к каким затратам относится реклама
Учет расходов на рекламу в бухгалтерском и налоговом учете
Законы рынка диктуют необходимость рекламы для любого хозяйствующего субъекта – участника. Комплекс мер по продвижению продукции требует зачастую немалых расходов. Включение таких сумм в затраты представляется безусловно логичным с позиции хозяйствующего субъекта, но с позиции законодательства все не так просто. Отражение расходов на рекламу в учете выводит на первый план понятие нормирования затрат.
Вопрос: Организация презентует новый вид своей продукции, планируются концертная программа, еда и напитки для приглашенных. Заключен договор с рекламным агентством для организации концертной программы (приглашения артистов, музыкантов) и буфетного обслуживания. Вход на презентацию будет по приглашениям, которые рассылаются клиентам организации, дистрибьюторам, представителям СМИ для освещения презентации в прессе. Вправе ли организация учесть эти затраты в составе рекламных расходов в целях налога на прибыль? Должны ли нормироваться эти расходы?
Посмотреть ответ
Какие расходы называются рекламными
ФЗ №38 от 13/03/06 г. определяет рекламу как информацию, цель которой – создать и поддерживать внимание, интерес к рекламируемому объекту. Форма распространения информационных данных может быть любой и предназначаться всем потенциальным покупателям, без ограничения.
Вопрос: Спортивная организация на время проведения спортивных соревнований размещает рекламу о проведении занятий в спортивных секциях на баннерах на стадионе.
Относится ли данная реклама к наружной рекламе? Можно ли в целях налога на прибыль учесть расходы на такую рекламу в полном размере?
Посмотреть ответ
Исходя из положений ФЗ к рекламе можно причислить:
Кроме того, принято разделять рекламные информационные потоки на те, которые спрос формируют либо поддерживают, и на те, что рекламируют фирму, бренд в целом либо определенный товар.
Важно отметить, что основополагающим свойством рекламы является ее массовый характер. Причислить к рекламным расходам, например, раздачу деловым партнерам сувенирной продукции фирмы весьма рискованно, поскольку в данном случае адресат определен заранее.
Нельзя назвать рекламой также информацию:
Затраты, относимые к рекламным, подлежат бухгалтерскому (БУ) и налоговому учету (НУ). В целях НУ их разделяют на нормируемые и ненормируемые. Ненормируемые расходы рекламного характера включаются в расчет налога полностью, нормируемые – частично.
Вопрос: Как отразить в учете расходы на рекламу (рекламные услуги сторонней организации), нормируемые для целей налогообложения прибыли?
Договорная стоимость рекламных услуг, оказанных организации в сентябре, составила 360 000 руб. (в том числе НДС 60 000 руб.). Факт оказания услуг подтвержден актом приемки-сдачи оказанных услуг. Иные нормируемые рекламные расходы у организации до конца налогового периода отсутствуют.
Отчетными периодами по налогу на прибыль являются квартал, полугодие, девять месяцев. По данным налогового учета выручка по итогам девяти месяцев составила 10 000 000 руб., по итогам года — 15 000 000 руб.
Для целей налогового учета доходов и расходов применяется метод начисления.
Посмотреть ответ
Нормирование рекламных расходов и налоговый учет
В НУ рекламные расходы признаются прочими, связанными с производством и реализацией товара (НК РФ, ст. 264-1).
В указанной статье зафиксирован закрытый список расходов, в нормировании которых нет необходимости (п. 4 той же статьи). В полном объеме будут учитываться:
Иные расходы рекламного характера нужно нормировать. Норматив установлен в размере 1% от объема выручки от реализации. Учитывают не только продажу собственной продукции, но и товаров для перепродажи. Берутся в расчет и полученные имущественные права.
Вопрос: Как отразить в учете расходы на изготовление рекламной печатной продукции?
Договорная стоимость изготовления рекламных буклетов и каталогов (печатной продукции) составила 180 000 руб. (в том числе НДС 30 000 руб.), при этом стоимость изготовления единицы данных видов печатной продукции превышает 100 руб.
Рекламная печатная продукция содержит информацию о товарах и услугах, реализация которых облагается НДС, и предназначена исключительно для раздачи посетителям специализированной выставки, в которой организация принимает участие.
Для целей налогового учета доходов и расходов применяется метод начисления.
Посмотреть ответ
Нормируются расходы на мобильные рассылки смс, дегустации продукции, расходы на розыгрыши, покупку призов, рекламу в каталогах и т.д.
На заметку! При определении объема выручки акцизы, НДС исключаются из расчетов (письмо №03-03-01-04/1/310 Минфина от 07/06/05 г.).
Поскольку расчет объема нормируемых расходов связан с исчислением выручки по периоду, нарастающим итогам, показатели в течение года будут меняться. Поквартальный нарастающий итог массы выручки позволяет расходы, не отнесенные к нормируемым в предыдущем квартале, отнести к таковым в следующем.
Окончательный расчет затрат на рекламу нормируемого характера производится по итогам года. Остаток суммы рекламных затрат, по итогам года не признанных нормируемыми, на следующий год не переносится.
Например, затраты на создание собственного сайта учитываются в целях НУ полностью как рекламные. Однако расходы, связанные с организацией торговли через указанный сайт, связаны с производством и продажей товара в целях НУ. При этом может иметь место и реклама как таковая.
Раздача флайеров на ярмарке (и соответствующие затраты) не нормируются, а раздача фирменных призов по результатам розыгрыша, устроенного для посетителей, относится к нормируемым рекламным затратам. Отнесение изготовления, раздачи буклетов, флайеров к категории ненормируемых затрат, наряду с брошюрами и каталогами, подтверждает и Минфин (в письме №03-03-06/1/42279 от 12/08/16 г. и ряде других, более ранних).
Список нормируемых расходов законодателем открыт, следовательно, фирма может относить на рекламу любые затраты с признаками рекламных, соответствующие ФЗ №38 вне зависимости, поименованы они в НК или нет. Подтверждение этого тезиса можно найти в практике судов (например, пост. ФАС МО №А40-54372/11-91-234 от 21/03/12 г.).
Общее правило – любые затраты должны иметь документальное подтверждение – справедливо и в случае расходов на рекламу. Подтверждением может служить сметная документация, документация, подтверждающая приобретение ТМЦ, справочная документация, при проведении рекламных компаний в СМИ.
Прочие расходы в части рекламных могут быть включены в расчет в целях НУ как в периоде, в котором были понесены, так и в периоде оплаты, в зависимости от метода БУ.
При использовании метода начисления моментом признания может быть предъявление документов по сделке: акта, счета-фактуры либо последний день отчетного (налогового) периода (НК РФ, ст. 272).
На заметку! Учет рекламных расходов на ОСНО и УСН «доходы минус расходы» производится по одним и тем же правилам. При УСН определяющим является момент фактической оплаты расходов (НК РФ, ст. 346.17).
Коммерческая деятельность в международном масштабе, очевидно, также включает в себя рекламные расходы, однако здесь есть одна особенность: международные договоры и соглашения могут не соответствовать полностью российским аналогичным нормам. В этом случае приоритетом выступает международный договор (НК РФ, ст. 7, документ Минфина №03-08-РЗ/9491 05/03/14 г., ряд других аналогичных) и его условия. Из сказанного следует, что в отдельных случаях нормируемые расходы на рекламу полностью включаются в расчеты по налогам, без применения норматива.
Бухгалтерский учет
Расходы на рекламу в БУ учитываются полностью, в объеме, зафиксированном первичными документами. Их относят, в зависимости от положений учетной политики, на счета 26, 44 или другие аналогичные.
Проводки могут быть такими:
Как уже говорилось выше, в пределах года рекламные расходы можно учитывать не только в прошедшем отчетном периоде, но и в последующих. Это делается в случае, если в прошедшем периоде сумма была сверхнормативной, а в последующем объем выручки позволил «вписаться» в норматив затрат.
Следует, таким образом, отразить временные разницы – отложенный налоговый актив:
Налоговый учет расходов на рекламу
Автор: Ермошина Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Автономные учреждения, осуществляющие приносящую доход деятельность, нередко несут расходы на рекламу такой деятельности. Естественно, в подобной ситуации возникает вопрос: можно ли затраты на рекламу учесть в расходах при расчете налога на прибыль?
Забегая вперед, отметим, что можно, в гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ даже предусмотрена специальная норма. Однако есть ряд нюансов, которые следует иметь в виду при включении данных расходов в расчет облагаемой базы. Каких? Узнаете из данной консультации.
Нюанс первый: некоторые виды расходов на рекламу нормируются
Согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ для целей исчисления налога на прибыль к прочим расходам относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 данной статьи.
Из пункта 4 следует, что порядок учета расходов на рекламу зависит от вида рекламных расходов – нормируемые или ненормируемые.
Ненормируемые расходы на рекламу учитываются при исчислении налога на прибыль в полном объеме. К ним относятся:
затраты на рекламу через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети, при кино– и видеообслуживании;
расходы на световую и иную наружную рекламу;
расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
затраты на изготовление брошюр и каталогов о товарах, работах, услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, о самой организации;
уценка товаров, потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Все остальные расходы на рекламу относятся к нормируемым и учитываются при исчислении налога в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (без учета НДС и акцизов) за отчетный (налоговый) период, в котором они были произведены.
Нюанс второй: распространяемая информация должна отвечать понятию рекламы
Информацию о том или ином объекте можно считать рекламой, если она одновременно отвечает условиям, указанным в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ:
распространяется любым способом, в любой форме и любыми средствами;
адресуется неопределенному кругу лиц;
направлена на привлечение внимания к объекту, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Хотелось бы ознакомить читателей с разъяснениями по поводу применения этой нормы, которые давала Федеральная антимонопольная служба в Письме от 20.06.2018 № АД/45557/18. В частности, ФАС рассматривала вопрос, является ли рекламой информация о возможности приобретения определенных товаров/услуг ограниченным кругом лиц (например, клиентами компании).
Она отметила, что в п. 1 ст. 3 Закона о рекламе под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Таким образом, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение объекта рекламирования, в том числе если она направляется по конкретному адресному списку.
При этом реклама может иметь целевую аудиторию, к которой относятся некие лица, для которых в первую очередь предназначена такая информация. Однако направленность рекламы на неопределенный круг лиц оценивается исходя из выбранного способа и средства распространения рекламы, а также содержания самой рекламной информации. Если рекламная информация представляет интерес и доступна также иным лицам, не только входящим в ее целевую аудиторию, то направленность такой рекламы выходит за пределы целевой аудитории и относится к неопределенному кругу лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Таким образом, квалификация информации как рекламы либо иного рода информации зависит от совокупности направленности и содержания сведений, приведенных в такой информации.
Обратите внимание: по мнению специалистов ФАС, если информация отвечает признакам рекламы и, имея некую целевую аудиторию (например, клиенты компании, зрители телеканала, прохожие определенной территории), формирует интерес у неопределенного круга лиц, соответственно, выходит за пределы своей целевой аудитории, такая информация является рекламой и подпадает под регулирование Закона о рекламе.
Нюанс третий: не стоит забывать про положения ст. 252 НК РФ
Расходами для целей налогообложения прибыли признаются только те затраты налогоплательщика, которые соответствуют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ:
направлены на получение дохода.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.
Такими документами являются договоры на производство, размещение и распространение рекламы, акты выполненных работ, отчеты исполнителей о проделанной работе, графики выходов рекламы, иные подобные документы.
Напомним, что в обязанности налогоплательщика входит обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих осуществление расходов, в течение четырех лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Если учреждение приобретает рекламные услуги через агентов по агентскому договору, ему необходимо учесть следующее.
По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (ст. 1005 ГК РФ). Принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, которые установлены в агентском договоре (ст. 1006 ГК РФ).
Если принципал через агента приобретает услуги, то в налоговом учете принципала на основании отчета агента и документов, представленных агентом в качестве доказательств его расходов, отражаются соответствующие затраты на приобретение услуг и (или) расходы, учитываемые согласно НК РФ.
При организации агентом рекламной кампании учреждение включит в расходы:
договорную стоимость услуг и работ рекламного характера;
сумму дополнительных расходов (без НДС), возмещаемых агенту;
сумму комиссионного вознаграждения.
При применении метода начисления расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени их оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ).
Еще один нюанс: в арбитражной практике появился новый подход к отражению расходов на рекламу на транспорте
В списке ненормируемых (а значит, учитываемых в полном объеме) расходов содержатся расходы на наружную рекламу.
Согласно п. 1 ст. 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы осуществляется с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.
Если реклама размещена на общественном транспорте, относятся ли расходы на ее производство к нормируемым?
Минфин считает, что реклама, размещенная на транспорте, не относится к наружной, поэтому расходы на такую рекламу должны нормироваться (см. Письмо от 02.11.2005 № 03-03-04/1/334).
Год назад в арбитражной практике была изложена позиция, что расходы на рекламу, размещаемую на наземном общественном транспорте, не нормируются (см. Определение ВС РФ от 30.05.2019 № 305-ЭС19-4394).
Суть дела заключалась в следующем. Организация отразила в расходах затраты на размещение рекламных материалов (баннеров) в троллейбусах. Налоговики не приняли затраты в полном объеме, посчитав, что они должны нормироваться.
АС МО поддержал налоговиков, отметив: услуги относятся к услугам на рекламу на транспортных средствах, их нельзя отнести к услугам на наружную рекламу. По его мнению, ключевым моментом здесь было то, что согласно п. 1 ст. 19 Закона о рекламе наружная реклама размещается на рекламных конструкциях стабильного территориального размещения, к которым транспортные средства не относятся.
Однако арбитры ВС РФ встали на сторону налогоплательщика, указав: в гл. 25 НК РФ отсутствуют положения, которые позволили бы сделать вывод о том, что воля законодателя направлена на ограничение возможности признания для целей налогообложения расходов на распространение рекламных материалов только в связи с тем, что местом их размещения выступают не стационарные объекты (например, остановочные павильоны наземного общественного транспорта), а транспортные средства (трамваи, троллейбусы, автобусы и т. п.). Такого рода дифференциация возможности вычета затрат не имеет под собой разумного экономического основания и, соответственно, приводит к неравному налогообложению хозяйствующих субъектов.
В статьях 19 и 20 Закона о рекламе установлены лишь отдельные особенности распространения рекламы. При этом с учетом того, что данный закон не относится к актам законодательства о налогах и сборах и имеет иные цели правового регулирования, установленные в нем различия в составе ограничений, действующих при распространении рекламы с использованием стационарных рекламных конструкций и с использованием транспортных средств, не должны рассматриваться как имеющие значение для налогообложения прибыли при отсутствии на то прямого волеизъявления законодателя.
Согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ для целей исчисления налога на прибыль расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания относятся к прочим расходам, с учетом положений п. 4 данной статьи.
Порядок учета расходов на рекламу зависит от вида рекламных расходов – нормируемые или ненормируемые.
Ненормируемые учитываются в полном объеме, нормируемые – в размере, не превышающем 1% выручки от реализации за отчетный (налоговый) период, в котором были произведены.
По мнению высших арбитров, расходы на рекламу, размещаемую на наземном транспорте, можно отнести к ненормируемым.
Информацию о том или ином объекте можно считать рекламой, если она одновременно отвечает условиям, указанным в п. 1 ст. 3 Закона о рекламе.
При признании рекламных расходов необходимо учитывать общие требования, предъявляемые к расходам п. 1 ст. 252 НК РФ. Расходы должны быть документально подтверждены, экономически оправданы и направлены на получение дохода.
Рекламные расходы для упрощенки 15%
Читатель Валерий спрашивает:
Я ИП на упрощенке «доходы минус расходы». Могу ли списать на расходы рекламу в интернете? И какие вообще правила с учетом рекламных расходов?
Что считается рекламой
Чтобы понять, какие расходы можно списывать на рекламные, а какие нет, разберемся, что такое реклама.
По закону рекламой будет информация, которая отвечает двум критериям:
В законе нет пояснения, что такое неопределенный круг лиц. Критерий неопределенности вызвал вопрос даже у налоговой — ей ответила антимонопольная служба:
Сувенирка тоже вызывает споры. В одном письме антимонопольная служба пишет, что логотипы и товарные знаки на сувенирах — это реклама, и неважно, кому фирма их отдает:
А в другом письме ручки и футболки, которыми пользуются сотрудники, уже не считаются рекламой:
Получается, сувениры для сотрудников и именные каталоги, листовки или брошюры рекламой не считаются.
Нормированные и ненормированные расходы
Любая реклама на упрощенке 15% идет в расходы, но есть отличие в суммах:
Вид расходов зависит от вида рекламы, вот таблица.
Ненормированные — без ограничений
Нормированные — не больше 1% выручки
реклама в газетах, журналах, на телевидении, по радио и в кинотеатрах
призы для победителей розыгрышей, конкурсов или акций: сертификаты, подарки, товары
реклама в интернете:
таргетированная, в том числе во Вконтакте и Инстаграме;
поисковая оптимизация сайта, например оплата услуг агентства или сеошника;
реклама в лифтах, подъездах, на автобусах, машинах или в метро
наружная реклама: изготовление и аренда рекламных щитов, световых табло, стендов
сувениры: ручки, блокноты и статуэтки, футболки с логотипом компании
участие в выставках, ярмарках, экспозициях, выставках-продажах
затраты на проведение дегустаций товаров, раздачу бесплатных образцов продукции
оформление витрин, комнат образцов, демонстрационных залов
изготовление рекламных брошюр, каталогов с товарами или услугами компании
реклама в каталогах торговых сетей. Например, купон сырков «Голландия» в каталоге Пятерочки
уценка товаров, которые потеряли свой товарный вид во время выставки или пока стояли в витрине магазина
реклама внутри зданий: торговых центров, кинотеатров, в аэропортах и вокзалах
Выручкой, от которой считается 1%, налоговая называет все поступления на счет предпринимателя от продажи товаров или услуг. У компаний на общем режиме налогообложения всё сложнее, потому что есть НДС, но об этом расскажем в другой раз.
Расходы на рекламу списывают сразу или в течение года
Закон разрешает учитывать траты на рекламу в расходах сразу после оплаты и подписания акта.
Расходы на ненормированную рекламу предприниматель полностью списывает в том отчетном периоде, в котором потратился. Списать частями расходы не получится. А нормированные расходы списываются в том же периоде или в течение года. Теперь на примере.
Магазин «Лосось» в первом квартале проводит розыгрыш призов в соцсетях. Приз — ноутбук за 20 000 рублей. Чтобы привлечь больше участников, магазин запускает таргетированную рекламу на 300 000 рублей.
300 000 рублей, которые магазин потратил на таргетированную рекламу, он списывает на расходы в первом квартале.
20 000 рублей на приз магазин потратил в январе 2019 года. Как он будет их списывать, зависит от выручки.
Квартал
Выручка магазина
Можно списать
по итогам года
2 000 000 рублей
20 000 рублей
Правило для нормированных расходов такое: списать можно не больше 1% выручки за квартал. Если в следующем квартале выручка вырастет, списываете остаток расходов за прошлый, но опять не больше 1% выручки. Списывать остатки налоговая разрешает до конца года, в котором были траты.
С нормированными расходами есть нюанс: предприниматели на упрощенке платят налог авансом каждый квартал, тогда же списываются расходы. Если списать за квартал больше 1%, по итогам года появится долг по налогам. А значит, налоговая насчитает пеню.
Подтверждения для налоговой: акты, фотографии и счета
Подтверждающие документы — все документы, которые доказывают, что реклама была:
Для выставок, ярмарок и экспозиций такими документами будут план и программа выставки, договор на участие, выставочный каталог, акт оказания услуг и отчет о проведении выставки.
Если магазин заказывает 1000 листовок, тогда одну листовку сохраняет для налоговой. Для наружной рекламы или рекламы в газете бухгалтер попросит фотоотчет:
Подтверждением для рекламы в социальных сетях будут скриншоты, отчеты из рекламного кабинета, списания с расчетного счета и акты. Например, Вконтакте отправляет акты электронно, через систему Диадок:
Как учесть рекламу в Фейсбуке в расходах
Если покупаете рекламу у блогеров, нужен договор оказания рекламных услуг, выписка с расчетного счета, акт и скриншот рекламной публикации.
4 года хранить рекламные материалы
Все документы, которые подтверждают рекламные расходы, и копии рекламных материалов нужно хранить в течение года:
Все, кто отправит документы офисному шредеру раньше, рискуют получить штраф:
Но если предприниматель списывал рекламные траты на расходы, хранить договоры и материалы нужно четыре года. Это требование налогового кодекса. Срок считается с того года, в котором списывали траты.
В 2019 году магазин учел в расходах затраты на наружную рекламу. Договор с рекламным агентством, акты и фотоотчет магазин должен хранить до 31 декабря 2023 года.
Если выбросить документы раньше, есть риск, что во время проверки налоговая отменит списание расходов, потому что у компании нет подтверждающих документов.
Спорные ситуации с рекламными расходами
По моему опыту налоговики при проверках уделяют много внимания рекламным расходам. Налоговая пытается оспаривать расходы в суде, когда в рекламе есть чужие товарные знаки.
У налоговой два аргумента: торговый знак не принадлежит фирме, и лицензионного соглашения на его использование нет. Значит, траты экономически не обоснованы и не могут учитываться в расходах.
Компания «Элита-98» списала на рекламные расходы изготовление и размещение наружной рекламы гипермаркета «Аллея». Налоговая решила, что расходы необоснованны, потому что в рекламе нет ни слова об «Элите-98», и обратилась в суд.
Но у «Элиты-98» были аргументы:
Суд встал на сторону компании.
Вот еще пример: судебное дело налоговой против автодилера.
Дилер «Северный ветер» рекламировал машины «Форд». На рекламу компания потратила 7 миллионов рублей и списала их на расходы. Налоговая потребовала в суде доплатить 7 миллионов, потому что в рекламе не продвигалась компания «Северный ветер».
Суд отклонил требование налоговой, потому что у «Северного ветра» был договор с «Форд Соллерс Холдинг», и в договоре был такой пункт:
«Северный ветер» берет на себя обязанность осуществлять продвижение продукции «Форд Соллерс Холдинг», в том числе путем ведения рекламных акций.
Также суд обратил внимание налоговой, что в рекламе был адрес и телефон «Северного ветра».
Суды чаще поддерживают налогоплательщиков. Свою позицию объясняют так: если реклама нужна для продажи товара — значит, расходы рекламодателя экономически обоснованы. А есть у него договор на товарный знак или нет, неважно.