к какому веку относится маяковский
К какому веку относится маяковский
В отечественном литературоведении происходит сущая путаница с понятиями «направление» и «течение». Что можно сказать о Владимире Маяковском с абсолютной уверенностью — он был поэтом-авангардистом, одним из ярчайших представителей поэтического и художественного авангарда (поэт был еще и интересным живописцем, автором знаменитых плакатов для «Окон РОСТА»). Если авангардизм считать художественным направлением, то Маяковский принадлежал к такому течению, как русский футуризм — в его кубофутуристической разновидности.
Впрочем, само название «кубофутуристы», или просто «футуристы», Маяковский и его товарищи по группе (Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Давид Бурлюк, Бенедикт Лившиц и другие) приняли только в конце 1913 года, во многом из-за того, что их называли так по аналогии с итальянскими футуристами. Сами же члены группы, желая избежать такого сопоставления, предпочитали называть себя «будетлянами». Это слово, придуманное Велимиром Хлебниковым, было калькой со слова «футуристы» и обозначало буквально «обитатели будущего». Также футуристы именовались группой «Гилея», от греческого «лесная», — так древние греки называли область обитания легендарных скифов. А футуристы ощущали себя именно «скифами», грозящими современной буржуазной цивилизации.
Ради отличия от итальянских футуристов, а также от других отечественных футуристических групп (прежде всего эгофутуристов) и была придумана приставка «кубо» — знак солидарности с европейскими художниками-кубистами, прежде всего Жоржем Браком и Пабло Пикассо.
Впрочем, футуризм просуществовал лишь до революции, после которой распался на множество мелких авангардных групп, растащивших его открытия и начинания (комфуты, фуисты, формлибристы, экспрессионисты, ничевоки и другие). Сам же Маяковский основал в конце 1922 года еще одну вполне авангардистскую литературную группу — «Леф» («Левый фронт»), а также одноименный журнал. Но к концу 1920-х годов авангардизм, прежде всего из-за мощного давления властей, постепенно был вытеснен с художественного поля СССР, а сам «Леф» оказался нежизнеспособным объединением. Он пережил несколько кризисов, роспуск и реорганизацию в 1929 году под новым именем — «Реф» («Революционный фронт»), а спустя год Маяковский принял во многом роковое и для «Рефа», и лично для себя решение: и написал в 1930 году заявление о вступление в Российскую ассоциацию пролетарских писателей. Поэт высказал пожелание: «Считаю, что все активные рефовцы должны сделать такой же вывод, продиктованный всей нашей предыдущей работой». Товарищи поэта не одобрили и не поддержали его решение, а в самом РАППе Маяковский так и не обрел новых единомышленников, что стало одной из причин трагического финала его жизни.
В отечественном литературоведении происходит сущая путаница с понятиями «направление» и «течение». Что можно сказать о Владимире Маяковском с абсолютной уверенностью — он был поэтом-авангардистом, одним из ярчайших представителей поэтического и художественного авангарда (поэт был еще и интересным живописцем, автором знаменитых плакатов для «Окон РОСТА»). Если авангардизм считать художественным направлением, то Маяковский принадлежал к такому течению, как русский футуризм — в его кубофутуристической разновидности.
Впрочем, само название «кубофутуристы», или просто «футуристы», Маяковский и его товарищи по группе (Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Давид Бурлюк, Бенедикт Лившиц и другие) приняли только в конце 1913 года, во многом из-за того, что их называли так по аналогии с итальянскими футуристами. Сами же члены группы, желая избежать такого сопоставления, предпочитали называть себя «будетлянами». Это слово, придуманное Велимиром Хлебниковым, было калькой со слова «футуристы» и обозначало буквально «обитатели будущего». Также футуристы именовались группой «Гилея», от греческого «лесная», — так древние греки называли область обитания легендарных скифов. А футуристы ощущали себя именно «скифами», грозящими современной буржуазной цивилизации.
Ради отличия от итальянских футуристов, а также от других отечественных футуристических групп (прежде всего эгофутуристов) и была придумана приставка «кубо» — знак солидарности с европейскими художниками-кубистами, прежде всего Жоржем Браком и Пабло Пикассо.
Впрочем, футуризм просуществовал лишь до революции, после которой распался на множество мелких авангардных групп, растащивших его открытия и начинания (комфуты, фуисты, формлибристы, экспрессионисты, ничевоки и другие). Сам же Маяковский основал в конце 1922 года еще одну вполне авангардистскую литературную группу — «Леф» («Левый фронт»), а также одноименный журнал. Но к концу 1920-х годов авангардизм, прежде всего из-за мощного давления властей, постепенно был вытеснен с художественного поля СССР, а сам «Леф» оказался нежизнеспособным объединением. Он пережил несколько кризисов, роспуск и реорганизацию в 1929 году под новым именем — «Реф» («Революционный фронт»), а спустя год Маяковский принял во многом роковое и для «Рефа», и лично для себя решение: и написал в 1930 году заявление о вступление в Российскую ассоциацию пролетарских писателей. Поэт высказал пожелание: «Считаю, что все активные рефовцы должны сделать такой же вывод, продиктованный всей нашей предыдущей работой». Товарищи поэта не одобрили и не поддержали его решение, а в самом РАППе Маяковский так и не обрел новых единомышленников, что стало одной из причин трагического финала его жизни.
Биография Владимира Маяковского
Русский советский поэт и драматург Владимир Владимирович Маяковский родился 19 июля (7 июля по старому стилю) 1893 года в селе Багдади Кутаисской губернии России (ныне Грузия) в семье лесничего.
Его отец происходил из запорожских казаков, прадед отца был полковым есаулом Черноморских войск, что дало ему право получить звание дворянина. Мать поэта была дочерью капитана Кубанского пехотного полка. У Маяковских также росли две дочери.
С 1902 года Владимир Маяковский учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве, куда в 1906 году после смерти отца переехал вместе с матерью и сестрами. Курса гимназии не окончил. В конце 1907 — начале 1908 года вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию (большевиков).
В 1908-1909 годах учился в подготовительном классе Строгановского художественно-промышленного училища (ныне Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова). После учебы в студии художника Станислава Жуковского и у художника Петра Келина в 1911 году Маяковский поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1914 году он был исключен из учебного заведения за публичные выступления.
Маяковский принимал участие в подпольной работе. Трижды подвергался арестам, 11 месяцев провел в одиночной камере Бутырской тюрьмы, откуда был освобожден в январе 1910 года на поруки матери, после чего вышел из партии.
Его первые стихотворные опыты относятся к 1910 году, когда будущий поэт пребывал в Бутырской тюрьме.
В 1912 году Маяковский опубликовал первое стихотворение «Ночь» в футуристическом сборнике «Пощечина общественному вкусу». Принимал участие в художественных выставках современного искусства, выступал с чтением своих стихов.
В 1913 году вышел его первый сборник «Я». В декабре 1913 года в петербургском театре «Луна-парк» была поставлена при участии автора трагедия Маяковского «Владимир Маяковский», в которой поэт исполнил главную роль.
Маяковский вместе с членами группы кубофутуристов, пытавшихся воплотить изобразительные принципы французских художников-кубистов и поэтические установки итальянских футуристов (отказ от всех традиций), активно участвовал в «футуристических турне» по России — коллективных выступлениях с лекциями и чтением стихов.
В 1915-1917 годах он был призван в Петроградскую Военно-автомобильную школу, где служил чертежником, в 1917 году был награжден медалью «За усердие».
В этот период вышли его поэмы «Облако в штанах» (1915), «Флейта-позвоночник» (1916), «Человек» (1916-1917).
В 1916 году вышел его стихотворный сборник «Простое, как мычание», где поэт попытался собрать воедино стихи, опубликованные ранее. Через год была опубликована поэма «Война и мир».
В день Октябрьской революции 1917 года Маяковский был в Смольном, где находился штаб восстания. Он был одним из первых деятелей культуры и искусства, кто откликнулся на призыв советской власти сотрудничать с ней; участвовал в первых совещаниях и собраниях представителей культуры. В это время были опубликованы «Наш марш», «Ода революции».
Пьеса «Мистерия-Буфф» была написана в 1917-1918 годах (вторая редакция — 1921) и поставлена к первой годовщине октябрьского переворота самим автором (Маяковский также участвовал в создании костюмов и декораций и исполнил несколько ролей).
В декабре 1918 года во время выступления в Матросском театре в Петрограде впервые прозвучал его «Левый марш». В 1919 году он работал над над поэмой «150 000 000».
В марте 1919 года Маяковский переехал в Москву, где с октября 1919 года по февраль 1922 года активно сотрудничал с РОСТА (Российское телеграфное агентство) над текстами и рисунками для «Окон сатиры». Им были сделаны рисунки для 400 с лишним плакатов и для более 600 плакатов написаны тексты.
В 1920-х годах Маяковский активно работал (в сотрудничестве с Александром Родченко) над рекламой и дизайном упаковки (трест «Моссельпром», «Резинотрест», ГУМ и др.), сотрудничал со многими периодическими изданиями.
Поэт стал организатором группы «Комфут» (коммунистический футуризм, 1918), а также «Левого фронта искусств» (ЛЕФ, 1923). В 1923‒1925 годах редактировал журнал «ЛЕФ», с 1927по 1928 год — «Новый ЛЕФ».
В 1922-1929 годах Маяковский совершил поездки за границу: восемь раз в Западную Европу и один раз в Америку (Куба, Мексика, США).
Написал поэмы «Люблю» (1922), «Про это» (1923), сборник стихотворений «Испания. Океан. Гавана. Мексика. Америка» (1926).
В конце 1920-х годов также появились стихотворения «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Сергею Есенину» (оба 1926), «Стихи о советском паспорте» (1929) и др. Советской критикой были отмечены поэмы «Владимир Ильич Ленин» (1924) и «Хорошо!» (1927). Пьесы «Клоп» (1928, поставлена в 1929) и «Баня» (1929, поставлена в 1930) были написаны для театра Всеволода Мейерхольда. В 1930 году Маяковский представил поэму «Во весь голос».
Наряду с поэтической деятельностью он работал в кино. Он написал сценарии к кинолентам «Погоня за славой» (1913), «Закованная фильмой» (1918), «Не для денег родившийся» (1918), «На фронт» (1920), «Трое» (1928), «Октябрюхов и Декабрюхов» (1928).
В фильме «Барышня и хулиган» (1918) Маяковский выступил как режиссер, сценарист и исполнитель главной роли. Также он сыграл демона в короткометражном фильме «Драма в кабаре футуристов №13» (1914), исполнил главные роли в картинах «Закованная фильмой» и «Не для денег родившийся».
В феврале 1930 года, выйдя из состава РЕФа (Революционный фронт искусства, в который реорганизовался ЛЕФ), Маяковский вступил в РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Многие из литературных соратников порвали с поэтом отношения. В эти же дни открылась выставка «20 лет работы Маяковского». Ее игнорировали и партийное руководство, и бывшие коллеги по ЛЕФу (РЕФу).
Отчуждение и общественная травля усугублялись личной драмой поэта.
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Поэт не был женат. В Америке у него родилась дочь Патриция (1926-2016) от переводчицы Элли Джонс (Елизаветы Зильберт). В последствии Хелен-Патриция Томпсон (Елена Владимировна Маяковская) стала психологом в области семейных отношений, доктором философии, профессором. Об отце она написала книгу «Маяковский на Манхеттене, история любви».
Продолжительные отношения связывали Маяковского с Лилей Брик (1891-1978), женой критика Осипа Брика (1888-1945). В последние годы жизни возлюбленной поэта была актриса Вероника Полонская (1908-1994).
Осенью 2018 года в Москве в Студенецком переулке откроется мемориальная квартира, где жили мать и сестры Владимира Маяковского.
МАЯКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
Русский поэт, драматург, один из крупнейших представителей российского футуризма.
Биографический очерк
Родился в семье дворянина, лесничего сначала в Эриванской, а затем в Кутаисской губернии. Предки по отцу и матери – из казаков. Учился в Кутаисской гимназии (1902-1906), в 1905 году участвовал в студенческих манифестациях. С 1906 года в Москве, учился в 5-й московской гимназии (1906-1908, исключён за неуплату). В 1908 году принят в подготовительный класс Строгановского училища. Член РСДРП(б) (1908-1909), арестован, провёл 11 месяцев в Бутырской тюрьме (1909-1910). 1909 год – время его первых поэтических опытов в духе поздненароднической поэзии. Занимался живописью, в 1911 году принят в фигурный класс Училища живописи, ваяния и зодчества, где познакомился с организатором футуристической литературно-художественной группы «Гилея» Д.Д. Бурлюком (оба исключены из училища в феврале 1914 года).
Маяковский – активный участник модернистских выставок художественных объединений «Бубновый валет» и «Союз молодёжи». С лета-осени 1912 года регулярно пишет стихи. Вместе с В.В. Хлебниковым, Д.Д. Бурлюком и А.Е. Крученых в альманахе «Пощёчина общественному вкусу» опубликовал одноимённый манифест, содержащий призывы к разрыву с традициями классической литературы («бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности»). Там же – первые опубликованные стихи Маяковского («Ночь», «Утро»). В 1913-1915 годах печатается в «кубофутуристических» изданиях (альманахи группы «Гилея»: «Садок судей II», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас» и др.). Яркие метафоры, предельная откровенность, прямое обращение к аудитории обратили на Маяковского внимание критиков. Тем не менее, критика не могла оценить его адекватно, чему способствовали многочисленные цензурные изъятия из печатных изданий, и видела в его выступлениях, как и в футуризме в целом, лишь элементы скандальности, эпатажа.
Начало Первой мировой войны вызвало у Маяковского мощный национально-патриотический подъём, который соединится впоследствии с представлением о войне как о величайшем преступлении против человечества (стихотворения «Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер», поэма «Война и мир» (отд. изд. – Пг., 1917)). С конца 1915 года Маяковский в Петрограде, печатается в «Новом Сатириконе» (1915-1919; сатирические «Гимн судье», «Гимн учёному», «Гимн обеду» и др.). Часто посещает литературно-художественное кафе «Бродячая собака», тесно общается с М. Горьким и И.Е. Репиным. Сотрудничает с издательством Горького «Парус», где выходит сборник стихотворений «Простое как мычание» (1916). В 1914 году Маяковский переживает безответное чувство к М.А. Денисовой, ставшее импульсом к написанию поэмы «Облако в штанах» (Пг., 1915; первоначальное название «Тринадцатый апостол»). Неразделённая любовь лирического героя тесно переплетается с его социальным протестом, который по ходу развития поэмы превращается в бунт против мироустройства в целом. Летом 1915 года Маяковский знакомится с Л.Ю. и О.М. Бриками. Любовь к Л. Брик, их напряжённые отношения займут важнейшее место в жизни поэта, станут одним из лейтмотивов его творчества.
В стихотворениях 1916 года видна тема отторжения личности от социума («России»), разрыва между романтическим идеалом поэта и социальной реальностью («Эй», «Дешёвая распродажа» и др.). В лирической поэме «Флейта-позвоночник» (Пг., 1916) впервые звучит тема самоубийства. В поэме «Человек» (отд. изд. – М., 1918) ярко проявляется антропоцентризм Маяковского, противопоставление евангельскому мифу идеи величия и неограниченных возможностей человека.
С 1923 года регулярно совершает зарубежные поездки, в т.ч. в страны Западной Европы и США. Впечатления от посещения Америки нашли отражение в цикле стихотворений «Стихи об Америке» и книге очерков «Моё открытие Америки» (1925). США сатирически изображается в них как страна победившего мещанства. В то же время собеседники Маяковского во время его последнего приезда в Париж весной 1929 года (Н.Н. Евреинов, Ю.П. Анненков, А.С. Лурье) отмечали его разочарование советской действительностью. О подобном разочаровании свидетельствовало и нарастание сатирических мотивов в творчестве (сатирические комедии «Клоп» (премьера 1929) и «Баня» (премьера 1930), режиссёром обеих выступил В.Э. Мейерхольд). В своей последней поэме «Во весь голос» (1930) поэт фактически отрёкся от своего лирического «я» во имя дела революции.
Помимо расхождения революционных идеалов с действительностью Маяковского угнетали и собственные творческие неудачи, ощущение невостребованности. Советская власть упорно воспринимала Маяковского не как «пролетарского писателя», а как «попутчика». Организованная им юбилейная выставка «20 лет работы» прошла незамеченной: её проигнорировали как крупные писатели, так и государственные руководители.
14 апреля 1930 года после тяжёлого разговора с В. Полонской Маяковский застрелился. В предсмертной записке все стихи и архивы завещал передать Брикам. Кремирован в 1-м московском (Донском) крематории, прах находился в колумбарии Донского кладбища, в 1952 году при содействии Л. Брик прах перенесён на Новодевичье кладбище. С 1990-х годов рассматривается версия о политическом убийстве Маяковского.
Значение творчества
Маяковский вошёл в русскую литературу как поэт-новатор. Одним из первых обратился к темам революции, Гражданской войны, социалистического строительства, рассмотренным через особое, глубоко личное отношение к ним поэта. Особое значение Маяковский придавал ритму и интонации. Чтобы акцентировать стихотворение, выделить интонационно значимые моменты Маяковский использовал особую разбивку стиха (в 1923 году появилась знаменитая «лесенка»). В его поэзии встречается множество авторских неологизмов, наиболее верно передающих оттенки речи. Активно используется звукопись; характерным поэтическим средством Маяковского является гипербола. Он активно вводил в поэзию элементы ораторской и разговорной речи, использовал смешение лексических стилей.
Память
Именем Маяковского названы улицы во многих городах России и других стран (Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Пенза, Самара, Киев, Одесса, Тбилиси, Берлин и др.), театры и кинотеатры, в т.ч. Московский театр им. Вл. Маяковского, станции метро в Москве и Санкт-Петербурге, малая планета (2931) Маяковский. С 1997 года московским пресс-клубом ЦДРИ вручается литературная премия им. В.В. Маяковского. Музеи Маяковского открыты в Москве и селе Багдади в Грузии.
Сочинения:
Собр. соч. М.-Л., 1928-33. Т. 1-10; ПСС. М., 1955-61. Т. 1-13.
Владимир Владимирович Маяковский
Фото Все
Видео Все
Владимир Маяковский. Страницы творчества (1977)
Документальный Фильм Владимир Маяковский. Последний апрель 14.04.15
Владимир Маяковский. «Мистерия-Буфф» / Библейский сюжет / Телеканал Культура
Владимир Маяковский — биография
Владимир Маяковский — поэт, футурист, ставший одним из крупнейших литераторов прошлого века. Помимо этого, его знают как киносценариста, драматурга, режиссера, актера, художника. Некоторое время работал редактором журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ».
С самого начала своей творческой биографии Владимир Маяковский непрерывно, жадно и настойчиво пытался достучаться до сердец своих потенциальных читателей – «людей с улицы». Его первые шаги в поэзии были связаны с борьбой за этого читателя, и нередко сопровождались улюлюканьем, выкриками и вопросами о том, для кого он пишет, если его не понимают современники. Однако, несмотря на откровенно враждебные выпады, он все-таки сумел найти своего читателя, мечты о котором носил в сердце с юности.
Литературное наследие Маяковского поистине бесценное. Его отличает ярко выраженный слог, написанный знаменитой «лесенкой», которая стала его «визитной карточкой».
Детство
Родиной Владимира Маяковского стало грузинское село Багдати, где он и родился 19 июля 1893 года. Отец Владимир Маяковский занимал должность лесничего Багдатского лесничества. Умер в 1906 году в результате заражения крови. Он сшивал бумаги и случайно проколол иголкой палец. С того самого времени у его сына Владимира появилась фобия – он панически боялся иголок, булавок, заколок и других острых предметов, потому что боялся заразиться. До последних дней он так и не сумел преодолеть бактериофобию.
Владимир Маяковский в детстве
Маму будущего поэта звали Александра Павленко, ее предками были кубанские казаки. Родом из станицы Терновская на Кубани.
Кроме Владимира в семье подрастали две дочери – Людмила и Ольга. Были у Маяковского и братья, но Константин умер в возрасте 3-х лет от скарлатины, а Александр умер еще младенцем.
Родители отлично владели грузинским языком и передали эти знания Владимиру. В 1902 году мальчик пошел в первый класс гимназии города Кутаиси. С юных лет он увлекся революционными идеями, поэтому, еще будучи учеником гимназии, участвовал в демонстрациях и забастовках.
После смерти отца семейства в 1906-м, Маяковские переехали в Москву. Владимира взяли в четвертый класс 5-й классической гимназии, где его одноклассником оказался Александр Пастернак, брат известного поэта Бориса Пастернака. Маяковские жили бедно, маме было трудно обеспечить семью с тремя детьми. Поэтому у них не было возможности оплатить обучение Владимира в гимназии, и в 1908-м он был исключен из 5-го класса по причине неуплаты.
Творчество
У Маяковского появились знакомые среди студенческой молодежи, которых всерьез увлекли революционные идеи. В 1908-м Владимир принял решение пополнить ряды членов РСДРП, и стал ее активным пропагандистом. В 1908-1909-м годах он был арестован три раза, но каждый раз выпущен на свободу за недостаточностью улик и потому, что был несовершеннолетним.
Карточка Владимира Маяковского
Во время следствия молодой человек проявлял свой бурный нрав, он не мог находиться взаперти.
Он скандалил с тюремщиками, и те были вынуждены бросать его из одной тюрьмы в другую. Так он оказался в знаменитой «Бутырке», где сидел на протяжении одиннадцати месяцев, и от скуки начал писать стихи.
Маяковского освободили в 1910-м, после чего он вышел из рядов партии. В 1911 году следуя советам своей давней приятельницы Евгении Ланг, молодой человек занялся живописью. Он поступил в профильное училище, где получал навыки ваяния, зодчества и живописи. Там среди его знакомых появились организаторы кружка футуристов под названием «Гилея». Маяковскому понравились их идеи, и он примкнул к движению кубофутуристов.
Первым напечатанным произведением молодого литератора стало стихотворение, получившее название «Ночь». В том же 1912 году он впервые представил свои сочинения посетителям артистического подвала «Бродячая собака».
Вместе с другими кубофутуристами Маяковский побывал в турне по российским городам, где выступал с лекциями и своими стихами. О нем начали положительно отзываться. По мнению Максима Горького, Владимир был единственным настоящим литератором среди его собратьев-футуристов.
В 1913-м поэт издает свой первый сборник, получивший оригинальное название – «Я». В него вошли всего четыре стихотворения. В том же году он стал автором бунтарского стиха «Нате!», который стал вызовом буржуазии. В 1914 году Маяковский проявил себя совсем с другой стороны. Он написал стих «Послушайте», который был очень чувственным и красочным.
В том же году поэт заинтересовался драматургией. Он написал трагедию «Владимир Маяковский», которая была поставлена в театре «Луна-парк». Режиссером и исполнителем образа главного героя этой постановки тоже был Маяковский. Произведение основывалось на бунте вещей и это доказывало тесную связь поэта с футуристами.
1914 год ознаменовался еще одним серьезным шагом в биографии поэта. Он захотел стать добровольцем, но власти решили не рисковать, помня о его политической неблагонадежности. В итоге на фронт он так и не попал, и вскоре выпустил произведение под названием «Вам», в котором оценивает царскую армию. Помимо этого он стал автором гениальных стихотворений «Война объявлена» и «Облако в штанах».
В 1915 году Маяковский знакомится с семейством Брик. Теперь Осип и Лиля Брик стали для него практически родными. В 1915-1917 годах Маяковского забрали на службу в автомобильную школу. Это стало возможным исключительно протекции Максима Горького. Во время службы солдаты не имели права издавать свои произведения, поэтому Осип решил помочь другу. Он выкупил у Маяковского две поэмы и сумел их опубликовать.
Помимо своих обычных стихов, Маяковский начал писать сатиру. В 1915-м в журнале «Новый Сатирикон» напечатали целый цикл его произведений, получивший название «Гимны». В следующем году поэт издает крупный сборник «Простое как мычание», а в 1917-м выходит его сборник «Революция. Поэтохроника».
Журнал «Новый Сатирикон»
Октябрьская революция застала поэта в Смольном, где находился центр восстания. Маяковский принял ее всем сердцем, он сошелся с новыми властями, стал участником первых заседаний деятелей науки и культуры. Примечательно, что Маяковский стоял во главе отряда, который отправился арестовывать генерала Секретева, руководителя автомобильной школы. Поэт не посмотрел на то, что именно этот генерал совсем недавно награждал его медалью «За усердие».
С 1917 по 1918 годы Маяковский выпускает несколько произведений, освещающих революцию – «Наш марш», «Ода революции». К первой годовщине Октябрьской революции поставили пьесу «Мистерия-буфф».
Владимир Маяковский в фильме «Барышя и хулиган»
В творческом наследии поэта есть и работа в кинематографе. В 1919-м на экраны вышло три фильма, где Маяковский проявил свои таланты сценариста, режиссера и актера. В те же годы он сотрудничает с РОСТА и создает агитационно-сатирические плакаты. Одновременно печатался в издании «Искусство коммуны».
В 1918-м поэт стал создателем группы «Комфут», которая работала в стиле коммунистического футуризма. В 1923-м Владимир организовал новую группу, получившую название «Левый фронт искусств» и журнал «ЛЕФ».
Журнал «ЛЕф» где работал Владимир Маяковский
В 1923-1924 годах, гениальный поэт пишет свои самые яркие и запоминающиеся произведения – «Про это», «Владимир Ильич Ленин», «Севастополь-Ялта». Когда поэма «Владимир Ильич Ленин» в исполнении самого поэта прозвучала со сцены Большого театра, ему аплодировал сам Иосиф Сталин, присутствовавший в зале.
Овации не стихали на протяжении двадцати минут. Самым плодотворным временем для Маяковского были именно годы революции и гражданской войны, и об этом он пишет в своей поэме «Хорошо!», которая была опубликована в 1927 году.
Владимир Маяковский в Нью-Йорке США
Владимир очень много путешествовал. Особенно в период с 1922 по 1924 годы, когда он побывал в Латвии, Франции, Германии, и описал все это в своих произведениях. В 1925-м поэт посетил США, где путешествовал по разным городам.
В 20-е годы Владимир Маяковский стал непримиримым оппонентом Сергея Есенина, который поддерживал имажистов, противников футуризма. В своих поэзиях Маяковский воспевал город и революцию, тогда как Есенин писал о прелестях деревенской жизни.
Однако Маяковский не мог не признать, что Есенин очень талантлив, хотя не упускал возможности пройтись по его консерватизму и пристрастию к спиртному. И хоть они казались непримиримыми противниками, у них было много общего – такая же вспыльчивая и ранимая натура, пребывавшая в постоянном поиске смысла жизни и отчаянии. Они оба затрагивали тему самоубийства, частенько мелькавшую в их сочинениях.
С 1926 по 1927 год Владимир стал автором девяти сценариев к фильмам. В том же году он «воскресил» свой журнал «ЛЕФ», чтобы через год, после окончательного разочарования, уйти из него и из одноименной организации. В 1929-м Маяковский создает еще одну группу – «РЕФ», но спустя год уходит и оттуда, и вступает в члены «РАПП».
В конце 20-х поэт снова берется за драматургию. В 1928-м выходит пьеса «Клоп», спустя год еще одна – «Баня», которые были написаны для театра Мейерхольда. Автор сумел тонко объединить подачу существующей действительности и ближайшего будущего.
По мнению Мейерхольда, Маяковский был таким же гениальным, как Мольер, однако мнение критиков было абсолютно противоположным. «Клопа» они раскритиковали за художественные просчеты, а «Баню» разгромили в идейном плане. Газеты пестрели оскорбительными статьями и заголовками, призывавшими смести долой маяковщину.
В 1930 году на Маяковского ополчились коллеги. Теперь его считали не пролетарским писателем, а только «попутчиком». Но поэт не обращал внимания на критические выпады, и весной, в качестве подведения итогов своей работы, стал организатором выставки, получившей название «20 лет работы».
Выставка Владимира Маяковского «20 лет работы»
Личная жизнь
В 1915 году Маяковский встретил любовь всей своей жизни – Лилю Брик. В то время он был влюблен в Эльзу Триоле, сестру Лили, которая и познакомила поэта с семейством Брик. У них дома Владимир прочел одно из своих произведений – поэму «Облако в штанах», и посвятил ее Лиле. В 1914-м Маяковский был влюблен в скульптора Марию Денисову, которая и стала прототипом героини этого произведения.
Вскоре между Маяковским и Лилей начались романтические отношения. Осип делал вид, что он не замечает этого романа. Поэт считал Лилю своей музой, это ей были посвящены самые трогательные его произведения. Безграничная любовь к этой женщине сквозила в стихах «Человек», «Флейта-позвоночник», «Лиличка!», «Ко всему».
Владимир Маяковский с Лилей Брик
В 1918 году Владимир и Лиля снялись вместе в картине «Закованная фильмой». С того же года Маяковский и семейство Брик начали вместе жить. Они достаточно часто переезжали, но постоянно вместе селились. Поэту часто приходилось содержать всю семью, и с каждого своего заграничного турне он привозил любимой шикарные подарки, к примеру, автомобиль марки «Рено».
Это была какая-то маниакальная привязанность, но периодически в личной жизни поэта возникали и другие женщины, которые даже рожали от него. В 1920-м возлюбленной поэта стала Лилия Лавинская, от которой спустя год у него родился сын Глеб-Никита. Его не стало в 1986 году.
Владимир Маяковский и Элли Джонс
В 1926 году в жизни Маяковского появилась российская эмигрантка Элли Джонс, ставшая мамой его дочери Елены-Патрисии. Дочь поэта скончалась в 2016-м.
Потом возлюбленными Маяковского были Софья Шамардина и Наталья Брюханенко.
Во время своей поездки в Париж, поэт встретил эмигрантку Татьяну Яковлеву. Между ними вспыхнули сильные чувства, которые с каждым днем становились все крепче, и должны были стать чем-то продолжительным и серьезным. Владимир звал любимую в Москву, но та категорически отказывалась. В 1929-м он решил сам ехать во Францию, но так и не смог получить визу.
Последней любовью великого поэта принято считать Веронику Полонскую, 21-летнюю замужнюю актрису. Маяковский требовал, чтобы она ушла от мужа, но девушка не хотела так кардинально менять свою жизнь, потому что боялась импульсивности, противоречивости и непостоянства своего любимого.
Смерть
В 1930-м Маяковский стал часто болеть. У него появилась еще одна фобия – он страшно боялся потерять голос, ведь тогда он не смог бы больше выступать. В личной жизни тоже наступила черная полоса. Он всеми силами пытался устроить свое счастье, но оставался бесконечно одиноким. Семья Бриков отбыла за границу, а временные романы не могли заполнить пустоту, образовавшуюся после их отъезда.
Похороны Владимира Маяковского
После смерти поэта его стихи и поэмы перестали печатать. Благодаря Лиле Брик, которая в 1936-м обратилась с письмом лично к Сталину, запрет удалось снять. Она просила его помощи в сохранении поэтического наследия и памяти о поэте-революционере.
Вскоре на этом письме появилась резолюция Вождя всех народов, который написал, что высоко ценит работы Маяковского и разрешает печатать его произведения. Кроме этого он дал добро на организацию музея Владимира Маяковского.