к какому литературному направлению относится творчество маяковского
К какому литературному направлению относится творчество маяковского
В отечественном литературоведении происходит сущая путаница с понятиями «направление» и «течение». Что можно сказать о Владимире Маяковском с абсолютной уверенностью — он был поэтом-авангардистом, одним из ярчайших представителей поэтического и художественного авангарда (поэт был еще и интересным живописцем, автором знаменитых плакатов для «Окон РОСТА»). Если авангардизм считать художественным направлением, то Маяковский принадлежал к такому течению, как русский футуризм — в его кубофутуристической разновидности.
Впрочем, само название «кубофутуристы», или просто «футуристы», Маяковский и его товарищи по группе (Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Давид Бурлюк, Бенедикт Лившиц и другие) приняли только в конце 1913 года, во многом из-за того, что их называли так по аналогии с итальянскими футуристами. Сами же члены группы, желая избежать такого сопоставления, предпочитали называть себя «будетлянами». Это слово, придуманное Велимиром Хлебниковым, было калькой со слова «футуристы» и обозначало буквально «обитатели будущего». Также футуристы именовались группой «Гилея», от греческого «лесная», — так древние греки называли область обитания легендарных скифов. А футуристы ощущали себя именно «скифами», грозящими современной буржуазной цивилизации.
Ради отличия от итальянских футуристов, а также от других отечественных футуристических групп (прежде всего эгофутуристов) и была придумана приставка «кубо» — знак солидарности с европейскими художниками-кубистами, прежде всего Жоржем Браком и Пабло Пикассо.
Впрочем, футуризм просуществовал лишь до революции, после которой распался на множество мелких авангардных групп, растащивших его открытия и начинания (комфуты, фуисты, формлибристы, экспрессионисты, ничевоки и другие). Сам же Маяковский основал в конце 1922 года еще одну вполне авангардистскую литературную группу — «Леф» («Левый фронт»), а также одноименный журнал. Но к концу 1920-х годов авангардизм, прежде всего из-за мощного давления властей, постепенно был вытеснен с художественного поля СССР, а сам «Леф» оказался нежизнеспособным объединением. Он пережил несколько кризисов, роспуск и реорганизацию в 1929 году под новым именем — «Реф» («Революционный фронт»), а спустя год Маяковский принял во многом роковое и для «Рефа», и лично для себя решение: и написал в 1930 году заявление о вступление в Российскую ассоциацию пролетарских писателей. Поэт высказал пожелание: «Считаю, что все активные рефовцы должны сделать такой же вывод, продиктованный всей нашей предыдущей работой». Товарищи поэта не одобрили и не поддержали его решение, а в самом РАППе Маяковский так и не обрел новых единомышленников, что стало одной из причин трагического финала его жизни.
В отечественном литературоведении происходит сущая путаница с понятиями «направление» и «течение». Что можно сказать о Владимире Маяковском с абсолютной уверенностью — он был поэтом-авангардистом, одним из ярчайших представителей поэтического и художественного авангарда (поэт был еще и интересным живописцем, автором знаменитых плакатов для «Окон РОСТА»). Если авангардизм считать художественным направлением, то Маяковский принадлежал к такому течению, как русский футуризм — в его кубофутуристической разновидности.
Впрочем, само название «кубофутуристы», или просто «футуристы», Маяковский и его товарищи по группе (Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Давид Бурлюк, Бенедикт Лившиц и другие) приняли только в конце 1913 года, во многом из-за того, что их называли так по аналогии с итальянскими футуристами. Сами же члены группы, желая избежать такого сопоставления, предпочитали называть себя «будетлянами». Это слово, придуманное Велимиром Хлебниковым, было калькой со слова «футуристы» и обозначало буквально «обитатели будущего». Также футуристы именовались группой «Гилея», от греческого «лесная», — так древние греки называли область обитания легендарных скифов. А футуристы ощущали себя именно «скифами», грозящими современной буржуазной цивилизации.
