к какому государству относится арктика
Новое в блогах
Почему Арктика отныне окончательно принадлежит России?
Освоение суровой Арктики Россия начала еще в начале XX века. Здесь мы по праву можем считать себя первопроходцами. На сегодняшний день Россия располагает самой продолжительной в мире границей арктических морей, а также владеет той частью Арктики, где сосредоточено до 80% запасов газа и нефти Крайнего Севера.
Этот уникальный регион скрывает в себе тот необходимый стратегический потенциал, который уже в недалеком будущем может дать нашей стране серьезный импульс в экономическом развитии. Вследствие этого Россия уже сегодня продумывает, как защитить свои интересы в арктическом регионе от возможного посягательства иностранных государств.
Данный вопрос являлся основополагающим в ходе недавнего расширенного заседания коллегии российского военного ведомства. Так, Министр обороны РФ Сергей Шойгу рассказал, что завершено строительство и обустройство военной базы на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа. На базе построены 334 здания и сооружения, а взлетно-посадочная полоса на аэродроме «Нагурская» – самом северном аэродроме российской армии – способна принимать самолеты всех типов и классов, так как была увеличена до 3,5 км.
На Земле Франца-Иосифа расположена наша военная база «Арктический трилистник», а на острове Котельный – военная база «Северный клевер». «Арктический трилистник» является уникальным объектом, функционирующим на 80-м градусе северной широты.
Его административно-жилой комплекс рассчитан на автономное проживание и выполнение служебных задач гарнизоном численностью 150 человек в течение 18 месяцев. Для этого база обеспечена хранилищами продовольствия и горючего соответствующей вместимости. В числе ее главных задач стоят обеспечение противовоздушной и береговой обороны, а также эксплуатация аэродромов и иной инфраструктуры на северном стратегическом направлении.
Кроме того, на базе развернуты зенитно-ракетные комплексы С-400 «Триумф», которые, работая в паре с радиолокационными станциями «Резонанс-Н», обеспечивают оборону фактически по всей длине северных границ.
В дополнение к ЗРК С-400 «Триумф» к обороне военного объекта были привлечены ракетные комплексы «Кинжал», в значительной степени превосходящие вооружение стран НАТО. Этот ракетный комплекс за счет своей скорости в 10 Махов и точности попадания в цель как минимум в тысячекилометровом радиусе действия, несомненно, меняет баланс сил в Арктике в сторону России.
На заседании коллегии Минобороны РФ также отметили, что в якутском посёлке Тикси в военном городке были введены в эксплуатацию объекты второй очереди, где смогут разместиться до 300 военнослужащих, ответственных за выполнение задач в соединениях ПВО. В будущем в этом районе можно рассчитывать на появление арктических мотострелков для сдерживания десантов противника и недопущения истребительной авиации в пределах эскадрильи, либо максимум – авиаполка. Кроме того, ожидается развертывание небольшого пункта маневренного базирования ВМФ, предназначенного для приема кораблей Северного флота.
Согласно новому военно-административному делению Северный флот охватывает Республику Коми, Архангельскую и Мурманскую области, а также Ненецкий автономный округ. Теперь к обязанностям флота прибавились и организационные задачи, характерные для военного округа. К их числу можно отнести руководство деятельностью военкоматов в регионах, помощь гражданским властям в создании крупных инфраструктурных проектов и др.
В последние годы в Минобороны России отчетливо видят расширение иностранного военного присутствия в арктическом регионе. США и их партнёры по НАТО активно используют территории Норвегии, Канады и Дании для экспансии арктических территорий.
Поэтому появление еще одной полностью функционирующей российской базы в Арктике, на острове Земля Александры, а также усиление Северного флота должны сыграть важную роль в сдерживании непомерных геополитических амбиций Североатлантического альянса.
Страны мира делят Арктику. Зачем им нужна «страна белых медведей»
Начнем с того, что такое Арктика. Согласно принятому в науке определению, Арктика – это северная полярная область Земли. Она включает в себя окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. С Арктикой «граничат» пять стран: Россия, Канада, США, Норвегия и Дания. При чем здесь Дания? А при том, что Гренландия именно ей принадлежит. А причем здесь США? Вроде бы от Северного Ледовитого Океана они далеко. А вы про Аляску не забудьте. Не продали бы мы ее в свое время супостатам, вот и не было бы Америки в участниках споров.
Как сейчас делят Арктику
Международного договора, определяющего правовой статус Арктики, не существует. Конечно, острова кому-то принадлежат. Но это крохи. А вот вся морская акватория – она ничья, общая. Точнее, существует конвенция ООН по морскому праву, согласно которой каждая страна, граничащая с морем, имеет право на экономический контроль над морской территорией в пределах 200 миль от своей сухопутной границы. А все остальное – общее. Так сказать, «достояние человечества».
Но теперь в Арктике все меняется. Причина проста: по данным геологов, 30% мировых запасов газа находятся именно там. А сколько нефти – никому не известно. Но, наверно, тоже много. И когда сейчас, в силу потепления, арктические льды стали таять, а технологии морской добычи углеводородов усовершенствовались, появилась возможность все эти богатства добывать. Пусть не сегодня, но завтра. Вот все и засуетились.
Россия претендует сейчас на существенное расширение установленной 200 мильной зоны своей юрисдикции. Это обосновывается тем, что составные части так называемого «Комплекса Центрально-Арктических подводных поднятий» имеют континентальную природу, являясь естественным продолжением материковой окраины. Вот Россия и говорит, что это все наше. Естественно, что США и Канада «встают на дыбы».
Вопрос о разделе Арктики решается. И решаться будет еще очень и очень долго. Но у нас и без этого есть насущные, требующие немедленного решения задачи. В пределах уже узаконенной 200 мильной зоны.
Северный морской путь
Что это такое? Если кто не знает – то кратчайший путь из Азии в Европу. Со всеми вытекающими экономическими последствиями, учитывая огромный торговый оборот между этими регионами. Достаточно сказать, что если расстояние, проходимое судами из Мурманска в японский порт Иокогаму через Суэцкий канал составляет 12840 морских миль, то по Северному морскому пути всего 5770. То же относится к Европе.
А тут и Китай под боком. С его гигантским товарооборотом с ЕС. Так ему прямая дорога по Северному морскому пути. История освоения этой транспортной артерии началась в далеком 1553 году, когда английская экспедиция сэра Хью Уиллоби попыталась найти северо-восточный проход в Китай. Сам сэр погиб, а корабли дошли всего лишь до устья Северной Двины. Но не напрасно. От Ивана Грозного получили англичане привилегии для торговли с Россией.
В 1594 – 1597 годах состоялись три экспедиции голландского мореплавателя Виллема Баренца (в честь его и названо «Баренцево море»). Наиболее успешной была последняя экспедиция. Во-первых, моряки открыли архипелаг Шпицберген. Во-вторых, они достигли Карского моря. Но оно было уже покрыто льдами и экспедиции пришлось зазимовать. Как только море начало освобождаться ото льда, моряки на шлюпках (ждать, когда корабль освободится от ледяных оков, они не хотели) двинулись к Кольскому полуострову. Путешествие завершилось успешно, хотя сам Баренц скончался во время пути и был похоронен на острове Новая Земля.
Возвращаясь к «делам давно минувших лет», надо, конечно, упомянуть Семена Дежнева, открывшего пролив между Чукоткой и Аляской, спустившись в Северный Ледовитый океан по Калыме. Крайняя точка Азии названа в честь его мысом Дежнева. Причем, сделано это было за 80 лет до экспедиции Витуса Беринга, который прошел весь этот пролив, названный, впоследствии, в честь его. Беринг в период с 1725 по 1741 годы руководил первой и второй Камчатскими экспедициями, впервые пройдя по проливу между Чукоткой и Аляской, достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды.
Потом много чего было. Отметим только следующее. Впервые весь Северный Морской путь был пройден только в 1878 – 1879 годах, шведской экспедицией на барке «Вега». Российская экспедиция повторила этот маршрут в 1914 – 1915 годах, перезимовав у полуострова Таймыр.
Впервые за одну навигацию Северный морской путь был пройден экспедицией Отто Шмидта в 1932 году на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков». Первая транспортная операция на Северном морском пути — сквозное грузовое плавание лесовозов «Ванцетти» и «Искра» из Ленинграда во Владивосток произошло c 8 июля по 9 октября 1935 года.
Завершая эту историческую часть, отметим, что все эти арктические подвиги приходились на летнее время, когда таяли льды. Сейчас же, если мы говорим о Северном морском пути, как о международной транспортной артерии, речь должна идти о круглогодичной и регулярной работе транспортного коридора. С фиксированным временем поставок грузов в те или другие страны. А это можно сделать только при наличии ледокольного флота, который сможет преодолевать любые арктические льды.
Как ни удивительно, он в России есть. И это наше «ноу-хау», наш действительно эксклюзивный продукт, не имеющий аналогов в мире.
Ледокольный флот России
В ноябре 1897 года правительство России выделяет средства на постройку ледокола «Ермак». Это было первое в мире судно подобного класса, способное преодолевать льды двухметровой толщины.
9 марта 1899 года «Ермак» ушел на свое первое задание. Было необходимо вызволить 11 пароходов, затертых во льдах в районе Ревеля. Все прошло успешно и 4 апреля «Ермак», легко сломав невские льды, пришвартовался около Николаевского моста в столице империи.
29 мая 1899 года «Ермак» вышел в свое первое путешествие в Северный Ледовитый океан. Был достигнут остров Шпицберген. Не все шло гладко. Выяснились недостатки в конструкции корабля, которые и были устранены в Англии.
К лету 1900 года была предпринята еще одна арктическая экспедиция, конечной точкой которой должно было стать устье Енисея. Но в районе Новой Земли корабль был затерт льдами, дрейфовал около месяца и был вынужден вернуться в Петербург. По итогам экспедиции было принято решение ограничить деятельность «Ермака» проводкой судов по Балтийскому морю.
Во время русско-японской войны Ермак провел эскадру адмирала Небогатова на чистую воду, открыв ей путь на Дальний Восток. За первые 12 лет эксплуатации он провел во льдах более тысячи суток.
Ермак активно участвовал в Гражданской и Великой отечественных войнах, проводя суда надводного и подводного флота СССР в западной акватории Северного Ледовитого океана.
26 марта 1949 года в связи с полувековым юбилеем ледокол был награжден орденом Ленина. В 1963 году ледокол был списан и пошел на слом. Несмотря на все заслуги «Ермака», необходимо отметить, что его конструкция и мощность силовых установок не позволяла ледоколу осуществлять навигацию по Северному морскому пути в зимних условиях.
Все изменилось в 1959 году, когда был спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин». Слово «атомный» означает, что силовой установкой на нем являлись атомные реакторы. Конструкция «Ленина» была далеко не идеальной, но процесс пошел. С тех пор в СССР, а потом и в России был создан целый ряд проектов атомных ледоколов. Это ледоколы класса «Арктика» (1975 – 2008 годы), ледокол «Сибирь» (1977 – 1992 годы) и другие.
В настоящее время ледокольный флот России насчитывает 5 судов (находящихся в постоянной эксплуатации): «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр», «Вайгач» и атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». При этом ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» являются классом судов «река – море», что позволяет им заходить в устья сибирских рек. Это крайне важно для обеспечения того самого «северного завоза» и проводки судов, доставляющих продукцию «Норильского Никеля» и предприятий нефтегазового комплекса, расположенных на Крайнем Севере. Такая возможность является стратегической в связи с проектами строительства в этих регионах предприятий по производству сжиженного газа.
И вот результат: в 2015 году по Северному морскому пути было перевезено около 4 млн тонн грузов, что в 2,7 раз больше, чем в 1998 году. А уже в 2016 году этот показатель составил 7,3 млн тонн, т.е. вырос на 35% по сравнению с предыдущим годом.
Не следует думать, что на этом все закончилось. В настоящее время в России ведутся работы по созданию новых классов ледокольных судов – это так называемые проекты ЛК-60Я и ЛК-110Я.
Особенно, с точки зрения долговременных экономических перспектив, представляет интерес последний из этих проектов. Его реализация позволит обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути крупнотоннажных грузовых судов. Вот вам Япония и Китай.
В 1793 году Ломоносов писал: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном». Так ли оно получится – посмотрим. Но такая задача поставлена президентом.
Арктика: кому она принадлежит, если не России?
Однако вместе с Россией на «дополнительные» районы Северного Ледовитого океана претендуют и другие страны. Еще в декабре 2014 года заявку на расширение внешней границы шельфовой зоны подала Дания. Есть претензии у Канады, США, Норвегии и даже у стран, которые к берегам Ледовитого океана не выходят.
Север становится вожделенным призом, который может и принести огромные богатства, и осложнить жизнь новыми проблемами. При этом сама Арктика меняется столь стремительно, что планы и идеи, актуальные еще несколько лет назад, на глазах становятся бессмысленными. Поэтому прежде всего она нуждается в изучении и понимании.
Арктика: начало
Парадокс в том, что нет даже единого мнения, где именно начинаются границы арктической зоны. Казалось бы, логично считать такой границей Северный полярный круг, то есть 66-ю параллель. Однако она проходит по самому северу Европы, зато южная часть Гренландии, две трети Аляски и почти вся Чукотка расположены южнее нее и, получается, по этому критерию Арктикой считаться не могут.
Поэтому в 1950-х годах появилось предложение считать южной границей Арктики 60-ю северную параллель. Она проходит через Магадан, по югу Аляски, касается самой южной части Гренландии. Однако в Европе на этой параллели в ряд устроились такие города, как Берген, Осло, Стокгольм, Хельсинки, Санкт-Петербург. вряд ли их можно назвать полярными. Но если широтность не может считаться однозначным признаком принадлежности к арктической зоне, нам нужны дополнительные критерии, и один из них — средняя температура июля.
В Арктике температурный режим имеет особенное значение — так, низкие температуры ограничивают зону выращивания злаков и возможность вести привычное сельское хозяйство. Именно поэтому ряд американских и европейских ученых в те же 1950-е отнесли к Арктике почти треть Норвегии, Финляндии, Карелию, регионы вокруг Гудзонова залива в Канаде и большую часть Сибири. Однако июльская изотерма в +10°C извивается весьма прихотливо — в Тихом океане она огромным пузырем выдавливается на юг, вплоть до Алеутских островов.
Известны предложения по проведению границы Арктики по южному переходу тундры в лесотундру и тайгу — сегодня это несложно сделать, имея на руках снимки из космоса. Граница может учитывать и другие факторы: освещенность, погодный дискомфорт и т. п. — и вопрос о ней совсем не праздный. Он напрямую связан с оформлением льгот и надбавок, связанных с работой в особо сложных условиях, которые приняты у всех северных стран. В результате разные государства используют собственные критерии для проведения границ Арктики. Например, в России учитывается связь с Северным морским путем. Берег Ледовитого океана, без сомнения, уже Арктика.
Тревожные берега
Береговая линия Северного Ледовитого океана сформировалась, по геологическим масштабам, буквально «вчера». Этот океан — самый молодой на планете. Существует мнение, что его вообще можно считать продолжением Атлантического. Грандиозный Срединно-Атлантический хребет, начинаясь еще у Антарктиды, тянется прямо в Арктику, где разбивается на отдельные «ответвления», такие как хребет Гаккеля.
Ледовитый океан выделяется еще и тем, что имеет самую большую площадь шельфа: глубины до 200 м занимают не менее 40% всей его площади. Со стороны Евразии он изрезан затопленными долинами рек — начиная от Северной Двины и Печоры на западе до Индигирки и Колымы на востоке, — которые уходят на глубину почти до 100 м. Видимо, в прошлом уровень Ледовитого океана был гораздо ниже, чем сейчас. Считается, что 5 млн лет назад он был мельче на целых 300 м, после чего резко набрал уровень и снова спадал уже позднее, около 11−12 тысяч лет назад, на 130 м.
Поэтому и многие низинные берега, и мелководье Ледовитого океана — это участки тундры, затопленные уже на веку человечества. Они сложены многолетнемерзлыми породами и отличаются крайней нестабильностью: чувствительны и к механическим воздействиям, и к изменению температурного режима. Их перспектива — таяние, которое будет сопровождаться активным выделением газов, в первую очередь метана.
Наследие ледниковья
Метан будет выделяться в основном при разрушении газогидратов — комплексов метана и воды. Они накапливались многие века в ходе медленного разложения органики на большой и холодной глубине, где давление превышает 25 атм., а температура не забирается выше нуля. После того как дно поднялось, какое-то время они еще сохраняли стабильность, но нагревание рано или поздно приводит к их распаду. Поэтому сегодня устойчивость берегов и прибрежных зон Ледовитого океана оказывается под большим вопросом.
По счастью, есть у Арктики и другие берега — надежные, скальные массивы — берега Скандинавии и Кольского полуострова, Таймыра и Чукотки, острова Канады и Гренландия. Ну а самым противоречивым местом севера можно назвать Исландию, страну льда и огня, единственный крупный остров, через который проходит рифтовый хребет и который находится на двух тектонических плитах.
Сокровища севера
Сколько же в Арктике полезных ресурсов — например, углеводородов? Точных цифр нет ни у кого, и разброс в оценках значителен. Например, американские геологи предполагают, что за Полярным кругом (включая запасы шельфа и сухопутных месторождений) находится примерно 400 млрд баррелей нефтяного эквивалента, или 20% всех технически извлекаемых запасов.
Однако эти ресурсы арктической зоны распределены неравномерно. У берегов Аляски больше нефти, а вот у России — львиная доля северных запасов природного газа. Неудивительно, что мировым лидером в области добычи нефти на арктическом шельфе (в море Бофорта) являются США, а Россия только начала работы в Печорском море, на месторождении Приразломное. Зато на суше, в приполярной зоне Западной Сибири, успешно добываются и нефть, и газ — здесь вообще сосредоточено около 90% всей добычи природного газа в России и порядка 80% — нефти.
Кроме углеводородов, на шельфе (особенно в руслах затопленных долин древних рек) возможны обширные залежи твердых полезных ископаемых, включая такие вожделенные, как алмазы и золото. Вопрос в том, где территориально находятся эти месторождения, то есть кто и на каких основаниях может вести их разведку и разработку.
Трудности определений
Правовая принадлежность полезных ископаемых арктического шельфа определяется рядом международных конвенций. Согласно статье 76 Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года, континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра, простирающиеся за пределы его территориальных вод «на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка».
Почти строго геологическое определение, входящее в юридический документ, раскрывается пунктами 4−6 этой статьи, в которых описывается порядок установления подводной границы материков. Ключевыми являются измерения глубин, которые позволяют определить угол наклона и толщину материкового плато, уходящего к океанскому дну. Для проведения где-то новой границы мы должны доказать, что слой осадочных пород здесь, не прерываясь, связывается с нашим материком и что толщина его составляет не меньше 1% от расстояния до подножия склона.
Для получения детальных геологических данных требуются сложные исследования, включающие эхолокацию, подводное сейсмоакустическое профилирование, донный пробоотбор, опорное бурение. Именно нехватка таких данных и послужила раньше, в 2001 году, основанием для отвода первой российской заявки на изменение границ ее шельфа. Однако в нынешнем году ученые считают, что строгих доказательств собрано уже достаточно.
Подводный приз
Основные аргументы России заключаются в том, что хребты Ломоносова и Менделеева, равно как и поднятие Альфа и Чукотское, являются останками древней континентальной коры и имеют прямое «родство» с прилегающим шельфом. Но какой суше эти хребты роднее? Датчане и канадцы полагают, что хребет Ломоносова связан, скорее, с Гренландией (датчане) и Землей Элсмира (канадцы). Остается открытым и вопрос о наличии в нем крупных разломов — ведь границы шельфа прибрежных стран могут быть проведены только до них.
Впрочем, даже если доводы России будут приняты, это еще не означает конца игры. ООН не проводит границы: если специальная комиссия решит, что все доказательства российская сторона собрала и правильно оформила, она даст рекомендацию на проведение переговоров с соседними странами, которых также касается данный вопрос. Не исключено, что длиться они будут еще очень долго. Впрочем, сегодняшние конкуренты могут и пойти на неожиданные соглашения и альянсы: уж слишком много находится «посторонних», желающих прийти в Арктику.
В центральной части Ледовитого океана расположены глубоководные котловины, которые в принципе не могут оказаться в чьей-либо экономической зоне. Самые крупные из них — Канадская котловина, а также котловины Нансена, Амуденсена и Макарова, где глубины могут превышать 5 км. Здесь могут спокойно оперировать не только страны, имеющие выход к арктическому побережью, но и вообще кто угодно. Не случайно большую научно-исследовательскую работу разворачивает Китай, который приобрел ледокол и проводит собственные полярные экспедиции.
Цена шельфа
В том, что «надо идти на шельф», еще несколько лет назад не сомневался никто. Нефтяная сокровищница возбуждала умы не только северных стран — даже Индия, Китай, Япония, Корея и Сингапур грезили хотя бы субподрядным участием в неминуемом разделе «арктического пирога». Однако падение цен на нефть в 2014 году несколько охладило горячие головы.
«Технически извлекаемые» запасы — не значит коммерчески выгодные. При себестоимости нефти выше определенного уровня ее добыча становится просто нерентабельной. Если грунты морского дна слабые, газонасыщенные, а регион сейсмический, то себестоимость разработки такого месторождения взлетит просто до небес. Поэтому береговые месторождения выглядят не намного более надежным бизнесом. Пример такого удачного места — полуостров Ямал, который внедряется в Карское море и служит природной платформой для добычи газа.
Кстати, есть в этом регионе еще один малоизвестный резерв углеводородов — Баженовская свита. Это пачка древних отложений мощностью от 20 до 60 м, сформировавшихся на грани юрского периода, и это самые большие в мире запасы «сланцевой нефти». Известна Баженовская свита с конца 1960-х, хотя интереса долгое время не вызывала: вокруг было достаточно традиционных месторождений. Однако сланцевый бум в США заставил и Россию внимательнее отнестись к своим запасам, тем более расположенным так удачно, на уже освоенных территориях со всей необходимой инфраструктурой.
Прочие ценности
Освоение Арктики не обязательно связано с погоней за нефтью. Для некоторых стран север — это новый шанс снизить свою зависимость от углеводородов. Ведь здесь сосредоточены грандиозные запасы металлических руд — черных, цветных, редких, редкоземельных и драгоценных. Индий и платина, палладий и ниобий, хром, марганец, рений, вольфрам, молибден, литий, никель, медь — современным технологиям нужна вся таблица Менделеева, и в горах Приполярья все это есть. Исторически освоение полярных богатств началось в Северной Европе. Еще в середине XVII века на севере Швеции была обнаружена железная руда высочайшего качества. В конце XVII века горняки дошли и до Кольского полуострова, где начали добывать медную руду и серебро. А в 1868 году в долине реки Ивалойоки в Лапландии обнаружилось золото. Это дало старт «золотой лихорадке», за время которой сформировались традиции финских старателей. Именно они были в числе пионеров, которые несколько десятилетий спустя отправились на Клондайк.
Об огромных минеральных богатствах Кольского полуострова, Таймыра, Восточной Сибири российские геологи заговорили еще в начале ХХ века. Николай Урванцев, отправленный в устье Енисея искать месторождения угля, обнаружил платину, никель, медь — роскошный Норильский комплекс месторождений. В 1920-х Александр Ферсман открыл богатейшие залежи медно-никелевых руд и апатитов Кольского полуострова. Экспедиции Юрия Билибина и Валентина Цареградского подарили стране золото Колымы.
Совершенно уникальна группа месторождений Томтор восточнее Таймыра. Открытый еще в 1959 году массив долгое время не вызывал особого интереса, пока — в самом конце 1980-х — не стало ясно, что он скрывает настоящее богатство. Нибоий, иттрий, скандий, лантан, церий, празеодим, неодим, самарий, европий, титан — Томтор стоит в ряду крупнейших рудоносных провинций мира.
Понемногу раскрывается и огромная кладовая Гренландии. Уже сегодня на острове эксплуатируются месторождения свинцово-цинковых руд Марморилийка, где залегает 10% всех мировых запасов этих металлов. Здесь добывают уран, хром, готовятся к разработке молибдена. Арктика — это огромные запасы ископаемых, которые могут сыграть ключевую роль в развитии экономики нового типа и избавлении человечества от «нефтяной зависимости». Если, конечно, природа даст нам время.
Теплое будущее
Арктика играет огромную роль в нашей жизни, даже если сами мы этого не замечаем. В определенной степени это «кухня погоды»: взаимодействуя с воздушными потоками из субтропических широт, она формирует климат всего умеренного пояса. Именно отсюда с завидным постоянством спускаются на юг гигантские ледники, сметая все на своем пути.
При этом Арктика остается удивительно уязвимой. Изменение температуры всего на один-два градуса меняет здесь всё. В полярных областях «плюс-минус один» — это сохранение или исчезновение снега, льда, мерзлоты. Это жизнь или гибель для многих видов растений и животных, адаптированных эволюцией к обитанию на холоде. Природа Арктики крайне хрупка, связи ее экосистем сложны и плохо предсказуемы. Арктика во многом еще остается Terra Incognita. Где еще можно до сих пор совершать классические географические открытия? А ведь не далее как летом 2015 года российская экспедиция к архипелагам Земли Франца-Иосифа и Новой Земли обнаружили девять островов размерами до 2 км, которых не было на самых современных картах, а один ранее известный залив оказался проливом. Похоже, мы еще долго будем корректировать карты севера и еще дольше — наносить значки новых месторождений полезных ископаемых.