к какому литературному течению относится творчество есенина

К какому поэтическому течению примыкал Сергей Есенин?

к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть фото к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть картинку к какому литературному течению относится творчество есенина. Картинка про к какому литературному течению относится творчество есенина. Фото к какому литературному течению относится творчество есенина

к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть фото к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть картинку к какому литературному течению относится творчество есенина. Картинка про к какому литературному течению относится творчество есенина. Фото к какому литературному течению относится творчество есенина

к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть фото к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть картинку к какому литературному течению относится творчество есенина. Картинка про к какому литературному течению относится творчество есенина. Фото к какому литературному течению относится творчество есенина

Откуда же взялось это веяние искусства? Термин, конечно, иностранный, происходит от французского слова imag, что буквально значит «образ». Но интерес к этому течению у читающей публики создала статья об авангардистской школе англоязычной поэзии, существующей в Лондоне, главными застрельщиками которой были Эзра Паунд и Уиндем Льюис. Главным постулатом этого течения было доминирование образа. Образ и только образ:

к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть фото к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть картинку к какому литературному течению относится творчество есенина. Картинка про к какому литературному течению относится творчество есенина. Фото к какому литературному течению относится творчество есенина

В России эти взгляды поначалу поддерживали и пропапагандировали лидеры имажинизма В.Г. Шершеневич, А.Б. Мариенгоф, С.А. Есенин. В кафе «Стойло Пегаса» проводились литературные вечера, на которых с огромных успехом читал свои стихи Сергей Есенин.

Но уже в через год поэт понял ограниченность этого течения и пишет в статье «Быт и искусство»:

к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть фото к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть картинку к какому литературному течению относится творчество есенина. Картинка про к какому литературному течению относится творчество есенина. Фото к какому литературному течению относится творчество есенина

Гениальный поэт, видящий прелесть русской природы и чувствующий всеми фибрами души мир народной поэтики, не смог втиснуть свою живую поэзию, которая просто лилась живым сверкающим потоком, в узкие рамки имажинизма, который проповедовал выхолощенный метафорический образ.

к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть фото к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть картинку к какому литературному течению относится творчество есенина. Картинка про к какому литературному течению относится творчество есенина. Фото к какому литературному течению относится творчество есенина

В самой плоти стихов С.А. Есенина всегда (включая даже время сближения с политикой) важную роль играла образность:

к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть фото к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть картинку к какому литературному течению относится творчество есенина. Картинка про к какому литературному течению относится творчество есенина. Фото к какому литературному течению относится творчество есенина

Такие необыкновенные образы сближают поэта с имажинистами. С английского и французского языков корень слов «имажинист», «имажинизм» переводится как «образ».

Группа имажинистов была образована в послереволюционное время. Для них была очень важна и поэзия Есенина, и его размышления, представленные в трактате «Ключи Марии». В этом сочинении поэт изложил концепцию и своего творчества, и творчества поэтов будущего как путь русской поэзии через образность.

к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть фото к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть картинку к какому литературному течению относится творчество есенина. Картинка про к какому литературному течению относится творчество есенина. Фото к какому литературному течению относится творчество есенина

В одной из своих поздних автобиографий Есенин пишет, что не относится ни к какому литературному чтению и «сам по себе». Однако в разные годы Сергей Александрович примыкал к разным литературным кружкам и течениям. Конечно, самое тесное сотрудничество было у Есенина с группой поэтов-имажинистов под руководством Вадима Шершеневича. Вместе имажинисты содержали кафе «Стойло Пегаса» и выпускали литературный журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном». Авторству поэта-имажиниста Анатолия Мариенгофа принадлежит «Роман без вранья», описывающий этот период жизни Сергея Есенина.

к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть фото к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть картинку к какому литературному течению относится творчество есенина. Картинка про к какому литературному течению относится творчество есенина. Фото к какому литературному течению относится творчество есенина

Источник

Поэзия Серебряного века. С. А. Есенин (1895—1925). В помощь школьнику

Профессиональный репетитор помогает разобраться с творчеством Сергея Есенина

Текст: Ольга Разумихина *

Большинство поэтов Серебряного века принадлежало к какому-то одному объединению или литературному методу. С. А. Есенин, несмотря на то что ему было отведено прожить всего 30 лет, успел пройти сразу несколько творческих этапов. Сначала он входил в объединение так называемых новокрестьянских поэтов, затем позиционировал себя как имажинист, а в последний год жизни не причислял себя к сторонникам какого-либо направления. Вспомним биографию классика, а затем рассмотрим основные стихотворения, написанные им в каждый из периодов.

Гражданин села

Сергей Александрович Есенин появился на свет в деревне Константиново (Рязанская область). Казалось бы, что в этом такого? Многие классики, такие как Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин и А. А. Фет, рождались в родовых имениях, расположенных очень далеко от Москвы или, скажем, Санкт-Петербурга. Вот только Есенин, в отличие от вышеперечисленных авторов, не является выходцем из дворянской семьи. Его родители были простыми крестьянами, у которых впоследствии родилось ещё трое детей. Будущий поэт учился в церковно-приходской школе и, будучи юным, ни разу не присутствовал на светских приёмах, не ходил в музеи и библиотеки. Но дух творчества всё равно окружал его с младенческих лет: мама и бабушка пели ему русские народные песни и рассказывали сказки. Поэтому мальчик живо заинтересовался фольклором, а затем стал сам пробовать себя в роли сочинителя.

Живя в деревне и помогая родным воспитывать младших сестёр и брата, вести хозяйство, мальчик вряд ли мечтал стать великим поэтом. В 17-летнем возрасте он приехал в Москву и устроился на работу в мясную лавку, затем — в типографию. Тут-то он и понял, что его истинное призвание — литература, и в большом городе следовать велению сердца сложно, но вполне возможно. Вскоре он переехал в Петербург и познакомился с А. А. Блоком, который прочитал его стихи и дал им высокую оценку. Встреча с кумиром стала для Есенина пропуском в литературную среду того времени. (Став знаменитым, будущий классик любил рассказывать, как он попал к Блоку через чёрный ход и кухарка едва его не выгнала, однако это не более чем красивая легенда: Есенин вообще любил приукрашать заурядные события и даже сочинять небылицы, которые рассказывал совершенно серьёзно, — так он создавал образ «хулигана», везунчика, любимца фортуны.) Таким образом, в 1916 году ещё не известный общественности автор примкнул к группе «новокрестьянских поэтов», куда входили Клюев (также получивший одобрение Блока), Клычков, Ширяевец и ряд других авторов.

Новокрестьянские поэты

Несмотря на то, что объединение «новокрестьянских поэтов» существовало с 1900-х годов, Есенин, восхищающийся красотой деревенской природы и широтой русской души, затмил всех современников. Его стихи звучали свежо; они «давили» на потаённые струны души, призывали вспомнить о том, что все мы, люди, — одно целое с окружающим нас миром, где и берёзовые рощи под бескрайними небесами, и пересвист луговых птиц, и крик петуха. При этом Есенин редко брался за сюжеты, которые, как сейчас принято говорить, «выжимают слезу» (разве что в «Песне о собаке», где дворняжка бегает по деревне и не может найти новорождённых щенков, которых, оказывается, утопил хозяин). Есенину куда ближе светлая грусть, тоска по утерянной возлюбленной, неясное предчувствие грядущих перемен — и любовь ко всем простым, таким же, как и он сам, крестьянам. Вот, например, удивительно лиричное стихотворение «новокрестьянского» периода — «Нивы сжаты, рощи голы. »:

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребёнком

Запрягался в наши сани.

Один из ключевых приёмов, на котором строится это стихотворение, — олицетворение (приём, при котором неодушевлённые предметы наделяются умением мыслить, испытывать эмоции и совершать поступки). Здесь «дремлет взрытая дорога», рыжий месяц «запрягается в сани». Оттого-то это стихотворение вызывает светлую грусть: лирический герой, будучи взрослым, сохранил способность смотреть на мир как ребёнок. Ему кажется, что весь мир наделён чувствами, и все они — светлые; окружающий мир заботится о своём любимом чаде, таком неуклюжем и неразумном, — о простом человеке, обрабатывающем землю и приручающем животных.

Многие современники новокрестьянских поэтов, впрочем, обрушивались на начинающего автора с критикой. Тем более что Есенин сам подавал повод: живя в Петербурге, он активно эксплуатировал образ «рязанского Леля» (Лель — древнеславянское божество, красивый юноша в подпоясанной рубахе и с дудочкой в руках), носил суконные штаны и лапти. В числе именитых авторов, советовавших Есенину «сменить лапти на лакированные туфли», был и В. В. Маяковский. В ответ Есенин упрекал футуриста за то, что тот больше не является в обществе в знаменитой жёлтой кофте, которая в своё время была не менее эпатажна, чем есенинские лапти.

Имажинизм

Как ни странно, Маяковский оказался прав: не прошло и двух лет, как Есенин кардинально сменил и творческий метод, и круг общения, и место жительства. В 1918 году Сергей Александрович перебрался из Петербурга в Москву и совместно со своим новым знакомым А. Б. Мариенгофом, ставшим впоследствии его самым близким другом (правда, опять же ненадолго), а также с В. Г. Шершневичем основал «Орден имажинистов». Поэты яро критиковали футуризм за то, что в произведениях, написанных в данном ключе, «выпирает» тема и содержание. Важнее всего, считали Есенин, Мариенгоф и Шершневич, — современный, яркий, свежий образ. Вот что значится в «Декларации имажинистов» (1921):

Поэт работает словом, беромым только в образном значении. Мы не хотим, подобно футуристам, морочить публику и заявлять патент на словотворчество, новизну и пр., и пр., потому что это обязанность всякого поэта, к какой бы школе он ни принадлежал.

Заметьте: какие мы счастливые. У нас нет философии. Мы не выставляем логики мыслей. Логика уверенности сильнее всего.

В наши дни квартирного холода — только жар наших произведений может согреть души читателей, зрителей. Им, этим восприемникам искусства, мы с радостью дарим всю интуицию восприятия. От нашей души, как от продовольственной карточки искусства, мы отрезаем майский, весенний купон.

Создав «Орден имажинистов», Есенин не отказался от изображения привычного лирического героя — крестьянина, влюблённого в природу, в Россию, местами слишком дерзкого, не думающего о последствиях своих поступков, — зато искреннего и свободного. Но он стал куда больше экспериментировать со средствами выразительности. Вот одно из самых знаменитых стихотворений Есенина, написанных в этот период и наверняка знакомое даже не самому прилежному читателю:

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты всё реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льётся с клёнов листьев медь.

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Редко в каком стихотворении можно найти столько средств выразительности: здесь и смелые сравнения («всё пройдёт, как с белых яблонь дым»; жизнь, промчавшаяся, как всадник на «розовом коне»), и эпитеты («берёзовый» ситец, «утраченная» свежесть, «гулкая» рань), и метафоры («увяданья золотом охваченный», «сердце, тронутое холодком», «пламень уст», «буйство глаз», «половодье чувств», «листьев медь»).

Заслуживает внимания также звукопись — аллитерация, то есть повторение одинаковых согласных звуков («Тихо льётся с клёнов листьев медь» — повторение звуков «л», «т» и «м»), и ассонанс — повторение гласных («Жизнь моя, иль ты приснилась мне» — повторяется «и»). Интересен и синтаксис, то есть то, в каком порядке расположены члены предложения. Есенин не раз использует инверсию, то есть непрямой порядок слов, расставляя смысловые акценты. Так, предложение «Будь же ты вовек благословенно, / Что пришло процвесть и умереть» в прозе, скорее всего, было бы написано так: «Будь же вовек благословенно то, что пришло процвесть и умереть!» Но Есенин не случайно выделяет слово «ты», снова напоминая читателям, что весь мир вокруг — живой, он дышит любовью и заботой.

После имажинизма

Увы, «Ордену имажинистов» было не суждено просуществовать более четырёх лет. В 1924 году Сергей Есенин объявил о роспуске объединения. К этому привели идеологические противоречия и личные конфликты между основными участниками — самим Есениным и Мариенгофом. К тому моменту и Сергею Александровичу остался чуть больше года жизни.

Впрочем, этот год оказался для Есенина как для автора очень продуктивным. В 1924—25 г. он написал знаменитую поэму «Анна Снегина», а также ряд прекрасных стихотворений, которые по сей день перечитывают и заучивают наизусть. Правда, в этих стихотворениях, как и в вышеупомянутом «Не жалею, не зову, не плачу», всё чаще звучит мотив скорой гибели. Может, это оттого, что в свой последний год Есенин чувствует себя всюду чужим — и в городе, и даже в деревне, которая неумолимо меняется со времён революции? Поэт грустит оттого, что дух исконной, древней Руси скоро будет нигде не найти — везде появятся люди с пламенными речами, призывающие к коллективизации, раскулачиванию богачей; они принесут производительную технику, но её шум заглушит песни косцов. Вот как рассуждает лирический герой произведения «Русь советская» (1924):

Тот ураган прошёл. Нас мало уцелело.

На перекличке дружбы многих нет.

Я вновь вернулся в край осиротелый,

В котором не был восемь лет.

Кого позвать мне? С кем мне поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив?

Здесь даже мельница — бревенчатая птица

С крылом единственным — стоит, глаза смежив.

И в голове моей проходят роем думы:

Источник

Тест по творчеству С.А.Есенина

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тест по творчеству С.А.Есенина

1.Соотнесите литературное течение начала XX века с «ключевым» словом:

3. Высшая степень чего-либо, цветущая сила

2. Какому литературному течению был близок С.Есенин:

3. Лирическое «Я» есенинских стихотворений – это сам поэт:

4. Определите художественные средства выразительности:

1. Рассвет рукой прохлады росно

Сшибает яблоки зари»

2. «Синь то дремлет, то вздыхает»

4. «В водах лонных звенящая борозда»

5. «Звонко чахнут тополя»

5. Всё есенинское творчество представляет собой единое целое- своеобразный лирический роман, главным героем которого является:

6. Определите художественные средства выразительности:

7. Наиболее важную роль в художественном мире Есенина составляет система образов. Какой образ для поэта является обобщающим, объединяющим все его восприятие мира. :

1. Образ луны и солнца

2. Пространственный образ земли

3. Образ движущего времени

4. Образ (пути) дороги

8. С.Есенин использует художественный приём антитезы в своём обращении к теме Родины.

2.Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов, создающее эффект резкого контраста.

3.Приём звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков.

9. Лирический герой – это:

1. Условный образ в лирических или лиро-эпических произведениях, чьё отношение к изображаемому стремиться передать автор.

2.Эмоциональное восприятие автором описываемого, выраженное в литературном произведении художественными средствами.

3.Главный персонаж или главное действующее лицо художественного произведения, вызывающее сочувствие автора (положительный герой).

10.Какую тему раскрывает С.Есенин с помощью образа собаки, её щенят в стихотворении «Песнь о собаке»:

1. Тему любви ко всему живому в мире и милосердия.

к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть фото к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть картинку к какому литературному течению относится творчество есенина. Картинка про к какому литературному течению относится творчество есенина. Фото к какому литературному течению относится творчество есенина

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть фото к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть картинку к какому литературному течению относится творчество есенина. Картинка про к какому литературному течению относится творчество есенина. Фото к какому литературному течению относится творчество есенина

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть фото к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть картинку к какому литературному течению относится творчество есенина. Картинка про к какому литературному течению относится творчество есенина. Фото к какому литературному течению относится творчество есенина

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть фото к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть картинку к какому литературному течению относится творчество есенина. Картинка про к какому литературному течению относится творчество есенина. Фото к какому литературному течению относится творчество есенина

Номер материала: ДБ-071608

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть фото к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть картинку к какому литературному течению относится творчество есенина. Картинка про к какому литературному течению относится творчество есенина. Фото к какому литературному течению относится творчество есенина

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть фото к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть картинку к какому литературному течению относится творчество есенина. Картинка про к какому литературному течению относится творчество есенина. Фото к какому литературному течению относится творчество есенина

Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей

Время чтения: 1 минута

к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть фото к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть картинку к какому литературному течению относится творчество есенина. Картинка про к какому литературному течению относится творчество есенина. Фото к какому литературному течению относится творчество есенина

Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19

Время чтения: 1 минута

к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть фото к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть картинку к какому литературному течению относится творчество есенина. Картинка про к какому литературному течению относится творчество есенина. Фото к какому литературному течению относится творчество есенина

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть фото к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть картинку к какому литературному течению относится творчество есенина. Картинка про к какому литературному течению относится творчество есенина. Фото к какому литературному течению относится творчество есенина

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть фото к какому литературному течению относится творчество есенина. Смотреть картинку к какому литературному течению относится творчество есенина. Картинка про к какому литературному течению относится творчество есенина. Фото к какому литературному течению относится творчество есенина

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Творчество Есенина: темы, мотивы, особенности стиля

Автор: Guru · 01.05.2018

Сергей Есенин (1895-1925) – великий творец, чьи проникновенные стихотворения о русской душе и «голосе народа» давно стали классикой начала двадцатого века. Его неспроста называют «тонким лириком» и «мастером пейзажа» — в этом можно убедиться, прочитав любое его произведение. Но творчество «крестьянского поэта» столь многогранно, что для его характеристики недостаточно двух слов. Необходимо оценить все мотивы, темы и этапы его пути, чтобы понять искренность и глубину каждой строки.

История успеха

21 сентября 1895 года в селе Константиново в Рязанской области (губернии) родился русский поэт Сергей Александрович Есенин. Родители «желтоволосого» мальчика «с голубыми глазами» – Татьяна Федоровна и Александр Никитич — были крестьянского происхождения. В их среде было принято выдавать юных девушек замуж против их воли, и такие браки обычно распадались. Так и произошло в семье Сергея, у которого было 2 сестры – Екатерина (1905-1977гг) и Александра (1911-1981гг).

Практически сразу после свадьбы отец Есенина – Александр – вернулся в Москву для заработка: там он работал в мясницкой лавке, пока его жена – Татьяна – вернулась в «отчий дом», именно там маленький Сергей провел большую часть своего детства. Денег в семье не хватало, несмотря на работу отца, и мать Есенина уехала в Рязань. Именно тогда за воспитание ребенка взялись бабушка с дедушкой. Титов Федор Андреевич – дед Сергея – был знатоком церковных книг, тогда как бабушка будущего поэта — Наталья Евтихиевна — знала множество народных песен и стихов. Такой «семейный тандем» подтолкнул юного Сережу к написанию своих первых будущих прозаических работ, ведь уже в свои 5 лет Есенин научился читать, а в 8 – попытался написать первые стихи.

В 1904 году Есенин пошел в Константиновское земское училище, где после получения «грамоты» с отличием (1909) решил поступить в церковно-приходскую второклассную учительскую школу. Юноша, скучающий по родным, приезжал в Константиново только во время каникул. Именно тогда он начинает писать свои первые стихи: «Наступление весны», «Зима» и «Осень» — приблизительная дата создания 1910 год. Спустя 2 года, в 1912 году, Есенин получает диплом по специальности «учитель грамоты» и решает уехать из дома в Москву.

Работа в мясной лавке Крылова, конечно, не была предметом мечтания молодого Есенина, поэтому после ссоры с отцом, под началом которого он работал, он решает уйти работать в типографию И.Д.Сытина. Почему эта должность стала одной из самых важных «ступенек» на пути к исполнению его желаний? Именно там он познакомился со своей первой гражданской женой – Анной Изрядовой – и открыл самому себе доступ к литературно-музыкальному кружку.

Поступив в Московский городской народный университет имени Шанявского на историко-философский факультет в 1913 году, Есенин вскоре бросил институт и полностью посвятил себя написанию стихотворений. Уже через год он начинает печататься в журнале «Мирок» («Береза» (1914)), а уже спустя несколько месяцев большевистская газета «Путь правды» публикует еще несколько его стихотворений. 1915 год стал особенно значим в судье русского поэта – он знакомится с А. Блоком, С. Городецким и Н.Гумилевым. В октябре того же года в журнале «Проталинка» выходит «Молитва матери», посвященная Первой мировой войне.

Сергей Есенин был призван на войну, но благодаря своим влиятельным друзьям он был назначен в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны – именно там он стал еще больше отдаваться «духу времени» и посещать литературные кружки. Впоследствии была напечатана первая литературная статья «Ярославны плачут» в журнале «Женская жизнь».

Опустив подробности жизни великого поэта в Москве, можно так же сказать о том, что его «революционное настроение» и попытка бороться за «русскую правду» сыграли с ним злую шутку. Есенин пишет несколько небольших поэм, — «Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик» – которые были полностью пронизаны ощущением изменения жизни, но далеко не это изменило его статус и придало известности. Его свободолюбивые порывы только привлекли жандармов на его выступления. Значительно на его судьбу повлияло совсем другое обстоятельство — знакомство с Анатолием Мариенгофом и заигрывание с новыми модернистскими течениями. Имажинизм Есенина – описание патриархального уклада жизни «бедных крестьян», которые утратили способность бороться за собственную независимость («Ключи Марии» 1919). Однако эпатаж деревенского парня в рубахе, подпоясанной красным кушаком, начинает надоедать публике. И уже спустя год в его творчестве появляется образ пьяницы, хулигана и скандалиста, которого окружает «сброд» («Исповедь хулигана»). Этот мотив был встречен жителями столицы с одобрением и восторгом. Поэт понял, где лежат ключи от успеха, и стал активно разрабатывать свой новый имидж.

Дальнейшая «история успеха» Есенина базировалась на его скандальном поведении, бурных романах, громких разрывах, поэзии саморазрушения и гонении на советскую власть. Исход ясен – убийство, инсценированное под самоубийство 28 декабря 1925 года.

Поэтические сборники

Первый поэтический сборник Сергея Есенина вышел в 1916 году. «Радуница» стала неким олицетворением отношения пота к родине. Критики говорили, что «на всём его сборнике лежит печать подкупающей юной непосредственности… Он поёт свои звонкие песни легко, просто, как поёт жаворонок». Основной образ – крестьянская душа, которая, несмотря на свою «задумчивость», одарена «радужным светом». Особенностью является так же то, что имажинизм присутствует здесь в роле поиска нового лиризма и принципиально новых форм стихосложения. Есенин зачал новый «литературный стиль». Далее вышли:

Каждый поэтический сборник Сергея Есенина отличается от предыдущего настроением, мотивами, музами и главными темами, но все они составляют одну концепцию творчества. В центре внимания находится открытая русская душа, претерпевающая изменения в процессе перемены мест и времени. Сначала она – чистая, непорочная, юная и естественная, затем – испорченная городом, хмельная и безудержная, а в финале – разочарованная, загубленная и одинокая.

Художественный мир

Мир Есенина состоит из множества перекликающихся между собой понятий: природы, любви, счастья, боли, дружбы и, конечно, Родины. Для того чтобы понять художественный мир поэта, достаточно обратиться к лирическому наполнению его стихотворений.

Основные темы

Темы лирики Есенина:

Главные мотивы

Основные мотивы лирики Есенина – страсть, саморазрушение, раскаяние и переживания за судьбу отечества. В последних сборниках все чаще возвышенные чувства сменяют пьяный угар, разочарование и точка по несбывшемуся. Автор спивается, бьет жен и теряет их, расстраивается еще больше, и еще глубже погружается во мрак собственной души, где скрыты пороки. Поэтому в его творчестве можно уловить бодлеровкие мотивы: красота гибели и поэзия деградации духовной и физической. Любовь, которая присутствовала практически в каждом произведении, была воплощена в разных значениях — страдания, отчаяния, тоски, влечения и т.д.

Пусть и не долгая, но насыщенная жизнь «последнего поэта деревни» охватила смену идеалов в России – это, к примеру, прослеживается в стихотворении «Возвращение на Родину»: «И вот сестра разводит, раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»».

Язык и стиль

Если стиль Есенина немного хаотичен и обособлен от привычного читателям представления «стихотворного сложения», то язык — понятен и достаточно прост. В качестве размера автор избрал дольники – древнейшую форму, которая существовала еще до появления силлабо-тонической системы стихосложения. Лексика поэта окрашена диалектизмами, просторечиями, архаизмами и типично разговорными фрагментами речи вроде междометий. Широко известны матерные стихи Есенина.

Просторечия, которые Сергей Есенин использует в своих стихотворениях — это, скорее, особенность его художественного оформления и, конечно, знак уважения к своему происхождению. Не стоит забывать, что детство Есенина проходило в Константиново, и будущий поэт считал, что именно диалект «простого народа» — душа и сердце всей России.

Образ Есенина в лирике

Сергей Есенин жил в очень непростое время: тогда разыгрались революционные события 1905-1917 года, началась гражданская война. Эти факторы, несомненно, оказали огромное влияние на все творчество поэта, а также на его «лирического героя».

Образ Есенина — это лучшие качества поэта, отображённые в его стихотворениях. Например, показателен его патриотизм в стихотворении «Поэт»:

Тот поэт, врагов кто губит,
Чья родная правда мать,
Кто людей, как братьев, любит
И готов за них страдать.

Кроме того, ему присуща особенная «любовная чистота», которая прослеживается в цикле «Любовь хулигана». Там он признается в возвышенных чувствах своим музам, говорит о многообразной палитре человеческих эмоций. В лирике Есенин зачастую предстает нежным и недооцененным поклонником, к которому любовь жестока. Лирический герой описывает женщину восторженными репликами, цветистыми эпитетами и тонкими сравнениями. Он часто винится и театрально преуменьшает эффект, произведенный на даму. Оскорбляя себя, он в то же время гордится своей хмельной удалью, сломанной судьбой и сильной натурой. Унижаясь, он стремился произвести впечатление непонятого и обманутого в лучших чувствах кавалера. Однако в жизни он сам доводил своих пассий до полного разрыва, избивая, изменяя и напиваясь. Нередко инициатором разрыва становился он, но в лирике упоминалось лишь то, что он жестоко обманут в своих ожиданиях и огорчен. Примером может послужить знаменито «Письмо к женщине«. Словом, поэт явно идеализировал себя и даже мистифицировал свою биографию, приписывая зрелые работы к раннему периоду творчества, чтобы все подумали, будто он был феноменально одарен с детства. Другие, не менее интересные факты о поэте вы можете найти здесь.

Если сначала Есенин принял революцию, учитывая свое крестьянское происхождение, то потом он отвергал «Новую Россию». В РСФСР он чувствовал себя иностранцем. В деревне с приходом большевиков стало только хуже, появилась строгая цензура, все чаще власть стала регламентировать интересы искусства. Поэтому лирический герой со временем приобретает саркастические интонации и желчные ноты.

Авторские эпитеты, метафоры, сравнения

Слова Есенина – это особенная художественная композиция, где главную роль играет наличие авторских метафор, олицетворений и фразеологизмов, которые придают стихотворениям особенную стилистическую окраску.

Так, например, в стихотворении «Тихо в чаще можжевеля» Есенин использует метафорическое высказывание:

Тихо в чаще можжевеля по обрыву,
Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.

В известном произведении «Письмо к женщине» он представил на суд публики развернутую метафору длиною в стихотворение. Россия становится судном, революционные настроения – качкой, трюм – кабаком, большевистская партия – рулевым. Сам поэт сравнивает себя с лошадью, загнанной в мыле, и пришпоренной смелым ездоком – временем, которое стремительно менялось и требовало от творца невозможного. Там же он предрекает себе роль попутчика новой власти.

Особое внимание следует уделить «есенинским эпитетам: «рыхлые драчёны», «точеные печурки», «смешной дуралей» — все это свидетельствует о том, что у Есенина был особый слог, основой которого была живая народная речь. Также он активно использовал неологизмы, например, «златокарий омут».

Особенности поэзии

Особенности Есенина, как поэта, заключаются в тесной связи его поэзии с фольклором и народными традициями. Автор не стеснялся в выражениях, активно использовал элементы разговорной речи, показывая городу экзотику окраин, куда столичные литераторы даже не смотрели. Этим колоритом он покорил придирчивую публику, которая нашла в его творчестве национальную самобытность.

Есенин стоял особняком, так и не примкнув ни к одному из модернистских течений. Его увлечение имажинизмом было кратким, он вскоре нащупал собственный путь, благодаря чему запомнился людям. Если про какой-то «имажинизм» слышали лишь немногие любители изящной словесности, то Сергея Есенина знают все еще со школьной скамьи.

Песни его авторства стали по-настоящему народными, их до сих поют многие известные исполнители, и эти композиции становятся хитами. Секрет их популярности и актуальности в том, что сам поэт являлся обладателем широкой и противоречивой русской души, которую он и воспел в понятном и звонком слове.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *