Установите соответствие между характеристиками и отделами растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ |
А) споры образуются в стробилах
Б) клетки не дифференцированы
В) основная стадия жизненного цикла
Г) имеет придаточные корни
Д) только сперматозоиды имеют жгутики
Е) зимует в виде корневища
1) Зелёные водоросли
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
1) Зелёные водоросли (Низшие растения): Б) клетки не дифференцированы; В) основная стадия жизненного цикла гаплоидная;
Стробил — орган размножения плаунов, хвощей, голосеменных. Представляет собой видоизменённый укороченный побег со специализированными листьями (спорофиллами), на которых формируются спорообразующие органы (спорангии). У разноспоровых растений стробилы разделяются на микростробилы (т.н. мужские колоски) и мегастробилы, несущие семязачатки. Собрание мегастробилов хвойных растений образует шишку.
Источник: Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия. Гл. ред. А. П. Горкин; М.: Росмэн, 2006.
На рисунке изображены псилофиты — вымершие растения.
Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который появились данные организмы, а также возможного предка уровня отдела растений.
Укажите, по каким признакам псилофиты относятся к высшим споровым растениям.
Появляются и распространяются покрытосеменные; сокращаются папоротники и голосеменные | Господствуют современные голосеменные, древние голосеменные вымирают | Господствуют древние голосеменные; появляются современные голосеменные; семенные папоротники вымирают | Появляются древние голосеменные; большое разнообразие семенных и травянистых папоротников; древовидные хвощи, плауны и папоротники вымирают | Расцвет древовидных папоротников, плаунов и хвощей (образовывали «каменноугольные леса»); появляются семенные папоротники; псилофиты исчезают | Развитие, а затем вымирание псилофитов; возникновение основных групп споровых растений — плауновидных, хвощевидных, папоротниковидных; появление первых примитивных голосеменных; возникновение грибов | Господство водорослей; выход растений на сушу — появление риниофитов (псилофитов) | Расцвет водорослей | Дивергентная эволюция водорослей; появление многоклеточных форм | Протерозойская, 2600 | Широко распространены синезелёные и зелёные одноклеточные водоросли, бактерии; появляются красные водоросли | Т.к. в задании не указан временной интервал, то →
Воспользуемся таблицей, в третьей колонке найдем псилофиты; определяем по второй и первой колонкам эру и период, когда обитали псилофиты
1) Эра: палеозойская
2) Предками псилофитов являются многоклеточные зеленые водоросли.
3) Признакам высших споровых растений являются:
— наличие многоклеточных органов размножения — полового (гаметангий) и бесполого (спорангий)
— примитивная проводящая система, покровная ткань
Псилофиты имели древовидную форму, отдельные нитевидные отростки служили им для прикрепления к почве и поглощения из нее воды и минеральных веществ. Наряду с образованием подобия корней, стебля и примитивной проводящей системы у псилофитов развилась покровная ткань, предохраняющая их от высыхания.
Высшие растения — это многоклеточные фототрофные организмы, приспособленные к жизни в наземной среде и характеризующиеся правильным чередованием полового и бесполого поколений и наличием дифференцированных тканей и органов.
Основные признаки, отличающие высшие растения от низших:
— приспособленность к обитанию в наземной среде;
— наличие четко дифференцированных тканей, выполняющих конкретные специализированные функции;
— наличие многоклеточных органов размножения — полового (гаметангий) и бесполого (спорангий). Мужские гаметангии высших растений называются антеридиями, женские — архегониями. Гаметангии высших растений (в отличие от низших) защищены оболочками из стерильных (бесплодных) клеток и (у отдельных групп растений) могут быть редуцированы, т.е. уменьшены и упрощены;
— превращение зиготы в типичный многоклеточный зародыш, клетки которого первоначально не дифференцированы, но генетически детерминированы на специализацию в определенном направлении;
— правильное чередование двух поколений — гаплоидного полового (гаметофит), развивающегося из споры, и диплоидного бесполого (спорофит), развивающегося из зиготы;
— доминирование в жизненном цикле спорофита (у всех отделов кроме Моховидных);
— разделение тела спорофита (у большинства отделов высших растений) на специализированные вегетативные органы — корень, стебель и листья.
Источник
К какому отделу и подотделу относится изображенное на рисунке растение по каким признакам хвощ
К какому отделу и подотделу относится изображённое на рисунке растение? По каким признакам его можно отнести именно к этому отделу и подотделу. Ответ поясните.
1. Отдел Папоротниковидные (Папоротникообразные), подотдел Хвощёвые (Хвощевидные);
2. Отдел Папоротниковидные, так как у него присутствует корневище с придаточными корнями и спорангии;
3. Подотдел Хвощёвые, так как у него редуцированы листья, ветвление мутовчатое, строение стебля членистое (метамерное).
На рисунках изображены сегмент окаменелости стебля и реконструкция растения, обитавшего около 360–300 млн лет назад.
Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и в каком периоде произрастало данное растение. К какому отделу растений вы бы отнесли данный организм? Какие черты строения сближают его с современными представителями этого отдела? В чём заключался вклад этих древних растений в образование геологических формаций Земли?
Название и продолжительность, млн. лет | Возраст (начало эры), млн. лет | Название и продолжительность, млн. лет |
Кайнозойская, 66 | 66 | Четвертичный, 2,58 |
Мезозойская, 186 | 252 | Меловой, 79 |
Палеозойская, 289 | 541 | Пермский, 47 |
Каменноугольный, 60 |
1. Эра — Палеозойская; период – Каменноугольный.
2. Отдел — Хвощевидные (Хвощи).
3. Членистый стебель.
4. Мутовчатое ветвление.
5. Наличие корневища.
6. Участвовали в образовании каменного угля.
Определите по рисунку, к какому отделу и к какому классу относится изображенное растение. Какие признаки доказывают его принадлежность к этим отделу и классу. Назовите соцветие у данного растения, укажите название и характеристики плода.
1. отдел Покрытосеменные (Цветковые) — наличие соцветия (цветка) и плода;
2. класс Двудольные — сетчатое (перистое) жилкование листьев, стержневая корневая система;
3. соцветие — корзинка;
4. плод семянка, сухой, односеменной
2. Класс Двудольные: две семядоли в семени, сетчатое жилкование листьев, стержневая корневая система.
На рисунках не представленно семя так, чтобы были видны две семядоли, поэтому данный пункт указывать нельзя.
Конечно, можно попытаться объяснить, что у проростка мы видим семядоли, но скорее прийдется доказывать это на апелляции
Наталья Евгеньевна, скажите пожалуйста, а вы вправе делать заявления от имени Государственной экзаменационной комиссии?
Прошу убрать наши с вами комментарии. К сожалению, допущена педагогическая ошибка:
запугивание детей апелляционной комиссией. После этого выпускники слово лишнее будут бояться написать. Они не экстрасенсы: дословно ваши тексты отгадывать не могут. Получается, если ребенок дал, как и положено, полную характеристику, то лишится балла?
На меня обижаться не стоит, мы с вами, Наталья Евгеньевна, на одной стороне. Предлагаю объединить наши усилия и помочь детям успешно сдать ЕГЭ.
К какому отделу и классу относится изображенное растение? Дайте характеристику этого класса и этого отдела.
1) Отдел Покрытосеменные. Класс Однодольные.
2) Признаки отдела Покрытосеменные: наличие цветка (цветок изображен справа от соцветия, видны тычинки; цветки собраны в соцветие сложный колос) и плода (сухой зерновка)
3) Признаки класса Однодольные: мочковатая корневая система, 1 семядоля в семени (видно у семени в разрезе), параллельное жилкование листьев (может быть ещё дуговое жилкование), цветок трехчленного типа.
На рисунке изображена пшеница. Это можно определить по ее характерным признакам: соцветие — сложный колос, стебель — соломина, плод — зерновка (сухой односеменной плод, в котором околоплодник срастается с семенной кожурой), семя с 1 семядолей и запасом питательных веществ — эндоспермом.
Рассмотрите рисунки. Опишите отличительные особенности данных растений и определите к какому отделу они относятся.
1. На правом рисунке изображён хвощ.
Хвощи принадлежат к отделу Хвощевидные. Отличительные особенности хвощей: редуцированные листья, мутовчатое расположение листьев, спороносные побеги без хлорофилла.
2. На левом рисунке изображена земляника.
Земляника принадлежит отделу Цветковые (Покрытосеменные).
Отличительные особенности: имеются цветы, характерные плоды (орешек), сложные листья с сетчатым жилкованием.
Сетчатое жилкование делится на перистое и пальчатое, поэтому можно писать перистое.
Думаю что зачтут, если написать клубника, а не земляника.
Растения какого отдела занимают в настоящее время господствующее положение на Земле
Самое большое количество видов растений на планете из отдела покрытосеменных, у них есть цветок, плод и семя, поэтому они занимают господствующее положение.
К какому отделу и классу можно отнести изображённое на рисунке растение?
1) отдел покрытосеменные (цветковые), класс двудольные;
2) покрытосеменные, потому что есть цветок и плод;
3) двудольные, потому что цветок четырехчленный (сверху приведена диаграмма), жилкование листьев сетчатое
У Двудольных число частей цветка (чашелистиков, тычинок и плодолистиков) обычно кратно 4 или 5. То есть, цветок 4- или 5-членный.
Так же к признакам Двудольных относятся:
У двудольных, в отличие от однодольных, проводящие пучки на поперечном срезе стебля (ствола) располагаются кольцеобразно, а между древесиной (ксилемой) и лубом (флоэмой) находится особая образовательная ткань — камбий, обеспечивающая вторичное утолщение. Стержневая, хорошо развит главный корень (если развивались из семени).
НО. На рисунке корень и разрез стебля не видны, поэтому не указываем их в ответе!
Вверху на рисунке приведена диаграмма цветка, а не разрез стебля.
Представитель какого отдела растений показан на рисунке?
Это мох, об этом говорят следующие признаки: стебелек с мелкими листочками, ризоиды, коробочки со спорами.
Для какого отдела растений характерен орган, изображенный на рисунке?
Это шишка голосеменных.
Для представителей какого отдела растений характерно двойное оплодотворение?
Двойное оплодотворение у цветковых (покрытосеменных) — два спермия участвуют в оплодотворении
На рисунках изображена реконструкция растения, произраставшего около 350 млн лет назад.
Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде произрастало данное растение. Это растение имеет признаки двух отделов. Назовите их. Какие черты строения сближают его с представителями этих отделов?
Название и продолжительность, млн. лет | Возраст (начало эры), млн. лет | Название и продолжительность, млн. лет |
Кайнозойская, 66 | 66 | Четвертичный, 2,58 |
Мезозойская, 186 | 252 | Меловой, 79 |
Палеозойская, 289 | 541 | Пермский, 47 |
Каменноугольный, 60 |
1. эра — палеозойская; периоды — каменноугольный, пермский;
2. отдел — Папоротниковые: отпечаток листа (вайи), характерного для папоротников;
3. отдел — Голосеменные растения: наличие семян;
4. группа семенных папоротников (семенные папоротники).
На рисунке изображены псилофиты — вымершие растения.
Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который появились данные организмы, а также возможного предка уровня отдела растений.
Укажите, по каким признакам псилофиты относятся к высшим споровым растениям.
Появляются и распространяются покрытосеменные; сокращаются папоротники и голосеменные | Господствуют современные голосеменные, древние голосеменные вымирают | Господствуют древние голосеменные; появляются современные голосеменные; семенные папоротники вымирают | Появляются древние голосеменные; большое разнообразие семенных и травянистых папоротников; древовидные хвощи, плауны и папоротники вымирают | Расцвет древовидных папоротников, плаунов и хвощей (образовывали «каменноугольные леса»); появляются семенные папоротники; псилофиты исчезают | Развитие, а затем вымирание псилофитов; возникновение основных групп споровых растений — плауновидных, хвощевидных, папоротниковидных; появление первых примитивных голосеменных; возникновение грибов | Господство водорослей; выход растений на сушу — появление риниофитов (псилофитов) | Расцвет водорослей | Дивергентная эволюция водорослей; появление многоклеточных форм | Протерозойская, 2600 | Широко распространены синезелёные и зелёные одноклеточные водоросли, бактерии; появляются красные водоросли | Т.к. в задании не указан временной интервал, то →
Воспользуемся таблицей, в третьей колонке найдем псилофиты; определяем по второй и первой колонкам эру и период, когда обитали псилофиты
1) Эра: палеозойская
2) Предками псилофитов являются многоклеточные зеленые водоросли.
3) Признакам высших споровых растений являются:
— наличие многоклеточных органов размножения — полового (гаметангий) и бесполого (спорангий)
— примитивная проводящая система, покровная ткань
Псилофиты имели древовидную форму, отдельные нитевидные отростки служили им для прикрепления к почве и поглощения из нее воды и минеральных веществ. Наряду с образованием подобия корней, стебля и примитивной проводящей системы у псилофитов развилась покровная ткань, предохраняющая их от высыхания.
Высшие растения — это многоклеточные фототрофные организмы, приспособленные к жизни в наземной среде и характеризующиеся правильным чередованием полового и бесполого поколений и наличием дифференцированных тканей и органов.
Основные признаки, отличающие высшие растения от низших:
— приспособленность к обитанию в наземной среде;
— наличие четко дифференцированных тканей, выполняющих конкретные специализированные функции;
— наличие многоклеточных органов размножения — полового (гаметангий) и бесполого (спорангий). Мужские гаметангии высших растений называются антеридиями, женские — архегониями. Гаметангии высших растений (в отличие от низших) защищены оболочками из стерильных (бесплодных) клеток и (у отдельных групп растений) могут быть редуцированы, т.е. уменьшены и упрощены;
— превращение зиготы в типичный многоклеточный зародыш, клетки которого первоначально не дифференцированы, но генетически детерминированы на специализацию в определенном направлении;
— правильное чередование двух поколений — гаплоидного полового (гаметофит), развивающегося из споры, и диплоидного бесполого (спорофит), развивающегося из зиготы;
— доминирование в жизненном цикле спорофита (у всех отделов кроме Моховидных);
— разделение тела спорофита (у большинства отделов высших растений) на специализированные вегетативные органы — корень, стебель и листья.
Здравствуйте. Я не понимаю, а как мы должны определить предка растений?Почему именно многоклеточные зеленые водоросли берем?
Конечно, предками псилофитов, как и всех высших растений, являются не древние Зеленые водоросли, а Харовые водоросли, которые сейчас составляют самостоятельный отдел.
В школьном курсе, к сожалению, еще долгие годы будут изучать информацию 20-40-летней давности.
А можно и не «отыграть». В качестве верных ответов на ЕГЭ засчитываются те, что отражены в действующих школьных учебниках, утвержденных министерством образования. Можно вспомнить историю про учащуюся, которая принесла на апелляцию, а потом в суд учебник для высшей школы, подтверждающий ее ответ на ЕГЭ. Не зачли.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие признаки характерны для отдела, представитель которого изображён на рисунке?
2) нуждаются в воде для оплодотворения
3) имеют только придаточные корни
4) доминирующая стадия – спорофит
5) подавляющее большинство форм – древесные растения
6) мужской гаметофит представлен пыльцевым зерном
На рисунке изображен представитель отдела Покрытосеменные, или Цветковые. Для представителей отдела характерно:
4) доминирующая стадия – спорофит
6) мужской гаметофит представлен пыльцевым зерном
На рисунке изображён медуллоза Ноэ — семенной папоротник — вымершее около 270 млн лет назад растение.
Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который вымирает данный организм, а также его возможного «близкого родственника» в современной флоре (ответ — на уровне отдела).
Какие черты строения характеризуют растение медуллоза Ноэ как высшее семенное растение?
ЭРА | Период и продолжительность (в млн лет) | Животный и растительный мир |
---|
Название и продолжи- тельность (в млн лет) | Начало (млн лет назад) |
---|
Кайнозойская, 67 | 67 | Антропоген, 1,5 | Появление и развитие человека. Животный мир принял современный облик |
Неоген, 23,5 | Господство млекопитающих и птиц |
Палеоген, 42 | Появление хвостатых лемуров, позднее — парапитеков, дриопитеков. Бурный расцвет насекомых. Продолжается вымирание крупных пресмыкающихся. Исчезают многие группы головоногих моллюсков. Господство покрытосеменных растений | Появление высших млекопитающих и настоящих птиц, хотя зубастые птицы ещё распространены. Преобладают костистые рыбы. Сокращение папоротников и голосеменных растений. Появление и распространение покрытосеменных растений | Появление первых птиц, примитивных млекопитающих, расцвет динозавров. Господство голосеменных. Процветание головоногих моллюсков | Начало расцвета пресмыкающихся. Появление костистых рыб |
Палеозой, 340 | Возможно, 570 | Пермский, 55 | Вымирание трилобитов. Возникновение зверозубых пресмыкающихся. Исчезновение каменноугольных лесов |
Каменноугольный, 75–65 | Расцвет земноводных. Появление первых пресмыкающихся. Характерно разнообразие насекомых Семенные папоротники — группа наиболее примитивная среди голосеменных растений. Одни ученые приходят к выводу, что они занимают промежуточное положение между настоящими папоротниками и голосеменными, в то время как другие считают эти группы возникшими и эволюционировавшими параллельно. 1) Эра: Палеозойская Период: Пермский (Пермь) 2) «Близких родственников» данного растения в современной флоре: Голосеменные 3) Признаки высших семенных растений: Тело расчленено на корень, стебель, листья и органы размножения. Размножение семенных папоротников происходило с помощью семян. Спорофит является доминирующим поколением; гаметофит крайне редуцирован. Спорофит разноспоровый, т.е. образует споры двух типов: микроспоры и мегаспоры; микроспора – пыльцевое зерно, мегаспора – зародышевый мешок. Вода для полового размножения не нужна. Существует точка зрения, согласно которой семенные папоротники не имели настоящего семени, хотя у них был семязачаток. В связи с этим их, а также современные саговниковые и гинкговые причисляли не к семенным, а к так называемым семязачатковым растениям. Древовидные растения, внешним обликом и строением листьев напоминавшие настоящие папоротники, но размножавшиеся при помощи семян. Развитие зародыша, скорее всего, происходило уже после опадания семени на землю. Крупные стебли семенных папоротников содержали в себе вторичную ксилему; перистые листья отличались от настоящих папоротников только по строению эпидермы, устьиц и черешков. Близкий родственник может быть и папоротниковидные же? Установите соответствие между характеристиками и отделами растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКА | ОТДЕЛ | А. в клетках содержатся разнообразные Б. хорошо развиты органы и ткани В. в клетках может присутствовать Г. образуют подвижные гаметы Д. зигота делится мейозом Е. в жизненном цикле преобладает 1. Зелёные водоросли Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 1. Зелёные водоросли: В. в клетках может присутствовать клеточный центр; Г. образуют подвижные гаметы; Д. зигота делится мейозом 2. Покрытосеменные: А. в клетках содержатся разнообразные пластиды; Б. хорошо развиты органы и ткани; Е. в жизненном цикле преобладает спорофит У зелёных водорослей — зеленые пластиды, называемые хроматофорами — могут иметь звездчатую, лентовидную, сетчатую и другие формы. У низших грибов – хитридиомицетов – и у высших растений КЛЕТОЧНЫЙ ЦЕНТР отсутствует. Как выяснилось, у водорослей, в клетках человека и у большинства животных наличие клеточного центра необходимо для осуществления процессов митоза и мейоза. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для отдела, один из представителей которого изображён на рисунке? 1) не имеет сосудов в проводящей системе 2) листостебельное растение развивается из споры 3) корневая система стержневого типа 4) обитает в водной среде 5) доминирующая стадия — спорофит 6) спорофит развивается на гаметофите На рисунке изображен мох. Признаки характерны для отдела Моховидные: 1) не имеет сосудов в проводящей системе; 2) листостебельное растение развивается из споры; 6) спорофит развивается на гаметофите. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие методы научного исследования используются для А) выделения органоидов одного вида и Б) локализации определённых химических веществ в клетке? Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: Избирательно выделять органоиды можно только при центрифугировании: разрушенные клетки помещают в центрифугу — прибор, в котором пробирки с клеточным материалом вращаются на очень высокой скорости. Разные клеточные структуры имеют различные массу, размеры и плотность, поэтому под действием центробежной силы в растворах определенных веществ (например, сахарозы или хлорида цезия) они оседают с разной скоростью и останавливаются в определенном слое жидкости, что дает возможность отделить одни частицы от других. Таким методом отделяют митохондрии, рибосомы и другие органоиды клетки. Для изучения локализации отдельных химических веществ в клетке широко используются методы цито- и гистохимии (например, радиоизотопный). Они основаны на избирательном действии реактивов и красителей на определенные химические вещества, содержащиеся в той или иной клеточной структуре. Гистологические методы исследования применяются для изучения строения и функции клеток и тканей человека, животных и растительных организмов в норме, патологии и эксперименте — обобщенный метод. Цитогенетический — изучения наследственности человека представляет собой микроскопический анализ хромосом. С помощью метода осуществляется исследование морфологии человеческих хромосом и их подсчет. Клонирование — метод получения нескольких идентичных организмов путем бесполого (в том числе вегетативного) размножения. Для изучения процессов деления клеток, их дифференцировки и специализации используют метод клеточных культур — выращивание клеток многоклеточных организмов на питательных средах в контролируемых условиях. Источник |
|