к какому виду красноречия относится речь президента перед открытием олимпийских игр
Речь президента перед призерами зимней Олимпиады 2010
На примере речи первого лица государства разбирается одна из самых грубых ошибок ораторского искусства. Даже две ошибки.
Первый пост в этой теме объясняет, зачем мы это делаем. То есть разбираем речи Дмитрия Медведева в его бытность президентом России. Почитайте.
Ну а сейчас, на основе речи президента перед призёрами зимней Олимпиады 2010 мы разберем принципы вступления и заключения, тем более, что теоретическую базу по этим двум частям речи мы уже разбирали в разделе Риторические вопросы. Настала пора посмотреть, насколько идеалу вступления и заключения соответствуют речи первого лица государства (который в нашей школе ораторского искусства не учился).
Материал как обычно берем с Кремлина.ру, выкладывая здесь только непосредственно интересующие нас начало и конец речи. Всю её рассматривать не будем, заметим только, что в ней слово «конечно» встречается восемь раз, причем иногда прямо в соседних предложениях, что откровенно режет слух. Это не особая беда, но лучше свою речь от подобных слов-паразитов беречь.
Итак, диспозиция: проигранная олимпиада, спортсмены ругают безответственное руководство, призеры пришли в Кремль за наградами из рук президента.
Я вас сердечно приветствую, поздравляю с олимпийскими медалями. Мне очень приятно вас видеть. Конечно, несмотря на то, что общие результаты выступления нашей сборной были скромными, не оправдали многих надежд, которые возлагались на эти результаты, тем не менее все присутствующие на этой встрече выступили блестяще, ваши достижения бесспорны. Я вас ещё раз сердечно поздравляю с тем, что вы сделали.
Конечно, смысл сегодняшней встречи заключается в том, чтобы я вручил вам государственные награды, но не только в этом. Мне бы хотелось с вами как с нашими лучшими спортсменами обсудить, что нам делать дальше, как готовиться к Олимпиаде в Сочи, потому как с кем, как не с вами, разговаривать об этом.
Конечно, большой спорт – это всегда огромный труд и немножко везения.
В целом у нас очень хороший потенциал. Сколько бы эмоций ни пролилось на нашу сборную, на отдельных руководителей федераций, на спортивных руководителей, вы знаете, в любом случае мы понимаем, на что мы способны, и очевидно, что у нас ещё есть достаточное время для того, чтобы выйти к Олимпиаде в Сочи с очень хорошим составом, в очень хорошей форме, тем более что это наша Олимпиада. Я надеюсь, что к тому времени все, кто к тому времени будет выступать, ознакомятся со всеми нюансами инфраструктуры. А дома, как известно, всё-таки стены помогают. Во всяком случае, пример Канады это продемонстрировал со всей очевидностью. Кстати, сейчас наши паралимпийцы выступают. Я считаю, мы им тоже должны пожелать успехов. Они молодцы, они трудятся и тоже делают всё от них зависящее для того, чтобы достичь результатов и показать, на что способна наша страна.
Впереди большая работа. Я думаю, мы к этому вопросу ещё вернемся. А сейчас давайте перейдём к официальной части церемонии – к вручению государственных наград.
Первое, что бросается в глаза, это то, что президент в речи смешал в одну две задачи: поздравление призеров и деловой разговор с ними об улучшении спортивной инфраструктуры для Сочи-2014. Логичнее было бы разделить встречу (и, соответственно, свою речь) на две части: первая – до вручения наград, поздравительная; вторая – после, деловая. Почему-то это не было сделано.
Но обратимся к вступлению. Президент относится к тому типу ораторов, которым очень легко начинать говорить, поскольку повышенный интерес к их словам обеспечен их статусом. Такие ошибки вступления как непривлечение внимания или невыделение своей речи в ряду прочих речей совершить просто невозможно. Знакомить аудиторию с собой тоже нет необходимости, разве что когда придется выступать перед маленькими детьми в каком-нибудь детском саду.
Однако, у вступления есть и иные функции, важнейшая из которых – установить доверие, продемонстрировав свои лучшие качества ритора, то есть доброжелательность, предусмотрительность, честность и скромность. Любому оратору необходимо сделать это, сколь известным он бы ни был.
Что делает президент: «Конечно, смысл сегодняшней встречи заключается в том, чтобы я вручил вам государственные награды, но не только в этом. Мне бы хотелось с вами как с нашими лучшими спортсменами обсудить, что нам делать дальше, как готовиться к Олимпиаде в Сочи». На наш взгляд, такой «деловой тон» удачным назвать никак нельзя.
