к какому виду моделей относится макет горной цепи
Помогите с информатикой пожалуйста, 9 класс, оценка зависит от этого.
1.При изучении объекта реальной действительности можно создать …
a)одну модель, отражающую множество признаков объекта
b)вопрос не имеет смысла
c)множество моделей, каждая из которых отражает те или иные существенные признаки объекта
2.Модель по сравнению с моделируемым объектом содержит:
a)столько же информации
b)больше информации
c)меньше информации
d)другую информацию
e)никакой информации
3.Табличная информационная модель представляет собой.
a)описание объектов или их свойств по уровням, причем элементы нижнего уровня входят в состав элементов более высокого уровня.
b)модель, построенную с использованием математических понятий и формул.
c)описание объектов или их свойств в виде совокупности значений, размещаемых в ячейках прямоугольной таблицы.
d)набор рисунков, карт, чертежей, схем, графиков, диаграмм.
4.Файловая структура персонального компьютера наиболее адекватно может быть описана.
a)табличной информационной моделью.
b)вербальной моделью.
c)графической информационной моделью.
d)натурной моделью.
5.Выберите пример модели, являющейся материальной.
a)генеалогическое дерево семьи Пушкиных
b)график зависимости высоты полета тела, брошенного под углом к горизонту от времени.
c)формула для вычисления объема куба: V=а3
d)глобус
7.Пары объектов, которые не находятся в отношении «объект – модель»:
a)компьютер – его фотография
b)компьютер – его функциональная схема
c)компьютер – его процессор
d)компьютер – его рисунок
e)компьютер – его техническое описание
8.Определите, какие из перечисленных моделей материальные (физические, натурные), а какие информационные. Укажите номера материальных моделей.
a)Макет декорационного оформления театральной постановки.
b)Эскизы костюмов к театральному спектаклю.
c)Географический атлас.
d)Объёмная модель молекулы воды.
e)Уравнение химической реакции, например CO2 + 2 NaOH = Na2CO3 +H2O
f)Макет скелета человека.
g)Формула определения площади квадрата со стороной h: S = h2
h)Расписание движения поездов.
i)Игрушечный паровоз.
j)Схема метрополитена
k)Оглавление книги.
9.Моделирование это:
a)Процесс опознания реального объекта компьютером
b)Процесс создания и использования моделей
c)Выделение одного существенного признака реального объекта
d)Выделение нескольких (двух, трёх) существенных признаков реального объекта.
10.В рамках предмета «Природоведение» учащиеся ежедневно замеряют утреннюю и вечернюю температуру и строят графики изменения температуры. Какой тип модели (с точки зрения временного фактора) представляет подобный график?
a)информационная
b)статическая
c)динамическая
d)графическая
11.Могут ли у разных объектов быть одинаковыми модели?
a)Нет.
b)Да, но только для конструктивных (искусственных, созданных людьми) объектов.
c)Да.
12.Расположение мебели в квартире наиболее адекватно может быть описано в виде.
a)математической модели.
b)графической информационной модели.
c)табличной информационной модели.
13.К числу математических моделей относится.
a)учебник по информатике.
b)постановление Министерства образования и науки РФ.
c)формула нахождения скорости движения
d)макет нового микрорайона.
14.Месторасположение полезных ископаемых представляет собой.
a)табличную информационную модель.
b)графическую информационную модель.
c)натурную модель
15.Выберите пример модели, являющейся информационной.
a)макет декоративного оформления театральной постановки
b)расписание движения поездов
c)скелет человека
d)уравнение химической реакции
16.Выберите параметры объекта «ученик», необходимые для создания информационной модели ученика, представленной в школьном журнале.
a)фамилия
b)имя
c)рост
d)вес
e)оценки
Укажите верный ответ.
a)a b c
b)a c d
c)a b e
d)a d e
a)математической моделью
b)информационной моделью
c)компьютерной моделью
d
Тесты по теме «Информационная модель»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Блок А. Выберите один вариант ответа.
А1. Модель отражает:
все существующие признаки объекта
некоторые из всех существующих
существенные признаки в соответствии с целью моделирования
некоторые существенные признаки объекта
А2. В информационной модели жилого дома, представленной в виде чертежа (общий вид), отражается его:
А3. Информационной моделью объекта нельзя считать описание объекта-оригинала:
с помощью математических формул
не отражающее признаков объекта-оригинала
в виде двумерной таблицы
на естественном языке
А4. Признание признака объекта существенным при построении его информационной модели зависит от:
А5. В биологии классификация представителей животного мира представляет собой модель следующего вида:
А6. Сколько моделей можно создать при описании Земли:
А7. Географическую карту следует рассматривать, скорее всего, как модель следующего вида:
А8. В информационной модели компьютера, представленной в виде схемы, отражается его:
А10. К информационным моделям, описывающим организацию учебного процесса в школе, можно отнести:
список учащихся школы
перечень школьных учебников
А11. Сетевой тип информационных моделей применяется для описания ряда объектов:
обладающих одинаковым набором свойств
в определенный момент времени
описывающих процессы изменения и развития систем
связи между которыми имеют произвольный характер
А12. После запуска Excel в окне документа появляется незаполненная….
А13. Строки в рабочей книге обозначаются:
А14. Имена листов указаны:
в заголовочной строке
в строке состояния
в нижней части окна
А15. Программа OpenOffice.orgCalc используется для.
создания текстовых документов
создания электронных таблиц
создания графических изображений
все варианты верны
А16. Для чего используется функция Sum?
для получения суммы квадратов указанных чисел
для получения суммы указанных чисел
для получения разности сумм чисел
для получения квадрата указанных чисел
А17. Устройство ввода информации с листа бумаги называется:
А18. Какое устройство ПК предназначено для вывода информации?
А19. Постоянное запоминающее устройство служит для хранения:
особо ценных прикладных программ
особо ценных документов
постоянно используемых программ
программ начальной загрузки компьютера и тестирования его узлов
устройство длительного хранения информации
программа, управляющая конкретным внешним устройством
B1. В какой последовательности расположатся записи в электронной таблице после сортировки по возрастанию в столбце С? В ответе записать номера из столбца А после сортировки
В2. Что из перечисленного ниже относится к устройствам вывода информации с компьютера? В ответе укажите буквы.
В3. При определении соответствия для всех элементов 1-го столбца, обозначенных цифрой, указывается один элемент 2-го столбца, обозначенный буквой. При этом один элемент 2-го столбца может соответствовать нескольким элементам 1-го столбца (для заданий множественного соответствия) или не соответствовать ни одному из элементов 1-го столбца (для заданий однозначного соответствия).
1. Устройство ввода
2. Устройства вывода
В4. В ответе укажите номера тех функций, которые относятся к категории статистические:
В5. Для каждой модели из первой колонки определите, к какому типу она относится.
а) Физическая (натурная)
2) Игрушечный автомобиль
3) Объёмная модель куба
4) Чертёж развёртки куба
5) Программа на языке программирования
6) Радиоуправляемая модель самолёта
Ответ: 1г, 2а, 3а, 4г, 5г, 6а, 7б
Блок А. Выберите один вариант ответа.
А1. Иерархический тип информационных моделей применяется для описания ряда объектов:
обладающих одинаковым набором свойств;
связи между которыми имеют произвольный характер;
в определенный момент времени;
распределяемых по уровням: от первого (верхнего) до нижнего(последнего);
А2. Модель человека в виде детской куклы создана с целью:
А3. Сколько моделей можно создать при описании Луны:
А5. Табличная информационная модель представляет собой описание моделируемого объекта в виде:
совокупности значений, размещенных в таблице
графиков, чертежей, рисунков
системы математических формул
А6. К числу математических моделей относится:
формула корней квадратного уравнения
правила дорожного движения
А7. Компьютерная имитационная модель ядерного взрыва не позволяет:
обеспечить безопасность исследователей
провести натурное исследование процессов
уменьшить стоимость исследований
получить данные о влиянии взрыва на здоровье человека
А8. Макет скелета человека в кабинете биологии используют с целью:
объяснения известных фактов
получения новых знаний
А9. С помощью имитационного моделирования нельзя изучать:
процессы психологического взаимодействия людей
траектории движения планет и космических кораблей
инфляционные процессы в промышленно-экономических системах
тепловые процессы, протекающие в технических системах
А10. В информационной модели автомобиля, представленной в виде такого описания: «по дороге, как ветер, промчался лимузин», отражается его:
А11. В качестве примера модели поведения можно назвать:
правила техники безопасности в компьютерном классе
список учащихся школы
план классных комнат
план эвакуации при пожаре
А12. Группу ячеек, образующих прямоугольник в электронных таблицах называют:
А13. Основным элементом электронных таблиц является
А14. В электронных таблицах формула не может включать в себя
знаки арифметических операций
А15. С какого символа начинается формула в электронных таблицах?
всё равно с какого
А16. Что делает Excel, если в составленной формуле содержится ошибка?
возвращает 0 как значение ячейки
выводит сообщение о типе ошибки как значение ячейки
исправляет ошибку в формуле
удаляет формулу с ошибкой
А17. Корпуса персональных компьютеров бывают:
горизонтальные и вертикальные
внутренние и внешние
ручные, роликовые и планшетные
матричные, струйные и лазерные
А18. Сканеры бывают:
горизонтальные и вертикальные
внутренние и внешние
ручные, роликовые и планшетные
матричные, струйные и лазерные
А19. Принтеры не могут быть:
А20. Перед отключением компьютера информацию можно сохранить
в оперативной памяти
в контроллере магнитного диска
B1. В какой последовательности расположатся записи в электронной таблице после сортировки по возрастанию в столбце С? В ответе записать номера из столбца А после сортировки.
В2. Что из перечисленного ниже относится к устройствам ввода информации в компьютер? В ответе укажите цифры.
В3. При определении соответствия для всех элементов 1-го столбца, обозначенных цифрой, указывается один элемент 2-го столбца, обозначенный буквой. При этом один элемент 2-го столбца может соответствовать нескольким элементам 1-го столбца (для заданий множественного соответствия) или не соответствовать ни одному из элементов 1-го столбца (для заданий однозначного соответствия).
1. Устройство ввода
2. Устройства вывода
В4. В ответе укажите номера тех функций, которые относятся к категории логические:
В5. Определите, какие из перечисленных моделей материальные (физические, натурные), а какие информационные. Укажите номера материальных моделей.
Макет декарационного оформления театральной постановки.
Эскизы костюмов к театральному спектаклю.
Объёмная модель молекулы воды.
Уравнение химической реакции, например CO2 + 2 NaOH = Na2CO3 +H2O
Макет скелета человека.
Формула определения площади квадрата со стороной h: S = h2
Расписание движения поездов.
Блок А. Выберите один вариант ответа.
А2. Удобнее всего использовать при описании траектории движения объекта (физического тела) информационную модель следующего вида:
А3. Расписание движения поездов может рассматриваться как пример модели следующего вида:
А4. В информационной модели облака, представленной в виде черно-белого рисунка, отражается его:
А5. При описании внешнего вида объекта удобнее всего использовать информационную модель следующего вида:
А6. Модель человека в виде манекена в витрине магазина используют с целью:
А7. К числу документов, представляющих собой информационную модель управления государством, можно отнести:
географическую карту России
Российский словарь политических терминов
А8. Рисунки, карты, чертежи, диаграммы, схемы, графики представляют собой модели следующего вида:
состояние системы в определенный момент времени
объекты, обладающие одинаковым набором свойств
процессы изменения и развития системы
систему, в которой связи между элементами имеют произвольный характер
А10. Генеалогическое дерево династии Рюриковичей представляет собой модель следующего вида:
А11. Правильный порядок указанных этапов математического моделирования процесса:
определение целей моделирования;
поиск математического описания.
А12. Заголовки столбцов в электронных таблицах обозначаются:
лист 1, лист 2 и т. д.
А13. В электронных таблицах имя ячейки образуется:
из имени столбца и строки
А14. Что из перечисленного не является характеристикой ячейки?
А15. На основе чего строится любая диаграмма?
А16. Какое форматирование применимо к ячейкам в Excel?
обрамление и заливка
выравнивание текста и формат шрифта
тип данных, ширина и высота
все варианты верны
А17. В каком устройстве ПК производится обработка информации?
для компьютерных игр;
при проведении инженерных расчётов;
для передачи графической информации в компьютер;
для передачи символьной информации в компьютер;
А19. Мониторов не бывает
А20. К внешней памяти относятся:
модем, диск, кассета
кассета, оптический диск, магнитофон
диск, кассета, оптический диск
мышь, световое перо, винчестер
B1. В какой последовательности расположатся записи в электронной таблице после сортировки по возрастанию в столбце С? В ответе записать номера из столбца А после сортировки.
В2. Что из перечисленного ниже относится к носителям информации? В ответе укажите буквы.
В3. При определении соответствия для всех элементов 1-го столбца, обозначенных цифрой, указывается один элемент 2-го столбца, обозначенный буквой. При этом один элемент 2-го столбца может соответствовать нескольким элементам 1-го столбца (для заданий множественного соответствия) или не соответствовать ни одному из элементов 1-го столбца (для заданий однозначного соответствия).
1. Внутренняя память
г) Оперативная память
е) Постоянное запоминающее устройство
В4. С данными каких форматов работает MS Excel. Записать номера ответов
В5. Установите правильный порядок соответствия в таблице моделирования
2. Моделируемый объект
б) Разработка метода лечения
в) Температура и давление
4. Моделируемые характеристики
г) Влияние лекарств на организм больного
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-522944
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В России будет введена должность советника директора по воспитанию
Время чтения: 1 минута
Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок 10
Классификация моделей
Изучив эту тему, вы узнаете: — что может служить основанием для классификации моделей; Виды классификации моделейВ теме «Основы классификации (объектов)» вы познакомились с основными принципами классификации. Для моделей можно составить различные виды классификаций в зависимости от выбранного основания. Таким основанием служат один или несколько признаков, общих для некоторых групп моделей. Рассмотрим несколько наиболее распространенных видов классификации, определяемых следующими признаками: Если рассматривать модели с позиции «для чего», «с какой целью» они используются, то можно применить классификацию, изображенную на рисунке 10.1.
Например, модель корабля исследуется в бассейне для изучения устойчивости судна при качке, модель автомобиля «продувается» в аэродинамической трубе с целью исследования обтекаемости кузова, модель сооружения используется для привязки здания к конкретной местности, модель гидросооружений (водохранилищ, гидростанций) помогает на стадии их разработки решить разнообразные технические, экологические и другие проблемы. Рис. 10.1. Классификация моделей по области использования
Другим примером имитационного моделирования может служить экспериментальная деятельность в школах. Предположим, в обучение хотят ввести новый предмет «Основы вождения». Для эксперимента отбирается ряд школ. Где-то учат водить школьный грузовик, где-то — собранный учащимися легковой автомобиль, а в некоторых школах все сводится к изучению правил дорожного движения (моделирование с различными входными данными). Последующая проверка и анализ результатов по внедрению нового предмета в множестве школ помогают сделать вывод о целесообразности обучения этой дисциплине во всех школах страны. Как уже упоминалось, одна из классификаций связана с фактором времени. Модели можно разделить на статические и динамические по тому, как отражается в них динамика происходящих процессов (рисунок 10.2). Рис. 10.2. Классификация моделей по фактору времени
При строительстве дома рассчитывают прочность его фундамента, стен, балок и устойчивость их к постоянной нагрузке. Это статическая модель здания. Но надо также обеспечить противодействие ветрам, движению грунтовых вод, сейсмическим колебаниям и другим изменяющимся во времени факторам. Эти вопросы можно решить с помощью динамических моделей. Как видно из примеров, один и тот же объект можно охарактеризовать и статической, и динамической моделью. Можно классифицировать модели и по тому, «к какой отрасли» знаний или деятельности человека они относятся (биологические, социологические, экономические, исторические и т. п.), и по множеству других факторов. Классификация моделей по способу представленияПодробнее рассмотрим классификацию всего многообразия моделей по способу представления. Схема такой классификации изображена на рисунке 10.3. Рис. 10.3. Классификация моделей по способу представления В соответствии с ней модели делятся на две большие группы: материальные и абстрактные (нематериальные). Эти две группы как бы характеризуют то, «из чего сделаны модели». И материальная, и абстрактная модели содержат информацию об исходном объекте. Только в случае материальной модели эта информация имеет реальное воплощение — цвет, форму, пропорции и т. п. Ее можно получить с помощью органов чувств: зрения, осязания, обоняния, а также воспользовавшись измерительными приборами и инструментами. В нематериальной модели та же информация представляется в абстрактной форме (мысль, формула, чертеж, схема). Материальная и абстрактная модели могут отражать один и тот же прототип и взаимно дополнять друг друга. Некоторые из вас видели в цирке эффектный номер с мотоциклистом, движущимся с большой скоростью по отвесной стене. В аттракционе «Сюрприз» в парке культуры и отдыха кабинки с людьми вращаются на большой скорости в вертикальной плоскости. Причина, почему удерживается мотоциклист и не выпадают из кабинок люди, объясняется центробежными силами, действующими на каждый объект при вращении. Их можно изобразить на чертеже и описать формулами. Это различные абстрактные формы представления информации. Не каждому они понятны. Однако этот процесс можно продемонстрировать и на примере простейшего опыта. Возьмите ведро с водой и раскрутите его. Вода не выливается благодаря действию тех же сил. Этот опыт наглядно убеждает, что, действительно, возникают какие-то силы при вращении. На аттракционе вы имеете возможность почувствовать их на себе. Так материальная модель помогает понять суть сложного физического процесса. Приведем еще один пример. Модель маятника в виде камушка, подвешенного на нити, наглядно показывает, что при колебаниях плоскость движения остается неизменной. Это — материальная модель. С другой стороны, неизменность плоскости можно доказать на основании 2-го закона Ньютона, рассматривая силы, действующие на маятник. Это абстрактная модель. И в том и в другом варианте объектом изучения является маятник. В первом случае моделируется и сам объект «маятник», и его действие — колебание, а во втором — абстрактная модель описывает только действия. Кстати, с помощью той же материальной модели можно продемонстрировать еще один процесс — вращение Земли. В недавнем прошлом в Исаакиевском соборе Ленинграда висел маятник Фуко, на полу был нанесен своеобразный циферблат. Плоскость движения маятника не менялась, а циферблат вращался вместе с Землей. Через некоторое время можно было заметить смещение делений циферблата по отношению к маятнику. Материальные модели Материальные модели иначе можно назвать предметными, физическими. Они всегда имеют реальное воплощение. Такие модели могут отражать: — внешние свойства исходных объектов; Самыми простыми примерами материальных моделей являются детские игрушки. По ним ребенок узнает внешние свойства окружающих объектов. Разбирая некоторые игрушки в процессе игры (например, машинку), он получает первое представление об устройстве исходного объекта и даже о принципах его работы. Процессы, в которых участвует реальный объект, в материальной модели могут быть заменены процессами другой физической природы. Например, в той же детской машинке процесс движения обеспечивается не работой двигателя внутреннего сгорания, а закрученной пружиной или инерционным механизмом. Но при этом принцип преобразования вращательного движения колес в поступательное движение автомобиля соблюдается. Материальные модели могут не походить на свои прототипы. Например, робот, заменяющий людей на тяжелом и вредном производстве, совершенно не похож на человека. Это механическое устройство, манипулятор. Только в детских книжках и мультфильмах робота представляют как механического человека. Так как материальные модели помогают узнать свойства реальных объектов и понять «механизм» сложных явлений, они часто используются в процессе обучения. Материальными моделями являются скелет человека и чучело птицы в кабинете биологии, объемная модель Солнечной системы и макет многоступенчатой ракеты в кабинете астрономии, наклонная плоскость с шарами в кабинете физики и т. д. К материальным моделям относятся не только школьные пособия, но и различные физические и химические опыты. В опытах моделируются действия над объектами, например реакция (действие) между водородом и кислородом (веществами, объектами исследования). Эта реакция даже при малых количествах исходных веществ происходит с оглушительным хлопком. Модель является предупреждением о последствиях возникновения «гремучей смеси» из безобидных и широко распространенных в природе веществ. Создание и использование материальных моделей относится к экспериментальному методу познания окружающего мира. Абстрактные (нематериальные) модели Абстрактные модели нельзя потрогать, они не имеют вещественного воплощения. Основу таких моделей составляет информация, а такой тип моделирования реализует теоретический метод познания окружающей действительности. Основанием для дальнейшей классификации абстрактных моделей выберем возможность их реализации и исследования при помощи компьютера. По этому признаку выделяются следующие подклассы: — мысленные и вербальные; Мысленные и вербальные модели Мысленные модели формируются в воображении человека в результате раздумий, умозаключений, иногда в виде некоторого образа. Примером мысленной модели является модель поведения при переходе через дорогу. Человек анализирует ситуацию на дороге (какой сигнал подает светофор, как далеко находятся машины, с какой скоростью они движутся и т. п.) и вырабатывает модель поведения. Если ситуация смоделирована правильно, то переход будет безопасным, если нет, то может произойти дорожно-транспортное происшествие. Такие модели сопутствуют любой сознательной деятельности человека. Собираясь делать покупки, человек мысленно представляет, что и сколько можно купить на имеющуюся у него сумму. Строя планы на отпуск, он мысленно проигрывает различные варианты отдыха и возможные затраты. Ожидая транспорт на остановке, прикидывает, как быстрее добраться до нужного места. К моделям такого типа можно отнести и идею, возникшую у изобретателя, и музыкальную тему, промелькнувшую в мыслях у композитора, и рифму, родившуюся в голове поэта. Во всех приведенных примерах модели предшествовали созданию объекта (нового устройства, музыкального произведения, стихотворения), являлись одним из этапов творческого процесса. Подобные модели могут возникнуть у зрителя, слушателя, читателя как реакция на уже существующие объекты (музыку, картину, поэму). Мысленная модель может быть выражена в разговорной форме. В этом случае она часто называется вербальной (от лат. ver- balis — устный). Вербальную модель человек использует для передачи своих мыслей другим. Информационные модели Образы, возникающие у разных людей как реакция на одни и те же объекты и явления, могут сильно различаться. Поэтому образная модель очень индивидуальна и не отображает прототип с достаточной степенью достоверности. Невозможно получить впечатление от музыкального произведения, услышав не музыку, а рассказ о ней. Чтобы информацию можно было использовать для обработки на компьютере, необходимо выразить ее при помощи системы знаков, то есть формализовать. Правила формализации должны быть известны и понятны тому, кто будет создавать и использовать модель. Поэтому наряду с вербальными и мысленными моделями используются более строгие — информационные модели. Существуют разнообразные системы условных обозначений, символов, соглашений, относящихся к разным областям деятельности и пригодных для описания моделей. Подобную систему и правила использования ее элементов называют языком. Язык может быть разговорным, алгоритмическим, математическим, языком кодирования и пр. Информация, характеризующая объект или процесс, может иметь разную форму представления, выражаться различными средствами. По степени формализации, строгости описания это многообразие можно условно разделить на образно-знако- вые и знаковые модели. Ярким примером образно-зна- ковой модели является географическая карта. Цвет и форма материков, океанов, гор, изображенных на карте, сразу подключает образное мышление. По цвету на карте можно сразу оценить рельеф. Например, с голубым цветом у человека ассоциируется вода, с зеленым — цветущий луг, равнина. Карта изобилует условными обозначениями. Зная этот язык, человек может получить достоверную информацию об интересующем его объекте. Информационная модель в этом случае будет результатом осмысления сведений, полученных при помощи органов чувств и информации, закодированной в виде условных изображений. То же можно сказать о живописи. Неискушенный зритель воспримет картину душой, в виде образной модели. Но существуют некоторые художественные языки, соответствующие различным живописным жанрам и-школам: сочетание цветов, характер мазка, способы передачи воздуха, объема и т. д. Человеку, знающему эти условности, легче разобраться в том, что имел в виду художник, особенно если произведение не относится к peaлизму. При этом общее восприятие картины (информационная модель) станет результатом осмысления информации как в образной, так и в знаковой формах. Еще один пример такой модели — фотография. Фотоаппарат позволяет получить изображение оригинала. Обычно фотография дает нам довольно точное представление о внешнем облике человека. Существуют некоторые признаки (высота лба, посадка глаз, форма подбородка), по которым специалисты могут определить характер человека, его склонность к тем или иным поступкам. Этот специальный язык формируется из сведений, накопленных в области физиогномики и собственного опыта. Знающие врачи, взглянув на фото незнакомого человека, увидят признаки некоторых заболеваний. Задавшись разными целями, по одной и той же фотографии можно получить различные информационные модели. Они будут результатом обработки образной информации, полученной при разглядывании фотографии, и информации, сложившейся на основе знания специального профессионального языка. На рисунке 10.4 представлена образно-знаковая модель расходов города в виде круговой диаграммы. Рис. 10.4. Образно-знаковая модель расходов города По форме представления образно-знаковых моделей среди них можно выделить следующие группы: — геометрические модели, отображающие внешний вид оригинала (рисунок, пиктограмма, чертеж, план, карта, объемное изображение); Знаковые модели можно разделить на следующие группы: — математические модели, представленные математическими формулами, отображающими связь различных параметров объекта, системы или процесса; Инструменты моделированияМногообразие моделей предполагает использование огромного спектра инструментов для реализации и описания этих моделей. Если модель имеет материальную природу, то есть представлена в вещественном воплощении, то для ее создания годятся традиционные инструменты: резец скульптора, токарный или фрезерный станок, пресс, пила и топор, наконец. Если модель имеет абстрактную форму, то речь идет о некоторых знаковых системах, позволяющих описать данный тип модели. Это специальные языки, чертежи, схемы, графики, таблицы, алгоритмы, математические выражения и т. п. Здесь может быть использовано два варианта инструментария: либо традиционный набор инженера или конструктора (карандаш, линейка, ручка), либо самый совершенный на данный момент инструмент — компьютер. Таким образом, мы подошли еще к одной возможности классификации информационных моделей: по способу реализации они подразделяются на компьютерные и некомпьютерные модели. Когда речь идет об инструменте-компьютере, то следует понимать, что он работает с информацией. Поэтому нужно исходить из того, какую информацию и в каком виде может воспринимать и обрабатывать компьютер. Современный компьютер способен работать с текстом, графикой, схемами, таблицами, звуком, видеоизображением и т. д. Но для работы со всем этим многообразием информации нужна как техническая (аппаратная), так и программная поддержка. Эти две составляющие и являются инструментами компьютерного моделирования. Прикладные программные среды используются человеком как эффективное вспомогательное средство для реализации собственных замыслов. Иначе говоря, человек уже знает, какова будет модель, и использует компьютер для придания ей знаковой формы. Например, для построения геометрических моделей, схем используются графические среды. Текстовые процессоры обладают широкими возможностями оформления знаковых моделей. Это и встроенная деловая графика, и наборы автофигур, и программные приложения, позволяющие включать в описание формулы, таблицы, электронные схемы, диаграммы и т. п. Другие программные среды человек использует как средство обработки исходной информации и анализа результатов. Здесь компьютер выступает как интеллектуальный помощник. В качестве примера такой компьютерной обработки информации можно привести обработку звука. Для этого используется специализированное программное обеспечение, в частности — музыкальный редактор. Он позволяет не только набирать нотный текст и распечатывать его, но и выполнять аранжировку и прослушивать произведение. Другие программы позволяют соединять цифровую запись голоса певца со звуковой моделью мелодии, а также синтезировать (моделировать) человеческий голос разной высоты и тембра (тенор, драматический бас и т. п.). Существуют программы, с помощью которых компьютер может создавать композиции самостоятельно в соответствии с введенными соглашениями: ритмом, темпом, музыкальным стилем и т. п. Обработку больших объемов информации можно осуществлять в среде баз данных. Если же вы собираетесь исследовать математическую модель, то вам не подойдут среды ни графического или музыкального редакторов, ни базы данных, ни текстового процессора. Мощным инструментом исследования таких моделей является среда табличного процессора. В этой среде исходная информационная знаковая модель будет представлена в табличной форме, связывающей элементарные объекты по правилам построения связей в этой среде. Другим эффективным средством исследования математических моделей, а также построения геометрических моделей является среда программирования. Компьютерная модель будет представлена в ней в форме программы. Контрольные вопросы и задания1. По каким признакам можно классифицировать модели? 2. Приведите примеры применяемых в вашей школе учебных моделей. 3. Можно ли стратегическую компьютерную игру назвать игровой моделью? Чему учат такие игры? 4. По какому признаку модели делятся на статические и динамические? 5. Что такое материальные модели? Приведите примеры. 6. К какому типу моделей вы бы отнесли былины? Что они моделируют? 7. Какие образные модели возникают у вас, когда, входя в дом, вы чувствуете какой-либо запах? 8. Что такое информационные модели? Из чего они «сделаны»? 9. Школьные учебники истории содержат схемы военных сражений. Можно ли их назвать моделями? К какому типу моделей их можно отнести? 10. Что такое математическая модель? Приведите примеры. 11. Можно ли назвать поясняющий чертеж к задаче моделью? Поясните ответ. 12. Что вы понимаете под компьютерной моделью?
|