к какому периоду литературы относится произведение н п вагнера христова детка
Николай Вагнер — Христова детка:
Краткое содержание
Рождественский вечер 1864 года, «семейная вечеринка» возле елки в доме деда Путько (Петра Петровича). Дед Путько – старик крепкий. Ему больше 70 лет, а он пьет и пляшет, как молодой. Маленького роста, с голубыми глазками, седыми бровями и усами. Начнет дед что-то рассказывать – «усы так ходуном и ходят». Он моряк, герой войны с турками. Жена его умерла, но в доме полно внуков и правнуков.
Елизавета Петровна, его старшая замужняя дочка, в этот вечер поехала «справлять ясли» (помогать бедным). А под елкой стоят настоящие ясли с сеном и пеленкой, как у младенца Христа. Маленькие дети ждут, что ангел положит в них «божью куколку», дети постарше думают, что в них уляжется красивая кукла, которую обещала мама. А то и братик или сестричка.
Дети обожают сказки деда. В этот раз он усадил на колени 5-летнего Олега и рассказал детям о рождении Христа. В маленьком городке, в хлеву для домашних животных, родился Сын Божий, «радость и любовь». Первыми ему поклонились пастухи – их позвал ангел. Вторыми волхвы (звездочеты). Старый Мельхиор принес в подарок смирну (ароматную смолу) – как Человеку, смуглый Каспар подал золото – как Царю, а юноша Вальтасар принес ладан (благовоние) – как Богу. Дети знают, что Христос учит любить всех бедных, больных, несчастных.
В этот момент возвращается мама. С ней две бедные девочки-сестрички, Стеше лет десять, Дуне лет пять. В ясли они кладут живого младенчика, «Христову детку» (ребенка, которого послал в эту ночь сам Христос). Девочки через поле бежали домой, получив от тетки 10 копеек (хотя должна она была все тридцать). А родители одной незамужней девушки оставили там замерзать ее ребенка. Избавились от внука как от «позора».
Девочки несли ребенка к маме-прачке (папа их умер), да втроем чуть не замерзли. Их вовремя заметила Елизавета Петровна. Дед Путько ставит любовь девочек детям в пример: самим жить не на что, а ребенка спасли. Все дети жалеют маленького, а шестиклассник гимназист Коля спорит с дедом. Мол, нет никакой любви, все о ней говорят, а сами не любят. И даже дед – болтун. Лучше жить по уму, а не сердцем – так выгодней. Дед в ответ зовет его «Мефистофелем» и «антихристом» (то есть, сатаной, противником Бога, добра).
Стешу с Дуней отправили домой. Дали им с собой красивую куклу и три рубля. А ребенок остался в семье Елизаветы Петровны. А дальше – пошло веселье, как и должно быть в Рождество.
Читательский дневник по сказке «Христова детка» Вагнера
Сюжет
В Рождество дед Путько рассказывает внукам и правнукам о рождении Христа. Он учит, что надо любить бедных и несчастных.
В этот вечер в поле брошен замерзать младенец. Его находят сестры Стеша и Дуня. Сами бедные, они несут его маме. И почти замерзают втроем. Взрослая дочь деда Путько забирает ребенка, «Христову детку», жить в свою семью. А сестры идут домой с деньгами и куклой.
Отзыв
Рождественская сказка о добре. Люди сами делают чудо. Сочувствием спасены дети. В детском сердце есть жалость. Тема любви, доброго дела, радости после него. Тема черствости, равнодушия. Сердце простого бедного человека часто отзывчивей, чем у богатого.
Христианином нужно быть не на словах, а в поступках. Ребенок-подкидыш – и есть Христова детка. По отношению к нему проверяется, какое сердце у человека. Сказка учит милосердию и надежде: хороших людей больше, чем плохих.
«Христова детка» краткое содержание рассказа Вагнера – читать пересказ онлайн
Краткое содержание «Христова детка»
Рассказ «Христова детка» Вагнера относится к жанру святочных рассказов, в основе сюжета которых лежит настоящее чудо, происходящее в рождественский сочельник с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Маленькие сёстры из бедной семьи получают замечательные подарки на Рождество, а брошенный малыш обретает любящую семью.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Христова детка», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Главные герои
Пётр Петрович (дед Путько) — вдовец, бывший моряк, глава большого любящего семейства, очень добрый и заботливый мужчина преклонных лет.
Другие персонажи
Елизавета Петровна — старшая дочь деда Путько, спасшая замерзающих детей.
Стеша и Дуня — две сестры из бедной крестьянской семьи, неравнодушные к чужому горю девочки.
Коля — самый старший из детей, гимназист, подвергающий сомнению Христово учение.
Краткое содержание
«Вечером, в самое Христово Рождество», Пётр Петрович организовал в своём доме традиционную Христову вечеринку. В этот святой вечер игры в карты были под запретом, но этому никто не огорчился: было очень весело, и все «хохотали и плясали до упаду».
Душой компании был сам Пётр Петрович. Несмотря на то, что шёл ему восьмой десяток, он оставался по-прежнему крепким мужчиной и плясал так лихо, что молодые парни завидовали его прыти. Дед Путько был «низенький, коренастый, кривоногий», с невероятно богатой мимикой. Самой примечательной частью его тела были усы, которые ходили ходуном, принимая самое непосредственное участие в разговоре.
В прошлом дед Путько был моряком и за свою долгую жизнь побывал во многих странах, воевал с турками. Теперь же он жил одиноким вдовцом, но вокруг него всегда было много детворы: «племянники и племянницы, внуки и даже правнуки». И теперь, в этот праздничный вечер, именно дети составляли большинство гостей в доме Петра Петровича.
Старшая дочь Путько, Елизавета Петровна, отправилась «снаряжать и одаривать бедных или, как говорили, “справлять ясли”». В доме, возле ёлки, стояли настоящие ясли, наполненные душистым сеном. Дети, глядя на них, не понимали их предназначения, и дед Путько, подозвав к себе малышей, принялся рассказывать.
1864 года назад в далёкой стране, в «маленьком городке, в крохотном хлевушке» появился на свет Сын Божий — «любовь великая и радость всем христианам». Ангел известил пастухов о рождении младенца, и те пришли поглядеть на него. От ребёнка исходил яркий свет, и пастухи в умилении заплакали. Весь прочий мир о рождении Иисуса Христа возвестила яркая звезда, явившаяся на небосклоне. К божьему сыну отправились трое мудрецов, чтобы принести дары: смирну — благовонную смолу, слиток золота и ладан. Поклонились мудрецы Христу до земли — так «кланялась мудрость земная Великому Свету любви человеческой».
Дети внимательно слушали рассказ любимого деда. После Путько принялся поучать детишек главной заповеди Иисуса Христа — «Возлюби ближнего своего», и что важно всячески помогать тем, кто нуждается в помощи.
В дверь постучали, и вошла Елизавета Петровна, которая привела с собой бедно одетых детей: девочку лет десяти, которая держала в руках младенца, и девочку лет пяти-шести. Елизавета Петровна со слезами на глазах сказала, что привезла «Христову детку». Возвращаясь домой, на окраине города она увидела двух замерзающих девочек, держащих младенца.
Стеша и Дуня рассказали, что хотели спасти ребёнка — «Его середь поля бросили. Заморозить, знашь, хотели». Сами они по велению матери отправились к тётке Аксинье — попросить тридцать копеек для ужина на праздник Христов. Выпросив у злой тётки только десять копеек, сестры отправились в обратный путь. В поле они решили передохнуть у караульного столба, где стали свидетелями страшного преступления: пожилые супруги, решив спрятать позор молодой незамужней дочери, оставили на снегу младенца, своего внука. Когда старики ушли, девочки рассмотрели кричащего младенца — «лежит он голенький, и на грудке то, и на брюшке снежок у него лежит…». Стеша пожалела его, укутала в свой рваный кафтанчик и вместе с Дуней отправилась к матери. На своё счастье они повстречали добрую Елизавету Петровну.
Услышав эту грустную историю, дети заплакали. Старший мальчик, гимназист Коля по прозвищу Мефистофель, вступил с дедом в спор — он никак не понимал, отчего люди не следуют божьим заповедям и готовы перегрызть друг другу глотку.
Для сестёр приготовили саночки, чтобы отвезти домой. Елизавета Петровна велела передать матери три рубля, а Дуне подарила большую куклу. Она сказала, что младенца оставит дома и воспитает, как родного.
В этот миг весёлая тётя Паша принялась играть на пианино задорный галоп, и все «плясали, хохотали — ни много, ни мало — вплоть до самой полуночи».
Заключение
Автор поднимает важные проблемы, которые никогда не утратят актуальности: душевной чёрствости, равнодушия, жадности в обществе. Произведение учит сострадательной любви и милосердию, благодаря которым этот мир может стать немного лучше.
После ознакомления с кратким пересказом «Христова детка» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Христова детка
О произведении
Другие книги автора
Сказки Российская государственная библиотека (РГБ)
Любка Российская государственная библиотека (РГБ)
Яичко Российская государственная библиотека (РГБ)
Картины из жизни животных Российская государственная библиотека (РГБ)
Беспозвоночные Белого моря Российская государственная библиотека (РГБ)
Сказки Кота-Мурлыки Российская государственная библиотека (РГБ)
Царевна Меллина Российская государственная библиотека (РГБ)
Без света ; Российская государственная библиотека (РГБ)
Колесо жизни Российская государственная библиотека (РГБ)
Портал НЭБ предлагает скачать бесплатно или читать онлайн книгу «Христова детка», автора Вагнер Николай Петрович. Книга была издана в 2012 году.
Выражаем благодарность библиотеке «Российская государственная библиотека (РГБ)» за предоставленный материал.
Пожалуйста, авторизуйтесь
Ссылка скопирована в буфер обмена
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.
Христова детка (Вагнер)
Наступал 1864 год. На Рождество Христово у Петра Петровича, как обычно, собралась вся большая семья: дети, внуки, правнуки, племянники.
Дед Путько, как звали Петра Петровича близкие, охотно веселился с детьми, плясал до упаду, хотя ему уже шёл «чуть не восьмой десяток».
Дед Путько был моряком, воевал с турками, путешествовал по миру, а теперь «жил на покое одиноким вдовцом». Он знал множество необыкновенных историй, и дети очень любили их слушать.
В тот вечер Елизавета Петровна уехала «одаривать бедных».
Её дочери знали, что она привезёт им необыкновенный подарок: большую куклу, которая умеет двигаться, закрывать глаза и кричать «мама!».
Дед Путько усадил на колени пятилетнего внука Олега, которого называл «великим полководцем», и спросил у него, что они сейчас празднуют, и как родился Христос.
Ответа на последний вопрос Олег не знал, и дед Путько рассказал сказку о том, как 1864 года назад «в крохотном хлевушке» родился маленький Иисус.
Два вестника понесли новость об этом в две стороны. Один вестник, ангел, сообщил о рождении Иисуса простым людям, и они пришли поклониться ему. Вторым вестником была звезда: её увидели мудрецы и поняли, что «родился Бог на земле».
Три мудреца пошли поклониться Иисусу. Один, самый старший, принёс ему дар земли — ароматную смолу смирну. Второй мудрец, мужчина в расцвете сил, подарил Иисусу слиток золота — самого ценного металла, а третий мудрец, румяный юноша, принёс в дар ладан — «благовонное курение», дым которого доносит молитвы людей до Бога.
Это кланялась мудрость земная Великому Свету любви человеческой. И вместе с ними поклонилась на небе звезда, посланная за ними.
Дед Путько спросил детей, чему учил детей Иисус, и «быстроглазая Соня» ответила, что Христос учил любить всех бедных, больных и несчастных.
В это время вернулась Елизавета Петровна и привезла двух девочек. Старшая Стеша несла на руках плачущего младенца, младшая Дуня шла следом.
Елизавета Петровна сказала, что привезла «Христову детку», и велела Стеше на несколько минут положить младенца в стоящие под украшенной ёлкой ясли. Затем Елизавета Петровна велела няне накормить младенца и посадила девочек за стол. Женщина нашла их на окраине города — девочки сидели, прижавшись друг к другу и замерзали.
Стеша рассказала, что отец их умер три года назад, а мать стирает солдатам бельё. Жили они настолько бедно, что у матери не было ни копейки, чтобы отметить Рождество, поэтому она отправила Стешу к тётке одолжить хотя бы «тридцать копеек медью», а Дуня увязалась следом.
Жадная тётка дала девочкам только десять копеек и даже не накормила их. Домой они возвращались в сумерках, на полпути присели отдохнуть за караульной будкой. К будке подошли баба и мужичок. Из их разговора девочки поняли, что их дочь родила незаконнорождённого ребёнка, и баба решила тайком избавиться от младенца, чтобы спасти честь дочери. Она заставила своего мужа бросить голенького ребёнка в сугроб.
Младенец заплакал, девочки пожалели его и решили отнести маме. По дороге они совсем замёрзли и присели отдохнуть. В этот момент их и увидела Елизавета Петровна. Выслушав эту историю, внучка Галя заплакала от жалости к младенцу. Елизавета Петровна обняла её и пообещала, что ребёнок останется у них.
Тут Коля заявил, что не может любить ближних, поскольку даже себя не любит.
Он не понимал, почему все люди считаются братьями, но всё равно «грызут друг друга по-волчьи», новорождённых на снег выбрасывают. Дед Путько начал ругаться с Колей, называть его «богопротивным Мефистофелем» и приводить в пример девочек, которые не дали младенцу умереть.
Брат бросил младенца на снег, а сестра — маленькая сестра, ребёнок — со слезами подняла его и, забывая о себе, забыв обо всём, схватила и бежит с младенцем… Вот она любовь, святая, не думающая!…
Баталию прервал звонок в дверь — это пришла тётя Паша, а с ней «самое глупое, не думающее, но шумное веселье».
Дуню и Стешу отправили домой, подарив им три рубля и попросив никому не рассказывать о брошенном младенце, иначе накажут тех, кто его бросил.
Расставаясь с ребёнком, Дуня заплакала, и Елизавета Петровна подарила ей большую куклу. Девочка утешилась, а Коля захохотал: «Подарили куклу и любовь прошла». Дед Путько снова начал злиться, но дети увлекли его в зал, где тётя Паша уже играла на пианино «убийственный галоп». Все споры были забыты, дом деда Путько наполнился весельем, которое не смолкало до самой полуночи.
Чему учит произведение Вагнера Христова Детка?
главная мысль. чему учит. какие темы раскрыл автор. почему внук коля стал спорить с дедом.
Ответы ( 10 ):
Основной сюжет раскрывается постоянными диалогами, в том числе склоками деда Путько и внука-подростка Коли. Дед выступает как борец за правильное, а Коля его передразнивает, говоря о том, что этот мир не изменить. По словам Коли, люди за подарки готовы забыть о необходимости проявлять любовь и милосердие, а также что нет смысла пытаться донести мысли о морали тем, кто
В отличие от Елизаветы Петровны, дед Путько только сравнениями с Мефистофилем пытался донести правильные мысли, а его дочь делала это активным образом. При том, что дед говорил о любви и сострадании, с собственным внуком у него происходили распри.
Написанный в 19-ом веке рассказ Вагнера с названием «Христова детка», являясь рождественским, олицетворяет идею дитя, которое спасет мир.
Рассказ учит сострадательной любви, о которой говорит дед и которая стала преподнесённой в художественном стиле главной мыслью. Коля, спорящий с дедом, вел себя неверно. Рассказ учит не быть столь резким и задиристым.
Произведение Вагнера «Христова Детка» для меня очень интересное и троготельное произведение.
Этот рассказ учит всеобщей любви, любить Бога и любить людей, а так же быть милосердным и бескорыстно помогать нуждающимся.
Кроме этого автор раскрывает тему Богорождения. Дедушка рассказывает своим внукам и всем читающим произведение, как родился Иисус Христос и как Его встретили люди, пришли к Нему поклониться Ему и принесли дары Иисусу.
А Коля стал спорить с дедом, потому что не понимал, как можно любить людей, ведь он даже себя не любил. А так же не понимал, почему все люди считаются братьями, но не любят друг друга. Коля был резким и ехидным мальчиком.
Вагнер писал этот рассказ довольно давно даже по литературным меркам. Тем не менее, рассказ «Христова Детка» весьма поучителен в том смысле, что произведение подчёркивает, насколько плохо быть таким же, как тот мальчик Коля, описанный в нём. Он резок, напорист не по-хорошему. Рассказ учит не быть таким и прислушиваться к вечным заповедям и к мудрости пожилых (деду восьмой десяток уже шёл) людей.
Николай Вагнер, будучи писателем не наших времён, актуален своим рассказом. Рождественские нотки и художественны, и морально чисты.
Старик и его дочь, а также и девочки, как будто вписываются в сюжет Святого писания, в этом и заключена основная нить поучительности.
Добро передаётся по цепочке. Но нельзя не верить в него и противостоять даже одним словом.
Образы сострадающих и не сострадающих контрастируют в рассказе и учат сдержанности и душевной любви.
В канун Рождества я ознакомились с потрясающим произведением Николая Петровича Вагнера «Христова детка». Читая его, у меня слезы на глазах наворачивались от душе раздирающих событиях, о добрейших ребятишках, которые не думая о себе спасают другую маленькую жизнь новорождённого.
Данное произведение заставляет, призывает каждого задуматься о милосердия, бескорыстно добре, мудрости благородных поступков и в целом о человеческой нравственности. Пожалуй, творить добро надо чаще, а не только в канун Рождества. Каждый человек ждёт волшебства особенно в Рождество, почему бы не осчастливить кого-то, особенно, если вам это под силу. Очень глубокое произведение.
Рассказ Вагнера, был написан в конце девятнадцатого века (1888 г.), но всегда, обычно под Рождество, его многие читают и перечитывают, как взрослые, так и дети.
Между дедом и его внуком Колей возникает спор и недопонимание. Потому что мальчик не верит в бескорыстие, в то, что человек может и должен творить добро, не думая о вознаграждении. Он не понимает, почему все люди – братья, приводя в пример этого младенца, которого выбросили злые люди в сугроб. На что дед оппонирует, говоря о своих внучках, которые спасли этого младенца.
Рассказ учит доброте и милосердию, любви к ближнему. Хочется верить, что и Коля, став старше, поймет эти прописные истины.
В данном вопросе речь идет о рассказе «Христова детка» от писателя Николая Петровича Вагнера. Произведение было написано еще в девятнадцатом веке.
События этого произведения происходят в доме Петра Петровича в канун Рождества. У Петра Петровича большая семья, вдруг его дочь приводит домой двух девочек, которые смогли спасти младенца, которого оставили в сугробе. Его называют Христовой деткой.
В этом произведении поднята актуальная тема. Помощь ближним, причем помощь не только словами, как делает Петр Петрович, а помощь делом, как это сделала его дочь Елизавета Петровна.
Младенец, которого оставили в сугробе, стал символом любви и милосердия.
Рассказ «Христова детка» автора Вагнера было написано еще в позапрошлом веке, но не утратило актуальности и в наши дни. В нем рассказывается о том, как две девочки спасли малыша, найдя его в снегу и принеся домой. Произошло это в канун Рождества.
Произведение учит людей быть милосердными и отзывчивыми, любить ближнего своего, не быть жестокими, творить добро.
Рассказ Вагнера «Христова детка» о том, как две крестьянские девочки спасли младенца, замерзавшего в снегу. При этом они сами чуть не замерзли. Рассказ учит добру и милосердию, нравственности. Эта тема прослеживается во всём рассказе.