к какому сектору экономики относится сфера услуг
Сектор услуг в экономике
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие услуги
В общем виде услуга представляет собой экономическое благо, проявляющееся в форме определенной деятельности. Иначе говоря, это определенное действие (или их последовательность), направленное на повышение потребительской полезности объекта услуги.
Под услугами следует понимать любую деятельность или работу, которые одна сторона способна предложить другой. Как правило, она характеризуется отсутствием предлагаемой материальной осязаемости такой деятельности и не выражается во владении чем-либо.
Все услуги делятся на материальные и нематериальные. В первом случае речь идет об изменении потребительских свойств изделий, их перемещении, а также создании условий для их потребления. Услуги же нематериального плана не связаны с товаром в его материальной форме.
Кроме того, услуги могут быть бытовыми, деловыми, социальными и производственными.
Третичный сектор услуг в экономике
Как известно, национальную экономику страны принято делить на три базовых сектора: первичный, вторичный, третичный. Первичный сектор связана с добычей и первичной обработкой природных ресурсов (лесное и сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых и пр.). Вторичный сектор основан на переработке первичного сырья в готовую продукцию (обрабатывающая промышленность, строительство и ЖКХ). Третичный сектор – это сектор оказания услуг. Рассмотрим его более подробно.
Под третичным сектором экономики принято понимать совокупность отраслей, предоставляющих услуги производственного, распределительного и личного характера, как населению, так и юридическим лицам.
Состав сектора услуг в общем виде представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Состав третичного сектора услуг. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Готовые работы на аналогичную тему
Свое активное развитие сектор услуг получил в эпоху замены ручного труда машинным (автоматизированным), в результате чего произошло массовое высвобождение рабочей силы. Таким образом, переход к третичной экономике связан с ростом производительности труда в промышленности.
Сектор услуг наиболее развит в современном обществе. Сегодня в состав третичного сектора услуг входят такие отрасли, как здравоохранение, торговля, связь, транспорт, туризм и пр. Эти услуг и могут оказываться как частным лицам, так и предприятиям.
Сектор услуг по своему содержанию не предусматривает создания материальных благ, однако оказывает влияние на объемы их производства и качественные показатели. Здесь повышается значение оборудования и квалификации трудовых ресурсов.
Преобладание в экономике страны третичного сектора (сферы услуг), указывает на ее постиндустриальный характер, а общество такой страны называют постиндустриальным.
Некоторые ученые в состав третичного сектора, основанного на сфере услуг, включают еще два сектора:
В современном постиндустриальном обществе роль сектора услуг в экономике все возрастает. При этом со сферой услуг связаны практически все виды деятельности. Сегодня оказанием услуг занимаются не только сервисные организации, но и промышленные предприятия, которые осуществляют транспортные услуги, гарантийное и пост гарантийное обслуживание производимой продукции, информационную поддержку клиентов и пр.
Место сферы услуг в мировой экономике
Сектор услуг играет существенную роль в мировом хозяйстве. В настоящее время прослеживаются ярко выраженные тенденции наращивания объемов производства услуг. Доходы от сервисной деятельности неуклонно растут, а занятости в этой сфере – повышается. В соответствии с этим наблюдается ужесточение конкурентной борьбы за потребителя. Увеличиваются объемы импорта и экспорта услуг.
В состав сферы услуг входит огромное множество видов сервиса. Согласно классификации Всемирной торговой организации (ВТО) существует более 150 их видов, которые условно могут быть сгруппированы в 12 секторов (рисунок 2).
Рисунок 2. Сектора сферы услуг согласно классификации ВТО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
По оценкам экспертов суммарный вклад третичного сектора в мировой валовой внутренний продукт (ВВП) составляет порядка 70%. Таким образом, можно говорить о преобладании сферы услуг в мировом хозяйстве и отнесении общества к постиндустриальному. Безусловно, все это характерно лишь для развитых стран (США, Европа и пр.).
Наблюдается ярко выраженная тенденция увеличения доли, населения занятого в производстве услуг. Во многих странах мира этот показатель превышает соответствующее значение для промышленного производства.
Активизация развития сектора услуг в мировом хозяйстве обусловлена целым рядом факторов, определяющее значение среди которых сыграли:
Так или иначе, роли сервисной деятельности в мировой экономике неуклонно растет, а ее вклад в национальные экономики стран – растет.
Роль сферы услуг в России
Для российской экономики, впрочем, как и для многих других государств, характерна ярко выраженная тенденция наращивания доли сектора услуг в валовом внутреннем продукте. В то же время следует понимать, что в России сфера услуг долгое время сильно отставала, да и сейчас продолжает отставать, от аналогичного сектора экономик большинства развитых государств.
Характерной особенностью сферы услуг в России выступает ее «тенизация». Сегодня теневые отношения охватили многочисленные виды экономической деятельности, практически поглотив организации сервисного сектора. В результате неформального предоставления услуг, не требующих интеллектуальных ресурсов, существенных финансовых и материальных затрат, происходит замедление развития не только отдельных сервисных организаций, но и целого ряда отраслей отечественной сферы услуг. Обширное распространение в российской практике получает оказание услуг частными лицами, которые не вступают в отношения найма.
Либерализация внешней торговли, включая торговлю услугами, а также открытие отечественного рынка услуг содействуют активизации деятельности зарубежных поставщиков различных видов услуг. В результате сектор услуг расширяется, однако российская экономика по-прежнему остается ориентированной на первичный сектор.
Содержание:
Сектор услуг представляет собой широкую и малоисследованную область применения для общественных работ. Долгое время сфера услуг не вызывала большого интереса. И только в последние десятилетия она стала привлекать внимание многих экономистов в странах разных социально-экономических типов.
Повышенный интерес вызван динамикой сферы услуг, и, несмотря на повышение ее роли в экономическом развитии, закономерности различных видов услуг в экономическом развитии и их влияние на факторы социального воспроизводства остаются практически неосведомленными.
Структура сектора третичного образования
Среди основных направлений современного экономического развития доминирует сфера услуг. Это относится не только к странам с хорошо развитой рыночной экономикой, но и к странам с переходной экономикой, которые лишь недавно встали на путь рыночных реформ.
Резкий рост сектора услуг требует достаточно детального изучения видов деятельности. В связи с этим необходимо уточнить понятие «сервис» и на его основе уточнить понятие «индустрия услуг». Для этого необходимо учитывать специфику этой сферы.
Сфера услуг, представляющая собой сложный многомерный механизм, является одной из наиболее перспективных сфер современной экономики, охватывающей широкий спектр деятельности: от торговли и транспорта до образования и страхования. Рестораны и гостиницы, парикмахерские и ремонтные мастерские, спортивные клубы и учебные заведения, туристические агентства, бухгалтерские и консалтинговые фирмы, банки, поликлиники, СПА-центры и дома отдыха относятся к сфере услуг.
Уровень развития сферы услуг обеспечивает территориальную и социальную мобильность населения, развитие новых экономических зон, повышение эффективности производства и потребления материальных благ.
Производственный процесс в сфере услуг предполагает тесное сотрудничество между мастером и заказчиком, и даже ситуация совместного достижения результатов возможна. Например, в музейной экскурсии повествование экскурсовода считается услугой, но без присутствия потребителей этой услуги, т.е. экскурсантов, экскурсовод не может оказать свою услугу.
Границы сектора третичного обслуживания (сферы услуг) определить сложно. По сравнению с такими секторами, как промышленность, существует большое количество небольших подсекторов.
Концепция обслуживания
Все услуги разделены на материальные и нематериальные. Первое предполагает изменение характеристик использования продуктов, их движения и создание условий для их потребления. Нематериальные услуги, напротив, не являются материальными благами.
Кроме того, услуги могут быть бытовыми, деловыми, социальными и продуктивными.
Третичные услуги в экономике
Третичный сектор экономики понимается как совокупность отраслей, оказывающих услуги по производству, распределению и персональному обслуживанию как населения, так и юридических лиц.
На рисунке 1 показан общий состав сектора услуг.
Схема 1: Состав сектора третичных услуг.
Сектор услуг получил свое активное развитие в эпоху замены ручного труда на машинный (автоматизированный), что привело к массовому высвобождению рабочей силы. Таким образом, переход к экономике третьей ступени связан с ростом производительности в промышленности.
Сектор услуг является наиболее развитым в современном обществе. Сегодня сектор третичного образования включает в себя такие сектора, как здравоохранение, торговля, связь, транспорт, туризм и др. Эти услуги могут предоставляться как частным лицам, так и предприятиям.
Сектор услуг по своему содержанию не предусматривает создание материальных благ, но оказывает влияние на объемы их производства и показатели качества. Здесь возрастает значение оборудования и квалификации рабочей силы.
Преобладание сектора третичного обслуживания в экономике страны свидетельствует о его постиндустриальном характере, а общество такой страны называется постиндустриальным.
Некоторые ученые включают два других сектора третичного образования, основанных на секторе услуг:
В современном постиндустриальном обществе роль сферы услуг в экономике возрастает. В то же время почти все виды деятельности включены в сектор услуг. Сегодня услуги оказывают не только сервисные организации, но и промышленные предприятия, которые предоставляют транспортные услуги, гарантийное и послегарантийное обслуживание своей продукции, информационную поддержку клиентов и др.
Роль сектора услуг в России
Российская экономика, как и многие другие страны, характеризуется драматической тенденцией к увеличению доли услуг в ВВП. В то же время следует понимать, что Россия давно отстала от аналогичных секторов экономики большинства развитых стран и продолжает отставать и сейчас.
Характерной чертой сферы услуг в России является ее «теневая» направленность. Сегодня теневые отношения охватили многие виды экономической деятельности и практически поглощают организации сферы услуг. В результате неформальных услуг, не требующих интеллектуальных ресурсов, значительных финансовых и материальных затрат, замедляется развитие не только отдельных обслуживающих организаций, но и ряда секторов сектора домашних услуг. В российской практике широко распространено оказание услуг физическими лицами, не состоящими в трудовых отношениях.
Либерализация внешней торговли, в том числе торговли услугами, а также открытие внутреннего рынка услуг стимулируют деятельность иностранных поставщиков различных видов услуг. В результате сфера услуг расширяется, но российская экономика по-прежнему ориентирована на первичный сектор.
Важность услуг в глобальной экономике
Сектор услуг играет значительную роль в мировой экономике. В настоящее время прослеживаются явные тенденции к увеличению производства услуг. Доходы от деятельности в сфере услуг неуклонно растут, а занятость в этом секторе растет. Соответственно, конкуренция за потребителей становится все более ожесточенной. Растет объем импорта и экспорта услуг.
Сектор услуг включает в себя широкий спектр услуг. По классификации Всемирной торговой организации (ВТО) существует более 150 видов услуг, которые можно условно разделить на 12 секторов (Рисунок 2).
Рисунок 2: Секторы услуг в соответствии с классификацией ВТО.
По оценкам экспертов, общий вклад третичного сектора в мировой валовой внутренний продукт (ВВП) составляет около 70%. Таким образом, можно говорить о доминировании сферы услуг в мировой экономике и классификации общества как постиндустриального. Все это, конечно, характерно только для развитых стран (США, Европа и т.д.).
Наблюдается четкая тенденция увеличения доли населения, занятого в производстве услуг. Во многих странах мира этот показатель превышает соответствующее значение для промышленного производства.
Интенсификация развития сферы услуг в мировой экономике определяется рядом факторов, среди которых решающую роль играют следующие:
В любом случае роль сферы услуг в мировой экономике неуклонно возрастает, а их вклад в экономику стран растет.
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Как диверсифицировать портфель по секторам
Личный опыт одного инвестора
Когда берутся за классификацию компаний, первое, что делают, — разбивают по секторам.
И именно на разбивку по секторам инвесторы в первую очередь смотрят при фундаментальном анализе. Мы, инвесторы, не контролируем ход экономики, но можем адаптироваться под экономические приливы и отливы.
Понимание механики этих секторов дает мне несколько важных возможностей. С ним я могу:
В статье я расскажу, какие вообще есть секторы, как они связаны и зачем нам о них знать.
Секторы на примере индекса S&P 500
S&P 500 — это фондовый индекс, в который включены 500 компаний с наибольшей капитализацией, торгуемых на биржах США.
Компании в индексе делятся на 11 секторов:
Но какую бы фазу бизнес-цикла мы ни рассматривали и какие бы колебания на рынке ни происходили, общая картина остается неизменной: наибольшей капитализацией обладают самые технологичные и приближенные к конечному потребителю секторы. И ниже я постараюсь объяснить почему.
Для начала рассмотрим в общих чертах ключевые характеристики секторов. От этих характеристик зависит то, какую долю я уделяю тому или иному сектору в своем портфеле.
Список из 11 секторов целиком покрывает производственную цепочку товара, которую условно можно разделить на пять этапов:
Сельское хозяйство с животноводством в этой схеме относятся к добыче
В капиталистической модели действует правило: чем ближе в производственной цепочке мы находимся к конечному потребителю, тем выше рентабельность. То есть чем дальше мы уходим от добычи, тем глубже степень переработки сырья и тем выше добавленная стоимость.
Это правило условно делит мир на два экономических полюса: ядро и периферию, то есть развитые и развивающиеся страны, технологичные и сырьевые. Это разделение было особенно наглядным в колониальное время.
Неудивительно, что самая богатая страна сейчас — США, где доминирует идеология потребления. Именно здесь находятся крупнейшие технологические и развлекательные компании.
А в периферийных экономиках происходит подавление технологичных отраслей и внутреннего производства. Кроме того, добыча и экспорт сырья — это деятельность с убывающей отдачей: дальнейшее расширение производства дает все меньший прирост дохода. Поэтому ресурсные страны зачастую обречены болтаться на периферии: так называемое сырьевое проклятье.
Вот какие выводы из этого может сделать инвестор.
Технологичные секторы в последние десятилетия служат локомотивом всего индекса. Самые технологичные секторы сейчас — это IT и Healthcare. Большинство акций в этих секторах — так называемые акции роста. Эти компании не тратят много денег на дивиденды, зато направляют выручку на новые исследования и разработки, R&D.
А дивидендные бумаги — это чаще всего устоявшийся бизнес, уже занявший свою нишу. У таких компаний нет потенциала взрывного роста, но есть ровная выручка, которая распределяется между акционерами. При формировании портфеля акций стоит учитывать этот аспект и четко разделять растущие и дивидендные бумаги.
Еще важно обратить внимание на вторую ключевую характеристику секторов — цикличность.
Часто можно услышать про циклические и нециклические акции. Давайте разберемся, что это означает.
Цикличность говорит нам о том, что показатели компании связаны с этапами бизнес-цикла — обычно это 10 лет. Циклические компании следуют за тенденцией в экономике, за всеми приливами и отливами — соответственно, такие акции более волатильны: они агрессивно дорожают в период расширения экономики, а затем падают во время ее охлаждения.
К циклическим товарам и услугам относятся вещи второй необходимости и многие товары длительного пользования: автомобили, мебель, предметы роскоши, брендовая одежда, рестораны, отели, авиабилеты. Потребители активно пользуются ими, когда экономика процветает, но если покупательная способность падает, от них отказываются в первую очередь. Соответственно, доходы циклических компаний в это время сокращаются. Если спад затяжной, а у компании слабые фундаментальные показатели, становится вероятным ее банкротство.
Нециклические компании, наоборот, демонстрируют устойчивую выручку независимо от экономической ситуации, потому что предоставляют товары и услуги первой необходимости. Даже в самые тяжелые времена люди продолжают использовать продукты питания, медикаменты, табак, алкоголь, электроэнергию, воду и газ.
Поэтому секторы потребительских товаров первой необходимости, электроэнергетики и здравоохранения можно отнести к защитным: они более консервативны и не испытывают резких колебаний.
Инвестиции — это не сложно
Четыре этапа бизнес-цикла
В другой статье я писал, что мой портфель состоит из трех частей: инвестиционной, спекулятивной и хеджирующей. Пропорции этих частей меняются в зависимости от стратегии и текущей фазы экономического цикла.
Например, перед рецессией инвесторы наращивают хеджирующую часть, то есть делают ставку на защитные активы: золото, валюту, короткие облигации. А в начале бизнес-цикла они агрессивно входят в растущие активы, увеличивая инвестиционную и спекулятивную части.
Понимание, на каком этапе делового цикла мы находимся, помогает подготовить портфель к очередному экономическому этапу: перед рецессией сократить доли циклических секторов и переложить капитал в хеджирующие активы, а после сильного обвала рынков, наоборот, загружать инвестиционную часть — инвестировать в те секторы и отрасли, где ожидается бурный рост в начале очередного бизнес-цикла.
Каждый деловой цикл уникален, но есть закономерности. Анализ ключевых макроэкономических показателей помогает распознать, в какой экономической фазе мы находимся, и предвидеть дальнейшие изменения. Несмотря на то что возможны непредвиденные глобальные события и шоковые сценарии, в целом это дает ориентир для организации портфеля.
В рамках делового цикла выделяют четыре фазы: раннюю, среднюю, закат и рецессию. Сейчас мы входим в последнюю стадию.
Ранняя фаза характеризуется резким восстановлением после рецессии. Происходит рост экономической активности, наращивание производственных мощностей, ускорение роста ВВП. Денежно-кредитная политика смягчается, создаются благоприятные условия кредитования, наблюдается рост инвестиций и занятости, растут продажи.
Fidelity в своем исследовании проанализировали поведение рынков с 1962 года. Согласно исследованию, ранняя фаза в среднем длится около года и сопровождается максимальным ростом рынка — около 20%. Эта фаза означает оживление экономики и характеризуется низкими ставками и всплеском кредитования, от чего выигрывают финансовые организации. Активно растет производство и продажи продуктов второй необходимости и товаров длительного пользования. В результате хороший рост демонстрируют следующие три сектора:
Кроме этого на ранней фазе в ожидании восстановления экономики положительно проявляют себя эти секторы:
По мере того как экономика выходит из ранней фазы и набирает силу, чувствительные к процентным ставкам секторы постепенно теряют свое лидерство. Темпы роста всего рынка по-прежнему высоки — до 15% в год.
Ниже на скриншотах будут показатели секторов относительно рынка. Разберу, какие показатели что значат.
Судя по графику ранней фазы, секторы Real Estate, Financials и Consumer Discretionary показывают наибольшую положительную медианную разницу с общим рынком, в то время как Energy и Utilities отрицательны — то есть сильно отстают от рынка.
О постоянстве поведения секторов можно судить по шкале, расположенной справа: Consumer Discretionary стал самым предсказуемым, опережая на ранней стадии общий рынок во всех рассматриваемых бизнес-циклах. Industrials тоже демонстрирует высокую степень постоянства. А вот Energy, Utilities и Communication Services на ранней стадии ни разу не смогли обогнать рынок. Что касается сектора Communication Services, который в 2018 году был переформирован и дополнен медиаиндустрией, — у аналитиков Fidelity больше нет уверенности, что выявленная тенденция будет продолжена. В следующем бизнес-цикле этот сектор, скорее всего, поведет себя иначе.
Средняя фаза — обычно самый длинный этап цикла, в рамках которого достигается пик экономического роста. Рынок насыщается, постепенно возрастает конкуренция. Задействованы все производственные и трудовые мощности. Часто наблюдается рост инфляции.
Сектор IT проявляет себя в этой фазе лучше всех — во многом благодаря отраслям полупроводников и аппаратных средств: они, как правило, набирают большие обороты, как только экономика достигает стабильности и капитальные затраты бизнеса возрастают. Communication Services может составить ему конкуренцию благодаря отраслям медиа, развлекательных и интерактивных услуг.
Средняя фаза бизнес-цикла — самая продолжительная: около 3,5 года. На нее приходится наибольшее число коррекций на фондовом рынке. По этой причине лидерство секторов часто меняется, а разница между их показателями минимальна.
Закат. Темпы роста замедляются. Наблюдается перепроизводство товаров и услуг, запасы на складах растут, продажи падают. Денежно-кредитная политика ужесточается, центральные банки могут прибегать к искусственному стимулированию. Компании выкупают собственные акции, потому что не видят дальнейших путей экспансии.
Фаза заката длится в среднем 1,5 года, и в этот период рынок демонстрирует рост порядка 6% годовых. В лидеры выходит нефтегазовый сектор, потому что он зависит от котировок нефти — а они имеют тенденцию расти из-за формирующегося к этому времени инфляционного давления.
Между тем, замечая замедление темпов экономического роста, инвесторы начинают перекладывать свой капитал в защитные, нециклические секторы: коммунальные услуги, здравоохранение, товары первой необходимости.
Рецессия. Это естественный процесс, когда экономика охлаждается после многолетнего роста. Прибыль корпораций снижается, замедляется промышленное производство. Запасы на складах и продажи падают. Растет безработица. Центральные банки переходят к жесткому стимулированию. Рецессия фиксируется, когда два квартала подряд наблюдается нулевой рост или падение валового национального продукта.
Фаза рецессии исторически самая короткая: в среднем чуть меньше года. Рынок показывает падение в среднем на 15% годовых. Лучшие показатели по сравнению со всем рынком демонстрируют защитные секторы, так как нециклические компании продолжают генерировать более или менее устойчивую выручку. Также котировки помогает поддерживать высокая дивидендная доходность, которую предоставляют, например, коммунальные и телекоммуникационные компании.
Кризис — это острая фаза рецессии. Происходит перезагрузка: неэффективные компании отмирают, а сильные занимают их рынок и выходят на новый виток роста.
Рынки разных стран могут вкатываться в ту или иную фазу поочередно: кто-то раньше, кто-то позже. Но глобально они взаимосвязаны, поэтому экономические потрясения в развитых экономиках задают глобальный тренд и отражаются на развивающихся.
Мы видим, что на закате бизнес-цикла и в рецессии защитные секторы показывают себя лучше других, но не стоит ждать от них стремительного роста во время возрождения экономики: на раннем этапе нециклические бумаги из Utilities и Healthcare становятся аутсайдерами вместе с инфляционно чувствительным сектором Energy.
Настало время рассмотреть каждый сектор детально.
Materials, сырьевой сектор
Примеры компаний сектора: Du Pont, BASF, Dow Chemical, Newmont Corporation, Steel Dynamics, Alcoa, WestRock.
На рынке РФ: «Норникель», «Северсталь», «Полюс», «Полиметалл», «Алроса», «Русал», «Фосагро».
Наиболее популярные ETF сектора: Vanguard Materials ETF (тикер VAW), Market Vectors TR Gold Miners (GDX), Materials Select Sector SPDR (XLB).
Сектор состоит из компаний, занимающихся добычей сырья и его первичной переработкой. Сюда не относятся добытчики углеводородов: это прерогатива сектора Energy.
Сырьевой сектор — самый маленький на американском рынке: он занимает чуть больше 2% капитализации S&P 500. Для сравнения, в нашем индексе РТС на долю сырьевого сектора приходится около 15%.
Компании из сырьевого сектора занимаются металлами, химическими и лесными производствами, а их типичные продукты — удобрения, пластик, краски, клей, бетон, алюминий, древесина. Это активно использующиеся в строительстве материалы, на которые полагаются другие индустрии. Поэтому сектор сильно коррелирует со строительными отраслями. Еще этот сектор сильно зависит от котировок на товарных биржах.
В сырьевом секторе выделяют пять отраслей.
Химические продукты, а именно следующие подотрасли:
Материалы для строительства: цемент, песок, кирпич, известь, гипс.
Тара и упаковка: бутылки, металлические банки, картонные коробки, колпачки, пробки и пр.
Бумага и продукты из дерева, кроме бумажной упаковки: она относится к предыдущей категории.
Горнодобывающая промышленность. Разведка, добыча, первичная обработка металлов и минералов:
Сырьевой сектор чувствителен к этапам бизнес-цикла, поэтому нужно следить за индексом деловой активности PMI. Сектор лучше всего показывает себя на поздней стадии цикла. Во время рецессии он падает, как и все, но не демонстрирует четких закономерностей из-за своей разношерстности.
С одной стороны, многие подотрасли, например металлурги, болезненно реагируют на промышленный спад, но с другой — некоторые химические и упаковочные подотрасли вплетены в процессы защитных секторов: Consumer Staples, Healthcare. Не забываем также про классический защитный актив — золото.
Energy, нефтегазовый сектор
Примеры компаний сектора: Exxon Mobil, PetroChina, Royal Dutch Shell, Chevron, Total.
На рынке РФ: «Газпром», «Новатэк», «Лукойл», «Роснефть», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз».
Наиболее популярные ETF сектора: Energy Select Sector SPDR (XLE), Alerian MLP ETF (AMLP), Vanguard Energy ETF (VDE).
В нефтегазовый сектор входят компании, участвующие в разведке, добыче, первичной переработке, транспортировке, хранении нефти, газа и другого потребляемого топлива. А также компании, предлагающие сопутствующие услуги и буровое оборудование. В индексе РТС доля нефтегаза составляет около 51%.
В секторе выделяют две отрасли:
Общество не может функционировать без топлива, поэтому цена нефти сильно коррелирует с инфляцией и часто является ее основным драйвером. И наоборот, как только покупательная способность денег ослабевает, растет ценность материальных активов, таких как недвижимость, сырьевые товары, углеводороды.
Нефтегазовые акции — естественный хедж от инфляции. Это хороший балансирующий инструмент для портфеля с большим числом высокодивидендных акций и облигаций с фиксированным купоном.
Исторически нефтегазовый сектор — один из худших на раннем этапе бизнес-цикла, когда экономика только возрождается. Это связано с низкой инфляцией и низкими ценами на сырье. А лучше всего сектор проявляет себя на закате делового цикла.
Во время рецессии первыми страдают сырьевые индустрии. С другой стороны, нефть — ресурс, живущий по своим законам. Здесь много политики, сентимента и манипуляций, поэтому инструмент тяжело поддается прогнозированию. Какой-нибудь военный конфликт может резко подстегнуть цену, а избыток нефти и экономическое замедление ведет к удешевлению — что мы и наблюдаем сейчас.
Industrials, промышленный сектор
Примеры компаний сектора: Boeing, Lockheed Martin, Danaher, 3M, General Electric, Caterpillar.
На рынке РФ: «Аэрофлот», ТМК, ЧТПЗ, «Трансконтейнер», НМТП, «Мостотрест», «Камаз».
Наиболее популярные ETF сектора: Industrial Select Sector SPDR (XLI), Vanguard Industrials ETF (VIS), iShares Transportation Average ETF (IYT).
Промышленный сектор делится на четырнадцать отраслей, которые образуют три большие отраслевые группы.
Capital Goods, капитальные товары, то есть те, что не продаются конечным потребителям, а задействованы в производстве других продуктов. Это оборонное, промышленное и сельскохозяйственное оборудование, инжиниринг, гражданское строительство, торговые услуги. Сюда входят следующие отрасли:
Коммерческие и профессиональные услуги. Здесь две отрасли:
Перевозчики, куда входят следующие отрасли:
Промышленный сектор экономически чувствителен, он лучше всего показывает себя на ранней фазе делового цикла, когда наращиваются темпы промышленного производства, а в фазе рецессии становится аутсайдером наравне с Real Estate и IT. Исключением может быть оборонная промышленность, где бюджет и заказы верстаются на несколько лет вперед.
Utilities, коммунальные услуги
Примеры компаний сектора: NextEra Energy, Dominion, Duke Energy, Exelon Corp, National Grid, Sempra Energy.
Наиболее популярные ETF сектора: Utilities Select Sector SPDR (XLU), Vanguard Utilities ETF (VPU), iShares Global Infrastructure ETF (IGF).
Сюда входят пять отраслей:
Сектор считается защитным, потому что коммунальные компании на протяжении всего бизнес-цикла имеют стабильную выручку. Акции обычно не волатильны, компании платят неплохие дивиденды. А еще индустрия возобновляемой энергетики очень перспективна.
Сектор коммунальных услуг хорошо проявляет себя во время кризиса, а в период разгона экономики, на раннем этапе цикла, обычно теряет популярность, потому что инвесторы отдают предпочтение более агрессивным и растущим активам.
У компаний-коммунальщиков есть несколько существенных минусов.
Большие долги. Обычно у коммунальщиков развернутая и дорогостоящая инфраструктура, а из-за нее — большая задолженность на балансах. Это делает компании сектора особенно чувствительными к повышению процентной ставки: если займы становятся дороже, это ведет к увеличению операционных издержек.
Такие организации требуют грамотного управления. Так как им необходим постоянный приток средств для модернизации и капитальных затрат, они часто прибегают к займам и размещению облигаций. Слишком высокая нагрузка может испортить кредитный рейтинг компании, а это затруднит получение новых займов.
Компании работают на основе долгосрочных соглашений о покупке электроэнергии по фиксированной ставке. Если затраты на производство возрастают, компании продолжают продавать коммунальные услуги по согласованной ставке, что снижает их маржу.
Компании подвергаются тщательному надзору и не могут легко поднять тарифы, увеличив прибыль. Приходится работать в жестко регулируемых рамках.
Real Estate, недвижимость
Примеры компаний сектора: American Tower, Simon Property Group, ProLogis, Welltower, Equinix, Ventas, Weyerhaeuser.
На рынке РФ: «Центр международной торговли».
Наиболее популярные ETF сектора: Vanguard REIT ETF (VNQ), iShares U.S. Real Estate ETF (IYR), iShares Cohen & Steers REIT ETF (ICF).
Это один из маленьких секторов, но он может стать отличным инструментом диверсификации портфеля — из-за низкой корреляции с другими секторами, — а также средством защиты от инфляции.
В секторе выделяют две отрасли:
В России отдаленным аналогом REIT выступают ПИФы, но у них много законодательных ограничений и другая модель налогообложения.
Как и нефтегазовый сектор, сектор недвижимости — отличный хеджирующий инструмент от инфляции. А еще основным источником доходов здесь служит арендная плата, которая, как правило, следует за общим ростом цен.
Сектор экономически чувствителен, поэтому плох во время рецессии, а лучше всего проявляет себя на ранней фазе делового цикла.
Consumer Staples, товары первой необходимости
На рынке РФ: «Магнит», X5 Retail Group, «Детский мир», «Аптечная сеть 36,6», «Черкизово».
Наиболее популярные ETF сектора: Consumer Staples Select Sector SPDR (XLP), Consumer Staples AlphaDEX Fund (FXG), Vanguard Consumer Staples ETF (VDC).
Сектор потребительских товаров включает в себя компании, производящие товары первой необходимости. Это базовые продукты, от которых люди не могут отказаться даже в трудном финансовом положении.
В секторе выделяют шесть отраслей:
Сектор лучше остальных чувствует себя на закате и во время рецессии. Отличается стабильностью, не цикличный. Акции обычно дивидендные, с устойчивым, но не впечатляющим ростом. Мастхэв для долгосрочного дивидендного портфеля с низкой волатильностью, особенно в ожидании рецессии.
Consumer Discretionary, товары второй необходимости
Примеры компаний сектора: Amazon, Alibaba, Home Depot, Toyota, LG, McDonald’s, Nike, Booking Holdings.
На рынке РФ: ЛСР, ПИК, «Эталон», « М-видео », «Соллерс», «Обувь России».
Наиболее популярные ETF сектора: Consumer Discretionary Select Sector SPDR (XLY), Consumer Discretionary AlphaDEX Fund (FDX), Vanguard Consumer Discretionary ETF (VCR).
Компании сектора предлагают товары второй необходимости, а также услуги, от которых можно временно отказаться при экономическом спаде. Это авто, мебель, бытовая техника, отели, рестораны, кино, телевидение, одежда.
Выделяют следующие отрасли:
Сектор цикличен и напрямую зависит от состояния экономики. Лучше всего он показывает себя на ранней фазе делового цикла, а на закате проседает.
Когда наступают тяжелые времена, потребители затягивают пояса, откладывая отпуска и второстепенные покупки. И наоборот, когда экономика укрепляется, люди чувствуют уверенность и тратят деньги. Рост заработной платы и увеличение кредитования способствуют этому. При благоприятной конъюнктуре сектор растет быстрее индекса.
Communication Services, коммуникационные услуги
Примеры компаний сектора: Alphabet, Facebook, Walt Disney, Netflix, China Mobile, Comcast, AT&T.
На рынке РФ: «Яндекс», МТС, «Ростелеком», МГТС, Veon, « Мэйл-ру ».
Наиболее популярные ETF сектора: Communication Services Select Sector SPDR (XLC), Vanguard Telecom ETF (VOX), iShares US Telecommunications ETF (IYZ).
Самый молодой и противоречивый сектор, который в индексе занимает чуть более 10%. Выделяют пять отраслей:
Традиционно телекомы — это защитные бумаги нециклического характера. Деятельность компаний преимущественно ориентирована на внутренний спрос, часто они работают по подписке, что обеспечивает постоянную выручку. Это позволяет компаниям стабильно выплачивать высокие дивиденды.
Долгое время телеком существовал в S&P 500 как отдельный сектор, занимая самую маленькую его долю — около 2%. Но 21 сентября 2018 года произошла реорганизация индекса и телеком стал отраслью в рамках вновь созданного Communication Services.
Сюда же перекочевали несколько десятков ведущих компаний из IT, в частности Facebook с Google, и из Consumer Discretionary: CBS, Disney, Netflix, Comcast. Реорганизацию провели, чтобы сбалансировать доли секторов и снизить капитализацию сильно разросшегося сектора IT.
Реорганизация привела к тому, что сектор, по сути, стал циклическим. Поэтому сложно выделить четкие закономерности его поведения применительно к этапам бизнес-цикла. А при составлении портфеля отрасль телекома по-прежнему стоит рассматривать как отдельный сектор.
Financials, финансовый сектор
Примеры компаний сектора: JPMorgan Chase, Bank of America, Wells Fargo, Citigroup, HSBC, Goldman Sachs.
На рынке РФ: Сбербанк, ВТБ, TCS Group, Мосбиржа, Банк «Санкт-Петербург».
Наиболее популярные ETF сектора: Financial Select Sector SPDR Fund (XLF), Vanguard Financials ETF (VFH), SPDR S&P Bank ETF (KBE).
Компании сектора предоставляют финансовые услуги бизнесу и розничным клиентам. Это банки, инвестиционные и страховые организации. Сектор — третий по размерам в индексе S&P 500. Акции финансовых компаний — популярный актив в портфеле инвестора, большинство выплачивают хорошие дивиденды.
Сектор включает следующие отрасли:
Выделяют еще две отрасли — ипотечные REIT и ипотечные финансы, — но их вес слишком незначителен.
Так как финансовый сектор предоставляет кредиты для бизнеса и потребителей, его состояние часто отражает положение дел в экономике. Если финансовые компании слабы, значит, экономика идет на спад.
Когда ставки низкие, бизнес начинает активно кредитоваться для новых капитальных проектов и инвестиций. Поэтому финансовый сектор хорошо себя чувствует на ранней стадии делового цикла.
Умеренное повышение процентных ставок сказывается на секторе благоприятно, но быстро растущие процентные ставки могут стать негативным фактором, потому что могут привести к снижению спроса на кредитование. Кроме этого негативное влияние на финансовый сектор может оказать государственное регулирование, если оно ужесточает бюрократические процедуры. И наоборот, при смягчении условий финансовые услуги становятся более доступными и сектор процветает.
Healthcare, здравоохранение
Примеры компаний сектора: Johnson & Johnson, Pfizer, UnitedHealth Group, AbbVie, Amgen, Gilead, Medtronic.
На рынке РФ: «Протек», «Фармсинтез».
Наиболее популярные ETF сектора: Health Care Select Sector SPDR (XLV), Nasdaq Biotechnology ETF (IBB), Vanguard Health Care ETF (VHT).
Это компании, предоставляющие медицинские услуги, занимающиеся исследованиями в этой сфере, производители медицинских принадлежностей.
В секторе выделяют шесть отраслей:
Сектор здравоохранения — один из крупнейших и наиболее сложных в экономике США, на его долю приходится почти пятая часть общего валового внутреннего продукта. Прогрессирующее старение населения в развитых странах способствует росту спроса в этом сегменте.
Но тут есть специфические риски, связанные с испытаниями новых препаратов, конкуренцией, истечением патентов, действиями регуляторов, поэтому акции биотехнологических компаний, как правило, очень волатильны.
Сектор считается нециклическим и не так сильно зависит от состояния экономики, ведь люди не выбирают, когда им болеть. Поэтому Healthcare проявляет себя лучше рынка в фазе заката и проседает не так сильно во время рецессии.
IT, информационные технологии
Примеры компаний сектора: Apple, Microsoft, Visa, Mastercard, Cisco, Intel, IBM, Oracle, Adobe.
На рынке РФ: «Киви». Сюда также можно было бы отнести Яндекс, но основная его деятельность и доходы относятся к отрасли медиа, а значит, его место в Communication Services.
Наиболее популярные ETF сектора: Technology Select Sector SPDR (XLK), Vanguard Information Tech ETF (VGT), DJ Internet Index Fund (FDN).
В сектор входят компании, связанные с разработкой технологичных продуктов: электроники, ПО, компьютеров и компонентов. Это самый крупный сектор в индексе S&P 500, составляющий четверть его капитализации.
В ИТ-секторе выделяют шесть отраслей:
Технологический сектор — основной драйвер роста американского рынка в последнее десятилетие, он показал за это время рост почти в 300%.
Любой крупный бизнес зависит от технологических решений и инноваций, нуждается в автоматизации, создании корпоративного ПО, управлении своими логистическими системами, в защите своих данных. Потребительские товары, такие как персональные компьютеры, мобильные устройства, бытовая техника, телевизоры, постоянно совершенствуются и с новыми функциями продаются потребителям.
Выводы и практическое применение
В результате пандемии коронавируса и падения цены на нефть мировые фондовые рынки испытали сильный обвал. Котировки многих компаний пришли к кризисным значениям 2008 года. Рынки штормит, волатильность очень высокая.
Масштабы эпидемии и отложенный экономический ущерб от нее еще предстоит осознать. Формально о наступлении рецессии можно будет судить только после выхода макроэкономических показателей за первый и второй кварталы текущего года, но по многим косвенным признакам, таким как опережающий индикатор уровня безработицы, и по прогнозам ожидаемого ВВП можно заключить, что рецессия фактически наступила.
В сложившейся ситуации я ожидаю более глубокой коррекции, но уже сейчас постепенно сокращаю хеджирующую часть своего портфеля, а на освободившиеся деньги наращиваю инвестиционные позиции.
Несмотря на то что в преддверии рецессии я сознательно минимизировал в инвестиционной части доли ИТ, недвижимости, промышленного производства и металлургии, в моем портфеле большой вес занимал нефтегазовый сектор — из-за того, что я делал упор на российский рынок, — а также дивидендные акции из финансового сектора и товаров второй необходимости.
Хеджирующая часть оказалась слишком маленькой, чтобы компенсировать такой шоковый сценарий, поэтому портфель ушел в красную зону.
На середину февраля размер активов на моем брокерском счете — там у меня инвестиционная и хеджирующая части портфеля — составлял 230 тысяч рублей, не считая долларовой позиции. После обвала на рынках мои активы в моменте — 185 тысяч рублей, то есть просадка составляет 45 тысяч, порядка 20%.
Вместе с тем наибольший рост продемонстрировали защитные активы: золотодобытчики «Полюс» и «Полиметалл», телекоммуникационная компания МТС и Bristol Myers Squibb из сектора здравоохранения.
На этапе возрождения и развития экономики в новом бизнес-цикле я буду делать ставку на секторы недвижимости, товаров второй необходимости, промышленный сектор, ИТ, финансы, здравоохранение, медиа. При этом важно внимательно подойти к анализу эмитентов и включать в портфель компании, у которых низкая вероятность банкротства, а фундаментальные показатели — уровень долга, операционные показатели, маржинальность бизнеса — позволят пережить кризисный период.
Ведь в ближайшие месяцы нас может ожидать дальнейшая волатильность и обновление минимумов.