Ради отличия от итальянских футуристов, а также от других отечественных футуристических групп (прежде всего эгофутуристов) и была придумана приставка «кубо» — знак солидарности с европейскими художниками-кубистами, прежде всего Жоржем Браком и Пабло Пикассо.
Впрочем, футуризм просуществовал лишь до революции, после которой распался на множество мелких авангардных групп, растащивших его открытия и начинания (комфуты, фуисты, формлибристы, экспрессионисты, ничевоки и другие). Сам же Маяковский основал в конце 1922 года еще одну вполне авангардистскую литературную группу — «Леф» («Левый фронт»), а также одноименный журнал. Но к концу 1920-х годов авангардизм, прежде всего из-за мощного давления властей, постепенно был вытеснен с художественного поля СССР, а сам «Леф» оказался нежизнеспособным объединением. Он пережил несколько кризисов, роспуск и реорганизацию в 1929 году под новым именем — «Реф» («Революционный фронт»), а спустя год Маяковский принял во многом роковое и для «Рефа», и лично для себя решение: и написал в 1930 году заявление о вступление в Российскую ассоциацию пролетарских писателей. Поэт высказал пожелание: «Считаю, что все активные рефовцы должны сделать такой же вывод, продиктованный всей нашей предыдущей работой». Товарищи поэта не одобрили и не поддержали его решение, а в самом РАППе Маяковский так и не обрел новых единомышленников, что стало одной из причин трагического финала его жизни.
Владимир Маяковский
краткая биография
Роль и место в литературе
Поэт Владимир Маяковский известен, прежде всего, своими новаторскими идеями. Благодаря ему, во многом изменилась стихотворная форма и содержание литературы 20 века.
Особенно большие изменения коснулись формы. Маяковский создавал неологизмы и виртуозно вставлял их в стихи. Такие слова как «громадьё», «паспортина» придавали необычайную экспрессивность его произведениям.
Темы революции и социалистического строительства воплощались Маяковским в новом аспекте – он мастерски соединял в своих стихах сатиру и лирику. Поэт создал новую систему стихосложения, основанную на интонации и ритме. Широкое использование пауз, ораторских обращений к читателю способствовало появлению так называемого интонационно-тонического стиха Маяковского.
Помимо этого, Маяковский оставил после себя много пьес, сатирических произведений, сценариев и даже преуспел в режиссуре. Под его руководством издавалось несколько журналов. Творчество его было необыкновенно разнообразным, а личность – не до конца разгаданной.
Происхождение и ранние годы
Дом Маяковских в Багдати
Маяковский Владимир Владимирович – уроженец маленького грузинского села Багдати. Родился 19 июля 1893 года. Мать поэта Александра Алексеевна была кубанской казачкой, отец, Владимир Константинович, работал в лесничестве. Кроме Владимира в семье было еще двое мальчиков и две девочки. Володя с малых лет хорошо разговаривал на грузинском языке.
Образование
В 1902 году Маяковский поступил в гимназию города Кутаиси. Уже в столь юном возрасте он начал интересоваться революционной идеологией. Однажды ему довелось пройти по улице вместе с демонстрантами.
Владимир с сестрой Людмилой
Внезапная кончина отца от заражения крови после укола швейной иголкой послужила развитию у Маяковского фобии колющих предметов. В 1906 году вдова с детьми перебирается в Москву. Здесь мальчик поступает на обучение в пятую гимназию. После смерти отца семья испытывала финансовые трудности. Платить за обучение было нечем, и Маяковский был отчислен из пятого класса.
В 1908 году молодой человек вступил в члены РСДРП, где вместе с товарищами занимался пропагандой революционных идей. За два года членства в партии он трижды подвергался аресту, но освобождался как не достигший совершеннолетия. Однажды его все же поместили в Бутырскую тюрьму на 11 месяцев. Во время этого ареста Маяковский начал сочинять стихи.
В 1911 году Владимир поступил в училище живописи. Далее его захватило футуристическое направление в искусстве и литературе.
Творчество
В 1912 году вышли два стихотворения Маяковского «Утро» и «Ночь». В 1913 году выходит сборник из четырех стихотворений, озаглавленный «Я». В этом же году Маяковский написал стихотворение «Нате!», насквозь пропитанное бунтарским духом. Оно стало вызовом буржуазному устройству общества. В 1914 году Маяковский написал стихотворение совсем иного характера. Оно называлось «Послушайте», и поражало своей красотой.
В 1914 году поэт пишет трагедию «Владимир Маяковский». Премьера ее состоялась на сцене петербургского «Луна-парка». Владимир сам срежиссировал спектакль и исполнил в нем главную роль. Представленный в пьесе бунт вещей тесно переплетался с креативностью футуристов.
С 1915 по 1917 годы Маяковский проходил военную службу в автомобильной школе. В это время им было написано знаменитое «Облако в штанах» и другие стихотворения для очередного сборника.
Поэт восторженно принял Октябрьскую революцию, что немедленно отразилось на его творчестве. Активно пропагандируя новую власть, поэт начинает работу в «Окнах РОСТА», главной целью которой была агитация.
Маяковский представлял свое творчество и за границей. Германия, Франция, США – эти страны Маяковский посетил еще до наступления 1925 года. Результатом этих гастролей стало написание циклов «Париж» и «Стихов об Америке». С 1925 по 1928 годы поэт с выступлениями много ездит по городам СССР.
Маяковский и Лиля Брик
В эти же годы Маяковский написал 9 киносценариев и продолжил работу в журнале «ЛЕФ». Однако, спустя год покинул его, окончательно разочаровавшись в этой организации.
В конце 20 годов Маяковского настигает глубочайший кризис. Революция, которую он встретил с таким вдохновением, не оправдала его ожиданий. Такое внутреннее состояние не могло не отразиться на творчестве. Он стал писать вещи, которые подвергались постоянной критике, что еще больше приносило внутреннюю неудовлетворенность.
Маяковский нещадно критиковал пороки, которые мешали развитию и процветанию нового государства. Причем его сатире подвергалось как общество в целом, так и отдельные личности. Особенно яростно он обличал так называемых мещан.
Его комедийные пьесы «Клоп» и «Баня» высмеивали мещанство и бюрократию. Поэт сумел показать уродливую сущность своих персонажей, вложив в это всю силу своего таланта. По его мнению, это были люди, предавшие ценности революции.
В 1930 году Маяковский стал членом Ассоциации пролетарских поэтов, чем вызвал непонимание и отчуждение своих единомышленников. Депрессия поэта усугублялась переживаниями личного характера.
Фрагмент стихотворения
Прозаседавшиеся В. Маяковский
Чуть ночь превратится в рассвет,
вижу каждый день я:
расходится народ в учрежденья.
Обдают дождем дела бумажные,
чуть войдешь в здание:
отобрав с полсотни —
служащие расходятся на заседания.
«Не могут ли аудиенцию дать?
Хожу со времени она».—
«Товарищ Иван Ваныч ушли заседать —
объединение Тео и Гукона».
Главные произведения
В стихотворении «Паспорт» звучат патриотические гражданские ноты и гордость советской страной. От лица проходившего таможню героя Маяковский повествует о том, как изменяется отношение к людям разных государств. Раболепство перед англичанами, ожидание хороших чаевых от американцев – все отходит на второй план при виде «бомбы» – советского паспорта.
Стихотворение для детей «Что такое хорошо и что такое плохо» носит дидактический характер. Его цель – разъяснить юному поколению понятным для него языком, что есть хорошо, а что плохо.
В 1913 году вышло в свет стихотворение «Нате!», полное дерзости и обличения тех, кто наживался на ужасах Первой мировой войны, разлагал общество, уничтожал культуру.
В 1915 году появилась бунтарская поэма «Облако в штанах». В четырех частях автор по очереди показывает лирического героя, прославляет поэзию борьбы, отрицает жестокость государственного строя и опять героя с разбитым сердцем.
В поэме «Во весь голос» поэт напрямую обращается к читателю. Его целью было рассказать о себе, и у него получилось сделать это в очень жесткой форме.
Последние годы
1930 год начался для Маяковского с отрицания его как пролетарского писателя. Его назвали «попутчиком» и осыпали многочисленными обвинениями. Несмотря на это, поэт занялся организацией персональной выставки «20 лет работы».
Выставка должна была продемонстрировать творческие достижения поэта, но принесла лишь разочарование. Ее не посетил практически никто.
В том же 1930 году ухудшилось здоровье Маяковского. Были неразрешимые проблемы и в личной жизни. С отъездом семьи Брик за границу он стал совершенно одиноким человеком.
Претензии друзей, творческие и личные проблемы вызвали тяжелую депрессию, с которой поэт справиться не смог. 14 апреля 1930 года он выстрелом в сердце навсегда порвал отношения с этим миром.
Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) | Событие |
1893 | Год рождения В.В. Маяковского |
1902 | Поступление в гимназию г. Кутаиси |
1906 | Переезд в Москву. Поступление в 5-ю гимназию |
1608-1909 | Аресты |
1910 | Учеба в художественном училище |
1912 | Стихотворения «Ночь» и «Утро» |
1914 | Поэтический сборник «Я» |
1915 | Переезд в Петроград. Поэма «Облако в штанах» |
1919 | Написание киносценариев |
1922-1924 | Заграничные поездки |
1925 | Путешествие по США |
1927 | Поэма «Хорошо» |
1927 | Восстановление журнала «ЛЕФ» |
1929 | Пьесы «Клоп» и «Баня» |
1930 | Поэма «Во весь голос», предсмертное письмо |
1930 | Смерть В.В. Маяковского |
Интересные факты
Память о поэте
Во многих городах России и СНГ есть улица Маяковского и памятники поэту.
Его имя носят театры и кинотеатры, дворцы культуры и парки.
Центральная городская публичная библиотека имени В. В. Маяковского в Санкт-Петербурге.
Дом писателя имени В. В. Маяковского в Санкт-Петербурге.
Имя поэта носит малая планета «Маяковский».
В честь Маяковского названо воздушное судно Аэрофлота А330 VQ-BCU
К какому литературному направлению относится творчество маяковского
Назовите модернистское поэтическое течение начала XX века, одним из ярких представителей которого являлся В. В. Маяковский.
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Дым табачный воздух выел.
глава в крученыховском аде.
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
может быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
тело в улицу брошу я.
давай простимся сейчас.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят —
разляжется в холодных водах.
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон —
царственный ляжет в опожаренном песке.
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
любимую на деньги б и славу выменял,
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и курок не смогу над виском нажать.
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек.
Слов моих сухие листья ли
последней нежностью выстелить
В. В. Маяковский, 1916
Как называется средство иносказательной выразительности, являющееся одним из ведущих в стихотворении (например: «Сегодня сидишь вот — сердце в железе»)?
Такое средство называется метафора. Дадим определение.
Метафора — основано на сходстве ощущений (тяжесть состояния- тяжесть железа).
Метафора — тоже иносказание, СКРЫТОЕ сравнение.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в заключительных строках данного стихотворения — начиная со слов «Завтра забудешь. » (цифры укажите в порядке возрастания).
Инверсия («слов моих», «душу цветущую») — нарушенный порядок слов;
эпитеты (суетные, уходящие, взметенные, цветущие);
метафора («душу цветущую», «любовью выжег», «дней взметенный карнавал», «слов сухие листья», «нежностью выстелить шаг»).
Как различные поэтические приемы помогают создать образ лирического героя этого стихотворения?
Стихотворение Маяковского адресовано Лиле Брик, роковой любви поэта.
Лирический герой стихотворения страдает от неразделенной любви, он просит, кричит, молит не оставлять его. И уже в первых строках можно почувствовать напряженное состояние автора. Состояние героя показано на контрасте: он то нежный, беззащитный, то
Он орёт ей о своих муках, но она остаётся равнодушна к этому: «Сегодня сидишь вот, сердце в железе». Поэт сравнивает себя с быком, который трудится до смертельной усталости и хочет отдохнуть в холодных водах. Метафоры (например, «душу любовью выжег») и эпитеты («душу цветущую») передают ранимость, неординарность героя, силу его чувства, а многосоюзие помогает усилить динамику произведения, чтобы понять, как сильно любовь овладела душой лирического героя:
И в пролет не брошусь,
и курок не смогу над виском нажать.
Таким образом, использованные Маяковским поэтические приемы помогают наиболее полно и ярко изобразить лирического героя, который способен искренне и сильно любить, жертвовать собой ради любви и любимой.
В чем проявилось новаторство лирики В. Маяковского и традиции кого из предшествующих поэтов нашли отражение в его творчестве?
Новаторство Владимира Маяковского в стихотворении «Лиличка» очевидно. Для передачи своих чувств поэт использует антитезу, элементы параллелизма и особый прием хронотопа – обыгрывание времени при помощи чередования глаголов прошлого, будущего и настоящего. Поэт «гладил руки» любимой в прошлом, сегодня ее «сердце в железе», а завтра «выгонишь». Игра с временными формами глаголов создает впечатление настоящего калейдоскопа событий, чувств, страданий и переживаний. Антитеза проявляется в противопоставлении внутреннего мира поэта и чувств к любимой женщине. Тяжесть страдания сменяет временное просветление, от «любимого взгляда», который через строчку поэт сравнивает с «лезвием ножа». Анализ стиха Маяковского «Лиличка» усложняется для любого читателя собственными эмоциями. Трудно прочитать эту исповедь поэта и остаться равнодушным. Монотонные строки чередуются с внезапными порывами обращения, нежными словами и просьбами к любимой.
Противоречивыми чувствами пронизана и любовная лирика Лермонтова. Страдание стало обычным состоянием для Лермонтова, так как человеком он был чувствительным. Будучи идеалистом, поэт часто разочаровывался. Об этом стихотворение «Измученный тоскою и недугом..»:
Измученный тоскою и недугом
И угасая в полном цвете лет,
Проститься я с тобой желал как с другом,
Но хладен был прощальный твой привет.
Для любовной лирики Некрасова характерен автобиографичный характер. Так, в стихотворении «Поражена потерей невозвратной» поэт повествует о том, как по воле судьбы гибнет любовь:
Ей все равно – холодный сумрак гроба,
Позор ли, слава, ненависть, любовь
−Погасла и спасительная злоба,
Что долго так разогревала кровь.
Таким образом, в раскрытии любовной темы В.В. Маяковский становится продолжателем традиций М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова. Любовная лирика этих поэтов отличается автобиографичностью, противоречивостью чувств: от ненависти до благоговейного преклонения перед возлюбленной.
Поэзия Серебряного века. Творчество В. В. Маяковского (1893—1930). В помощь школьнику
Вместе с профессиональным репетитором изучаем поэзию футуриста Владимира Маяковского
Текст: Ольга Разумихина *
Изучая поэзию Серебряного века, мы уже поговорили о творчестве символиста А.А. Блока и имажиниста С.А. Есенина. Настало время присмотреться к произведениям Владимира Владимировича Маяковского, причислявшего себя к футуристам и призывавшего бороться с пережитками прошлого — и строить на их руинах новый, в чём-то суровый, но справедливый, прекрасный и вдохновляющий мир.
Певец революции
Фигура В. В. Маяковского среди творческих личностей ХХ века уникальна: прежде ни один автор, добившийся в России всенародной славы (за исключением разве что Максима Горького), не выходил из простой, бедной рабочей семьи. Все крупнейшие писатели и поэты XIX века были преимущественно дворянами, пускай и обедневшими:
Из купеческого сословия, правда, происходил И. А. Гончаров, однако это не помешало его родителям дать сыну прекрасное образование и обеспечить всем необходимым. Ещё одним купцом, но с гораздо более тяжёлой судьбой, является А. П. Чехов: отец заставлял его каждый день работать в собственной аптечной лавке. И всё же видных писателей и поэтов из рабочего класса до ХХ века в литературе не было.
Однако к 1900-м гг. общественный настрой в России и близлежащих странах, начавший меняться ещё с отмены крепостного права в 1861 г., стал совсем другим. Дворянство больше не было привилегированным классом — по крайней мере в умах новых поколений. Не хотел быть слугой какого-нибудь барина, конечно, и Владимир Маяковский, появившийся на свет на Кавказе в 1893 году. Мало того, что он родился в семье простого лесничего и с детства понимал, каким трудом сотни тысяч людей зарабатывают на скудный хлеб, — так ещё и предками будущего великого поэта (и по отцу, и по матери) были казаки, а это народ до крайности вольнолюбивый. Поэтому неудивительно, что юный Владимир увлёкся революционными идеями. Он писал пылкие юношеские стихи, призывающие к освободительной борьбе, распространял агитки, читал запрещённую литературу — и в 16-летнем возрасте попал в тюрьму, где провёл почти год. Кстати, именно в Бутырской тюрьме (семья Маяковского к тому времени перебралась в Москву) Владимир начал заниматься поэзией «по-настоящему». Первые свои опыты он оценивал как крайне неудачные. Однако уже в 1912 году, через два года после освобождения из тюрьмы, Маяковский написал стихи, которые по сей день входят в собрание его сочинений. В этих работах, написанных пока что «классическими» строфами, а не знаменитой «лесенкой», тем не менее видно неодолимое тяготение автора к экспериментам с образами, синтаксисом, звукописью. В стихотворении «Ночь» (1912), например, есть такие строки:
Толпа — пестрошёрстая быстрая кошка —
плыла, изгибаясь, дверями влекома;
каждый хотел протащить хоть немножко
громаду из смеха отлитого кома.
Внимательный читатель увидит, что здесь уже прослеживается тенденция изображать бешеную, бессердечную, голодную до хлеба и зрелищ толпу как единое существо, пугающее, крайне несимпатичное. Такая толпа появится и в программных произведениях Маяковского — стихотворениях «Нате!» (1913) и «Хорошее отношение к лошадям» (1918), поэме «Облако в штанах» (1915).
«Ранний» Маяковский
Многие литературоведы делят весь корпус работ Маяковского на «ранние» и «поздние». Причём кого ни спроси — «ранний» Маяковский (до 1918 г.) нравится всем больше.
Действительно, в первые пять-шесть лет творческой деятельности юный футурист был дерзок и высказывал поистине революционные идеи; его лирический герой не боялся бросать вызов обществу, более того — гордился этим. Не случайно один из футуристических сборников, в составлении которого поучаствовали Велимир Хлебников и Алексей Кручёных, назывался «Пощёчина общественному вкусу» и включал в себя дерзкий манифест, в котором значилось:
«Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми. Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Чёрным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. — нужна лишь дача на реке. С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество!»
При этом в глубине души он (речь о лирическом герое, но и сам Маяковский, скорее всего, тоже) был раним, чуток и мягок. Да, он резко критиковал обывательские вкусы и манеры сограждан — но при этом знал, что в душе каждого человека есть что-то светлое, доброе, устремлённое ввысь. А какой нежностью проникнуто знаменитое стихотворение «Послушайте!» (1914):
Послушайте!
Ведь, если звёзды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Маяковский осознанно создал образ «грубого гунна», тем более что и внешний вид этому способствовал: рост — 189 см, бритая налысо голова, громкий, зычный голос. В другом образе ему было бы сложно декламировать такие провокационные стихотворения, как «Вам!» (1915), «Дешёвая распродажа» (1916), «Ешь ананасы, рябчиков жуй» (1917). Каждое выступление «раннего» Маяковского было призывом к бунту; поэт страстно мечтал о том, чтобы в России, да и во всём мире, победили революционные силы.
«Поздний» Маяковский
И революция действительно свершилась. Российская империя превратилась в СССР — Союз Советских Социалистических Республик. Кардинально сменились органы власти, законы; изменились даже некоторые правила русского языка (например, на конце слов после согласных перестали писать Ъ). И, конечно же, обрадованный Маяковский не мог не посвятить всего себя, весь свой талант тому, чтобы славить революцию и воспитывать в людях идейность. После 1917 года Владимир Владимирович также написал не одно и не два прекрасных стихотворений, вошедших в анналы мировой классики, — например, «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920). И всё-таки «поздний» Маяковский — это в первую очередь автор поэм «Сто пятьдесят миллионов» (1920), «Пятый интернационал» (1922) и «Владимир Ильич Ленин» (1924), названия которых говорят сами за себя, — а также множества недлинных произведений, высмеивающих ту или иную традицию, являющуюся, по мнению поэта, пережитком буржуазного прошлого. Вот что читаем в стихотворении «Кому и на кой ляд целовальный обряд» (1923):
Верующий крестьянин
или неверующий,
надо или не надо,
но всегда
норовит
выполнять обряды.
через деревню
прыщастый калека.
Калеке б этому —
нужен лекарь.
А калека фыркает:
«Поможет бог».
Остановился у образа —
и в образ чмок.
Здесь Маяковский, всегда выступавший против религии (не личной веры, а именно религии), показывает, что целование икон может приводить к распространению инфекций; таким образом, его стихотворение осуществляет в первую очередь образовательную — или, если угодно, воспитательную — функцию.
Впрочем, стихи «позднего» Маяковского не обязательно строятся на высмеивании или осуждении какого-либо обычая. Иногда поэт, напротив, прославляет — какого-либо человека либо атрибут новой власти. Среди таких произведений наибольшую популярность получили «Стихи о советском паспорте» (1829):
Я волком бы
выгрыз
бюрократизм.
К мандатам
почтения нету.
К любым
чертям с матерями
катись
любая бумажка.
Но эту.
достаю
из широких штанин
дубликатом
бесценного груза.
Читайте,
завидуйте,
гражданин
Советского Союза.
Паспорт Советского Союза является «дубликатом бесценного груза» — то есть самого гражданства СССР. Увы, с каждым годом Владимир Владимирович, оставаясь глашатаем революции, увы, всё больше сомневался, действительно ли его родина будет «впереди планеты всей». Что, если Советский Союз остановился на полпути?
К сожалению, отношение к Владимиру Владимировичу во второй половине 1920-х сильно изменилось. Лицемерная толпа предала своего героя: произведения Маяковского сурово критиковали — либо попросту игнорировали. Так, в 1929 году будущий классик устроил выставку, посвящённую 20-летию его творческой карьеры, но никто из видных лиц на мероприятие не пришёл. Писатель Л. А. Кассиль так вспоминал о приёме: «Не словесного, а делового, серьезного признания хотел он [Маяковский] добиться этой выставкой. Он готовил армию своих стихов к новому наступлению. Он хотел показать, как он вооружен. Не все даже близкие друзья понимают его».
К сожалению, В. В. Маяковский ушёл из жизни, подозревая, что его стихи, поэмы, фильмы, плакаты и картины больше никому не нужны. Однако время, как всегда, отделило зёрна от плевел, и сейчас творчество Владимира Владимировича пользуется огромной — и более чем заслуженной — популярностью.
Интересные факты
2. «Грубый гунн» Маяковский очень любил животных. Встречаясь с возлюбленной Лилей Брик, он шутливо спрашивал: «Не видела ли ты каких-нибудь интересных собаков и кошков?» Самого себя он иногда называл «щеном» (то есть щенком»), а в письмах любимой рисовал на полях милых зверушек.
3. Немногие помнят, что В. В. Маяковский писал ещё и детские стихи. Его перу принадлежит знаменитое произведение «Что такое хорошо и что такое плохо», которое начинается так:
Крошка сын
к отцу пришёл,
и спросила кроха:
— Что такое
хорошо
и что такое
плохо?
4. Название стихотворения «Нате!» (1913) можно истолковать двояко. По-русски это слово обозначает резкий жест, а в переводе с английского Hate — «ненависть». Написанные заглавными буквами, эти слова выглядят одинаково.
Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII— XX вв.