров театра). 5. Включение в урок материалов учебных фильмов, фрагментов телепередач.
3. Текстуальное изучения литературного произведения1. «Фоновая» наглядность: предметы быта, обстановка, вооружение, одежда. 2. Портреты литературных героев, иллюстрации к произведению, в том числе и киноэкранизации (образы-характеры, сцены). 3. Знакомство с пейзажами, описанными в произведении писателей. 4. Фонозаписи художественных произведений.
4. Знакомство с различными интерпретациями художественного произведения1.Графические интерпретации художественного произведения: тематически близкие произведения живописи, иллюстрации. 2. Музыкальная интерпретация. 3. Театральные интерпретации. 4. Киноверсии. 5. Литература в критике.

Беседа как дидактический прием и ведущая форма работы на уроке

В средних классах занимают основное место. В старших должна увеличиваться доля самостоятельных видов работы и лекций, но и здесь беседа занимает не менее половины всего учебного времени.

Виды бесед

По степени подготовки: свободная; по заранее известным вопросам (учителя, учебник)

По характеру учебной деятельности: репродуктивная; эвристическая; беседа с элементами диспута; проблемная, смешанного типа.

По месту в уроке, теме: предварительная; текущая; итоговая; проблемная.

По характеру задаваемых вопросов: выявление первичного впечатления; по жизненным впечатлениям; аналитическая по тексту, к критической статье.

«Свободная» беседа – вопросник заранее не предлагается, беседа строится по вопросам, возникающим в процессе работы. Но «свободная» не значит бессистемная. Преподаватель должен продумать логику проведения беседы: с чего начать, в каком направлении идти, к каким выводам привести. Уместна на этапе первоначального ознакомления с темой, произведением, автором. Свободный обмен мнениями и суждениями.

Беседа по первым впечатлениям. Ситуация «обдумывающего восприятия». Цель – развитие эмоциональных реакций, закладываются основы будущего анализа; определить, насколько полно, верно воспринято произведение при первом самостоятельном прочтении.

Каким чувством проникнуто произведение?

Что при чтение вызвало затруднение, сомнение?

Какой поступок героя запомнился?

Какие эпизоды читались с наибольшим интересом?

Что привлекает, что нравится или, наоборот, не нравится, отталкивает в герое (в манерах, в особенностях его поведения)?

Как бы вы поступили, если бы оказались на месте героя?

Что возникло перед глазами, когда вы читали эти строки? Что вы чувствовали, читая их?

Как вы думаете, что чувствовал поэт, написавший эти строки? В каком настроении он пребывал, о чем он думал или мечтал?

О чем, по-вашему, мог бы думать, размышлять, что вспоминать, какие воспоминания перебирать в памяти чело­век, написавший эти строки?

К каким эпизодам хотели бы нарисовать иллюстрации?

Какие вопросы хотели бы обсудить на уроках по произведению?

Эвристическая беседа.Виды вопросов, требующие эвристической деятельности учащихся.

1. Поиск ответа на вопрос. Способ решения учебной задачи известен.

Чем герои отличаются друг от друга?

Способ действия: нужно сопоставить поведение в одинаковой ситуации, проанализировать взаимоотношения с окружающими, сделать вывод.

2. Ответ известен. Поиск способов доказательства.

Как доказать утверждение…?

Способ действия: нужно подобрать из текста наиболее яркие примеры, выстроить в последовательности.

3. Поиск способов работы и ответа на вопрос.

Способ действия: найти ответ, определить последовательность доказательств.

Источник

Доклад на тему «Технические средства обучения и наглядность на уроках литературы»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МКОУ Джогинская СОШ

«Технические средства обучения и наглядность на уроках литературы»

Подготовила: учитель русского языка и литературы МКОУ Джогинской СОШ Исаева Ольга Юрьевна

Начало XXI века в России отмечается осознанным интересом научно-педагогической общественности и органов управления образованием к повышению качества образования. В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий.

Актуальной и новой задачей, в соответствии с требованиями Стандарта, становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Технические средства обучения – это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. Слайд 3

Являясь важным источником информации, технические средства в то же время выступают в роли мощных стимуляторов обучения, способных активизировать учебный процесс, оказать значительное воздействие на умножение и совершенствование методов развивающего обучения. Слайд 4

Одна из причин слабого использования технических средств обучения многими учителями состоит в неумении обеспечивать техническую работоспособность подобных средств обучения.

К работе с техническими средствами необходимо готовить и учеников. Слайд 5. При первоначальном ознакомлении с обучающей техникой они обычно бывают крайне возбуждены и заинтересованы, поэтому часто обращают внимание на второстепенные моменты и не всегда усваивают учебную информацию. Чтобы поднять эффективность первого занятия, необходимо обучить детей работать с новым средством, готовить их к восприятию и запоминанию информации, четко определять цели работы, объекты оценки и контроля. Если средства используются редко, то это становится чрезвычайным событием и вызывает бурю эмоций. Частое использование приводит к потере интереса учащихся. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Правильное чередование средств может предотвратить это явление. Минуты напряженного умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия.

Использование ТСО не будет эффективно, если его применение станет редким и несистемным. Без принципа систематичности (строгой логической последовательности изложения) не мыслится ни одно пособие, кинофильм, диафильм, теле- или радиопередача, рассчитанные на определенное место в системе уроков или на данном конкретном уроке в логической связи с его материалом.

Нередко можно увидеть уроки с включением и аудиозаписи, и кинофрагментов, но технические средства, не выполняя четких дидактических задач, не активизируют процесс обучения, используются не направленно, а иногда и формально.

Анализируя, например, I действие «Горя от ума», учитель предлагает восьмиклассникам прослушать одну из сцен. После прослушивания, однако, анализ текста продолжается без всякого учета только что услышанной его сценической трактовки. Использование проигрывателя оказалось в данном случае «вставным номером», без определённой учебной задачи.

При изучении «Детства» Горького в VI классе учителя часто демонстрируют в классе фрагменты одноименного кинофильма. Отлично поставленные и сыгранные сцены и сами по себе, разумеется, могут помочь в освоении текста, в более четком оформлении в сознании у школьников образов горьковских героев. Однако функция кинофрагментов сводится в таком случае к иллюстрации: от ученика не требуется значительного интеллектуального напряжения, активного включения в урок. Кроме того, возникает опасность отождествления в сознании ученика словесного образа и кинообраза.

Однако, если одной из учебных задач урока сделать сопоставление кинофрагмента и эпизода повести «Детство», эти опасности нейтрализуются. Сопоставляя, например, описание Горьким танца бабушки (глава III) с аналогичным эпизодом фильма, учитель может обратить внимание учеников на особенности выразительных средств киноязыка, а затем подробно остановиться на том, как писатель помогает нам увидеть танец бабушки, ощутить его динамику посредством искусства слова. Кинофрагмент оттенит горьковское описание, станет фоном для анализа литературного текста и таким образом приобретет дидактическую функцию в структуре урока.

Хотя литература по существу своему является наглядным изображением действительности, но бывает немало случаев, когда в преподавании следует привлечь изобразительное искусство и музыку. Наглядность – не редкость на уроках литературы. Но редко мы используем её для объяснения теоретико-литературных понятий. Слайд 6

Основное наглядное пособие словесника, на мой взгляд,- картина художника. Она нужна, прежде всего, чтобы познакомить студентов с новым для них предметом или явлением, отсутствующим в его жизненном опыте и восполнить то, чего не хватает ему для восприятия словесного литературного образа. Когда, например, ученики читают в стихотворении Пушкина «Зимняя дорога» о том, чего они сами не видели:

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То- разгулье удалое,

То-сердечная тоска. Слайд 7

то пейзаж и настроение путника станет понятнее, если картина придет на помощь и покажет ему зимнюю дорогу, борзую тройку, подвешенный к дуге колокольчик и ямщика.

Таким образом, можно объяснить два теоретико-литературных понятия: эпитет и пейзаж. Темы, включающие эти понятия (т.е., «Изобразительно- выразительные средства» и «Композиция») расположены в программе друг за другом, что ещё более облегчает задачу. На примере этого стихотворения я объясняю роль эпитетов в создании настроения стихотворения. Картина помогает не только услышать эту печаль и грусть, но и увидеть. В противовес я привожу строчки из другого стихотворения Пушкина «Зимнее утро»:

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный.

Пора, красавица, проснись.

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись… Слайд 8

Затем, прошу учеников найти эпитеты и сказать, какое они создают настроение? На дом задаю нарисовать иллюстрацию к стихотворению так, чтобы она отражала настроение поэта и была светлой и радостной. На примере этой же картины можно объяснить и тему «Пейзаж».

Ниже приведены примеры уроков с 5 по 7 класс, с использованием данного ресурса и указанием тех универсальных учебных действий, которые они помогают формировать.

Например, уроки литературы, посвященные произведению И.С. Тургенева «Му-му», были представлены в виде проекта на тему «Сколько стоит жизнь?». После прочтения произведения ученикам были предложены отрывки из кинофильма (использование проектора), снятого по этой повести. Только по окончанию просмотра у них сложилась полная картина происходящего. Он смогли погрузиться в ту эпоху, увидеть наряды, жилища, обычаи крестьян, познакомиться к крепостным правом и многим другим. Далее им предстояло выбрать одну из групп – адвокаты (считающие, что в смерти собаки виновен не главный герой, а крепостное право), прокуроры (имеющие противоположную сторону) и судьи, которым предстояло вынести решение по вопросу: «Кто виноват?». После ответа на проблемные вопросы группы создавали буклеты и презентации для защиты своей точки зрения.

Слайд 10 УУД сформированные при помощи ТСО на данном уроке:

— групповое создание буклета в программе Microsoft Office Publisher – коммуникативные, регулятивные, познавательные;

— групповое создание презентации для защиты проекта – регулятивные, коммуникативные.

Активность мышления стимулируется с помощью технических средств путем создания проблемных ситуаций: учащихся направляют по поисковому пути приобретения знаний, когда умышленно создается такое положение, выход из которого ищут сами ученики. Открывая неизвестное и решая поставленные в фильме или передаче задачи, учащиеся сами извлекают знания и делают выводы.

УУД сформированные при помощи ТСО на данном уроке: Слайд 12

— презентация в Microsoft Office PowerPoint (выбор героя, проверка знаний) – личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные;

— аудио запись классических произведений – личностные, познавательные;

Результатом использования ТСО на уроках является повышение психофизических характеристик у детей, улучшение качества знаний, возросший интерес учащихся к предмету, способность более четко определять цель и способы ее достижения. Все это доказывает, что использование данного ресурса ведет к положительным результатам.

Формирование универсальных учебных действий не ограничивается только уроками. Слайд 14 Для достижения наибольшего эффекта необходима взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности. Одним из способов, на мой взгляд, является создание школьной газеты, как учебного проекта по русскому языку и литературе, либо как курса занятий по «журналистике».

Что не маловажно, что учащиеся видят результаты своей работы.

Это подтверждает предположение о том, что целенаправленная системная работа с ТСО помогает формировать универсальных учебных действий.

Вот к каким выводам я пришла в использовании наглядности: Слайд 16

1. Она должна быть не целью, а средством обучения, развития мышления учащихся.

2. Использовать наглядность не только в качестве иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемной ситуации, но нужно следить, чтобы наблюдения студентов были систематизированы и поставлены в отношения причины и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались.

3. Рассматривать наглядные средства сначала в целом, потом главное и второстепенное, а затем снова в целом.

4. Стараться изготавливать наглядность вместе со студентами; лучше всего то пособие, таблица или схема, которые сделаны студентами.

5. Использовать наглядность как одно из средств связи с жизнью.

6. Не забывать, что наглядность – сильнодействующее средство, которое при невнимательном и неумелом использовании может увести мысль студентов от решения главной задачи, подменить цель ярким средством.

Слайд 17 При использовании технических средств и наглядности наблюдается улучшение коммуникативных универсальных действий. Учащиеся развивают умение слушать и вступать в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Каждый ребенок может выполнять полностью автономно свою часть общей работы, а затем все это сводится в единый результат, зависящий от качества выполненной каждым работы. Слайд18 Из этого следует, что ТСО становятся основным средством сочетания коллективной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *