к какому этапу относится освоение работы развитие профессиональных навыков
Этапы и стадии карьеры
Широко осознанной является идея о том, что в ходе своей карьеры человек проходит через различные, но взаимосвязанные этапы. Наиболее упрощенная версия включает четыре стадии (этапа):
На разных этапах карьеры человек удовлетворяет различные потребности.
Этап карьеры | Возрастной период | Краткая характеристика | Особенности мотивации (по Маслоу) |
Предварительный | До 25 лет | Подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности | Безопасность, социальное признание |
Становление | До 30 лет | Освоение работы, развитие профессиональных навыков | Социальное признание, независимость |
Продвижение | До 45 лет | Профессиональное развитие | Социальное признание, самореализация |
Завершение | После 60 лет | Подготовка к переходу па пенсию, поиск и обучение собственной смены | Удержание социального признания |
Пенсионный | После 65 лет | Занятие другими видами деятельности | Поиск самовыражения в новой сфере деятельности |
Предварительный этапвключает учебу в школе, среднее и высшее образование длится до 25 лет (подготовка к трудовой деятельности и выбор области). За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего потребности и отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его личности, он заботится о безопасности существования.
Далее наступает этап становления,который длится примерно от 25 до 30 лет (освоение работы, развитие профессиональных навыков). В этот период работник осваивает выбранную профессию, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность в установлении независимости. Его продолжают беспокоить безопасность существования, забота о здоровье. Обычно в этом возрасте создаются и формируются семьи, поэтому появляется желание получить заработную плату, уровень которой был бы выше прожиточного минимума.
Этап продвиженияобычно длится от 30 до 45 лет (профессиональное развитие). В этот период идет процесс роста квалификации, работник продвигается по служебной лестнице. Накапливается богатый практический опыт, приобретаются навыки, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение работника как личности. В этот период гораздо меньше уделяется внимания удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на вопросах, касающихся увеличения размеров оплаты труда и заботы о здоровье.Этап сохраненияхарактеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и длится от 45 до 60 лет (плато профессионального уровня, повышение квалификации, передача собственного опыта). Наступает пик совершенствования квалификации и происходит ее повышение в результате активной деятельности и специального обучения. Этот период характеризуется творческим самовыражением, возможен подъем на новые служебные ступени. Человек достигает вершин независимости и самовыражения. Появляется заслуженное уважение к себе, к окружающим, достигшим своего положения честным трудом, и к себе со стороны окружающих.
Этап завершениядлится от 60 до 65 лет (подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены). Хотя этот период характеризуется кризисом карьеры (работник получает меньше удовлетворения от работы и испытывает состояние психологического и физиологического дискомфорта), самовыражение и уважение к себе и к другим подобным из его окружения людям достигают наивысшей точки за весь период карьеры. Работник заинтересован в сохранении уровня оплаты труда, но стремится увеличить другие источники дохода, которые заменили бы заработную плату при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.
На последнем пенсионном этапепосле 65 лет (занятие иными видами деятельности) карьера в данной организации (виде деятельности) завершена. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби (живопись, садоводство, работа в общественных организациях и др.).
Стадии и уровни профессионализма. Профессиональное воспитание и обучение специалиста
Самодвижение личности к вершинам профессионализма включает, согласно Э. Ф. Зеер, пять стадий:
А. К. Маркова выделила 5 уровней профессионализма:
Профессионализм как высокий стандарт профессиональной деятельности выражается, прежде всего, в стабильности и результативности деятельности и связан с индивидуальным стилем деятельности.
Профессионализм как одно из ведущих слагаемых работы в социальной сфере базируется и формируется на основе личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентаций и интересов социального работника. Развитию этих качеств и образований, вхождению в реальную модель профессиональной деятельности способствует решение следующих задач:
Таким образом, профессионализация – важнейший этап жизни человека, связанный с решением профессионального самоопределения и профессиональной адаптации. Чтобы определиться в своей будущей профессии, молодому человеку необходимо сформировать вектор профессиональной цели, т. е. ответить на следующие вопросы:
Задача профессионального становления может быть решена лишь посредством реализации «личностно-ориентированной педагогики образовательного процесса» (Н. А. Рыбакова). На работника социальной сферы возлагается особая миссия, выполнить которую он может только при условии формирования особых личностных качеств. Богатство его личности приобретает общественную значимость, становится условием развития как производственных, так и социальных отношений.
Обучая людей самостоятельно решать свои проблемы, работник социальной сферы поднимает тем самым общественное сознание на новый уровень; он использует свои профессиональные и личностные возможности, чтобы влиять на рост самосознания конкретной личности, общности, нации, общества и человечества. Выполнить эту миссию способен только личностно-зрелый человек, внутренне и профессионально подготовленный к решению стоящих перед ним социальных задач.
Личностная зрелость проявляется в умении соединять, соотносить свои индивидуальные особенности, статусные и возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества и окружающих. Личностная зрелость предполагает зрелость социальную, когда уже развита способность адаптироваться к различным ситуациям и типам общения. Поэтому в процессе формирования личности работника социальной сферы, включающего весь спектр социальных влияний, а также самоформирование человека столь важную роль играет профессиональное воспитание.
В широком смысле профессиональное воспитание – это функция трудовой и общественной жизни; в узком смысле – функция учебного заведения, специально создающего условия для решения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов – работников социальной сферы, гуманистически ориентированных, способных осуществлять свою деятельность в условиях постоянно изменяющегося мира и в нестандартных ситуациях.
Подготовка таких специалистов должна отвечать следующим специфическим требованиям:
Профессиональное воспитание работников социальной сферы в качестве начальной стадии включает в себя профориентацию, вершащуюся фактом профессионального выбора, когда происходит осознанный выбор деятельности в системе «человек – человек», специфика которой заключается в направленности на оказание помощи людям и обществу в их усилиях стать свободными людьми в свободном обществе. Далее в профессиональном воспитании следуют такие этапы, как подготовка к сознательному осуществлению намеченной цели, овладение профессией, начало самостоятельной трудовой деятельности, непрерывное повышение квалификации и наставничество.
Воспитательная функция собственно учебного заведения состоит в создании условий, при которых процесс образования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития. Цели и мотивы профессионального самовоспитания работника социальной сферы обусловлены конкретно-исторической ситуацией и стремлением занять в обществе активную жизненную позицию. Учебная, общественная, трудовая деятельность в рамках процесса профессионального образования должна быть организована так, чтобы обучающийся осознавал социальную значимость будущей деятельности, те требования, которые она к нему предъявляет, мог оценить свои возможности, свои достоинства и недостатки. В этих условиях человек начинает осознавать необходимость работы над собой.
Профессиональное воспитание необходимо рассматривать как целостный процесс, обеспечивающий приобщение обучающихся социальной работе к профессиональному труду в качестве субъекта этой деятельности. Это определяет личностно-ориентированную направленность профессионального обучения и воспитания, а именно:
К принципам профессионального воспитания можно отнести следующие:
1. Принцип творческого саморазвития личности:
2. Принцип самосознания:
3. Принцип приоритета практики:
4. Принцип сотворчества преподавателя и обучающегося как творческих саморазвивающихся личностей:
5. Принцип историзма:
Этапы профессионального становления
Под профессиональным становлением понимают процесс накопления опыта практической деятельности, профессионального совершенствования и приобретения мастерства.
В жизни каждого человека профессиональное становление занимает важное место. И если данный процесс рассматривать относительно времени, то он охватывает большую часть жизни каждого человека, начиная от выбора профессии в старшей ступени общеобразовательной школы и вплоть до окончания профессиональной деятельности в зрелом возрасте.
Исходя из этого, можно сказать, что профессиональное становление– это очень длительный, многолетний, практически бесконечный процесс, который предполагает возможность безграничного развития человека.
В зависимости от выбранной профессии процесс профессионального становления имеет свои особенности. Сделав выбор профессии и затем, осваивая её, каждый человек меняется. Так, в процессе совершенствования своего профессионализма человек обогащает свой опыт, формирует направленность и компетентность, а также развивает профессионально важные качества.
Профессиональное становление связано с различными целями и имеет разное содержание на разных возрастных этапах. Вообще, в течение жизни человек проходит несколько этапов профессионального становления.
Давайте подробнее рассмотрим их.
Этапов профессионального становления
Первый этап – формирование профессиональных намерений. На этом этапе человек получает общее представление о профессии, осознаёт собственные потребности и способности.
На момент окончания общеобразовательной школы, появляется необходимость выбора профессии.
На втором этапе начинается профессиональное обучение.Этот этап относится к периоду, когда выпускники школ поступают в профессиональные учебные заведения (техникумы, вузы), где непосредственно получают профессиональное образование по выбранной профессии. На этом этапе человек осваивает необходимые знания, умения, навыки. Также в ходе этого этапа молодой человек пробует себя в роли стажёра, практиканта или работает и учится одновременно.
Третий этап профессионального становления предполагает вхождение в профессию, профессиональную адаптацию. Этот этап связан со взрослой жизнью, когда идёт непосредственное осваивание практических навыков и алгоритмов действий, профессиональных норм и требований, технологий деятельности, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности, освоение системы взаимоотношений в коллективе, приспосабливание к ритму, характеру, особенностям работы. Результатом данного этапа является профессиональная компетентность.
В толковых словарях компетентность определяют как осведомлённость, эрудированность. Под профессиональной компетентностью понимают совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности.
Основными уровнями профессиональной компетентности являются умелость, воспитанность, деловитость, адекватная самооценка, профессиональная обученность, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт и профессионализм.
Последний этап (четвертый) профессионального становления – это частичная или полная реализация в самостоятельной трудовой деятельности. На этом этапе происходит стабилизация профессиональной деятельности, повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, качественное и творческое выполнение профессиональной деятельности. Результатом данного этапа будет профессиональное мастерство и творчество. Это высший уровень овладения профессиональной деятельностью.
Профессиональное мастерство определяется следующими личностными качествами:
· профессиональными знаниями и умениями, которые обеспечивают успешное выполнение сложной трудовой деятельности;
· высоким уровнем общей и технологической культуры; профессиональной мобильностью;
· стремлением к самосовершенствованию;
· творческим подходом к работе.
Совершенствование мастерства — это очень сложный и длительный процесс. Немало времени и сил нужно человеку, чтобы достичь вершины в профессиональной деятельности. Но всегда нужно помнить, что каждый может стать мастером своего дела.
Профессиональное мастерство связано с профессиональным творчеством.
Профессиональное творчество — это создание человеком в ходе профессиональной деятельности чего-то нового, неповторимого, оригинального.
Творчество в профессиональной деятельности может способствовать развитию как самого процесса деятельности, так и его содержания. Любая творческая деятельность, в том числе профессиональная, должна носить характер новизны: объективно новое и субъективно новое.
Объективно новое — это всё то, чего не было в истории человечества.
Субъективно новое — это всё то, что является новым для данного человека или группы людей. Например, перенос известных методов работы в новые условия, включение в свою деятельность новых средств, способов и приёмов и многое другое.
Профессиональное становление является составной частью профессиональной карьеры.
Вообще, карьера— это быстрое достижение успехов в какой-либо деятельности.
В свою очередь, профессиональная карьера — это достижение человеком успехов в профессиональной деятельности.
В содержание понятия «профессиональная карьера» включают: профессиональный рост, мастерство, высокую оплату труда, продвижение по служебной лестнице, занятие определённых постов и должностей, приобретение свободы в принимаемых решениях, адекватную оценку обществом трудовых заслуг, личную удовлетворённость профессиональной деятельностью.
Человек достигает вершины своего профессионального развития на стадии осуществления самостоятельной профессиональной деятельности. Поэтому профессиональное развитие зависит от особенностей деятельности и индивидуальных возможностей конкретного человека. А значит, можно сказать, что процесс профессионального становления является индивидуальным и неповторимым для каждого человека.
Показателем профессионального становления являются формальные и неформальные критерии.
К формальным критериям относятся: диплом специалиста, сертификаты повышения квалификации, должность.
А к неформальным: профессиональное мышление, умение применять нестандартные средства для решения задач, востребованность труда.
Сегодня все этапы профессионального становления имеют особое значение. Ведь современная профессиональная деятельность отличается высокой сложностью. А значит, рынку труда необходимы высококвалифицированные специалисты, которые будут хорошо разбираться в новейших технологиях.
Современный специалист не должен замыкаться только на своей узкой специализации. Чтобы добиться успехов, он должен быть разносторонне образован. Ведь экономическая ситуация часто меняется, что приводит к необходимости быстрой переквалификации, получения новых навыков или смежной специальности.
Этапы профессионального становления
Урок 46. Технология 10-11 классы ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Этапы профессионального становления»
В жизни каждого человека, безусловно, важнейшее место занимает труд. Всё начинается с естественных потребностей человека – иметь пищу, одежду, кров над головой. Понятно, что всё это не падает с неба. А чтобы удовлетворить все свои потребности, человеку приходится изрядно потрудиться. А для того, чтобы успешно трудиться, конечно же, необходимо освоить какую-либо профессию.
Итак, по окончании школы перед каждым учеником возникает необходимость сделать будущий профессиональный выбор, то есть определиться с будущей профессией.
Напомним, что сам термин профессия происходит от латинского слова professio, которое, в свою очередь, происходит от другого латинского слова — profiteor, которое дословно можно перевести как «объявляю своим делом».
Ну а учёные под термином профессия понимают род трудовой деятельности человека, владеющего набором знаний, умений и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки и обычно являющихся источником существования.
Обратите внимание: в определении говорится, что человек должен владеть набором знаний, умений и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки. Так вот, чтобы стать на самом деле квалифицированным специалистом, профессионалом своего дела, нужно пройти определённые этапы профессионального становления.
Вообще, под профессиональным становлением понимают процесс накопления опыта практической деятельности, профессионального совершенствования и приобретения мастерства.
В жизни каждого человека профессиональное становление занимает важное место. И если данный процесс рассматривать относительно времени, то он охватывает большую часть жизни каждого человека, начиная от выбора профессии в старшей ступени общеобразовательной школы и вплоть до окончания профессиональной деятельности в зрелом возрасте.
Исходя из этого, можно сказать, что профессиональное становление – это очень длительный, многолетний, практически бесконечный процесс, который предполагает возможность безграничного развития человека.
В зависимости от выбранной профессии процесс профессионального становления имеет свои особенности. Сделав выбор профессии и затем осваивая её, каждый человек меняется. Так, в процессе совершенствования своего профессионализма человек обогащает свой опыт, формирует направленность и компетентность, а также развивает профессионально важные качества.
Профессиональное становление связано с различными целями и имеет разное содержание на разных возрастных этапах. Вообще, в течение жизни человек проходит несколько этапов профессионального становления.
Давайте подробнее рассмотрим их.
Первый этап – формирование профессиональных намерений. На этом этапе человек получает общее представление о профессии, осознаёт собственные потребности и способности.
Всё начинается с того, что, ещё будучи ребёнком, в процессе игры мы имитируем профессиональные взаимодействия. Затем мы подрастаем и начинаем получать информацию о профессиях и их особенностях на занятиях в школе, при наблюдении за людьми, в общении, а также на временных подработках. В конце этого этапа, а он как-раз приходится на момент окончания общеобразовательной школы, перед нами появляется необходимость выбора профессии.
На втором этапе начинается профессиональное обучение. Этот этап относится к периоду, когда выпускники школ поступают в профессиональные учебные заведения (профессиональные училища, техникумы, вузы), где непосредственно получают профессиональное образование по выбранной профессии. На этом этапе человек осваивает необходимые знания, умения, навыки. Также в ходе этого этапа молодой человек пробует себя в роли стажёра, практиканта или работает и учится одновременно.
Третий этап профессионального становления предполагает вхождение в профессию, профессиональную адаптацию. Этот этап связан со взрослой жизнью, когда идёт непосредственное осваивание практических навыков и алгоритмов действий, профессиональных норм и требований, технологий деятельности, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности, освоение системы взаимоотношений в коллективе, приспосабливание к ритму, характеру, особенностям работы. Результатом данного этапа является профессиональная компетентность.
В толковых словарях компетентность определяют как осведомлённость, эрудированность. Под профессиональной компетентностью понимают совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности.
Основными уровнями профессиональной компетентности являются умелость, воспитанность, деловитость, адекватная самооценка, профессиональная обученность, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт и профессионализм.
И последний этап профессионального становления – это частичная или полная реализация в самостоятельной трудовой деятельности. На этом этапе происходит стабилизация профессиональной деятельности, повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, качественное и творческое выполнение профессиональной деятельности. Результатом данного этапа будет профессиональное мастерство и творчество. Это высший уровень овладения профессиональной деятельностью.
Профессиональное мастерство определяется следующими личностными качествами: профессиональными знаниями и умениями, которые обеспечивают успешное выполнение сложной трудовой деятельности; высоким уровнем общей и технологической культуры; профессиональной мобильностью; профессиональной самостоятельностью; стремлением к самосовершенствованию; творческим подходом к работе.
Совершенствование мастерства — это очень сложный и длительный процесс. Немало времени и сил нужно человеку, чтобы достичь вершины в профессиональной деятельности. Но всегда нужно помнить, что каждый может стать мастером своего дела.
Профессиональное мастерство связано с профессиональным творчеством.
Профессиональное творчество — это создание человеком в ходе профессиональной деятельности чего-то нового, неповторимого, оригинального.
Творчество в профессиональной деятельности может способствовать развитию как самого процесса деятельности, так и его содержания. Любая творческая деятельность, в том числе профессиональная, должна носить характер новизны: объективно новое и субъективно новое.
Объективно новое — это всё то, чего не было в истории человечества. Субъективно новое — это всё то, что является новым для данного человека или группы людей. Например, перенос известных методов работы в новые условия, включение в свою деятельность новых средств, способов и приёмов и многое другое.
Профессиональное становление является составной частью профессиональной карьеры.
Вообще, карьера — это быстрое достижение успехов в какой-либо деятельности. В свою очередь, профессиональная карьера — это достижение человеком успехов в профессиональной деятельности.
В содержание понятия «профессиональная карьера» включают: профессиональный рост, мастерство, высокую оплату труда, продвижение по служебной лестнице, занятие определённых постов и должностей, приобретение свободы в принимаемых решениях, адекватную оценку обществом трудовых заслуг, личную удовлетворённость профессиональной деятельностью.
Человек достигает вершины своего профессионального развития на стадии осуществления самостоятельной профессиональной деятельности. Поэтому профессиональное развитие зависит от особенностей деятельности и индивидуальных возможностей конкретного человека. А значит, можно сказать, что процесс профессионального становления является индивидуальным и неповторимым для каждого человека.
Показателем профессионального становления являются формальные и неформальные критерии. К формальным критериям относятся: диплом специалиста, сертификаты повышения квалификации, должность. А к неформальным: профессиональное мышление, умение применять нестандартные средства для решения задач, востребованность труда.
Сегодня все этапы профессионального становления имеют особое значение. Ведь современная профессиональная деятельность отличается высокой сложностью. А значит, рынку труда необходимы высококвалифицированные специалисты, которые будут хорошо разбираться в новейших технологиях.
Современный специалист не должен замыкаться только на своей узкой специализации. Чтобы добиться успехов, он должен быть разносторонне образован. Ведь экономическая ситуация часто меняется, что приводит к необходимости быстрой переквалификации, получения новых навыков или смежной специальности.
На этом уроке мы с вами говорили о профессиональном становлении. Выяснили, что подразумевают под этим термином. А также обсудили все этапы профессионального становления.