к какому разряду относятся граждане женского пола пребывающие в запасе
Пребывание в запасе Вооруженных Сил РФ
Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда:
Составы запаса (воинские звания) | Возраст граждан, пребывающих в запасе | ||
первый разряд | второй разряд | третий разряд | |
Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы | до 35 лет | до 45 лет | до 50 лет |
Младшие офицеры | до 45 лет | до 50 лет | до 55 лет |
Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга | до 50 лет | до 55 лет | до 60 лет |
Полковники, капитаны 1 ранга | до 55 лет | до 60 лет | |
Высшие офицеры | до 60 лет | до 65 лет |
Граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к третьему разряду: имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет, а остальные – до достижения ими возраста 45 лет.
Гражданин, пребывающий в запасе и достигший предельного возраста пребывания в запасе или признанный в установленном законом порядке не годным к военной службе по состоянию здоровья, переводится военным комиссариатом либо иным органом, осуществляющим воинский учет, в отставку и снимается с воинского учета.
На какие разряды (категории) делятся граждане, пребывающие в запасе?
Пребывающие в запасе граждане подразделяются на три разряда в зависимости от воинского звания, возраста и пола.
Разделение пребывающих в запасе граждан на разряды (категории) обусловлено, в частности, организацией обороны РФ и порядком направления граждан на исполнение своих воинских (служебных) обязанностей. Так, при необходимости исполнения служебных обязанностей в зоне отчуждения на территориях, загрязненных радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в эту зону подлежали направлению, в частности, военнообязанные запаса первой категории 30 лет и старше (ст. 23 Закона от 15.05.1991 № 1244-1).
Формирование запаса
Так, запас Вооруженных Сил РФ создается, в частности, из числа следующих граждан (п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ):
1) уволенных с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
2) успешно завершивших обучение в военных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса и окончивших федеральные государственные вузы;
3) успешно завершивших обучение в военных учебных центрах при федеральных государственных вузах по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса и окончивших указанные вузы;
4) не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу или предоставлением отсрочки;
5) женщин, имеющих военно-учетную специальность.
Состав запаса
Пребывающие в запасе граждане в зависимости от возраста, звания и пола подразделяются на три разряда (категории) (п. 1 ст. 53 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ):
• солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы в возрасте до 35 лет;
• младшие офицеры в возрасте до 50 лет;
• майоры, капитаны 3-го ранга, подполковники, капитаны 2-го ранга в возрасте до 55 лет;
• полковники, капитаны 1-го ранга в возрасте до 60 лет;
• высшие офицеры в возрасте до 65 лет;
• солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы в возрасте до 45 лет;
• младшие офицеры в возрасте до 55 лет;
• майоры, капитаны 3-го ранга, подполковники, капитаны 2-го ранга в возрасте до 60 лет;
• полковники, капитаны 1-го ранга в возрасте до 65 лет;
• высшие офицеры в возрасте до 70 лет;
• солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы в возрасте до 50 лет;
• младшие офицеры в возрасте до 60 лет;
• майоры, капитаны 3-го ранга, подполковники, капитаны 2-го ранга в возрасте до 65 лет.
Гражданин, пребывающий в запасе и достигший предельного возраста пребывания в запасе или признанный не годным к военной службе по состоянию здоровья, переводится в отставку и снимается с воинского учета (п. 3 ст. 53 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ).
Отражение разряда (категории) запаса в документах воинского учета
При заполнении учетной карточки на прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов запаса в п. 23 категория запаса указывается цифрой 1 или 2, как и в п. 23 их военного билета (п. 13 Порядка заполнения учетной карточки, утв. Минобороны России 11.07.2017).
Для офицеров запаса на третьей странице военного билета в п. 9 указывается, к какой категории запаса по возрасту они относятся. Разряд запаса записывается в левой клетке арабской цифрой 1, 2 или 3 (п. 13 Порядка ведения и хранения военного билета офицера запаса, утв. Приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 № 495).
По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)
Пребывание в запасе
Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда по предельным возрастам:
Гражданин, пребывающий в запасе и достигший предельного возраста пребывания в запасе или признанный не годным к военной службе по состоянию здоровья, переводится военным комиссаром либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, в отставку и снимается с воинского учета.
Женщины-военнообязанные, пребывающие в запасе, относятся к третьему разряду, при этом имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет, а остальные — до достижения ими возраста 45 лет.
Для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы. Военные сборы подразделяются на учебные и проверочные. Проведение военных сборов в иных целях не допускается. Продолжительность военного сбора не может превышать двух месяцев. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев. Периодичность призыва граждан на учебные сборы не может быть чаще одного раза в три года. На проверочные сборы граждане, пребывающие в запасе, призываются независимо от прохождения ими учебных сборов.
Гражданам, пребывающим в запасе, могут быть присвоены по представлению должностного лица, руководившего военными сборами, очередные воинские звания, но не выше воинского звания полковника или капитана 1 ранга.
Нормативно-правовые акты и прочие документы на которые ссылается раздел:
Преимущества мобилизационного людского резерва
МОБИЛИЗАЦИОННЫЙ ЛЮДСКОЙ РЕЗЕРВ
Граждане, пребывающие в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, могут поступить в мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве (Федеральный закон 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
КОНТРАКТ О ПРЕБЫВАНИИ В РЕЗЕРВЕ
Контракт о пребывании в резерве заключается между гражданином и командиром воинской части письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве.
Первый контракт о пребывании в резерве заключается на срок три года.
Предельный возраст пребывания в резерве соответствует предельному возрасту пребывания в запасе, устанавливаемому для граждан из состава запаса второго разряда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА О ПРЕБЫВАНИИ В РЕЗЕРВЕ
Первый контракт о пребывании в резерве может быть заключен с гражданином, не имеющим гражданства (подданства) иностранного государства:
а) пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу и имеющим воинское звание:
б) завершившим обучение по программе военной подготовки офицеров запаса в военном учебном центре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования в течение пятнадцати лет после зачисления в запас с присвоением воинского звания офицера.
Контракт о пребывании в резерве не может быть заключен с гражданином:
а) имеющим отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации или освобождение от военных сборов;
б) в отношении которого ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которого передано в суд;
в) имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
г) который отказался от прохождения процедуры оформления допуска к государственной тайне либо которому отказано в оформлении допуска к государственной тайне, в случае необходимости его оформления;
д) имеющим гражданство (подданство) иностранного государства.
ОСНОВАНИЯ ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ РЕЗЕРВА
Гражданин подлежит исключению из резерва:
б) по истечении срока контракта о пребывании в резерве;
в) по состоянию здоровья;
г) в связи с лишением его воинского звания;
д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о наказании в виде лишения свободы или лишения условно;
е) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации или приобретением гражданства другого государства;
ж) в связи с возникновением оснований для отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации или освобождения от военных сборов.
Гражданин может быть досрочно исключен из резерва:
а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
б) в связи с невыполнением им условий контракта о пребывании в резерве;
в) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
г) в связи с поступлением на службу в Следственный комитет Российской Федерации, органы и учреждения прокуратуры Российской Федерации и назначением на должность судьи.
Гражданин, пребывающий в резерве, имеет право на досрочное исключение из резерва:
а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении его условий контракта о пребывании в резерве;
б) по семейным обстоятельствам:
в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем;
в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого резервист воспитывает без матери;
в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры.
ДЕНЕЖНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕЗЕРВИСТОВ
Денежные выплаты гражданам, пребывающим в резерве, состоят из:
б) коэффициентов районных (в зависимости от местности);
ежемесячной процентной надбавки за непрерывное пребывание в резерве к месячному окладу:
в) единовременной денежной выплаты при заключении нового контракта о пребывании в мобилизационном людском резерве.
Кроме того, при заключении нового контракта резервисту выплачивается единовременная денежная выплата в следующих размерах:
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Организация воинского учёта. Полезная шпаргалка
Система воинского учёта позволяет компетентным органам контролировать каждого военнообязанного на своевременность исполнения воинского долга, и отслеживать случаи незаконного уклонения от него. Поговорим с вами о том, с чего начать ведение воинского учёта, как его организовать на предприятии.
Каждая организация, не зависимо от вида деятельности, численности сотрудников, форм собственности и организационно-правовой структуры, должна вести учёт военнообязанных и призывников. Так называемая всеобщая обязанность.
Воинский учёт граждан ведётся по месту их работы согласно законодательству Российской Федерации, Положения и методических рекомендаций по его ведению в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):
В статье рассмотрим, как обеспечить воинский учёт в организации. Опишу пошагово все действия. Моя инструкция будет полезна как начинающим, так и опытным бухгалтерам, а также сотрудникам кадровой службы.
1. Обозначьте ответственных лиц
Вся ответственность за организацию воинского учёта на предприятии возлагается на руководителя. Допускается делегировать эти полномочия на других ответственных лиц. Ими могут быть другие представители высшего руководства.
Сотрудник, несущий ответственность за ведение воинского учёта, назначается приказом или распоряжением руководителя предприятия. Перечень его обязанностей должен быть изложен в трудовом договоре или в должностной инструкции. В крупных организациях допускается создание отдельной службы для ведения воинского учёта (ВУ).
Число ответственных лиц напрямую зависит от количества сотрудников, состоящих на ВУ. Согласно п. 19 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, количество военнообязанных сотрудников определяется на 31 декабря предшествующего года. Далее по нормативам п. 12 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, определяется число ответственных работников. Для большего понимания я составила для вас таблицу, где обозначила данные соотношения.
Освобождённый работник — этот тот, для кого ведение воинского учёта в соответствии с должностной инструкцией является основной обязанностью. Обращаю ваше внимание, что в крупных компаниях воинский учёт могут осуществлять два и более работников, в этом случае их объединяют в отдельное подразделение, именуемое военно-учётный стол (п. 12 Положения о воинском учёте). Такое подразделение размещается в отдельном помещении, оборудованном металлическими картотечными шкафами.
2. Определите, какие сотрудники подлежат воинскому учёту
К категории граждан, подлежащих воинскому учёту, относят только две группы лиц, это призывники и военнообязанные.
Призывниками считаются мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не быть в запасе.
К военнообязанным относятся:
Не относятся к военнообязанным:
Обратите внимание, что работодателю необходимо вести воинский учёт и на сотрудников, работающих по совместительству — внешних совместителей. На них распространяются все правила. Также обращаю ваше внимание, что отсутствие документов воинского учёта не даёт права отказывать в приёме на работу.
Если выяснилось, что сотрудник не состоит на ВУ, хотя он обязан, работодатель должен в двухнедельный срок уведомить военный комиссариат о таком гражданине. Эта обязанность появилась с 17.02.2019, в момент вступления в силу ФЗ от 06.02.2019 № 8-ФЗ.
Ещё одна обязанность — направить работника в военкомат для постановки на воинский учёт с направлением Приложение № 4. Форма этого направления утверждена совместным Приказом министра обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/19.
3. Подготовьте документы для ведения воинского учёта
Далее приступаем к подготовке нормативной и организационно-правовой документации по воинскому учёту. Обратите внимание, что перечисленные формы являются обязательными для всех организаций. Такие рекомендации предусмотрены п. 39 Методических рекомендаций.
1. Приказ об организации воинского учёта граждан, в том числе бронирования граждан, которые находятся в запасе. Оформите его в момент создания предприятия. Приказ необходимо утверждать ежегодно, накануне начала календарного года. Проект приказа нужно будет согласовать с местным военным комиссариатом. В случае, если такого не имеется по месту нахождения предприятия, то с органом местного самоуправления. Приказ утверждается по форме, которая приведена в приложении № 4 Методических рекомендаций Генерального штаба.
2. План работы по ведению воинского учёта, утверждённый руководителем при создании фирмы. Его ежегодно пересматривают, затем повторно подтверждают, но не позднее даты, установленной военным комиссариатом.
Для справки: в воинском учёте многое происходит не по регламенту, а именно по неофициальным разъяснениям военкоматов. Я вам рекомендую учитывать это в работе.
Вот, например, из года в год план на согласование подавали в декабре. А в 2019 году по просьбе военкоматов этот срок был сдвинут на ноябрь.
Дату согласования плана на 2021 год рекомендую самостоятельно обговорить со своим военным комиссариатом.
3. Картотека личных карточек граждан призывников и лиц в запасе. Вести карточки нужно по унифицированным формам №Т-2. Для государственных и муниципальных служащих предусмотрена иная форма №Т-2ГС(МС).
4. Специальный журнал проверок на бланке, утверждённом Приложением № 18 Методических рекомендаций. В нём заполняют мероприятия по проведению контроля ведения воинского учёта и бронирования граждан запаса.
5. Карточка учёта организации (КУО форма № 18) сдаётся ежегодно не позднее 31 декабря текущего года. Я вам рекомендую заполнить сразу несколько карточек по форме 18. Требования в регионах разные, где-то карточку нужно будет предоставить только в районную комиссию, а где-то её потребуют ещё и в военном комиссариате.
Убедитесь, что организации присвоили регистрационный номер. Его указывают в правом верхнем углу карточки. Если в номере будет проставлен индекс Б, это означает, что на предприятии надо вести ещё и специальный воинский учёт. Информация о нём доступна только в военном комиссариате.
6. Расписки в получении документов от сотрудников предприятия, относящихся к категориям военнообязанных. Расписку нужно заполнить по унифицированному формуляру, утверждённому Приложением № 14 к Методическим рекомендациям.
Представленный список не является конечным. В разных регионах поступают требования вести и другие дополнительные документы. Отмечу, что ответственные работники проводят методическую работу и объясняют, для чего нужен воинский учёт сотрудников, и в чём его предназначение.
4. Согласуйте документы с военкоматом
Согласование документации — обязательный этап перед началом ведения воинского учёта. Согласовывают, как правило, приказ, план работы и какие-то другие документы, запрошенные военным комиссариатом. Для этого необходимо обратиться в территориальное отделение военного комиссариата по месту регистрации фирмы. Бывает, что в муниципальном образовании нет военкомата, в таком случае документы нужно подать в органы местного самоуправления.
5. Составьте отчётность
Отчитываться в военкомат нужно ежегодно. Есть формы, не предусматривающие конкретной даты по срокам. Срок их подачи зависит от приёма на работу или увольнения, или каких-то других обстоятельств. В таблице представлен список форм и срок их подачи в военкомат.
В следующей таблице я отразила все формы и разбила их по срокам отправки в военкомат для вашего удобства. Можно её сохранить себе и не забывать отчитываться в военкомат.
Ответственность за уклонение и ошибки в ведении воинского учёта
До 2020 года штраф за нарушение правил ведения воинского учёта составлял примерно 100-500 рублей. По этой причине некоторые лица пренебрегали сроками постановки или снятия с учёта.
Но сейчас опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Законом ужесточена административная ответственность за нарушения ведения воинского учёта ст. 21.1-21.7 КоАП РФ.
За уклонение от медицинского обследования либо неявка в военкомат без уважительной причины грозит гражданам штрафом до 3 000 рублей. Такой же размер санкций применяется за умышленное повреждение или потерю документов воинского учёта.
Также отмечу, что законодатель увеличил срок исковой давности для нарушений в области воинского учёта с двух месяцев до трёх лет. Соответствующие изменения внесены в статью 4.5 КоАП РФ.
Подведем итоги
В статье я рассмотрела, как организовать в компании ведение общего воинского учёта, что нужно знать об отчётности и ответственности, какие документы и как проверять, как определять, кто подлежит воинскому учёту.
Рекомендую внимательно изучить в Методических рекомендациях Генштаба правила сверки сведений, содержащихся в личных карточках Т-2, с документами воинского учёта сотрудника, а также обратить внимание на перечень основных нюансов, по которым происходит проверка ведения воинского учёта. Работайте без нарушений!
Консультирует по вопросам правильности расчёта заработной платы более семи лет.
Читайте другие статьи автора в нашем блоге: