к какому району относится метро ховрино
От дворянского гнезда до транспортного хаба: как меняется район Ховрино
Ховрино — местность с богатой историей. О ней известно еще с XVI века, а современное название района связывают со знатным родом Ховриных-Головиных. Этими землями также владели Третьяковы и Шереметевы, в разное время здесь бывали писатели Александр Пушкин, Алексей Толстой и Владимир Гиляровский, композитор Петр Чайковский и художник Кирилл Лемох.
В районе постепенно избавляются от мрачных долгостроев, развивают социальную инфраструктуру, обустраивают общественные пространства и создают крупный транспортный узел на въезде в город.
Места для прогулок и созерцания
В Ховрине до наших дней сохранился архитектурный шедевр одного из значимых мастеров модерна Льва Кекушева — усадьба Грачевка. Это главная историческая достопримечательность района, о которой, к сожалению, знают даже не все местные жители. Сам дом, оранжерею, каретный сарай, конюшенный и служебный корпуса построили в конце XIX века. Хозяин — московский миллионер Митрофан Грачев — часто ездил в Монте-Карло поиграть в казино и был впечатлен внешним видом тамошнего игорного дома. Льву Кекушеву удалось спроектировать столь же изысканное здание, но со свойственной русскому архитектору оригинальностью. Сегодня в его стенах работает Клинический центр восстановительной медицины и реабилитации, относящийся к Московской области.
Рядом с усадебным домом находится церковь Знамения Пресвятой Богородицы, которую тоже строил Грачев. В ней венчался поэт Валерий Брюсов. А вокруг этих строений разбит Грачевский парк — любимое место для прогулок местных жителей. Здесь растут огромные дубы, один из которых называют самым старым деревом Москвы. Рядом с ним есть табличка, которая говорит, что в 2020 году дубу исполнилось 432 года. А значит, растет он еще со времен, когда правили Рюриковичи. Дерево пережило Смуту, войну с Наполеоном, Великую Отечественную войну и массу других событий.
Кстати, в 1812 году Ховрино сильно пострадало от французских войск, а в 1940-е в усадебном дворце работал госпиталь для бойцов Красной армии. В Грачевском парке расположен единственный в столице памятник на месте захоронения солдат, павших в боях при обороне Москвы.
В 2017 году парк благоустроили и он вернул себе звание популярной среди москвичей зоны отдыха. Для досуга подойдут специально организованные беседки с лавочками, удобные деревянные скамейки и ротонды в античном стиле, а для прогулок — комфортные дорожки. Здесь появились игровые и спортивные площадки, велосипедная трасса и уличные тренажеры.
Район вообще отличается большим количеством зелени: площадь зеленых насаждений превышает 322 тысячи квадратных метров. От улицы Дыбенко до МКАД протянулся большой лесной массив — московская часть Химкинского леса. Здесь растут вековые сосны, водятся зайцы, белки, ласки, сойки и корольки — самые маленькие певчие птички в Европе и Азии. В лесопарке есть игровые городки, спортивные тренажеры и велодорожка. Жители района зимой любят кататься здесь на лыжах.
А для летнего отдыха рядом с лесопарком создали настоящий городской курорт. На берегу Химкинского водохранилища в соседнем районе обустроили пляжную инфраструктуру: от шезлонгов и душевых до летних кафе и смотровой площадки.
Благоустройство в рамках проекта «Мой район» продолжилось и на улицах Ховрина. За несколько последних лет обновили сквер на улице Лавочкина, территории нескольких школ и детских садов, более двух сотен дворов. Масштабные работы на площади около 11 гектаров провели рядом с территорией транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Ховрино».
Была благоустроена улица Дыбенко, прилегающая к станции метро «Ховрино». Все провода убрали под землю, в кабельную канализацию протяженностью более 30 километров. Тротуары расширили и заменили покрытие, а на проезжей части уложили новый асфальт. Теперь улицу освещают 650 фонарей с энергосберегающими лампами. Кроме того, здесь разбили газон и высадили более 30 деревьев и 240 кустарников. Для пассажиров общественного транспорта установили девять современных остановок. А еще в районе улицы Дыбенко оборудовали 11 детских и спортивных площадок.
В район Западное Дегунино был обустроен удобный пешеходный маршрут протяженностью 1,2 километра, он проходит по Новой улице и улице Маршала Федоренко. Там обустроили тротуар, установили фонари и разбили газон.
Школы чемпионов и музыкантов
Среди спортсменов Ховрино известно не только лыжными трассами. Здесь с советских времен находится несколько больших спортивных комплексов. Один из них — Дворец спорта «Динамо» — построили к Олимпиаде-80. Сегодня это крупнейший волейбольный центр, домашняя площадка клуба «Динамо», тренировочная база волейбольной сборной страны и детской спортивной школы олимпийского резерва по художественной гимнастике.
В 1980 году на улице Дыбенко открыли базу клуба ЦСКА, которая считается одним из самых крупных конноспортивных комплексов в черте города. На площади в пять с половиной гектаров расположились закрытый конный манеж для соревнований по выездке и конкуру, отрытые поля для выездки и разминки, зимние конюшни, спортзалы и тир. Здесь проходят тренировки по конному спорту и верховой езде, современному пятиборью, тхэквондо, бадминтону.
В конце 1990-х в Ховрине построили целый комплекс объектов для спортивной школы олимпийского резерва № 1. Это ледовый дворец «Умка», физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном и залами для тренировок, а также комплекс с игровым и танцевальным залами. В них тренируют хоккеистов, следж-хоккеистов, фигуристов, лыжников и пловцов. Среди выпускников школы есть спортсмены с мировыми именами, например олимпийский чемпион по хоккею Никита Гусев и финалист Кубка Стэнли Никита Кучеров.
А еще в районе расположена одна из старейших музыкальных школ Москвы, она была открыта в 1936 году в особняке в Головановском переулке недалеко от станции метро «Сокол». За десятки лет учреждение не раз меняло прописку, а в сентябре 2016-го к своему 80-летию детская музыкальная школа имени К.В. Молчанова получила здание на Клинской улице. В рамках проекта Мэра Москвы «Искусство — детям» в 2019 году школу отремонтировали, закупили новые музыкальные инструменты, мебель и технологическое оборудование.
Новое качество жизни
В районе активно обновляют социальную инфраструктуру. За последние годы здесь появились две новые школы (на Клинской и Зеленоградской улицах) и пять детских садов (на Зеленоградской, Фестивальной, Онежской, Петрозаводской улицах и улице Дыбенко). Более 30 зданий образовательных организаций отремонтировали.
Ремонт ведется также на объектах здравоохранения. Капитальный ремонт прошел в детской поликлинике № 133 и семейном центре САО, а для поликлиник № 45 и 133 закупили новое оборудование. По городской программе капитального ремонта планируется капитально отремонтировать филиал № 5 городской поликлиники, расположенный на Флотской улице.
Для оказания социальных услуг и поддержания активной жизненной позиции москвичей в районе работают территориальный центр социального обслуживания «Ховрино» (на Флотской улице), семейный центр «Западное Дегунино» и филиал «Ховрино» (на Клинской улице) для семей с детьми, а также семейный центр САО (на Зеленоградской улице).
Продолжается проектирование и строительство учебных корпусов на Петрозаводской и Фестивальной улицах, детсады возводят на Зеленоградской и Левобережной улицах. А еще на Зеленоградской улице появится детская поликлиника на 320 посещений в смену: сейчас ведется ее проектирование.
Кроме того, ранее на Петрозаводской улице обновили помещения Дома добрых дел. В кабинетах, где работают две некоммерческие организации (НКО), сделали ремонт и установили новую мебель. Одна НКО организует для детей занятия по рисованию, скорочтению и подготовке к экзаменам, другая поддерживает родителей, потерявших детей во время беременности, родов или вскоре после рождения.
Большой московский хаб
Пожалуй, самое заметное изменение в жизни района — создание большого транспортного узла, он связывает метро, наземный городской транспорт, междугородний автовокзал и Ленинградское направление железной дороги, которое в перспективе станет частью МЦД-3 «Ленинградско-Казанский». А еще это новые ворота в Москву для тех, кто едет со стороны Санкт-Петербурга.
Транспортный хаб создавали в несколько этапов. Все началось со строительства участка Северо-Восточной хорды (СВХ). Движение на отрезке от пятиуровневой Бусиновской развязки до Фестивальной улицы открыли в 2014 году. Именно здесь хорда соединяется со скоростной трассой Москва — Санкт-Петербург, отсюда автомобилисты напрямую могут доехать до северной столицы. Этот участок СВХ объединил Ховрино с соседями: Головинским районом и Западным Дегуниным. Их разделяли железнодорожные пути, и попасть из одного района в другой можно было только через МКАД. В 2018 году запустили движение по хорде до Дмитровского шоссе. Дорога заметно разгрузила Ленинградское, Дмитровское и Коровинское шоссе, север МКАД и Большую Академическую улицу.
Чтобы соединить всю Северо-Восточную хорду, осталось построить два центральных участка: от Дмитровского до Ярославского шоссе и от Ярославского до Открытого шоссе. Завершить их планируют в 2022 году. Тогда из Ховрина можно будет напрямую проехать на восток столицы, а оттуда в перспективе попасть на трассу до Нижнего Новгорода и Казани.
Следующим шагом стало открытие в Ховрине станции метро. Один из самых густонаселенных северных районов долго оставался еще и одним из самых труднодоступных. Проекты продления Замоскворецкой линии существовали с конца 1950-х, но собственную станцию метро жители района получили только 31 декабря 2017 года. Она расположена с западной стороны улицы Дыбенко, у примыкания к ней Зеленоградской улицы. В декабре 2018-го на уже действующем участке открылась станция «Беломорская» — она находится в соседнем Левобережном районе.
Ховрино (район Москвы)
Район Ховрино | |||
Муниципальное образование Ховрино | |||
| |||
Поночевный Илья Игоревич [1] 15 октября 2003 года 81,11 [3] тыс. чел. (65-е место) 14155,3 чел./км² (33-е место) 2038 [2] тыс. м² (32-е место) СодержаниеИсторияНазвание села Ховрино связано со старинным и знатным родом Ховриных-Головиных. В XV веке на Руси появляется много выходцев из соседних стран. Некоторые из них добиваются известного положения при великокняжеском дворе, в том числе и выходец из Сурожа (сейчас Судак в Крыму), богатейшего торгового города, Стефан Васильевич. Он приехал в Москву на рубеже XV—XVI веков. По другой версии род Ховриных происходит от византийской императорской династии Комнен; фамилия Комнен «оказалась неблагозвучной для русской речи, и её тут же переиначили на Комрин, позднее Ховрин». О Ховрино и его жителях упоминается, начиная с 1585 года. Усадьба Ховрино (теперь — Грачевский парк и Московская областная больница восстановительного лечения) была заложена в 1840—1850 гг. Площадь зеленых насаждений района составляет 322,5 тыс. м². В ведение района отнесен лесной массив от улицы Дыбенко до МКАД, что создает возможности для отдыха жителей района. Здесь же находится гостиничный комплекс «Союз». В районе расположен Дворец спорта «Динамо», конно-спортивная база ЦСКА, Ледовый дворец «Умка» (детская спортивная школа), заброшенная недостроенная Ховринская больница — объект сталкерства. В Грачёвском парке захоронены солдаты и офицеры Панфиловской стрелковой дивизии. Территория и границыЕго границы проходят по улице Флотской, далее по улице Лавочкина, Фестивальной улице, Смольной улице, Беломорской улице, Левобережной улице, безымянного проезда. Далее, пересекая МКАД по городской черте города Москвы, оси полосы отвода Октябрьской железной дороги, осям улиц Фестивальной и Онежской до улицы Флотской. ТранспортБлижайшая станция метро — «Речной вокзал». Находится примерно в двух километрах от западной границы района. Планируются к постройке станции метро «Улица Дыбенко» (2019 год) и «Беломорская» (2019 год). Характеристика районаОрганы властиПримечанияСсылкиMoscow.org городской портал МосквыРайон Ховрино принадлежит Северному административному округу Москвы. Площадь района составляет 473 гектара. Своих станций метро на территории Ховрино пока нет, но в двух километров от западной черты района находится станция Речной вокзал. Ховрино граничит с такими районами Москвы как Головинский, Западное Дергунино, Левобережный. На сегодняшний день Ховрино является одним из самых зеленых районов Москвы – более 322 000 квадратных метров его площади занимают зеленые насаждения. Название района произошло от старинного села Ховрино, которое, в свою очередь, было названо по фамилии своих первых владельцев – представителей состоятельного московского рода Ховриных, известных еще с 15 века. Род Ховриных начинается от князя Стефана Васильевича, который вместе с сыном в конце 14-начале 15 века вместе с сыном Григорием выехал «с своей вотчины, из Сурожа (Судака) да из Кафы (Феодосии)». Историки не отрицают вероятность того, что Стефан Васильевич вовсе не был князем, а принадлежал к купеческому роду. Его сын Гриногий получил в Москве прозвище Ховра, что означало неопрятный, нечистоплотный – хавроньями еще называют свиней. Эта версия подтверждается и тем фактом, что Григорий Ховра стал известен как состоятельный торговец. В 1405 году на его средства в Симоновском монастыре был построен каменный храм, а это по тем временам было выдающимся событием – каменное строительство тогда еще в Москве находилось в зачаточном состоянии. Вполне логичным было при таком состоянии обзавестись множеством вотчин, в число которых попало и, расположенное на северо-западе Москвы, село, названное Ховриным. Документальные источники впервые упоминают село Ховрино в 1584 году как собственность Семена Фомича Третьякова Ховрина. Тогда ему принадлежало 400 гектаров. После смерти Семена Фомича деревня перешла к его сыну Василию. Похоже, что в годы Великой Смуты деревня была совершенно разорена. Писцовые книги 1623 года называют Ховрино пустошью на реке Лихоборке, которая некогда была деревней. Затем эти земли унаследовала вдова Василия Ульяна, а в 1646 году Ховрино перешло стольнику Василию Борисовичу Шереметеву. В те годы в Ховрине уже стояла деревянная церковь Николая Чудотворца с жильем для причта, а также числилось 9 крестьянских дворов с населением 33 человека. Василий Борисович Шереметев входил в число самых близких к царю Алексею Михайловичу людей. После службы стольником он был воеводой в Тобольске, а в 1653 году прямо из стольников его пожаловали в бояре. Затем деятельность Шереметева была связана с Украиной, где в 1660 году он попал в плен к крымским татарам. Лишь спустя 21 год Василию Борисовичу удалось вернуться на родину. Но годы лишений в плену подорвали здоровье Шереметева, и в 1681 году, спустя год после возвращения, он скончался. Согласно духовному завещанию Ховрино отошло его дочери Евфимье Васильевне, бывшей замужем за Яковом Алексеевичем Голицыным. Детей у Евфимьи Васильевны не было, и после ее кончины в 1683 году Ховрино перешло к ее теткам, урожденным Третьяковым. Одна из сестер была замужем за князем Иваном Петровичем Пронским, а вторая – вдовой князя Семена Романовича Пожарского. На то время в Ховрине было две деревянные церкви, двор вотчинника, где проживали дворовые люди и 18 крестьянских дворов. В 1700 году владение как выморочное (не имеющее наследников) перешло в государственную казну. Согласно описанию усадьбы того времени становится ясно, что хозяйство было крепким и процветающим. В этом же году Петр I пожаловал имение своему близкому соратнику Федору Алексеевичу Головину – выдающемуся государственному деятелю, дипломату, прославившемуся на поприще внешней политики. В 1704 году в Ховрине проживало 67 крестьян на 21 двор. В 1741 году, когда Ховрино принадлежало сыну Федора Алексеевича, Петру, здесь была построена каменная церковь Знамения Божьей матери. После Головиных имение переходит к князю Оболенскому, отцу декабриста Евгения Петровича Оболенского. В годы Отечественной войны 1812 года из Ховрино в ополчение ушло 11 человек, а сама деревня была разорена наполеоновскими солдатами. Следующим владельцем имения стал Евграф Владимирович Молчанов. Известный московский миллионер, он решил перестроить усадьбу на широкую ногу. При усадьбе был разбит парк из ценных пород деревьев (кедров, пихт, лиственниц, сосен). В разных его уголках появились цветники, беседки, гроты и мостики. Заново отделали и трехэтажный господский особняк. Пристроили к нему несколько флигелей, добавили хозяйственных построек. В 1868-1870 годах по проекту архитектора М.Д. Быковского была построена новая каменная церковь Знамения. На осуществление этого проекта Молчанов выделил 50 000 рублей. Во второй половине 19 века местность вблизи Петербургского шоссе стала приобретать все большую привлекательность для любителей дачной жизни. В окрестностях Ховрино дачная жизнь получила настоящий размах именно при Молчанове. Помимо благоустройства своего имения, он построил в Ховрине несколько дач, и сдавал их на лето москвичам. При его непосредственном содействии и на его средства была построена и железнодорожная платформа Ховрино. После смерти Молчанова имение перешло к его вдове. В этот период дачным промыслом занялись и крестьяне – многие сдавали дачникам комнаты в своих избах или целые избы. В 1879 году вдова Молчанова продала почти все имение, оставив себе лишь 5 десятин земли с лесом и три дачных дома. В 1890 году она и оставшийся участок пожертвовала губернскому земству для строительства детского приюта в честь императора Александра II. Для этой цели земство выделило 15 000 рублей. В дальнейшем приют существовал практически целиком на средства земства, которых катастрофически не хватало. Суммы частных пожертвований были незначительны и положения не спасали. Денег едва хватало на текущие нужды, а с каждым годом здания все больше нуждались в ремонте. В 1900 году, учитывая трудные материальные условия приюта, его перевели в село Покровское Подольского уезда. В 1879 году Ховрино приобрел С.Е. Панов – подрядчик, заработавший состояние на строительстве железных дорог. Его имя часто встречалось в скандальных московских новостях. Человек, чуждый благотворительности, он удивил всех своим завещанием, по которому все его капиталы переходили к Обществу попечения о детях лиц, ссылаемых в Сибирь. После Панова хозяином Ховрина становится московский купец первой гильдии М.С. Грачев. При нем Ховрино неузнаваемо преобразилось, получив буквально вторую жизнь. За несколько лет здесь расчистили и благоустроили заброшенный парк, обновили хозяйственную часть, а по проекту известного московского архитектора Льва Кекушева при участии Г. Кайзера был построен господский дом, который сохранился до нашего времени. С тех пор Ховрино стали часто называть Грачевкой. По инициативе Василия Руднева, местного священнослужителя, в 1900 году в Ховрине была построена земская школа. Ее проект бесплатно разработал архитектор Г.А. Кайзер, а средства на строительство выделил К.В. Лемох. В разное время Ховрино посещали многие известные деятели культуры. Так, в 1887 году здесь бывал П.И. Чайковский, но его отзывы об этой местности весьма нелицеприятны: «Грязь и мерзость. О, милое отечество, как ты нечистоплотно!». В то же время, художники находили эти места очень живописными, многие приезжали сюда на пленэры. С Ховрино связаны и имена таких личностей как В.А. Гиляровский, А.Н. Толстой, В.Я. Брюсов. Даже в 20-м веке Ховрино все еще было привлекательно для устройства санаториев и прочих лечебных учреждений. В зданиях приюта разместилась земская больница на 30 коек для хронических и неизлечимо больных. В 1914 году, перед началом Первой мировой войны, для неё был построен новый четырехэтажный корпус, который оснастили самым передовым оборудованием. За долгие годы своей работы больница не раз перепрофилировалась. В годы войн она функционировала как госпиталь. В середине 1920-х годов здесь открылся Московский губернский физиотерапевтический институт. В послевоенные 40-е годы больницу перевели в господский дом, и она приобрела статус Московской областной физиотерапевтической больницы. Судьба церкви Знамения складывалась стандартно для советского времени. Два раза, в 1923 и 1928 году попытки ее закрыть не увенчались успехом, но в 1939 году храм все-таки закрыли, и на протяжении нескольких десятилетий использовали не по назначению. Только в 1991 году церковь была отремонтирована и в ней вновь начались службы. Что касается крестьян Ховрино, то их организовали в колхоз Возрождение, который имел 67 гектаров земли и состоял из 85 членов. В послевоенные годы колхоз переименовали в Путь к коммунизму, а затем укрупнили. Ховринский колхоз объединили с аксиньинским, бусиновским, новокиреевским и химкинским. В 1960 году Ховрино было включено в состав Москвы, и колхоз (на то время уже совхоз) перевели в северную часть Химок. Современному району Ховрино принадлежит участок лесного массива от улицы Дыбенко до МКАД. Среди самых известных сооружений района можно назвать: гостиничный комплекс Союз, Дворец спорта Динамо, конно-спортивная база ЦСКА, Ледовый дворец «Умка» (детская спортивная школа). В парке усадьбы Грачевка захоронены воины-панфиловцы. Как в Ховрино пришло метроОдин из самых густонаселенных северных районов города долгое время был и одним из самых труднодоступных. Проекты продления Замоскворецкой линии в Ховрино существовали еще в конце 1950-х. 31 декабря 2017 года жители района наконец получили собственную станцию метро. Метро на бумагеВпервые на перспективной карте метро Горьковско-Замоскворецкая линия была продлена дальше «Речного вокзала» еще в 1958 году, хотя на тот момент поезда вообще доходили только до «Сокола». Поначалу на схеме была обозначена лишь одна дополнительная станция. А в 1963 году на одной из перспективных схем появились две будущие станции, расположение которых приблизительно напоминало нынешнее. Потенциальная конечная станция этой ветки была на карте пересадочной с железнодорожной станцией Ховрино. На перспективной схеме метро 1973 года были отмечены уже станции метро «Улица Дыбенко» и «Левобережная» (она должна была стать конечной). Однако и эта идея не получила развития. Активная застройка территории нынешнего района Ховрино проходила в 1970-х и начале 1980-х годов. Но метро сюда не пришло. В 1978-м строительство участка «Речной вокзал» — «Левобережная» отложили на неопределенный срок, бросив все силы на возведение южного отрезка Серпуховско-Тимирязевской линии метро. К проекту вернулись через 20 лет. От строительства «Левобережной» отказались: планируемый участок укоротили до станции «Улица Дыбенко». Именно она обозначена как конечная на перспективной схеме 1998 года. Но и тогда дальше бумаги дело не пошло. Все это время жителям Ховрина приходилось добираться до центра города либо на пригородных поездах Ленинградского направления Октябрьской железной дороги, либо наземным транспортом до «Речного вокзала». Открывшаяся в 1964 году станция «Речной вокзал» (в одном километре от западной границы Ховрина) была одной из самых загруженных, ведь она обслуживала не только сразу несколько районов, но и многочисленные автобусные маршруты, связывавшие Москву с пригородами и аэропортом Шереметьево. По просьбам жителейСтроительство станции метро «Ховрино» началось в 2013 году на улице Дыбенко. Первоначально именно она должна была дать название станции, но его изменили на «Ховрино» — жители попросили назвать ее в честь района. Станция находится на небольшой глубине, расстояние до бывшей конечной — «Речного вокзала» — составляет 2,9 километра. Из двух подземных вестибюлей можно будет выйти на улицу Дыбенко в месте ее пересечения с Зеленоградской улицей. Для отделки станции использован гранит, добытый на двух российских месторождениях. Стены облицованы терракотовой керамической плиткой. Между «Речным вокзалом» и станцией «Ховрино» будет расположена «Беломорская». Ее строительство началось по многочисленным просьбам местных жителей. Технологически ее нельзя было построить с нуля на уже готовом и действующем участке метро, поэтому было решено завершить монтаж железобетонных конструкций на «Беломорской», а потом открывать участок. После запуска движения до «Ховрина» станция будет достраиваться, ее планируют открыть в 2018 году. Суточный пассажиропоток — 150 тысяч человекПо подсчетам экспертов, пассажиропоток на станции «Ховрино» будет достигать 150 тысяч человек в сутки. Новой конечной Замоскворецкой линии станут пользоваться не только жители одноименного района, но и соседних — Западного Дегунина и Левобережного. Станция поможет и жителям Подмосковья: для тех, кто добирается в Москву из Химок, Долгопрудного и ряда других городов, расстояние до метро сократится на три километра. В дальнейшем на базе «Ховрина» откроется крупный транспортно-пересадочный узел (ТПУ). В его состав войдут новая платформа Ховрино-2 Октябрьской железной дороги, автостанция, гостиница и паркинг. Ожидается, что «Ховрино» примерно в 2,5 раза разгрузит транспортно-пересадочный узел «Речной вокзал», которым сегодня в часы пик пользуются 21,6 тысячи человек. На новый ТПУ будет направлена основная часть автобусных маршрутов из Московской области. Благодаря этому освободятся соседние магистрали — Ленинградское шоссе, Фестивальная, Беломорская и Смольная улицы.
|