к какому виду относится сказка падчерица

Урок литературы в 5 классе «сказки народов России. Падчерица»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дата: 30.09.2014 Урок № 12

УРОК литературы в 5Б классе.

ТЕМА: « Сказки народов России. «Падчерица» ».

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Форма урока: комбинированный.

Цель урока : развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий .

Предметные: читать осмысленно, бегло, правильно и выразительно. Читать выборочно. Совершенствовать контекстное чтение. Характеризовать персонажей. Развивать творческое воображение. Классифицировать сказки. Характеризовать прочитанную сказку.

Формируемые УУД: – Приобщаться к народной культуре. (Л.)

– Принимать и выполнять учебную задачу. (Р.)

– Действовать по инструкции. (Р.)

– Планировать свою деятельность. (Р.)

– Формировать способность к самооценке. (Р.)

– Ориентироваться в тексте. (П-1.)

– Анализировать содержание сказки с точки зрения ее привлекательности. (П-2.)

– Классифицировать литературные произведения. (П-2.)

– Подводить под понятие. (П-2.)

– Синтезировать прочитанное. (П-2.)

– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, соблюдать правила общения. (К.)

– Аргументировать своё мнение. (К.)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: разноуровневое обучение, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, групповые технологии,

ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ: модельный метод (элементы ролевой игры), метод конструирования правил, метод ошибок, исследовательский метод, самооценивание, рефлексия.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, доска, карточки

Технологии: здоровьесберегающие технологии, технологии развивающего обучения проблемного обучения, ИКТ, групповые технологии, личностно-ориентированные технологии.

Исходя из цели и задач, создавать на уроке условия для формирования УУД:

Личностные – формировать познавательный интерес (мотивацию) к учению; формировать стремление к соблюдению морально-этнических норм, к пониманию других людей, к проявлению добра и уважения к ним, осознание ответственности за себя и свои действия.

Регулятивные – понимать, принимать и сохранять учебную задачу; способность действовать по плану и планировать свои действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные – читать и слушать, извлекая нужную информацию, критически оценивать её, соотносить имеющимися знаниями, опытом.

Коммуникативные – участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культура речи; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность; допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Тип урока: урок-практикум.

Ой вы, добры молодцы и красны-девицы! Собралися мы на работу добрую да полезную. Хочу пожелать вам активнее в ней участвовать.

Чтобы были у нас мир и согласие.

Как вы думаете, какой жанр сегодня на уроке продолжим изучать? ( Да, о сказках, подсказка была в моем приветствии)

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать? Я желаю вам удачи на уроке.

По какому плану нам следует организовать урок ? Слайд 2

( 1.Проверка Д/З 2. Новая тема 3. Закрепление 4Контроль знаний. 5. Вывод.6.Задание на дом )

— На каком этапе предлагаете поработать самостоятельно или в группах? Почему?

(Проверить свои силы)

Актуализация опорных знаний

1.Какое произведение можно назвать сказкой? ( Это литературное произведение, где рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном, где всегда добро побеждает зло.)Слайд 3

2.Нужны ли сказки в нашей жизни?( это средство общения между поколениями, в сказках осуществляется мечта, приобретается жизненный опыт)Слайд 4

3. Кто автор сказки «Падчерица?

4. Закончите мою фразу: сказки бываютнародныеи… литературные. Слайд 5

5. Чем они отличаются?

6. Назовите 3 вида сказок. (О животных, волшебные и бытовые) Слайд 6

8. Назовите отличительные особенности каждого вида сказок

(Волшебная – фантастические предметы, герои, события.

8. К какому виду сказок мы отнесём сказку «Падчерица»? Почему?

(Волшебная: фантастические предметы, события.)

Классифицируют народные сказки.

III .Сообщение темы урока

1. Так о какой сказке мы сегодня будем говорить на уроке?

3. Автор сказки «Падчерица» русский народ?

5. Какой народ является автором этой сказки?

Автором сказки «Падчерица» является башкирский народ. А значение имени главной героини:

Гуль – цветок, бика – девушка, дама, госпожа.

Назовите тему нашего урока

« Сказки народов России. «Падчерица » » Слайд 7

1.Запишите число, классная работа, тему урока

Постановка целей Слайд 8- 9

Какую цель вы для себя поставите, изучая башкирскую сказку «Падчерица»?

1.Учиться добру – брать пример с положительных героев, учиться правильно себя вести.

2.Развивать речь, учиться читать осмысленно, бегло, правильно и выразительно. Читать выборочно. Характеризовать персонажей. Развивать творческое воображение. 3. Ориентироваться в литературных понятиях: виды сказок, композиционные части сказки.

Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способа действия

1. Какие чувства у вас возникли после знакомства со сказкой «Падчерица»? Объясните.

Двое учащихся: Миша и Кирилл выполняли дома индивидуальное задание. Какое и почему?

(Учащиеся отвечают у доски, дети записывают в тетрадь.)

3.В каких эпизодах сказки встречаются эти слова? Прочитайте выразительно эти эпизоды.

Учащиеся зачитывают поочерёдно эпизоды: стр.52 – Вика Уливанова ; стр.54,55 – Никита Анашкин

4. Ребята, проанализируйте ответ учащихся и оцените работу. Используйте папку-информатор. Если вам нужно.

5. Как называется та композиционная часть сказки, которую прочитала Вика? (Зачин)

6.Какие ещё композиционные части имеет сказка? (Концовка, кульминация)

7.Зачитайте концовку сказки «Падчерица» Как заканчивается сказка?

8.Такое завершение сказки: добро побеждает зло – особенность каждой сказки.

9. Что хотел сказать башкирский народ, сочиняя эту сказку ( Чтобы мы жили правильно)

Это и есть идея сказки «Падчерица»? Запишите в тетрадь идею сказки

Похожие сюжеты, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования, называют бродячими. Запишите в тетрадь это новое понятие. Как вы составите предложение? Слайд 10

11.Предлагаю сравнить эти сказки: «Морозко»и «Падчерица», чтобы понять идею сказок двух народов.

— Чтобы за короткий промежуток времени выполнить это задание, как следует организовать работу? Слайд 11-12

V .Закрепление материала

Сравнительная характеристика произведений. произведением

Работа в группах. Слайд 13

Сейчас вы будете работать в группах.

Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

Как относится мачеха к падчерице?

Найдите на странице 52-53 глаголы, характеризующие её поведение.

Подберите эпитет к характеру Мачехи.

Сравните и сделайте вывод об этой героине на основе двух сказок.

Выберите докладчиков по каждому пункту плана, зачитайте ваши выводы, стоя у своих столов.

Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

О чем нам говорит имя героини? Каков ее характер?

Как реагирует Падчерица на её задание? Почему?

Почему Гульбика не может вернуться домой к мачехе?

Как девочка исполняет пожелания старушки?

Прочитайте по ролям диалог старушки и Гульбики, старайтесь передать в речи характер героев.

За что и чем старушка наградила Гульбику?

Сравните и сделайте вывод об этой героине на основе двух сказок.

Выберите докладчиков по каждому пункту плана, зачитайте ваши выводы, стоя у своих столов.

Портрет родной дочери мачехи

Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

Как исполняет она задания старушки?

За что и чем старушка её наградила?

Прочитайте по ролям диалог старушки и дочери, старайтесь передать в речи характер героев.

Сравните и сделайте вывод об этой героине на основе двух сказок.

Выберите докладчиков по каждому пункту плана, зачитайте ваши выводы, стоя у своих столов.

Волшебный персонаж сказок

Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

Кем же была та старушка, которая помогла падчерице и наказала за нерадивость дочку мачехи?

Как и чем награждает волшебный персонаж героинь сказок?

Сравните и сделайте вывод об этих волшебных персонажах на основе двух сказок.

Выберите докладчиков по каждому пункту плана, зачитайте ваши выводы, стоя у своих столов.

Прослушаем ответы одноклассников.

Оценим работу (Смотри папку- информатор)

Читают осмысленно, бегло, правильно и выразительно.

Используют контекстный способ чтения.

Составляют план сказки

VI .Подведение итого урока

В чём различие сказок «Падчерица» и «Морозко»?

В чём сходство сказок «Падчерица» и «Морозко»?

Сходство в идее: каждый народ учит младшее поколение нормам поведение.

На примере сказок показывает, как награждается добро и как наказывается зло.

Как вы думаете, какие пословицы подходят к идее нашей сказки?

Запишите понравившуюся. Объясните свой выбор. Слайд 14

Все любят добро, да не всяк любит оно. (рус. пословицы о добре и зле

Всякий, посеявший семена зла, открывает ворота своей гибели.

Добро сотворить — себя увеселить

Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

Кто добро творит, тому Бог отплатит.

Плох тот ветер, который не приносит добра.

VII .Контроль, самоконтроль

Продолжите предложения: Слайд 15

Мне было трудно, когда…

Мне было интересно…

Что нам в этом помогло?

Графический диктант «Да – нет». Слайд 16

Вы ставите знак + если согласны с утверждением.

Сказка «Падчерица» литературная?

Сказка «Падчерица» учит добру?

Идея сказок «Падчерица» и «Морозко» разные?

Похожие сюжеты, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования, называют бродячими.

Поставьте себе оценку за графический диктант

Поставьте оценку в дневник

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

VIII . Задание на дом Слайд 17

1.Прочитать статьи учебника «О литературе Древней Руси» и «Для вас, любознательные!», с. 59-60 и 61-62, часть 1; составить вопросы или тест по тексту статьи.

3.Выписать из текста географические названия и названия славянских племён.

4.Инд.задание: подготовить сообщение о крещении Руси и его значении.

5.Инд.задание: подготовить сообщение о письменности в дохристианский период.

— Вспомните цели, которые вы ставили перед уроком. Слайд

— Чему хотели научиться?

Научились? (снимаю магнитики)

— Вот пьедестал успеха. Чем выше ступенька, тем выше успех. Оцените свою работу и прикрепите кружок туда, где, по вашему мнению, вы находитесь по уровню полученных знаний на уроке.

I Вариант II Вариант

-Я рада была с вами сегодня пообщаться. Урок окончен. Всем спасибо.

Источник

Сказка «Падчерица»: какая сказка? К какому виду относится ск. «Падчерица»?

«Падчерица» какая сказка?

К каким сказкам относится сказка «Падчерица»?

К каким сказкам относится «Падчерица»

К какому виду относится сказка «Падчерица»

Падчерица какая сказка волшебная или бытовая?

К какому типу сказок относится сказка «Падчерица»?

Вид сказки «Падчерица»?

К какому виду относится сказка «Падчерица»?

к какому виду относится сказка падчерица. Смотреть фото к какому виду относится сказка падчерица. Смотреть картинку к какому виду относится сказка падчерица. Картинка про к какому виду относится сказка падчерица. Фото к какому виду относится сказка падчерица

Спящая Красавица и Малефисента (две классических сказки, созданные разными авторами, имеют единый сюжет, со взглядом с двух сторон. На мой взгляд, Малефисента глубже и интересней)

к какому виду относится сказка падчерица. Смотреть фото к какому виду относится сказка падчерица. Смотреть картинку к какому виду относится сказка падчерица. Картинка про к какому виду относится сказка падчерица. Фото к какому виду относится сказка падчерица

к какому виду относится сказка падчерица. Смотреть фото к какому виду относится сказка падчерица. Смотреть картинку к какому виду относится сказка падчерица. Картинка про к какому виду относится сказка падчерица. Фото к какому виду относится сказка падчерица

Примера привести не могу. А вот предположить, почему именно мачеха, а не отчим могу.

Жениться вдовцу всегда было гораздо легче, чем выйти замуж вдове. Особенно если у вдовы были дети. Более того, такие браки традиционно не одобрялись в народе. Хотя это вовсе и не значит, что подобных браков не было.

Если же говорить не о вдовстве, а о разводе, то это в народе не практиковалось (в среде знати, да и то изредка). Да и вообще разводы были связаны чаще всего с тем, что женщина не могла родить. Если же дети все же имелись, то оставались они частенько с отцом.

к какому виду относится сказка падчерица. Смотреть фото к какому виду относится сказка падчерица. Смотреть картинку к какому виду относится сказка падчерица. Картинка про к какому виду относится сказка падчерица. Фото к какому виду относится сказка падчерица

Нужны и те и другие. Народные сказки, чаше всего, несут общеобразовательный смысл. Рассказывают что такое добро и зло, лень и работа, развивают смекалку. Некоторые просто переносят в сказочную страну, дарят необычные приключения. А авторские пишутся с более определенной целью, например: шалить нельзя, а то мама расстроится; нельзя раскидывать игрушки, потому-то они могут потеряться и т.д. Нужно ориентироваться по ситуации, какую сказку читать.

к какому виду относится сказка падчерица. Смотреть фото к какому виду относится сказка падчерица. Смотреть картинку к какому виду относится сказка падчерица. Картинка про к какому виду относится сказка падчерица. Фото к какому виду относится сказка падчерица

В сказке Андерсена про горошинку и девочку, кроме нравственных и моральных выводов, можно узнать (если внимательно читать книгу) много о том, как растет горошек.

Что нового для себя я узнал о горохе?

Чтобы полностью осмыслить процесс роста горошка, следует начинать читать доклад/рассказ со второй его части.

Источник

Вопросы к народной сказке Падчерица(про Гульбику)
1.К какому виду относится сказка «Падчерица» к волшебным сказкам или бытовым?Попытайтесь объяснить ответ.
2.Можно ли говорить о том, что Гульбика несколько ослушалась приказаний старушки, или поведение девочки можно охаректитеризовать иначе?Как?
3.Чему учит сказка «Падчерица»?
4.Знаете ли вы сказки других народов, сюжет которых схож с сюжетом этой народной сказки? Назовите эти произведения.Какие моменты в них перекликаются со сказкой «Падчерица» и каковы различия?

к какому виду относится сказка падчерица. Смотреть фото к какому виду относится сказка падчерица. Смотреть картинку к какому виду относится сказка падчерица. Картинка про к какому виду относится сказка падчерица. Фото к какому виду относится сказка падчерица

к какому виду относится сказка падчерица. Смотреть фото к какому виду относится сказка падчерица. Смотреть картинку к какому виду относится сказка падчерица. Картинка про к какому виду относится сказка падчерица. Фото к какому виду относится сказка падчерица

«В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.»

«При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием своим обезоружит,
От доброты души простит.
И, между прочим,
Веселостей искать бы мог,
Ничуть: от старичков не ступит за порог»

«Услужлив, скромненький, в лице румянец есть»

к какому виду относится сказка падчерица. Смотреть фото к какому виду относится сказка падчерица. Смотреть картинку к какому виду относится сказка падчерица. Картинка про к какому виду относится сказка падчерица. Фото к какому виду относится сказка падчерица

к какому виду относится сказка падчерица. Смотреть фото к какому виду относится сказка падчерица. Смотреть картинку к какому виду относится сказка падчерица. Картинка про к какому виду относится сказка падчерица. Фото к какому виду относится сказка падчерица

I. Трагедійні ситуації в історичних романах. (Характерно, що кали П. Загребсльний тільки починав розробляти історичну тематику, це і для критиків, і дія шанувальників його таланту стало цілковитою несподіванкою, оскільки він — після спроб знайти себе в пригодницьких і навіть фантастичних творах. — нарешті остаточно сформувався в письменника гостро-сучасної теми. В усіх своїх історичних романах митець звертається до традиційних ситуацій. Перед багатьма моральними альтернативами постають його герої, і нерідко зроблений ними вибір вартий їхнього життя.)

II. Справжня історія — це історія творення. (Роман «Диво» має оригінальну композицію: у ньому поєднуються в одній розповіді далека минувшина й сучасність, зіставляється те, що реально було розділене майже тисячоліттям. Це стало можливим завдяки тому, що центром цих періодів виступає реальний образ Софії Київської — дивовижної пам’ятки архітектури часів князювання Ярослава Мудрого. Це незвичайне диво, що «ніколи не кінчається й не переводиться». Великою мірою собор є символічним образом. Софія як художній символ і як реальна історична пам’ятка, сконцентрувала в собі весь сильний дух народу, його невмирущість та нескореність. Собор не нагадував візантійських церков, було у ньому «щось буйно-рожеве, приховано-поганське», як у тих дерев’яних язичницьких святинях, що їх на той час палили й нищили по всій Русі. «Він був барвистий, як душа й уява народу, що створив його».)

ІІІ. Найбільше диво в романі — це люди. (Письменник детально змальовує складні людські долі, глибоко розкриваючи психологію своїх персонажів. Більшість людських характерів у творі — життєво правдиві, повнокровні. Чим вони цікаві? Неповторюваністю прояву повторюваного. Вони наче жадають одного: дива. Хто шукає його і знаходить, хто втрачає його або знищує, а хто творить його в муках і любові.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *