к какому классу мкту относится торговля
К какому классу мкту относится торговля
Участие в Конференции Защита и коммерциализация интеллектуальной собственности: баланс интересов и грани допустимого
Участие в Международной конференции «Актуальные вопросы международного оборота объектов интеллектуальной собственности в современных условиях 2017»
Информационное письмо «О формулировках терминов, идентифицирующих услуги, относящиеся к торговой деятельности, при включении их в перечень услуг 35 класса МКТУ»
В практике составления и рассмотрения заявок на государственную регистрацию товарных знаков возникают затруднения в рассмотрении вопросов, касающихся услуг, связанных с торговой деятельностью, а именно, вопросов классификации услуг и обозначения их точными терминами, позволяющими услуги идентифицировать. Неурегулированная практика рассмотрения данных вопросов вызывает, в свою очередь, затруднения при определении однородности услуг как в процессе проведения экспертизы, так и при защите правообладателем своего исключительного права или доказывании им использования знака обслуживания.
В этой связи, а также учитывая практику Международного Бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (МБ ВОИС) и зарубежных патентных ведомств, целесообразно принимать во внимание следующее.
3. Следует отметить, что указанное выше уточнение исключено из пояснения к 35 классу МКТУ 9-ой редакции МКТУ.
4. Как известно, перечень товаров и услуг, содержащихся в МКТУ, не является исчерпывающим. При составлении перечня товаров и (или) услуг, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака (знака обслуживания), заявитель вправе указать товар и (или) услугу, отсутствующие в МКТУ, обозначив их точными конкретными формулировками с учетом привязки к классам МКТУ, позволяющими этот товар и (или) услугу идентифицировать. Например, для обозначения услуг по продаже товаров могут быть использованы следующие термины: «услуги по розничной, оптовой продаже товаров», «услуги магазинов по розничной, оптовой продаже товаров», «услуги по развозной продаже товаров», «услуги розничной продажи товаров по каталогу путем почтовых отправлений», «услуги розничной продажи товаров с использованием теле-магазинов или интернет-сайтов». Термины, обозначающие услуги по продаже товаров, могут быть использованы с уточнениями по ассортименту реализуемых товаров или по сфере деятельности, например: «услуги розничной продажи продуктов питания», «услуги оптовой продажи строительных материалов», «услуги розничной продажи семян, луковиц цветов, рассады овощных и цветочных культур, декоративных и плодовых деревьев и кустарников», «услуги розничной продажи, осуществляемые универмагами, представляющими широкий ассортимент одежды, обуви, аксессуаров, косметики и парфюмерии», «услуги универмагов по розничной продаже широкого ассортимента мебели и товаров для дома», «услуги булочных в части розничной продажи хлебобулочных и кондитерских изделий», «услуги розничной продажи товаров, осуществляемые парикмахерскими и салонами красоты», «услуги розничной продажи аптечных товаров». Все перечисленные выше формулировки услуг могут быть отнесены к 35 классу МКТУ. Для обозначения услуг, в той или иной степени связанных с торговой деятельностью, кроме упомянутого ранее термина «продвижение товаров для третьих лиц», могут быть использованы иные термины, содержащиеся в 35 классе МКТУ. В зависимости от вида деятельности могут быть использованы следующие термины: агентства по импорту-экспорту, продажа аукционная, услуги снабженческие для третьих лиц (закупка и обеспечение предпринимателей товарами).
5.2. Необходимо учитывать также, что услуги по розничной продаже товаров в зависимости от ассортимента товаров могут быть отнесены не только к 35 классу МКТУ, но и к другим классам услуг МКТУ. Например, к 35 классу МКТУ не могут быть отнесены услуги баров, кафетериев по розничной продаже товаров (напитков, сигарет и т.п.). Такие услуги относятся к 43 классу МКТУ.
Информационное письмо Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 23 декабря 2011 г. N 2 «О формулировках терминов, идентифицирующих услуги, относящиеся к торговой деятельности, при включении их в перечень услуг 35 класса МКТУ»
В практике составления и рассмотрения заявок на государственную регистрацию товарных знаков возникают затруднения в рассмотрении вопросов, касающихся услуг, связанных с торговой деятельностью, а именно, вопросов классификации услуг и обозначения их точными терминами, позволяющими услуги идентифицировать. Неурегулированная практика рассмотрения данных вопросов вызывает, в свою очередь, затруднения при определении однородности услуг как в процессе проведения экспертизы, так и при защите правообладателем своего исключительного права или доказывании им использования знака обслуживания.
В этой связи, а также учитывая практику Международного Бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (МБ ВОИС) и зарубежных патентных ведомств, целесообразно принимать во внимание следующее.
Торговля подразделяется на оптовую и розничную.
2. В Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ), принятой Специальным союзом, образованным Ниццким соглашением о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, такой вид услуг как торговля отсутствует. До принятия 8-ой редакции МКТУ услуга, отражающая деятельность торговых предприятий, была отнесена практикой экспертизы с формулировкой «реализация товаров» к 42 классу МКТУ, который включал в это время все услуги, не отнесенные к другим классам, по общему принципу построения МКТУ.
После введения в действие 8-ой редакции МКТУ, куда были включены новые классы (43, 44 и 45), и часть услуг, ранее относившихся к 42 классу, была реклассифицирована либо исключена из МКТУ. В практике экспертизы для обозначения услуг, связанных с торговой деятельностью, стали использоваться формулировки, предусмотренные этой редакцией, в том числе использовалась формулировка «продвижение товаров для третьих лиц», содержащаяся в перечне 35 класса МКТУ. Такая практика сложилась несмотря на то, что в 8-ой редакции МКТУ, также как и в ранее принятых редакциях, в пояснении к 35 классу присутствует уточнение о том, что к этому классу не относится деятельность предприятий, основной задачей которых является сбыт товаров, т.е. так называемых торговых предприятий.
3. Следует отметить, что указанное выше уточнение исключено из пояснения к 35 классу МКТУ 9-ой редакции МКТУ.
4. Как известно, перечень товаров и услуг, содержащихся в МКТУ, не является исчерпывающим. При составлении перечня товаров и (или) услуг, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака (знака обслуживания), заявитель вправе указать товар и (или) услугу, отсутствующие в МКТУ, обозначив их точными конкретными формулировками с учетом привязки к классам МКТУ, позволяющими этот товар и (или) услугу идентифицировать.
Например, для обозначения услуг по продаже товаров могут быть использованы следующие термины: «услуги по розничной, оптовой продаже товаров», «услуги магазинов по розничной, оптовой продаже товаров», «услуги по развозной продаже товаров», «услуги розничной продажи товаров по каталогу путем почтовых отправлений», «услуги розничной продажи товаров с использованием теле-магазинов или интернет-сайтов».
Термины, обозначающие услуги по продаже товаров, могут быть использованы с уточнениями по ассортименту реализуемых товаров или по сфере деятельности, например: «услуги розничной продажи продуктов питания», «услуги оптовой продажи строительных материалов», «услуги розничной продажи семян, луковиц цветов, рассады овощных и цветочных культур, декоративных и плодовых деревьев и кустарников», «услуги розничной продажи, осуществляемые универмагами, представляющими широкий ассортимент одежды, обуви, аксессуаров, косметики и парфюмерии», «услуги универмагов по розничной продаже широкого ассортимента мебели и товаров для дома», «услуги булочных в части розничной продажи хлебобулочных и кондитерских изделий», «услуги розничной продажи товаров, осуществляемые парикмахерскими и салонами красоты», «услуги розничной продажи аптечных товаров».
Все перечисленные выше формулировки услуг могут быть отнесены к 35 классу МКТУ.
Для обозначения услуг, в той или иной степени связанных с торговой деятельностью, кроме упомянутого ранее термина «продвижение товаров для третьих лиц», могут быть использованы иные термины, содержащиеся в 35 классе МКТУ. В зависимости от вида деятельности могут быть использованы следующие термины: агентства по импорту-экспорту, продажа аукционная, услуги снабженческие для третьих лиц (закупка и обеспечение предпринимателей товарами).
5. Наряду с вышесказанным при осуществлении проверки перечня товаров и услуг необходимо учитывать следующее.
5.1. Нижеуказанные термины не могут быть отнесены к какому-либо классу МКТУ:
«торговые центры», «услуги торговых центров» (деятельность торговых центров может состоять, в том числе в сдаче в аренду торговых и складских помещений, и не может относиться к 35 классу МКТУ);
«булочные» (слишком широкая формулировка, которая может включать в себя не только услуги по продаже хлебобулочных изделий, но и иные услуги, в том числе не относящиеся к 35 классу МКТУ, например, услуги кафетериев, выпечка хлебобулочных изделий по индивидуальным заказам, например, свадебных караваев и т.п.).
5.2. Необходимо учитывать также, что услуги по розничной продаже товаров в зависимости от ассортимента товаров могут быть отнесены не только к 35 классу МКТУ, но и к другим классам услуг МКТУ. Например, к 35 классу МКТУ не могут быть отнесены услуги баров, кафетериев по розничной продаже товаров (напитков, сигарет и т.п.). Такие услуги относятся к 43 классу МКТУ.
Информационное письмо Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 23 декабря 2011 г. N 2 «О формулировках терминов, идентифицирующих услуги, относящиеся к торговой деятельности, при включении их в перечень услуг 35 класса МКТУ»
Текст информационного письма опубликован в журнале «Патенты и лицензии», 2012 г., N 6
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Вопросы и ответы
Регистрация товарного знака (от 2 мес.) проводится для конкретных производимых Вами (или подрядчиками) товаров или оказываемых услуг, входящих в МКТУ – Международный классификатор товаров и услуг. Калькулятор расчета стоимости регистрации.
Согласно классификатору все товары и услуги поделены на 45 групп (классов). Из них с 1 по 34 – классы товаров, с 35 по 45 – классы услуг. Именно в этих классах Вам будет предоставлена охрана товарного знака на территории России.
Классы товаров 1-5
Химические продукты, предназначенные для использования в промышленных, научных целях, в фотографии, сельском хозяйстве, садоводстве и лесоводстве; необработанные синтетические смолы, необработанные пластические материалы; удобрения; составы для тушения огня; препараты для закалки и пайки металлов; препараты для консервирования пищевых продуктов; дубильные вещества; клеящие вещества для промышленных целей.
Краски, олифы, лаки; защитные средства, предохраняющие металлы от коррозии и древесину от разрушения; красящие вещества; протравы; необработанные природные смолы; листовые и порошкообразные металлы, используемые для художественно-декоративных целей и художественной печати.
Препараты для отбеливания и прочие вещества для стирки; препараты для чистки, полирования, обезжиривания и абразивной обработки; мыла нелечебные; парфюмерные изделия, эфирные масла, косметика, лосьоны для волос, зубные порошки и пасты нелечебные.
Технические масла и смазки; смазочные материалы; составы для поглощения, смачивания и связывания пыли; топлива (в том числе моторные бензины) и осветительные материалы; фитили и свечи для освещения.
Изделия фармацевтические, препараты медицинские и ветеринарные; изделия гигиенические для медицинских целей; диетическое питание и вещества для медицинских или ветеринарных целей, детское питание; пищевые добавки для человека и животных; пластыри, перевязочные материалы; материалы для пломбирования зубов и изготовления зубных слепков; дезинфицирующие средства; препараты для уничтожения вредных животных; фунгициды, гербициды.
Классы товаров 6-10
Обычные металлы и их сплавы, руды; металлические строительные материалы; передвижные металлические конструкции и сооружения; металлические тросы и проволока, неэлектрические; мелкие металлические и скобяные изделия; контейнеры металлические для хранения и транспортировки; сейфы.
Машины и станки; двигатели (за исключением предназначенных для наземных транспортных средств); соединения и элементы передач (за исключением предназначенных для наземных транспортных средств); сельскохозяйственные орудия, иные, чем орудия с ручным управлением; инкубаторы; торговые автоматы.
Ручные орудия и инструменты; ножевые изделия, вилки и ложки; холодное оружие; бритвы.
Приборы и инструменты научные, морские, геодезические, фотографические, кинематографические, оптические, для взвешивания, измерения, сигнализации, контроля (проверки), спасания и обучения; приборы и инструменты для передачи, распределения, трансформации, накопления, регулирования или управления электричеством; аппаратура для записи, передачи, воспроизведения звука или изображений; магнитные носители информации, диски звукозаписи; компакт-диски, DVD и другие цифровые носители информации; механизмы для аппаратов с предварительной оплатой; кассовые аппараты, счетные машины, оборудование для обработки информации и компьютеры; программное обеспечение; оборудование для тушения огня.
Приборы и инструменты хирургические, медицинские, стоматологические и ветеринарные; протезы конечностей, глазные и зубные протезы; ортопедические изделия; материалы для наложения швов; терапевтическое и вспомогательное оборудование, предназначенное для людей с ограниченными возможностями; приборы для массажа; аппараты, оборудование и изделия для детей младенческого возраста; аппараты, приборы и товары для сексуальной активности.
Классы товаров 11-15
Устройства для освещения, нагрева, получения пара, тепловой обработки пищевых продуктов, для охлаждения, сушки, вентиляции, водораспределительные и санитарно-технические.
Транспортные средства; аппараты, перемещающиеся по земле, воде и воздуху.
Огнестрельное оружие; боеприпасы и снаряды; взрывчатые вещества; фейерверки.
Благородные металлы и их сплавы; ювелирные изделия, бижутерия, драгоценные и полудрагоценные камни; часы и хронометрические приборы.
Классы товаров 16-20
Бумага, картон; печатная продукция; материалы для переплетных работ; фотоснимки; писчебумажные товары, офисные принадлежности, за исключением мебели; клейкие вещества для канцелярских и бытовых целей; принадлежности для художников и материалы для рисования; кисти; учебные материалы и наглядные пособия; листы, пленка и мешки пластмассовые для упаковки и пакетирования; шрифты, клише типографские.
Каучук, резина, гуттаперча, асбест, слюда частично обработанные и заменители этих материалов; пластмассы и резина частично обработанные; материалы для конопачения, уплотнения и изоляции; гибкие трубы неметаллические.
Кожа и имитация кожи; шкуры животных; дорожные сундуки, чемоданы; зонты от дождя и солнца; трости; хлысты, кнуты, конская сбруя и шорные изделия; ошейники, поводки и одежда для животных.
Неметаллические строительные материалы; неметаллические жесткие трубы для строительных целей; асфальт, смолы и битум; неметаллические передвижные конструкции и сооружения; неметаллические памятники.
Мебель, стекло (зеркала), обрамления для картин; контейнеры для хранения или транспортировки неметаллические; рог, кость, слоновая кость, перламутр, обработанные или частично обработанные; раковины; морская пенка; янтарь.
Классы товаров 21-25
Домашняя и кухонная утварь и посуда; расчески и губки; щетки, за исключением кистей; материалы для щеточных изделий; материал для чистки и уборки; необработанное или частично обработанное стекло, за исключением строительного стекла; изделия из стекла, фарфора и фаянса.
Канаты, веревки, бечевки; сети; палатки, навесы; тенты из текстильных или синтетических материалов; паруса; мешки, для транспортировки и хранения товаров без упаковки; набивочные материалы, за исключением бумажных, картонных, резиновых и пластических; материалы из текстильного волокнистого сырья и их заменителей.
Нити текстильные и пряжа.
Текстиль и его заменители; белье для бытового использования; шторы из текстильного и пластического материалов.
Одежда, обувь, головные уборы.
Классы товаров 26-30
Кружева и вышитые изделия, тесьма и ленты; пуговицы, кнопки, крючки и блочки, булавки и иглы; искусственные цветы; украшения для волос; искусственные волосы.
Ковры, циновки, маты, линолеум и прочие покрытия для полов; стенные обои и обивочные материалы (нетекстильные).
Игры, игрушки; аппараты для видео игр; гимнастические и спортивные товары; елочные украшения.
Мясо, рыба, птица и дичь; мясные экстракты; овощи и фрукты консервированные, сушеные и подвергнутые тепловой обработке; желе, варенье, компоты; яйца; молоко и молочные продукты; масла и жиры пищевые.
Кофе, чай, какао и заменители кофе; рис; тапиока (маниока) и саго; мука и зерновые продукты; хлебобулочные изделия, кондитерские изделия; мороженое; сахар, мед, сироп из патоки; дрожжи, пекарные порошки; соль; горчица; уксус, приправы; пряности; лед для охлаждения.
Классы товаров 31-34
Сельскохозяйственные, аквакультуры, садово-огородные и лесные продукты, необработанные и непереработанные; зерно и семена, необработанные и непереработанные; свежие фрукты, овощи и ароматические травы; живые растения и цветы; луковицы, саженцы и семена; живые животные; корма и напитки для животных; солод.
Пиво; минеральные и газированные воды и прочие безалкогольные напитки; фруктовые напитки и фруктовые соки; сиропы и прочие составы для изготовления напитков.
Алкогольные напитки (за исключением пива).
Табак, курительные принадлежности; спички.
Классы услуг 35-45
Реклама; менеджмент в сфере бизнеса; административная деятельность в сфере бизнеса; офисная служба.
Страхование; финансовая деятельность; кредитно-денежные операции; операции с недвижимостью.
Cтроительство; ремонт; установка оборудования.
Транспортировка; упаковка и хранение товаров; организация путешествий.
Воспитание; образование; развлечения; организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий.
Научные и технологические услуги и относящиеся к ним научные исследования и разработки; услуги по промышленному анализу и научным исследованиям; разработка и развитие компьютеров и программного обеспечения.
Услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками; обеспечение временного проживания.
Медицинские услуги; ветеринарные услуги; услуги в области гигиены и косметики для людей и животных; услуги в области сельского хозяйства, огородничества и лесоводства.
Услуги юридические; службы безопасности для физической защиты материальных ценностей и индивидуальных лиц; персональные и социальные услуги, оказываемые другим для удовлетворения потребностей индивидуальных лиц.
Какие товары и услуги нужно включать в заявку на товарный знак?
Товарный знак – обозначение, индивидуализирующее товары и услуги одного производителя по сравнению с товарами и услугами других производителей, – всегда регистрируется в отношении определенного перечня таких товаров и услуг. Все товары и услуги делятся на 45 классов Международной классификации (МКТУ). Если какая-то конкретная позиция отсутствует в принятой классификации, ее, как правило, можно отнести к тому или иному классу по однородности.
Регистрировать торговую марку «для всего» можно, но, во-первых, это дорого (поскольку размер оплачиваемых в Роспатент пошлин зависит от количества классов МКТУ), во-вторых – рискованно, так как если в течение трехлетнего периода Вы не используете Ваше обозначение для некоторых позиций, любое заинтересованное лицо может подать в Суд по интеллектуальным правам (СИП) исковое заявление о досрочном прекращении правовой охраны Вашего знака, и если Вы не докажете его использование, товарный знак будет аннулирован для определенных товаров и/или услуг, и кто-то другой сможет оформить его на себя. В третьих, чем шире перечень товаров и услуг, тем больше вероятность, что кто-то уже нечто подобное зарегистрировал или подал заявку на регистрацию товарного знака раньше Вас, и это послужит причиной вынесения экспертизой предварительного отказа в отношении всех или части заявленных товаров и/или услуг, указанных в Вашей заявке (Уведомление о проведенной экспертизе), что усложнит и удлинит срок регистрации товарного знака.
Можно ли добавить в заявку классы МКТУ?
Бизнес развивается непрерывно, постоянно меняются рыночные условия, расширяется ассортимент. Часто получается так, что уже после получения свидетельства или подачи заявления на регистрацию предприниматель сталкивается с необходимостью расширения правовой охраны своего знака, включения новых товаров и услуг. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли добавить в заявку новые классы?
После того, как знак зарегистрирован, никто не может без Вашего разрешения использовать его в отношении зарегистрированных товаров и услуг, и товаров и услуг, однородных зарегистрированным. Поэтому необходимо определить, однородны ли те новые позиции, для которых Вам нужна охрана, с теми, которые уже указаны Свидетельстве о регистрации товарного знака. Это значит, что, например, если у Вас в перечне товаров нет «сметаны», но есть «молоко и молочные продукты», правовая охрана Вашего знака действует и для сметаны тоже, поэтому дополнительных действий, как правило, совершать не нужно.
На практике же обычно все не так просто. Успешные производители решают открывать совершенно новые ассортиментные линейки, выходить на новые рынки. И начинают использовать свой бренд для той продукции, для которой изначально его использовать даже не предполагалось. Естественно, возникает необходимость иметь защиту знака и для этих новых наименований.
Однако в соответствии с законами РФ и нормативно-правовыми актами Роспатента, добавить в заявку или свидетельство новые позиции не получится, поскольку в этом случае происходит существенное изменение товарного знака, а именно, изменяется объем правовой охраны по отношению к первоначально заявленному.
При этом следует отметить, что сократить перечень товаров и услуг, указанных в зарегистрированном товарном знаке, возможно путем подачи в ФИПС заявления от владельца товарного знака с уплатой соответствующей пошлины.
Как расширить правовую охрану своего товарного знака?
Если Вы хотите получить охрану Вашего бренда для товаров и услуг, которых нет в первоначальной заявке или свидетельстве, Вам, к сожалению, придется подавать новую, полноценную заявку на регистрацию товарного знака. В ней Вы можете указать номер уже имеющегося у Вас свидетельства, для этого есть особое поле в соответствующей форме, однако, на процесс регистрации это никак не повлияет.
Экспертиза по заявке будет проводиться с самого начала, в те же сроки (до 12 месяцев, на практике сейчас — 8-10 месяцев с даты подачи заявки), будет проверяться наличие абсолютных и относительных оснований для отказа в регистрации. Наличие у Вас регистрации для неоднородных товаров и услуг, к сожалению, не гарантирует успешную регистрацию для «расширенного» списка.
Что делать, если кто-то уже зарегистрировал товарный знак для интересующих Вас позиций?
Если в процессе экспертизы такой новой заявки на дополнительные товары и услуги ведомство направляет Вам уведомление о том, что Вашей регистрации мешает ранняя регистрация или заявка третьего лица, есть несколько вариантов действий.
Первый вариант – попытаться договориться с тем заявителем/правообладателем, а именно, запросить у него письмо-согласие на Вашу регистрацию или выкупить его знак для интересующих Вас позиций перечня.
Второй вариант – подать заявление в Суд по интеллектуальным правам (СИП) о досрочном прекращении правовой охраны мешающего Вам знака в связи с его неиспользованием правообладателем.
Третий вариант – если Ваш знак и противопоставленное Вам обозначение не являются тождественными, можно пытаться доказать их несходство в рамках ответа на Уведомление экспертизы, приводя доводы в защиту регистрации Вашего знака. Вы можете сделать упор на разнице в графическом, семантическом или фонетическом восприятии двух знаков или же на приобретенной известности Вашего логотипа среди российских потребителей, предоставив подтверждающие документы.
Наконец, если Вы видите, что противопоставленное Вам обозначение было подано на регистрацию Вашим конкурентом, который пытается нажиться на Вашей репутации и выдать свою продукцию за Вашу, Вы можете предпринимать определенные действия против регистрации такого знака. Если это заявка с незавершенным делопроизводством, Вы можете направить в адрес экспертизы ФИПС протест против регистрации заявленного обозначения (возражение), ссылаясь, например, на то, что регистрация такого обозначения не на Ваше имя, а на имя иной компании/ИП будет вводить потребителя в заблуждение. Если знак уже зарегистрирован, Вы также можете попытаться оспорить такую регистрацию – на тех же основаниях, но только уже в Палате по патентным спорам.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, добавить в зарегистрированный товарный знак новые товары и/или услуги и зарегистрировать такое дополнение в «упрощенном» порядке невозможно. Необходимо подавать новую заявку на регистрацию, проходить весь процесс экспертизы заново и получать новое Свидетельство о регистрации товарного знака, с новым номером регистрации.
Оставьте нам свой контактный номер телефона или электронный адрес, и мы ответим на все Ваши вопросы касательно расширения перечня товаров и услуг Вашей регистрации.