к какому виду относится художественный канон

Канон (искусство)

Канон (в переводе с греч. — Правило) — нормы композиции и колорита, система пропорций, иконография данного типа изображения или иной нормативный образец. Канон задаёт совокупность художественных приёмов или правил, обязательных в ту или иную эпоху.

Кроме того, каноном называют произведение, служащее нормативным образцом. Каноны, связанные с религиозными предписаниями, доминировали в искусстве Древнего Египта и средних веков. Творческие люди Античности и эпохи Возрождения пытались найти идеальные пропорции человеческого тела и вывести неизменные, математически обоснованные правила построения фигуры человека. По определению профессора А. Ф. Лосева, канон — это количественно-структурная модель художественного произведения такого стиля, который, являясь выразителем определённых социально-исторических показателей, интерпретируется как принцип создания известного множества произведений.

Источники

Литература

к какому виду относится художественный канон. Смотреть фото к какому виду относится художественный канон. Смотреть картинку к какому виду относится художественный канон. Картинка про к какому виду относится художественный канон. Фото к какому виду относится художественный канон

Полезное

Смотреть что такое «Канон (искусство)» в других словарях:

Канон — Не следует путать с термином «канун». Канон (греч. κανών) неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека. Исследователи[1] выводят… … Википедия

Канон — (греч. kanon норма, правило) В эстетике категория, означающая систему внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве в какой либо исторический период или в каком то художественном направлении и закрепляющих основные структурные… … Энциклопедия культурологии

КАНОН — художественный (греч. kanon норма, правило) в эстетике категория, означающая систему внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве в к. л. исторический период или в каком то художественном направлении и закрепляющих основные… … Философская энциклопедия

ИСКУССТВО — форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетич. освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно символич. ключе при опоре на ресурсы творч. воображения. Эстетич. отношение к миру предпосылка худож. деятельности в… … Энциклопедия культурологии

Канон — (греч. kanon правило, мерило), в изобразительном искусстве совокупность твёрдо установленных правил, определяющих в художественных произведениях нормы композиции и колорита, систему пропорций либо иконографию данного типа изображения;… … Художественная энциклопедия

Канон — (от греч. сатюп «норма», «правило») система правил и норм в искусстве, этике, философии, являющаяся господствующей в какой либо период времени или в каком либо направлении. Каноничность в первую очередь присуща общественному сознанию древности и… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

Искусство Древней Греции — «Дельфийский возничий», ок. 475 г. до н. э., Археологический музей, Дельфы. Один из немногих сохранившихся оригиналов античной бронзы … Википедия

Искусство Древнего Египта — История Древнего Египта Додинастический период 00 · … Википедия

Канон — Панихидный столик в церкви, на который ставится гроб с покойником. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) * * * (греч. kanon правило, предписание) В изобразительном искусстве канон свод твердо… … Архитектурный словарь

Искусство фуги — «Искусство фуги» (англ. The Art of Fugue, нем. Die Kunst der Fuge) одно из последних сочинений (BWV 1080) И. С. Баха (было написано в годы 1742 1749) в тональности ре минор (d moll). Включает в себя 15 фуг и 4 канона… … Википедия

Источник

КАНОН (в изобразительном искусстве)

Смотреть что такое «КАНОН (в изобразительном искусстве)» в других словарях:

Канон — (греч. kanon норма, правило) В эстетике категория, означающая систему внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве в какой либо исторический период или в каком то художественном направлении и закрепляющих основные структурные… … Энциклопедия культурологии

КАНОН — в изобразительном искусстве система стилистических и иконографических норм господствующая в искусстве какого либо периода или направления; произведение, служащее нормативным образцом … Большой Энциклопедический словарь

Канон (в изобразит. иск-ве) — Канон в изобразительном искусстве, совокупность твёрдо установленных правил, определяющих в художественном произведении нормы композиции и колорита, систему пропорций, либо иконографию данного типа изображения; К. называется также произведение,… … Большая советская энциклопедия

КАНОН — художественный (греч. kanon норма, правило) в эстетике категория, означающая систему внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве в к. л. исторический период или в каком то художественном направлении и закрепляющих основные… … Философская энциклопедия

Канон — (греч. kanon правило, мерило), в изобразительном искусстве совокупность твёрдо установленных правил, определяющих в художественных произведениях нормы композиции и колорита, систему пропорций либо иконографию данного типа изображения;… … Художественная энциклопедия

Канон — Панихидный столик в церкви, на который ставится гроб с покойником. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) * * * (греч. kanon правило, предписание) В изобразительном искусстве канон свод твердо… … Архитектурный словарь

Канон — (от греч. сатюп «норма», «правило») система правил и норм в искусстве, этике, философии, являющаяся господствующей в какой либо период времени или в каком либо направлении. Каноничность в первую очередь присуща общественному сознанию древности и… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

канон — а; м. [греч. kanōn правило, предписание] 1. Правило, непреложное положение какого л. направления, учения. Каноны классицизма. Каноны академической школы живописи. 2. Установленное и узаконенное высшей церковной иерархией правило или догмат.… … Энциклопедический словарь

Канон — I Канон (от греч. kanon норма, правило) свод положений, имеющих догматический характер. 1) Библейский К. совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными» (в отличие от апокрифов (См. Апокрифы)) и применяемых при… … Большая советская энциклопедия

КАНОН — (греч. kanon норма, правило) система правил, норм, господствующая в иск ве в к. л. исторический период или в к. л. худож. направлении и закрепляющая осн. структурные закономерности конкретных видов искусства. Каноничность в первую очередь присуща … Эстетика: Словарь

Источник

К какому виду относится художественный канон

КАНОН

к какому виду относится художественный канон. Смотреть фото к какому виду относится художественный канон. Смотреть картинку к какому виду относится художественный канон. Картинка про к какому виду относится художественный канон. Фото к какому виду относится художественный канон

КАНОН (греч. κανών – норма, правило) – система внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве какого-либо исторического периода или направления и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства. Каноничность в первую очередь присуща древнему и средневековому искусству. В пластике Древнего Египта утвердился канон пропорций человеческого тела; переосмысленный древнегреческой классикой, он был теоретически закреплен скульптором Поликлетом (5 в. до н.э.) в трактате «Канон» и практически воплощен в его статуе «Дорифор», также получившей название «Канон». Разработанная Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела стала нормой для античности и – с некоторыми изменениями – для художников Ренессанса и классицизма. Витрувий применял термин «канон» к совокупности правил архитектурного творчества. В изобразительном искусстве восточного и европейского Средневековья, особенно в культовом, утвердился иконографический канон. Выработанные в процессе многовековой художественной практики главные композиционные схемы и соответствующие элементы изображения тех или иных персонажей (в т.ч. их одежд, поз, жестов), деталей пейзажа или архитектуры уже с 9 в. утвердились в качестве канонических и служили образцами для художников стран восточно-христианского ареала до 17 в. Строгим канонам подчинялось и песенно-поэтическое творчество Византии. В частности, каноном называлась одна из наиболее сложных форм византийской гимнографии (8 в.). Он состоял из девяти песен, каждая из которых имела определенную структуру. Первая строфа каждой песни (ирмос) почти всегда составлялась на основе тем и образов, взятых из Ветхого Завета, в остальных строфах (тропарях) поэтически и музыкально развивались темы ирмосов. В западноевропейской музыке с 12–13 вв. под названием «канон» получает развитие особая форма многоголосия. Элементы ее сохранились в музыке до 20 в. (у П.Хиндемита, Б.Бартока, Д.Шостаковича и др.). Каноническая нормативизация искусства, часто перераставшая в формализаторский академизм, характерна для эстетики классицизма.

Проблема канона была поставлена на теоретический уровень в эстетических и искусствоведческих исследованиях только в 20 в. А.Ф.Лосев определял канон как «количественно-структурную модель художественного произведения такого стиля, который, являясь определенным социально-историческим показателем, интерпретируется как принцип конструирования известного множества произведений» (Лосев А.Ф. О понятии художественного канона. – В сб.: Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973, с. 15). Ю.М.Лотман, исследовавший информационно-семиотический аспект канона, считал, что канонизированный текст организован не по образцу естественного языка, а «по принципу музыкальной структуры», и поэтому выступает не столько источником информации, сколько ее возбудителем. Канонический текст по-новому организует имеющуюся у субъекта информацию, «перекодирует его личность» (Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс– Там же, с. 16–22).

Роль канона в процессе исторического бытия искусства двойственна. Будучи носителем традиций определенного художественного мышления и соответствующей художественной практики, канон выражал эстетический идеал той или иной эпохи, культуры, народа, художественного направления и т.п. В этом его продуктивная роль в истории культуры. Когда же со сменой культурно-исторических эпох меняется эстетический идеал и вся система художественного мышления, канон ушедшей эпохи становится тормозом в развитии искусства, мешает ему адекватно выражать духовно-практическую ситуацию своего времени. В процессе культурно-исторического развития этот канон преодолевается новым творческим опытом. В конкретном произведении искусства каноническая схема не является носителем собственно художественного значения, возникающего на ее основе (в «канонических» искусствах – благодаря ей) в каждом акте художественного творчества или эстетического восприятия.

Художественно-эстетическая значимость канона заключается в том, что каноническая схема, закрепленная материально или существующая только в сознании художника (и реципиентов данной культуры), являясь конструктивной основой художественного символа, как бы провоцирует талантливого мастера на преодоление этой схемы внутри нее самой с помощью мало заметных, но художественно значимых отклонений от нее в нюансах всех элементов изобразительно-выразительного языка. В психике реципиента каноническая схема возбуждала устойчивый комплекс традиционной для его времени и культуры информации, а конкретные художественно организованные вариации элементов формы побуждали его к углубленному всматриванию во вроде бы знакомый, но в чем-то новый образ, к стремлению проникнуть в его сущностные, архетипические основания, к открытию каких-то еще неизвестных духовных глубин.

1. Лосев А.Ф. Художественные каноны как проблема стиля,– В сб.: Вопросы эстетики. М., 1964, в. 6, с. 351–99;

2. Бычков В.В. Эстетические аспекты иконографического канона в восточно-христианском искусстве. – В сб.: Вопросы теории и истории эстетики. М., 1972, в. 7, с. 148–68;

3. Он же. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. M., 1999, т. 1, с. 483–507; т. 2, с. 91–98;

4. Померанцева Н.А. Эстетические основы древнеегипетского канона. – Она же. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М., 1985;

5. Флоренский П.А. Иконостас. М., 1994;

6. Булгаков С. Икона и иконопочитание. М., 1996.

Источник

Художественный канон. каков художественный канон произведений изобразительного искусства?

Для ряда эпох и направлений в искусстве, где преобладающим был художественный символ, а не образ, видную роль в процессе творчества играла каноническое художественное мышление, нормативизация творчества, канонизация системы изобразительно-выразительных средств и принципов. Отсюда, прежде всего, на уровне имплицитной эстетики канон стал одной из существенной категории классической эстетики, определяющих целый класс явлений в истории искусства. Обычно он означает систему внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-то художественном направлении и закрепляющих основные структурные конструктивные закономерности конкретных видов искусства.

Каноничность в первую очередь присуще древнему и средневековому искусству. В пластике с Древнего Египта утвердился канон пропорций человеческого тела, который был переосмыслен древнегреческой классикой и теоретически закреплен скульптором Поликлетом в трактате «Канон» и практически воплощен в статуе «Дорифор», также получивший название «Канон». Разработанная Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела стала нормой для античности и с некоторыми изменениями для художников Ренессанса и классицизма. Витрувий применял термин «канон» к совокупности правил архитектурного творчества. Цицерон использовал греческое слово «канон» для обозначения меры стиля ораторской речи.

В изобразительном искусстве восточного и европейского средневековья, особенно в культовом, утвердился иконографический канон. Выработанные в процессе многовековой художественной практики главные композиционные схемы и соответствующие им элементы изображения тех, или иных персонажей, их одежд, поз, жестов, деталей пейзажа или архитектуры уже с 9-го века закреплялись в качестве канонических и служили образцами для художников стран восточно-христианского ареала до 7 века. Своим канонам подчинялось и песенно-поэтическое творчество Византии.

В западноевропейской музыке с 12-13 веков под названием «канон» получает развитие особая форма многоголосья. Элементы ее сохранились в музыке до 20-го века.

Проблема канона была поставлена на теоретический уровень в эстетический искусствоведческих исследованиях только в 20-м веке, наиболее продуктивно в работах П.Флоренского, С.Булгакова, А.Лолева, Ю.Лотмана и др. Флоренский и Булгаков рассматривали проблему канона применительно к иконописи и показали что в иконографическом каноне закреплялся многовековой духовно-визуальный опыт человечества (соборный опыт христиан) по проникновению в божественный мир, который максимально высвобождал «творческую энергию художника к новым достижениям, к творческим взлетам».

Лосев определял канон «количественно-структурную модель художественного произведения такого стиля, который, являясь определенным социально-историческим показателем, интерпретируется как принцип конструирования известного множества произведений».

Роль канона в процессе исторического бытия искусства двойственна. Будучи носителем традиций определенного художественного мышления и соответствующей художественной практики, канон на структурно-конструктивном уровне выражал эстетический идеал той или иной эпохи, культуры, народа, художественного направления и т.п. В этом его продуктивная роль в истории культуры. Когда же со сменой культурно-исторических эпох менялись эстетические идеалы и вся система художественного мышления, канон ушедшей эпохи становился тормозом в развитии искусства, мешало ему адекватно выражать духовно-практическую ситуацию своего времени. В процессе культурно-исторического развития этот канон преодолевается новым творческим опытом.

В конкретном произведении искусства каноническая схема не является носителем собственного художественного значения, возникающего на его основе.

Художественно-эстетическая значимость канона заключается в том, что каноническая схема, закрепленная как-то материально, или существующая только в сознании художника, являясь конструктивной основой художественного символа

Источник

Канон (искусство)

Кроме того, каноном называют произведение, служащее нормативным образцом. Каноны, связанные с религиозными предписаниями, доминировали в искусстве Древнего Египта и средних веков. Творческие люди Античности и эпохи Возрождения пытались найти идеальные пропорции человеческого тела и вывести неизменные, математически обоснованные правила построения фигуры человека.

В начале XX века в изобразительном искусстве и в музыке происходит решительный разрыв норм, укоренившихся в течение нескольких веков.

По определению профессора А. Ф. Лосева, канон — это количественно-структурная модель художественного произведения такого стиля, который, являясь выразителем определённых социально-исторических показателей, интерпретируется как принцип создания известного множества произведений.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Западное искусство, западноевропейское искусство — искусство европейских стран, а также тех регионов, которые следуют европейским культурным традициям (например, Северная Америка).

В самом широком смысле теория искусства направлена на освещение некоторых аспектов проекта определения искусства или на теоретизирование относительно структуры нашего понимания «искусства» без приведения классических определений, а именно тех, которые сформулированы в рамках «необходимых и достаточных» условий.

Единое произведение искусства (нем. Gesamtkunstwerk ) — всеобъемлющее (универсальное) произведение искусства, объединяющее различные виды искусства в рамках единого художественного объекта. Для обозначения Гезамткунстверк используются понятия «универсальное произведение искусства», «идеальное произведение искусства», «единое произведение искусства», «тотальное произведение искусства», «синтетическое произведение искусства». В качестве основы Гезамткунстверк использует концепцию возвышенного, что.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *