к каким процессам относится мышление

Виды психических процессов: мышление

Вы будете перенаправлены на Автор24

Что такое психические процессы и какими они бывают

Психические процессы представляют собой психические явления, которые выполняют свои определённые функции в целостной системе человеческой психики.

Возникновение этого понятия относится к концу 19 – началу 20 века, когда в науке лидирующая роль была представлена аналитическим взглядам. Сегодня современные ученые считают, что психические процессы не стоит рассматривать индивидуально, так они все взаимосвязаны между собой и не могут существовать по отдельности.

Выделяют три основные группы психических процессов:

Далее в статье более подробно пойдёт речь о таком познавательном психологическом процессе как мышление.

Мышление как познавательный психический процесс

Существует несколько определений понятия «мышление» в современной психологии. В общем смысле под мышлением понимают психический процесс, который построен на обобщении и отражении действительности при речевом участии.

Мышление – это одна из основных функций человека. Благодаря мышлению человечество обладает определенным набором знаний относительно устройства мира и может передавать эти знания последующим поколениям.

Мышления включает в себя сопоставление, сравнение, прогнозирование, анализ, поиск информации. Мышление является высшей формой познавательной деятельности. Мышление имеет мотив, цель, предполагает действия, осуществляет контроль, имеет результат.

Особенностью и отличием мышления от других психологических процессов является то, что мышление отражает не только внешние характеристики предметов, но и внутренние связи и отношения. Обобщение – еще одна особенность процесса мышления. Иными словами, мышление носит знаковый характер и выражается речью.

Готовые работы на аналогичную тему

Фазы мыслительной деятельности

Мышление представляет действие, которое направлено на разрешение какой-либо задачи. Действие — это процесс, как и любой процесс оно имеет определенные фазы в своей структуре. Мыслительный процесс состоит из следующих фаз:

Формы мышления

Ученые выделяют три главные формы процесса мышления:

Когда в сознании индивида происходит отражение специфических черт предметов и явлений, их общих и частных признаков, это значит, что в его сознании формируется некое «понятие». Понятие может быть выраженно одним или несколькими словами.

Форма мышления, которая имеет в своём концепте положительное или негативное отношение к окружающей действительности и взаимосвязях мира носит название суждение. Все суждения можно поделить на три группы:

Под умозаключение понимают вычленение нового суждения из нескольких других суждений, например, умозаключение может быть сделано на основе частного и общего суждения (силлогизм).

Виды мышления

В современной психологической науке не существует единой классификации видов мышления. Мышление подразделяют по характеру задач, которые предстоит решить на: теоретическое (понятийное и образное) и практическое (наглядно-образное и наглядно действенное). Под понятием теоретическое мышление понимают мышление, которое направлено на поиск общих закономерностей, больше склонно для ученых. Оно в свою очередь подразделяется на понятийное мышление и образное. Для понятийного мышления характерно использование определенных понятий. При решении ментальной задачи индивид не занимается поиском новой информации, а использует готовые понятия, умозаключения других людей. Во время образного мышления индивид использует образы, которые извлекаются из памяти и воображения.

В противовес теоретическому мышлению, практическое мышление используется для решения практических задач. Она подразделяется на наглядно-образное и наглядно-действенное. Наглядно-образное мышление представляет собой процесс образного решения задач. Оно предполагает зрительное моделирование ситуации без выполнения практических действий. Наглядно-действенное мышление предполагает при решении задач действия с предметами. Этот вид мышления доминирует седи детей до 3 летнего возраста.

По степени развернутости и осознанности мышление может быть дискурсивным и интуитивным. Дискурсивное мышление – это процесс мыслительной деятельности в котором происходит перебирание различных вариантов решения на основе логики. Интуитивное мышление, в свою очередь, является подсознательным процессом, индивид каким-то образом приходит к выводу, но при этом не может объяснить какими принципами в принятии решения он руководствовался.

По новизне и оригинальности выделяют репродуктивное и продуктивное мышление. При репродуктивном мышление индивид вовремя решении задач использует уже известные ему способы, пример репродуктивного мышления – ремейк фильма. При продуктивном мышлении идёт воссоздание новой информации, предметов, явлений. Пример продуктивного мышления – создание нового фильма.

По числу участников мышление может быть индивидуальным и коллективным.

Функции мышления

Функции мышления представлены достаточно разнообразно. Среди них можно выделить четыре основные:

Под пониманием подразумевают раскрытие сути предметов, явлений. Понимание нового достигается благодаря взаимодействию старой информации с более новой.

В тех случаях, когда индивид не в состоянии достичь поставленной им цели, когда возникает проблема в достижении результата, тогда в мозгу у человека начинает работать процесс мышления. Когда начинается процесс мышления, человек приступает к анализу, сопоставлению и т.д. для того что бы решить возникшую проблему. Индивид отсекает неудачные варианты решения, склоняется к более подходящим.

Под целеполаганием понимают процесс продуцирования новых идей, то есть формирование будущих действий.

Функция рефлексии в процессе мышления выражается в том, что индивид направляет свои действия на осмысление, анализ нового знания.

Источник

К каким процессам относится мышление

Вопрос: Что такое мышление?

Процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве).

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Вопрос: Какие виды мышления есть?

Классификация по результатам мышления

Классификация по уровню психических процессов

Другие виды:

Вопрос: формы мышления?

Понятие, суждение, умозаключение (вывод)

Умозаключение является наиболее сложной формой и продуктом мышления. Оно основывается на данных ряда суждений и осуществляется путем рассуждения. Различают три основных метода (способа) получения умозаключений при рассуждении: дедукция, индукция и аналогия.

Дедуктивное умозаключение (от лат. deductio — выведение) — ход рассуждений при получении заключения идет от более общего знания к частному (от общего к единичному), здесь переход от общего знания к частному является логически необходимым.

Индуктивное умозаключение (от лат. inductio — наведение) — рассуждение идет от частного знания к общим положениям. Здесь имеет место эмпирическое обобщение, когда на основании повторяемости признака заключают о его принадлежности всем явлениям этого класса.

Умозаключение по аналогии делает возможным при рассуждении логический переход от известного знания об отдельном предмете к новому знанию о другом отдельном предмете на основании уподобления одного явления другому (от единичного случая к подобным единичным случаям, или от частного к частному минуя общее).

Суждение, как наименьшую единицу логического мышления, выделил Платон. Аристотель в свою очередь показал, что только в наиболее общих суждениях, истинных для всех объектов данного класса, могут выражаться законы природы и общества. Он доказал, что если обе посылки частные, то из них нельзя сделать строгого логического вывода. Строгий логический вывод может быть получен только методом дедукции. Например, два суждения: «Драгоценные металлы не ржавеют» (большая посылка) и «Золото — драгоценный металл» (малая посылка), — взрослый человек с развитым мышлением воспринимает не как два изолированных предложения, а как готовое логическое соотношение (силлогизм), из которого можно сделать только один вывод — «Следовательно, золото не ржавеет». Этот вывод не требует непременного личного опыта, т.к. он получен при помощи объективного логического средства — силлогизма. Все другие типы рассуждений, т.е. индукция и аналогия, с точки зрения истинности вывода куда менее ясны. Только силлогизм является истинной основой логического мышления. Благодаря силлогизмам и другим логическим формам мышление становится доказательным, убедительным и непротиворечивым.

Источник

Мышление

Мышление является высшим психическим процессом в человеческом сознании. Эта способность во многом определяет успешность человека в жизни, ведь от неё зависит умение решать повседневные задачи, добиваться поставленной цели.

к каким процессам относится мышление. Смотреть фото к каким процессам относится мышление. Смотреть картинку к каким процессам относится мышление. Картинка про к каким процессам относится мышление. Фото к каким процессам относится мышление

Что такое мышление

Результатом мышления является мысль – понятие, идея, смысл. Мыслительные процессы противопоставляются низшим формам познания реальности, свойственным и животным – ощущению и восприятию.

То, что мышление является содержанием и сущностью человеческой деятельности, можно понять по тому факту, что оно окружает нас буквально повсюду. Мышление лежит в основе всей человеческой науки, искусства, политики, религии. Так, многие человеческие постройки обладают не только утилитарным назначением, но и символическим: определённое значение имеют архитектура здания, его расположение, характер подсветки, даже материалы, из которых оно было построено.

Мышление имеет одну отличительную особенность по сравнению с другими формами познания. С его помощью можно получить такую информацию о предмете, которая не может быть воспринята непосредственно. Это достигается с помощью таких мыслительных процессов, как дедукция и аналогия.

Виды мышления в психологии

Выделяется несколько видов мышления в психологии.

Все они представляют собой как бы различные уровни представления действительности, разные уровни абстрагирования:

к каким процессам относится мышление. Смотреть фото к каким процессам относится мышление. Смотреть картинку к каким процессам относится мышление. Картинка про к каким процессам относится мышление. Фото к каким процессам относится мышление

Функции и процессы мышления

Любая разновидность мышления реализует определённый набор процессов, которые обеспечивают познание окружающего мира:

При этом маленькому ребёнку необходимо производить указанные действия буквально: разбирать, складывать предметы, раскладывать их по определённым признакам. Взрослому человеку достаточно мысленно представить все эти действия.

По своим функциям разновидности мышления в психологии разделяются на репродуктивное, продуктивное и творческое. Первый вид – повторение усвоенных правил по заданному алгоритму; таким образом, например, решаются типовые задачи в учебниках. Здесь мыслительные процессы направлены не на получение нового знания, а на закрепление имеющегося материала. Вторая разновидность – продуктивное мышление, при котором человек выходит за рамки имеющихся знаний и получает некие новые сведения; при этом новыми они являются только для данного индивида, но не для человечества. Если же полученная таким способом информация является новой и для человечества, то здесь задействована третья разновидность – творческое мышление. Мыслительные процессы в данном случае приобретают особую сложность и структуру.

Наглядно-образное мышление подчиняется единому алгоритму. Сначала человек приводит одно суждение, потом добавляет к нему другое, и на их основе делает третье суждение – умозаключение. Оно и является целью мыслительных процессов.

Типы мышления

Психологи выделяют также различные типы мышления. Обычно каждый тип разделяет людей на две категории:

В каждом из указанных типов мыслительная активность имеет свою специфику. От этого зависит, в частности, умение делать истинные и ложные умозаключения. Однако слишком выраженные представители какой-либо стороны склонны постоянно делать логические ошибки. Таковы, скажем, экстерналы и интерналы. Они часто не могут объективно оценить ситуацию и руководствуются простейшими изначальными установками: «Это произошло из-за меня» или «Это произошло из-за других», когда на самом деле ситуация произошла в силу стечения многих обстоятельств. И в ней есть как часть вины самого человека, так и часть вины окружающей обстановки.

к каким процессам относится мышление. Смотреть фото к каким процессам относится мышление. Смотреть картинку к каким процессам относится мышление. Картинка про к каким процессам относится мышление. Фото к каким процессам относится мышление

Пример: «Мусульмане не едят свинину. Вася не ест свинину. Следовательно, Вася – мусульманин». Ошибка в рассуждении очевидна. Правильное рассуждение в данном случае было бы таким: «Мусульмане не едят свинину. Ахмет – мусульманин. Следовательно, Ахмет не ест свинину». Предикатив не является существенным признаком предмета, он актуален лишь на момент высказывания; поэтому один и тот же предикатив может прикладываться к множеству не связанных между собой предметов. Не едят свинину не только мусульмане, но и вегетарианцы (они вообще отказываются от мяса), бедняки (у них просто нет денег на свинину), стеклянные бутылки (это неодушевлённые предметы, они не могут питаться) и др.

Именно такой, предикативный тип рассудка стал причиной средневековой «охоты на ведьм», когда колдуны и ведьмы отыскивались по внешним признакам: рыжий цвет волос, особая одежда, голос и т. д. (всё это – признаки, несущественные для предмета со статусом «ведьма»). Он же порождал националистические, расистские теории, религиозную нетерпимость, столкновения разных молодёжных субкультур. В наше время предикативный рассудок заправляет так называемым потребительским обществом. Все хотят быть похожими на успешных людей, «крутых», богатых и знаменитых, при этом похожими чисто внешне. «Типичный потребитель» не понимает, что Павел Дуров успешен не потому, что он имеет много денег, а потому, что он талантливый программист, разработчик нескольких крупных проектов (и лишь поэтому имеет много денег). Предикативный рассудок порождает такое явление, как зависть, при этом человек сам не понимает, чему именно он завидует.

Источник

Мышление: виды и процессы

Природа мышления

В процессы мышления поступает информация, которую мы ощутили и восприняли из окружающей действительности. В функции мыслительной деятельности входят:

Задачами мышления являются:

Мышление – это обобщенная форма психического отражения, которая устанавливает связи, отношения между познавательными объектами.

Классификация мыслительного процесса человека

Рассмотрим каждый из них.

Наглядно-действительное мышление опирается на непосредственное восприятие объектов, преобразование которых происходит в момент взаимодействия с предметами.

Наглядно-образное мышление опирается на представления и образы. Т.е. человек представляет ситуации и изменяет в них то, что хочет получить в конечном итоге от своей деятельности, т.е. он преобразует ситуацию.

Словесно-логическое мышление опирается на логику операций с понятиями.

Сущность становление мышления

При становлении мышление должно пройти две стадии:

Допонятийная мыслительная деятельность является начальной стадией развития мышления у ребенка. У детей суждения единичны, и касаются они предметов. Когда что-то объясняешь, ими все сводится к частному, знакомому. Их суждения строятся на аналогии или сходстве. Это объясняется тем, что в данный период в мышление у ребенка главную роль играет память. Компонентами допонятийного мыслительного процесса являются образы. При нормальном развитии ребенка наблюдается переход из этой стадии в понятийную, где к компонентам относят понятия, а к применению – формальные операции.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что понятийное мышление развивается не сразу, а постепенно. Оно формируется через промежуточные этапы. Такое мышление можно наблюдать у младших школьников. Мыслительные операции связаны с конкретной недостаточно обобщенной информацией, а понятия носят четкий характер, т.е. мышление является понятийно-конкретным. В 10-18 лет у детей развивается вербально-логический процесс в форме абстрактных понятий. Мышление уже представлено в виде:

И здесь мы уже можем говорить о том, что осуществляется переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.

Существует два уровня мышления:

Рассудок – это способность человека к рассуждению, возможность конструктивно строить мысли.

Разум – это высший уровень теоретического познания, который включает в себя способность к постижению сущности, законов, противоречий вещей.

Виды и операции мышления человека

Перечень операций мышления для решения различных задач:

Рассмотрим каждый из них.

1. На данном этапе происходит сопоставление вещей, выявляются отличительные черты, сходство, что в дальнейшем приводит к классификации.

2. Подразумевает мысленное разложение предмета, ситуации на элементы. Это помогает отделить несущественное от существенного.

3. Обратный процесс анализа. Синтез восстанавливает целое, находит важные связи и отношения.

4. На данном этапе выделяется и отделяется какая-то одна сторона. Абстракция выделяет нечувственные свойства.

5. Этап обобщения подразумевает отбрасывание единичных признаков, сохраняя общие. Также здесь происходит раскрытие важных связей. Обобщение совершается мыслящим путем сравнения. Это считается простой формой мышления, а сложной – раскрытие отношений, закономерностей, связей.

Формы мышления отражаются в виде:

Механизм мыслительного процесса

Мыслительный процесс – это сознательный процесс, основывающийся на понятия и образы.

Мыслительный процесс оценивает ситуацию. Завершается он тогда, когда достигает каких-либо результатов. Т.е. ставиться задача, и начинается поиск ее решения.

Решение проблемы имеет четыре стадии:

Алгоритм мыслительного процесса решения проблемы:

В случае неудачи происходит разочарование, переключение на другой род деятельности. Иными словами возникает «период инкубационного отдыха», где генерируются новые идеи, появляется вдохновение, инсайт (мгновенное нахождение решения).

Факторы, которые влияют на озарение:

Индивидуальные особенности мышления

Каждый человек индивидуален. Соответственно мыслительная деятельность у людей отличается:

Также к индивидуальным особенностям мыслительного процесса относят использование таких типов мышления как:

Источник

Мышление: что это такое и каким оно бывает

к каким процессам относится мышление. Смотреть фото к каким процессам относится мышление. Смотреть картинку к каким процессам относится мышление. Картинка про к каким процессам относится мышление. Фото к каким процессам относится мышление

Мышление – это осознанное восприятие окружающего мира во всех проявлениях, создание представлений о предмете и явлениях, поиск связей и решений задач, а также умение абстрагироваться.

Главные характерные черты мышления:

Цель мышления человека – осмыслять полученную информацию, распознавать глубинные связи и свойства предметов и явлений, отслеживать их причинно-следственные связи, находить решения проблем и генерировать новые идеи.

По своей природе мышление человека является причинно-следственным – на протяжении жизни мы осознанно и неосознанно создаем модели ситуаций, которые дают нам ощущение, что мы понимаем, как что-то происходит. Мышление тесно взаимосвязано с функциями памяти – мы не только помним о множестве вещей, явлений и событий, но благодаря процессу осмысления мы можем анализировать, абстрагироваться и создавать новые значения в процессе познания. Несмотря на множество ограничений природы и недостатков причинного мышления, о которых в своей книге «Иллюзия знания» рассказывают Стивен Сломан и Филип Фернбах, именно этот тип мышления считается базовой познавательной способностью человека. [Стивен Сломан, Филип Фернбах, «Иллюзия знания», 2017].

Безусловно, в большинстве случаев в жизни мы мыслим причинно-следственными шаблонами, однако для эффективного познания окружающего мира и функционирования в нем мы можем и должны развивать другие типы мышления, и о них мы поговорим в нашей статье.

Как работает мышление

Главные задачи мышления человека – это не только восприятие сложной и многогранной реальности, но и интерпретация ее, понимание глубины и взаимосвязей разных процессов.

В большинстве случаев в процессе мышления мы задействуем такие логические операции для работы с информацией:

Тот или иной мыслительный процесс помогает нам осмыслять новую информацию, сравнивать ее с известными нам фактами и получать при этом новое знание. Таким образом, осуществляя мыслительную операцию, мы прибегаем к трем базовым формам мышления: понятию, суждению и умозаключению.

Виды или степени развития мышления

Мышление как форму познания действительности сегодня изучают ученые из разных областей науки – психологии, философии, когнитивистики, логики, педагогики и компьютерного программирования. Несмотря на разные подходы и интересы, все эти направления придерживаются мнения, что мышление человека состоит из трех видов или стадий развития познания:

Все эти виды мышления присущи каждому человеку и развиваются в процессе его взросления и обучения.

Быстрое и медленное мышление

Прежде всего, хочется начать с фундаментального понимания того, как мы мыслим, а точнее с того, какими режимами мышления обладает каждый человек. Нобелевский лауреат и когнитивный психолог Даниэль Канеман сформулировал теорию того, как мы воспринимаем окружающий мир и принимаем собственные решения при помощи двух режимов мышления – быстрого и медленного.

Быстрое, эвристическое мышление или Система I – это неосознанное принятие решений, которое происходит на основании жизненного опыта, инстинктивных и интуитивных импульсов. Такой тип мышления работает автоматично. Но такой режим принятия решений далеко не всегда приведет к правильному выбору. Обычно эвристическое мышление человека во многом зависит от эмоций, неосознанных стереотипов, предубеждений и предвзятости.

С другой стороны, каждый человек обладает медленным, рациональным мышлением или Системой II. В отличие от эвристического мышления, рациональное мышление Даниэль Канеман называет ленивым и требующим специального фокусирования и умственных усилий. И именно эта часть отвечает за наше критическое мышление. Ее главное правило – не спешить и проанализировать любую информацию, осознанно отсеять возможные когнитивные искажения и предвзятости. К самым распространенным когнитивным искажениям ученые обычно относят:

Таким образом, любую ситуацию можно воспринять при помощи как быстрого мышления, так и медленного. Все зависит от того, насколько вы готовы «включить» свою рациональность [Даниэль Канеман, «Думай медленно, решай быстро», 2014].

Логическое и аналитическое мышление

Логическое мышление – это базовая способность человека доказывать что-либо. Именно благодаря этому типу мышления мы можем формировать наши наблюдения в четкую систему понимания знаний о мире. Базовыми инструментами логического мышления являются:

Более того, все рассуждения должны соответствовать четырем законам логики, три из которых принадлежат Аристотелю, а один – Готфриду Лейбницу.

Хотя в свое время Аристотель оценивал логические операции превыше всего, в современном мире одним логическим мышлением не обойтись. Не менее важным мыслительным навыком является аналитическое мышление – способность интерпретировать, находить закономерности и принимать решения на основании доступной информации.

Более подробно узнать о логическом мышлении и научиться его развивать вы можете, пройдя наш курс «Логическое мышление», а аналитическому мышлению у нас посвящена хорошая статья «Что такое аналитическое мышление и как его развивать».

Критическое и некритическое мышление

Некритическое мышление – это принятие на веру всего услышанного и увиденного. В этом случае человек не задумывается о достоверности информации, о важности воспринятого и его цели. Именно такое неумение читать между строк и является главной причиной фишинга или манипуляции людьми.

В отличие от некритического восприятия мира и чрезмерного доверия, критическое мышление – это навык человека осмыслять все вокруг. Хорошо развитая способность критически мыслить позволяет человеку не стать жертвой риторики, манипуляций и недостоверной информации. Современный британский философ Том Чатфилд называет критическое мышление навыком метапознания, который позволяет:

Таким образом, цель критического мышления – поиск наилучшего объяснения всего происходящего в мире. Чтобы быть максимально критичным, нужно помнить о таких важных аспектах когнитивного познания:

Также Том Чатфилд сформулировал 10 заповедей критического мышления:

Навык мыслить критически поможет вам не только лучше выражать собственные мысли, но и не стать жертвой клипового мышления из-за преизбытка информации в Интернете [Том Чатфилд, «Критическое мышление», 2019]. А развить свое критическое мышление до высокого уровня вам поможет наш курс «Критическое мышление», который мы настоятельно рекомендуем вам пройти.

Научное мышление

Помимо способности мыслить в повседневной жизни, которою мы приобретаем в процессе социальной коммуникации и жизненного опыта, существует также научное мышление – особый способ познания мира и интерпретации действительности.

В научном мышлении, в отличии от повседневного мышления, существует жесткий алгоритм сбора, систематизации и проверки информации с последующими этапами ее обработки с целью получить новые знания о предмете. Для научного мышления важно минимизировать уровень субъективного интереса, личного детерминизма, использовать разные формы анализа, теоретического обоснования проблемы и методов достижения цели. Также важной характеристикой научного мышления является решение какой-либо проблемы или переосмысление существующего знания.

Больше о важных аспектах и специфике научного мышления можно почитать в статье «Научное мышление: значение, особенности и методы».

Типы мышления в глобальной перспективе

В современном мире все больше ученых, философов и писателей пытаются задать новые рамки обществу – как развиваться в период глобализации, воспринимать всевозможные потоки информации и успевать за прогрессом. Профессор когнитивной психологии Говард Гарднер, известный благодаря своей теории множественного интеллекта и новых форм обучения, уверен: наше время требует новых и позитивных типов мышления, которые будут важны не только для личности, но и для общества.

Первые три типа мышления Гартнер относит к формам познания, а два последние – к области человеческих взаимоотношений:

Все предложенные Гарднером типы мышления не являются отдельными мыслительными способностями, а представляют собой скорее комплекс всесторонне развитого человека, который ощущает свою значимость и общественный долг. Именно поэтому Гарднер предлагает развивать все типы мышления с как можно более раннего возраста, хотя и не отбрасывает возможности учить этим способностям и взрослых [Говард Гарднер, «Мышление будущего», 2015].

Творческое мышление

Творческое мышление еще принято называть креативным. Главная цель такого подхода мышления – генерирование идей и создание новых открытий. Его особенность состоит в том, что для активации креативности нужно задействовать не только левую часть мозга, ответственную за логико-словесные образы, но и правое полушарие, творческое.

Эксперт по креативности Майкл Микалко утверждает, что невозможно создать ничего нового, если использовать только уже известные знания о чем-либо. Он убежден – секрет всех новых и увлекательных идей – в концептуальном смешивании.

Концептуальное смешивание – это процесс творческого мышления, во время которого две и больше концепций смешиваются ради изобретения новой, а предпочтение отдается не логическому мышлению во время работы, а воображению. Такой способ мышления был свойственен многим гениям прошлого: Исааку Ньютону, Вольфгангу Моцарту, Зигмунду Фрейду, Ван Гогу, Пабло Пикассо. Все эти люди не боялись выйти за рамки принятого мышления и нарушать правила. Леонардо да Винчи называл такую мыслительную стратегию многообразных перспектив наблюдения «saper vedere» или «умение видеть», а Альберт Эйнштейн – комбинаторной игрой.

Микалко убежден, что придумывать что-либо новое нам часто мешают общепринятые модели мышления (или линейное мышление), которые мы воспринимаем неосознанно в процессе обучения в школе. Но также он уверен – развить креативность может каждый [Майкл Микалко, «Креативный взрыв», 2013]. Кстати, на тему развития творческого мышления у нас есть хороший курс «Творческое мышление: развитие креативности». Советуем вам с ним познакомиться.

Визуальное мышление

Визуальное мышление – это еще один тип творческого мышления, который будет полезным во многих жизненных ситуациях. Визуальное мышление поможет:

Также оно помогает в организации проектов и любых событий и позволяет образно объяснять суть новых идей.

Главная черта визуального мышления – воздействие больше на наглядное и образное восприятие людей, нежели на словесно-абстрактное [Роэм Дэн, «Визуальное мышление: как продавать свои идеи при помощи визуальных образов», 2013].

Самая известная форма визуального мышления была разработана британским психологом Тони Бьюзеном, которую он назвал «интеллект-картами» (mind-map, или ментальная карта).

Суть использования интеллект-карт – в успешном запоминании большого количества информации, генерации разных вариантов решения проблем и умении видеть ключевые идеи в потоках информации. Эффективность такой методики заключается в использовании не столько линейного мышления, сколько образного.

Тони Бьюзен называет такой способ генерации идей радиальным мышлением, которое основывается на использовании ассоциативной логики, фокусировании на деталях и видении перспективы. Сама интеллект-карта имеет древообразную структуру и предусматривает поэтапное развитие иерархии важности информации [Тони Бьюзен, «Интеллект-карты. Полное руководство по мощному интеллекту», 2018].

Чтобы глубже вникнуть в суть применения ментальных карт, обязательно почитайте нашу статью «Как можно использовать ментальные карты» и, конечно же, книгу самого создателя этих карт Тони Бьюзена – «Карты памяти».

Дизайн-мышление

Менее творческим, но не менее эффективным считается дизайн-мышление. Его главный принцип состоит в поэтапном структурировании информации, рассмотрении возможных перспектив развития проблемы с целью прогнозирования наилучшего варианта. Главное отличие дизайн-мышления от традиционного аналитического мышления заключается комбинировании творческого и аналитического подхода.

Этапы дизайн-мышления:

Таким образом, главные инструменты дизайн-мышления – это логика, воображение и интуиция. Такой подход помогает правильно осознать и расставить приоритеты, а также переосмыслить некоторые убеждения, которые мешают достичь желаемого [Билл Бернетт, Дейв Эванс, «Дизайн вашей жизни. Живите так, как нужно именно вам», 2018].

Если вам хочется разобраться в дизайн-мышлении лучше, для вас у нас есть статьи «Что такое дизайн-мышление» и «Дизайн-мышление: что это такое и как его применять», а также очень интересный курс по дизайн-мышлению, пройдя который вы научитесь применять множество интересных техник и методик в любой сфере своей жизни.

Теории креативности Джоя Пола Гилфорда

Психолог Джой Пол Гилфорд известен как разработчик двух моделей мышления и концепций креативности. Он выделил четыре главных принципа креативных решений:

Также Джою Полу Гилфорду принадлежит описание двух креативных систем мышления: конвергентной и дивергентной.

Дивергентному мышлению свойственно видеть несколько вариантов решения задачи, используя одни и те же исходные данные. Развитие дивергентного мышления основано на использовании воображения в четко заданных параметрах (например, нужно придумать как можно больше способов применения разных предметов).

Конвергентное мышление позволяет найти среди большого количества информации единое правильное решение. Главный подход в применении этого типа мышления – использование выученных раньше стратегий и алгоритмов для решения задач. Таким образом, дивергентное мышление по своей сути считается более творческим типом познания.

Больше о развитии дивергентного и конвергентного мышления можно почитать в нашей статье «Дивергентное мышление: особенности, способы развития».

Системное мышление

Системное мышление помогает видеть взаимосвязи между предметами и явлениями, понимать контекст, корреляцию и каузальность событий.

Системное мышление обычно применяется для эффективного решения каких-либо проблем. Суть такого мышления состоит в том, что чтобы понять, как решить проблему, нужно не только осознать саму проблему, как следствие, а понять, что привело к ее возникновению, какие явления и факторы были причиной ее возникновения. Такой подход к решению проблемы заключается в том, что системное мышление развивается нелинейно, а во многих направлениях одновременно [Донелла Медоуз, «Азбука системного мышления», 2018].

Сильная сторона системного мышления в том, что оно помогает выйти за рамки линейности и формальной логики, увидеть малозаметные взаимосвязи между предметами и явлениями. Именно поэтому системное мышление является более надёжным инструментом, позволяющим найти причину той или иной проблемы, нежели характерное всем людям причинно-следственное мышление. Его просто нужно научиться использовать. Системное мышление позволяет увидеть алгоритмы взаимосвязей и структуру любого предмета или явления более достоверно [Иан Макдермотт, Джозеф О’Коннор, «Искусство системного мышления», 2018].

Стратегическое и тактическое мышление

Стратегическое мышление является умением, позволяющим достичь желаемого результата в будущем. Все мы в той или иной степени стратеги, поскольку строим планы и предполагаем, как достичь целей. Но некоторые люди планируют не интуитивно и причинно-следственно, опираясь на опыт, а владеют важными техниками и инструментами мышления. Именно таких людей называют стратегами.

Стратеги знают, как вести себя сейчас, чтобы получить желаемое потом, даже если оно маловероятно, стратеги будут мыслительно просчитывать возможные варианты достижения цели. Таким образом они строят тактику.

Поэтому тактическое и стратегическое мышление тесно взаимосвязаны: стратегия – это долгосрочные цели, а тактика – это конкретные и понятные действия, которые должны привести к желаемым долгосрочным целям. Стратегия обычно отвечает на вопрос «Что?», а тактика – на вопрос «Как?».

Стратегическое мышление – это нечто больше, чем быть на два шага впереди противника, это возможность просчитать не один исход событий, а несколько – будь это пути к соперничеству или сотрудничеству. Поэтому из-за множества возможных вариантов и при невысоком проценте осуществления каждого из них профессора экономики и бизнес-тренеры Барри Нейлбафф и Авинаш Диксит, считают стратегию больше искусством, нежели строгим познавательным процессом, которому свойственны четкие шаги для достижения цели [Барри Дж. Нейлбафф, Авинаш Диксит, «Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни», 2018].

Таким образом, мыслить стратегически – это не столько познание мира, сколько умение реализовать свои мысли и идеи даже при не высокой определенности. Знание стратегических принципов помогает принимать решения и действовать наиболее эффективно, стать сильнее и достичь преимущества. Стратегическое мышление помогает развивать память, концентрацию и многовекторный анализ любой ситуации в жизни, бизнесе или политике.

Чтобы освоить данный тип мышления, вы можете почитать наши статьи «Как развить стратегическое мышление», «Советы как думать стратегически», «Семь столпов стратегического мышления» и «Как стать стратегическим гением». А мы подводим итог статье, и хотим дать еще несколько полезных советов.

Как развивать мышление

Как можно было понять из нашей статьи, мышление – это навык, который можно и нужно развивать постоянно. Чтобы улучшить свои аналитические, творческие и стратегические способности, нужно, прежде всего, поставить перед собой четкие цели. Полезные советы по развитию мышления вы найдете в наших статьях «Как изменить мышление» и «Развитие мышления: способы тренировки мозга».

Более того, у нас есть отличные курсы для развития разных типов мышления. В курсе «Когнитивистика» мы подготовили более 20 методик, которые научат вас эффективно и логично рассуждать, быстро принимать решения и находить нестандартные решения разных задач, а программа «Нейробика» улучшит вашу память, визуальное мышление и способность к концентрации.

Также обязательно обратите внимание на программы, статьи и курсы, ссылка на которые мы давали, а ниже вы найдете ссылки на материалы, использованные при написании статьи – они тоже могут вам пригодиться:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *