к какому литературному течению относилась ахматова
Ахматова. Несколько вопросов
Задание 1
К какому литературному течению принадлежала А. А. Ахматова:
Акмеизму.
Символизму.
Имажинизму.
Футуризму.
Анна Андреевна Ахматова — это псевдоним. Какова фамилия поэта:
Анна Суворова.
Анна Горенко.
Анна Гумилева.
Другое имя.
Лирическая героиня А. Ахматовой совпадает с личностью автора:
В чем видит А. А. Ахматова предназначение поэта:
Сохранить трагическую национальную память.
Быть “голосом” совести своего народа, его веры, его правды.
Петь о любви.
Быть “глашатаем”, “главарем” своего времени.
Лирика А. Ахматовой, особенно в ее первых книгах, почти исключительно любовная. Это сборники стихов (найдите лишнее) :
“Четки”.
“Вечер”.
“Лебединый стан”.
“Белая стая”.
Лирическая героиня А. Ахматовой:
Женщина, окруженная бытом, заботами сердца.
Боец-революционер.
Женщина, погруженная в чувства, интимные переживания персональной судьбы.
В стихотворении “Мне голос был” (1917) А. Ахматова выступила:
Как страстный гражданский поэт, который выразил голос интеллигенции, сделавшей выбор и оставшейся с родной страной.
Как поэт, понявший и принявший революцию.
В поэме “Реквием”, исполненной отчаяния и горя, А. А. Ахматова писала: “Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне. ” Какой мотив творчества поэта наиболее ярко выразился в поэме:
Гражданские мотивы.
Библейские мотивы.
Мотив Родины.
Поэма А. А. Ахматовой “Реквием” была впервые опубликована в России:
В 1937 году.
В 1952 году.
В 1988 году.
К какому направлению относятся стихи Анны Ахматовой? Символизм, акмеизм, футуриз?
«Анна Ахматова является одним из представителей этого безидейного реакционного литературного болота. Она принадлежит к так называемой литературной группе акмеистов, вышедших в свое время из рядов символистов, и является одним из знаменосцев пустой, безидейной, аристократическо-салонной поэзии, абсолютно чуждой советской литературе. Акмеисты представляли из себя крайне индивидуалистическое направление в искусстве. Они проповедовали теорию «искусства для искусства», «красоты ради самой красоты», знать ничего не хотели о народе, о его нуждах и интересах, об общественной жизни.
По социальным своим истокам это было дворянско-буржуазное течение в литературе в тот период, когда дни аристократии и буржуазии были сочтены и когда поэты и идеологи господствующих классов стремились укрыться от неприятной действительности в заоблачные высоты и туманы религиозной мистики, в мизерные личные переживания и копание в своих мелких душонках. Акмеисты, как и символисты, декаденты и прочие представители разлагающейся дворянско-буржуазной идеологии были проповедниками упадочничества, пессимизма, веры в потусторонний мир.
Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая. До убожества ограничен диапазон ее поэзии, — поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной. Основное у нее — это любовно-эротические мотивы, переплетенные с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики, обреченности. Чувство обреченности, — чувство, понятное для общественного сознания вымирающей группы, — мрачные тона предсмертной безнадежности, мистические переживания пополам с эротикой — таков духовный мир Ахматовой, одного из осколков безвозвратно канувшего в вечность мира старой дворянской культуры, «добрых старых екатерининских времен». Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой.
«Но клянусь тебе ангельским садом,
Чудотворной иконой клянусь
И ночей наших пламенным, чадом. »
(Ахматова «Anno Domini»)
Такова Ахматова с ее маленькой, узкой личной жизнью, ничтожными переживаниями и религиозно-мистической эротикой»
Андрей Александрович Жданов.
Акмеизм — течение Серебряного века русской поэзии
Как литературное направление, акмеизм появился в начале XX века в Петербурге. Движущей силой нового поэтического течения стали Николай Гумилев, его жена Анна Ахматова и Сергей Городецкий. К сожалению, направлению не суждено было долго просуществовать. Установившаяся советская власть задала свои стандарты искусства, имевшие мало общего с акмеизмом.
Поэтическое направление акмеизм
О создании нового направления в поэзии было объявлено в 1912 году. Основоположниками этого направления в русской поэзии стали Николай Гумилев и Сергей Городецкий. Акмеизм возник на базе «Цеха поэтов», образованного все теми же авторами.
Поэты относились к сочинению стихов больше как к ремеслу, и взяли для своего объединение образ средневековых ремесленных цехов. За такой подход Гумилева неоднократно подвергался критике.
Отколовшись от кружка Вячеслава Иванова, вокруг которого в начале XX века вращалась вся поэзия Петербурга, Гумилев с товарищами этим же дистанцировались от символистов. К этому времени символизм уже переживал кризис, и акмеисты выдвинули свои творческие принципы, провозглашавшие материализм и четкость в поэзии, взамен неопределенности символизму.
Акмеисты, среди которых тогда находились ярчайшие поэты своего времени, начали издавать журнал «Гиперборей», под редакцией выдающегося переводчика Михаила Лозинского.
В этом издании выходили стихи таких поэтов, как:
Акмеизм процветал вплоть до революционных событий. С приходом советской власти многие из поэтов уехали в эмиграцию, оставшиеся же на родине были арестованы и убиты, как Гумилев и Мандельштам, или же подвергались гонениям и запрету, как Ахматова.
Николай Гумилев
Николай Гумилев был основателем и идейных вдохновителем акмеизма. Кроме этого, на протяжении многих лет он вел активную деятельность в литературной жизни Петербурга. Им основывались разнообразные общества и поэтические издания, вокруг автора всегда находилось множество молодых поэтов, которым он читал лекции и помогал с их начинаниями.
Жизнь Николай Гумилева была тяжела и насыщена. Еще до начала Первой мировой войны он совершил две поездки в Африку, что послужило вдохновением для ряда его произведений. С началом войны в Европе Гумилев решает отправиться на фронт. За службу в кавалерии поэт был удостоен двух Георгиевских крестов.
Революционные события Гумилев застал, находясь в Европе, но, не смотря на отговоры многих знакомых, решает вернуться на родину, где спустя три года его ждал арест и расстрел.
Анна Ахматова
Как и многих поэтов и писателей того времени, Анну Ахматову ждала тяжелая жизнь. Два ее мужа, Николай Гумилев и Николай Пунин были расстреляны, сын, выдающийся ученый, Лев Гумилев, неоднократно арестовывался и провел в заключении более десяти лет. Сама поэтесса, признанная уже в тридцатых годах живым классиков русской литературы, подвергалась запретам и гонениям.
В 1946 году против нее и Зощенко началась активная пропаганда, исходившая от самой верхушки партии. Трудный жизненный и литературный путь Ахматова отразила в своих известных произведениях: «Реквием» и «Поэма без героя».
Осип Мандельштам
Осип Мандельштам еще до революции сталкивался с трудностями, связанными с его еврейским происхождением. Поэтому образование он получил в Европе. Вернувшись в Россию, Мандельштам принял христианство.
Его талант высоко ценился акмеистами, особенно теплые отношения сложились между Мандельштамом и Ахматовой, поддерживавшими общение вплоть до смерти поэта. Во время революции Мандельштама арестовывали как красные, так и белые.
Впоследствии, по возвращении в Петербург, его стихи не нашли отклика у советской номенклатуры и основным источников заработка для поэта стала переводческая деятельность, которую Мандельштам яростно не любил.
После первого ареста поэта его удалось спасти, когда весть об этом дошла до Сталина. Но после очередного ареста в 1938 году здоровье Мандельштама не выдержало и он умер во время этапа.
Литература
Лучшие условия по продуктам Тинькофф по этой ссылке
Дарим 500 ₽ на баланс сим-карты и 1000 ₽ при сохранении номера
. 500 руб. на счет при заказе сим-карты по этой ссылке
Лучшие условия по продуктам
ТИНЬКОФФ по данной ссылке
План урока:
Самыми известными русскими акмеистами были Н.Гумилев, О.Мандельштам, С.Городецкий, А.Ахматова. Судьба акмеизма и его представителей трагична.
Этапы жизни и творчества Анны Ахматовой. Автобиография «Коротко о себе»
Анна Андреевна Горенко появилась на свет 11 июня 1889 г. в пригороде Одессы в семействе флотского инженера. У Анны было три сестры и два брата. Вскоре семья переезжает в Царское Село, где Анна жила до 16 лет. По собственным воспоминаниям, она научилась грамоте по азбуке, составленной Львом Толстым, заговорила на французском в пятилетнем возрасте, прислушиваясь к гувернантке, занимавшейся со старшими детьми. С 11-летнего возраста начала пробовать сочинять стихи. Училась в Мариинской гимназии. В 1903 г. в Царском Селе познакомилась и подружилась с юным поэтом, гимназистом Н.Гумилевым. В 16 лет стала подписываться псевдонимом Ахматова (по фамилии прабабушки), потому что отец, прочитав ее поэтические пробы пера, попросил никому их не показывать и не позорить его фамилии. В 1905 г. родители разошлись. После окончания гимназии в Киеве, училась на Высших женских курсах.
В 1910 г. венчалась с Гумилевым, окончившим курс в Сорбонне, и они переезжают в Петербург. Гумилев принял поэзию жены всерьез, настоял, чтобы она писала. С 1910 по 1912 совершила несколько поездок в Европу. В Париже познакомилась с Амадео Модильяни, тогда еще неизвестным художником, который был в нее влюблен и любил рисовать ее портреты. В Петербурге продолжила обучение на Высших историко-литературных курсах и примкнула к «Цеху поэтов». Вместе с другими акмеистами посещала поэтическое кафе «Бродячая собака», где впервые прочитала свои стихи публике и приобрела популярность.
В 1912 г. выпустила сборник «Вечер». Критиками была воспринята как декадентская [2] модная поэтесса, «единственная представительница дамской интимной лирики». Тем не менее ее талант был признан сразу. Впервые женщина стала не просто музой и объектом лирических переживаний, она сама заговорила о своих интимных чувствах, что раньше позволялось только мужчинам. Необычность и подлинность дарования умной, интеллигентной женщины выделяли ее среди представительниц салонной поэзии, поэтому Ахматову стали называть поэтом, а не поэтессой.
Тема любви в творчестве отражена необычно, Ахматова сломала стереотипы о женской лирике своей предельной откровенностью, чувственность сделала частью высокой литературы. Все стихотворения сборника имитируют лирический дневник: изображение места действия, указание времени событий, описание предметов и передача разговоров создает ощущение истории жизни реальной женщины. В раннем творчестве присутствуют признаки акмеизма: предметность, ясность изложения, точность значения слова, демонстративная простота и лаконичная форма.
Николай Гумилёв, Лев Гумилёв, Анна Ахматова
Тюрьма «Кресты». г. Санкт-Петербург
В сентябре 1941 г. была эвакуирована из блокадного Ленинграда в Ташкент. В эвакуации напишет лаконичное стихотворение «Мужество», напоминающее каждым весомым словом клятву, но в нем без патетики [6] говорится о чувстве общности со своим народом. Призывает сохранить «великое русское слово», оно – основа самобытности культуры и национального самосознания. В 1944 г. узнает, что сын освобожден и ушел добровольцем на фронт. Лев Гумилев дошел до Берлина и после победы вернулся домой.
В 1949 г. арестовывают мужа Николая Пунина, который из лагерей больше не вернется, и сына, получившего по приговору 10 лет. По воспоминаниям Льва Николаевича, в первый раз он сидел за отца, как сын врага народа, потом за мать, на которую завели дело и собирали материалы для ее ареста. Ахматову заставили молчать, сделав заложником сына. Освобожденный только в 1956 г. Лев Гумилев, выдающийся ученый, отсидевший более 14 лет, был впоследствии полностью реабилитирован и признан невиновным по всем статьям.
В 1964 г. получила в Риме премию за вклад в мировую литературу «Этна Таормина». В 1965 г.- поездка в Лондон, ей присваивают почетную докторскую степень в Оксфорде.
Умерла 5 марта 1966 г. после четвертого инфаркта, похоронена в Комарово под Петербургом.
Особенности поэтического мастерства
Следует отметить особенности творчества Анны Ахматовой. Она привнесла в поэзию сложность и психологизм русского классического романа XIX в. У Ахматовой стихотворение – это сжатая реалистическая драма, лирические переживания обрастают сюжетом. Психологизмом пронизаны не только эмоции героев, но их жесты, мимика, детали одежды или обстановки, передающие внутреннее через внешнее. Ей удалось опоэтизировать непоэтические предметы и вещи: плесень она может назвать таинственной, двух стрекоз на «ржавом чугуне ограды» отразить как примету любви. Образы ее поэзии лишены лирической туманности, она избегает метафор и других средств поэтической выразительности.
Интересна эволюция лирической героини в поэзии Ахматовой от лиризма и драматизма к трагедийному восприятию жизни и философскому осмыслению. В раннем творчестве у ее героинь амплуа [7] роковой и сложной женщины, помимо воли приносящей несчастье. Проявляется умение представлять себя в различных жизненных ситуациях, разнообразных ролях. Лирическая героиня многолика: может быть женщиной из русского средневековья («Муж хлестал меня узорчатым»), мифической русалочкой («Мне больше ног моих не надо»), царевной из сказки («Ты поверь»), возлюбленной короля из старинной баллады («Сероглазый король») и др. Постепенно этот образ меняется, личные переживания отходят на второй план, героиня обретает гражданский голос; во времена репрессий, в военные годы лирическая героиня становится частицей своего народа. Особенностью лирики Ахматовой является то,что всегда в этом образе звучит женское начало и потребность любить.
Родина в творчестве А.А.Ахматовой
Значение творчества Ахматовой
Впервые в истории мировой литературы поэт-женщина заняла достойное место на поэтическом Олимпе. Ее раннее творчество сравнивали с поэзией древнегреческой поэтессы Сафо. Ахматова с самоиронией говорила о литературных заслугах в эпиграмме на свои стихи: «Я научила женщин говорить… Но, Боже, как их замолчать заставить!».
Словарь
1. Манифест – торжественное письменное обращение о событиях исключительной важности
2. Декадентская поэзия – упадническая, разрушающая традиционные представления о жизни
3. Репрессии – массовые политические гонения, уничтожение инакомыслящих
4. Ода – лирическое произведение торжественного, возвышенного стиля
6. Патетика – возвышенный, взволнованный тон высказывания
7. Амплуа –определенная, характерная роль актера
8. Ладанка – мешочек с оберегом или талисманом, который носили на груди
Анна Ахматова: биография, творчество, значение в литературе. Стихотворения Ахматовой
Ахматова-Гумилева-Шилейко (урожденная Горенко) Анна Андреевна ― поэтесса-акмеистка Серебряного века, литературовед и переводчица, почетный доктор Оксфордского университета (Великобритания), дважды номинировалась на Нобелевскую премию по литературе.
Биография Ахматовой
Родилась автор «Реквиема» 23 (11) июня 1889 года в семье потомственного дворянина и коллежского асессора А. А. Горенко на одесской 11 ½ станции Большого Фонтана (сейчас ― ул. Фонтанская дорога, д. 76), где семья снимала приморскую дачу.
Год спустя семья Горенко в полном составе перебралась в Царское село, и в 1899 году Анна, третья из шестерых детей Инны Эразмовны и Андрея Антоновича, стала посещать Мариинскую женскую гимназию. Девушка была блестяще образована: через два года обучения в Киевской Фундуклеевской гимназии поступила на Киевские высшие женские курсы и параллельно проходила обучение на Высших женских историко-литературных курсах Раева.
Блестяще владела несколькими языками, включая французский, болгарский, польский, корейский, греческий, итальянский, португальский и армянский. Переводила стихи поэтов с мировым именем: Р. М. Рильке, Г. Ибсена, В. Гюго.
Личная жизнь Ахматовой
У Ахматовой было несколько официальных и неофициальных браков с представителями литературных кругов.
В двадцатилетнем возрасте Анна вышла замуж за поэта-символиста и исследователя Африки Николая Гумилева, от которого спустя два года родила сына Льва (год был плодотворен также в творческом плане ― именно в 1912 году был опубликован первый «цеховой» стихотворный сборник «Вечер»).
В 1918 году супруги расстались, и летом Ахматова вышла замуж за востоковеда Владимира Шилейко, с которым прожила два с половиной года.
После развода, в том же 1921 году, был расстрелян первый муж поэтессы ― по обвинению в деле «Таганцевского заговора».
В 1922 году у Анны Андреевны появились новые отношения, которые не привели к заключению официального брака: с литературным критиком Н. Н. Пуниным Ахматова прожила 15 лет. С Владимиром Гаршиным, которому посвящены вторая часть и эпилог «Поэмы без героя», поэтесса встречалась с планами на замужество в течение пяти лет.
История псевдонима
Литературный псевдоним «Ахматова» Горенко взяла из-за конфликта с отцом, который считал поэзию занятием недостойным и требовал, чтобы дочь не позорила семью.
Выбор пал на фамилию прабабушки по матери, что позволило Анне Андреевне выстроить красивую легенду, согласно которой поэтесса вела свой род от хана Ахмата. Официально эта фамилия закрепилась в документах в 1926 году, после развода с ассириологом В. Шилейко.
Стихотворения Анны Ахматовой
Образцы раннего творчества Ахматовой времен «Цеха поэтов» отмечены характерными чертами акмеизма ― предметные и точные образы, предельная конкретика и выверенные слова (сборники «Вечер» и «Четки»). Последующие литературные произведения относятся к направлению модернизма с его относительным восприятием реальности и отсутствием целостности в структуре.
Поэтические сборники Анны Андреевны выпускались с 1912 года довольно регулярно и немалыми по тем временам тиражами: после первых двух книг, которые были опубликованы в 300 и 1000 экземплярах соответственно, издательство «Гиперборей» напечатало 2000 экземпляров «Белой стаи».
С 1921 года ахматовские стихи печатаются в «Петрополисе»: четвертый («Подорожник») и пятый («Anno Domini MCMXXI») сборники увидели свет в «городе на Неве». После длительного затишья, уже в 1940 году, поэтесса выпускает собрание «Из шести книг». Ахматовское «Избранное» опубликовано в Ташкенте, сборник времен эвакуации считается довольно редким.
Состояла в Союзе советских писателей ― с довоенного времени вплоть до 1946 года, когда ее вместе с Зощенко исключили из организации после Постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) с резкой критикой творчества. Членство восстановлено в 1951 году, по ходатайству Александра Фадеева.
После ареста единственного сына в 1950 году Ахматова выпускает цикл «Слава Миру!», рассчитывая, что руководство страны расценит этот шаг как демонстрацию ее лояльности к власти, однако Лев Николаевич был реабилитирован только в 1956 году.
К числу программных произведений можно отнести глубоко личную и трагическую поэму «Реквием», над которой поэтесса работала в самые тяжелые годы своего жизненного пути, и посвященную Серебряному веку «Поэму без героя», на создание которой понадобилось более двадцати лет.
Многие стихотворения Анны Ахматовой положены на музыку.
При жизни поэтесса стала музой и натурщицей ряда известных живописцев, которые создали множество портретов Анны Ахматовой. Среди них были Амедео Модильяни, Юрий Анненков, Савелий Сорин, Кузьма Петров-Водкин.
Смерть Ахматовой
Анна Андреевна Ахматова умерла в возрасте 66 лет от сердечной недостаточности. Похоронили выдающуюся российскую и советскую поэтессу в Комаровском некрополе под Ленинградом.