к какому классу относится педагогическая профессия управляющих или преобразующих
Красноярского края
Профессиограмма
Учитель
Презентация профессии
Слово «учитель» рождает множество разных переживаний в сердце каждого из нас. Ведь именно с педагогами часто связаны наши самые яркие воспоминания об успехах и неудачах, победах и поражениях, которые надолго запоминаясь, так или иначе, зачастую влияют на всю нашу последующую жизнь…
Профессия учителя (педагога) столь же древняя, как и история культурного человечества. В качестве учителей во все времена выбирались самые образованные и достойные. В Древнем Риме, например, от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие, и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. А в древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в ХХ веке до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.
Сама педагогика как наука зародилась в V веке до нашей эры в Древней Греции. Уже тогда сложились афинская и спартанская системы обучения и воспитания подрастающего поколения.
Согласно словарю Ожегова, учитель – лицо, которое кого-либо чему-либо обучает. Другими словами, учитель – это человек, который обучает учащихся, передает им знания и навыки, занимается преподавательской и воспитательной работой.
В профессии учителя различают ряд специальностей: преподаватели в колледжах, университетах и других вузах; преподаватель в системе дошкольного воспитания и обучения, преподаватель начальной школы, преподаватель в системе специального образования, преподаватель-организатор, социальный педагог, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, педагог по физической культуре, педагог профессионального обучения и другие.
В средней школе ребенка сначала (первые 4 года) сопровождает учитель начальных классов, а затем классный руководитель и множество учителей, ведущих отдельные предметы (учителей-предметников). И если учитель начальных классов во многом исполняет роль внимательной и заботливой мамы – няни, то классный руководитель это уже наставник, направляющий и организовывающий, но обязательно оставляющий своим ученикам пространство для инициативы и самостоятельности. Поэтому от него требуется не только безупречное знания того учебного материала, который он преподает, но и умение хорошо разбираться в вопросах возрастной психологии, чтобы учитывать социальную ситуацию своих подопечных и видеть их потенциал (выражаясь педагогическим языком, видеть зону их ближайшего развития).
В нашей стране учитель (педагог, преподаватель) – это массовая профессия, одна из самых уважаемых и востребованных на рынке труда. В ней редко встречаются случайные люди. В основном преподавателями работают специалисты по призванию, эрудированные, увлеченные своей работой, искренне преданные образовательному процессу, бескорыстно заинтересованные в успехах своих учеников. Очень важна в профессии учителя речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно, просто, понятно для ребят.
Преимущества профессии: удовольствие от взаимодействия с подрастающим поколением, от процесса преподавания, передачи своих знаний и опыта учащимся; реализация постоянного стремления к совершенствованию в своем предмете, к самообучению
Ограничения профессии: отсроченный во времени результат труда, значительные психоэмоциональные нагрузки (при ведении большого количества учебных групп, от взаимодействия с трудными учащимися); ненормированное рабочее время; низкий уровень заработной платы; повышенная нагрузка на голосовые связки (горло) и ноги.
Содержание деятельности
Учитель обучает, передает учащимся знания по определенному предмету, используя разные формы (групповые и индивидуальные) и способы руководства познавательной деятельностью учеников (семинары, тренинги, лекции и др.).
Учитель содействует стремлению у учеников к освоению новых знаний, создает условия, способствующие раскрытию их творческого потенциала, способностей и возможностей.
Учитель объясняет новый материал доступными, подходящими для данного возраста средствами, включает в процесс обучения примеры для закрепления материала, осуществляет контроль за успешным усвоением нового.
Учитель использует различные наглядные пособия, презентации на интерактивных досках и другие современные технические устройства.
Учитель изучает индивидуальные особенности учащихся и, при необходимости, оказывает воспитательное психолого-педагогическое влияние, проводит со своими воспитанниками разъяснительную работу.
Учитель организует групповые внеклассные мероприятия, дополнительные занятия, факультативы, кружки, проводит собрания (в том числе родительские).
Учитель строит образовательный процесс с учетом возрастных и индивидуально – личностных особенностей учащихся (например, стиля познавательной деятельности).
Учитель разрабатывает и внедряет образовательные учебные программы, составляет тематические и урочные планы.
Требования к знаниям и умениям специалиста
Квалифицированный учитель должен знать:
Условия труда
Обычно учитель работает в помещении. Большую часть рабочего дня он проводит в режиме интенсивного общения с учениками, двигаясь при этом по учебному классу, стоя у доски или сидя за рабочим столом. Другая часть его рабочего времени в той или иной степени бывает посвящена заполнению профессиональной документации, проверки тетрадей учеников, планированию содержания уроков на следующий день.
Главные средства труда учителя: его профессионализм, интеллектуальные способности и познания в предметной области. Также важным рабочим инструментом любого учителя являются голосовые связки. При этом бывают исключения. Так, в случае учителя физической культуры, танцев скорее стоит говорить о выраженной мобильности и физической нагрузке.
Из особых условий труда следует выделить высокую моральную ответственность за качество своей работы.
Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для учителя:
Базовое образование
Базовые знания по профессии учителя, как правило, можно получить в организациях высшего образования.
Учителей младших классов выпускают организации среднего профессионального образования (техникум, колледж).
Пути получения профессии
В городе Красноярске дипломированных учителей средних и старших классов готовят организации высшего образования: ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет».
В Красноярском крае дипломированных учителей готовит Лесосибирский педагогический институт – филиал ФГАОУ ВО «СФУ».
В городе Красноярске дипломированных учителей выпускают организации среднего профессионального образования КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М.А. Горького», КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 2».
В Красноярском крае дипломированных учителей готовят следующие организации среднего профессионального образования:
Педагогические профессии и специальности
Особенности педагогических профессий и специальностей
Просмотр содержимого документа
«Педагогические профессии и специальности»
Педагогические профессии и специальности
возникновение педагогической профессии
Особенности педагогической профессии
Современные педагогические профессии
Основное предназначение – обучение школьников согласно учебному плану по предмету, воспитании (патриотическом, например), формировании универсальных учебных действий (ууд)
Место работы: школы всех видов и типов
Место работы: ВузЫ, ссузы, институты повышения квалификации
В отличие от учителя работает с индивидуальной программой каждого ученика, создаёт условия для обучения и сопровождает его
Место работы: школы, вузы, институты повышения квалификации
Отвечают за воспитание и здоровье воспитанников, физическое развитие и их досуг
Место работы: детские сады, коррекционные школы, суворовские и
кадетские училища, детские дома
Суть профессии – организация учебно-тренировочной работы спортсменов. Усилия направлены на повышение их мастерства, улучшение результатов
Место работы: спортивные школы, секции, клубы
Разновидность тренерства, отличие состоит в том, что он не даёт определённых правил действия, а вырабатывает направление развития совместно с человеком, мотивирует, поддерживает успехи.
Должен обладать знаниями психологии, а так же являться успешным в жизни и профессии человеком
Место работы: психологические школы; проводит семинары, тренинги
Перспективы развития педагогической профессии
Например : Дошкольное образование, Начальное образование дефектологическое образование, профили: русский язык и литература, история и обществознание и др.
Конспект «Своеобразие педагогической профессии»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Своеобразие педагогической профессии.
Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в его особенностях деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А.Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа «человек — человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.
Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа «человек — человек» также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача — понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.
Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной.
Так, в профессии учителя умение общаться становится профессионально необходимым качеством. Изучение опыта начинающих учителей позволило исследователям, в частности B.A-Кан-Калику, выявить и описать наиболее часто встречающиеся «барьеры» общения, затрудняющие решение педагогических задач: несовпадение установок, боязнь класса, отсутствие контакта, сужение функции общения, негативная установка на класс, боязнь педагогической ошибки, подражание. Однако если начинающие учителя испытывают психологические «барьеры» по неопытности, то учителя со стажем — по причине недооценки роли коммуникативного обеспечения педагогических воздействий, что приводит к обеднению эмоционального фона образовательного процесса. В результате оказываются обедненными и личные контакты с детьми, без эмоционального богатства которых невозможна продуктивная, одухотворенная положительными мотивами деятельность личности.
Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.
К какому классу относится педагогическая профессия управляющих или преобразующих
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 “Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций” (не вступило в силу)
В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.
Председатель Правительства Российской Федерации | Д. Медведев |
Номенклатура
должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций
(утв. постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678)
I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
1. Должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу
Заместитель начальника кафедры
2. Должности иных педагогических работников
Инструктор по труду
Инструктор по физической культуре
Мастер производственного обучения
Педагог дополнительного образования
Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности
Руководитель физического воспитания
Старший педагог дополнительного образования
II. Должности руководителей образовательных организаций
1. Должности руководителей
2. Должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей
Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника)
Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения
Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения
Руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики
Советник при ректорате
Ученый секретарь совета образовательной организации
Ученый секретарь совета факультета (института)
Примечания: 1. К должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и должностям руководителей образовательных организаций относятся соответственно участвующие в образовательной деятельности директора институтов, начальники институтов, ученые секретари советов институтов, являющихся структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
2. Наименование должности «логопед» предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
3. Должность «преподаватель», предусмотренная в подразделе 1 раздела I настоящего документа, относится к должностям профессорско-преподавательского состава в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ. Должность «преподаватель», предусмотренная в подразделе 2 раздела I настоящего документа, относится к должностям иных педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования.
4. Должность «тьютор» предусмотрена для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования.
5. Должность «президент» предусмотрена только для образовательных организаций высшего образования.
6. Должности «начальник факультета», «начальник института», «начальник кафедры» и «заместитель начальника кафедры» предусмотрены только для образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
Обзор документа
Утверждена номенклатура должностей педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций.
Она устанавливает единый подход к наименованию должностей указанных сотрудников во всех организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Так, предусмотрены следующие должности руководителей образовательных организаций: ректор, директор, заведующий, начальник, президент (только для вузов).
Определены иные руководящие должности: заместитель руководителя; руководитель структурного подразделения, его заместитель; проректор (в том числе первый); помощник ректора (проректора); руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики; советник при ректорате; старший мастер, ученый секретарь совета образовательной организации, факультета (института). Таким образом, за лицами, занимающими перечисленные должности, должны быть сохранены существующие меры социальной поддержки.
Также номенклатура содержит должности профессорско-преподавательского состава и иных педагогических работников.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.
Профессия учителя относится к стабильным, устойчивым видам деятельности.
Лекция 1.
Тема: Общая характеристика педагогической профессии ( 4 часа).
План лекции:
1. Учитель в классификации профессий. Особенности педагогической
профессии.
2. Возникновение и развитие педагогической профессии.
3. Профессия учителя в современном мире. Профессиональный престиж и статус профессии.
Сегодня, вряд ли кто скажет нам точно, сколько в мире насчитывается профессий и видов профессиональной деятельности.
По данным специального словаря, выпущенного в США, сегодня насчитывается более 22 тысяч профессий, а справочник «Обзор рынка труда» даёт характеристику более 850 видов профессиональной деятельности.
Профессия — это ограниченная (вследствие разделения труда) сфера применения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.
Профессия— определённый вид трудовой деятельности, характеризующийся рядом требований к личности.
Профессия учителя относится к стабильным, устойчивым видам деятельности.
Охарактеризовать учительскую профессию в самом общем виде нам поможет классификация профессий.
Классификация профессий отражает сложившуюся в человеческом обществе систему разделения труда.
С течением времени труд становится всё более совершенным, постоянно появляются новые виды трудовой деятельности.
Некоторые же виды труда, наоборот, уходят в прошлое. Другие – объединяются и дают основания для новых профессий.
Сегодня наиболее известной и распространённой является классификация профессий, разработанная Евгением Александровичем Климовым.
В ней выделяют выделяют 5 основных групппрофессий
— человек — природа;
— человек — человек;
Профессия учителя и различные педагогические специальности относятсяв классификации профессий к группе профессий «человек- человек».
Любая профессия в классификации Климова имеет три основных характеристики. Это – предмет труда, вид и класс профессии.
Вот с этих позиций мы и будем сейчас характеризовать профессию учителя.
Предметом труда для группы профессий «человек – человек» является другой человек.
Представители этой группы профессий совершают полезные действия для отдельного человека или для группы людей в процессе общения с ними в своей деятельности: учат, лечат, обслуживают людей в столовой, парикмахерской, библиотеке, аптеке, нотариальной конторе, проводят экскурсии, тренируют, продают и т. д.
Профессия учителя тоже относится к этой группе и имеет тот же глубокий смысл – помогает стать образованным, вводить в культуру, помогает определиться с жизненными смыслами.
Как это образно можно представить?
Типлюбой профессии определяется по предмету труда:как мы с вами уже говорили, предметом учительского труда является человек(и не просто человек, а растущий человек— ребёнок, что вдвойне ответственно).
Труднее отнести профессию учителя к определённому классу профессий.
По классификации профессий сегодня выделяют следующие классыпрофессий:
• гностические (познавательные);
• — преобразовательные,
• — изыскательные.
Представители гностических профессий – ониисследуют, классифицируют, оценивают, разбираются, проверяют, познают и т. д.
Эти действия выполняют представители разных профессий, в том числе и учитель.Он распознаёт своих учеников, изучает их психологические особенности, разбирается в их поступках, конфликтах, оценивает их достижения и личностный рост.
Кроме того, он каждый раз открывает перед ними ту науку, которую преподаёт (историю, математику, физику и т. д.).
А ещё учитель постоянно должен совершенствоваться в своём деле как любой уважающий себя профессионал, поэтому он практически постоянно находится в процессе познания.
Представители класса преобразовательных профессийвыполняют деятельность по преобразованию своего предмета труда: они обрабатывают, преобразовывают, организуют, перемещают и т. д.
Присущи ли такие виды деятельности учителю?
Он преобразует ум и знания ребёнка, его волю и способности, развивает его нравственные качества, учит его самостоятельно действовать, принимать решения.
Представители третьего класса, класса изыскательных профессийпридумывают, изобретают, находят новый вариант, результат в своей деятельности.
Может ли деятельность учителя относится к изыскательской?
Учитель создаёт новые программы и учебники, разрабатывает новые приёмы и методы обучения, создаёт свои педагогические системы.
Пример: Рисунок – карикатура – ученик у доски – как я провёл лето? (Твиттер)
Таким образом, на всех этих примерах мы увидели, что деятельность учителя носит интегративный характер,т.е. она объединяет в себе признаки и свойства гностических, преобразовательных и изыскательных профессий, всех трёх классов профессий.
Именно поэтому её относят к наиболее сложным классам профессиональной деятельности.
Деятельность учителя в обществе необычайно многогранна и, конечно же, имеет свои особенности.
Что это значит?
Занимаясь преобразованием, педагог должен и управлятьпроцессом эмоционального, физического, интеллектуального и духовного развития ребёнка.
Причём, процесс управления в педагогической деятельности тоже своеобразен:если профессионалам в другой деятельности достаточно квалифицированно выполнять свою работу, то учитель призван, прежде всего, не сообщать знания, а организовать учебную и внеучебную деятельность.
Сложность управления заключается в том, что учитель имеет дело с развивающейся личностью, которая обладает своей собственной индивидуальностью.
Причём в школьном классе обычно представлен целый спектр таких личностей. К этому добавляются факторы неординарных, постоянно меняющихся условий профессиональной деятельности.
Следующей особенностью труда учителя является необходимость решать одновременно многообразные педагогические задачи и быть готовым к длительному, долговременному и непрерывному характеру данной профессии.
Основное содержание педагогической деятельности составляют общение и взаимоотношения с людьми (коммуникация).
Творческий характер педагогической деятельности, поэтому, является ее важнейшей особенностью.
Лекция 1.
Тема: Общая характеристика педагогической профессии ( 4 часа).
План лекции:
1. Учитель в классификации профессий. Особенности педагогической
профессии.
2. Возникновение и развитие педагогической профессии.
3. Профессия учителя в современном мире. Профессиональный престиж и статус профессии.
Сегодня, вряд ли кто скажет нам точно, сколько в мире насчитывается профессий и видов профессиональной деятельности.
По данным специального словаря, выпущенного в США, сегодня насчитывается более 22 тысяч профессий, а справочник «Обзор рынка труда» даёт характеристику более 850 видов профессиональной деятельности.
Профессия — это ограниченная (вследствие разделения труда) сфера применения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.
Профессия— определённый вид трудовой деятельности, характеризующийся рядом требований к личности.
Профессия учителя относится к стабильным, устойчивым видам деятельности.
Охарактеризовать учительскую профессию в самом общем виде нам поможет классификация профессий.
Классификация профессий отражает сложившуюся в человеческом обществе систему разделения труда.
С течением времени труд становится всё более совершенным, постоянно появляются новые виды трудовой деятельности.
Некоторые же виды труда, наоборот, уходят в прошлое. Другие – объединяются и дают основания для новых профессий.
Сегодня наиболее известной и распространённой является классификация профессий, разработанная Евгением Александровичем Климовым.
В ней выделяют выделяют 5 основных групппрофессий
— человек — природа;
— человек — человек;
Профессия учителя и различные педагогические специальности относятсяв классификации профессий к группе профессий «человек- человек».
Любая профессия в классификации Климова имеет три основных характеристики. Это – предмет труда, вид и класс профессии.