к какому разделу философии относится учение о всеобщей связи и развитии к социальной философии

К какому разделу философии относится учение о всеобщей связи и развитии к социальной философии

ДИАЛ.— теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д.

Диалектические принципы
Конкретность истины
Конкретность истины или же отрицание существования абстрактности И. означает, что истина связана определенными условиями, в которых находиться объект, отражает строго определенные стороны объекта и т.д. Высшая ступень конкретности состоит во всестороннем познании объекта с учетом всех существующих моментов данной стадии противоречивого развития объекта, в отличии от эклектичного смешения всех сторон и признаков явления.

Единство логического и исторического, абстрактного и конкретного

Принципы развития объективного мира должны рассматриваться в том их виде, в котором они протекали в действительности. Любой предмет, любое явление могут быть поняты и правильно оценены только при условии рассмотрения их в конкретных исторических условиях, в исторических логических связях с другими явлениями и предметами. Из этого выводятся два взаимосвязанных метода воспроизведения исторических процессов развития объекта: логический метод, с помощью которого развитие объекта воспроизводиться в форме теории системы, и исторический метод, с помощью которого развитие объекта воспроизводиться в форме истории системы.

Практика как критерий истины и практического определителя связи предмета с тем, что нужно человеку

Критерий И. не может быть найден ни в сознании субъекта как таковом, ни в познаваемом объекте. Поскольку И. предполагает определенное познавательное отношение субъекта к объекту и в этом смысле “истина относится не только к субъекту, а также к объекту” (Плеханов Г.В., Избр. филос. произв., т. 3, 1957, с. 501), постольку критерий И. должен представлять собой определенное отношение, отличное от процесса познания, но вместе с тем органически связанное с ним. Таким отношением, материальным процессом является обществ. практика, которая и образует критерий И. По мере развития теоретического содержания науки проверка все в большей мере приобретает опосредованный характер, ибо теоретические положения формируются на базе абстракций все более высоких степеней и потому не поддаются непосредственной проверке (напр., теоретические положения субатомной физики, закон стоимости в политической экономии и т. д.). Та или иная научная теория истинна, если на основе полученных из нее выводов люди в состоянии реализовать поставленные ими цели.

Применяют диалектический метод, ибо законы диалектики имеют всеобщее значение, присущи развитию природы.При изучении предметов и явлений диалектика рекомендует исходить из следующих принципов:

1. Рассматривать изучаемые объекты в свете диалектических законов:

а) единства и борьбы противоположностей;

б) перехода количественных изменений в качественные;

в) отрицания отрицания.

2. Описывать, объяснять и прогнозировать изучаемые явления и процессы, опираясь на философские категории: общего, особенного и единичного; содержания и формы; сущности и явления; возможности и действительности; необходимого и случайного; причины и следствия.

3. Относиться к объекту исследования как к объективной реальности.

4. Рассматривать исследуемые предметы и явления: а) всесторонне; б) во всеобщей связи и взаимозависимости; в) в непрерывном изменении, развитии; г) конкретно-исторически.

5. Проверять полученные знания на практике.

Источник

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии

к какому разделу философии относится учение о всеобщей связи и развитии к социальной философии. Смотреть фото к какому разделу философии относится учение о всеобщей связи и развитии к социальной философии. Смотреть картинку к какому разделу философии относится учение о всеобщей связи и развитии к социальной философии. Картинка про к какому разделу философии относится учение о всеобщей связи и развитии к социальной философии. Фото к какому разделу философии относится учение о всеобщей связи и развитии к социальной философии к какому разделу философии относится учение о всеобщей связи и развитии к социальной философии. Смотреть фото к какому разделу философии относится учение о всеобщей связи и развитии к социальной философии. Смотреть картинку к какому разделу философии относится учение о всеобщей связи и развитии к социальной философии. Картинка про к какому разделу философии относится учение о всеобщей связи и развитии к социальной философии. Фото к какому разделу философии относится учение о всеобщей связи и развитии к социальной философии к какому разделу философии относится учение о всеобщей связи и развитии к социальной философии. Смотреть фото к какому разделу философии относится учение о всеобщей связи и развитии к социальной философии. Смотреть картинку к какому разделу философии относится учение о всеобщей связи и развитии к социальной философии. Картинка про к какому разделу философии относится учение о всеобщей связи и развитии к социальной философии. Фото к какому разделу философии относится учение о всеобщей связи и развитии к социальной философии к какому разделу философии относится учение о всеобщей связи и развитии к социальной философии. Смотреть фото к какому разделу философии относится учение о всеобщей связи и развитии к социальной философии. Смотреть картинку к какому разделу философии относится учение о всеобщей связи и развитии к социальной философии. Картинка про к какому разделу философии относится учение о всеобщей связи и развитии к социальной философии. Фото к какому разделу философии относится учение о всеобщей связи и развитии к социальной философии

к какому разделу философии относится учение о всеобщей связи и развитии к социальной философии. Смотреть фото к какому разделу философии относится учение о всеобщей связи и развитии к социальной философии. Смотреть картинку к какому разделу философии относится учение о всеобщей связи и развитии к социальной философии. Картинка про к какому разделу философии относится учение о всеобщей связи и развитии к социальной философии. Фото к какому разделу философии относится учение о всеобщей связи и развитии к социальной философии

к какому разделу философии относится учение о всеобщей связи и развитии к социальной философии. Смотреть фото к какому разделу философии относится учение о всеобщей связи и развитии к социальной философии. Смотреть картинку к какому разделу философии относится учение о всеобщей связи и развитии к социальной философии. Картинка про к какому разделу философии относится учение о всеобщей связи и развитии к социальной философии. Фото к какому разделу философии относится учение о всеобщей связи и развитии к социальной философии

Слово «диалектика» происходит от греческого dialektika (вести беседу, спор). Отсюда под диалектикой первоначаль­но понимали искусство вести беседу, дискуссию в форме вопросов и ответов. Только у Г. Гегеля диалектика впервые выступает как философский метод исследования, представ­ляющий осознание формы внутреннего самодвижения со­держания предмета.

В современной философии под диалектикой понимают учение о всеобщей связи и развитии в его всеобщих и необ­ходимых формах. В таком понимании предмета диалектики различают диалектику стихийную (когда диалектические положения и идеи используются неосознанно, произвольно и бессистемно) и сознательную (в противоположность сти­хийной), материалистическую (основанную на принципе материального единства мира) и идеалистическую (осно­ванную на принципе духовного единства мира, единства его как выражения предвечной идеи, сознания, разума, мышления или воли).

Различают также диалектику объективную (принадлежа­щую самому объекту)и субъективную (которая принадле­жит субъекту, будучи связанной с его познавательной и практической деятельностью). Первая исследует закономер­ности развития природы и общества как естественно-исто­рический процесс, независящий от воли и желания людей, т.е. совершающийся объективно. Вторая исследует законо­мерности процесса познания, логику мышления, закономерности практически-преобразова­тельной деятельности людей – реальных субъектов этих процессов.

С точки зрения содержания диалектика представляет собой систему принципов, законов и категорий. Принципы являются отражением закономерностей развития природы, общества, мышления и практической деятельности людей. Законы диалектики выражают устойчивые, всеобщие (универсальные), существенные и необходимые связи реальной действительности. К ним относят: закон меры, закон противоречия и закон отрицания. Категориями называются основные понятия всякой науки. Каждая наука оперирует своими основными понятиями, т.е. категориями. Категории отражают всеоб­щие (универсальные) и существенные признаки (черты, качества и свойства), связи и отношения действительности. В философии такими категориями являются: бытие, материя, дви­жение, сознание, пространство и время; качество, количе­ство, мера; тождество, различие, противоположность, про­тиворечие; отрицание; единичное, особенное и общее, содержание и форма, сущность, явления, закон, причина и след­ствие, необходимость и случайность, возможность, вероятность, дей­ствительность и др.

Важнейшими составляющими диалектики являются учение о связи и учение о развитии.

Источник

Как учение о всеобщей связи и развития

Древнегреческий мыслитель Кратил из Афин опровергал допустимость каких-либо суждений, т.к. об абсолютно изменяемом нельзя сделать никакого определенного высказывания. К какой концепции ближе всего находится Кратил?://

Данная категория выражает неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом://

Исключите вариант, не являющийся принципом диалектического метода «майевтики» Сократа://

формулировка общих понятий//

Тождества бытия и мышления

Первая историческая форма диалектики://

стихийная диалектика античности//

диалектика немецкой классической философии//

диалектика эпохи Возрождения//

нет правильного ответа

Что означает понятие «детерминизм?://

случайную обусловленность предметов и явлений//

возможную обусловленность предметов и явлений//

причинную обусловленность предметов и явлений//

идеальную обусловленность предметов и явлений//

нет правильного ответа

Данную категорию Гегель определил как связь между сущностями. Определите эту категорию ://

Закон

Какой термин ввёл канадский философ и социолог М.Маклюэн для обозначения ситуации, когда электронные средства массовой коммуникации сокращают расстояния между людьми, устраняют их взаимоизолированность?://

общество массового потребления//

Какое понятие используется в глобалистике для обозначения модели, которая позволила бы обеспечить развёртывание экономических и социальных процессов без катастроф?://

Исключите вариант, не относящийся к глобальным проблемам современности://

рост народонаселения планеты//

состояние окружающей среды //

различие политических систем//

Массовая культура, массовое потребление это понятия характерные для общества://

Какой вызов угрожает безопасности общества в современном мире и в Казахстане?://

Исключите вариант, не относящийся к глобальным проблемам современности://

рост народонаселения планеты//

состояние окружающей среды //

Что означает понятие «политика»?://

сфера отношений между большими социальными группами по поводу государственной власти//

сфера, регулирующая поведение и сознание человека в общественной жизни//

сфера реализации частных интересов отдельных индивидов//

сфера взаимодействия общества и природы//

ценностный базис общества

Выберите верное положение философии К. Маркса://

надстройка активно влияет на базис//

базис не зависит от надстройки//

надстройка может детерминировать изменение базиса//

базис определяется надстройкой//

Базис определяет надстройку

Какой принцип лежит в основе цивилизационного подхода при периодизации истории?://

Выделите правильное определение философии истории://

излагает исторические события//

изучает закономерности исторического процесса//

хронологию исторических фактов//

экономические детерминанты развития общества//

развитие политических систем

Обьективный критерий периодизации исторического процесса в марксистской философии://

уровень демократизма в государстве//

законопослушность всех членов в обществе//

развитие науки и техники//

способ производства материальных благ//

Проблема детерминации истории является предметом изучения://

Термин философия истории «был введен в научный обиход»в эпоху://

Теория общественно – экономических формаций была предложена://

Выделите представителя теории постиндустриального общества://

К какому подходу понимания цивилизации относится точка зрения Н.Данилевского, согласно которому существуют отдельные культурно-исторические типы?://

Что не относится к массовой культуре ://

индустрия физического имиджа//

Высокая мода

Какая субкультура формируется в условиях информационного общества?://

С точки зрения неокантианцев (Г.Риккерт, В.Виндельбанд) универсалиями культуры являются://

техника и технологии//

По словам этого философа, религия есть «всеобщее основание утешения и оправдания» «превратного мира», «опиум народа». Кому принадлежит это высказывание?://

Познание в современной философии преимущественно рассматривается как://

способности, умения, навыки в определенной области деятельности//

значимая информация в аспекте деятельности//

объективная реальность, данная в сознании действующего человека//

обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний//

способ развития личности

Чем становится всесторонне проверенная и подтвержденная практикой гипотеза://

Укажите существенный признак объективный истины?://

Выделите суждение, характерное для эмпиризма://

все знания людей относительны//

все наши знания выводятся из опыта//

истинное знание дает только разум//

знания заложены в разуме человека//

истинное знание не возможно

Укажите вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой://

Преднамеренное искажение истины в корыстных целях- это://

Критерием истины в прагматизме является://

Как в современной философии называется высшая ступень логического понимания, теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное глубокое знание истины?://

Выделите категории теории познания://

содержание и форма//

истина и заблуждение//

материя и сознание//

причина и следствие

В марксистской философии критерием истины является://

нет правильного ответа

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 428 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Социальная философия

Социальная философия в этом понимании сближается с теоретической социологией. Различие заключается прежде всего в том, что социология занимается анализом общества и выявлением закономерностей в его существовании, в то время как философия выполняет критическую функцию. Социальная проблематика в философии восходит к античной традиции и прежде всего к текстам Платона («Государство») и Аристотеля («Политика»).

С другой стороны, социальная философия (со стороны, в первую очередь коммуникативной «парадигмы» критической социальной теории (начиная, как минимум с Ю. Хабермаса)) понимается не как раздел философии, областью исследования которой является общество и «социальное», но как полноценная, «полная» философия — это не только философия о социальном, но и философия из социального.Среди наиболее влиятельных философских и социологических концепций общества можно отметить марксизм (Маркс, Энгельс) и неомарксизм (Георг Лукач), либеральную теорию (фон Мизес, Хайек), теорию массового общества (Ортега-и-Гассет), теорию менеджериального общества (Бэкхем), теорию тоталитарного общества (Юнгер, Арендт, Мангейм), теорию развитого индустриального общества Франкфуртской школы (Хоркхаймер и Адорно, Маркузе), теорию постиндустриального общества и информационного общества (Белл, Тоффлер), теорию общества «позднего модерна» (Гидденс) и теорию имперского глобализма (Хардт и Негри).

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Совреме́нная европе́йская филосо́фия (философия современности европейской культурной традиции) — философия XX-XXI веков.

Источник

12. Диалектика – учение о всеобщей связи и развитии

Диалектика от греческого слова dialektike переводится как искусство вести беседу, спор.

Диалектика представляет теорию и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении.

Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Следует отметить, что диалектика противоположна метафизике.

Метафизика (от греч. Meta ta phiysika – «после физики») – противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга. Отрицает внутренние противоречия, как источник развития явлений.

А теперь, дадим определение диалектики, как одного из методов познания явлений.

Диалектика – такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития.

Умение схватить связь разнообразных моментов – черта диалектического метода мышления, отличающая его от мышления догматического. Диалектика предстает как учение о связях.

Диалектическому мышлению присущ постоянный поиск новых способов постижения мира.

Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д.

Как философская наука, диалектика имеет длительную историю, уходя корнями во времена античности, но как бы заново открывая в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля.

Диалектика как учение о развитии рассматривает три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, вопрос об источнике развития и его формах. Говоря об истории диалектики, следует отметить, что гениальные догадки о всеобщей изменчивости, движении и развитии мира высказывались уже древнегреческими философами. До наших дней дошло крылатое выражение Гераклита о том, что «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Уже этим Гераклит подчеркнул изменчивость и текучесть мира.

По Гегелю, «только в понятии истина обладает стихией своего существования» и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей. Последняя есть лишь отраженная, отчужденная форма подлинной диалектики, диалектики понятий.

Прежде всего отметим, что под философскими принципами понимается совокупность наиболее общих исходных посылок, основополагающих идей, характеризующих понимание мира. Принцип всеобщей связи является основным в диалектическом взгляде на мир. Об этом говорит вся история развития диалектики. Так, идею всеобщей связи мы находим уже в античной философии, которая считала, что весь мир есть изменение, переход, взаимосвязь какого-то одного материального начала (например, воды, огня, воздуха) со всем множеством вещей и явлений.

В механическом материализме взаимосвязь понималась как меха- ническое соединение и разъединение каких-либо элементов. Так ее понимали Гольбах и Гельвеций.

Например, общественное бытие определяет общественное сознание, изменение материальных условий жизни людей вызывает в конечном счете изменения и в общественном сознании. Выделяются разнообразные виды связей.

Классификация видов связи строится либо по формам движения материи, либо по форме и характеру проявления:

С точки зрения диалектики, вещи не просто сосуществуют между собой, а воздействуют друг на друга, причем в процессе взаимодействия проявляются их свойства. Только определенная система взаимодействия данной вещи с другими вещами делает ее тем, чем она является. Изменение системы взаимодействий изменяет и саму вещь.

Диалектика как наука о связях включает в себя принцип детерминизма, т.е. признание объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений мира. Ядром данного принципа служит понятие причинности, т.е. такой связи, в которой одно явление (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает другое (следствие).

Существуют различные способы и формы объективной детерминации явлений: связь случайного и необходимого, возможного и действительного, бесконечного и конечного, определенного и неопределенного и т.д.

С точки зрения диалектики, каждая вещь представляет собой целостную систему связей и отношений между элементами, характеризующуюся рядом свойств:

1) системе как целому присущи новые свойства по сравнению со свойствами составляющих ее элементов;

2) определить характеристики элемента можно только тогда, когда он рассматривается как часть данной системы, так как он теряет их, если выходит за рамки этой системы;

3) данная система обусловлена, в свою очередь, составляющими ее элементами;

4) между элементами системы существуют отношения взаимозависимости и соподчинения, при этом система характеризуется связями разного рода: генетическими, функциональными и т.д.;

5) в системе выделяется определяющий тип связи, образующий ее структуру, которая обеспечивает устойчивость системы.

Однако диалектика является не только наукой, но всеобщим методом познания и преобразования действительности. Это означает, что она вооружает частные науки методологическими принципами, вытекающими из названных выше основных принципов диалектики. К ним относятся:

1) принцип объективности, который требует, чтобы в процессе деятельности люди не подменяли объективную реальность своими субъективными вымыслами, не соответствующими ей;

2) принцип всеобщей связи, требующий всестороннего рассмотрения предметов, процессов и явлений с учетом всех их опосредований;

3) принцип развития, согласно которому необходимо выяснять причины возникновения, становления всего сущего;

4) принцип конкретно-исторического подхода к анализу вещей, т.е. учета условия, времени и места, в которых происходит то или иное явление;

5) принцип выделения основного звена в цепи событий, требующий выделения главных направлений в процессе человеческой деятельности.

К ним относятся также понятия, такие как:

причина и следствие;

сущность и явление:

необходимость и случайность;

Категория «закон» рассматривается в материализме и идеализме с противоположных позиций.

Идеалистическое направление в философии понимает под законом форму рассудочной деятельности, средстве упорядочивания ощущений и эмпирических данных, как это свойственно представителям субъективного идеализма, либо как мысленное воспроизведение человеком развития абсолютной идеи, что характерно для объективного идеализма Гегеля.

Материалистическое направление в философии исходит из того, что законы объективны по своему содержанию. Так, например, античные материалисты под законом понимали объективный порядок, внутренне присущий миру, естественный путь развития всех вещей. Современная материалистическая диалектика продолжает эту линию, полагая, что законы развития природы и общества носят объективный характер, а значит, и законы науки, которые более или менее точно отражают их, также объективны по содержанию и субъективны по форме своего выражения.

Законы различают также по форме проявления в зависимости от типа детерминации и по этому признаку выделяют динамические и статистические законы.

Динамические законы выражают более простую, однозначную связь. Это такая форма связи, при которой начальное состояние системы однозначно определяет все последующие. Зная первое, можно с большей степенью точности предвидеть вторые. Эти законы действуют в каждом явлении, представляющем ту или иную форму движения материи: закон тяготения, инерции. Классическая механика изучала динамические законы движения тел и планет Солнечной системы, разработала способы предсказания небесных явлений, (например, затмений Солнца). Эти законы абстрагируются от случайности, необходимость действует здесь в относительно чистом виде.

Причинность здесь проявляется иначе, чем в динамических законах. Начальное состояние системы лишь с некоторой вероятностью определяет последующие в форме средних, случайных тенденций. Например, закон Бойля-Мариотта, закон естественного отбора Дарвина, законы истории в своем большинстве носят статистический характер.

Кроме того, различают законы развития и функционирования.

Законы развития характеризуют переходы от одного состояния к другому, прев- ращение систем в друг друга и т.д. Это законы диалектики, биологические законы развития популяций.

Законы функционирования отражают способ существования систем в определенном качестве, воспроизводят тип структурных отношений в результате влияния на систему условий ее существования, других систем, а также взаимовлияния собственных элементов (закон спроса и предложения, ценообразования).

Завершая анализ понятия закон, подчеркнем, что законы науки, отражая законы природы, общества и мышления, являются одной из форм теоретического знания.

В диалектике выделяют три основных закона:

единство и борьба противоположностей;

взаимный переход количественных изменений и изменений качественных;

Закон единства и борьбы противоположностей играет особую роль в структуре диалектики, так как раскрывает источник развития и движения. Поэтому В.И.Ленин называл его сутью, ядром диалектики. Важнейшие категории, которыми мы оперируем, рассматривая данный закон: тождество, различие, противоположности, противоречия.

Всем предметам и явлениям окружающего мира свойственна относительная устойчивость, определенность, иначе они просто не существовали бы. Этот момент постоянства, устойчивости, единства, многообразия и непрерывности отражается в категории тождество.

С точки зрения диалектики противоречия носят всеобщий характер. Значит, предмет можно представить в виде системы противоречий, которые делятся на внутренние и внешние, существенные и несущественные, основные и неосновные.

В физической форме движения материи действие закона выступает в виде противоречий притяжения и отталкивания, ассоциации и диссоциации, упорядоченности и хаотичности, действия и противодействия частиц и т.д.

В химической форме движения при сохранении этих противоположностей на первый план выступают противоречия устойчивости и изменчивости, ассоциации и диссоциации атомов.

Закон отрицания отрицания раскрывает направление и преемственность в развитии. Понимание процесса развития предполагает и ответ на вопросы: существует ли связь между тем, что существовало ранее, и тем, что вновь возникло? Что представляет собой эта связь? Имеется ли какая-либо направленность в бесконечном числе изменений мира? На эти вопросы и отвечает закон отрицания отрицания, выражая существенные, необходимые связи и отношения между прошлым и настоящим, настоящим и будущим, между этапами развития предмета.

1) уничтожение, отмирание старого, отжившего или не отвечающего новым условиям;

2) в то же время сохранение того ценного, положительного, что было в предмете.

Следовательно, цепочка отрицаний еще не означает действие закона. Сущность закона в переходе к более высокой основе, возвращение назад, повторение пройденного, но на новой ступени, т.е. как бы по спирали.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что диалектика является не только учением о всеобщей, универсальной связи и развитии, но и научным методом познания, позволяющим вскрывать сущность явлений и процессов.

Названные выше законы являются основными, поскольку выражают наиболее существенные стороны развития: его источник, взаимоотношения между формами развития и его ведущую направленность. Так же, как и количество категорий, число основных законов диалектики не может быть ограничено. Развивается мир, начинают действовать новые законы, которые вскрывает наука, более или менее точно их отражая.

Изучение проблем, связанных с философским анализом материи и её свойств является необходимым условием формирования мировоззрения личности, независимо от того, окажется ли оно в конечном счёте материалистическим или идеалистическим.

В свете изложенного достаточно очевидно, что очень важна роль определения понятия материи, понимания последней как неисчерпаемой для построения научной картины мира, решения проблемы реальности и познаваемости объектов и явлений микро- и мегамира.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *