к какому министерству относятся техникумы
К какому министерству относятся техникумы
Минпросвещения России осуществляет мониторинг и анализ реализации государственной политики в сфере среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, а также нормативное правовое регулирование в данной сфере.
Федеральный проект «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование» предусматривает модернизацию профессионального образования за счет внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ во всех профессиональных образовательных организациях, введения новой формы аттестации для освоивших программы СПО студентов, обновления инфраструктуры, повышения квалификации преподавателей (мастеров) производственного обучения и профессиональной переподготовки управленцев в сфере СПО.
В профессиональных образовательных организациях будут созданы не менее 5000 мастерских с современным оборудованием для обучения самым востребованным профессиям и специальностям на рынке труда. В таких мастерских особенно нуждаются малые города и сельская местность.
В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» нацпроекта «Образование» к 2024 году планируется создание не менее 100 центров опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) – новых структур, которые будут определять самые востребованные компетенции будущего, разрабатывать образовательные программы и осуществлять другие функции в сфере профессионального образования, обеспечивая тесное взаимодействие между образовательной организацией, работодателем и учащимся. ЦОПП будут активно участвовать в обучении как молодежи, так и граждан предпенсионного возраста.
Минпросвещения России обеспечивает доступность профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также проведение масштабных соревнований по профессиональному мастерству – Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) и чемпионатов «Абилимпикс».
На сегодняшний день по программам СПО обучаются более 3 миллионов человек, большая часть из них – за счет средств бюджета. Самые популярные профессии СПО – повар, кондитер, сварщик, автомеханик. Наибольшее число студентов обучается по специальностям «сестринское дело», «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Количество образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО:
Количество студентов:
Численность сотрудников в системе СПО:
В 2018 г. 5178 преподавателей и мастеров производственного обучения из всех регионов прошли повышение квалификации с учетом стандартов «WorldSkills».
Министерство образования и науки преобразовано в два министерства
Светлана Лаврентьева
15 мая президент подписал Указ «О структуре федеральных органов исполнительной власти», которым Минобрнауки преобразовывается в министерство просвещения и министерство науки и высшего образования. Этим же указом руководство Рособрнадзором передано правительству страны.
В Указе сказано: «Передать Министерству просвещения Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания».
Светлана Лаврентьева
Комментарии (8)
Остальные просто будут посещать простые общеобразовательные школы и прослушивать утвержденные для них конспекты уроков, с последующей возможностью выбора рабочих специальностей и, при наличии денег у родителей, смогут поступать на платные места в региональные ВУЗы.
Господа учителя! Ваша мечта работать исключительно с Одаренными детьми, я считаю, скоро станет реальностью. Счастья вам и успехов в вашем счастливом будущем.
Род деятельности: Родитель
Регион проживания: Московская область, Россия
Род деятельности: Иное
Род деятельности: Родитель
Регион проживания: Московская область, Россия
Род деятельности: Иное
Род деятельности: Преподаватель в организации среднего профобразования
Регион проживания: Нижегородская область, Россия
Регион проживания: Россия
Интересно, как они будут делить ЕГЭ? Ведь этот экзамен относится и к школам, и к вузам. Что-то подсказывает мне, что тут грядут перемены.
Род деятельности: Сотрудник в организации высшего образования
Регион проживания: Ростовская область, Россия
Уважаемая Ирина Леонидовна! ЕГЭ никто делить не будет. ЕГЭ это функция школы и только школы. А ВУЗы как брали по баллам, так и будут брать. Чего тут всякие «спирали» раскручивать.
Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования
Регион проживания: Ярославская область, Россия
Международная акция «Большой этнографический диктант»
С 3 по 7 ноября 2021 Интересно
Прямой эфир на Педсовете. Николай Пронев: Оценки в XXI веке — это криптовалюта
Прямой эфир на Педсовете. Как и зачем правильно утилизировать отходы в школе
Школы и вузы разойдутся по разным ведомствам
Минобрнауки разделят на Министерство просвещения и Министерство высшего образования и науки
Российской академии наук (РАН).Фото: Алексей Смышляев/Интерпресс/ТАСС
Согласно указу президента Владимира Путина о новой структуре Правительства России, который глава государства подписал 15 марта, Министерство образования и науки будет разделено на два ведомства: Министерство просвещения и Министерство высшего образования и науки. Это поможет, с одной стороны, вывести из забытья школьное образование, а с другой — повысить роль российских учёных и их изобретений, считают эксперты. При этом пока неясно, как будет меняться ЕГЭ, который находится на стыке общего и высшего образования.
Школьники не будут в тени
Идея изменений заключается в том, чтобы Министерство просвещения вплотную занялось школами, техникумами и дошкольными учреждениями, а Министерство науки и высшего образования было ответственно за вопросы, соответствующие его названию. Это позволит, по мнению главы Правительства Дмитрия Медведева, который и предложил такой проект президенту, «лучше сконцентрировать наши возможности по развитию и одной системы образования, и другой системы образования».
Создав Министерство просвещения, получится наконец-то вывести на первый план вопросы школьного образования, считает председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. По его мнению, в последнее время больше внимания уделялось высшему образованию, а школьники и наука были на втором плане.
Теперь же федеральные и региональные власти должны вместе усилить среднее образование, разработав единые методики обучения и воспитания, подходы к профориентации школьников, а главное — наведя порядок в сфере утверждения учебников, которые смогут попасть на школьные парты, добавил сенатор.
«При таком качестве учебников может запутаться любая система образования. Мы за то, чтобы количество учебников было минимальным или был вообще один единый учебник по каждому предмету для всей страны. А дополнительные учебники могли бы существовать для факультативного изучения в виде дополнительных занятий и так далее», — сказал Валерий Рязанский «Парламентской газете». Этот вопрос он определил как одну из главных задач нового министерства.
Перед Министерством просвещения стоит амбициозная задача по реализации поручения президента вывести российское школьное образование в десятку лучших в мире, отметила зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.
Сверхактуальна задача введения национальной системы учительского роста.
«Основные препятствия этому — до сих пор не утверждены федеральные государственные образовательные стандарты, не создан механизм обновления содержания образования с учётом современных достижений науки и технологий, требует вложений инфраструктура школ и детских садов. Сверхактуальна задача введения национальной системы учительского роста», — подчеркнула она «Парламентской газете».
Высшее образование и наука должны стать прорывными
По мнению Любови Духаниной, в скором времени нужно будет пересматривать сам Закон «Об образовании в Российской Федерации» и ввести в законодательство такое понятие, как «федеральный орган исполнительной власти по выработке государственной политики в сфере науки», а значит, определить новые направления в регулировании этой области. Пока в законе речь идёт только о ФАНО и Российской академии наук, отметила депутат, а российская наука не заканчивается только на этих структурах, например развиваются вузовские исследования.
Разорвётся ли связь школ, колледжей и вузов?
Однако управление обоими министерствами будет осуществлять один вице-премьер. Благодаря этому сохранится единая государственная политика в этих сферах, считает Валерий Рязанский. К тому же подготовка в колледжах и техникумах находится в основном в ведении регионов. Субъекты будут также решать, каких специалистов и в каком количестве им готовить, а министерство будет только утверждать стандарты, поэтому для их учащихся, преподавателей и руководства вряд ли что-то изменится, добавил он.
«Нам нужно сделать так, чтобы переход к новой структуре Правительства не ударил по ученикам и студентам», — подчеркнула Любовь Духанина.
Главное опасение возникло у неё по поводу того, как будет меняться система ЕГЭ, который находится на стыке общего и высшего образования, оказавшихся сейчас в поле управления разных регуляторов. «Практически единственное, что всегда отмечается как положительный эффект этой формы экзамена, — возможность для детей из сёл и малых городов поступать в хорошие вузы без дополнительных расходов. Поэтому любые изменения должны проходить тщательную всестороннюю оценку, без перегибов», — считает депутат.
Указом президента также изменилась подведомственность Рособрнадзора — он теперь подчиняется не какому-либо министерству, а напрямую Правительству. Это может стать первым шагом к выстраиванию гибкой и прозрачной системы контроля качества образования, отметила Духанина, предложив создавать независимые центры оценки ЕГЭ, в которых ребёнок сможет сдать экзамен два-три раза в течение года. Причём сделать это он сможет как досрочно, так и повторно, если результат его не устраивает.
Справка: Министерства образования тогда и сейчас
В последние годы Министерство образования и науки курировало все этапы образования, предусмотрев создание единых для всей страны ФГОСов (федеральных государственных образовательных стандартов) для дошкольного, среднего и высшего образования. Эти изменения закрепили в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года. Кроме школьников и студентов, в единую систему образования вошли детсадовцы. Дошкольное обучение и воспитание стало считаться первой ступенью образования, а многие сады прикрепили к школам, где ребёнок автоматически получает место, когда ему исполняется семь лет. Также ступенью вузовского образования, а не научной работой стала считаться аспирантура.
Теперь, согласно указу президента, за новым Министерством просвещения закрепят сферы общего образования, среднего профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства, а также управление государственным имуществом в этих сферах.
Министерству науки и высшего образования выделят сферы высшего образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности (кроме полномочий Роспатента) и управление соответствующим имуществом.
Рособрнадзор и Росмолодёжь станут подчиняться напрямую Правительству.
Минпросвещения предложило прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Министерство просвещения России планирует с конца года прекратить прием в колледжи и техникумы студентов по 43 специальностям. Проект соответствующего приказа размещен в пятницу, 29 октября, на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
«Проектом приказа вносятся изменения в 43 федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования, утвержденных приказами Министерства образования и науки РФ и Министерства просвещения РФ, в части прекращения приема на обучение по ним с 31 декабря 2021 года», — говорится в документе.
Отмечается, что такие меры приняты для того, чтобы структуры подготовки работников со средним профессиональным образованием соответствовали актуальным потребностям на рынке труда, а также чтобы достичь цели «укрупнения профессий и специальностей по принципу расширения квалификаций».
В частности, предлагается остановить набор учащихся по таким направлениям как рекламный агент, младшая сестра по уходу за больными, судовой повар, контролер банка, судовой бортпроводник, оператор вязально-швейного оборудования, водитель городского электротранспорта, вышивальница и другие.
4 сентября премьер-министр России Михаил Мишустин добавил в список профессий и специальностей среднего профессионального образования 55 специальностей и 35 профессий, необходимых для модернизации и технологического развития экономики. Они касаются робототехники, логистики, медицины, сельского хозяйства, строительства, туризма.
По словам кандидата экономических наук Михаила Беляева, именно эти профессии и специальности будут пользоваться популярностью в ближайшем будущем и в перспективе.
Минобрнауки разделили на образование и просвещение
Министерству просвещения передадут «функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания».
Министерство науки и высшего образования займется выработкой и реализацией «государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов».
Кроме того, упраздняется Федеральное агентство по научным организациям (ФАНО). Функции ФАНО передаются Миннауки.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) будут подчинены напрямую правительству РФ.
Оценка решения
«Решение это действительно назрело — так, у современной педагогики расширился круг стоящих перед ней проблем, вызовов. Сегодня есть очень много задач, которые связаны с ранним развитием детей, особенностями становления. С другой стороны, то, что касается высшего образования, науки, технологий, также требует отдельного регулирования. Здесь речь идет в первую очередь о задаче быть глобально конкурентоспособными. То есть такое разделение вполне целесообразно», — сказала РИА Новости директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
Заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ Лев Любимов также приветствовал этот шаг и выразил надежду, что он позволит обратить гораздо больше внимания на школьное и дошкольное образование: «Самая главная отдача — это отдача от дошкольного образования. То, что эти ведомства разделили, я считаю нормальным. По крайней мере, может, они сосредоточатся на школе».
|
Фото: РИА Новости |
В свою очередь, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, экс-замглавы Минобрнауки Виктор Болотов подчеркивает, что то, насколько эти ведомства будут эффективными, зависит от назначений, которые ожидаются в ближайшее время.
«Это ситуация не новая. В 1990-х годах, когда Россия вышла из Советского Союза, было два министерства: просвещения и госкомитет по науке и высшей школе. В этом смысле здесь нет ничего нового. Однако плюсы и минусы той или иной конфигурации, на мой взгляд, зависят от первых лиц — от тех, кто будет руководить Министерством просвещения и Министерством науки и высшего образования», — сказал он.
Ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ) Игорь Реморенко обратил внимание на несколько проблемных моментов, которые потребуют объяснений: «Получается так, что регулирование компетенций по подготовке высококвалифицированных рабочих специалистов (то есть среднепрофессиональное образование) будет одним ведомством осуществляться, а регулирование компетенций подготовки специалистов в высшей школе — другим. Мне кажется, здесь надо объяснить, почему профессиональное образование оказалось как бы разорванным. И второй вопрос: если мы называем ведомство Министерством просвещения, то имеется в виду, что оно должно регулировать и образование, и культуру. Здесь же культура не находится в ведении министерства просвещения. То есть что имеется в виду? Почему, например, его не назвали министерством общего образования, или даже так: общего и среднепрофессионального образования? Это не очень ясно».
Ректор подчеркнул, что если используется термин «просвещение», то подразумевается передача и воспроизводство культурных норм. В политическом плане это бы означало объединение образовательного ведомства и ведомства культуры.
«Здесь же этого не произошло, но термин «просвещение» появился. И это потребует дополнительных пояснений», — заключил он.
Что касается еще одной реформы — перехода Рособрнадзора в подчинение правительству, — то его эксперты также в целом приветствовали.
«Вопрос про надзорные органы, это я говорю как бывший руководитель Рособрнадзора, очень много дискутировался. Может ли надзорный орган быть под крышей Министерства образования и науки — того ведомства, которое он должен контролировать? Предложение передать Рособрнадзор под контроль правительству звучало давно», — сказал Виктор Болотов.
Игорь Реморенко также отметил, что инициатива сделать независимым орган, контролирующий образование, хороша. Но с другой стороны, стандарты контроля устанавливаются самими министерствами: «Стандарты, по которым надзорный орган будет проверять, будут ведь устанавливаться этими министерствами. И контрольный орган может сказать «я бы и рад проверять хорошо, но стандарты не позволяют», или что они слишком зарегламентированы. Всегда будет конфликт между органом, осуществляющим проверки, и этими ведомствами».
Ожидания РАН
Создание в России министерства науки и высшего образования необходимо для обеспечения технологического прорыва России и выполнения задач, поставленных новым «майским» указом президента РФ, считает вице-президент Российской академии наук Алексей Хохлов.
«Я считаю, что принятое решение о разделении Минобрнауки полностью соответствует задачам по научно-технологическому развитию нашего государства, поставленным в указе президента от 7 мая. Реализация этого указа в части, относящейся к науке возможна только в рамках одного ведомства. Это нужно для обеспечения технологического прорыва страны», — сказал он РИА Новости.
По словам Хохлова, для науки принципиально важен приток новых молодых кадров: «Поэтому очень важно, чтобы наука и высшая школа шли бы «рука об руку». Кроме того, важно, что новая структура будет способствовать объединению науки и высшего образования с высокотехнологичными компаниями, которые могли бы внедрять на практике разработки российских ученых, добавил Хохлов.
|
Фото: РИА Новости |
Российские ученые неоднократно предлагали разделить Министерство образования и науки на два ведомства, одно из которых занималось бы вопросами просвещения, а второе — государственной политикой в области науки.
Как говорится в указе от 7 мая «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», кабинету министров при разработке национального проекта в сфере науки требуется исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить присутствие России в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития.
К этому же сроку требуется обеспечить привлекательность работы в РФ для российских и зарубежных ведущих учёных и молодых перспективных исследователей, а также обеспечить опережающее увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки за счёт всех источников по сравнению с ростом валового внутреннего продукта страны.
Кроме того, правительству предстоит обеспечить решение следующих задач: создание передовой инфраструктуры научных исследований и разработок, инновационной деятельности, включая создание и развитие сети уникальных научных установок класса Megascience; обновление не менее 50% приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки; создание научных центров мирового уровня, включая сеть международных математических центров и центров геномных исследований; создание не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики.