к какому литературному направлению относится державин
«Памятник» (Г. Державин)
Литературное направление: классицизм.
Литературный жанр: ода.
Вид лирики: философская (роль поэта в истории).
История создания
Стихотворение было написано уже зрелым поэтом. Добившись многого, привнеся значительные изменения в ход российской истории и развитие родной литературы, Гавриил Романович Державин попытался осмыслить свой жизненный путь. Плодом этих размышлений и стало стихотворение «Памятник».
Державин считал целью искусства разъяснение людям истины о мире, истины в самом высоком понимании этого слова. В этом смысле Гавриил Романович утверждает бессмертие поэта («Героев и певцов вселенна не забудет; / В могиле буду я, но буду говорить»): пройдут века, царства разрушатся, а его слова будут повторять вновь и вновь.
Однако бессмертие поэта обеспечивается бессмертием народа, народной памятью («Всяк будет помнить то в народах неисчётных. »).
Метрика
Тропы и фигуры речи
Эпитеты: чудесный, вечный, «гром не сломит быстротечный», «народах неисчётных», «в сердечной простоте», «заслугой справедливой».
Метафоры: «.но часть меня большая / От тлена убежав, по смерти станет жить», «О муза! возгордись заслугой справедливой, Непринуждённою рукой неторопливой, / Чело твоё зарёй бессмертия венчай».
Метонимия: «Всяк будет помнить то в народах неисчётных».
Перифраз: «Славянов род», «времени полёт», «чело твоё зарёй бессмертия венчай».
Риторическое восклицание: «Так! — весь я не умру».
Риторическое обращение: «О муза! возгордись заслугой справедливой».
Инверсия: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный», «Слух пройдёт обо мне от Белых вод до Чёрных», «в народах неисчётных».
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Кого в «Памятнике» Гавриил Романович Державин называет Фелицей?
Ответ. Императрицу Екатерину II. Такое имя было дано императрице в знак почтения: Фелица — богиня счастья и успеха. У Державина есть ода, посвящённая Екатерине II и носящая название «Фелица».
К какому литературному роду можно отнести «Памятник» Гаврила Державина?
Ответ. Лирика. Это произведение написано в стихотворной форме, в нём есть рифма и ритм. «Памятник» отражает чувства автора, что является характерной чертой лирики.
Назовите литературный жанр, к которому относится «Памятник».
Ответ. Ода. Это возвышенное стихотворение не приурочено к историческому событию, но является определённым промежуточным итогом литературной деятельности Державина.
Черты классицизма в русской поэзии
В данной работе рассматриваются черты классицизма в произведениях поэтов XVIII и XIX веков М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина.
Классицизм – художественный метод, направление, существовавшее в литературе европейских стран в XVII-XIX веках, основанное на подражании античным образцам. У этого направления были свои строгие правила и принципы. Например, соблюдение трёх единств: места, времени и действия. Герои четко делятся на отрицательных и положительных персонажей. Произведения должны иметь воспитательную направленность, то есть служить главной цели – быть полезными Отечеству в деле воспитания подрастающего поколения. Основным конфликтом в произведениях классицистов является конфликт между долгом и чувством. Примеры находим у таких авторов, как Д.И.Фонвизин и Г.Р.Державин.
Жанры писателями-классицистами использовались в строгом соответствии со стилем (по методике, разработанной Ломоносовым). В таких жанрах, как оды или трагедии, использовался «высокий стиль», а в комедиях, баснях, сатирах – «низкий».
Черты классицизма мы находим в поэзии М.В.Ломоносова, предложившего реформу стихосложения и воплотившего её в своём творчестве. Любимым жанром его была ода, положившая начало поэзии государственного служения, где героем может быть просвещённый монарх или другой идеальный человек, служивший общественному благу во имя процветания Отечества.
Примером такого типично классического произведения является «Ода на день восшествия на всероссийский престол. Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года».
Ломоносов, возлагавший большие надежды на дочь Петра I в деле распространения просвещения в России, желает ей стать достойной преемницей отца и поэтому торжественно воспевает её заслуги, уже осуществлённые дела: благодаря Елизавете есть «блаженство сёл, градов ограда», а также она «войне поставила конец».
Восхваляя Елизавету, автор напоминает ей и россиянам о Петре I, великом реформаторе, просвещённом монархе, и призывает Елизавету быть покровительницей наук, ремёсел, чтобы освоить и использовать богатства России для благополучия и процветания государства.
Гражданскому содержанию оды соответствуют монументальность произведения, высокий стиль, строгая композиция. Высокий стиль создаётся использованием определённой лексики:
1) старославянизмов («главу, победами венчанну»; « рекла»; « воззри»);
2) слов «сей, оный, токмо»;
3) усечённых прилагательных (ободренны, превысоки);
4) архаичных слов (раченьем).
Торжественность и монументальность оде придают метафоры, олицетворения, гипербола и другие средства художественной выразительности речи. Особенно характерны для стиля классической оды риторические вопросы, восклицания, обращения (О, вы, которых ожидает. ).
Данное произведение отличается высокой идейностью и особым пафосом: торжественным, гражданственно-патриотичным.
Своеобразным жанром научно философской лирики являются духовные оды М.В.Ломоносова: «Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление. ». Поэт и учёный выражает веру в науку и человеческий разум, но о природе говорит как о Божьем творении. Ломоносов, занимаясь астрономией и физикой, хотел бы описать свои научные представления об устройстве мира с помощью поэзии, поэтому солнечная поверхность представлена им как «горящий вечно Океан», где «вихри пламенны крутятся». Ломоносов удивительно верно передал восхищение и смятение чувств человека перед неохватностью мира, невозможностью осмыслить сущность мироздания:
Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна.
Стремление познать «тайны множества миров» у Ломоносова не противоречит его преклонению перед грандиозностью дел Творца, перед могуществом и силой происходящих процессов в мироустройстве: «Велик Зиждитель наш Господь!»
Духовные оды М.В.Ломоносова многие критики считают наиболее совершенными в художественном отношении.
В создании произведений в стиле классических жанров М.В.Ломоносов нашёл достойного последователя в лице Г.Р.Державина. Но Державин внёс много нового в классическую оду. Он наполняет оды конкретным содержанием, в них появляются наряду с хвалебной песней черты реализма с элементами сатиры, что сказывается на языке. «Высокий» стиль разбавляется разговорной и даже просторечной лексикой.
«Фелица» Державина – это хвалебная ода в сочетании с социально-политическим памфлетом. Поэт нарисовал добродетельный образ царицы Екатерины и противопоставил ему образы вельмож, придворной знати с их чванливостью, высокомерием, любовью к роскоши и праздности. Поэтому и прибегает Державин к «забавному слогу», чтобы изобразить тех, кто на первое место и превыше всего ставил личные интересы. Это создавало контраст на фоне прославления деятельности истинных сынов России, а также в сравнении с делами царицы, с её трудами во благо Отечеству.
Державин также посвящает свои оды Потёмкину, Зубову, другим государственным деятелям. Его поэзия, как и требовалось по канонам классицизма, имеет гражданскую направленность и служит интересам общества, государства.
Произведения М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина являются лучшими примерами русского классицизма, образцами литературного творчества российских поэтов XVIII, начала XIX веков.
К какому литературному направлению относится державин
3.1. Каким смыслом наполнен центральный образ в стихотворении Г. Р. Державина?
3.2. В чём смысл финального обращения поэта к Музе?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 3.1 или 3.2, а также задание 4.
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полёт его не сокрушит.
Так! — весь я не умру; но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастёт моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Чёрных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея 1 льёт Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы 2 возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
О Муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринуждённою рукой, неторопливой,
Чело твоё зарёй бессмертия венчай.
1 Рифея — старое название Уральских гор.
2 Фелица — героиня нескольких произведений Г. Р. Державина (в частности, одноимённой оды). Под Фелицей поэт имел в виду Екатерину II.
Сопоставьте стихотворение Г. Р. Державина «Памятник» со стихотворением Е. А. Баратынского (см. ниже). Чем различаются позиции двух поэтов?
Оба стихотворения раскрывают тему поэта и поэзии. И для Державина, и для Баратынского характерно отношение к поэзии как к дару, вера в то, что их творчество переживет их самих и будет востребовано. Но в стихотворении Баратынского прослеживаем скромность по отношению к собственному поэтическому труду: «Мой дар убог, и голос мой негромок…», некая неуверенность в будущем его стихов, ведь он писал о том, что близко и дорого ему. У Державина же «Памятник» написан торжественно-возвышенным слогом, поэт надеется, что «слава возрастёт моя, не увядая», что о нем «Всяк будет помнить то в народах неисчетных», потому что он первым
…дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
3.1. Главная тема стихотворения — прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта. Оно является подлинным гимном поэзии. Основная тема стихотворения задается уже в первой строфе: творчество становится своеобразным памятником его создателю, причем этот «чудесный» памятник оказывается прочнее и долговечнее любых «рукотворных монументов» — такова сила поэтического искусства.
3.2. Основная тема стихотворения задается уже в первой строфе: творчество становится своеобразным памятником его создателю, причем этот «чудесный» памятник оказывается прочнее и долговечнее любых «рукотворных монументов» — такова сила поэтического искусства. И последняя строфа стихотворения — традиционное обращение к Музе:
О Муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
Эти строки свидетельствуют о том, что Державин благодарен своей Музе, и хотя и не надеется на единодушное одобрение современников, но сохраняет черты достоинства и величия на пороге бессмертия.
И/ИЛИ допущены одна-две фактические ошибки
И/ИЛИ допущено три или более фактические ошибки
1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных
Гавриил Романович Державин
Фото Все
Видео Все
Петербург Гавриила Державина
Документальный фильм «Гавриил Романович Державин»
Гавриил Державин — биография
Гавриил Державин – русский литератор, живший и работавший в эпоху Просвещения. Помимо творчества, активно занимался общественной и государственной деятельностью.
Гавриил Державин внес вклад в отечественную историю не только как талантливый литератор, но и как мудрый государственный деятель, состоявший на личной службе у самой Екатерины II. Перед его творчеством преклонялся великий Александр Пушкин, а одно из его произведений стало неофициальным гимном Российской империи.
Детство и юность
Гавриил Романович родился 3 июля (по старому стилю) 1743 года неподалеку от Казани, в родовом дворянском имении Сокуры. Из поколения в поколение в семье Державиных передавалось предание о том, что их предком был выходец из татарского рода Багрим-мурза, который был крещен и передан в услужение князю Василию Великому. Приняв крещение, бывший воин Большой Орды стал Ильей, от сына которого и пошла ветвь Державиных.
Родители Гавриила были из благородного, но небогатого рода. Отец мальчика рано ушел из жизни, поэтому его воспитанием занималась мать – Фекла Андреевна. Престижное образование сыну она дать не могла, поэтому обучение будущего писателя проходило в домашних условиях. Учителями по арифметике, грамоте и письму были в основном церковные служители.
Портреты Гавриила Державина в детстве
Когда встал вопрос о более серьезном обучении, мать отдала семилетнего Державина в оренбургский пансион – не самое на тот момент качественное учебное заведение. Однако, окончив его, юный Гавриил довольно хорошо овладел немецким языком и базовыми науками. Вскоре семья переехала в Казань, где у молодого человека появилась возможность поступить в гимназию.
Любимыми предметами Державина стали рисование и технические науки, в которых он демонстрировал большие успехи. Здесь же появилась страсть к чтению: юноша часами сидел за книгами Александра Сумарокова, Михаила Ломоносова, Василия Тредиаковского. Вдохновившись творчеством великих гениев, Гавриил решил и сам попробовать свои силы на поэтическом поприще. Но первый опыт оказался неудачным – рифма не шла, строки казались корявыми. На тот момент рядом не было человека, который мог бы дать начинающему поэту дельный совет.
В 1762-м Державин мобилизовался в Преображенский полк императорской армии и заступил на воинскую службу. Как вспоминал позже сам Гавриил Романович, это были самые ужасные годы в его биографии. Армейские будни и без того тяготили его, а тут еще начался государственный переворот, в котором молодому бойцу волею судьбы пришлось участвовать. В результате переворота на престол взошла Екатерина II.
Казарменная жизнь для юного дворянина легче не стала. Солдаты жили в стесненных условиях, постоянно проходили муштру, поэтому о занятиях наукой или поэзией ему приходилось только мечтать. Чинами простого солдата не баловали: не имея покровителей среди высшего военного начальства, молодой человек очень медленно рос по службе. Однажды он решился просить о продвижении самостоятельно, написав письмо сподвижнику императрицы Алексею Орлову. Граф удовлетворил прошение, и вскоре Державин в чине капрал стал жить в офицерской казарме. К этому времени будущий поэт связался с картежниками и выпивохами, и военная карьера для него начала отходить на второй план. Однажды Гавриил так увлекся кутежом, что не успел вовремя вернуться с увольнения в казарму. За такой проступок парня чуть было не разжаловали в простые солдаты.
Через некоторое время Державин перебрался в Петербург. В те годы Россия была во власти эпидемии чумы, и на карантинном пропускном пункте его вынудили уничтожить все рукописи. В огонь попало все, что автор создал в течение десяти лет: проза, поэзия, переводы с немецкого. Гавриил Романович долго сокрушался над потерей, а потом принялся восстанавливать по памяти утраченные произведения.
Творчество
Во время службы Гавриил не переставал сочинять, но первым увидевшим свет произведением стала ода, посвященная свадьбе будущего императора Павла I. Произведение было напечатано в 1773 году.
В поисках своего стиля Державин некоторое время подражал Ломоносову, но добиться воздушной легкости Михаила Васильевича ему не удавалось. Позже молодой автор обратился к творчеству Горацио, чьи оды считал образцовыми.
Гавриил Державин за письменным столом
В первые годы сочинения творца издавались анонимно на страницах «Санкт-Петербургского вестника». Без подписи вышли его «Властителям и судиям» и «Ключ». О Державине заговорила литературная общественность, но обыватель все еще не принимал его возвышенных и напыщенных стихов.
По-настоящему знаменитым автора сделала ода «Фелиция», посвященная великой императрице Екатерине. Самодержица была до такой степени польщена хвалебными строками, что даровала поэту инкрустированную бриллиантами шкатулку, доверху набитую червонцами.
Творческое дыхание автора раскрылось с новой силой. Издание «Собеседник» одно за другим публиковало его произведения, среди которых были «Видение Мурзы, «Водопад» и «Бог». Последнее сочинение принесло Гавриилу Романовичу всероссийскую славу, почитание и признание классиком. За всю жизнь литератор написал несколько сотен стихотворений, которые были изданы в десятках сборниках.
Современники Державина вспоминали, насколько этот великий человек был прост в обыденной жизни. Во время посещения Царскосельского лицея в 1815 году уже известный поэт первым делом спросил у студентов, где находится уборная.
Ценители творчества Гавриила Романовича знают, что автор нередко сочинял прозу эротического содержания. Чтобы строки были особенно мягкими, обволакивающими, он старался не использовать в тексте букву «р». Представляя публике эти пикантные произведения, Державин настаивал на непременном присутствии дам.
Разумеется, основным направлением автора были серьезные произведения. Самым известным из его патриотических сочинений считается «Гром победы, раздавайся!», ставший гимном империи. Стихотворение было написано в честь освобождения крепости Измаил, захваченной турками. Музыка к гимну принадлежит композитору Осипу Козловскому.
Политика
На протяжении всей жизни Державин вел активную общественную и государственную деятельность. В конце 1770-х он был возведен в чин коллежского советника, получил солидное жалование и три сотни белорусских крестьян в услужение. В 1780-м литератора назначили в Сенат, но прямолинейный характер и бескомпромиссность в решениях образовали вокруг него немало врагов.
Через три года в составе Императорской академии дворянин создавал первый в России толковый словарь.
Вскоре государственному деятелю доверили управлять Олонецким наместничеством, а после и Тамбовским. В те годы губерния считалась одной из неблагополучных, но Державину за короткое время удалось вывести ее в список престижных. Благодарные жители радовались новым училищу, больнице, театру, приюту и первой в губернии типографии.
В 1791-м успешный наместник вернулся в столицу, где приказом Екатерины был назначен на должность министра юстиции. Этот высокий пост политик занимал с 1802 по 1803 год.
Уйдя на заслуженный отдых, творец наконец смог полностью посвятить себя литературе. Он поселился в укромном уголке Новгородской губернии, где спокойно и не торопясь сочинял свои шедевры. В этот период на свет родились басни «Выбор министра» и «Жмурки», трактат «Рассуждение о лирической поэзии или об оде». В своих «Заметках» автор изложил теорию сложения стихотворных форм, подкрепленную примерами поэзии разных эпох – от древнегреческой до современной. В 1812 году поэт закончил работу над произведением «Царь-девица».
Гавриил Романович стал основателем литературного кружка «Беседа любителей русского слова». Творческий союз объединил литераторов Александра Шишкова, Дмитрия Хвостова, Ивана Дмитриева, Александра Шаховского. Члены «Беседы» отстаивали классицизм в русской поэзии и стали противниками «карамзинистов», которые выступали за реформы.
«Река времен в своем стремленьи…» — последнее произведение Державина, которое он так и не успел закончить.
Личная жизнь
Русский классик был женат дважды. Первой его супругой в 1778-м стала юная Екатерина Бастидон, которая будучи еще совсем молодой скончалась от неизвестной болезни. Девушка была похоронена в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище.
Через полгода мастер пера женился во второй раз – на Дарье Дьяковой. Женщина стала его поддержкой и опорой до самого последнего дня жизни.
Обеим супругам Гавриил Романович посвятил свои стихотворения.
Личная жизнь поэта сложилась так, что своих детей завести ему не удалось. Но дом Державиных всегда был полон ребятишек: он брал на воспитание то племянниц жены, то осиротевших сыновей друга. Один из мальчиков – Михаил Лазарев, впоследствии стал великим адмиралом, открывшим Антарктиду.
Смерть
Знаменитый русский литератор скончался в 1816 году в своем Новгородском имении. Он был уже в очень преклонном возрасте, да и самочувствие в последние дни оставляло желать лучшего. Поддавшись на уговоры супруги утром отправиться в Петербург к доктору, Гавриил Романович стал собираться в дорогу, но не успел.
Похоронили Державина неподалеку от Великого Новгорода, в Варлаамо-Хутынском монастыре. Позже рядом с поэтом упокоилась и его вторая супруга Дарья Дьякова.
Ссылки
Русский язык. Литература
Рубрики
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Сен | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Top-5 за сегодня
Top-5 за всё время
Peклaмa
Поиск
Г.Р.Державин
Размещено 22.09.19 в рубрике 9 класс
ТЕСТ по «ПАмятнику» Державина
1. В русле какого литературного направления создавал свои произведения Г. Р. Державин?
1) романтизм
2) реализм
3)сентиментализм
4) классицизм
2. Как начинается стихотворение «Памятник» Г. Державина?
1)Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа…
2)Я знак бессмертия себе воздвигнул,
Превыше пирамид и крепче меди…
3)Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше пирамид…
3. Какой теме посвящено стихотворение?
1) теме любви2) теме русской природы3) теме свободы4) теме поэта и поэзии
4. Каким стихотворным размером написано стихотворение «Памятник»?
1) ямб2) хорей3) дактиль4) анапест5) амфибрахий
5. Что уподобляет Г. Державин «чудесному, вечному» памятнику?
1) родной дом2) своё творчество3) творчество А. Пушкина4) памятник императрице
6. О чём идёт речь в следующих строках?
Слух обо мне от Белых вод до Чёрных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льёт Урал
1) о прочности созданного творчеством памятника
2) о личных заслугах в творчестве
3) об огромных географических пространствах, на которых будет известно имя поэта
4) говорит о бессмертии поэтического творчества во времени
7. О какой особенности творчества Г. Державина говорится в строках:
…первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
1) сатирическая направленность
2) искренность, служение истине
3) политический характер
4) исторический характер
8. Как называются художественные определения, которые использует автор («в ЗАБАВНОМ русском слоге», «заслугой СПРАВЕДЛИВОЙ», «памятник ЧУДЕСНЫЙ, ВЕЧНЫЙ»)?
1) сравнения
2) олицетворения
3) метафоры
4) эпитеты
9. Что означает выражение Державина «забавный русский слог»?
1) смешная речь
2) живой, образный язык
3) особый язык
4) стихотворения с грамматическими и речевыми ошибками
10. Как называется синтаксический прием, использованный поэтом в строке: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный…»?
1) синтаксический параллелизм
2) анафора
3) эпифора
4) инверсия
11. К кому обращается поэт в последней строфе?
1) к Ломоносову
2) к музе
3) к Фелице
4) к потомкам
12. Укажите средство выразительности, которое использует Г. Державин для создания художественных образов («ВРЕМЕНИ ПОЛЁТ его не сокрушит…», «Чело твоё ЗАРЁЙ БЕССМЕРТИЯ венчай»).
1) эпитет
2) олицетворение
3) сравнение
4) метафора
13. Укажите значение слова «ЧЕЛО» («Чело твоё ЗАРЁЙ БЕССМЕРТИЯ венчай»).
1) лоб
2) отверстие
3) венок
4) рука
14. Укажите значение слова «ТЛЕН» (ОТ тлена убежав, по смерти станет жить…»).