к какому типу трудных ситуаций относится ее крайнее проявление требующее максимального напряжения
NewPsychologia
Конфликт как тип трудной ситуации
Если исходить из психологической сущности конфликта, то он может быть рассмотрен как один из типов трудных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности военнослужащего и военно-социальной группы. В этом случае признаками трудной ситуации выступают:
– осознание личностью угрозы, препятствия на пути реализации каких-либо целей, мотивов;
– состояние психической напряженности как реакции личности на трудность, преодоление которой значимо для нее;
– заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения, выход за рамки «обыкновенности» и др.
Анализ представленных трудностей позволяет выделить их основные виды:
– ситуация социального взаимодействия
– ситуация внутриличностного плана.
В зависимости от того, как воспринимается угроза, трудные ситуации могут иметь три уровня:
1) трудность как потенциальная угроза (проблемные ситуации деятельности, взаимодействия и внутренние затруднения);
2) трудность как непосредственная угроза (критические, аварийные ситуации деятельности, предконфликтные ситуации взаимодействия, внутриличностные конфликты);
3) трудности как реализующаяся угроза (экстремальные, в том числе и боевые, ситуации, конфликтные ситуации и внутриличностные кризисы).
В трудной (проблемной) ситуации деятельности военнослужащего противостоит среда. В трудной ситуации взаимодействия человеку противостоит другой человек или группа. В трудной ситуации внутриличностного плана человек противодействует самому себе.
Проблемные ситуации деятельности отличаются новой задачей, которая решается в обычных обстоятельствах. Такие ситуации требуют мобилизации познавательных способностей военнослужащего и его эмоциональной устойчивости. В свою очередь критические ситуации связаны с заметно меняющимися условиями, в которых протекает деятельность. Экстремальные ситуации представляют собой крайнее проявление трудных ситуаций, требуют максимального напряжения психических и физических сил человека для выхода из них.
Проблемная ситуация взаимодействия характеризуется наличием противоречия и положительным или нейтральным отношением субъектов взаимодействия друг к другу. В этом случае межличностная напряженность невелика. Рациональная составляющая является основой поведения и общения. Угроза со стороны другого оценивается как потенциальная.
Предконфликтная ситуация взаимодействия отличается от проблемной более высокой степенью психической напряженности. Сторонами или одной из сторон допущены действия, которые рассматриваются оппонентом как нанесение морального или физического ущерба. Характеризуется началом формирования негативного отношения к другому, готовностью противодействовать. В этом случае высока вероятность перерастания сложившейся ситуации в конфликт.
Для конфликтной ситуации взаимодействия свойственно противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу. Преобладает мотивация «на себя». Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы индивида мобилизуются для достижения победы над оппонентом.
Внутриличностные трудности (проблемы) – относительно несложные проблемы внутренней жизни человека. Они представляют собой психические состояния сомнения, нерешительности, ненайденного выхода, отсутствие решения проблемы. При этом внутриличностные конфликты – наиболее обширный тип внутриличностных трудных ситуаций. Острота протекания внутриличностного конфликта зависит от восприятия военнослужащим значимости трудной ситуации, ее психологической устойчивости.
К какому типу трудных ситуаций относится ее крайнее проявление требующее максимального напряжения
Если исходить из психологической сущности конфликта, то он может быть рассмотрен как один из типов трудных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности военнослужащего и военно-социальной группы. В этом случае признаками трудной ситуации выступают:
– осознание личностью угрозы, препятствия на пути реализации каких-либо целей, мотивов;
– состояние психической напряженности как реакции личности на трудность, преодоление которой значимо для нее;
– заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения, выход за рамки «обыкновенности» и др.
Анализ представленных трудностей позволяет выделить их основные виды:
– ситуация социального взаимодействия
– ситуация внутриличностного плана.
В зависимости от того, как воспринимается угроза, трудные ситуации могут иметь три уровня:
1) трудность как потенциальная угроза (проблемные ситуации деятельности, взаимодействия и внутренние затруднения);
2) трудность как непосредственная угроза (критические, аварийные ситуации деятельности, предконфликтные ситуации взаимодействия, внутриличностные конфликты);
3) трудности как реализующаяся угроза (экстремальные, в том числе и боевые, ситуации, конфликтные ситуации и внутриличностные кризисы).
В трудной (проблемной) ситуации деятельности военнослужащего противостоит среда. В трудной ситуации взаимодействия человеку противостоит другой человек или группа. В трудной ситуации внутриличностного плана человек противодействует самому себе.
Проблемные ситуации деятельности отличаются новой задачей, которая решается в обычных обстоятельствах. Такие ситуации требуют мобилизации познавательных способностей военнослужащего и его эмоциональной устойчивости. В свою очередь критические ситуации связаны с заметно меняющимися условиями, в которых протекает деятельность. Экстремальные ситуации представляют собой крайнее проявление трудных ситуаций, требуют максимального напряжения психических и физических сил человека для выхода из них.
Проблемная ситуация взаимодействия характеризуется наличием противоречия и положительным или нейтральным отношением субъектов взаимодействия друг к другу. В этом случае межличностная напряженность невелика. Рациональная составляющая является основой поведения и общения. Угроза со стороны другого оценивается как потенциальная.
Предконфликтная ситуация взаимодействия отличается от проблемной более высокой степенью психической напряженности. Сторонами или одной из сторон допущены действия, которые рассматриваются оппонентом как нанесение морального или физического ущерба. Характеризуется началом формирования негативного отношения к другому, готовностью противодействовать. В этом случае высока вероятность перерастания сложившейся ситуации в конфликт.
Для конфликтной ситуации взаимодействия свойственно противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу. Преобладает мотивация «на себя». Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы индивида мобилизуются для достижения победы над оппонентом.
Внутриличностные трудности (проблемы) – относительно несложные проблемы внутренней жизни человека. Они представляют собой психические состояния сомнения, нерешительности, ненайденного выхода, отсутствие решения проблемы. При этом внутриличностные конфликты – наиболее обширный тип внутриличностных трудных ситуаций. Острота протекания внутриличностного конфликта зависит от восприятия военнослужащим значимости трудной ситуации, ее психологической устойчивости.
Конфликтная ситуация. Виды конфликтных ситуаций
Направления зарубежных психологических исследований конфликта
Социал-дарвинизм (Дарвин, Боулдинг,Хёйзинг, Самнер, Смолл).Функциональная модель (Парсонс, Козер).Конфликтная модель (Мертон, Дарендорф).Социология к-та (Маркс, Зиммель).
Направления отечественных психологических исследований конфликта
Социал-дарвинизм: Гумплович: общество как совокупность «групп людей, беспощадно борющихся между собой за влияние, выживание и господство».
Психология к-та. В.Мерлин: основы псих к-та. междисциплинарная научная концепция интегральной индивидуальности.Уникальность и неповторимость каждой личности. Исследования темперамента.
9. Сущность, содержание и признаки психологического конфликта
Конфликт как тип трудных ситуаций
Конфликтная ситуация. Виды конфликтных ситуаций
12. Типология трудных ситуаций в жизнедеятельности человека.
13. Признаки трудных ситуаций.
Признаки:наличие трудности, осознание личностью угрозы, препятствия на пути реализации каких-либо целей, мотивов; состояние психической напряженности как реакция личности на трудность, преодоление которой значимо для субъекта; заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения, выход за рамки «обыкновенности».
14. Трудные ситуации деятельности.
Трудн ситуац деят: 1.Проблемные ситуации деятельности отличаются новой задачей, которая решается в обычны обстоятельствах. Такие ситуации требуют мобилизации познавательных способностей человека и эмоциональной устойчивости. 2.Критические ситуации связаны с заметно меняющимися условиями, в которых протекает деятельность. Проблемные ситуации деятельности отличаются новой задачей, которая решается в обычных обстоятельствах. Такие ситуации требуют мобилизации познавательных способностей человека и эмоциональной устойчивости.
Критические (аварийные) ситуации связаны с заметно меняющимися условиями, в которых протекает деятельность. Возникает опасность невыполнения задачи или угроза сохранности техники, оборудования, жизни человека. Экстремальные ситуации представляют собой крайнее проявление трудных ситуаций, требуют максимального напряжения психических и физических сил человека для выхода из них.
15. Трудные ситуации социального взаимодействия.
16. Трудные ситуации внутриличностного плана. (Возрастные кризисы в аспекте психологии конфликта).
Кризис в подростковом возрасте-это один из кризисов, с которым сталкивается ребенок на протяжении периода своего взросления. Уровень конфликтности у подростков выше, чем у взрослых людей, что выражается в повышенной агрессивности и тревожности подростков. характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности. Главная особенность подростка-Личностная нестабильность. На развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз. Личность подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которой подросток взаимодействует с другими людьми. Подростковый возраст имеет важное значение в развитии и становлении личности человека. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из – за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении.
Кризис молодежного возраста. Практически каждый молодой человек в возрасте 20–25 лет переживает сильный психологический кризис.К этому возрасту оказываются полностью сформированными все привычки и уклад жизни, и ты понимаешь, что это не совсем то, что представлялось ранее.Если раньше можно было жить,держа все в перспективе, то выбирать то, кем ты станешь надо сейчас.
Старые друзья оказываются реально старыми — принадлежащими прошлому, но не будущему, ваши с ними пути расходятся родители все чаще ненавязчиво намекают на свадьбу и внуков.
Кризис среднего возраста. Это проблема психологическая, связанная с внутренними конфликтами, с вопросами поиска собственной идентичности.
Это долговременное эмоционально состояние, депрессия, связанное с переоценкой своего опыта в среднем возрасте (оценивают по-разному: 30-40, 40-60), когда многие из возможностей, о котором индивидуум мечтал в детстве и юности, уже безвозвратно упущены (или кажутся упущенными), а наступление собственной старости оценивается как событие с вполне реальным сроком (а не «когда-нибудь в будущем»).Причины кризиса среднего возраста:1) Осознание того, что мечты юности уже вряд ли сбудутся (человек уже не станет космонавтом, артистом и т.п.) многие цели не достигнуты, предстоит унылая жизнь простого человека.2) Физиологические изменения (внешности и здоровья, физ. подготовки, интимные проблемы).Варианты решения внутриличностного конфликта, преодоления кризиса среднего возраста:Переосмысление жизни (разумное подведение некоторых итогов, составление карты желаний, формулирование новых целей и составление плана их достижения). Смена профессиональной деятельности (смена работы, или вообще устройство на работу, получение образования).
17. Трудные бытийные ситуации
Этот тип ситуаций характеризуется различным уровнем угрозы безопасности личности или ее материальному благополучию, а не профессиональной деятельности. Т.е. в трудной бытийной ситуации человеку противостоит среда. Ситуации неизвестности характерны для попадания человека в неизвестную обстановку (заблудился в лесу, горах и т.п.) или стечения обстоятельств бытового плана, в которых индивид не знает, как ему быть (например, находящемуся рядом с ним человеку стало плохо, а он не знает что делать).
Ситуации опасности сопровождаются возникновением непосредственной угрозы (действительной или мнимой) здоровью или жизни человека (серьезная болезнь, ситуации хирургической операции, различные бытовые травмы, падение в воду неумеющих плавать, пожар, наводнение, землятясение, остановка лифта между этажами, движение в одиночку через опасную местность и т.д.)
Ситуации потери отличаются от предыдущего типа тем, что потери уже произошли и личность переживает их, не знает как быть дальше, или пытается не допустить увеличение потерь.
18. Поведение человека в трудных ситуациях.
единство внешней и внутренней активности индивида по выходу из трудной ситуации. В силу своей трудности подобная ситуация требует мобилизации психических и физических ресурсов. Человек, находящийся в трудной ситуации, обрабатывает информацию о ней посредством познавательных и эмоциональных процессов. Результаты обработки этой информации влияют на П. в т. с. В трудной ситуации стремление индивида удовлетворить какой-л. мотив блокируется противодействием. В результате различных внешних и внутренних противодействий и возникает собственно трудная ситуация. Если в стремления личности включено собственное «Я», то такая угроза воспринимается как личная. Среди основных типов П. в т. с. выделяют: а) активное поведение как деятельная форма адаптации субъекта, активное преобразование среды (конструктивное или деструктивное); б) пассивное поведение (приспособление или уход от ситуации).
19. Особенности предконфликтной ситуации деятельности
20. Разрешение трудных конфликтных ситуаций
21. Поведение психически устойчивой и неустойчивой личности в трудной ситуации.
психически неустойчивые люди склонны усугублять наличные трудности, испытывать более сильные негативные эмоции и пассивно (либо неадекватно) реагировать на воздействие среды. Трудности нарастают, воспринимаются как нечто обязательное, с чем невозможно бороться. В другом случае (при психической устойчивости) идет поиск вариантов решения проблемы, негативные эмоции уже не играют определяющей роли, не обуславливают поведение в целом. Психическая устойчивость зависит и от генетических факторов, и от состояния нервной системы, физиологических процессов в организме (учитывая влияние медикаментов), но спокойная обстановка, благожелательное окружение, забота (но не гиперопека), навыки саморегуляции, чувство нужности кому-то, безусловно, повысят психическую устойчивость личности.
22. Характеристика поведения различных типов личности в условиях конфликта.
демонстративный тип. Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя хорошо.
Ригидный. Подозрителен. Прямолинеен и негибок. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Выражение недоброжелательности со стороны окружающих воспринимает как обиду. Малокритичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.
Неуправляемый.Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Отличается плохо предсказуемым поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно. Может не обращать внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. В неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать деятельность, последовательно претворять планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта извлекает мало уроков.
Сверхточный.Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, создавая впечатление придирок. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Может разорвать отношения с друзьями из-за кажущейся обиды. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь болезнями (бессонница, головные боли и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе.
«Бесконфликтный».Неустойчивая оценка в мнениях. Внутренне противоречив. Обладает легкой внушаемостью. Зависит от мнения окружающих. Характерна некоторая непоследовательность в поведении. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Почти не задумывается над причинами и последствиями поступков как своих, так и окружающих.
23. Супружеские конфликты: причины возникновения и пути разрешения.
1) конфликты на почве несправедливого распределения труда (разные понятия прав и обязанностей);
2) конфликты на почве неудовлетворения каких-либо потребностей;
3) ссоры из-за недостатков в воспитании.
Изменения в семейном положении и в делах семьи тоже могут способствовать возникновению напряжения. Это может быть:
• Развод или разъезд супругов;
• Переезд на новое место жительства;
• Командировки на дальние расстояния и на долгое время;
• Необходимость работать в другом государстве;
• Изменение в финансовом положении семьи
Так и получается, что семейные конфликты и их причины могут быть совершенно разными. Отношение друг к другу, ценности и потребности каждого из члена семьи со временем могут измениться, и они могут почувствовать свою несовместимость с остальными.
24. Особенности структуры психики личности как основа анализа психологического конфликта.
Психика (от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении, деятельности регулятивную функцию.
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:
1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.
Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма..
Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.
Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.
Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:
1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.
6 Конфликт как тип трудной ситуации
III. Конфликт как тип трудной ситуации
Если исходить из психологической сущности конфликта, то он может быть рассмотрен как один из типов трудных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности человека и социальной группы.
Общие признаки трудной ситуации таковы:
-наличие трудности, осознание личностью угрозы, препятствия на пути реализации каких-либо целей, мотивов;
-состояние психической напряженности как реакция личности на трудность, преодоление которой значимо для субъекта;
-заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения, выход за рамки «обыкновенности».
Основные виды трудных ситуаций:
-ситуация социального взаимодействия
Рекомендуемые файлы
-ситуация внутриличностного плана.
В зависимости от того, как воспринимается угроза, трудные ситуации могут иметь три уровня:
1) трудности, как потенциальная угроза (проблемные ситуации деятельности, проблемные ситуации взаимодействия и внутренние затруднения);
2) трудность как непосредственная угроза (критические, аварийные ситуации деятельности, предконфликтные ситуации взаимодействия, внутриличностные конфликты);
3) трудности как реализующаяся угроза (экстремальные, в том числе и боевые, ситуации, конфликтные ситуации и внутриличностные кризисы).
В трудной ситуации деятельности человеку противостоит среда. В трудной ситуации взаимодействия человеку противостоит другой человек или группа. В трудной ситуации внутриличностного плана человек противодействует самому себе.
Разберем подробнее все типы трудных ситуаций.
Проблемные ситуации деятельности отличаются новой задачей, которая решается в обычны обстоятельствах. Такие ситуации требуют мобилизации познавательных способностей человека и эмоциональной устойчивости.
Критические ситуации связаны с заметно меняющимися условиями, в которых протекает деятельность
Экстремальные ситуации представляют собой крайнее проявление трудных ситуаций, требуют максимального напряжения психических и физических сил человека для выхода из них.
Проблемная ситуация взаимодействия характеризуется наличием противоречия и положительным или нейтральным отношением субъектов взаимодействия друг к другу. Межличностная напряженность невелика. Рациональная составляющая является основой поведения и общения. Угроза со стороны другого оценивается как потенциальная.
Предконфликтная ситуация взаимодействия отличается от проблемной более высокой степенью психической напряженности. Сторонами или одной из сторон допущены действия, которые рассматриваются оппонентом как нанесение морального или физического ущерба. Характеризуется началом формирования негативного отношения к другому, готовностью противодействовать. Высока вероятность перерастания в конфликт.
Для конфликтной ситуации взаимодействия свойственно противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу. Преобладает мотивация «на себя». Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы индивида мобилизуются для достижения победы над оппонентом.
Внутриличностные (жизненные) кризисы выступают как особые относительно положительные периоды жизни личности, характеризующиеся заметными психологическими изменениями. Выделяют возрастные, невротические и травматические кризисы. Кроме того, внутриличностные кризисы подразделяются по деятельностному критерию (кризис операциональной стороны жизнедеятельности: «не знаю, как жить дальше»; кризис мотивационно-целевой стороны жизнедеятельности: «не знаю, для чего жить дальше»; кризис смысловой стороны: «не знаю, зачем вообще жить дальше»). Как правило, внутриличностные кризисы являются своеобразными поворотными пунктами жизненного пути личности, сопровождаются перестройкой смысловых структур сознания личности, возможной переориентацией на новые ценности и цели.
Выделенные типы трудных ситуаций редко возникают в изолированном виде. Обычно они как бы наслаиваются друг на друга.
Трудность ситуации в значительной степени определяется субъективной составляющей:
n объективной угрозы может и не быть, а человек, ошибаясь, воспринимает ситуацию как трудную. Причиной может быть его неподготовленность, искаженное восприятие;
n могут существовать реальные объективные факторы (угроза смерти, опасность аварии), но человек не знает об их существовании и не осознает ситуацию как трудную;
n личность может осознавать трудность ситуации, но неоправданно считать ее не слишком трудной для себя;
n ситуация может быть очень значима для личности, но, не находя ее решения, человек может прибегнуть к психологической защите и уйти от ее реального веса.
n ситуация может быть объективно сложной, но наличие знаний и опыта позволят преодолевать ее без особых трудностей.
Специфической реакцией личности на трудную ситуацию можно считать психическую напряженность, которая характеризуется активной перестройкой и интеграцией психических процессов в направлении доминирования мотивационных и эмоциональных компонентов.
В зависимости от влияния напряженности на психические функции выделяют следующие ее формы:
n перцептивную (возникающую при затруднении в восприятии);
n интеллектуальную (человек затрудняется решить задачу);
n эмоциональную (возникают эмоции, дезорганизующие поведение и деятельность);
n волевую (человек не может управлять собой);
n мотивационную (связанную с борьбой мотивов).
Устойчивые и неустойчивые люди ведут себя в трудных ситуациях по-разному.
Мотив деятельности
Действия, ведущие к достижению цели
Негативная эмоциональная реакция
Поиск способа преодоления трудности
Спонтанные поиски выхода
Понижение силы отрицательных эмоций
Усугубление осознаваемых трудностей
Возрастание силы негативных эмоций
Оптимизация уровня возбуждения
(или оборонительная реакция)
В лекции «5. Барьеры в общении» также много полезной информации.
n типа нервной системы человека;
n опыт человека, профессиональной подготовки;
n навыков и умений поведения и деятельности;
n уровня развития основных познавательных структур личности.
Зависимость эффективности деятельности в трудных ситуациях от уровня психологической устойчивости и профессионального мастерства. С ростом трудности ситуации эффективность деятельности все больше и больше начинает зависеть от психологической устойчивости, а не только от профессионального мастерства.