к какому веку относится создание древнерусского государства
Древнерусское государство. Образование Древнерусского государства.
Древнерусское государство возникло в IX веке в Восточной Европе как результат объединения племен восточных славян и частично финно-угорских племен (предков современных финнов, венгров, эстонцев и т.д.).
Во время наивысшего расцвета Древнерусское государство (оно же – Русь, Киевская Русь) занимало обширные территории от Керченского пролива до Северной Двины, и от Днестра до притоков Волги. Таким образом государство Русь занимало практически всю территорию современных Украины и Беларуси, а также львиную долю европейской части Российской Федерации.
Расцвет его закончился в XII веке в результате распрей между князьями (феодальная раздробленность), и Русское государство распалось на дюжину отдельных княжеств, управляемых князьями-потомками Рюрика (династия Рюриковичей).
Столицей Руси был Киев, хотя после феодальной раздробленности он имел чисто символическое значение столицы (культурное, религиозное, но не политическое), а после нападения татаро-монголов перестал считаться столицей вовсе.
Территория Киевской Руси была благоприятна для земледелия и выгодна экономически. Через нее проходили торговые пути от греков (Херсонес, Константинополь) до варягов (скандинавов и прибалтов). Первое упоминание Руси относятся к 839 году, когда послы народа Рос побывали в Константинополе и у Людовика I – короля Аквитании, хотя реальная дата возникновения самоопределившегося народа росов (русов) была гораздо раньше.
Основной источник исторического знания по этой эпохе – «Повесть временных лет», которая дает не всегда толковые пояснения и расплывчатые описания. Согласно ней, враждовавшие племена славян и финно-угров решили примириться, и их вожди обратились к варягам с просьбой принять правление над их землями, а также навести порядок и мирное развитие. На зов откликнулись трое скандинавских князей – Рюрик, Синеус и Трувор. Есть интересная гипотеза, что автор «Повести временных лет» не особо владел старошведским языком и братьев Трувора и Синеуса невольно выдумал сам, и на самом деле их не было: по старошведски sine hus означает «свой род», «свои родственники», а thru varing – «верная дружина».
Рюрик правил в Северной Ладоге и Новгороде. Позже его вассалы Аскольд и Дир, отправленные в Константинополь, по пути захватили Киев, и Рюрик стал полностью контролировать все торговые пути от греков к варягам.
К какому веку относится создание древнерусского государства
С VI в.славянские племена расселились по обширным землям Центральной и Восточной Европы. В ходе этого расселения славяне разделись на три ветви — западных, южных и восточных. В IX в. складывается первое государство восточных славян — Русь. Историки Называют это государство Древней или Киевской Русью (по имени 1:$е столицы), а восточных славян периода существования Руси — древнерусской народностью.
Южные черноземные области среднего Приднепровья и прилегающие к нему районы являлись наиболее благоприятными для «развития хозяйства. Однако здесь соседями славян были воинственные кочевые племена Северного Причерноморья, которые ;Часто совершали набеги на славян. В VII—VIII вв. у одного из ;;этих народов — хазар возникло государство — каганат. В зависимости. от Хазарского каганата попала южная часть восточных славян
На севере у восточных славян наряду с земледелием, скотоводством и ремеслом существенное значение имели охота (особенно на пушного зверя), бортничество (сбор мела и воска лестных пчел), другие промыслы. Развивались обмен и торговля.
Предпосылки зарождения государственности.
Совершенствование хозяйства приводит к появлению социального и имущественного неравенства внутри общин и племен. Возрастает значение князей. Вокруг князя объединяются все соплеменники для зашиты своих земель н для походов в чужие края с целью обогащения. Племена объединяются в союзы. У восточных славян известно более десяти таких союзов племен: поляне, древляне, дреговичи, волыняне, северяне, кривичи, полочане, радимичи, вятичи, ильменские славяне, уличи, тиверцы н т.д.
Возникновение государства Русь. Варяжская проблема.
По мере исчезновения равенства внутри племен и между племенами, усиления вследствие этого внутренней борьбы возникает необходимость в силе, которая бы стояла над обществом и регулировала отношения в нем. Кроме того, необходимость в такой силе вызывалась и потребностями, возникавшими при взаимоотношениях с соседними народами. Такой силой является государство, выполняющее функции управления обществом, регулирования отношений между его членами, организации его внешней политики.
В складывающихся государствах не было сложного аппарата управления. отлаженного сбора налогов и т.д. О появлении государства свидетельствовало лишь наличие правителя, которому подчинялось население достаточно большой территории. Такой правитель собирал с населения дань, осуществлял суд, созывал ополчение.
Первоначально образовались так называемые племенные княжения. Князь племенного союза получал дань со всех входивших в него племен. У восточных славян, как и у ряда других народов, долгое время лань собиралась в ходе полюдья — кругового объема правителем подвластных земель для сбора продуктов лесных промыслов и сельскохозяйственного производства. Опорой князя была его дружина, состоявшая из воинов-профессионалов, оторвавшихся во многом от общинной среды и зависимых от князя.
Однако вече продолжало играть существенную роль. На вече избирались князья, решались важнейшие вопросы племени или союза племен. Со временем княжеская влассть стала передаваться по наследству, но без одобрения веча ни одно серьезное действие князя было невозможно.
В IX в. по мере подчинения одними племенными союзами других сложилось два крупных предгосударственных образования — на юге с центром в Киеве, на севере с центром в Новгороде. Между ними шла борьба за первенство.
Согласно древнерусской летописи она завершилась в 882 г.. когда новгородский князь Олег захватил Киев и сделан его своей столицей, «матерью городов русских».
Одной из проблем изучения ранней истории Руси является вопрос о происхождении первых ее правителей. В летописи сообщается о том, что ильменские словене и кривичи совместно с финно-угорскими племенами (чудь, меря) призвали «из-за моря» в 862 г. в качестве правителя варяга Рюрика. После смерти Рюрика в Новгороде остался его малолетний сын Игорь, но власть захватил его родственник Олег. Многие историки считают варягов одним из германских племен Скандинавского полуострова. Другие историки полагают, что варяги — славянское племя, обитавшее на южном берегу Балтийского моря. При этом они указывают, что при перечислении народов в летописи варяги помещаются между поляками и англами, которые тогда жили на юге современной Дании; в тех же местах находился некогда славянский город Рорик и обитало племя Варингов. Наконец, существует точка зрения, что рассказ о призвании Рюрика является легендой позднейшего времени.
С вопросом о происхождении варягов связан и вопрос о происхождении названия «Русь» и «русы. В некоторых летописях термин «Русь» используется как синоним варягов. Однако по другим свидетельствам «Русью» называли племенной союз полян в среднем Поднепровье.
Первые русские князья.
После утверждения в Киеве Олег неоднократно воевал с хазарами и другим кочевым народом — печенегами. Он освободил ряд славянских племен от дани хазарам. В 907 г. Олег, собрав ополчение всех восточнославянских племен, совершил успешный поход на Константинополь (Царьград). Был заключен выгодный для Руси договор с Византией (911 г.).
После смерти Олега правителем Руси стал Игорь. Ему удалось к11 сохранить единство молодого государства, присоединить земли /союза уличай. В 941 г. Игорь предпринял неудачный поход на Царь-град. В 944 г. он начат новый поход, однако византийцы предпочли Г ‘заключить с ним мирный договор. Попытка Игоря собрать дополнительную дань с древлян закончилась его гибелью в 945 г.
В Киеве остался княжить четырехлетний сын Игоря Святослав, фактически власть оказалась в руках его матери княгини Ольги. Первым ее деянием была месть древлянам. Их стольный город Коростень был сожжен. Затем княгиня совершила объезд подвластных земель и установила пункты и нормы сбора дани. Дань превращалась постепенно в государственный налог. Ольгу можно :читать подлинной устроительницей государства на Руси. Б 957 г. Ольга возглавила посольство в Константинополь. Здесь она провела переговоры с императором и была крещена по православному ч Обряду.
Деятельность Святослава.
Вскоре к Святославу обратились византийцы с предложением помочь им в борьбе против Болгарского царства. В 967 г. киевский князь начал поход на Балканы. Он разгромил болгар, но уходить не захотел и объявил город Переяславеп на Дунае центром своих владений. План Святослава заключался в создании обширного государства, включавшего земли всех славян и Византии.
Византийцы сумели организовать набег печенегов на Киев. Получив от княгини Ольги известие об осаде Киева, Святослав поспешил на север. Князь разбил кочевников, но вернуться на Дунай смог только после смерти магери. В это время обстановка там изменилась. Власть в Византии захватил опытный полководец Иоанн Цимисхий. Он отвоевал почти все болгарские земли. Около двух лет шла кровопролитная воина между дружиной Святослава и византийской армией. Большая часть дружинников полегла в этих боях.
В 971 г. Святослав вынужден был заключить мирный договор, согласно которому русские покидали Болгарию, а византийцы не препятствовали их уходу. Однако на обратном пути в районе днепровских порогов остатки дружины Святослава подверглись нападению печенегов. В бою с ними князь погиб.
Вопросы для самопроверки
Подготовка вопросов: Пономаренко Д.В.
Виртуальная выставка к 1150-летию зарождения российской государственности
Древнерусское государство (Киевская Русь) возникло в Восточной Европе в последней четверти IX в., объединив племена восточных славян – ильменских словен, полян, древлян, полочан, дреговичей и союзных им финно-угров. Ранее IX в. у племен уже имелись княжеские династии, возникли города на торговом пути «из варяг в греки», выделилась знать. Государства русов упоминаются в западных и восточных источниках еще до середины IX в., возможно, они некоторое время были в сфере влияния Хазарского каганата, но стали независимыми, известно о походах славян на Византийскую империю вместе с варягами. Наиболее влиятельными центрами, соперничавшими за гегемонию среди восточнославянских племен, были Новгород на Севере и Киев на Юге. В 882 г. Север победил, когда князь Олег присоединил Киев и одержал верх над местной династией, объединив северные и южные земли восточных славян и освободив радимичей. Активно использовавшие путь из варяг в греки викинги называли страну «Гардарикой» – ввиду большого количества городских поселений с развитыми ремеслом и торговлей.
К 862 г. относится, согласно «Повести временных лет», возникновение династии Рюриковичей, вероятно скандинавского происхождения, которая постепенно, путем войн и брачных союзов с местными славянскими князьями и знатью, заняла господствующее положение. Одни современные историки отрицают достоверность летописного рассказа о так назывемом «призвании Рюрика», другие считают возможным ему доверять, третьи предпочитают считать этого вождя западным славянином. Однако все исследователи сходятся на том, что скандинавы тогда не отличались от славян по уровню социально-политического развития и не могли привнести каких-либо государственных усовершенствований. Таким образом, дата «862 год» является исторически условной, а не абсолютно достоверным фактом.
Древнерусское государство с центром в Киеве достигает максимального могущества в годы правления великой княгини Ольги, выдающегося военного вождя Святослава, его сына Владимира Святославича, крестившего все восточное славянство и тем самым включившего Русь в христианскую цивилизацию. При Ярославе Мудром принят первый кодекс законов – Русская правда, построены Новгородский, Полоцкий и Киевский соборы Софии Премудрости Божией как знак победы над язычеством, появились учебные заведения, книгохранилища, монастыри, брачными союзами великий князь связал Киевскую Русь с Византией, Францией, германскими и скандинавскими государствами. Однако в слабо связанных единой хозяйственной и политической системой землях вскоре после его смерти возобладали центробежные силы, и к XI в. Древнерусское государство распалось.
Образование Древнерусского государства – кратко причины и даты (история, 6 класс)
История возникновения государства, объединяющего племена восточных славян, до сих пор вызывает много споров. Существует две теории образования Древнерусского государства: норманнская и антироманнская. О них, а также о причинах возникновения и развития государства на Руси сегодня и пойдет речь.
Две теории
Датой образования Древнерусского государства принято считать 862 год, когда славяне из-за распрей между племенами пригласили «третью» сторону – скандинавских князей Рюриков для наведения порядка. Однако в исторической науке есть расхождения по поводу происхождения первого государства на Руси. Существует две основные теории:
Однажды на заседании Академии наук Михайло Васильевич Ломоносов избил Миллера за «ложное» трактование истории Руси. После смерти великого русского учёного его исследования в области истории Древнерусского государства загадочным образом исчезли. Через некоторое время они обнаружились и были опубликованы под редакцией того же Миллера. Интересно отметить, что современные исследования показали, что изданные труды не принадлежат руке Ломоносова.
Рис. 1. Взимание дани со славянских племен
Причины образования древнерусского государства
Ничего в этом мире не происходит просто так. Чтобы произошло то или иное событие, нужны причины. Существовали предпосылки и для образования государства у славян:
Рис. 2. Дары дружинникам за защиту от врагов
Два центра
Все вышеперечисленные основные этапы развития государственности на Руси закономерно привели в первой половине 9 века к образованию на карте современной России двух центров – двух ранних древнерусских государств:
К середине 9 века князья Киевского союза – Аскольд и Дир добились освобождения своих племен от «подношений» дани Хазарского каганату. Иначе развивались события в Новгороде: в 862 году жители города из-за распрей пригласили княжить и владеть землями норманнского князя Рюрика. Он принял предложение и поселился на славянских землях. После его смерти его приближенный Олег взял правление в свои руки. Именно он в 882 году пошел в поход на Киев. Таким образом, он объединил два центра в одно государство – Русь или Киевская Русь.
Рис. 3. Монумент князю Рюрику – основателю Древнерусского государства
Что мы узнали?
Сегодня были кратко рассмотрены следующие вопросы по истории (6 класс): к какому веку относится образование Древнерусского государства (9 век), какие событие стали предпосылками зарождения государственности на Руси и кто были первыми русскими князьями (Рюрик, Олег, Игорь). Данные тезисы могут быть использованы в качестве шпаргалки к подготовке к экзаменам по истории.
Образование государства Русь
В течение V-VIII вв. славянские племена, взаимодействуя с коренным балтийским и финно-угорским населением, расселились по Восточно-Европейской равнине. Успешные военные походы, которые славяне осуществляли в земли более развитых соседей, прежде всего Византии, способствовали накоплению у племенной знати значительного объёма добычи. В результате ускорялась имущественная и социальная дифференциация восточнославянских племенных союзов, что стало одной из главных предпосылок появления государственности.
Основные причины появления государственности у восточных славян:
Таким образом, в результате длительного процесса политической, экономической и этнокультурной консолидации восточнославянских племён на рубеже VIII-IX вв. возникло государственное образование с центром в Киеве. Однако в исторической науке длительное время шли острые дискуссии вокруг проблемы возникновения Древнерусской государственности. В качестве главных оппонентов выступали норманисты и антинорманисты. Рассмотрим аргументы каждой из сторон.
Существует несколько теорий создания Киевской Руси. Норманская (предложили немецкие учёные XVIII в. Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлецер, приглашённые в Петербургскую академию наук). Сущность: созданием собственного государства восточные славяне обязаны исключительно внешнему, в частности норманнскому (варяжскому) воздействию. Эта теория экспорта государственности основывалась на «Повести временных лет», некоторых западноевропейских и византийских хрониках, скандинавском происхождении отдельных древнерусских этнонимов, экономических связях норманнов со славянами, а также на том, что первые киевские князья были по происхождению норманнами.
VIII-X вв. в европейской истории считаются временем викингов. Эти выходцы из Скандинавии, известные также как норманны, или варяги, проводили на своих драккарах многочисленные морские походы, которые сопровождались грабительскими нападениями на побережье европейских стран (Англии, Франции). Однако среди славянских племён они, прежде всего, воспринимались как торговые партнёры, чему способствовало наличие легендарного пути «из варяг в греки».
Впервые в землях восточных славян варяги появились ещё в VIII в., что подтверждается данными археологических раскопок Старой Ладоги — старейшего города Восточной Европы (753). Именно туда, в составе одной из торговых миссий, прибыл варяжский конунг (вождь) Рюрик, который и стал впоследствии родоначальником династии Рюриковичей, правившей на протяжении всего существования Древней Руси.
Опасность норманнской теории состоит в том, что она лишает русский народ инициативы, изображая его лишённым способности к самостоятельному историческому развитию.
Антинорманнская теория (М. Ломоносов предложил в XVIII в.) отрицала какое-либо влияние норманнов на процесс создания Древнерусского государства, основываясь на концепции невозможности привнесения государственности извне. По мнению М. Ломоносова, создание Древнерусского государства было результатом исключительно внутренних процессов в славянской среде.
Большинство современных российских исследователей (Е. Мельникова, В. Петрухин) являются сторонниками теории естественноисторического процесса. Не отрицая самого факта наличия на Руси норманнских дружин, они относятся к «варяжскому фактору» как к катализатору, который ускорил появление государственности у восточных славян. Сторонники данной теории апеллируют к тому, что не обнаружено сколь-либо значимого влияния варягов на хозяйственные и социально-политические институты славянства. Мало общего с норманнами имеют славянский язык и культура.
Не вызывает сомнения, что факт призвания варягов свидетельствует в первую очередь об истоках правившей несколько столетий на Руси княжеской династии, тогда как его влияние на формирование русской государственности не имело определяющего значения.
Существование Древнерусской державы как относительно цельного образования охватывает период со 2-й половины IX в. до 30-х гг. XIII в. Истоками российской государственности принято считать 862 г., в котором новгородские бояре, стремясь преодолеть внутренние разногласия между чудью, кривичами и словенами, пригласили на княжение варяжского конунга Рюрика.
Относительно этимологии самого термина «Русь» историки также долго не могли прийти к единому знаменателю. Одна из версий связывает его происхождение с финно-угорским словом ruotsi, что означало «гребцы». Именно так финно-угорские племена называли своих соседей — скандинавов. В противовес этой версии сторонники антинорманнской теории утверждали, что корень «рос» был характерен для многих славянских топонимов — реки Рось, Роставица и др.
Многие современные историки сходятся во мнении, что изначально термин «Русь» имел не этническую, а скорее социальную окраску. Им обозначали варяжских конунгов и их многонациональную дружину воинов-гребцов. Скорее всего, они и подразумевались в «Бертинских анналах», где в описании событий 839 г. говорилось о визите послов «росов» к франкскому королю Людовику Благочестивому. И только спустя десятилетие данное название было распространено и на земли, пребывавшие под контролем Рюриковичей и их дружин.
Внутренняя политика великих киевских князей.
После смерти Рюрика (879) власть в Новгороде перешла к одному из его военачальников Олегу, ставшему регентом при малолетнем сыне умершего князя — Игоре. Спустя несколько лет Олег решил перенести свою резиденцию в Киев, находившийся в более выгодном геополитическом положении. Согласно летописным данным, там уже более двадцати лет при власти находился дуумвират князей Аскольда и Дира, которые осели в Киеве в 860 г., возвращаясь из похода на Константинополь.
Олег знал, что местное киевское боярство недовольно тесными контактами своих правителей с Византией, опасаясь, что следствием этого могло стать их насильственное обращение в христианство. Умело используя данные противоречия, Олегу очень легко удалось завладеть властью в Киеве, мотивируя это тем, что он отобрал престол у «самозванцев» Аскольда и Дира с целью усадить на него законного представителя династии Рюриковичей — Игоря.
В 882 г. князь Олег осуществил поход из Новгорода в Киев, тем самым объединив северные и южные русские земли. Политической формой этого объединения стала раннефеодальная монархия с элементами федерализма.
Правление Олега (882-912) прошло под знаком собирания русских земель и консолидации их вокруг Киева. В основу этого процесса он положил модель централизованного государства. Вскоре под его властью оказались Чернигов, Переяслав, Смоленск, Любеч и др. Признание превосходства киевского князя заключалось в готовности платить дань и предоставлять по великокняжескому требованию собственное войско.
Во время одного из своих походов Олег погиб (по другой теории — умер от болезни). Несколько летописей, в том числе и «Повесть временных лет», распространили легендарную версию смерти Олега, которую он якобы получил от укуса змеи, которая пряталась в черепе его умершего любимого коня.
Сын легендарного Рюрика Игорь (912-945) жестоко подавлял сепаратистские настроения покорённых племён (древлян, уличей). Племена древлян и уличей не хотели признавать верховенство киевского князя и платить ему дань. Силой Игорь подчинил древлян, и после длительного противостояния, длившегося три года, присоединил уличей, но последние лишь формально признали власть Великого князя и, покинув земли Среднего Поднепровья, переместились на Подунавье.
Походы поглощали значительное количество средств, что заставляло князя постоянно увеличивать дань (полюдье). Это привело к восстанию древлян, во время которого Игорь был убит.
Его жена княгиня Ольга (945-964) своё правление начала с подавления древлянского восстания: уничтожила древлянскую племенную элиту, а их главный город Искоростень был сожжён. В летописях существует несколько изложений мести княгини. Наиболее распространённой является та, в которой Ольга предложила древлянам выплатить дань птицами: по три голубя и три воробья с каждого двора. Получив дань, она приказала привязать к лапкам птиц зажжённую паклю с серой и отпустить их. Голуби и воробьи вернулись к своим гнёздам под крыши домов, тем самым спровоцировав пожар в главном городе древлян.
В дальнейшем Ольга провела важные реформы: налоговую (погосты — места сбора дани, уставы — порядок сбора, уроки — определяли размер дани), административную (появление посадников). Они способствовали укреплению единства государства. Власть Киева окончательно признали тиверцы и усмирённые древляне. Княгиней рассматривалась проблема христианизации Руси (Ольга приняла христианство в 957 г.).
Сын Игоря и Ольги Святослав (964-972) прежде всего отметился активной внешнеполитической деятельностью. В 964-966 гг. он подчинил вятичей, волжских булгар и буртасов (мордву); разгромил Хазарский каганат; обложил данью племена ясов и касогов на Северном Кавказе. В 968 г. киевский князь во главе шестидесятитысячного войска двинулся на Болгарию. Святослав разбил болгар и захватил 80 городов вдоль Дуная. Впоследствии снял осаду Киева печенегами (968). Второй поход на Балканы (969) был менее удачным, и в 971 г. Святослав был вынужден подписать мир под Доростолом. Был убит печенегами в 972 г.
После смерти Святослава великокняжеский престол перешёл его старшему сыну Ярополку (972-980). Среднему сыну Олегу причиталась земля древлян, а младшему — Владимиру, матерью которого была ключница княгини Ольги Малуша, достался Новгород. Спустя некоторое время младшие братья вступили в борьбу с Ярополком за киевский престол. В этой борьбе был убит Олег. Владимиру пришлось временно покинуть Русь, выехав «за море» в Скандинавию. Собрав там дружину из наёмников-варягов, он возобновляет попытки получить власть в Киеве. Вскоре Ярополка убивают, и Владимир занимает великокняжеский престол.
Владимир Великий (978/980-1015) завершил объединение славянских земель вокруг Киева (присоединил Красную Русь, историческую область на западе современной Украины, Закарпатье). Русь превратилась в крупнейшую державу тогдашней Европы с территорией более 800 тыс. квадратных километров и населением около 5 млн.
С целью повышения авторитета великокняжеской власти и усиления централизации государственного управления Владимир провёл ряд реформ:
Принятие христианства
Среди мероприятий, направленных на укрепление Древней Руси как централизованного государства, важное место занимали религиозные реформы. Их началом стала попытка князя Владимира поднять авторитет языческих богов (980). С этой целью в Киеве было построено новое святилище-пантеон с идолами Перуна, Симаргла, Стрибога, Даждьбога и Мокши. Однако вскоре стало очевидным, что язычество исчерпало себя и не соответствовало уровню развития Древнерусского государства.
Основные причины принятия христианства:
На тот момент уже существовали основные мировые религии: христианство, буддизм, ислам. Соседи Руси — хазары — исповедовали иудаизм. При выборе веры Владимир, взвесив все плюсы и минусы каждой из указанных религий, остановился на византийском (православном) христианстве. Оно удовлетворяло вышеуказанным требованиям и было издавна известно на Руси (легендарное путешествие апостола Андрея Первозванного в I в., крещение киевских правителей Аскольда, Дира и княгини Ольги). Кроме того, определяющую роль сыграло положение византийской церкви в государстве, которая, в отличие от римской, признавала верховенство светской власти и допускала проведение богослужений на понятном для большинства народа языке, а не на латыни.
Обеспечивая идеологические основы верховенства великокняжеской власти, взамен церковь получала множество привилегий и полную поддержку государства. Появилась новая форма подати — десятина. Она состояла из отчислений в пользу церкви с доходов всех княжеских владений и прибыли всех землевладельцев. Впервые десятина была введена киевским князем Владимиром после крещения Руси для строительства и содержания Десятинной церкви.
Крещение Руси. Последствия. Значение
В 987 г. византийский император Василий II, против которого выступил ряд крупных феодалов, попросил у Владимира военной помощи для подавления мятежников. Киевский князь согласился, но потребовал выдать за него сестру императора — Анну. Это была чрезвычайно высокая цена, ведь в соответствии с существовавшими тогда правилами византийские принцессы могли выходить замуж только за равных себе или хотя бы за представителей семьи германских императоров.
Однако обстоятельства были сильнее традиции: реальная угроза Константинополю заставила Василия II пойти на уступки, в то же время, он сам потребовал, чтобы Владимир крестился и, выполняя условия русско-византийского соглашения, приступил к обращению в христианскую веру жителей Киева и других древнерусских городов.
В результате христианство как официальная государственная религия было введено на Руси в 988 г., после того как Владимир принял крещение в Корсуне (Херсонесе). Этим актом Русь окончательно определила своё место в Европе. Возрос международный авторитет государства, началось его политическое сближение с европейскими государствами, в первую очередь с Византией.
Византийским наследием на Руси стала ярко выраженная зависимость церковных институтов от светской власти. Митрополиты, а затем и патриархи, должны были следить за тем, чтобы духовенство, которое находилось в их подчинении, последовательно обосновывало необходимость абсолютизма княжеской — царской — императорской власти, заставляя массы принять идею полной покорности монарху. Византийские теологи убеждали прихожан, что земная империя является своеобразным прототипом небесной империи, а верховный правитель — исполнителем и проводником Божественной воли. Он поддерживает равновесие земных сил и спокойствие жизни своих подчинённых.
В самой Руси принятие христианства привело к бурному развитию письменности, литературы, искусства, архитектуры. С утверждением идеи равенства всех перед Богом и неотвратимости Страшного суда начали происходить изменения в мировоззрении людей. Наблюдалась определённая гуманизация общественных отношений в сравнении с языческим периодом. Важным центром образования, литературы и искусства стали монастыри и храмы. Уже в годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) на Руси существовало около 70 больших монастырей, самым крупным из них был Киево-Печерский. Новая религия, стерев племенные и этнические различия, оказала значительное влияние на процесс формирования древнерусской народности, способствовала укреплению государственного единства Руси.
В то же время распространение христианства нередко сталкивалось с непониманием и агрессией местного населения, продолжавшего почитать старых языческих богов (погребения по языческим традициям проводились на Севере Руси вплоть до XVI в.). Христианизация Руси растянулась на несколько веков своеобразного двоеверия, утвердившись на окраинах намного позже, чем в Киеве и Новгороде.
Международные связи Древней Руси
С момента своего основания Древнерусское государство проводило активную внешнюю политику, которая сочетала в себе военные захваты близлежащих территорий и дипломатические шаги. Основные цели международных связей Древней Руси заключались в стремлении укрепить международный авторитет, защитить границы государства и занять достойное место в европейской и азиатской торговле.
Первые киевские князья объединили почти все восточнославянские земли, создав одно из крупнейших государств Европы периода раннего средневековья. Сложной проблемой для Древней Руси была борьба с кочевыми племенами востока и их государственными образованиями. Наибольшую опасность для древнерусских земель представляли печенеги, половцы, Волжская Булгария и Хазарский каганат.
С 915 г. князь Игорь противодействовал набегам печенегов, которые появились тогда на границах Руси. Во времена его правления началось масштабное строительство системы фортификационных сооружений, известных как «змиевы валы», завершённое уже Владимиром Великим.
Особая роль в борьбе с кочевниками принадлежит князю Святославу, который, взяв Саркел и Итиль, нанёс сокрушительное поражение Хазарскому каганату (965), но был убит в бою с печенегами (972). Они были объединением преимущественно тюркоязычных племён, с IX в. кочевавших в южно-русских степях и регулярно совершавших набеги на земли Древней Руси.
Внешняя политика Древней Руси была направлена на тесное взаимодействие с государствами-соседями и, в первую очередь, с Византией. С Византией неоднократно заключались договоры. После удачных походов на Константинополь (Царьград) первым их заключил князь Олег — в 907 и 911 гг. Свою победу он подчеркнул тем, что прибил свой щит на ворота Константинополя.
Русско-византийский договор 911 г. состоял из 15 статей и предусматривал выплату Византией значительной контрибуции (48 тыс. гривен золотом), установление беспошлинной торговли, предоставление льгот русским купцам и пр. Данный договор позволял вывозить дань, собираемую в русских землях, и продавать её на рынках Константинополя. Эти договоры существенно укрепили позиции молодого государства на международной арене, однако некоторые современные исследователи считают, что по крайней мере один из двух походов имел легендарный характер.
Преемник Олега Игорь также совершил несколько походов на Византию (941 и 943 гг.), которые имели значительно меньший успех, чем у его предшественника. Флот русичей понёс значительные потери из-за применения противником «греческого огня». По новым договорённостям Киев терял контроль над частью черноморского побережья и устьем Днепра, был восстановлен сбор пошлины с русских купцов, а князь должен был предоставлять жену для участия в походах византийского императора.
Большое значение византийскому вектору внешней политики придавала княгиня Ольга, которая лично посетила Константинополь, где в 957 г. приняла христианство. Договоры киевских князей с Византией преследовали цель установить мир между государствами и, при необходимости, союз, наладить взаимовыгодные торговые отношения.
Успехи, достигнутые в 960-х гг. князем Святославом на востоке, не на шутку встревожили Константинополь, поэтому империя прибегла к дипломатической игре. В 968 г. по приглашению византийского императора Никифора Фоки киевский князь во главе шестидесятитысячного войска отправился в поход против Болгарии. Мощным ударом Святослав разбил под Доростолом болгарское войско и захватил 80 городов вдоль Дуная.
Второй поход киевского князя на Балканы начался в 969 г. Святослав достаточно быстро, захватив Переяславец, который видел своей будущей столицей, Большой Переяслав, Доростол, Филиппополь, продвинулся вглубь Византийской империи. Однако новому византийскому императору удалось собрать многочисленное войско и сначала под Адрианополем остановить Святослава, затем под Доростолом подписать мирное соглашение (971). Им предусматривалось, что киевский князь возьмёт на себя обязательство не воевать с Византией и откажется от претензий на территорию Болгарии и Крыма.
Первые контакты Руси с государствами Европы датируются временем правления Ольги, которая, в частности, поддерживала отношения с императором Священной Римской империи Оттоном I (958). Была достигнута предварительная договорённость о приезде в Киев епископа-миссионера Адальберта, который, скорее всего, так и не состоялся из-за прихода к власти язычника Святослава.
Во 2-й половине X в. у киевских князей стали возникать конфликты с Польским королевством из-за определения принадлежности ряда городов Червонной Руси (Перемышль, Червен и др.).
Древняя Русь поддерживала отношения и с народами Скандинавии (варягами), в Западной Европе более известными как норманны или викинги, а также Закавказья, Арабским халифатом (поход Олега 912 г.), Волжской Булгарией. Осуществлялись походы на Закавказье (Игоря в 944 г., Святослава в 966 г.).
Ключевое значение для развития международной торговли Руси имели путь «из варяг в греки» и Волжский торговый путь от города Ладога через Волгу до Каспийского моря, в Среднюю Азию, Персию, Закавказье. Основными статьями экспорта были:
Среди импортируемых товаров наибольший удельный вес имели:
Благодаря наличию этих торговых путей Русь была достаточно быстро интегрирована в единую коммуникационную систему, связавшую молодые государства Северной и Восточной Европы со странами Ближнего и Среднего Востока.
Ключевые даты
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Укажите причины, заставившие князя Владимира принять христианскую веру. Какие последствия этот шаг имел для развития Древнерусского государства?
Ответ. Основные причины принятия христианства: