к какому году относится начало проведение реформ п а столыпиным
Реформы Столыпина. Причины, этапы и цели проведения реформ
Содержание:
П.А. Столыпин – известный государственный деятель периода правления Николая II, министр внутренних дел, председатель Совета Министров, губернатор, премьер-министр, автор ряда реформ, существенно изменивших облик Российской империи.
Причины проведения реформ
Большинство проблем не были решены из-за нерешительности власти, отказа от радикальных мер. П.А. Столыпин нацелился на продолжение курса политики С.Ю.Витте.
Аграрная реформа: этапы и цели
Период реформирования: 1906 – 1911 гг.
Проект реформы имел базовую цель – укрепление монархии. Поскольку Столыпин был монархистом и землевладельцем, опирался он на поместное дворянство. Собственность помещиков реформатор называл неприкосновенной.
Идея реформы состояла в разрушении общины, сформированной в результате реформ 1860-1880-х годов. Столыпин стремился сформировать мощную прослойку зажиточного крестьянства. На момент начала реформы общинные крестьяне стали социальной базой для революционных процессов, направленных против власти. Крестьяне применяли активные формы протеста: захваты земель, поджоги. В процессе разрушения общины, Столыпин стремился выделить и поддержать зажиточных общинников, сделать их новой опорой монархии.
План состоял в том, что из общины выйдут состоятельные, «крепкие» собственники-крестьяне, которые станут новой социальной опорой. В реальности из общины вышли и наиболее бедные крестьяне, которые хотели просто изменить образ жизни, место жительства. Они, преимущественно, продавали все, что имели зажиточным крестьянам или общине, поэтому часть земель вернулась в общинное пользование.
*Чересполосица – владение землями, «полосами», расположенными в разных местах. Это вызвано тем, что при делении земель в общине учитывали не только размер участка, но и качество земель, получить земли можно было в разных, не соединенных местах. Крестьянин по факту выхода из общины закрепил за собой эти «полосы» в разных местах.
Что удалось Столыпину?
Цель изменений
Итоги
Из общины удалось вывести около 22% крестьян
Борьба с социальной напряженностью в обществе
Некоторые действия (например, переселенческая политика) создали дополнительное социальное напряжение
Формирование новой опоры для монархии из зажиточных крестьян
Между зажиточными и бедняками наметился конфликт
Повышение производительности крестьянского труда
Производительность труда и урожайность выросли
Военная реформа: 1906-1907 гг.
Планы по модернизации армии были предприняты после неудачи в русско-японской войне. Основной шаг – создание нового Воинского устава. Основные шаги реформы:
Какие реформы еще планировал Столыпин?
Помимо реформ, по инициативе Столыпина началось массовое строительство железных дорог, приняты законы в социальной сфере (компенсационные выплаты семьям, утративших кормильца).
Реформы Столыпина Кратко по пунктам
Таблица реформ Столыпина
Реформа | Суть | Дата |
Аграрная | Решение крестьянского вопроса | 1906-1911 |
Военная | Проведение модернизации российской армии | 1906-1907 |
Земская | Распространение земств в западных губерниях | 1911 |
Образования | Введение обязательного начального образования | 1908 |
Аграрная реформа Столыпина
Причина реформы
Основной причиной, побудившей Россию внести изменения в государственное устройство, стало недовольство властью большого количества простых людей.
Цель реформы
Методы и программа
В соответствии с реформой, крестьяне могли выходить из общины и создавать свои подсобные личные хозяйства. Они были вправе заложить или продать свои наделы земли и передать их по наследству.
Крестьянам выдавался льготный кредит под залог земли или ссуда для покупки у помещиков земли сроком на 55, 5 лет. Была введена переселенческая политика, переселение безземельных крестьян на необжитые земли на Дальнем Востоке, в Сибири и на Урале. Государство обязывалось осуществлять поддержку агрономических мероприятий, способных повысить урожайность или привести к улучшению качества сельскохозяйственного труда.
Итоги
Указанные методы позволили вывести из общины 21% крестьян и значительно ускорили процесс расслоения крестьянского общества. В результате возросло число кулаков, а также повысилась урожайность полей. Увеличение посевных площадей и применение техники содействовало росту производства сельскохозяйственной продукции. Так, в октябре 1909 года по производству и экспорту зерна Россия оказалась на первом месте в мире. Однако при проведении реформы были и минусы.
Переселение крестьян не принесло должного эффекта, так как половина из них вскоре вернулись обратно. Кроме того, к существующим противоречиям между помещиками и крестьянами добавились конфликты между кулаками и общинниками.
Военная реформа Столыпина
Причина реформы
Причиной для проведения срочных преобразований в армии послужило поражение России в русско-японской войне 1904-1905 годов.
Цель реформы
В качестве цели были определены следующие направления военной политики:
Методы и программа
В ходе проведения военной реформы был создан новый Воинский устав, который четко определил права и обязанности призывных комиссий, порядок призыва в армию, а также льготы для отбывающих воинскую повинность. Также документом предусматривалась возможность обжаловать решения властей.
Итоги
Благодаря реформе, государством были увеличены ассигнования на переоснащение армии и содержание офицерского корпуса. Была создана новая военная форма. Большое внимание уделялось строительству линейного флота страны.
С учетом военно-стратегических интересов российского государства прокладывались новые железнодорожные пути. Так, вторая ветка Сибирской магистрали и Амурская железная дорога призваны были обеспечить переброску сил из европейской части империи на дальневосточные окраины России.
Земская реформа Столыпина
Причина реформы
Усиление русификации западных губерний Российской империи и предотвращение преимущества в органах местного самоуправления представителей национальных меньшинств.
Цель реформы
Качественное преобразование всей системы местного самоуправления, предполагающее ее демократизацию и эффективность.
Методы и программа
Земские учреждения распространялись на часть губерний, где их раньше не было. Этот процесс проходил не всегда просто. Так, Государственный Совет, поддерживавший шляхту,выступил против реформы в западных губерниях.
Итоги
Столыпин высоко оценивал роль земств. Он занимался распространением земских учреждений на территории тех губерний, где раньше их не было. Суть реформирования состояла в разделении избирательных собраний и съездов на два: польские и непольские. Однако с таким условием, чтобы непольское отделение могло избирать больше земских гласных.
Образовательная реформа Столыпина
Причина реформы
Невозможность системной модернизации страны, без получения основным населением элементарных знаний, стало главной причиной проведения образовательной реформы.
Цель реформы
Расширить и совершенствовать образовательную деятельность, сформировать единую систему педагогических учреждений.
Методы и программа
Был разработан проект закона “О введении всеобщего начального обучения в Российской империи”. Он должен был обеспечить элементарное образование детей обоих полов в равной степени. Гимназиям отводилась роль системообразующего элемента в среде педагогических учреждений.
Итоги
Все это требовало новых кадров преподавателей, которых планировалось готовить на специальных педагогических курсах. Инициировалось создание Учительского института в Ярославле. Выделялись значительные средства на переподготовку учителей средних школ, планировалась организация ознакомительных поездок за границу.
За время проведения реформы ассигнования на нужды начального образования выросли с 9 млн. до 35,5 млн. рублей.
Итоги реформ Столыпина
Проводимые реформы, а прежде всего, аграрная, оказали огромное влияние на жизнь крестьянства и имели значительные последствия. Они ускорили развитие капиталистических отношений в деревне, ибо в руках кулаков оказались значительные участки земли. Росло использование наемного труда, повышалась товарность хозяйств и укреплялись связи с внутренним рынком.
Отношение общества к проведению реформ
Отношение общества к реформам было достаточно сложным, так как оно не доверяло новой власти. Крестьяне ожидали получить помещичьи земли, а их отправили за землей в Сибирь. Дворянству не нужны были реформы, в Столыпине они видели разрушителя вековых устоев. Отрицательно отнеслись к реформам и помещики.
Лишь буржуазия и октябристы, а также малая часть интеллигенции и чиновничества выступили в поддержку политики Столыпина.
РЕФОРМЫ П.А. СТОЛЫПИНА
Комплекс широких мер, проводимых российским правительством под руководством премьер-министра П.А. Столыпина (1906-1911) и затронувших различные области русской жизни.
Третьеиюньская политическая система
С революцией Столыпин боролся совершенно беспощадно и к середине 1907 года добился «успокоения». Этот успех он ознаменовал пересмотром избирательного закона в Государственную Думу, что можно рассматривать как начало последовательной политики реформ (хотя от репрессивных мер, направленных на поддержание порядка, Столыпин тоже отказываться не собирался). Дело в том, что в отличие от многих других представителей власти, Столыпин был уверен в необходимости сохранить думу с законодательными функциями, определенными знаменитым Манифестом, подписанным Николаем II 17 октября 1905 года. В ее существовании глава правительства видел серьезный фактор стабилизации, средство, отвлекающее массы от стремлений изменить существующий порядок революционным путем. В то же время I и II думы, избиравшиеся на основе избирательного закона, данного в разгар революции, носили демократический, оппозиционный характер: в них было много представителей крестьянства, с одной стороны, и представителей либеральной интеллигенции, с другой. Обе эти думы в равной степени противостояли власти и не успокаивали, а будоражили страну. Столыпин же стремился создать послушную думу, что ему и удалось сделать с помощью нового избирательного закона, утвержденного царем 3 июня 1907 года (определяющую роль в его разработке сыграл один из ближайших сотрудников Столыпина С.Е. Крыжановский).
Аграрная реформа
Для того, чтобы подтолкнуть крестьян на создание самостоятельных хозяйств, Столыпин резко активизировал деятельность Крестьянского банка, созданного еще в 1883 году. На протяжении долгого времени банк давал крестьянам-общинникам ссуды для покупки земель под довольно большой процент; на эту операцию крестьяне шли без особой охоты. Теперь же банк стал действовать иначе: с 1906 года он начал массовую скупку помещичьих земель. Позиция Столыпина в этом вопросе была предельно ясна: конфисковывать помещичьи земли он не собирался, но если сами хозяева их, в силу тех или иных причин, продавали, то государство шло на то, чтобы помочь их купить именно крестьянам и, прежде всего, зажиточным. Получив в свое распоряжение грандиозный земельный фонд – только в 1906-1907 годах он скупил у помещиков около 2,7 млн. десятин земли – банк дробил эти земли на отдельные участки и продавал их крестьянам на льготных условиях, предоставляя значительные ссуды. При этом всячески поощрялось создание именно отрубных и, особенно, хуторских хозяйств. Так, если от сельских обществ при покупке ими земли требовались значительные денежные суммы, то отрубники должны были сразу же заплатить всего 5% стоимости, а хуторянам ссуда выдавалась в размере всей стоимости земли и на достаточно долгий срок. И все же хуторские хозяйства создавались российским крестьянством неохотно и в небольшом количестве.
Неосуществленные реформы
Следует отметить, что Столыпин достаточно хорошо понимал, что новый социальный слой, который он так упорно пытался сформировать, нельзя расположить к власти мерами исключительно экономического характера (да еще при условии сохранения помещичьего землевладения). Правительством Столыпина были задуманы еще и серьезные преобразования в сфере местного управления, в сфере просвещения, которые должны были убедить «крепких хозяев» в том, что власть искренно протягивает им руку. Если реформа просвещения, которая должна была облегчить детям крестьян доступ ко всем уровням образования, находилась в стадии разработки, то реформа местного управления была, по сути, подготовлена и ждала лишь законодательного подтверждения. Смысл этой реформы заключался, прежде всего, в том, чтобы заставить поместное дворянство, которое при Александре III получило практически полный контроль над управлением крестьянами (через земских начальников), пойти на сотрудничество с зажиточным крестьянством. В ходе этой реформы предполагалось, прежде всего, преобразовать волость, включив в состав этой мелкой административно-территориальной единицы не только крестьянские земли, как раньше, но и помещичьи имения. Управление в волости переходило в ведение волостного земства, которое выбиралось на основе умеренного имущественного ценза; соответственно, в его состав должны были войти как помещики, так и крестьяне-единоличники. Именно этому органу, в котором за один стол усаживались поместные хозяева и хозяева-крестьяне, предстояло решать местные проблемы. Центр административного управления переносился при этом в уезд; возглавлявший его уездный начальник назначался правительством. Что же касалось губернаторов, то, освобождая их от массы мелких текущих дел, столыпинский проект предоставлял им возможность полноценного стратегического руководства губернией, координацией действий уездной администрации. При этом Столыпин предполагал предпринять целый комплекс мер, которые должны были оторвать губернаторов от придворных кругов и камарильи, ставленниками которых они сплошь и рядом были, безоговорочно подчинив их правительству.
Этот проект вызвал крайне негативное отношение в дворянской среде. Если к аграрной реформе дворяне-помещики отнеслись достаточно сдержанно, поскольку она не затрагивала непосредственно их интересов, то местная реформа даже на уровне проекта резко восстановила защитников дворянских «прав и привилегий» против Столыпина. Главу правительства стали публично обвинять в «уничтожении сословности и демократизации местного уклада», в разрушении исторически сложившейся – то есть, продворянской – системы управления. Николай II, который начинал все больше тяготиться своим энергичным и, как ему казалось, излишне самостоятельным премьером, склонен был к этим обвинениям прислушиваться. В 1911 году в придворных кругах стали ходить упорные слухи о неминуемой отставке Столыпина. Однако вопрос решился иначе: 1 сентября 1911 года этот замечательный во многих отношениях государственный деятель был убит террористом. Реформы его так и остались незавершенными.
Реформы П. А. Столыпина
Реформы Столыпина Петра Аркадьевича – 1906 – 1913 представляют собой неудачную попытку председателя Совета министров Российской империи создать в стране условия для ее экономического роста, при сохранении самодержавия, а также существующего политического и социального порядка. Следует отметить, что российское общество встретила реформы активным сопротивлением.
Биография Столыпина
Столыпин Пётр Аркадьевич (1862— 1911), российский государственный деятель, премьер-министр (1906—1911 гг.). Родился 14 апреля 1862 г. в Дрездене (Германия) в семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. В 1881 г. окончил Виленскую (Вильнюсскую) гимназию и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, по окончании которого служил в Министерстве государственных имуществ.
В 1889 г. Столыпин перешёл в Министерство внутренних дел. В 1899 г. был назначен ковенским губернским предводителем дворянства, в 1902 г. — гродненским губернатором; в 1903 г. стал губернатором в Саратове, где руководил подавлением крестьянских волнений в ходе революции 1905—1907 гг.
В 1906 г. Столыпин был назначен министром внутренних дел, в том же году заменил И. Л. Горемыкина на посту Председателя Совета министров.
В августе 1906 г. на Столыпина было совершено первое из 11 предпринятых покушений. Пётр Аркадьевич с семьёй переехал в Зимний дворец, а в России был принят указ о введении военно-полевых судов, после чего виселицу стали называть «столыпинским галстуком».
3 июня 1907 г. 2-я Государственная дума была распущена, а избирательный закон изменён, после чего правительство Столыпина смогло перейти к реформам, главной из которых являлась аграрная. Идея Столыпина заключалась в том, чтобы решить аграрную проблему, не затрагивая помещичье землевладение, а повысив производительность крестьянского труда. После разрушения общины земля должна перейти в собственность зажиточных крестьян; разорившиеся пойдут на работу в городскую промышленность и будут переселены на окраины страны.
Совершив в 1910 г. поездку в Западную Сибирь, Столыпин предложил широкомасштабную схему переселения крестьян на целинные земли, считая Сибирь неисчерпаемым источником сырья.
Независимая позиция Столыпина, полагавшего, что самодержавие должно быть заменено ограниченной монархией, опирающейся на сильную исполнительную власть, восстановила против него дворянство и способствовала падению его влияния.
Был смертельно ранен эсером Д. Г. Богровым 14 сентября 1911 г. в Киеве. Умер 18 сентября.
Реформы Столыпина
Аграрная реформа Столыпина (1906-1911)
Причина реформы. Основной причиной, побудившей Россию внести изменения в государственное устройство, стало недовольство властью большого количества простых людей.
В соответствии с реформой, крестьяне могли выходить из общины и создавать свои подсобные личные хозяйства. Они были вправе заложить или продать свои наделы земли и передать их по наследству.
Крестьянам выдавался льготный кредит под залог земли или ссуда для покупки у помещиков земли сроком на 55, 5 лет. Была введена переселенческая политика, переселение безземельных крестьян на необжитые земли на Дальнем Востоке, в Сибири и на Урале. Государство обязывалось осуществлять поддержку агрономических мероприятий, способных повысить урожайность или привести к улучшению качества сельскохозяйственного труда.
Итоги. Указанные методы позволили вывести из общины 21% крестьян и значительно ускорили процесс расслоения крестьянского общества. В результате возросло число кулаков, а также повысилась урожайность полей. Увеличение посевных площадей и применение техники содействовало росту производства сельскохозяйственной продукции. Так, в октябре 1909 года по производству и экспорту зерна Россия оказалась на первом месте в мире. Однако при проведении реформы были и минусы.
Переселение крестьян не принесло должного эффекта, так как половина из них вскоре вернулись обратно. Кроме того, к существующим противоречиям между помещиками и крестьянами добавились конфликты между кулаками и общинниками.
Военная реформа Столыпина (1906-1907)
Причина реформы. Причиной для проведения срочных преобразований в армии послужило поражение России в русско-японской войне 1904-1905 годов.
Цель реформы. В качестве цели были определены следующие направления военной политики:
Методы и программа. В ходе проведения военной реформы был создан новый Воинский устав, который четко определил права и обязанности призывных комиссий, порядок призыва в армию, а также льготы для отбывающих воинскую повинность. Также документом предусматривалась возможность обжаловать решения властей.
Итоги. Благодаря реформе, государством были увеличены ассигнования на переоснащение армии и содержание офицерского корпуса. Была создана новая военная форма. Большое внимание уделялось строительству линейного флота страны.
С учетом военно-стратегических интересов российского государства прокладывались новые железнодорожные пути. Так, вторая ветка Сибирской магистрали и Амурская железная дорога призваны были обеспечить переброску сил из европейской части империи на дальневосточные окраины России.
Земская реформа Столыпина (1911)
Причина реформы. Усиление русификации западных губерний Российской империи и предотвращение преимущества в органах местного самоуправления представителей национальных меньшинств.
Цель реформы. Качественное преобразование всей системы местного самоуправления, предполагающее ее демократизацию и эффективность.
Методы и программа. Земские учреждения распространялись на часть губерний, где их раньше не было. Этот процесс проходил не всегда просто. Так, Государственный Совет, поддерживавший шляхту, выступил против реформы в западных губерниях.
Итоги. Столыпин высоко оценивал роль земств. Он занимался распространением земских учреждений на территории тех губерний, где раньше их не было. Суть реформирования состояла в разделении избирательных собраний и съездов на два: польские и непольские. Однако с таким условием, чтобы непольское отделение могло избирать больше земских гласных.
Образовательная реформа Столыпина (1908)
Причина реформы. Невозможность системной модернизации страны, без получения основным населением элементарных знаний, стало главной причиной проведения образовательной реформы.
Цель реформы. Расширить и совершенствовать образовательную деятельность, сформировать единую систему педагогических учреждений.
Методы и программа. Был разработан проект закона “О введении всеобщего начального обучения в Российской империи”. Он должен был обеспечить элементарное образование детей обоих полов в равной степени. Гимназиям отводилась роль системообразующего элемента в среде педагогических учреждений.
Итоги. Все это требовало новых кадров преподавателей, которых планировалось готовить на специальных педагогических курсах. Инициировалось создание Учительского института в Ярославле. Выделялись значительные средства на переподготовку учителей средних школ, планировалась организация ознакомительных поездок за границу.
За время проведения реформы ассигнования на нужды начального образования выросли с 9 млн. до 35,5 млн. рублей.
Итоги реформ Столыпина
Проводимые реформы, а прежде всего, аграрная, оказали огромное влияние на жизнь крестьянства и имели значительные последствия. Они ускорили развитие капиталистических отношений в деревне, ибо в руках кулаков оказались значительные участки земли. Росло использование наемного труда, повышалась товарность хозяйств и укреплялись связи с внутренним рынком.
Отношение общества к проведению реформ
Отношение общества к реформам было достаточно сложным, так как оно не доверяло новой власти. Крестьяне ожидали получить помещичьи земли, а их отправили за землей в Сибирь. Дворянству не нужны были реформы, в Столыпине они видели разрушителя вековых устоев. Отрицательно отнеслись к реформам и помещики.
Лишь буржуазия и октябристы, а также малая часть интеллигенции и чиновничества выступили в поддержку политики Столыпина.
С мечтой о великой России: 110 лет назад началась столыпинская аграрная реформа
— Прежде чем переходить к обсуждению реформ Столыпина, я бы попросил вас рассказать, каким человеком был Пётр Аркадьевич.
— Пётр Столыпин был очень смелым, благородным человеком, обладал неординарным мышлением. Эти качества позволяли ему бороться с консервативными настроениями, которые господствовали при дворе Николая II, и двигать Россию вперёд. Благодаря внутренней убеждённости в том, что он делает, благодаря интуиции и пророческому видению будущего России, Столыпину удалось сформулировать проект преобразования не только отдельной сферы жизни российского общества, но и всей страны.
Помимо этого, Пётр Аркадьевич был преданным человеком — преданным, прежде всего, себе, своей семье и императору. Совестливый подход, честность, добропорядочность Столыпина проявлялись во всём, что он делал для своей страны.
— Какой хотел видеть Россию Пётр Столыпин?
— Прежде всего, он хотел видеть Россию образованной. Все проводимые им реформы и преобразования были направлены на то, чтобы каждый человек в Российской империи смог реализовать свой талант. Образовательная и аграрная реформы, а также решение национального вопроса должны были способствовать обеспечению свободы, что привело бы к формированию нового поколения людей. Пётр Столыпин считал, что огромное количество ограничений на реализацию творческого потенциала приводило к стагнации, увяданию всех институтов власти и экономики и в целом препятствовало кардинальным изменениям в стране. Разрушение этих преград лежало в основе реформаторской деятельности Петра Столыпина.
— 9 ноября 1906 года был принят указ, с которого началась масштабная аграрная реформа. В чём она заключалась?
— Аграрная реформа затрагивала целый комплекс проблем, и акт от 9 ноября 1906 года был направлен на решение лишь одной части этих проблем. К началу XX столетия в Российской империи было примерно 100 миллионов крестьян. Европейская часть страны была перенаселена, в некоторых её районах не хватало земли для занятия земледелием и ведения сельского хозяйства. Вся деятельность в этих сферах экономики была сосредоточена в руках крестьянской общины, которая, с точки зрения Петра Столыпина, сдерживала творческую, свободную и эффективную работу на земле. К началу XX века община, которая до этого была главным двигателем экономики страны, перестала справляться со своей задачей, необходимо было её кардинально менять или же уничтожать полностью. Одним из этапов реформы в этой сфере стал указ от 9 ноября 1906 года. Из общины выделялись личные собственники, которые могли самостоятельно заниматься сельским хозяйством и земледелием.
Другая важная проблема, которую Пётр Столыпин решал этой реформой, — это освоение земель в Сибири — территории с огромными площадями плодородных земель. Освоение Сибири позволило бы решить проблему малоземелья, накормить страну, а также наладить стабильный и прибыльный экспорт продукции. Для реализации этих мер необходимо было заселить эту территорию. Правительство организовало транспортировку крестьян в специальных вагонах, где находились их семьи, скот, хозяйственные принадлежности. В этих вагонах они могли жить, пока не построят дом. Государство посредством Крестьянского банка обеспечивало крестьян, которые переселялись в Сибирь, кредитами. Эти и другие мероприятия обеспечили эффективное освоение этих земель.
— Как вы оцениваете результаты реформы и её значение в целом?
— Освоение Сибири позволило наладить там не только сельское хозяйство. Переселение значительного количества крестьян и освоение земель как локомотив потянули за собой развитие промышленности и другие виды производства, которые впоследствии сыграли ключевую роль в Великой Отечественной войне. Именно благодаря той экономической базе, которая начала закладываться при Столыпине, удалось быстро наладить производство вооружения в тяжёлые для страны годы и переломить ход войны.
Если говорить о результатах применительно к столыпинской эпохе, то Россия стала главным мировым экспортёром пшеницы, собственное население было накормлено, начала успешно развиваться промышленность. 3 миллиона человек стали собственниками земли — будущими крепкими хозяевами, так называемым средним классом. Но из-за начала Первой мировой войны максимальной выгоды из проведённой реформы извлечь не удалось.
— Столыпин перестраивал и образовательную систему. Какими были основные задачи Петра Аркадьевича в этой сфере?
— Своей главной задачей Пётр Столыпин считал распространение грамотности среди населения Российской империи. Повсеместно были созданы церковно-приходские школы из четырёх ступеней. В них крестьяне учились читать, писать и считать. Таким образом Пётр Столыпин дал хотя бы небольшую возможность людям из простой среды чему-то научиться и реализовать себя в дальнейшем. Следующим этапом после четырёх лёт в церковно-приходских школах была специализация — среднее образование. Столыпин создал систему подготовки специалистов, которые затем могли работать в промышленности — на заводах и фабриках. Главные итоги реформы — это создание системы общего образования для всех слоёв населения, а также установление связи между начальным образованием и последующими ступенями.
— Как складывались отношения Столыпина с императором и другими представителями власти?
— Отношение Николая II к Столыпину менялось с течением времени. Поначалу он полностью ему доверял, проводил с ним много времени, но где-то с 1910 года (за год до смерти Столыпина) отношение изменилось — Николай II к нему охладел. Я думаю, это было связано с тем, что всё успокоилось, страна развивалась, и приближённые государя часто ему говорили: «Зачем вам этот смутьян? Он всё время что-то будоражит! Гоните его!»
Столыпина также не любили тогдашние «олигархи» — придворные императора, так как своими реформами Столыпин покушался на их земли. Свою задачу премьер-министр видел в запуске в оборот, то есть в раздаче «кулакам» как можно большего количества земель. Задача «олигархов» заключалась в том, чтобы, напротив, сохранить эти земли, держать крестьян практически в рабском состоянии, получать с этого деньги и жить в своё удовольствие. Столыпин выступал против этого. Он нажил себе врагов в лице практически всей придворной элиты.
Тем не менее определённая часть прогрессивно мыслящих депутатов была за Столыпина. В Думе с ним спорили, но его там уважали, им восхищались — даже враги!
Напряжение возникало ещё и потому, что Столыпин был харизматичным политиком: яркий, умный, жёсткий, справедливый, нравственный. Окружение всё время смущало Николая II тем, что Столыпин его затмевал. На память приходит история о том, как Николай II встречался на корабле с германским императором и королём Пруссии Вильгельмом II. В итоге Столыпин проговорил с прусским королём несколько часов, а на Николая II тот даже внимания не обратил.
— Одно из самых известных выражений Петра Аркадьевича: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего — и вы не узнаете нынешней России». Почему именно 20 лет, и действительно ли их хватило бы, чтобы завершить столыпинские преобразования?
— 20 лет — это время, за которое может вырасти поколение людей, прошедших путь от школьной скамьи до управленческих должностей. Именно за это время Россия получила бы новую элиту. В этот период Столыпин также закладывал некоторое время на изыскательские работы, науку, проекты, и уже в конечном итоге — на развитие промышленности и производства. Но этих 20 лет Россия так и не дождалась.