к какому типу классификации структуры рынков относится олигополистический рынок
Что такое олигополия? Признаки, характеристика, примеры олигополии в условиях современного рынка
Признаки олигополии
Причины появления и существования олигополий
Часто олигополии возникают естественным путем, когда компании разрастаются и начинают контролировать бо´льшую часть рынка, вытесняя или поглощая конкурентов. При олигополии очень часты ситуации слияния фирм с целью увеличить рыночную власть. Потребители при этом склонны доверять более крупным и именитым производителям. Таким образом постепенно количество компаний, предлагающих конкретные продукты или услуги, сокращается до нескольких крупных корпораций.
Виды олигополии
Ценообразование и определение объемов производства
Наличие на рынке разных видов олигополии не дает возможности выработать простую рыночную модель. Мешает этому и всеобщая взаимосвязь компаний при олигополии. Компания не может предсказать действия конкурентов при изменении собственной стратегии, поэтому не может и определить цену и объем производства для максимизации прибыли.
Существует несколько методов контроля над ценами при олигополии.
1. Ломаная кривая спроса
Возникает в случае, если олигополист опускает цены ниже установленных на рынке, мотивируя сделать то же самое конкурентов. Однако в результате таких действий изменений ни в цене, ни в количестве продукта не происходит, что говорит о негибкости цен, характеризующих олигополистические рынки.
Так называется неофициальное (часто молчаливое) соглашение между фирмами о фиксировании цен или ограничении конкуренции. Олигополисты, вступившие в тайный сговор, стремятся к максимизации общих прибылей. Однако эта форма контроля над ценами сталкивается с препятствиями в виде мошенничества посредством ценовых скидок, различий в спросе и издержках, антитрестовских законов и т.д.
3. Лидерство в ценах
Ценовое лидерство является неофициальным методом установления цены, при котором доминирующая компания объявляет об изменении цены, а следуют ее примеру. Сохранение цены на одном уровне, заданном фирмой-лидером, называют «зонтиком цен».
Принцип «издержки плюс» или «себестоимость плюс» — традиционный способ установления цен при олигополии. В этом случае цена определяется на основе полной себестоимости продукта путем добавления к ней некоторой наценки. Этот метод вполне совместим с тайным сговором или лидерством в ценах.
Эффективность олигополии
Олигополия — довольно частое явление современной рыночной экономики. Существует две точки зрения о ее эффективности. Согласно традиционной точке зрения, олигополия близка к монополии при внешней видимости конкуренции. Соответственно, олигополия может привести рынок к тем же последствиям, что и монополия. Однако И. Шумпетер и Д.К. Гэлбрейт утверждают, что олигополия способствует научно-техническому прогрессу, в результате чего потребитель получает лучшую продукцию по более низким ценам, чем при других типах организации рынка.
Методические советы
При изучении темы рекомендуем воспользоваться УМК по экономике под редакцией Г. Э. Королевой. Вы найдете исчерпывающие сведения по теме и дополнительные материалы.
Тема 1. Введение в экономику (стр. 4 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
?К элементам инфраструктуры рынка не относятся:
?Какой из перечисленных институтов не относится к инфраструктуре рынка:
?Который из рынков является одним из элементов рыночной структуры, определяемой по критерию насыщенности рынка товарами:
=рынок средств производства
?Общественно необходимые затраты труда характеризуются затратами труда на производство товара:
=в худших условиях производства
=в лучших условиях производства
+в средних условиях производства
=тех производителей, которые выпускают подавляющую часть массы данного товара
?Внешние эффекты, возникающие в процессе функционирования рыночного механизма, называют:
?К преимуществам рынка не относится:
=эффективное распределение ресурсов
=высокая адаптивность к изменяющимся условиям
=способность к удовлетворению разнообразных потребностей
+появление организаций, монополизирующих рынок
?К недостаткам рынка не относится:
+свобода выбора и действий потребителей и производителей
=сложности с производством общественных благ
?Который из рынков является одним из элементов рыночной структуры, определяемой по критерию степени зрелости:
?Схема производственного процесса в рамках натурального хозяйства выглядит следующим образом:
+производство — распределение — потребление
=потребление — распределение — производство
=распределение — обмен — потребление
=производство — распределение — обмен — потребление
?Который из рынков не является одним из элементов рыночной структуры, определяемой по степени ограничения конкуренции:
?Натуральному хозяйству не свойственно:
+обмен продуктами труда путем купли-продажи
=естественной формой богатства является натуральный продукт
=характерен универсальный труд
=продукты производятся для удовлетворения собственных потребностей.
?Условия, необходимые для возникновения товарного производства:
+общественное разделение труда и экономическая обособленность производителей
=производство одного продукта
?Что такое стоимость по К. Марксу?
+труд, воплощенный в товаре
=отношение человека к вещи
=отношение между вещами
?С точки зрения представителей теории «предельной полезности» величина стоимости определяется:
+предельной полезностью вещи
=общественно необходимым рабочим временем
=предельными затратами труда
=индивидуальным рабочим временем
?Какие полезные вещи являются товаром?
+продукты труда, предназначенные для продажи
=произведенные для личного потребления
=произведенные для дарения
?Товар обладает двумя свойствами (потребительной стоимостью и стоимостью), т. к. воплощенный в нем труд носит характер:
+и конкретный и абстрактный
=и абстрактный и производительный
=и конкретный и общественный
?Величина стоимости товара, в соответствии с марксисткой теорией, определяется:
=индивидуальным рабочим временем
?Закон убывающей предельной полезности означает, что:
+полезность каждой последующей единицы товара убывает по мере увеличения количества приобретаемых товаров
=отношение предельных полезностей к ценам на предметы роскоши меньше, чем на товары первой необходимости
=отношение предельных полезностей к ценам одинаково для всех товаров
=полезность приобретаемых товаров убывает по мере увеличения доходов потребителей
?Назвать неправильную классификацию рынка:
+по степени ограничения конкуренции: формирующийся, развитый, неразвитый
=по географическому положению: местный, национальный, мировой
=по объекту: рынок труда, рынок капиталов
=по отраслям: рынок автомобилей, рынок компьютеров
?К какому типу классификации рынков относится национальный рынок?
+по географическому положению
=по степени ограничения конкуренции
=по экономическому назначению объектов рыночных отношений
?К какому типу классификации структуры рынков относится олигополистический рынок?
+по степени ограниченности конкуренции
=по географическому положению
=по экономическому назначению объектов рыночных отношений
=по характеру продаж
ТЕМА 4. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА
=потребности населения в данном благе
+потребности, подкрепленные платежеспособностью покупателей
=желание людей обладать теми или иными благами
=доход, связанный со сбережениями
?Увеличение предложения товаров и услуг приведет:
=к росту спроса на них
=к сокращению их производства
?Рыночное равновесие устанавливается при условии, что:
+спрос равен предложению
=затраты равны результатам
=уровень технологии меняется постепенно
=цены на товары остаются неизменными
?Величина спроса показывает:
=количество покупателей на рынке
=максимальную сумму денег, которую согласен заплатить покупатель
+количество товара, которое согласен купить покупатель по заданной цене
=расходы покупателя при приобретении товаров
?Вследствие закона спроса при увеличении цены:
=увеличивается количество продавцов
=увеличивается количество покупателей
+снижается количество товара, которое хотели бы приобрести покупатели
=снижается количество товара, которое хотели бы продать производители
?При снижении цены на 2% величина спроса увеличивается на 3%. Чему равна эластичность спроса?
?Кривая предложения показывает:
+зависимость между ценой и количеством товара, которое хотят поставить продавцы
=зависимость между ценой и количеством товара, которое хотят купить потребители
=зависимость между выпуском различных видов товаров производителем
=зависимость количества произведенного товара от используемого ресурса
?Если цена выше равновесной, то:
=на рынке возникает дефицит товаров
=покупатели хотят купить больше товаров, чем имеется на рынке
+продавцы не могут продать весь товар, что приводит к затовариванию рынка
=равновесная цена должна подняться
?Пусть на рынке продается Q0 ед. товара по цене Р0. Улучшение технологии производства товара приведет:
=к снижению цены, по которой покупатели согласны будут купить Q0 ед. товара
+к снижению цены, по которой продавцы согласны будут поставить Q0 ед. товара
=к снижению выручки продавцов
=к увеличению выручки продавцов
?Если спрос на рынке снижается, то:
=цена и количество продаваемого товара увеличиваются
+цена и количество продаваемого товара также снижаются
=цена увеличивается, а количество снижается
=цена снижается, а количество увеличивается
?Фермеры продают на рынке молоко и сметану. Увеличение цены сметаны при неизменном спросе на молоко:
=приведет к увеличению цены молока
=приведет к снижению цены молока
=не изменит цену молока
+приведет к росту продаж молока
+технология производства товара
?Рост предложения товара (при прочих равных условиях) вызовет:
=повышение равновесной цены и снижение объема покупок
=рост спроса и его величины
=рост цены и сокращение величины объема продаж
+понижение цены и увеличение объема продаж
?Эластичность спроса по цене характеризуется отношением:
=изменения цены к изменению спроса
=изменения спроса к изменению предложения
+процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены на товар
=процентного изменения предложения товара к процентному изменению величины спроса
?При росте доходов потребителей:
=величина спроса уменьшается
=величина спроса увеличивается
?Выберите два товара, которые считаются субститутами:
=шотландское виски и сода
=бензин и зубная паста
?Если монополист реализует свой продукт по разным ценам для разных групп потребителей, то он осуществляет:
?Сторонники точки зрения, состоящей в том, что монополистическая конкуренция достаточно эффективна и выгодна потребителям, утверждают, что:
=дифференциация продукта благоприятствует лучшей реализации разнообразных вкусов потребителей
=в условиях монополистической конкуренции фирмы производят эффективный, с точки зрения рынка, объем продукции
=в условиях монополистической конкуренции достигается эффективное, с точки зрения общества, использование ресурсов
+все предыдущее верно
?К общим чертам совершенной и монополистической конкуренции не относится:
=большое количество фирм
+наличие одной фирмы-продавца
=свободный вход в отрасль
=свободный выход из отрасли
?При неэластичном спросе с повышением цены выручка:
?Если однопроцентное сокращение цены на товар приводит к двухпроцентному увеличению объема спроса на него, то этот спрос:
Классификация рыночных структур
Вы будете перенаправлены на Автор24
Рыночная структура рассматривается как многоаспектное понятие, так как может определяться и характером объектов, осуществляющих свою деятельность, так и факторами производства. При этом, для любой рыночной структуры характерно наличие конкуренции, которая существенно отличается для различных рынков, где взаимодействуют продавцы, покупатели и принимают решения относительно ценовой, сбытовой политики.
Среди наиболее известных типов рыночных структур выделяются:
В чистом виде на практике довольно редко можно встретить как совершенную конкуренцию, так и чистую монополию. При этом также в качестве производных форм данных типов структур отмечаются такие, как монопсония, олигопсония. Все они относятся к формам несовершенной конкуренции на рынке. Для таких рынков характерно наличие нескольких важных и определяющих субъектов рынка с одной стороны, а также множества субъектов с другой. Основное отличие заключается в том, что монопсония предполагает наличие на рынке одного покупателя, а монополия – одного продавца (табл.1).
Рисунок 1. Классификация типов рынков несовершенной конкуренции
В зависимости от соотношений количества продавцов и покупателей на рынке выделяются различные их структуры:
Готовые работы на аналогичную тему
Данную классификацию предложил Г.Штакельберг По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Модель Штакемберга подробнее с целью систематизации рыночных субъектов в зависимости от принадлежности к покупателям и продавцам, а также их численности.
Особенности рынка монопсонии
Довольно интересной ситуацией на рынке можно рассматривать наличие одного или нескольких покупателей. В ситуации монопсонии и олигопсонии будет обеспечена конкурентная борьба продавцов на рынке олигополии и полиполии. При этом, с другой стороны, монополия продавца значительным образом накаляет ситуацию в условиях олигопсонии и монопсонии.
Для рыночной структуры типа монополия-монопсония характерным является присутствие двухсторонней монополии. Соответственно, если на рынке выделяются два продавца или два покупателя, то мы имеем дело с дуополией или с дуопсонией. При этом монополист имеет возможность применять различные методы ценовой дискриминации.
Чистая монопсония предусматривает на рынке одного покупателя услуги, ресурса или же продукции. Такое явление довольно редкое на практике, как и чистая монополия, совершенная конкуренция. В условиях монопсонии кривая предложения ресурсов направленна вверх, а поэтому монопсонист имеет потенциал для влияния на цены путем варьирования объемами закупок. Данный случай может присутствовать, например, в маленьком городке, где имеется единственное предприятие, которое обеспечивает жителей рабочими местами и диктует цены на труд.
Монопсония указывает на господство покупателя над рынком, а олигопсония может предполагать ситуацию, когда значительному числу продавцов пытается противостоять ограниченное число покупателей.
Характеристики рынка олигопсонии
Условия олигопсонии также позволяют покупателям выдвигать свои требования к продавцам относительно ценовых и даже неценовых факторов взаимодействия.
Для типов рынков олигополия-олигопсония и полиполия-олигопсония характерной является активизация конкурентной борьбы. При этом модель рынка полиполия-олигополия обеспечивает наиболее выгодное положение покупателя, который в условиях большого количества продавцов может влиять на цену.
Если обратиться к экономической терминологии, то олигопсония представляет собой такую рыночную структуру, когда несколько предприятий приобретает все рыночное предложение имеющегося ресурса. Преобладание продавцов над покупателями противопоставляется монополии. В качестве интересного примера можно назвать работу спортсменов, которые ограничены выбором, так как могут работать только с ограниченным кругом организаций. В олигопсонии создаются условия для обеспечения взаимовыгодного сотрудничества предприятий, а на цену воздействовать могут только фирмы, имеющие признаки монопсонии на рынке. Олигополия достаточно схода с олигопсонией, так как субъекты рынка осознают все преимущества совместной работы.
Тип рыночных структур оказывает существенное влияние на тип производства и наоборот. Например, для промышленного предприятия движение по схеме увеличения количества поставщиков монополия-олигополия-конкуренция в конечном итоге может привести к изменениям типа производства массовое-серийное-интегрированное. Аналогично и в ситуации увеличения численной структуры потребителей продукции, услуг: согласно схеме монопсония-олигопсония-конкуренция предприятие потенциально сможет переместиться по схеме единичное производство-серийное производство-массовое производство.
Таким образом, монопсония и олигопсония отличаются количеством покупателей продукции на рынке. Если правильно оценить тип рыночной структуры, характерной для производственных отношений определенного предприятия, то создаются условия для оперативного и своевременного обоснования его политики в сфере ценообразования, закупочной, сбытовой и производственной деятельности. Знание основ экономической теории, а также современных принципов и стратегий маркетинга должно сопровождать деятельность каждого руководителя в современных условиях. Это поможет выработать стратегические и тактические мероприятия, а также идентифицировать свое место в многообразии рыночных структур в экономике и воспользоваться всевозможными преимуществами на рынке при их наличии.
Олигополия
Олигополия – это рынок, на котором относительно небольшое число продавцов обслуживает много покупателей. Олигополия относится к типу рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой преобладает крайне малое количество фирм.
Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолётов, таких как «Boeing» или «Airbus», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ».
Условия возникновения олигополии
Олигополии часто возникают естественным образом, поскольку компании растут и начинают захватывать все большую долю рынка, постепенно вытесняя или поглощая конкурентов. Со временем число компаний, предлагающих определенные продукты и услуги, начинает сокращаться до нескольких крупных корпораций. Клиенты в свою очередь при выборе продуктов склонны доверять более именитым и солидным брендам.
В сформированной олигополии доминирующие компании чувствуют себя довольно свободно и могут позволить себе полностью контролировать ценообразование. Так, к примеру, многие компании по производству мобильных телефонов значительно завышают цену на свои изделия только потому, что они пользуются популярностью и могут себе это позволить.
Основные черты олигополии
Когда на рынке присутствует небольшое количество фирм, их называют олигополиями. В некоторых случаях олигополиями могут называть наиболее крупные фирмы в отрасли. Продукция, которую поставляет на рынок олигополия, идентична продукции конкурентов (например, мобильная связь), либо имеет дифференциацию (например, стиральные порошки).
При этом на олигопольных рынках очень редко проявляется ценовая конкуренция. Как правило, вход на олигопольный рынок новых фирм очень затруднён. В качестве барьеров выступают либо законодательные ограничения, либо необходимость в начальном капитале большого размера. Поэтому в качестве примера олигополии выступает крупный бизнес.
Таким образом, олигополистические рынки обладают следующими признаками:
малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;
дифференцированная или стандартизированная продукция;
наличие существенных препятствий входа на рынок, т.е. высокие барьеры входа на рынок;
фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.
Ценовая политика
Как правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары и услуги, поскольку велика вероятность того, что другие фирмы не последуют за первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику.
Если же фирма понижает цены на свою продукцию, то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты обычно следуют за понизившей цены компанией, также снижая цены на предлагаемые ими товары: происходит «гонка за лидером». То есть, когда компания снижает цены или предлагает новые услуги или продукты, конкуренты должны последовать ее примеру. В противном случае, если они не предоставят покупателям альтернативу, они могут вообще лишиться тех самых покупателей.
Таким образом, между олигополистами нередко случаются так называемые ценовые войны, в которых фирмы устанавливают на свою продукцию цену, не большую чем у конкурента-лидера.
Виды и структура олигополии
Олигополии можно классифицировать следующим образом:
чистая олигополия – это ситуация при которой фирмы производят однородные продукты (цемент, сталь, нефть, газ.);
дифференцированная олигополия – это ситуация, когда компании производят схожие продукты (автомобили, самолеты, телефоны, компьютеры, сигареты, напитки и так далее);
коллективная олигополия – это когда фирмы сотрудничают друг с другом в определении цены или объема выпуска продукта. Подобная структура несет в себе признаки сговора и монополизации рынка.
Стратегии поведения олигополии
Стратегии поведения олигополий делятся на две группы. Первая группа предусматривает согласование действий фирмами с конкурентами (кооперативная стратегия), вторая — отсутствие согласованности (некооперативная стратегия).
Модели олигополии
На практике различают следующие модели олигополии:
модель лидерства по ценам (объему);
модель Бертрана (модель ценовой войны);
Модель лидерства по ценам (объему)
Как правило, среди совокупности фирм выделяется одна, которая становится лидером на рынке. Это связано, например, с продолжительностью существования (авторитетом), наличие более профессионального персонала, наличие научных подразделений и новейших технологий, более высокая доля их на рынке. Лидер первым совершает изменения в отношении цены или объема производства. При этом остальные фирмы повторяют действия лидера. В результате наблюдается согласованность общих действий. Лидер должен быть наиболее информирован о динамике спроса на продукцию в отрасли, а также о возможностях конкурентов.
Модель картеля
Наилучшей стратегией для олигополии является сговор с конкурентами по поводу цен производства, объёмов продукции. Сговор даёт возможность усилить власть каждой из фирм и использовать возможности получения экономической прибыли в таком размере, в котором её получала бы монополия, если бы рынок был монопольным. Такой сговор в экономике называют картелем.
Модель Бертрана (модель ценовой войны)
Предполагается, что каждая фирма желает стать ещё крупнее и в идеале захватить весь рынок. Чтобы вынудить уйти конкурентов, одна из фирм начинает снижать цену. Остальные фирмы, чтобы не потерять своей доли, вынуждены делать то же самое. Ценовая война продолжается, пока на рынке не остается одна фирма. Остальные закрываются.
Модель Курно
Поведение фирм основано на сопоставлении самостоятельного прогноза об изменениях рынка. Каждая фирма просчитывает действия конкурентов и выбирает такой объем производства и цену, которая стабилизирует её положение на рынке. Если первоначальные расчеты ошибочны, фирма корректирует выбранные параметры. Через определенный промежуток времени доли каждой фирмы на рынке стабилизируются и в дальнейшем не изменяются.
Плюсы и минусы олигополии
Если говорить о позитивных и негативных моментах олигополии как структуры, то нужно отметить, что существуют как значительные плюсы, так и минусы.
К плюсам можно отнести то, что крупные компании довольно сильно конкурируют друг с другом, чем стимулируют рост качества продуктов и научно-технического прогресса в целом.
Тем не менее подобная конкуренция в сочетании с огромными возможностями крупных фирм, может значительно ограничивать появление новых игроков на конкретном рынке товаров или услуг.
Антимонопольное законодательство
Антимонопольное законодательство — законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Цель антимонопольного регулирования состоит в том, чтобы вынудить монополистов назначать такую цену за товар, которая обеспечивала им лишь нормальную прибыль, а не сверхприбыль.
Мерами антимонопольного регулирования являются: регулирование цен фирм-монополистов, сокращение сроков действия лицензий фирм-монополистов, дробление фирм-монополистов, национализация монополистов.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.