к какому уровню гармонизации личности относится чтение художественной литературы
Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников
Наталья Черникова
Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников
Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной.
Интуитивно дети отличают добро от зла, понимают ценность честности и доброты, но на практике, к сожалению,приходится видеть другое: как дети проявляют грубость и жестокость по отношению к сверстникам, родителям, природе. Поэтому очень важно с ранних лет уделять внимание формированию у них духовно – нравственных представлений, воспитывать доброту, милосердие, уважение к старшим, сострадание к больным людям и любовь к миру природы, желание беречь её и охранять.
Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились в центре внимания педагогов-психологов. Такие выдающиеся педагоги, как В. А. Сухомлинский, Н. С. Карпинская, Л. Н. Стрелкова и др. занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ.
Как же можно прививать духовные ценности дошкольникам? Это можно сделать посредством чтения художественной литературы.
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и даёт прекрасные образцы русского литературного языка.
Роль русских народных сказок в воспитании детей, становлении их духовного и нравственного мира неоценима. Благодаря им раскрываются такие понятия, как добро и зло, честь и достоинство, затрагиваются морально-этические стороны жизни. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки детей.
Сказка входит в жизнь детей с малых лет, сопровождает их на протяжении всего дошкольного детства. Психологи справедливо называют дошкольный возраст возрастом сказок.
Необходимо доносить родителям воспитанников о значимости чтения сказок детям. Для чтения целесообразно использовать время перед сном, когда ребёнок и родители готовы к спокойному общению друг с другом и книгой. Это займёт немного времени. Но зато оно будет проведено с пользой!
Слушая сказку, ребёнок имеет возможность образно представить картину событий, которые происходят, героев, как они выглядят, во что одеты, как себя ведут,может пофантазировать: поставить себя на их место. Благодаря этому у него развивается воображение. А это очень важно. Ребёнок по ходу событий переживает за героев, которые попадают в беду, и радуется за них, когда всё хорошо заканчивается.
Ребёнок осмысливает поведение героев, для себя решает, что хорошо, что плохо, учится на примере героев, как вести себя в той или иной жизненной ситуации. Он выбирает для себя пример для подражания. Как правило, это положительный герой литературного произведения, сильный, смелый и добрый.
Именно таким образом, возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребёнка.
Есть сказки, которые целиком посвящены духовно-нравственным проблемам, а, значит, их смело можно использовать в педагогической практике с целью формирования у детей духовно-нравственныхценностей и принципов: «Два жадных медвежонка», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса», «Как собака друга искала», «Мальчик с пальчик» и многие другие.
Во время чтения книг происходит развитие речи ребёнка: он узнаёт много новых слов, образных выражений. Язык сказок, как правило, богат афоризмами, эпитетами, очень выразителен и поэтичен. В сказках много песенок, стихотворных строк, которые легко воспринимаются и запоминаются детьми.
По ознакомлению дошкольников со сказкой можно использовать такие методы,как:
1. Чтение сказки, когда воспитатель читает текст. Для лучшего понимания смысла сказки, для представления образа героев необходимо использовать иллюстративный материал. Надо учить детей представлять в воображении героев, как на основе иллюстраций, так и на основе авторского слова.
2. Рассказывание, когда воспитатель в свободной форме повествует содержание сказки. Можно использовать показ сказки на фланелеграфе. Для этого понадобятся персонажи сказок, выполненные из фетра или картона.
Для формирования восприятия сказки можно использовать такие приёмы,как:
1. Выразительность чтения. Очень важно, чтобы речь воспитателя была эмоционально окрашена и выразительна. Для этого можно использовать мимику, жесты, интонацию.
2. Повторное чтение. Сказки всегда интересны детям. Они с удовольствием слушают их повторно. При повторном чтении можно использовать модели.
3. Выборочное чтение. Для лучшего усвоения содержания можно повторно зачитать наиболее значимые и яркие отрывки из сказки.
4. Драматизация. Можно привлечь детей. Дети выбирают себе героя сказки, входят в мир воображаемых обстоятельств, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе, переживают, испытывают новые для них чувства.
5. Беседа. Цель беседы — уточнение понимания содержания сказки, осознание средств художественной выразительности. Необходимо продумать ход беседы, включить в неё вопросы по содержанию сказки, а также, с целью дать оценку поступков героев.
Также можно организовать творческие мастерские, предложить детям нарисовать, слепить, сконструировать из бумаги и картона, из природного материала сказочных героев, передать их образ, черты характера, особенности поведения. По итогам оформить выставку творческих работ. Благодаря результатам продуктивной деятельности ребёнок учится выражать своё отношение к литературному произведению, его герою.
Общечеловеческие ценности прививаются детям и закладываются в их понятии при знакомстве с пословицами и поговорками. Это особый жанр, который способствует формированию духовно-нравственных понятий. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки. В них ярко выражен нравственно-поучительный характер. Поговорки и пословицы содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о духовно-нравственном воспитании. Пословица более понятна ребёнку вследствие того, что поучительный смысл поделён на части: «Хочешь есть калачи – не лежи на печи», «Доброе дело — правду говорить смело». А поговорка даёт ребёнку выразительную эмоциональную оценку: «Маленький, да удаленький».
Фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей. В программу для чтения входит большое количество потешек, песенок, прибауток. Образность и поэтичность помогает детям представить мир природы, образы животных. Природа в фольклорных произведениях благодаря художественному слову,как бы оживает: «Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-вёдрышко обогрело телят, ягнят да малых ребят».
Необходимо у детей с раннего возраста формировать положительное отношение к фольклору, поэзии, учить эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, связывать его с реальными картинками природы,чувствовать ритм стихотворной речи и обогащать словарь детей образными словами и выражениями: «снежинки-пушинки», «снег летает, кружится, танцует», побуждать выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях. Чтение стихотворений о природе необходимо использовать в тесной связи с непосредственными наблюдениями. Таким образом, детям будут понятны не только сезонные изменения в природе, но и чувства, настроение, переданные автором.
Использованная литература
1. Л. М. Гурович и др. Ребёнок и книга. СПб, 1996.
2. Т. Н. Доронова Дошкольникам о художниках детской книги. М., 1991.
3. Т. П. Зеленская Расскажи стихи руками. М., 1992.
4. Н. А. Курочкина Детям о книжной графике. СПб, 1996.
5. З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Гурович. Программа развития и воспитания детей в детском саду Детство. –Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2004.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384 // Российская газета, 25.11.2013. – № 265.
7. О. С. Ушакова Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. 2-е изд., дополн. – М. : ТЦ Сфера, 2016.
Формирование духовно-нравственных качеств детей 5–6 лет посредством сказки Мисриханова Зулейха Муршидовна Воспитатель МАДОУ «Детский сад «Снегирек» г. Белоярский» Тема: «Формирование духовно-нравственных качеств.
Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Ценности каждого человека – это целый мир; сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек относится к фактам своего бытия дифференцированно.
Формирование у старших дошкольников положительных нравственных качеств посредством художественной литературы В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически.
Опыт работы «Формирование нравственных качеств личности дошкольников» Воспитатель: Деточкина О. В. Целью представленной работы является воспитание моральных, нравственных и духовных ценностей у детей, присущих.
Перечень художественной литературы, направленной на формирование личностных качеств старших дошкольников Личностные качества Литература Ответственность Русские народные сказки – «Лиса и заяц», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-Лебеди»,.
Программа саморазвития «Формирование нравственных качеств дошкольников посредством сказки» Программа саморазвития Крутцовой С. В. «Формирование нравственных качеств дошкольников посредством сказки» ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМОРАЗВИТИЯ.
Формирование у дошкольников представлений о традиционных нравственных ценностях посредством чтения сказок Красноштанова Ирина Николаевна, воспитатель, БДОУ г. Омска «Детский сад №56 комбинированного вида» Формирование у дошкольников представлений.
Презентация «Влияние художественной литературы на воображение дошкольников» Воображение — мысленное воспроизведение чего-либо или кого-либо, фантазия. Оно тесно связано с мышлением, так как образ и мысль всегда выступают.
Воспитание нравственно-патриотических качеств дошкольников средствами художественной литературы Возможности нравственно-патриотического воспитания у подрастающего поколения не реализуются сами по себе – это систематическая и целенаправленная.
Чтение художественной литературы социализирует людей, установили ученые
Художественная литература делает людей более социально приспособленными
Профессор психологии Эммануэле Кастано и ее аспирант Дэвид Корнер Кидд из нью-йоркской Новой школы социальных исследований опубликовали в последнем номере журнала Science статью, демонстрирующую, как беллетристика улучшает целый набор мыслительных способностей, а также развивает мыслительные процессы, важные для сложной сферы социальных взаимоотношений между людьми.
Как ни странно, психологи нечасто задаются вопросом, насколько в действительности чтение художественной литературы влияет на человеческий разум — возможно, потому, что уже с детства знают ответ, неконкретный и расплывчатый.
Именно поэтому нью-йоркская команда решила восполнить этот пробел.
Есть такой набор качеств разума, который по-английски называется Theory of Mind (ToM), а на русском языке называется по-разному – теория разума, теория намерений, модель психического состояния человека, просто модель психического и так далее. Несмотря на то что в этом термине присутствует слово «теория», это не то чтобы теория — скорее специфический набор социальных качеств нашего разума. Обладание этим набором означает прежде всего способность воспринимать переживания других людей как свои собственные и в то же время осознавать тот факт, что твое собственное психическое состояние не тождественно психическому состоянию другого человека.
В психологии разработаны давно проверенные методики распознавания у людей их состояния «модели психического», поэтому исследователи и решили воспользоваться именно этой методикой.
Они набрали 86 добровольцев и в пяти отдельных экспериментах предложили им прочитать тексты одного из трех видов — литературно-художественные, популярные и нехудожественные. Выбирались лучшие тексты: в качестве беллетристики были выбраны отрывки из произведений, ставших финалистами премии National Book Award и премии О’Генри за лучший короткий рассказ; популярные тексты были взяты из бестселлеров портала Amazon.com; а уж совсем нехудожественные отрывки были взяты из золотого фонда журнала Smithsonian Magazine.
Возможно, российские психологи, приди им в голову мысль поставить такой эксперимент, выбрали бы другие отрывки для чтения, но результат, похоже, остался бы таким же, какой получили Кидд и Кастано.
По прочтении текста добровольца подвергали различным тестам по системе ToM, например показывали ему черно-белую фотографию глаз киноактера из какого-то фильма и просили описать его эмоциональное состояние. Остальные тесты были сложнее. Например, использовался недавно разработанный Йони-тест, который призван определять степень сопереживания испытуемого и того, насколько он правильно понимает переживания другого человека.
Во всех пяти экспериментах люди, прочитавшие отрывок из художественной литературы, намного лучше справлялись со всеми тестами на «модель психического». Иначе говоря, они становились более социально приспособленными, более «человеческими», чем те, кто читал просто информацию, даже очень хорошо написанную.
Все просто, утверждают Кидд и Кастано.
Чтение художественной литературы требует от человека сопереживания, стремления вместе с героем справиться с его проблемами — и не со своими, с чужими, которые для читателя быть чужими уже перестали. Именно это есть не что иное, как воспитание разума, подстегиваемое чтением беллетристики. Именно об этом, сами, может быть, не понимая того, нам твердили с детства наши родители.
Чтение и эмоциональный интеллект
Американские ученые изучили, какие книги повышают способность к эмпатии
Могут ли «Пятьдесят оттенков серого» научить лучше понимать других людей? Или для этого необходимо читать книги вроде «Войны и мира»? Американские ученые сравнили влияние беллетристики и интеллектуальной прозы на нашу способность понимать мысли, эмоции и мотивы окружающих людей.
Автор исследования Дэвид Кидд заинтересовался социальной психологией, когда изучал русскую литературу, получая докторскую степень в Новой школе в Нью-Йорке. Он выявил, что две категории, на которые литературоведы подразделяют художественную литературу, оказывают разный эффект. Когда мы читаем захватывающий, но предсказуемый бестселлер, «чтение подобно катанию на американских горках», — говорит он, — «и при этом мы все испытываем одно и то же ощущение». Интеллектуальная литература, в свою очередь, требует от читателя большего участия. Созданные писателями миры полны персонажей, чье поведение запутано и необъяснимо, а авторы не дают инструкций к тому, как относиться к ним, кому доверять и что чувствовать в каждой из ситуаций.
Кидд и его консультант, социальный психолог Эмануэле Кастано, предположили, что навыки, которые мы используем, чтобы ориентироваться в этих неоднозначных вымышленных мирах, помогают нам и в реальной жизни. Исследователей заинтересовало, как книги влияют на нашу способность интуитивно считывать и предсказывать чужие эмоции. Эта способность тесно связана с эмпатией — умением распознавать и примерять на себя чувства других людей. Собранные доказательства подтверждают связь между чтением художественной литературы и этими компонентами эмоционального интеллекта. При этом не только заядлые книгочеи, но и те, кто предпочитает популярную литературу, как правило, лучше справляются с определенными тестами на эмпатию.
Чтобы измерить непосредственное влияние на психику человека двух типов художественной литературы, Кастано и Кидд провели серию экспериментов. В каждом из них они просили респондентов прочитать 10-15 страниц интеллектуального или популярного романа. Среди отрывков были рассказы Антона Чехова и Дона Делилло, а также произведения лауреатов Премии ПЕН, Премии О’Генри и Национальной Книжной Премии США. Выбирая беллетристику для эксперимента, авторы исследования ориентировались и на рейтинги Amazon.com: они выбрали «Грехи матери» Даниэлы Стил, «Исчезнувшую» Гиллиан Флинн и другие известные произведения, например научно-фантастические романы Роберта Хайнлайна.
После прочтения отрывков участникам эксперимента предлагали пройти тесты на эмоциональный интеллект. В одном из них они смотрели на фото в течение 2 секунд и решали, был ли человек счастлив, рассержен, испуган или грустен. В другом — видели лишь часть лица и выбирали из четырех сложных эмоций, таких как «задумчивость» и «сомнение».
Обе группы прошли тесты лучше, чем контрольная группа — те, кто читал научные статьи или не читал вообще. И хотя результаты респондентов, получивших отрывки из интеллектуальной литературы, были несколько выше, чем у читавших популярные романы, ученым пришлось признать, что влияние литературы на эмоциональный интеллект не зависит от приверженности читателей к определенному жанру. Когнитивный нейробиолог Витторио Галлезе из Пармского университета в Италии, который также изучает реакции мозга на произведения искусства, аргументирует это тем, что с течением времени граница между «высоким» и «низким» искусством может заметно сместиться. Например, «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака в свое время издавалась как произведение «популярной» литературы, но с тех пор приобрела статус признанной классики.
Влияние художественной литературы на формирование личности
Одним из видов искусств является художественная литература. Искусство слова, авторский вымысел способны не просто донести до нас определенную информацию, а изменить внутренний мир, воспитать, научить, воодушевить и принести истинное удовольствие от прочтения. Художественная литература без преувеличения способна творить чудеса с нашей душой.
В курсе школьного обучения нас знакомят с различными произведениями, которые уже вошли в определение «классические». Они априори должны сделать человека более культурным, привить в нем массу положительных качеств и проч. Но так ли на самом деле? Кто и когда изучал влияние того или иного произведения на психику человека? И всегда ли это полезно? Обо всем по порядку.
Сознательное и бессознательное
Если подходить к чтению художественного текста с точки зрения психологии, то написанное как бы стремится обходить уровень рассудочного восприятия. Пока ум занят отслеживанием событий, происходящих в книге, различные художественные приемы воздействуют на нашу эмоциональную сферу. Как правило, это происходит бессознательно. Для увеличения эффекта от прочитанного придуманы всевозможные приемы:
Согласитесь, если бы эти «штучки» не уволили нас от сути повествования, то многих бы одолели подобные вопросы: «почему баба и дед хотели съесть такого красивого, румяного, да еще и говорящего Колобка?», «в чем мораль сказки, если положительный герой все равно умирает в конце?», «а если бы он остался у пожилых «создателей», то они бы сразу его проглотили?» и т. д. Другими словами, когда выключается эмоциональный фон, включается разум. Он начинает анализировать происходящие события и часто трактует их без иносказаний, в таком виде, в котором видит его светлый и чистый ум.
Именно с использованием точных и метких определений, например, «хлещущие по телу волны», автор позволяет читателю как бы «целиком» прочувствовать эти злые волны, холодные и безжалостные. Достаточно заменить слово на «ласковые» — и эффект от прочитанного будет противоположным.
И здесь перед нами возникает одна опасность. Согласно Юнгу, бессознательное каждого индивидуума делится на Персону и Тень. Персона — это то, каким мы себя хотим видеть и к чему стремимся. А Тень — то, что пытаемся в себе заглушить, избавиться и т. д. В процессе бессознательного формирования личности (обеих ипостасей — Персоны и Тени) именно художественная литература способна значительно повлиять. И не всегда это происходит в положительную сторону. Здесь мегаважно то, что вы читаете и как!
Не стать Татьяной Онегина
Если на минутку уйти от всех переживаний и эмоциональных каруселей в произведении Пушкина, то перед нами предстанет «чистый» образ Татьяны. Какая она с точки зрения психологии? Татьяна — яркий пример человека, имеющего «активную пассивность». В книге она не хочет стать, а ищет кого-то! Пушкин выделяет ее единственное психологическое наполнение как человека, как личности. Это «способность легкая страдать». Она в муках пишет знаменитое своей скорбью, надеждой, печалью письмо. Потом с теми же страданием и тревогой слушает ответ Онегина. Затем наступает долгий период разочарований, надуманных самой же. В конце произведения она уже не одна, т. е. реализовала свою программу по поиску «кого-то». Но Татьяна продолжает страдать, получая письма Онегина. И все эти душевные переживания главных героев автор преподносит как самые важные ценности.
В то время как процесс становления личности, формирование характера, самореализация, личностный рост — все это выглядит в произведении ненужным и неважным. А ведь именно эти вещи определяют то, какой в будущем будет эта молодая девушка, каковы ее идеалы, что она представляет из себя и т. д. А для нее самое важное — блистание в свете при муже и страдания по придуманной и давно потерянной любви.
Таким образом, произведения художественной литературы чрезвычайно влияют на формирование личности. Это как фундамент, на котором постепенно будет выстроен дом. Поэтому, беря в руки ту или иную книгу, нужно хорошенько подумать, как она может изменить вас или ребенка.
Больше читать? Но есть ли польза от выдуманных кем-то историй?
Автор фото, Getty Images
Мы с детства слышим: надо больше читать. Но подтверждают ли современные исследования положительное влияние художественной литературы на человека?
Книги учат нас понимать окружающий мир, помогают расширить словарный запас и коректируют правописание.
Но может ли художественная литература сделать нас лучше?
Влиянию беллетристики приписывают многие чудесные вещи: от желания участвовать в благотворительности, гражданской активности до постепенного снижения уровня насилия во всем мире с течением веков.
Это упражнение (на видение перспективы с точки зрения другого человека) похоже на тренировку в понимании других людей. Поэтому канадский психолог Кит Оутли называет художественную литературу «пилотажным тренажером нашего сознания».
Автор фото, Getty Images
Точно так же, как летчики учатся пилотировать авиалайнер, не отрываясь от земли, так и люди, регулярно читающие художественную литературу, могут улучшать свои социальные навыки, открывая роман.
В своем исследовании Оутли обнаружил, что как только мы начинаем себя идентифицировать с персонажами, мы начинаем думать об их целях и желаниях вместо своих собственных.
Когда герои книги в опасности, наше сердце бьется чаще. Бывает даже, что мы задыхаемся от волнения.
Однако мысль о том, что все это происходит не с нами, успокаивает и даже вызывает удовольствие. Нас не охватывает ужас, мы не выскакиваем из окна, чтобы спастись.
В то же время некоторые нервные механизмы, используемые нашим мозгом, чтобы понимать происходящее в книге, имеют много общего с теми, которые используются в реальной жизни.
Например, когда мы читаем слово «пнул», в мозгу активируются те же области, которые активирует физический пинок.
Когда мы читаем, что герой ухватился за конец тонкой веревки, активна область мозга, связанная с хватанием.
Чтобы следить за сюжетом, нам нужно знать, кому из героев что известно, что они чувствуют и что каждый из них думает о мыслях и планах других персонажей.
Для этого нужно обладать способностью, называемой моделированием психического состояния. Когда люди читают о том, какие мысли в голове у героя, у них в мозгу активируются именно те области, которые отвечают за эту способность.
Автор фото, Getty Images
Чтение художественной литературы активирует те или иные области нашего головного мозга
И раз уж мы учимся сопереживать другим с помощью чтения, есть ли возможность доказать, что те, кто читает художественную литературу, обладают лучшими социальными навыками, чем те, кто в основном читает документальную или научную литературу или вообще не читает?
Автор фото, Getty Images
Многим из нас свойственно преувеличивать количество прочитанных книг
Различие в выражении глаз трудноуловимое, на первый взгляд оно может показаться нейтральным, так что задание куда трудней, чем может показаться.
Однако факт остается фактом: те, кто больше читал художественной литературы, получили более высокие оценки в этом тесте. Как и по шкале межличностной восприимчивости.
Психолог Диана Тамир из Принстонской лаборатории социальной неврологии сумела продемонстрировать, что люди, часто читающие беллетристику, обладают лучшими социальными познавательными способностями.
Другими словами, они лучше понимают, что чувствуют или думают другие.
Использовав сканирование мозга, Тамир обнаружила, что при чтении художественной литературы повышенная активность мозга наблюдается в тех его областях, которые обычно возбуждаются, когда человек размышляет, о чем думают другие.
Автор фото, Getty Images
Те, кто читает больше беллетристики, как правило, лучше понимают других людей
Те, кто читает романы, лучше понимают эмоции других, чем среднестатистическая личность. Однако обязательно ли это делает их лучше?
Чтобы проверить это, исследователи использовали метод, с которым знаком каждый, кто изучал психологию: вы как будто случайно роняете на пол несколько ручек или карандашей и потом смотрите, кто бросается вам на помощь.
Перед тем, как проверить участников на желание участвовать в подборе карандашей, их попросили заполнить анкету, среди прочего содержащую вопросы, помогающие измерить эмпатию.
Затем они прочитывали короткий рассказ и отвечали на серию вопросов о том, насколько их захватила эта история. Хорошо ли они представляют себе героев? Хочется ли им узнать о персонажах больше после того, как они дочитали рассказ?
И это срабатывало: те, кого прочитанная только что история захватила, кто больше сочувствовал ее героям, с большей вероятностью приходили на помощь и подбирали с пола ручки.
Автор фото, Getty Images
Те, кого чтение захватывает сильней, потом ведут себя менее эгоистично
Но авторы исследования учитывали оценки участников по шкале эмпатии и обнаружили, что, независимо от этого, те, кого больше захватывало прочитанное, вели себя более альтруистично.
Конечно, одно дело эксперименты. Вполне возможно, в реальной жизни всё наоборот: более сочувствующие окружающим более заинтересованы в их внутренней жизни, и такой интерес влечет их к чтению романов и рассказов.
Вместо этого было проведено несколько коротких исследований. Например, голландские ученые предложили студентам читать либо газетные статьи о бунтах в Греции и празднике в Нидерландах, либо главу из романа «Слепота» нобелевского лауреата Жозе Сарамаго.
В этой главе мужчина, сидя за рулем автомобиля, ожидает, когда зажжется зеленый свет, как вдруг теряет зрение. Те, кто с ним ехал, доставляют его домой, а прохожий, который обещал пригнать к его дому автомашину, вместо этого крадет ее.
Сразу после того, как студенты прочитали эту историю, уровень эмпатии у них повысился. Но и неделю спустя те, кого прочитанное сильно захватило, показывали даже еще более высокие результаты по шкале эмпатии.
Конечно, вы можете сказать, что не только художественные произведения влияют на наше поведение и чувства. Мы можем испытывать сочувствие и к людям, о которых читаем в новостных репортажах.