к какому роду литературы относится произведение бородино
Тест по произведению «М.Ю.Лермонтова «Бородино»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
5 класс. М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «БОРОДИНО»
1. К какому роду литературы относится произведение?
2. Что наиболее значимо, с вашей точки зрения, в стихотворении?
а) изображение хода битвы
б) описание чувств и мыслей простых солдат
в) мысли поэта о роли простого народа в сражении
г) размышление о цене победы в сражении
3. Кто является рассказчиком в стихотворении?
б) солдат — участник сражения
4. Когда было написано стихотворение?
б) сразу после битвы
в) через 10 лет после сражения
5. Какую форму повествования использует М. Ю. Лермонтов в стихотворении?
г) авторское рассуждение
6. К какому композиционному элементу стихотворения относятся приведенные ниже строки?
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И все на наш редут.
7. Что является главным в образе рассказчика?
д) чувство товарищества
8. Кто является главным героем в стихотворении?
9*. Почему автор называет участников Бородинской битвы богатырями? Как соотносит М. Ю. Лермонтов формы местоимений «я» и «мы»? Какое местоимение использует чаще и почему?
10*. Что общего в строфах, описывающих Бородинское сражение? Перечитайте их. Постройте общую схему трех строф.
11*. Какие черты соединились в образе полковника? Подберите слова высокого стиля, характеризующие этого героя.
12*. Найдите отдельные слова и строки в стихотворении, в которых звучит голос автора.
13*. Проанализируйте отрывкок и определите, как изменяется темп речи. Для чего автор так строит строфу? Определите ведущие согласные и объясните смысл звукового эффекта.
Вам не видать таких сражений. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ «Бородино»
Номер материала: ДБ-986211
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Минтруд предложил проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»
Время чтения: 2 минуты
В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тест по литературе Бородино 5 класс
Тест по литературе Бородино (М.Ю. Лермонтов) для учащихся 5 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и одно общее задание с развернутым ответом.
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилёг вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам …
Да, жаль его: сражён булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умрёмте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пёстрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений.
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
1 вариант
Задания с кратким ответом
1. К какому роду литературы принадлежит произведение?
2. Выпишите слово со значением ловкий, расторопный человек, исполненный удальства.
3. Как называется художественный приём?
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел…
4. Назовите изобразительное средство:
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
5. Назовите способ рифмовки:
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Задание с развернутым ответом
6. Какие черты характера и жизненные принципы героя проявились в его речи?
2 вариант
Задания с кратким ответом
1. В каком году происходили события, описанные в стихотворении?
2. Выпишите слово со значением сталь, благодаря особой технологии изготовления отличающаяся своеобразным узором на поверхности, высокой твёрдостью и упругостью.
3. Как называется художественный приём?
Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи…
4. Назовите изобразительное средство:
Кто кивер чистил весь избитый…
Да, жаль его: сражён булатом,
Он спит в земле сырой.
5. Назовите способ рифмовки:
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Задание с развернутым ответом
6. Какие черты характера и жизненные принципы героя проявились в его речи?
Ответы на тест по литературе Бородино (М.Ю. Лермонтов)
1 вариант
1. лирика
2. хват
3. сравнение
4. эпитет
5. парная // параллельная
2 вариант
1. 1812
2. булат
3. сравнение
4. эпитет
5. кольцевая // опоясывающая
Стихотворение и анализ «Бородино»
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!
— Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?»
И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи!» И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус.
И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами, Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой. Земля тряслась — как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой…
Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны — И отступили бусурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать.
Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри — не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не божья воля, Не отдали б Москвы!
Краткое содержание
Иллюстрация В. Шевченко
Молодой человек просит рассказать старого солдата про нападение на Россию Наполеона. Участник Отечественной войны вспоминает, что русские долго отступали и были недовольны. Отступление продолжалось до Бородинского поля, где командование решило дать противнику генеральное сражение. Два дня прошли в перестрелке, которая не дала никакого результата. На третий день состоялся знаменитый Бородинский бой. Сражение продолжалось до темноты, было очень ожесточенным и привело к большим потерям с обеих сторон. Русские солдаты смогли удержать позиции и были настроены принять новый бой. Только по решению командования армия вновь отступила и оставила Москву. Солдат гордится тем, что принадлежит к числу участников знаменитой битвы. Многие из них погибли в бою или уже умерли, а достойной смены среди молодого поколения, к сожалению, нет.
Анализ
История создания
Стихотворение «Бородино» было написано М. Ю. Лермонтовым в связи с 25-летней годовщиной самого знаменитого сражения Отечественной войны 1812 г. Поэт использовал в работе свое раннее произведение «Поле Бородина», перенеся из него целиком некоторые строки.
«Бородино» было впервые напечатано в 1837 г. в пушкинском журнале «Современник».
Гражданская лирика. По стилю изложения (разговорная речь, назидательная форма) стихотворение напоминает народное предание.
Центральная тема произведения
Иллюстрация В. Шевченко
До сих пор нет единого мнения о том, кто же одержал победу в Бородинской битве. Противники остались на прежних позициях, потери русских и французских войск были примерно равны. Более того, после сражения Кутузов принимает решение оставить Москву, что в высших кругах расценивается как явный позор.
Наполеон вступает в поверженную столицу России, но после этого триумфа его прежде непобедимая армия начинает разваливаться на глазах. Поход заканчивается поспешным отступлением, бегством императора и последовательным уничтожением остатков его войск.
Этот парадокс объясняется тем, что в Бородинском сражении русские одержали пока еще не материальную, но нравственную победу над противником. В стихотворении Лермонтов обращает особое внимание на небывалый подъем патриотизма среди рядовых солдат.
На протяжении всей отечественной истории русские войска лучше всего воевали, защищая свою землю. Будет уместно также вспомнить известную поговорку: «Русский мужик долго запрягает, да быстро едет». Отступление вглубь страны и сдача городов Наполеону постепенно приводили к усилению национального духа. Под стенами столицы рассказчик выражает общую, восторжествовавшую в рядах солдат, идею: «Уж постоим мы головою за родину свою!»; «Умремте ж под Москвой»; «Что значит русский бой удалый». В условиях смертельной угрозы, нависшей над Россией, эти фразы не выглядят напыщенно и воспринимаются совершенно естественно.
Иллюстрация В. Шевченко
Весь рассказ старого солдата свидетельствует о мощном патриотическом порыве. Это выражается в полном пренебрежении опасностью («…в перестрелке. Что толку в этакой безделке?»); эпическом описании сражения («рука бойцов колоть устала»); насмешливом отношении к противнику («брат мусью», «и отступили бусурманы»).
Рассказчик твердо уверен в том, что сдача Москвы произошла по «Божьей воле». Сами солдаты были готовы мужественно защищаться до последнего человека.
Проблематика
В «Бородине» поставлена серьезная проблема о выяснении причин победы России в Отечественной войне 1812 г. Традиционно заслуга приписывается главнокомандующим армиями. Лермонтов даже не упоминает о Кутузове и других русских знаменитых полководцах. По мнению автора, победу над Наполеоном одержал весь русский народ, сумевший сплотиться в единое целое.
Иллюстрация В. Шевченко
Волю народа выражали не умудренные знаниями и опытом стратеги, а рядовые командиры. Яркий пример — полковник, который пользовался безграничным авторитетом у подчиненных и был «слуга царю, отец солдатам».
Еще одна проблема стихотворения волновала Лермонтова на протяжении всей жизни: резкое различие между двумя поколениями. К поколению победителей Наполеона поэт относил и декабристов, противопоставляя им людей, выросших в годы николаевской реакции.
Укор солдата современному поколению («богатыри — не вы») несет в себе тайный глубокий смысл. Только «могучее, лихое племя» могло отстоять родину и бросить вызов самой царской власти. Такие великие дела уже не под силу изнеженным и трусливым современникам Лермонтова.
Размер и композиция
Стихотворение написано разносложным ямбом. Поэт использовал редкую форму стихосложения — семистишие. Впоследствии она будет названа бородинской строфой.
Произведение представляет собой монолог главного героя, который отвечает на вопрос молодого человека, заданный в первой строфе. Композиция кольцевая: начало и конец монолога практически полностью идентичны.
Выразительные средства
Автор использует разнообразные художественные средства выразительности: эпитеты («грозной сечи», «в земле сырой», «протяжный вой»), олицетворения («звучал булат, картечь визжала»), сравнения («как тучи», «как наши груди»).
Лермонтов очень удачно сочетает разговорную речь («тут как тут», «ушки на макушке») с возвышенными героическими фразами («грозной сечи», «сверкнув очами»).
Монолог непосредственного участника Бородинского сражения очень эмоционален. Его воздействие усилено многочисленными вопросительными и восклицательными предложениями: «Что ж мы? на зимние квартиры?», «Ребята! не Москва ль за нами?», «Ну ж был денек!».
Чему учит автор
Лермонтов с большим уважением относился к участникам Отечественной войны 1812 г. Он не видел достойных примеров среди современников, поэтому призывал их никогда не забывать «про день Бородина», ставший символом национального величия.
М.Ю. Лермонтов 5 класс «Бородино»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1. К какому роду литературы относится произведение? А) эпос; Б) лирика; 3) драма.
2. Кто является рассказчиком в стихотворении? А) Автор; Б) Солдат – участник сражения; В) Полковник; Г) Молодой воин.
3. Когда было написано стихотворение? А) В ходе сражения; Б) Сразу после битвы; В) Через 10 лет после сражения; Г)Через 25 лет.
4. Какую форму повествования использует М. Ю. Лермонтов в стихотворении? А) Повествование; Б) Диалог; В) Монолог; Г) Авторское рассуждение.
5. К какому композиционному элементу стихотворения относятся приведенные ниже строки? Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И все на наш редут А) завязка; Б) кульминация; В) экспозиция; Г) развязка.
6. Кто является главным героем в стихотворении? А) рассказчик; Б) полковник; В) автор; Г) народ.
7.На следующий день после боя русская армия была готова: А) отступить; Б) продолжить бой; В) укрепить свои позиции.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДВ-078482
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Школьных охранников предлагают обучать основам психологии
Время чтения: 2 минуты
Минтруд предложил проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой
Время чтения: 2 минуты
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
ДАМ 35 БАЛЛОВ ( БОРОДИНО )
К какому роду литературы относится произведение?
Ответ:
эпос
драма
лирика
Когда было написано стихотворение?
Ответ:
в ходе сражения
через 25 лет
через 10 лет после сражения
сразу после битвы
К какому композиционному элементу стихотворения относятся приведенные ниже строки?
. Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И все на наш редут.
Ответ:
экспозиция
развязка
завязка
кульминация
Какую форму повествования использует М. Ю. Лермонтов в стихотворении?
Ответ:
диалог
повествование
монолог
авторское рассуждение
Кто является рассказчиком в стихотворении?
Ответ:
полковник
автор
солдат — участник сражения
молодой воин
да могла потому что пальмы очень красивые своей красотой и любовью написал михаил юрьевич лермонтов он написал в 1876 году
Вася очень одинок. Он не находит общего языка с отцом, который после смерти жены мало замечает старшенго сына. Поэтому большую часть времени мальчик предоставлен сам себе. Вася часто бродит по улицам городка, общается с самыми разными людьми. Однажды Вася с приятелями решили влезть в полуразрушенную часовню, о которой ходили разные слухи.
После смерти Маруси Тыбурций и Валек покидают город, но память о детской дружбе остается с Васей навсегда.