к какому литературному направлению относится творчество карамзина
Николай Михайлович Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление. «Осень» как произведение сентиментализма
Урок 12. Русская литература 9 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Николай Михайлович Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление. «Осень» как произведение сентиментализма»
Сегодня на уроке мы:
· поговорим о жизни русского историка и писателя Николая Михайловича Карамзина;
· определим главные черты сентиментализма;
· узнаем, почему стихотворение «Осень» можно назвать примером сентиментализма в литературе.
В 1886 году в Великом Новгороде установили памятник «Тысячелетие России». На нём изваяли 129 фигур самых великих личностей России. Среди них есть и Николай Михайлович Карамзин.
Почему же его удостоили этой чести? Давайте посмотрим.
Николай Михайлович Карамзин был рождён в дворянской семье. Свой род Карамзины вели от знатного татарина Кара-Мурзы.
Отец Николая Михайловича Карамзина был отставным военным. Закончив службу в чине капитана, он жил с семьёй в поместье в Симбирской губернии.
Там и появился на свет будущий светоч русского искусства 1 декабря 1766 года. Когда мальчику было два года, его мать умерла.
Как и все дворянские дети, первое образование Карамзин получал дома. Когда ему исполнилось 14, юноша поехал в Москву учиться в пансионе профессора Московского университета Шадена.
Помимо этих занятий Карамзин, посещал лекции Московского университета.
Военная служба не привлекала Карамзина, но его отец хотел видеть сына офицером. В 1783 году Карамзин поступил на службу в Преображенский полк. В армии он начал писать стихи и заниматься переводами. Карамзин прослужил в армии всего год. После смерти отца вышел в отставку в возрасте 17 лет.
В Москве Карамзин быстро сдружился с маститыми литераторами. Он переводил на русский язык произведения английских и немецких сентименталистов.
Карамзин был редактором и постоянным автором журнала «Детское чтение для сердца и разума».
В 1789 году в этом журнале вышла его повесть «Евгений и Юлия».
В 1789 году Карамзин уехал в Европу. Он посетил Германию, Швейцарию, Францию и Англию. Писатель встречался с европейскими поэтами и философами, такими как Гёте и Кант.
Во Франции он застал события Великой Французской революции. В Париже молодой писатель слушал выступления революционеров Робеспьера и Мирабо, но их идеями всё же не проникся.
После возвращения на родину в 1792 году Карамзин опубликовал «Письма русского путешественника». Это принесло ему славу. Воодушевлённый молодой человек решил посвятить свою жизнь литературе. Он с жаром принялся за дело.
В течение следующих 10 лет он написал огромное количество повестей, стихотворений и очерков. Карамзин издавал «Московский журнал», который стал первым русским литературным журналом. Все корифеи русской литературы писали для него.
Карамзин публиковал сборники стихов и альманахи: «Аглая», «Аониды», «Мои безделки».
Повесть «Бедная Лиза» относится именно к этому периоду творчества.
Труды Карамзина не прошли даром. Сентиментализм стал главным течением в русской литературе того периода, а сам Карамзин – его лидером.
Жуковский, Батюшков и Пушкин подражали ему.
В Россию сентиментализм пришёл из Европы в конце XVIII века.
В Европе он появился гораздо раньше – в 20-80 годы XVIII века.
Люди зачитывались сентиментальными романами Руссо, Ричардсона и Гёте. Сентиментализм возник в противовес классицизму.
Главное в классицизме – разум, а в сентиментализме – чувства.
Каждое направление по-своему отвечает на главный вопрос Просвещения – «как сделать человека лучше?»
Классицизм предлагал идеал, к которому надо стремиться. Сентиментализм утверждал, что сочувствие и страдания – это путь к совершенству. Слёзы, вздохи и восклицания в сентиментализме характерны даже для мужчин.
Герой классицизма – собирательный образ с одной главной чертой, которая определяет весь характер. Герой сентиментализма – индивидуальность. Это человек со своими порывами, страданиями, радостями и бедами. Более того, это не герой и не монарх, а обычный человек. Сословия в сентиментализме значения не имеют.
Автор в классицизме всегда объективен. В сентиментализме автор открыто сочувствует героям и высказывает своё отношение к событиям.
Николай Михайлович Карамзин писал в статье под названием «Что нужно автору?» следующее: «Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого – и если сердце твоё не обольётся кровию, оставь перо, – или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей».
Большое внимание сентименталисты уделяли не только описанию эмоций, но и описанию природы. Природа стала участником событий, а не декорациями. Движения души человека отражались писателем с помощью описания явлений природы.
Мир природы идеализировали. Её первозданную чистоту противопоставляли грязному городу, который считали царством порока.
Новое направление литературы требовало новых реформ языка. Тяжёлый высокопарный слог трагедий и од не подходил для описания чувств. Низкий штиль комедий был для этого слишком грубым.
Карамзин решил опираться на живой разговорный язык образованных людей. Поэтому его слог выглядел простым и лёгким для своего времени.
Грамматику и синтаксис Карамзин строил по образцу французских. Он придумал много новых слов, которыми мы пользуемся и сейчас.
Например, «влюблённость», «благотворительность», «утончённость», «подозрительность» и «промышленность».
Карамзин ввёл тире и букву «Ё».
До него слова «ёлка», «ёж» писали так: «іолка», «іож».
В честь буквы «Ё» на родине Карамзина установлен памятник.
Реформы Карамзина вызвали бурные споры.
Державин осуждал их, Пушкин, Батюшков и Жуковский горячо поддерживали.
В тысяча восемьсот втором – тысяча восемьсот третьем годах Карамзин издавал журнал «Вестник Европы». В нём публиковали статьи о политике и литературе.
Главная идея этого периода – самобытность русской культуры и литературы. А корень этой самобытности Карамзин искал в истории. В повести «Марфа Посадница» эти мысли прослеживаются очень ярко.
После выхода в 1873 году повести «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» Карамзин хлопочет о звании историографа. В этом же году указом императора Александра I Карамзина назначили историографом.
Теперь ему было положено жалование – 2000 рублей в год. Карамзин получил право «читать сохраняющиеся как в монастырях, так и в других библиотеках, от святейшего Синода зависящих, древние рукописи до российских древностей, касающихся». Интересно, что после Карамзина звание историографа никто не получал.
В тысяча восемьсот четвёртом году Карамзин бросил литературу ради главного дела жизни – написания «Истории государства Российского».
Материалы он искал в библиотеках и архивах Синода и академии наук.
Он изучал книжные собрания русских и европейских монастырей. Посылал запросы
в Оксфорд, Париж, Венецию и Прагу.
В этих поисках Карамзину удалось открыть «Хождение за три моря» Афанасия Никитина в списке XVI века.
Эта работа прервалась на год из-за Отечественной войны 1812 года. Карамзин хотел уйти в московское ополчение, но в последний момент уехал из города.
Первые восемь томов «Истории государства российского» вышли в феврале 1818 года. Все 3000 экземпляров были распроданы меньше чем за месяц.
А. С. Пушкин писал: «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Коломбом. Несколько времени ни о чём ином не говорили».
Карамзин стал почётным членом Императорской Академии наук и действительным членом Императорской Российской академии.
Он трудился над «Историей» до самой смерти. Карамзин умер от воспаления лёгких в Петербурге весной 1826 года.
Похоронили его на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Стихотворение «Осень» Карамзин написал в 1789 году, когда находился в Женеве.
В нём говорится об увядании природы. Композиция этой элегии проста. Стихотворение можно разделить надвое.
В первой части поэт рисует картину угасания природы. Осенний пейзаж вызывает тоску. Дубраву поэт называет мрачной, жёлтые листья «с шумом на землю валятся».
«Поле и сад опустели;
Пение в рощах умолкло –
В центре элегии – фигура странника, который
Смотрит на бледную осень,
Это эмоциональная кульминация стихотворения.
Следующие три строфы – размышления автора о сущности природы и судьбе человека. Поэт говорит, что печалиться не стоит, ведь за увяданием в природе всегда приходит обновление:
Только на малое время;
Всё обновится весною;
Снова природа восстанет
А участь человека видится поэту трагичной:
«Смертный, ах! Вянет навеки!
Чувствует хладную зиму
Стихотворение написано белым стихом. Рифма в нём отсутствует. Настроение создаётся своеобразным ритмом и размером. Протяжный трёхсложный дактиль сменяется прерывистым двухсложным хореем. Такой ритм создаёт противоречивый настрой. С одной стороны, есть радостная надежда на весеннее возрождение природы. С другой стороны, горькое осознание смертности человека.
Тесную связь природы и человека подчёркивает олицетворение. Холмы «сетуют», природа восстанет «с гордой улыбкой» и в свадебном наряде. Печальное настроение создаётся глаголами и прилагательными.
Глаголы: «опустели», «сетуют», «вянет».
Прилагательные: «мрачный», «поздние», «седые», «бледная», «печальный», «ветхия».
Для усиления эмоций автор использует инверсию, перестановку слов: «странник печальный», «сетуют холмы».
Элегия полна звуков: листья на землю валятся с шумом, холмы сетуют, а странник томно вздыхает.
«Осень» – образец сентиментальной лирики. В нём человек изображён на лоне природы и тесно с нею связан. Стихи наполнены эмоциями. Тема элегии – рассуждение о циклах природы и жизни человека.
Атмосфера элегии передаётся необыкновенно тонко.
«С ним родилась у нас поэзия чувства, любви к природе, нежных отливов мысли и впечатлений, словом сказать, поэзия внутренняя, задушевная», – писал о Карамзине Вяземский.
Проза Н. М. Карамзина и русский сентиментализм
Проза Н. М. Карамзина и русский сентиментализм
Проза Н. М. Карамзина явилась важной вехой в развитии русской литературы: он был главой русского дворянского сентиментализма и предромантизма. В отличие от сентиментально-реалистической литературы, представителем которой был А. Н. Радищев, творчество Н. М. Карамзина носило сентиментально-романтический характер.
Русский сентиментализм зародился в семидесятые годы XYIII века во время крушения идеологии классицизма в связи с социальной ситуацией и шедшим с Запада воздействием. Русский сентиментализм унаследовал с одной стороны активные, радикальные элементы, а с другой – аполитичный, идиллический характер, который был свойствен русскому дворянскому сентиментализму – новому направлению в литературе XYIII века.
Русский сентиментализм создавал «не только Карамзин и даже не впервые Карамзин, хотя именно в его творчестве оно кристаллизовалось с наибольшей законченностью. Новое течение было настолько органическим и естественным проявлением судьбы русской дворянской интеллигенции в последнюю четверть XYIII в., что оно возникало в сознании ряда писателей как новая задача литературы. Оно вызревало, начиная с 70-х годов, в творчестве М. Н. Муравьева, Н. А. Львова, Нелединского-Мелецкого, затем у И. И. Дмитриева, Карамзина, Капниста, Хованского»… (Г. А. Гуковский, «Русская литература XYIII века», Издательство «Аспект-Пресс», Москва, 1999, стр. 263).
Творчество писателя Н. М. Карамзин рассматривает прежде всего как отражение души писателя, его «зеркало души» (о чем он пишет в своей критической работе «Что нужно автору?») Поэтому проза Карамзина носит предромантический, субъективно-лирический характер; в ней постоянно присутствует «я» автора.
Идея личности занимает центральное место в прозе Карамзина. Ему была чужда воинствующая гражданственность и стремление передать действительность. Его тема – это сам человек, с его чувствами и переживаниями, человек со своей психологией и внутренним неповторимым миром. Хотя Карамзин во внимании к эмоциональной жизни героя имел своих предшественников, он был первым, кто показал психологические переживания человека в качестве процесса. В этом плане наиболее характерна своего рода психологическая зарисовка «Чувствительный и холодный. Два характера».
Карамзин считает нелепым утверждать, что «обстоятельства и случаи воспитания… дают характер человеку» и убежден, что «Одна природа творит и дает». (Н. М. Карамзин, избранные сочинения, том первый, Издательство «Художественная литература», Москва-Ленинград, 1964, стр. 740). В этом стремлении отрицать роль социального аспекта в формировании личности и человеческой души (известное «Ибо и крестьянки любить умеют!») и в убежденности в том, что важна сама натура («Гони природу в дверь: она влетит в окно!») заключается «сентиментальность» Карамзина. Его проза – это произведения о чувствах, в которых большое внимание уделяется характеру героя и его соответствию событиям, которые случаются в повседневной, обыденной жизни с обычными людьми. Это было свойственно литературе сентиментализма.
«Исподволь, с разных сторон подготовлявшееся, с опорой на соответствующие западноевропейские образцы, новое большое литературное направление – сентиментализм – окончательно оформляется в 90-е годы XYIII века, оттесняя назад классицизм и в боях с ним победоносно выходя на первый план новой русской литературы…
… Общее направление в изменении содержания литературы сентиментализма по сравнению с классицизмом – ее тематики, сюжетики,
3
Но кто, о сердце! Может
Противиться тебе?
Речь идет о том, что чувства людей вкладываются в них природой и что они не всегда совместимы с добродетельностью. Эта повесть глубоко лирична и пропущена через душевное состояние рассказчика, который имеет желание убежать от действительности: «от вьюг и метелей – укроемся в тихом кабинете своем».
Лиризм и субъективизм остались навсегда творческой манерой Карамзина, сентименталиста-романтика.
Еще более лирична маленькая повесть «Сиерра-Морена», являющаяся по своему характеру не повествованием, а лирическими записками «человека, перенесшего трагическое несчастье, но уже сумевшего в какой-то мере победить себя, отчасти изжить свое горе, сумевшего если не обрести душевное равновесие, то, во всяком случае, выйти из состояния отчаяния и погрузиться в холодное равнодушие». (Вступительная статья Беркова и Макогоненко, Н. М. Карамзин, избранные сочинения, том первый, «Художественная литература», Москва-Ленинград, 1964, стр. 39).
В этой повести звучит та же мысль, что и в других повестях Карамзина: «Можно сражаться с сердцем долго и упорно, но кто победит его?» Для современников Карамзина «Сиерра-Морена» была интересна не только лиричностью языка, стремительно развивающимся сюжетом, неожиданной развязкой, необычным названием… В этой повести была предпринята попытка объяснить смену душевных состояний человека, прошедшего путь от большого личного счастья до великого горя; в ней было стремление объяснить психологию героя.
русской журналистики XYIII века», Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1952, Ленинград, стр. 531).
Список использованной литературы:
1. Н. М. Карамзин, избранные сочинения, два тома, «Художественная литература», Москва- Ленинград, 1964;
2. «Русская литература XYIII – начала XIX века в общественно-культурном контексте», Ленинград, «НАУКА», Ленинградское отделение, 1983;
3. «Русская литература XYIII – XIX веков», Москва, «Просвещение», АО «Учебная литература», 1995;
4. П. Н. Берков, «История русской журналистики XYIII века», Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1952, Ленинград;
5. Д. Благой, «От Кантемира до наших дней», Москва, «Художественная литература», 1979, том первый;
6. Г. А. Гуковский, «Русская литература XYIII века», Издательство «Аспект-Пресс», Москва, 1999.
Николай Михайлович Карамзин
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826).
Сентиментальное направление в русской литературе
Заплатив дань ложноклассическому направлению, русская литература долго находилась под влиянием сентиментализма, который постепенно начал проникать в нашу литературу уже в конце Царствования Екатерины Великой и пришелся по сердцу нашим писателям как естественная реакция против холодного, рассудочного и высокопарного псевдоклассицизма. Сентиментализм зародился в Англии в средине ХVІІІ века, быстро охватил Европу и проник в русскую литературу. Чувствительность и жизнерадостность романов действовали на нравственное чувство читателей, которые называли писателей-сентименталистов певцами действительной жизни. Лирика с ее анализом внутренней жизни человеческой личности сделалась более искренней и задушевной. Так как сострадание или сочувствие страданию личности часто переходит в меланхолию, то возлюбленной формой лирики становится элегия с ее мечтательной грустью, воспоминанием о светлом прошлом, чувством одиночества и грустными мыслями о непрочности человеческого счастья на земле.
Эпоха сентиментализма в России неразрывно связана с Карамзиным – блестящим представителем этого направления. С этим литературным направлением Карамзин познакомился во время своего путешествия по Германии, Швейцарии, Франции и Англии. Совершить путешествие по культурным странам Европы в то время означало «окончить университет». В своем дневнике, под живым впечатлением, Карамзин во время путешествия записывал все интересное. В результате этих записок у него получилось литературное произведение «Письма русского путешественника». Сентиментализм Карамзина сказался в описании величественной природы Швейцарии, созерцая которую Карамзин, по его собственному выражению, «выскочил из кареты, упал на цветущий берег Рейна и готов был в восторге целовать землю». Карамзин восклицает: «Счастливые швейцарцы! Всякий ли час благодарите вы Небо за свое счастье, живучи в объятьях прелестной натуры под благодетельными законами братского союза, в простоте нравов и служа одному Богу. »
«Письма» Карамзина не исчерпываются только излиянием чувств. В них Карамзин останавливается на общественной и политической жизни в разных странах, на народном характере, театрах, искусствах, науке, музеях, учебных и благотворительных учреждениях.
Будучи патриотом своей Родины, Карамзин при каждом подходящем случае обращается к своему «любезному Отечеству». В размышлениях о французской революции Карамзин осуждает насильственные потрясения и поучает своих соотечественников, что «прогресс совершается неприметным действием времени, посредством медленных, но верных и безопасных успехов разума, просвещения и воспитания добрых нравов».
Сентиментализм Карамзина особенно ярко выразился в его повести «Бедная Лиза» (1792), которая глубоко пришлась по душе русскому народу. Над страницами «Бедной Лизы» проливались искренние слезы, а к Симонову монастырю и к пруду, где утопилась Лиза совершались целые паломничества чувствительными читателями этой повести. Один остряк даже написал там добродушную эпиграмму:
Здесь в воду бросилась Эрастова невеста.
Топитесь, девушки. В пруду довольно места.
Своей «Бедной Лизой» Карамзин произвел целый переворот в русской литературе. Избрав впервые своей героиней крестьянскую девушку, он перенес действие повести в среду низшего класса, чего не допускалось в ложноклассической литературе. Доказав простую, но новую мысль, что и «крестьянки чувствовать умеют», Карамзин положил начало филантропическому направлению в русской литературе, которое очень помогло ей сделаться величайшей и гуманнейшей литературой в мире. Сочувствие всем униженным и оскорбленным нашло почетное место в творчестве всех наших великих писателей XIX века. По образному выражению Достоевского, из гоголевской «Шинели» вышли все наши писатели, но первым звеном в этой галерее была «Бедная Лиза» Карамзина.
На светлом фоне чистой и глубокой любви Лизы ярко вырисовывается темная личность ветреного Эраста – этого первого в русской литературе «разочарованного» человека – праотца так называемых «лишних людей», которыми так изобилует наша литература.
Начитавшись сентиментальных романов и идиллий о счастливой жизни на лоне природы, Эраст, встретив крестьянскую девушку Лизу, стал мечтать о пастушеской идиллии с нею. Однако чувство любви у него скоро остыло, пастушеская идиллия потеряла прелесть новизны, и Эраст, бросив Лизу, спокойно вернулся к привычной жизни. Искренно же и глубоко полюбившая его Лиза погибает.
Отдав должную дань сентиментализму, Карамзин посвятил второй период своей литературной деятельности изучению русской истории, результатом которого был его капитальный труд «История государства Российского». По глубокому убеждению Карамзина, чтение истории, кроме пользы, должно доставлять читателю и удовольствие. Поэтому историк должен быть не только ученым, но и художником слова, оставаясь в пределах строгой, объективной истины. Историк должен быть истинным патриотом, воодушевленным искренней и глубокой любовью к Родине, которая «дает его кисти жар, силу и прелесть, ибо где нет любви, там нет и души».
В предисловии к своему труду Карамзин с высоким подъемом говорит: «История в некотором смысле есть священная книга народов – главная и необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков потомству».
Как научный труд «История государства Российского» имела важное значение для того времени. Это был знаменательный труд первой полной истории России, начиная с IX века, основанный на исследовании и изучении всех доступных тогда источников – византийских и западных хроник, летописей, грамот, житий святых, записей иностранных путешественников, сказаний и так далее.
Являясь убежденным сторонником необходимости единодержавия для России, Карамзин сделал Иоанна III излюбленным и центральным лицом своей истории как «творца новой России», свергнувшего монгольское иго и утвердившего Самодержавие на Руси. Карамзин поставил Иоанна III выше Петра Великого, потому что Петр был лишь «преобразователем», а Иоанн «создателем» государственного могущества России. Карамзиным, говорит Пушкин, «была найдена Древняя Русь, как Америка Колумбом». Из истории Карамзина стали заимствовать сюжеты русские писатели, в том числе и сам Пушкин.
Труд Карамзина никогда не устареет по своим высоконравственным и патриотическим чувствам, вложенным автором в историю его возлюбленного Отечества.
Продолжая дело развития русской литературы, Карамзин сделал ее более человеколюбивой, возвысил ее эстетический вкус, обогатил русский язык новыми словами для выражения новых понятий и очистил литературный язык от длинных предложений с нерусской расстановкой слов. Благодаря Карамзину у нас появился легкий и гибкий язык. Благодаря Карамзину, как писал Грот в своей статье о роли Карамзина в истории русского языка, «появилась у нас проза ровная, чистая, блестящая и музыкальная, в выразительности и изяществе не уступающая прозе самых богатых литератур Европы».
Следует заметить, что Карамзин был далеко не одинок в деле создания новой эпохи в развитии русской литературы. Если Карамзин преобразовал русскую прозу, то его талантливый современник и можно сказать «сотрудник» поэт Иван Иванович Дмитриев (1760-1837) сделал то же самое в стихосложении.
Другой современник Карамзина, Владислав Александрович Озеров (1770-1816), оставаясь в своих драмах еще на ложноклассических позициях, улучшил язык русской сцены и обеспечил блестящий успех рождавшемуся тогда русскому театру.
Все они вместе подготовили пьедестал для появления Пушкина, который завершил их труды и увенчал их венцом неувядаемой славы и открыл Золотой век в истории русской литературы.