к какому этапу относится задача обеспечения рационального размещения предметов на рабочем месте сдо
К какому этапу относится задача обеспечения рационального размещения предметов на рабочем месте сдо
Скачать умную клавиатуру Очень рекомендуем скачать умную клавиатуру с автоисправлением от Яндекса на свой телефон
С этой клавиатурой вы сможете в 3 раза быстрее вводить текст в поле поиска
Поделится с коллегами:
К какому этапу относится задача Обеспечение рационального размещения предметов на рабочем месте? СДО.
Ответ на вопрос находится ниже.
Ваша справедливая оценка ответа на этот вопрос | ||||
---|---|---|---|---|
К какому этапу относится задача Обеспечение рационального размещения предметов на рабочем месте? СДО |
---|
► ЗС «Содержание в чистоте» |
► 2С «Соблюдение порядка» |
► 1С «Сортировка» |
► 5С «Совершенствование» |
Наш онлайн-проект «ПроКонспект» является Вашим индивидуальным интернет-помощником.
По оформлению сайта, рекламе и багам обращайтесь к администратору в группе ВКонтакте
Администрация сайта ПроКонспект.рф
Метрика.Яндекс
Все права защищены.
5S — пять шагов к идеальному рабочему месту
5S – сокращение от «5 Steps» (пять шагов) представляет собой инструмент для обеспечения системы бережливого производства, рационализации рабочего места с помощью маркировки. Это не «стандартизация уборки», а философия экономного, успешного, бережливого производства. Система была разработана в послевоенной Японии, в компании Toyota.
Цели 5S
• создание комфортного психологического климата, стимулирование желания работать;
• повышение производительности труда;
• снижение числа несчастных случаев;
• повышение уровня качества продукции, снижение количества дефектов.
Что такое 5S
5S – это пять японских слов, описывающих цикл, состоящий из последовательных шагов:
Шаг 1. Сортировка
Сортировка (cэири) — чёткое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних. Означает, что вы высвобождаете рабочее место от всего, что не понадобиться при выполнении текущих производственных операций.
Все сотрудники вовлекаются в сортировку и выявление предметов, которые:
• должны быть немедленно вынесены, выброшены, утилизированы;
• должны быть перемещены в более подходящее место для хранения;
• должны быть оставлены и для них должны быть созданы и обозначены свои места.
Необходимо чётко обозначить «зону красных ярлыков» предметов с красными флажками и тщательно её контролировать. Предметы, остающиеся нетронутыми свыше 30 дней, подлежат переработке, продаже или удалению.
Шаг 2. Соблюдение порядка
Соблюдение порядка (сэитон) — аккуратность, организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать. Означает определить и обозначить «дом» для каждого предмета, необходимого в рабочей зоне, сделать расположение рациональным. Иначе, если, например, производство организовано по сменам, рабочие разных смен будут класть инструменты, документацию и комплектующие в разные места. В целях рационализации процессов и сокращения производственного цикла крайне важно всегда оставлять нужные предметы в одних и тех же отведённых для них местах. Это ключевое условие минимизации затрат времени на непродуктивные поиски.
Шаг 3. Содержание в чистоте
Содержание в чистоте (сэисо) — уборка, соблюдение рабочего места в чистоте и опрятности. Значит обеспечить оборудованию и рабочему месту опрятность, проводить современную уборку, достаточную для проведения контроля, и постоянно поддерживать её. Уборка в начале и/или в конце каждой смены обеспечивает немедленное определение потенциальных проблем, которые могут приостановить работу или даже привести к остановке всего участка, цеха или завода.
Шаг 4. Стандартизация
Стандартизация (сэикэцу) — поддержание порядка, необходимое условие для выполнения первых трёх правил. Это метод, при помощи которого можно добиться стабильности при выполнении процедур первых трех этапов 5S – значит разработать такой контрольный лист, который всем понятен и прост в использовании. Продумать необходимые стандарты чистоты оборудования и рабочих мест, и каждый в организации должен знать, как это важно для общего успеха.
Шаг 5. Совершенствование
Совершенствование (сицукэ) — формирование привычки, воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций. Означает то, чтобы выполнение установленных процедур превратилось в привычку.
Мероприятия, лежащие в основе 5S (сортировка, рациональное расположение, уборка, стандартизация и совершенствование), абсолютно логичны. Они представляют собой базовые правила управления любым продуктивно работающим отделом. Однако именно системный подход, который система 5S применяет к этим мероприятиям, и делает ее уникальной.
5С соблюдение порядка
В контексте системы 5С, соблюдение порядка – это рациональное расположение предметов. Что значит рационально располагать предметы, спросите вы? Говоря по простому, так, чтобы работа с предметом была удобной. Все эти действия должны производиться максимально легко. На начальном этапе в приоритете именно определение рационального расположения.
После этапа Сортировки, у вас остался только тот инструмент и предметы, которые необходимы в работе. На следующем этапе вам необходимо добиться того, чтобы любой рабочий мог понять где искать те или иные предметы, а так же куда их положить после использования.
В случае, если этап Сортировки содержал ошибки в удалении из рабочей зоны каких-либо предметов, их следует вернуть из зоны карантина.
Важно: если после этапа сортировки у вас осталось много предметов, то провести 2й этап, соблюдение порядка, будет проблематично.
Выполнение данного этапа позволит рабочим сократить потери времени на поиски нужных предметов, а так же на перемещение.
Как сделать рациональное рабочее место
При создании рабочего места, самое главное привлечь к обсуждению всех лиц, которые задействованы в работе на этом месте. Именно они лучше всего знают, чем и как часто они пользуются. Мысль при определении местоположения предметов простая, то что используется чаще, всегда находится близко.
Работу по наведению порядка следует начинать с определения рационального расположения предметов. Вторым шагом определить оптимальное местонахождение предметов.
Принципы, используемые при определении рационального расположения предметов.
Соблюдение порядка и Карта 5S.
Карта 5S позволяет оценить текущее расположение предметов в рабочей зоне. Данная карта составляется в двух видах: “ДО” и “ПОСЛЕ”. Как вы, возможно, догадались, карта “ДО” – это расположение предметов до рационального расположения предметов. Карта “После”, соответственно, после проведения процедуры.
Примеры карт вы можете увидеть на картинке к данной статье.
Рецепт создания карты не сложный, но кропотливый:
Более подробно о “диаграмме спагетти” –по ссылке
Оптимальное местонахождение предметов.
Определив, где какие предметы располагаются, нужно сделать так, чтобы все знали, где, в каком количестве расположены предметы. В этом нам помогут следующие методы.
1. Метод дорожных знаков
Знаками как правило обозначаются рабочие зоны, место нахождения инвентаря, схемы размещения оборудования и т.п.
В данном методе используется способ указания на то, что, где и в каком количестве находится. Для этого используются следующие знаки:
2. Маркировка краской
Данный метод используется для обозначения места нахождения чего-либо на полу, в проходах. Для обозначения не обязательно пользоваться краской. Можно использовать и другие материалы. например: пластиковые ленты, изоленты, скотч и т.п.
Рекомендуется использовать красный цвет для разделения рабочих зон, чтобы однозначно разделить зоны ответственности. При формировании рабочих зон, рекомендуется учитывать возможность передачи материалов и изделий промежуточной обработки максимально легко, с учетом всего производственного потока. Ширину линий делать 5-10 см. До нанесения краски, необходимо выполнить все ремонты напольного покрытия. Так же необходимо определить, каким цветом выделять. Например: рабочие зоны – зеленый цвет, проходы – оранжевый.
3. Цветовая маркировка
Цветовую маркировку используют для указания, для чего используется инструмент, приспособления и т.п. Например: в станке используется разное масло, деталь где используется масло и канистра должны быть одного цвета.
4. Оконтуривание
Один из самых популярных методов. Используется для визуализации мест расположения инструмента, оснастки. На место хранения наносится контур (т.е. инструмент обводится) где должен храниться инструмент. Часто контур полностью закрашивается, чтобы визуально лучшей и быстрее было понятно, что располагается на данном месте. Такой способ называется Метод теней.
Итоги
Проведя весь комплекс по улучшению рабочего пространства, вы сможете обеспечить соблюдение порядка. Рабочие потоки не будут пересекаться, место нахождение предметов будет понятным. Движение людей будет строго по определенным дорожкам. Самое главное не бойтесь экспериментировать, привлекайте в эту работу рабочих и все у вас получится.
Создания рационального рабочего места легко проверить. Вы можете пригласить любого постороннего рабочего. Если он легко будет ориентироваться в “чужой” рабочей зоне, то это 90% того, что вы все сделали правильно.
Принципы рационального размещения предметов на рабочем месте
-предметы располагаются таким образом, чтобы не тянуться, не нагибаться,
-«хронологический порядок» использования предметов,
-предметы используемые вместе, должны быть и расположены вместе,
-количество перемещений для использования предметов должно быть минимальным,
-расположение предметов должно быть геометрически упорядоченным (расположены прямо и перпендикулярно),
-размещение предметов должно быть безопасным, отсутствует возможность падения предметов с высоты.
Доступ к инструментам и материалам, используемым несколько раз в 1-2 часа, может требовать наклона вперед или необходимости подтягиваться.
Места хранения предметов должны быть промаркированы.
На шкафах, стеллажах, полках — надписи.
Указатели количества (информация о максимально / минимально возможном количество предметов, которые могут находиться в зонах / на рабочем месте).
Визуализация
— образное представление информации,
— данные, цифры и факты, графические и цветовые средства привлечения внимания и управления действиями человека
Человек – это существо с преобладанием зрительного восприятия, структура его чувств и восприятий ориентирована на глаза, 83 % информации мы получаем посредством глаз.
Наиболее часто используемые методы визуализации:
2. Цветовая маркировка
3. Метод дорожных знаков
4. Маркировка краской
6. Графические рабочие инструкции
Требования к средствам визуального контроля:
· описывают потенциальные неисправности и возможные остановки в работе;
· просты для понимания, учитывают разный уровень образованности и владения языками;
· содержат актуальную информацию, обновляются периодически и своевременно;
Пошаговый план внедрения системы 5S – основополагающий инструмент бережливого производства
Автор: Редакция · Опубликовано 06.03.2019 · Обновлено 28.10.2021
6 шагов: от начала внедрения до результата
Наверное, нет такой компании, которая не мечтала бы о повышении операционной эффективности и прибыльности. Причем, это же не просто мечта, а необходимость, которой содействует система по организации и рационализации рабочего пространства (5S) – один из самых известных и основополагающих инструментов бережливого производства.
Система 5S – это «визитка» успешной компании. Данную систему применяют не только на производственных предприятиях, но и в офисах, а также в организациях, предоставляющих услуги (мэрии, медучреждения, торговля, банки, страховые компании).
Если вы хотите стать заметным участником в своей отрасли, быть лучшим или среди лучших – вам желательно внедрить эту систему.
Потребители, посещая предприятия с порядком и чистотой на рабочих местах и в производственных помещениях, могут делать выводы, что в таких условиях производятся качественные продукты и услуги, которые стоит покупать.
У новых сотрудников и старых создается лояльное и позитивное отношение к предприятию, комфортно-психологический климат и стимулируется желание работать.
Высший и средний менеджмент получает снижение нагрузки при организации работы подразделений, своевременное выполнение операционных планов и улучшение технико-экономических показателей.
Для акционеров и собственников правильно реализованная и встроенная в организацию производственного процесса система 5S даёт повышение операционной эффективности и прибыльности компании.
Кроме того, система 5S способствует внедрению различных инструментов операционной эффективности и бережливого производства. Ее также внедряют для повышения уровня качества продукции, охраны труда, снижение количества дефектов и числа несчастных случаев.
И, как уже было сказано выше, систему 5S внедряют для создания профессионального и позитивного имиджа у клиентов, аудиторов, гостей и акционеров компании.
Однако неопытным специалистам и руководителям задача внедрения системы 5S кажется непонятной или очень сложной. Возникает много вопросов:
Из каких шагов состоит процесс внедрения системы 5S? С чего начать? Что делать, чтобы система после внедрения развивалась и не давала отката?
Чтобы помочь вам сориентироваться в этих вопросах, рекомендуем следующий пошаговый план, в котором описаны все шаги внедрения системы 5S: от начала внедрения до результата.
(Если вам есть, чем его дополнить – милости просим в комментариях.)
Общий план действий
Шаг 0 – понять цели системы 5S и принять решение
Вы на правильном пути, так как изучаете этот пошаговый план и, скорее всего, уже знаете цели и принципы 5S (если нет, то подробнее будет ниже или здесь). Возможно, уже приняли решение внедрять эту систему в компании.
Шаг 1 – утвердить начало внедрения системы 5S
Первым делом необходимо создать рабочую группу по внедрению системы (проекта), возглавить которую должен статусный лидер – первый руководитель.
Заместителем руководителя рабочей группы и ответственным за внедрение может быть сотрудник, например, ответственный за качество или заместитель первого руководителя, который будет действовать по этому проекту не только от своего имени, но и руководителя рабочей группы.
Членами рабочей группы желательно назначить ключевых специалистов и руководителей смежных подразделений.
Примерный состав рабочей группы:
Состав рабочей группы утверждается приказом по предприятию. За выбранными людьми закрепляются новые функции и обязанности. Таким образом утверждается начало внедрения системы.
Шаг 2 – составить план внедрения системы 5S
Рабочей группе поручается составление годового плана (дорожной карты) внедрения системы 5S по предприятию.
План должен включать:
Для подразделений, в зависимости от их специфики, могут составляться отдельные дорожные карты, с подробной детализацией мероприятий по каждому этапу внедрения системы, вытекающие по срокам из общего плана.
На этом же этапе разрабатываются инструкции для первого, второго и третьего этапа. (Или хотя бы для первого, остальные позже.)
— Почему план на год, а не больше или меньше?
Учитывая, что внедрение системы и последующее развитие не ограничивается одним годом и пятью этапами (на пятом этапе и после усилия переходят в фазу поддержания и дальнейшего развития системы), разумнее делать ежегодные планы, совершенствуя результаты. Добавляя, например, новые инструменты управления и бережливого производства.
Также нет смысла устанавливать срок меньший, опыт с большой вероятностью закончится безрезультатно, подвигать персонал на внедрение улучшений станет еще труднее. (Но все это на усмотрение организации.)
— Почему инструкции для каждого этапа, а не стандарт?
По моему опыту, инструкции, разработанные отдельно для первого, второго и третьего этапа лучше сосредоточивают сотрудников на каждом этапе внедрения. Тем более, что четвертый этап подразумевает формирование детального, гибкого и понятного стандарта требований уже вашей системы 5S, разработан с учетом специфики компании, который закрепит ее успех.
Однако организации могут сразу использовать стандарты или регламенты, разработанные для себя или отработанными в других компаниях.
Рекомендую изучить информацию из Национального стандарта РФ ГОСТ Р 56906-2016 — «Бережливое производство. Организация рабочего пространства (5S)» и книгу Растимешина В.Е. и Куприяновой Т.М. «Упорядочение. Путь к созданию качественного рабочего места. Практическое пособие».
Шаг 3 – Объявление кампании о внедрении системы 5S
На этом важном этапе, когда рабочей группой сделаны все необходимые подготовительные мероприятия, понятен план и цели внедрения проекта, первый руководитель собирает сотрудников организации и объявляет о начале внедрении системы.
В первую очередь ему необходимо пояснить персоналу, для чего внедряется система, то есть какие результаты должен будет получить персонал, менеджеры, собственники, клиенты и аудиторы компании.
Здесь же он представляет центральную команду внедрения – заместителя руководителя и членов центральной рабочей группы.
Основная цель данного мероприятия показать персоналу намеренность и вовлеченность первого руководителя. А также дать общую информацию о системе и целях.
Конкурс на лучшее название
Дополнительно можно объявить конкурс среди сотрудников на лучшее название системе 5S, чтобы дать свое уникальное название и приобщить их к внедрению проекта уже на этом этапе.
Рабочей группе надо будет выбрать название и наградить победителя.
Шаг 4 – Обучение принципам системы 5S в компании
Далее происходит более подробное объяснение смыслов и содержания принципов 5S персоналу компании. Доводятся ранее подготовленные презентации и инструкции.
Отдельное обучение проходят аудиторы особенностям и порядку проведения аудита подразделений, выбранные из числа сотрудников компании.
Информирование
На этом же шаге вывешиваются стенды по 5S, на которых происходит текущее и последующее информирование.
Если проводился конкурс на лучшее название, то на стенде вместо 5S, как правило, пишут выбранное название системы.
И рассматриваются другие способы информирования сотрудников, например – внутрикорпоративный сайт, рассылка, корпоративная газета и т.д.
Шаг 5 – Осуществление этапов 5S
Теперь можно приступать к внедрению основных этапов организации и рационализации рабочих мест/пространства.
Напоминаю, что 5S была разработана в послевоенной Японии, получила свое название от первых букв пяти японских слов (Seiri, Seiton, Seisou, Seiketsu, Shitsuke), являющихся, в свою очередь, пятью этапами внедрения системы.
Общая схема внедрения
Вот, что означает каждый этап системы 5S
Сэири (整理) «сортировка» (нужное-ненужное) — чёткое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних.
Сэитон (整頓) «соблюдение порядка» (аккуратность) — упорядоченное и точное расположение и хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать.
Сэисо (清掃) «содержание в чистоте» (уборка) — содержание рабочего места в чистоте и опрятности.
Сэикэцу (清潔) «стандартизация» (установление норм и правил) — необходимое условие для выполнения первых трёх правил.
Сицукэ (躾) «совершенствование» (буквальный перевод — воспитание) (самодисциплина) — воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.
Этап 1. Сортировка (нужное-ненужное)
На первом этапе осуществляется разделение предметов на нужные и ненужные и удаление ненужных.
Задачей этапа сортировки предметов является – научиться определять, видеть и удалять из производственного и управленческого процесса ненужные предметы, делать это постоянно, регулярно, по определенным выработанным правилам.
Все материалы, оборудование и инструмент сортируют на:
Сортировка должна проводиться по шагам:
Процесс сортировки предметов направлен на достижение безопасности (устранение атмосферы хаоса, исключения возможности разрушения, порчи, ударов, помех, столкновений, исключения производственного травматизма и др.), качества (исключение вероятности использования бракованных и сломанных материалов, устаревшей информации, документации и пр.) и производительности (повышение эффективности производственной и офисной площади, снижение времени, затрачиваемого на поиск нужных вещей, времени, требуемого на переучет и т.д.), оптимизации складских запасов.
Этап 2. Соблюдение порядка (всё на своём месте)
На втором этапе осуществляется размещение нужных предметов на рабочем месте/пространстве так, чтобы максимально снизить потери при их использовании и поиске персоналом организации.
Определяется местоположение каждого предмета. Делаются необходимые разметки, указатели и таблички.
Разрабатывается и реализуется решения, которые обеспечивают быстроту, легкость и безопасность доступа к «нужным всегда» и «ненужным иногда» предметам, визуализацию способа хранения и контроль наличия, отсутствия или местонахождения нужного предмета.
А также свободу перемещения нужных предметов и эстетичность производственной среды.
Расположение предметов отвечает требованиям:
Четыре правила расположения вещей:
Этап 3. Содержание в чистоте (уборка)
Третий этап предполагает осуществление постоянного поддержания рабочих мест/пространства, предметов в чистоте и постоянной готовности к использованию.
Рабочая зона должна поддерживаться в идеальной чистоте.
Даже в соответствие с российскими Правилами внутреннего трудового распорядка каждый работник отвечает за поддержание рабочего места/пространства в чистоте.
Необходимо разработать правила уборки для каждого рабочего места/пространства/подразделения.
Во время проведения систематической уборки на постоянной основе должны выявляться источники загрязнений рабочих мест/пространства, предметов, которые могут являться потенциальным источником возникновения проблем.
Правила обеспечения и поддержания чистоты рабочих мест/пространства должны включать:
Ожидаемые эффекты от проведения мониторинга потенциальных источников загрязнения:
Этап 4. Стандартизация
К стандартам содержания рабочих мест относят документы, регламентирующие:
Этот принцип требует формального, т.е. письменного закрепления правил содержания рабочего места, технологии работы и других процедур.
Необходимо создать рабочие инструкции, которые включают себя описание пошаговых действий по поддержанию порядка.
Если внедрение 5S происходит впервые, и использовались инструкции (или иной подход), то на этом этапе разрабатывается и утверждается регламент работы по системе, в котором учитываются наработки, полученные на предыдущих этапах.
Также имеет смысл вести разработки новых методов контроля и вознаграждения подразделений и отличившихся сотрудников. Например, подразделения можно награждать переходящими кубками и дипломами «За высокую культуру труда и соблюдение требований системы 5S», а сотрудников дипломами «За образцовое состояние рабочего места».
Этап 5. Совершенствование
На пятом этапе осуществляется процесс непрерывного поддержания и развития ранее полученных результатов.
Первый руководитель дает сотрудникам понять, что организация рабочего места является не только одним из главных приоритетов, теперь стремимся к постоянному совершенствованию рабочего места.
Осуществляется окончательное закрепление сфер ответственности каждого сотрудника.
Вырабатывается привычка ухода за рабочим местом в соответствии с уже существующими процедурами.
Сотрудники должны соблюдать стандарты и непрерывно совершенствовать их. А также нести ответственность за выполнение требований регламента к организации рабочего места/пространства, в том числе за устранение замечаний, выявленных при проведении проверок.
Используются фотографии БЫЛО/СТАЛО для сравнения того, что было и стало, и каким должно быть рабочее место.
Продолжается организация и проведение аудита, чтобы оценить эффективность внедрения и развития системы 5S.
Награждаются и отмечаются лучшие подразделения и сотрудники.
Шаг 6 – Составление нового плана продвижения системы 5S
Не останавливаемся на достигнутом, составляем план на следующий год. Возможно, добавляем новые инструменты управления и бережливого производства, в том числе положение о рациональных предложениях.
А также обеспечиваем сотрудников нужными предметами, необходимость которых выявили на прошлых этапах.
Роль первого руководителя
Можно много и долго говорить о роли первого руководителя, но факт остается фактом, его факультативное отношение к проекту внедрения системы 5S может существенно осложнить процесс внедрения.
Первый руководитель несет ответственность за результативность и эффективность применения системы и обеспечивает ее реализацию на всех уровнях организации.
Также имеет смысл напомнить, что большинство проблем, дефектов и ошибок в организациях порождены системой (94 %, по расчетам Деминга ). Отношение к ним как к единичным случаям только дестабилизирует процесс. Для дальнейших улучшений требуются системные изменения, которые находятся в компетенции руководства.
- Что укрепляет зубы и десна и кости
- инн 5037008735 какая организация