к какому классу по степени опасности относятся потенциально опасные объекты аварии на которых могут
Потенциально опасный объект (ПОО)
Потенциально опасный объект (ПОО) – это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более 5 тысяч человек.
Справка. Объекты, на которых возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек определяются на основании их проектной документации.
Потенциально опасный объект (ПОО)
Какие объекты относятся к потенциально опасным
Согласно п. 8 ст. 4 Федерального закона РФ № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.
Ст. 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты (Градостроительный кодекс РФ № 190-ФЗ от 29.12.2004).
1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);
2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
5) объекты космической инфраструктуры;
6) объекты авиационной инфраструктуры;
7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
9) морские порты, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;
10) утратил силу. – Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ;
10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
10.2) подвесные канатные дороги;
11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
1) высота более чем 100 метров;
2) пролеты более чем 100 метров;
3) наличие консоли более чем 20 метров;
4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров.
Также читайте дополнительный материал:
Приказ МЧС России № 284 от 26.05.1999 «Об утверждении Порядка выдачи заключения о готовности ПОО к локализации и ликвидации ЧС и достаточности мер по защите населения и территорий от ЧС»
Категории ПОО
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2020 № 1226 «Об утверждении Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам» потенциально опасные объекты подразделяются по степени опасности в зависимости от масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций на шесть категорий:
Перечень ПОО
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2021 г. № 1155 «Об утверждении Правил формирования и утверждения перечня потенциально опасных объектов» перечень потенциально опасных объектов формируется и ведется в целях:
Формирование и утверждение перечня осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Порядок включения (исключения) потенциально опасных объектов из перечня, а также сроки предоставления сведений, организацией эксплуатирующей его, изложены в постановлении Правительства РФ от 10.07.21 № 1155.
Также читайте дополнительный материал по теме:
Источники: Федеральный закон РФ № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; Федерального закона РФ № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; Градостроительный кодекс РФ № 190-ФЗ от 29.12.2004; постановление Правительства РФ от 14.08.2020 № 1226 «Об утверждении Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам»; постановление Правительства РФ от 10 июля 2021 г. № 1155 «Об утверждении Правил формирования и утверждения перечня потенциально опасных объектов».
Приказ МЧС РФ от 28.02.2003 N 105 Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 марта 2003 г. N 4291
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗ
от 28 февраля 2003 г. N 105
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ПОТЕНЦИАЛЬНО
ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ И ОБЪЕКТАХ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648), Указом Президента Российской Федерации от 21 октября 2002 г. N 1011 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 38, ст. 3585) приказываю:
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Указ Президента РФ N 1011 издан 21 сентября, а не 21 октября 2002 года.
Утвердить согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения (прилагаются).
к Приказу МЧС России
ТРЕБОВАНИЯ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
НА ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ
И ОБЪЕКТАХ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ
определении опасности чрезвычайных ситуаций техногенного характера для населения и территорий, организации работы по созданию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, их моделированию, районированию территорий Российской Федерации по наличию опасных производств и объектов;
организации работы по определению показателей степени риска на объектах экономики и территориях;
классификации потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения в зависимости от опасности возникновения на них чрезвычайных ситуаций;
проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов, опасных для населения и территорий;
управлении мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий от их опасных воздействий;
подготовке объектов и территорий к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
оценке готовности потенциально опасных объектов к предупреждению чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий.
Кроме того, настоящие Требования должны соблюдаться при учете и установлении причин чрезвычайных ситуаций, проведении государственной экспертизы, государственного надзора и контроля, осуществлении разрешительной деятельности в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их опасных воздействий.
2. Требования разработаны в соответствии с:
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ;
Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648.
Постановление Правительства РФ от 05.11.1995 N 1113 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794, которым утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» ;
Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 46, ст. 4459.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 675 «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» ;
Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст. 2692.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ;
Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 39, ст. 4563.
Постановлением Госгортехнадзора России от 7 сентября 1999 г. N 66 «Об утверждении Положения о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней» ;
Зарегистрировано Минюстом России 07.10.1999, регистрационный N 1926.
Постановлением Госгортехнадзора России от 27 октября 2000 г. N 61 «Об утверждении изменения N 1 к Положению о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней» ;
Зарегистрировано Минюстом России 30.11.2000, регистрационный N 2477.
Постановлением Госгортехнадзора России от 7 сентября 1999 г. N 65 «Об утверждении Правил экспертизы декларации промышленной безопасности» ;
Зарегистрировано Минюстом России 01.10.1999, регистрационный N 1920.
Постановлением Госгортехнадзора России от 27 октября 2000 г. N 62 «Об утверждении изменения N 1 к Правилам экспертизы декларации промышленной безопасности» ;
Зарегистрировано Минюстом России 30.11.2000, регистрационный N 2476.
другими законодательными и иными нормативными правовыми актами по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их опасных воздействий.
3. Требования предназначаются для применения:
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями о территориальных подсистемах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
организациями, эксплуатирующими и проектирующими потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения.
4. Настоящие Требования не распространяются на вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций на радиационно опасных объектах.
II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПАСНОСТИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
5. Опасность чрезвычайных ситуаций техногенного характера для населения и территорий может возникнуть в случае аварий:
на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества;
на установках, складах, хранилищах, инженерных сооружениях и коммуникациях, разрушение (повреждение) которых может привести к нарушению нормальной жизнедеятельности людей (прекращению обеспечения водой, газом, теплом, электроэнергией, затоплению жилых массивов, выходу из строя систем канализации и очистки сточных вод).
6. При прогнозировании чрезвычайных ситуаций определяются:
показатели степени риска для населения в связи с возможными авариями на потенциально опасных объектах (потенциальный риск, коллективный риск, индивидуальный риск, риск нанесения материального ущерба);
опасность, которую представляет чрезвычайная ситуация техногенного характера в общем (интегральном) риске чрезвычайных ситуаций.
7. Для установления степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера определяются:
расчетные сценарии возможных крупных аварий, приводящих к чрезвычайным ситуациям (условия возникновения, поражающие факторы, продолжительность их воздействия и масштабы);
частоты или вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций по каждому из выбранных расчетных сценариев;
границы зон, в пределах которых может осуществляться поражающее воздействие источника чрезвычайной ситуации;
распределение людей (производственного персонала и населения) на территории, в пределах которой может осуществляться поражающее воздействие источника чрезвычайной ситуации.
8. Определение степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера производится на основе нормативно-методической документации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их воздействия.
9. При отсутствии достаточных исходных данных для определения степени риска чрезвычайных ситуаций на конкретных потенциально опасных объектах допускается использование информации об оценках риска для объектов-аналогов, а также статистические данные о частотах аварий для отдельных видов технологического оборудования и коммуникаций.
10. В основу организации взаимодействия субъектов Российской Федерации при прогнозировании чрезвычайных ситуаций должны быть положены:
существующая структура построения функциональных и территориальных подсистем РСЧС;
документы, определяющие порядок сбора и обмена информацией в сфере прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
11. По результатам прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера потенциально опасные объекты подразделяются по степени опасности в зависимости от масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций на пять классов:
12. Отнесение потенциально опасных объектов к классам опасности осуществляется комиссиями, формируемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и специально уполномоченных органов в области промышленной, экологической, санитарно-эпидемиологической безопасности, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, специализированных организаций.
13. Сведения о классификации представляются комиссиями в МЧС России и в иные федеральные органы исполнительной власти с учетом их компетенции. МЧС России, региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям осуществляют учет потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения в установленном порядке.
14. Организация прогнозирования техногенных чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе представляемой информации о всех имеющихся в регионе потенциально опасных объектах.
15. Результаты прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера учитываются при решении вопросов проектирования, строительства, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов, выдаче разрешений и лицензий на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью.
17. Система прогнозирования чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне предусматривает:
организацию взаимодействия между различными функциональными подсистемами РСЧС (представление в МЧС России сведений о состоянии обстановки на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, принятых мерах по защите населения, предупреждению чрезвычайных ситуаций и снижению риска их возникновения, мерах по повышению готовности сил и средств, предназначенных для локализации и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций и планах их действий);
организацию обмена оперативными сводками между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и регламентацию форм отчетности об авариях и чрезвычайных ситуациях в пределах всех регионов Российской Федерации (ежесуточных, ежемесячных, ежеквартальных и др.);
создание в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, МЧС России и других федеральных органах исполнительной власти необходимых банков данных по прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
создание пакетов необходимой научно-технической и методической документации федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
анализ принятых технических решений по предупреждению и прогнозированию чрезвычайных ситуаций на объектовом, местном, территориальном, региональном и федеральном уровнях;
разработку методологий и методик вариантных прогнозов возникновения, развития и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
III. ТРЕБОВАНИЯ К ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫМ
ОБЪЕКТАМ И ОБЪЕКТАМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ
Требования на стадии разработки
ходатайства о намерениях инвестирования в строительство
и обоснования инвестиций в строительство предприятий,
зданий и сооружений
19. Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в пределах своей компетенции предоставляют заказчикам (инвесторам) по их запросам исходные данные, необходимые для разработки ходатайства о намерениях и обоснований инвестиций. В состав исходных данных включаются сведения о наличии источников чрезвычайных ситуаций и уровнях риска чрезвычайных ситуаций на территории (в районе), где предполагается разместить площадку (трассу) строительства потенциально опасного объекта или объекта жизнеобеспечения.
20. Решения по предупреждению чрезвычайных ситуаций в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций представляются в виде текстовых и графических материалов, содержащих сведения в соответствии с установленным порядком.
21. Разработка решений по предупреждению чрезвычайных ситуаций в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций осуществляется при наличии у разработчика соответствующей лицензии, выдаваемой в установленном порядке.
22. Правильность определения вероятности, масштабов и продолжительности ЧС в составе ходатайства о намерениях рассматривается органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при подготовке решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о предварительном согласовании (выделении) земельного участка. После получения положительного заключения органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям осуществляется разработка обоснования инвестиций.
23. Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям согласовывают задание на разработку обоснований инвестиций в строительство потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения, включают в него требования о необходимости учета мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Указанные органы вправе включать в задание требования по проведению специальных инженерных изысканий, необходимых для получения или уточнения данных о степени опасности района строительства.
24. Обоснования инвестиций на строительство потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения в городах и других поселениях разрабатываются с учетом мероприятий по предупреждению ЧС, предусмотренных утвержденной градостроительной документацией, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации для городских и сельских поселений, других муниципальных образований.
25. При наличии положительного заключения государственной экспертизы осуществляется выбор земельного участка (площадки, трассы) для строительства, согласования намечаемых проектных решений, технических условий на присоединение к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям объекта.
Требования на стадии разработки
26. Разработка мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в проектах строительства осуществляется на основе соответствующих решений и информации, полученных на предыдущих этапах процесса проектной подготовки строительства (при разработке градостроительной документации, ходатайства о намерениях, обоснований инвестиций).
27. В соответствии с принятыми в установленном порядке нормативными документами системы нормативных документов в строительстве мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций разрабатываются в проекте строительства в составе специального раздела.
28. По запросу заказчика органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в пределах своей компетенции сообщают исходные данные и требования для разработки мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
29. В установленном порядке орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям согласовывает задание на разработку проектной документации.
30. Разработка мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в проектах строительства осуществляется с учетом анализа степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, во взаимосвязи с материалами декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений.
31. В проекте строительства предусматриваются мероприятия:
по предупреждению чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате возможных аварий на объекте строительства, и снижению их тяжести;
по защите от поражающего воздействия источника чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате аварий на рядом расположенных потенциально опасных объектах, включая аварии на транспорте;
по защите от поражающего воздействия источника чрезвычайных ситуаций в результате опасных природных процессов.
32. При разработке мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций предусматриваются:
установление перечня опасных производств с определением опасных веществ и их количества для каждого производства;
определение зон поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации с указанием применяемых для этого методик расчетов;
определение численности и размещения производственного персонала проектируемого объекта, объектов и/или организаций, которые могут оказаться в зоне поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации;
определение численности и размещения населения на прилегающей территории к зоне поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации;
решения по исключению разгерметизации оборудования и предупреждению выбросов опасных веществ в количествах, создающих угрозу населению и территории;
устройство систем контроля радиационной, химической обстановки, обнаружения взрывоопасных концентраций;
решения, направленные на предупреждение развития и локализацию чрезвычайных ситуаций, связанных с выбросами (сбросами) опасных веществ;
решения по обеспечению безопасности населения при возможных взрывах и пожарах;
устройство систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализаций, а также безаварийной остановки производств, представляющих реальную угрозу населению и территории в случае аварии;
решения по обеспечению противоаварийной устойчивости пунктов и систем управления производственным процессом, безопасности находящегося в нем персонала и возможности управления процессом при аварии;
резервирование источников электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, а также систем связи;
создание резервов материальных средств для ликвидации последствий аварий на проектируемом объекте;
решения по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность объекта (по системам физической защиты и охраны объекта);
системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
решения по обеспечению беспрепятственной эвакуации людей с территории объекта;
решения по обеспечению беспрепятственного ввода и передвижения на проектируемом объекте сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций.
33. При разработке мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате аварий на рядом расположенных потенциально опасных объектах, в том числе аварий на транспорте, предусматриваются:
определение потенциально опасных объектов и транспортных коммуникаций, аварии на которых могут стать причиной возникновения чрезвычайных ситуаций на объекте строительства;
определение зон поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации на рядом расположенных потенциально опасных объектах, а также объектах транспорта с указанием источника информации или применяемых методик расчетов;
определение численности и размещения людей на проектируемом объекте, которые могут оказаться в зоне чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями на рядом расположенных объектах;
решения, реализуемые при строительстве проектируемого объекта, по защите людей, технологического оборудования, зданий и сооружений от воздействия поражающих факторов.
34. При разработке мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, источниками которых являются опасные природные процессы, предусматриваются:
определение природно-климатических условий в районе расположения объекта строительства;
проведение необходимых инженерных изысканий с целью оценки частоты и интенсивности проявлений опасных природных процессов, а также установления категории их опасности;
мероприятия по инженерной защите территории объекта, зданий, сооружений и оборудования (в случае необходимости) от опасных геологических процессов, затоплений и подтоплений, экстремальных ветровых и снеговых нагрузок, наледей, природных пожаров и т.д.;
мероприятия по молниезащите;
системы мониторинга опасных природных процессов и оповещения о чрезвычайных ситуациях природного характера.
35. В состав проектной документации включаются:
ситуационный план (планы) с обозначением проектируемого объекта, рядом расположенных объектов, населенных пунктов, транспортных коммуникаций (попадающих в зону действия поражающих факторов при чрезвычайной ситуации на проектируемом объекте), а также границ зон возможной опасности и зон вероятных чрезвычайных ситуаций с указанием численности людей в этих зонах;
генеральный план объекта строительства с экспликацией зданий и сооружений, указанием этажности, количества работающих и указанием путей эвакуации людей с территории объекта.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1 (часть II), ст. 135.
Требования на стадии строительства
и ввода в эксплуатацию
38. При строительстве потенциально опасных объектов предусматривается защита работников строительных организаций, строительных производственных баз, складов, временных поселков и других объектов, обеспечивающих строительство от опасных воздействий чрезвычайных ситуаций, источники которых находились в зоне до начала строительства.
39. До реализации в полном объеме всех запроектированных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций не допускаются завоз и размещение на площадке строительства опасных веществ и материалов, предусмотренных технологическими процессами, в том числе для производства испытаний и пробных пусков оборудования.
40. Программа пусконаладочных работ и испытаний на потенциально опасном объекте должна предусматривать мероприятия по локализации и ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций, защите работников объекта, населения и территорий.
41. Уполномоченный представитель органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям включается в состав комиссии по проведению пусконаладочных работ, испытаний и приемке потенциально опасного объекта в эксплуатацию. При этом осуществляется контроль за:
соответствием проектной и эксплуатационной документации действующим нормам и правилам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
готовностью персонала, сил и средств к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
соответствием производимых испытаний и проверок утвержденной программе работ.
42. Проведение пусконаладочных работ и испытаний, в ходе которых возможно возникновение чрезвычайных ситуаций, не допускается без наличия составленного и утвержденного в соответствии с установленным порядком Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Перед проведением пусконаладочных работ и испытаний осуществляется проверка соответствия квалификационным требованиям и допусков к работе персонала, участвующего в локализации и ликвидации аварийных ситуаций.
43. При необходимости по предложению органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям могут проводиться тренировки и учения по ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в результате аварий на этапе ввода потенциально опасного объекта в эксплуатацию с задействованием объектовых и территориальных сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведением мероприятий по защите персонала, населения и территорий.
44. Ввод потенциально опасного объекта в эксплуатацию производится при наличии следующих утвержденных документов:
заключения о соответствии реализованных при строительстве мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера проектной документации;
заключения о готовности объектовых сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утверждается органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям) в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защит