Спортсмены защищали честь России. Они победили, несмотря на никакую поддержку со стороны государства. Они пришли получить награды, свидетельствующие о признательности страны, из рук первого человека страны. А он говорит им, что хотя вы пришли за наградами, понятное, дескать, дело, но еще я хотел бы с вами поговорить о кое-чем более серьезном. Награды, мол, наградами, но и делами заниматься нужно… Очень нехорошее демонстрирование лучших качеств ритора, и очень неудачная строчка во вступлении.
А всё из-за того, что президент пытается сразу сказать о двух вещах, и об успехе, и о провале одновременно. Учитывая, что провал – вина государства, а успех – заслуга тех людей, что стоят перед ним, получается, что ритор обращается к аудитории фактически за помощью. Но за помощью не принято обращаться подобным образом. Серьезная ошибка.
В заключении президент выделяет наиболее важную, по его мнению, мысль из своего выступления и еще раз проговаривает её. Логичный способ оформления заключения, но что выходит у президента – он говорит о том, что всё у нас получится, поскольку «В целом у нас очень хороший потенциал».
Говорить о потенциале перед победителями немного странно, вы не думаете? Ведь победители-то являют собой не потенциал, а реализацию оного. Если я взял золото, зачем мне слышать о том, что «вы можете еще лучше», если еще лучше просто некуда? О потенциале следует говорить перед болельщиками, обманутыми в своих ожиданиях, но не перед спортсменами, привезшими домой медали.
Ритор снова косвенно принижает аудиторию, как он делал это еще во вступлении. Последняя фраза тому подтверждение: «Впереди большая работа. Я думаю, мы к этому вопросу ещё вернемся. А сейчас давайте перейдём к официальной части церемонии – к вручению государственных наград». Опять некорректный псевдо-деловой тон и интонация, с которой делают рутинные, но необходимые вещи.
И это притом, что в заключении принято сосредотачивать весь пафос речи, заключение обязано быть подъемным и призывным. А здесь – «давайте перейдём к официальной части церемонии». Не вполне удачное заключение.
Подведем итоги. Они просты и не очень утешительны: в данной конкретной речи нет грамотного вступления и завершения. Основная причина этого нам видится в недостаточно подчеркнутом уважении ритора к аудитории. Редкая ошибка, и проявляется она здесь не в самой грубой своей форме, но ошибка эта из разряда неприятных. Ритору следует её избегать.
Тест 26. Подготовка речи и публичное выступление
Для успешного выполнения теста студент должен: знать: приемы поиска материала; основные правила построения ораторской речи; основные виды аргументов;
уметь: работать над композицией выступления и логикой изложения; выбирать выразительные средства речи, эффектно начинать и заканчивать выступление; избегать в своей речи бездоказательных заявлений; делать выступление запоминающимся.
Правило публичного выступления «Не нарушай границ личной сферы!» передает смысл максимы (выберите один вариант ответа)
Правило публичного выступления «Отстраняй от себя похвалы!» передает смысл максимы (выберите один вариант ответа)
Правило публичного выступления «Не ругай других!» передает смысл максимы (выберите один вариант ответа)
Правило публичного выступления «Избегай возражений!» передает смысл максимы (выберите один вариант ответа)
Какова была цель выступления Марка Твена, когда он произнес следующее: «Почтенная старушка Теория вероятностей за свои правильные предсказания пользуется хорошей и вполне заслуженной репутацией. Вы берете газету и смотрите, как решительно и уверенно она рассчитывает, какая погода будет на Тихом океане, на юге, в центральных штатах, с каким горделивым сознанием своей правоты она шествует дальше, пока очередь не доходит до Новой Англии. Здесь хвост сразу опускается. Она не в силах предугадать, какая здесь будет погода» (выберите один вариант ответа)?
В каком случае уместно использование этого текста: «Отремонтировали здание Счетной палаты на 160 млн. Даже выстроили сауну. Будут отмывать руки, сидя в сауне» (выберите один вариант ответа)?
1) В официальных документах;
2) в развлекательной телевизионной передаче;
4) в приветственной речи.
Какова правильная последовательность этапов подготовки к публичному выступлению: 1) составление плана; 2) сбор материала; 3) выбор темы; 4) написание текста (выберите один вариант ответа)?
Тезисом называется (выберите несколько вариантов ответа)
1) положение, которое нужно доказать;
2) положение, которое нужно опровергнуть;
3) прием изложения материала;
4) способ привлечения внимания слушателей.
Односторонней аргументацией называется (выберите один вариант ответа)
1) аргументация либо «за», либо «против»;
2) аргументация только «за»;
3) аргументация только «против»;
4) аргументация ни «за», ни «против».
Аргументация от вывода к аргументам является (выберите один вариант ответа)
К логическим аргументам не относятся (выберите несколько вариантов ответа)
1) дедуктивные доказательства;
2) индуктивные доказательства;
3) ссылки на авторитеты;
4) обращения к сочувствию.
Какова последовательность композиционных частей ораторской речи: 1) заключение; 2) подбор аргументов; 3) вступление; 4) формулировка тезиса (выберите один вариант ответа)?
По цели публичные выступления делятся (выберите один вариант ответа)
1) на информационные, убеждающие и протокольно-этикетные;
2) убеждающие, протокольно-этикетные и агитационные;
3) информационные, убеждающие, протокольно-этикетные, агитационные и развлекательные;
4) на информационные, развлекательные и агитационные.
Соотнесите вид красноречия и сферу его применения (выберите один вариант ответа).
Вид красноречия Сфера применения
1) Социально-поли- а) Проповедь; речь, посвященная знамена-
тическое тельной дате
2) Академическое б) Приветственная, юбилейная, застольная,
5) Духовное (церковно-богословское)
в) Учебная лекция, научный доклад, обзор, сообщение, научно-популярная лекция
г) Выступление на социально-политическую, политико-экономическую, социально-культурную, нравственно-этическую тему; отчетный доклад на съезде, конференции, собрании; выступление по вопросам научно-технического прогресса; политическая, дипломатическая, военно-патриотическая, агитаторская, парламентская, митинговая речь
д) Речь прокурора, адвоката, обвиняемого
К жанру социально-бытового красноречия не относится (выберите один вариант ответа)
1) приветственная речь;
4) дипломатическая речь.
К какому виду красноречия относится речь президента перед открытием Олимпийских игр (выберите один вариант ответа)?
К какому виду красноречия относится речь в честь юбилея начальника цеха (выберите один вариант ответа)?
Как называется выступление, целью которого является сообщение адресату новых фактов и теоретических положений, не нуждающихся в доказательстве (выберите один вариант ответа)?
Как называется выступление, целью которого является доказательство истинности или ложности высказанного положения (тезиса) (выберите один вариант ответа)?
Убеждающая речь не должна (выберите один вариант ответа)
1) содержать много цифрового материала;
2) апеллировать к чувствам и эмоциям слушателей и воздействовать на их сознание;
3) учитывать конкретную ситуацию;
4) строиться с учетом интеллектуальных способностей слушателей, их познавательных возможностей и интереса к теме.
Убеждающая речь не должна быть (выберите один вариант ответа)
1) краткой, лаконичной;
2) эмоционально перенасыщенной;
3) построена с использованием коротких фраз;
4) убедительной, отвечать конкретной ситуации.
К традиционно хорошим зачинам не относится (выберите один вариант ответа)
3) наглядный пример;
4) пословица, афоризм.
Как называется часть публичной речи, в которой подводятся итоги, обобщаются высказанные мысли (выберите один вариант ответа)?
Среди вариантов допустимых концовок выделяют (выберите несколько вариантов ответа)
К какому виду красноречия относится речь президента перед открытием олимпийских игр
Правильные ответы отмечены » + «
1. К основным понятиям риторики относится:
а. познание внутреннего и внешнего мира; строение фундамента принципа жизни; познание человека и его места среди других
б. объяснение форм познания разумом мира; законы развития интеллекта
+ в. Красноречие; изучение развития, построения и искусства художественного разговора
2. Софизм в риторике:
а. Простое рассуждение. Апеллирование предположениями или поверхностными фактами
+б. Сложное рассуждение. Нахождение нестандартных решений
в. Ограниченное рассуждение. Донесение мысли несколькими предложениями, содержащие факты
3. Упражнение по риторике, использующееся до н. э. в школах:
а. Сочинение художественных текстов
+б. Сочинение судебных речей
в. Составление описаний действий и предметов
4. Раздел риторики, изучающий вопросы произношения речи:
5. Условие популяризации риторики, а конкретнее, ораторства:
6. Что включает в себя «красноречие»:
а. Преподнесение речи в убедительной форме
+б. Сочетание слов в формах и фигурах речи
в. Изложение аргументов
7. Наиболее ярким ритором в античности считается:
8. От куда риторика пришла на территорию Руси?
9. Какая теория бытовала в эпоху Возрождения
а. О малом и великом
б. О простом, обычном, сложном
+в. О низком, среднем и высоком
10. Создателем первой школы риторики является:
11. Первые книги по риторике в России были переведены:
12. Что не входит в школьную риторику?
+а. Не оценивать общение
б. Обыгрывать речевой жанр
в. Брать ответственность за сказанное
13. Сколько видов опровержения выделяется в риторике?
14. К какому периоду относится «вырождение» риторики?
15. Основной аргумент о важности говорить внятно и точно принадлежит:
16. Риторика – это наука о поиске истины:
а. обобщающей понятия реальности
+б. построения и структуры речи
в. особого значения слова в жизни общества
17. Какие черты соответствуют направлению софистической риторики?
а. Диалогический, смысловой
б. Авторитарный, гармонизирующий
+в. Агональный, манипулирующий
18. Речевое обращение считается успешным, и законченным если:
+а. Собеседники достигли согласия
б. Доказательство преимущества одной стороны над другой
в. Зарождения противоречий или конфликта меж собеседниками
19. Раздел риторики изучающий вопросы композиции текста:
20. В риторике комплементы, шутки и заигрывания являются тактиками какого воздействия:
21. Первый трактат по основам риторики принадлежал:
22. Какое государство провозгласило риторику царицей наук?
23. Первый институт, изучающий устную и письменную речь был открыт в:
24. В Средневековье наиболее распространена была риторика для:
а. Академического красноречия
+б. Церковной проповеди
в. Светских выступлений
25. Риторика нового времени относится к периоду:
26. Раздел риторики, изучающий вопросы украшения текста:
27. Продуцирование речи без непосредственного собеседника:
28. На протяжении скольких лет риторика продолжает свое существование, как наука?
29. Что непозволительно для оратора по завершению его речи?
а. Кланяться, выходить на поклон
+б. Извиняться, оправдываться
в. Аплодировать, благодарить за слушание
30. Употребление слов, словосочетаний и выражений с двумя и больше значениями называют:
31. Какой из наук относится риторика?
32. Как называется вопрос, не требующий ответа?
— Таких вопросов не существует.
33. Ораторское искусство предполагает:
— Объяснить сложные термины простым языком.
— Добиться понимания у людей и веры у народа.
+ Удержать внимание публики.
— В совершенстве овладеть дикцией.
34. Наука об истолкования смысла слова называется:
Роды и виды ораторского искусства. виды публичных выступлений по цели и по форме
П р а к т и ч е с к о е з а н я т и е № 5
РОДЫ И ВИДЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА.
ВИДЫ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
ПО ЦЕЛИ И ПО ФОРМЕ
le genre de l’йloquence
el gйnero de la elocuencia
la elocuencia judicial
theological and church eloquence
l’йloquence thйologique de l’йglise
la elocuencia teolуgica de iglesia
social and household eloquence
la elocuencia social cotidiana comъn
un type de l’йloquence
un tipo de la elocuencia
the convincing speech
le discours de persuasion
еl discurso persuasivo
legal and etiquette speech
le discours de protocole et d’йtiquette
protocolo y etiqueta
le discours amusant
el discurso entretenedor
la source d’information
la fuente de informaciуn
le marquage du texte
la structuration du discours
la estructuraciуn del texto
Красноречие – это умение красиво и убедительно говорить.
Ораторское искусство – это умение красиво и убедительно выступать публично.
Род красноречия определяется сферой использования. В зависимости от конкретной ситуации, цели и темы выделяются виды красноречия.
II. Академическое красноречие
Научный доклад, научное сообщение
Речь студента на защите дипломной работы
Речь научного оппонента
III. Деловое красноречие
Доклад на экономические темы
Речь на деловом совещании
Речь на деловых переговорах
IV. Судебное красноречие
V. Богословско-церковное красноречие
Публичная речь религиозных деятелей
VI. Социально-бытовое красноречие
Речь на собрании выпускников
В зависимости от цели различают несколько видов публичных выступлений.
сообщить некоторую информацию
доклад, сообщение, лекция, инструктаж, устный ответ, объявление, презентация и др.
убедить в правильности занимаемой позиции
выступление в научной и политической дискуссии, презентация и др.
соответствовать требованиям протокола, этикета
официальное приветствие, поздравление и др.
создать неформальную позитивную атмосферу
речь за праздничным столом, шутливый рассказ и др.
Обратите внимание! Одно выступление может иметь разные цели. Например, возможны информационно-этикетные, информационно-развлекательные, информационно-убеждающие и другие виды выступления.
Жанры публичных выступлений различаются по содержанию и продолжительности
объёмное выступление, раскрывающее значимую научную или социально-политическую тему
небольшое устное выступление на выбранную заранее тему (на основе фактов с примерами)
объёмное научное, учебно-научное или научно-популярное выступление специалиста
публичный диалог со слушателем на заранее выбранную тему
определяется по ситуации
От теории к практике
Задание 1. По данной реплике определите род и вид красноречия.
Задание 2. Определите, относятся ли к публичным выступлениям следующие жанры. Назовите цель выступления.
1. Выступление кандидата на пост губернатора в теледебатах. 2. Выступление ректора на церемонии посвящения в студенты. 3. Телереклама новой марки автомобиля. 4. Инструктаж студентов о правилах поведения в РУДН.5. Инструкция по эксплуатации электрического чайника. 6. Консультация преподавателя перед экзаменом. 7. Беседа врача с первокурсниками о вреде курения. 8. Отчёт о работе научного студенческого общества. 9. Приветствие президента страны участникам международного форума молодых учёных. 10. Обсуждение организации вечера «Читаем русские стихи» на собрании студентов первого курса.
Задание 3. Назовите жанр публичного выступления. В случае затруднения используйте информацию Таблицы 3.
1. Рассказ студента о заимствованной лексике в русском языке. 2. Объяснение преподавателем основных понятий курса термодинамики. 3. Информация об участии иностранных студентов в межвузовской Олимпиаде по русскому языку. 4. Обсуждение времени и места проведения летней студенческой практики. 5. Отчёт о результатах проведенного лабораторного исследования). 6. Обмен мнениями по просмотренному фильму. 7. Выступление студента по проблемам платного образования. 8. Презентация автором новой книги.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ ВЫСТУПЛЕНИЯ:
ВЫБОР ТЕМЫ, ПОДБОР МАТЕРИАЛА
Этапы подготовки выступления
Выбор и формулировка темы
А) Необходимо обращать внимание на интересы аудитории, условия выступления.
Б) Формулировка должна быть ясной, краткой, интересной для слушателей.
А) Для информационных выступлений – сообщить новые сведения.
Б) Для убеждающих выступлений –доказать слушателям правильность точки зрения оратора.
А) В выступлении должно быть достаточно фактов и примеров.
Б) Источники информации: официальные документы; научная, научно-популярная, справочная литература; статьи из газет и журналов; интернет-ресурсы и т. д.
Необходимо для структурирования и убедительности речи.
Необходимо для систематизации материала, максимальной точности выражения мысли; для преодоления волнения в процессе выступления.
Рекомендуется выступление с использованием размеченного текста: а) нумерация пунктов; б) выделение разным цветом или шрифтом основных положений, фамилий, цифр, дат, цитат, примеров.
Композиция речи, или его структура – это построение выступления, последовательность его частей и соотношение между ними.
Установить контакт с аудиторией,
познакомить с темой выступления
Извинения за отсутствие опыта выступлений
Раскрыть основные положения темы, доказать тезисы с помощью аргументов, примеров, фактов, цифр.
Уход от темы, нарушение логической последовательности, усложнение материала.
Сделать общие выводы.
Использование новой информации, неумение остановиться.
От теории к практике
Задание 4. Прочитайте фрагменты выступлений. Определите, какой композиционной частью они являются.
Задание 5. Прочитайте заключительные фразы выступлений. Определите, какие из них допустимы, а какие нет.
1. Вот и всё, что я хотел вам сказать. 2. Спасибо за внимание! Надеюсь, что предложенная информация будет полезна в вашей работе. 3. Таким образом, подведём итог: уровень владения родным языком определяет общий уровень культуры. 4. Извините, если мне не удалось вас убедить. 5. До свидания! Жаль, что вы меня недостаточно внимательно слушали. 6. Итак, я закончил свое выступление. Если у вас есть вопросы, я готов на них ответить. 7. Моё время вышло. До свидания! 8. На этом сегодня остановимся. Остальной материал проработайте самостоятельно. 9. Ну что же, кажется, аудитория слишком устала. Давайте вернемся к нашему разговору через неделю.
Задание 6. Прочитайте текст. А) Озаглавьте его и сформулируйте тему. Б) Придумайте вступление. В) Сформулируйте заключение.
… Эзомп – знаменитый древнегреческий автор басен – был рабом. Однажды его хозяин захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них разные блюда. Хозяин спросил, почему Эзоп приготовил блюда только из языков. Эзоп ответил: «Ты сказал, чтобы я купил самое лучшее. А что может быть лучше языка?! При помощи языка строятся города, развивается культура народа. При помощи языка мы получаем знания, люди могут общаться, решать различные вопросы, просить, приветствовать, выражать радость, объясняться в любви». С такими аргументами Эзопа нельзя было не согласиться.
В другой раз хозяин сказал Эзопу, чтобы он купил к обеду самое худшее. Все гости за столом удивились, когда опять увидели блюда только из языков. Тогда Эзоп объяснил: «Мне приказали найти самое худшее. А что может быть хуже языка?! С помощью языка люди обижают друг друга, с его помощью можно обманывать, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может привести к войне, он может вносить в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Никто не смог возразить Эзопу…
УЧИМСЯ ИСКУССТВУ ОБЩЕНИЯ
Верны ли предложенные ниже утверждения? Свой ответ аргументируйте, используя известные вам речевые формулы.
1. Роды ораторского искусства определяются сферой использования.
2. Серьёзная научная тема может быть изложена только в лекции.
3. При выборе темы выступления оратор должен учитывать только свои интересы.
4.Тема должна отражать основное содержание выступления.
5. При подготовке выступления можно записать только план.
6. Разметка текста речи помогает оратору быстро ориентироваться в материале.
7. Выступление, как правило, состоит из трёх частей структуру.
8. Основная часть выступления содержит главные выводы.
9. В заключении нужно привести дополнительные примеры для большей убедительности всей речи.
В интерактивном режиме предлагаем обсудить следующие вопросы:
Каковы основные роды ораторского искусства? В каких сферах используется каждый из них? Какие виды красноречия относятся к каждому роду? На какие основные виды делятся публичные выступления по цели? Каковы основные жанры публичных выступлений по содержанию? На какие этапы делится процесс подготовки публичного выступления? Что нужно учитывать при выборе темы выступления? Каковы основные требования к ее формулировке? Как надо подбирать материал для выступления? Зачем нужно составлять план выступления? Почему текст выступления должен быть написан? Для чего нужна разметка текста выступления? Какова традиционная композиция текста выступления? Какова цель каждой части?
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а №5
1. Выберите правильный вариант ответа.
Виды красноречия выделяются в зависимости от …
а) сферы, цели и способа общения;
б) ситуации, темы и цели выступления;
в) состава и подготовленности аудитории
Доклад как вид красноречия характерен для …
а) социально-политической и судебной сфер
б) социально-политической и академической сфер
в) академической и социально-бытовой сфер
К протокольно-этикетным выступлениям не относится: …
б) речь на политическом митинге
в) речь на собрании землячества
Наиболее кратким является следующий ораторский жанр: …
Вступление обязательно должно содержать …
в) формулировку темы
В заключении всегда формулируется (-ются) …
в) пожелания слушателям
При подготовке к выступлению необходимо …
а) отрепетировать речь перед зеркалом
б) написать текст речи полностью
в) обсудить текст речи с коллегами
2. Составьте план выступления по одной из предложенных тем. Обратите внимание на возможность их разной интерпретации.
1. Пути решения экологических проблем мегаполиса.
2. Реальное и виртуальное общение в жизни молодёжи.
3. Музыка, которую хочется слушать.
4. Профессионализм как главное условие успешности в жизни.
5. Система образования в моей стране.
НАШ ПЕРВЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ
ТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
Приёмы и средства организации выступления
приветствие; обращение; благодарность за внимание
Здравствуйте, уважаемые слушатели!; Благодарю за внимание!
Темой моего выступления является …; Тема моего выступления – …;
Сегодня мы рассмотрим проблему…; Мы хорошо знаем, что…; Нам необходимо решить очень важный вопрос…
предложения без субъекта
А) Вспомним, что говорил об этом…; Допустим, что…; Предположим, что…
Кто не делал ошибок в речи?; Просто ли решить эту проблему? Есть ли однозначный ответ на этот вопрос?
Метатекст – слова и предложения, которые обозначают составные части выступления