к какому виду риска относится правовой риск

Оценка правовых рисков

Понятие оценки правовых рисков с недавнего времени довольно активно обсуждается, причем не только среди юристов: в эффективной работе любой организации заинтересованы и руководители, и финансовые работники. Мария Юхаранова, ведущий юрист-консультант Группы компаний «Ю-Софт», расскажет, как организовать систему оценок у себя в компании.

В условиях стремительно развивающегося рынка разработка системы оценки правовых рисков – это не пустая трата времени и денег, а жизненно необходимая вещь для любой организации. Процедура анализа именуется модным термином «Due Diligence», нередко употребляется также понятие «комплаенс-контроль».

Главная проблема

Одной из проблем в системе оценки правовых рисков эксперты называют отсутствие нормативного регулирования: перечень факторов возникновения опасных ситуаций законодательно определен только для организаций финансового рынка. Действительно, Банк России сформулировал определение правового риска в Письме от 30 июня 2005 года № 92-Т. Какое же определение ЦБ дает? Это – риск возникновения у организации убытков из-за различных внутренних и внешних факторов. При этом, к последним отнесены не зависящие напрямую от действий самой фирмы объективные причины, например, несовершенство законодательства. К числу внутренних отнесены не менее очевидные: несоблюдение законодательства, несоответствие внутренних документов нормам, а также неспособность банка своевременно приводить свою деятельность и внутренние документы в соответствие с изменениями законодательства, нарушение компанией условий договоров.

Согласитесь, эти факторы нельзя признать неожиданными. Понятно, что, если фирма нарушает нормы права и условия своих соглашений с контрагентами, неблагоприятных последствий ей не избежать.

Итак, компаниям, нацеленным на успех, необходимо разработать свою систему оценки правовых рисков, позволяющую определить вероятность наступления неблагоприятных обстоятельств, также необходимо создать методы минимзации влияния опасностей на финансовое состояние фирмы.

Понятно, что предусмотреть все невозможно, ведь предпринимательская деятельность не осуществляется четко по законам математики. Но заблаговременное исследование всех возможных «неприятностей» не просто не будет лишним, оно поможет если не исключить, то хотя бы снизить вероятность финансовых потерь.

Стелем соломку

«Стеление соломки» целесообразно поручить специалистам. Их участие в оценке правовых рисков позволит действительно объективно, а главное, профессионально все оценить. Сегодня компании стремятся создавать собственные подразделения (так называемые отделы по управлению рисками), основной функцией которых является выявление, идентификация и ранжирование наступления неблагоприятных событий. При этом, на рынке есть немало специализированных организаций, предлагающих услуги в сфере Due Diligence. Надо заметить, что такие компании востребованы, ведь проанализировать (следовательно, минимизировать) риски необходимо не только в ходе текущей деятельности фирмы, но и при приобретении бизнеса или при выборе потенциальных активов для инвестирования. Очевидно, что определить единую систему оценки рисков невозможно.

Важно изначально определить показатели оценки работы фирмы, исследование которых позволит проанализировать ту или иную сферу деятельности. В рамках правовых рисков, например, такими показателями могут быть количество: судебных разбирательств по искам самой компании или по спорам ее контрагентов.

Наличие тех или иных опасностей зависит от специфики компании: сферы ее деятельности, размера оборотов, даже, как ни странно, от региона, в котором организация работает. Но определенные риски могут возникнуть у любой фирмы. Если обратиться к уже упоминаемому Письму Банка России № 92-Т, в нем определены правовые риски и риски потери деловой репутации. Специалисты выделяют также: договорные, регуляторные, кредитные, рыночные, налоговые, операционные, валютные, даже экологические и климатические (например, для ресурсодобывающих производств), и множество других разновидностей поджидающих компанию опасностей.

Важно изначально определить показатели оценки работы фирмы, исследование которых позволит проанализировать ту или иную сферу деятельности. В рамках правовых рисков, например, такими показателями могут быть количество: судебных разбирательств по искам самой компании или по спорам ее контрагентов; решений (предписаний) контролирующих органов по результатам проверок, проведенных в отношении фирмы; претензий потребителей о продуктах выпускаемых организацией. Немаловажно учитывать и так называемые «внешние» показатели – нормативные акты, затрагивающие сферу деятельности компании.

Что касается последнего показателя, разумеется, он представляется самым, мягко говоря, непредсказуемым. Думается, мало кто даже из самых искушенных специалистов мог предсказать нынешнюю ситуацию: запрет на ввоз некоторых категорий продуктов, неконтролируемый рост курса иностранных валют, падение цен на нефть.

Тем не менее, заниматься анализом законопроектов (хотя бы динамикой их прохождения в органах власти) представляется разумным. В худшем случае компания будет вынуждена принимать возникшие условия деятельности и стараться приспособиться под них. В лучшем – попытается повлиять на них.

Нынешняя система принятия законов позволяет не только специалистам, но и «простым смертным» участвовать в разработке проектов. На сайте regulation.gov.ru у любого человека есть возможность высказать свое мнение о проекте того или иного законопроекта. Если есть сомнения в возможности повлиять на принятие акта отдельно взятой организацией, то участие в разработке закона в составе некоммерческой организации вполне вероятно.

Другие показатели

Относительно других показателей оценки деятельности компании нельзя недооценивать важность корректного статистического учета каждого из рисков. Собранные данные стоит тщательно анализировать. Причем, это касается деятельности не только какого-либо отдельного подразделения или сферы деятельности компании. Все компоненты исследования нужно изучать в совокупности. К примеру, исследуя договорные риски, невозможно отделить анализ деятельности юридического отдела, отвечающего за соответствие заключаемых договоров действующему законодательству, от анализа работы подразделений, фактически осуществляющих исполнение контрактных обязательств.

Мария Юхаранова, для журнала «Расчет»

Помогайте вашему бизнесу развиваться

к какому виду риска относится правовой риск. Смотреть фото к какому виду риска относится правовой риск. Смотреть картинку к какому виду риска относится правовой риск. Картинка про к какому виду риска относится правовой риск. Фото к какому виду риска относится правовой риск Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Выберите из нашего каталога >>

Читайте также по теме:

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Источник

Классификация рисков предприятия

На функционирование предприятия влияют риски в виде событий (действий), препятствующих достижению коммерческих целей (стратегических, тактических).

У предприятий обычно нет права владения, пользования и распоряжения своими акциями. Но иногда они заключают договоры на поиск покупателей акций для своих учредителей. Какие риски возникают при этом и как в этом случае минимизировать налоги?

Характеристики рисков

Риски содержат факторы, отличающиеся по времени или месту образования, способу проявления, степени влияния на работу организации. Результатом их влияния может быть неблагоприятная ситуация в виде:

Виды рисков предприятия взаимосвязаны и взаимозависимы. Изменение одного может влиять на другие, усиливая или уменьшая их выраженность.

Риски характеризуют следующие понятия:

Налоговые риски крупных сельскохозяйственных предприятий.

Система классификации

Классификация рисков подразумевает систематизацию их множества по разным критериям, объединяющую подмножества в единые понятия.

При создании классификации учитываются понятия, относящиеся к характеристике рисков, в числе которых:

По периоду возникновения риски делят на:

По характеру учета риски бывают:

В зависимости от последствий риски подразделяют на:

По сфере образования риски делят на:

По причинам возникновения подразделяют риски на политические (война, запрещение вывоза/завоза товаров, запрет на передвижения/перемещения через границу) и экономические, вызванные изменениями в организации или в экономике государства (колебания рыночной конъюнктуры, дисбаланс ликвидности, падение уровня управления).

Исходя из производственного процесса риски делят на:

С учетом потенциальных последствий риски классифицируются на:

Оценка уровня риска

Управление риском требует анализа и оценки, включающей регулярное выявление факторов и видов в сочетании с их количественным определением.

Источниками для выполнения анализа и оценки рисков являются сведения из:

Процедура оценки включает качественный и количественный этапы.

На этапе качественной оценки выявляются источники и причины риска, работы, при которых он образуется и воздействует на хозяйственный процесс. Качественные итоги служат исходной информацией для анализа количественного, оценивающего только проблемные моменты в ходе проведения конкретной операции.

При количественном анализе определяются числовые параметры по отдельным рискам, по потенциальному урону от них. Завершением анализа является подготовка системы противодействующих мероприятий и расчет стоимости их проведения.

Количественная оценка рисков использует методы:

В зависимости от типа воздействия используют следующие методы управления рисками:

Выбор методов оценки или управления производится по каждому риску отдельно с учетом вероятностного ущерба и возможности создания проблемных ситуаций.

Источник

Статья 23. Категории риска причинения вреда (ущерба) и индикаторы риска нарушения обязательных требований

1) чрезвычайно высокий риск;

3) значительный риск;

2. Положением о виде контроля должно быть предусмотрено не менее трех категорий риска, в том числе в обязательном порядке категория низкого риска.

4. Критерии риска должны учитывать тяжесть причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и вероятность наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также учитывать добросовестность контролируемых лиц.

5. При определении критериев риска оценка тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям проводится на основе сведений о степени тяжести фактического причинения вреда (ущерба) в подобных случаях, потенциальном масштабе распространения вероятных негативных последствий, влекущих причинение вреда (ущерба), с учетом сложности преодоления таких последствий.

6. При определении критериев риска оценка вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проводится с учетом предшествующих данных о фактическом причинении вреда (ущерба) вследствие наступления событий, вызванных определенными источниками и причинами риска причинения вреда (ущерба), по различным видам объектов контроля с выделением видов объектов контроля, характеризующихся схожей или различной частотой случаев фактического причинения вреда (ущерба).

7. При определении критериев риска оценка добросовестности контролируемых лиц проводится с учетом следующих сведений (при их наличии):

1) реализация контролируемым лицом мероприятий по снижению риска причинения вреда (ущерба) и предотвращению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

2) наличие внедренных сертифицированных систем внутреннего контроля в соответствующей сфере деятельности;

3) предоставление контролируемым лицом доступа контрольному (надзорному) органу к своим информационным ресурсам;

4) независимая оценка соблюдения обязательных требований;

5) добровольная сертификация, подтверждающая повышенный необходимый уровень безопасности охраняемых законом ценностей;

6) заключение контролируемым лицом со страховой организацией договора добровольного страхования рисков причинения вреда (ущерба), объектом которого являются имущественные интересы контролируемого лица, связанные с его обязанностью возместить вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, причиненный вследствие нарушения контролируемым лицом обязательных требований.

8. Критерии риска должны основываться на достоверных сведениях, характеризующих уровень риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере, а также практику соблюдения обязательных требований в рамках вида контроля, и обеспечивать возможность контролируемому лицу самостоятельно оценивать правомерность отнесения его деятельности и (или) принадлежащих ему (используемых им) иных объектов контроля к соответствующей категории риска.

9. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия контрольный (надзорный) орган разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований. Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

10. Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по видам контроля утверждается:

Источник

Глава 2. Правовой риск

Глава 2. Правовой риск

2.1. Возникновение правового риска может быть обусловлено как внутренними, так и внешними факторами.

2.1.1. К внутренним факторам относятся:

несоблюдение кредитной организацией законодательства Российской Федерации, в том числе по идентификации и изучению клиентов, установлению и идентификации выгодоприобретателей (лиц, к выгоде которых действуют клиенты), учредительных и внутренних документов кредитной организации;

несоответствие внутренних документов кредитной организации законодательству Российской Федерации, а также неспособность кредитной организации своевременно приводить свою деятельность и внутренние документы в соответствие с изменениями законодательства;

неэффективная организация правовой работы, приводящая к правовым ошибкам в деятельности кредитной организации вследствие действий служащих или органов управления кредитной организации;

нарушение кредитной организацией условий договоров;

недостаточная проработка кредитной организацией правовых вопросов при разработке и внедрении новых технологий и условий проведения банковских операций и других сделок, финансовых инноваций и технологий.

2.1.2. К внешним факторам возникновения правового риска относятся:

нарушения клиентами и контрагентами кредитной организации условий договоров;

нахождение кредитной организации, ее филиалов, дочерних и зависимых организаций, клиентов и контрагентов под юрисдикцией различных государств.

2.2. Управление правовым риском осуществляется в целях уменьшения (исключения) возможных убытков, в том числе в виде выплат денежных средств на основании постановлений (решений) судов.

2.2.1. Во внутренних документах кредитной организации рекомендуется определить основные принципы управления правовым риском с учетом отечественной и международной банковской практики, предусматривающие в том числе:

цели и задачи управления правовым риском с учетом характера и масштабов деятельности кредитной организации;

порядок выявления, оценки, определения приемлемого уровня (уровня, не угрожающего финансовой устойчивости кредитной организации и интересам ее кредиторов и вкладчиков) правового риска и мониторинга (постоянного наблюдения) за уровнем правового риска, в том числе на консолидированной основе;

принятие мер по поддержанию приемлемого уровня правового риска, включающих в том числе контроль и(или) минимизацию риска;

порядок информационного обеспечения по вопросам правового риска (порядок обмена информацией между подразделениями и служащими, порядок и периодичность представления отчетной и иной информации по вопросам управления правовым риском и так далее);

порядок управления правовым риском при осуществлении дистанционного банковского обслуживания, включая интернет-банкинг, при разработке и внедрении новых технологий и условий осуществления банковских операций и других сделок, иных финансовых инноваций и технологий, при выходе на новые рынки;

распределение полномочий и ответственности между советом директоров (наблюдательным советом), исполнительными органами, подразделениями и служащими в части реализации основных принципов управления правовым риском;

порядок осуществления контроля за эффективностью управления правовым риском.

2.2.2. В целях выявления и оценки правового риска кредитной организации рекомендуется во внутренних документах определить:

внутренние и внешние факторы возникновения правового риска в соответствии с характером и масштабами деятельности кредитной организации и анализ их влияния на уровень риска;

различные методы (способы и подходы) выявления и оценки факторов возникновения правового риска в соответствии с характером и масштабами деятельности кредитной организации;

отличительные признаки правового риска от иных банковских рисков (например, отличие кредитного риска от правового);

наиболее оптимальные способы получения сведений от клиентов, в том числе обслуживаемых с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания (включая интернет-банкинг), для их идентификации, установления и идентификации выгодоприобретателей в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также в целях соблюдения принципа «Знай своего клиента» (приложение 1).

ГАРАНТ:

Об идентификации клиентов, обслуживаемых с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания (включая интернет-банкинг) см. письмо Банка России от 30 августа 2006 г. N 115-Т

2.2.3. Кредитной организации рекомендуется во внутренних документах определить критерии оценки правового риска с учетом факторов его возникновения, в том числе на консолидированной основе. При оценке правового риска на консолидированной основе рекомендуется учитывать его влияние на деятельность кредитной организации в целом путем определения возможного влияния на другие банковские риски.

2.2.4. При оценке уровня правового риска кредитные организации могут ориентироваться на следующие основные показатели:

возрастание (сокращение) количества жалоб и претензий к кредитной организации;

увеличение (уменьшение) случаев нарушения законодательства Российской Федерации, в том числе о рекламе, банковской тайне и ограничении монополистической деятельности;

увеличение (уменьшение) числа и размеров выплат денежных средств кредитной организацией на основании постановлений (решений) судов, решений органов, уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также соотношение числа и размеров судебных исков, по которым произведены выплаты кредитной организацией и в пользу кредитной организации;

применение мер воздействия к кредитной организации со стороны органов регулирования и надзора, динамика применения указанных мер воздействия.

2.2.5. Для целей мониторинга правового риска кредитной организации рекомендуется во внутренних документах определять:

правила и порядок осуществления мониторинга изменений, внесенных в законодательство Российской Федерации и стран местонахождения зарубежных филиалов, дочерних и зависимых организаций кредитной организации, своевременность учета и отражения этих изменений во внутренних документах кредитной организации и обязательность их соблюдения;

2.2.6. В целях обеспечения поддержания правового риска на приемлемом уровне кредитной организации рекомендуется во внутренних документах предусматривать:

обеспечение правомерности совершаемых банковских операций и других сделок (порядок согласования условий договоров до их заключения, в том числе порядок их согласования с юридической службой кредитной организации; порядок принятия решений о совершении банковских операций и других сделок, а также контроль за их осуществлением в соответствии с полномочиями, предусмотренными учредительными и внутренними документами кредитной организации; осуществление всех необходимых процедур подтверждения и признания возможности совершения банковских операций и других сделок, заключаемых с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания, включая интернет-банкинг; установление подотчетности руководителей и служащих кредитной организации);

сбор и анализ информации о фактах проявления правового риска в кредитной организации или других кредитных организациях;

методы (способы, подходы) минимизации правового риска в соответствии с характером и масштабами деятельности кредитной организации.

2.2.7. В целях минимизации правового риска кредитные организации могут использовать следующие основные методы:

стандартизация банковских операций и других сделок (порядки, процедуры, технологии осуществления операций и сделок, заключения договоров);

установление внутреннего порядка согласования (визирования) юридической службой заключаемых кредитной организацией договоров и проводимых банковских операций и других сделок, отличных от стандартизированных;

анализ влияния факторов правового риска (как в совокупности, так и в разрезе их классификации) на показатели деятельности кредитной организации;

осуществление на постоянной основе мониторинга изменений законодательства Российской Федерации, стран местонахождения зарубежных филиалов, дочерних и зависимых организаций кредитной организации;

подчинение юридической службы кредитной организации единоличному исполнительному органу;

оптимизация нагрузки на сотрудников юридической службы, обеспечивающая постоянное повышение квалификации;

обеспечение доступа максимального количества служащих к актуальной информации по законодательству;

стимулирование служащих в зависимости от влияния их деятельности на уровень правового риска.

При этом в целях проведения эффективного анализа и принятия мер по минимизации правового риска рекомендуется в соответствии с направлениями деятельности кредитной организации создавать аналитическую базу данных об убытках кредитной организации от правового риска, отражающую сведения о размере убытков, причинах их возникновения и методах возмещения, а также сведения о факторах увеличения правового риска (убытки от правового риска и факторы увеличения риска возможно классифицировать по принципу однородности или схожести ситуаций). Целесообразно формирование указанной базы данных в сочетании с другими банковскими рисками (например, операционным, кредитным, рыночным, ликвидности), с использованием данных об аналогичных убытках в других кредитных или иных финансовых организациях.

2.2.8. В целях обеспечения эффективного управления правовым риском совету директоров (наблюдательному совету), единоличному и коллегиальному исполнительному органу, руководителю филиала кредитной организации рекомендуется:

устанавливать порядок внесения соответствующих изменений в учредительные, внутренние документы кредитной организации в случаях изменения законодательства Российской Федерации;

принимать своевременные меры по устранению нарушений кредитной организацией законодательства Российской Федерации, стран местонахождения зарубежных филиалов, дочерних и зависимых организаций, в том числе путем внесения соответствующих изменений и дополнений во внутренние документы;

установить периодичность предоставления отчетов по вопросам правового риска;

при разработке и внедрении новых технологий и условий осуществления банковских операций и других сделок, иных финансовых инноваций и технологий учитывать положения учредительных документов кредитной организации, требования законодательства Российской Федерации и стран местонахождения зарубежных филиалов кредитной организации, дочерних и зависимых организаций;

осуществлять эффективные программы подготовки служащих и выделять для этого необходимые ресурсы;

разработать порядок контроля за соблюдением структурными подразделениями, служащими законодательства Российской Федерации, учредительных и внутренних документов кредитной организации;

осуществлять оценку правового риска по основным направлениям деятельности с периодичностью и в соответствии с критериями, определяемыми кредитной организацией;

определить наиболее значимые для кредитной организации (например, исходя из величины возможных убытков) типы или виды сделок и разработать для них стандартные (типовые) формы договоров;

установить порядок рассмотрения договоров, не относящихся к стандартным;

возложить на подразделение (служащего) по управлению правовым риском организацию работы по минимизации правового риска;

установить контроль за соответствием документации, которой оформляются банковские операции и другие сделки, законодательству Российской Федерации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *