к каким наукам относится геология
Геологические науки
Литература : Xабаков A. B., Oчерки по истории геолого-разведочных знаний в Pоссии, ч. 1, M., 1950; Шатский H. C., История и методология геологической науки, Избр. тр., т. 4, M., 1965; Успехи геологии и развитие минерально-сырьевой базы CCCP, M., 1969; Гордеев Д. И., История геологических наук, ч. 1-2, M., 1967-72; Mетоды теоретической геологии, Л., 1978; Teхомиров B. B., Геология в Aкадемии наук (от Ломоносова до Kарпинского), M., 1979; Mетодологические и философские проблемы геологии, Hовосиб., 1979.
E. A. Kозловский, A. И Жамойда, B. Б. Kушев.
Полезное
Смотреть что такое «Геологические науки» в других словарях:
Науки о Земле — Лава стекающая с вулкана Килауэа на Гавайских островах Науки о Земле (геонауки) охватывают науки, занимающиеся изучением планеты Земля (литосферы, гидросферы и атмосферы), а также космического пространства вокруг Зе … Википедия
геологічні науки — геологические науки geological sciences geоlogische Wissenschaften комплекс наук про земну кору і більш глибокі сфери Землі. Вивчають склад, будову, походження, розвиток Землі і геосфер, що її складають, у першу чергу земну кору, процеси, що… … Гірничий енциклопедичний словник
СССР. Естественные науки — Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. Эйлер, Д. Бернулли и другие западноевропейские учёные. По замыслу Петра I академики иностранцы… … Большая советская энциклопедия
Лауреаты Сталинской премии в области науки (1946—1952) — Лауреаты Сталинской премии в области науки Основные статьи: Лауреаты Сталинской премии в области науки, Лауреаты Сталинской премии за выдающиеся изобретения Содержание 1 Список лауреатов 1.1 1941 1.2 1942 … Википедия
Лауреаты Сталинской премии в области науки и техники — Лауреаты Сталинской премии в области науки Неполный список Основные статьи: Лауреаты Сталинской премии в области науки, Лауреаты Сталинской премии за выдающиеся изобретения Содержание 1 Список лауреатов 1.1 … Википедия
СССР. Технические науки — Авиационная наука и техника В дореволюционной России был построен ряд самолётов оригинальной конструкции. Свои самолёты создали (1909 1914) Я. М. Гаккель, Д. П. Григорович, В. А. Слесарев и др. Был построен 4 моторный самолёт… … Большая советская энциклопедия
Лауреаты Сталинской премии в области науки — Список лауреатов Сталинской премии в области науки Содержание 1 Сталинские премии в области науки за 1940 год (присуждены в 1941 году) … Википедия
Лауреаты Государственной премии СССР в области науки и техники (1980—1991) — Содержание 1 1980 2 1981 3 1982 4 1983 5 1984 6 1985 … Википедия
Геология — (от др. греч. γῆ «Земля» и от λόγος «учение») наука о составе, строении и закономерностях развития Земли, других планет Солнечной системы и их естественных спутников. Содержание 1 История геологии … Википедия
К каким наукам относится геология
зЕПМПЗЙС ЛБЛ ОБХЛБ, ЕЕ ЗМБЧОЕКЫЙЕ ПФТБУМЙ, УЧСЪШ У ДТХЗЙНЙ ОБХЛБНЙ. пУОПЧОЩЕ ЬФБРЩ ТБЪЧЙФЙС ЗЕПМПЗЙЙ
ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС ЗЕПМПЗЙС РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК УПЧПЛХРОПУФШ НОПЗЙИ ЗЕПМПЗЙЮЕУЛЙИ ДЙУГЙРМЙО, ЧЩДЕМЙЧЫЙИУС ЙЪ ОЕЕ Ч ТЕЪХМШФБФЕ ХЗМХВМЈООПК ТБЪТБВПФЛЙ ПФДЕМШОЩИ ПФТБУМЕК ЗЕПМПЗЙЮЕУЛЙИ ЪОБОЙК.
л ОБХЛБН, ТБУУНБФТЙЧБАЭЙН ЧЕЭЕУФЧЕООЩК УПУФБЧ ъЕНМЙ, ПФОПУЙФУС Й ХЮЕОЙЕ П РПМЕЪОЩИ ЙУЛПРБЕНЩИ. ьФП ПФТБУМШ ЗЕПМПЗЙЙ, ЙЪХЮБАЭБС ХУМПЧЙС ПВТБЪПЧБОЙС, ТБУРТПУФТБОЕОЙЕ Й ЙЪНЕОЕОЙЕ НЕУФПТПЦДЕОЙК РПМЕЪОЩИ ЙУЛПРБЕНЩИ Ч ЪЕНОПК ЛПТЕ. йЪ ОЙИ ЧЩДЕМСАФУС ТХДОЩЕ (НЕФБММЩ) Й ОЕТХДОЩЕ (НЙОЕТБМШОЩЕ ХДПВТЕОЙС, УФТПЙФЕМШОЩЕ НБФЕТЙБМЩ, ЗПТАЮЙЕ ЙУЛПРБЕНЩЕ Й ДТ.). ьФБ ПФТБУМШ ЙНЕЕФ ПУПВЕООП ВПМШЫПЕ РТБЛФЙЮЕУЛПЕ ЪОБЮЕОЙЕ.
рПД ЧПЪДЕКУФЧЙЕН ЧОХФТЕООЙИ (ЬОДПЗЕООЩИ) УЙМ, УЧСЪБООЩИ У ЙУФПЮОЙЛБНЙ ЬОЕТЗЙЙ ЧОХФТЙ ъЕНМЙ Й ЧОЕЫОЙИ (ЬЛЪПЗЕООЩИ) УЙМ, ПВХУМПЧМЕООЩИ РПМХЮБЕНПК ЪЕНОПК РПЧЕТИОПУФША УПМОЕЮОПК ЬОЕТЗЙЕК, ЪЕНОБС ЛПТБ Й ъЕНМС Ч ГЕМПН ОЕРТЕТЩЧОП ЙЪНЕОСАФУС, РТПИПДС ТСД РПУМЕДПЧБФЕМШОЩИ УФБДЙК ТБЪЧЙФЙС. лПНРМЕЛУ ОБХЛ, ЙЪХЮБАЭЙИ ЗЕПМПЗЙЮЕУЛЙЕ РТПГЕУУЩ, ЙЪНЕОСАЭЙЕ МЙЛ ъЕНМЙ, ПВЯЕДЙОСЕФ ДЙОБНЙЮЕУЛБС ЗЕПМПЗЙС. пОБ ТБУУНБФТЙЧБЕФ РТПГЕУУЩ, ЧЩЪЩЧБАЭЙЕ ЙЪНЕОЕОЙЕ ЪЕНОПК ЛПТЩ, ЖПТНЙТПЧБОЙЕ ТЕМШЕЖБ ЪЕНОПК РПЧЕТИОПУФЙ Й ПВХУМПЧМЙЧБАЭЙИ ТБЪЧЙФЙЕ ъЕНМЙ Ч ГЕМПН. вПМШЫПЕ ТБЪОППВТБЪЙЕ ПВЯЕЛФПЧ ЙУУМЕДПЧБОЙС РТЙЧЕМП Л ЧЩДЕМЕОЙА ЙЪ ДЙОБНЙЮЕУЛПК ЗЕПМПЗЙЙ ФБЛЙИ УБНПУФПСФЕМШОЩИ ДЙУГЙРМЙО, ЛБЛ ЧХМЛБОПМПЗЙС, УЕКУНПЗЕПМПЗЙС Й ЗЕПФЕЛФПОЙЛБ.
чХМЛБОПМПЗЙС ЙЪХЮБЕФ РТПГЕУУЩ ЧХМЛБОЙЮЕУЛЙИ ЙЪЧЕТЦЕОЙК, УФТПЕОЙЕ, ТБЪЧЙФЙЕ Й РТЙЮЙОЩ ПВТБЪПЧБОЙС ЧХМЛБОПЧ Й УПУФБЧ РТПДХЛФПЧ, ЙНЙ ЧЩВТБУЩЧБЕНЩИ.
тБЪДЕМ ЗЕПМПЗЙЙ, ТБУУНБФТЙЧБАЭЙК ЪБЛПОПНЕТОПУФЙ ТБЪНЕЭЕОЙС Й УПЮЕФБОЙС ТБЪМЙЮОЩИ ЗПТОЩИ РПТПД Ч МЙФПУЖЕТЕ, ПРТЕДЕМСАЭЙЕ ЕЕ УФТХЛФХТХ, ОБЪЩЧБЕФУС УФТХЛФХТОПК ЗЕПМПЗЙЕК.
ъЕНМС ЙНЕЕФ ПЮЕОШ ДМЙФЕМШОХА Й УМПЦОХА ЙУФПТЙА ТБЪЧЙФЙС, ЛПФПТБС ЪБРЕЮБФМЕОБ Ч ЗПТОЩИ РПТПДБИ, РПУМЕДПЧБФЕМШОП ЧПЪОЙЛБЧЫЙИ Ч ОЕДТБИ ъЕНМЙ Й ОБ ЕЕ РПЧЕТИОПУФЙ. чПУУФБОПЧМЕОЙЕ ЙУФПТЙЙ ъЕНМЙ Й ПВЯСУОЕОЙЕ РТЙЮЙО ЕЕ ТБЪЧЙФЙС УПУФБЧМСЕФ РТЕДНЕФ ЙУФПТЙЮЕУЛПК ЗЕПМПЗЙЙ. ьФБ ОБХЛБ ХУФБОБЧМЙЧБЕФ УЧСЪШ ТБЪЧЙФЙС ПТЗБОЙЮЕУЛПЗП НЙТБ У ТБЪЧЙФЙЕН ЧУЕК ЪЕНОПК ЛПТЩ. уРЕГЙБМШОЩНЙ ЕЕ ДЙУГЙРМЙОБНЙ СЧМСАФУС УФТБФЙЗТБЖЙС, РБМЕПОФПМПЗЙС, РБМЕПЗЕПЗТБЖЙС.
л ЧБЦОЕКЫЙН ЗЕПМПЗЙЮЕУЛЙН ОБХЛБН, ЪБОЙНБАЭЙНУС ЙЪХЮЕОЙЕН РТБЛФЙЮЕУЛЙИ ЧПРТПУПЧ, ПФОПУСФУС ХЮЕОЙЕ П РПМЕЪОЩИ ЙУЛПРБЕНЩИ (УН. ЧЩЫЕ), ЗЙДТПЗЕПМПЗЙС Й ЙОЦЕОЕТОБС ЗЕПМПЗЙС.
йОФЕТЕУОЩЕ ЧЩУЛБЪЩЧБОЙС П НОПЗЙИ ЗЕПМПЗЙЮЕУЛЙИ РТПГЕУУБИ ПУФБЧЙМ ЗТЕЮЕУЛЙК ЖЙМПУПЖ бТЙУФПФЕМШ (384-322 ЗЗ. ДП О.Ь.). чУМЕД ЪБ зЕТБЛМЙФПН ПО РТЙЪОБЧБМ, ЮФП НЙТ УХЭЕУФЧХЕФ ЧЕЮОП, ОП ОБ РПЧЕТИОПУФЙ ъЕНМЙ ОЕРТЕТЩЧОП РТПЙУИПДСФ ТБЪМЙЮОЩЕ ЙЪНЕОЕОЙС, ПВХУМПЧМЕООЩЕ РЕТЙПДЙЮЕУЛЙНЙ ЪБФПРМЕОЙСНЙ УХЫЙ НПТЕН. рТЙЮЙОХ ЬФПЗП бТЙУФПФЕМШ ПВЯСУОСМ ГЙЛМЙЮЕУЛЙНЙ ЛПМЕВБОЙСНЙ ЛМЙНБФБ.
ч УТЕДОЙЕ ЧЕЛБ ЗЕПМПЗЙЮЕУЛБС ОБХЛБ, ЛБЛ, ЧРТПЮЕН, Й ЧУЕ ОБХЛЙ, ТБЪЧЙЧБМБУШ УМБВП. ч ЬФХ ЬРПИХ ВЕЪТБЪДЕМШОП ЗПУРПДУФЧПЧБМБ ГЕТЛПЧШ УП УЧПЙНЙ ДПЗНБНЙ П УПФЧПТЕОЙЙ НЙТБ Й ЕЗП ОЕЙЪНЕООПУФЙ, РТЕУМЕДПЧБЧЫБС ЧУЕ ЙОЩЕ ЧПЪЪТЕОЙС ОБ РТПЙУИПЦДЕОЙЕ Й ТБЪЧЙФЙЕ ъЕНМЙ. ч ЬФЙ НТБЮОЩЕ ЧТЕНЕОБ ОБХЛБ ХУРЕЫОЕЕ ЧУЕЗП ТБЪЧЙЧБМБУШ Ч бЪЙЙ, ОБ БТБВУЛПН чПУФПЛЕ. оБРТЙНЕТ, Ч уТЕДОЕК бЪЙЙ Ч УЧСЪЙ У ОЕПВИПДЙНПУФША ДПВЩЮЙ НЕФБММПЧ, Ч ЬРПИХ ЖЕПДБМЙЪНБ ДПЧПМШОП ЧЩУПЛПЗП ТБЪЧЙФЙС ДПУФЙЗМБ НЙОЕТБМПЗЙС. ч ЬФПН ПФОПЫЕОЙЙ ОЕМШЪС ОЕ ХРПНСОХФШ ФБДЦЙЛУЛПЗП ЧТБЮБ Й ЖЙМПУПЖБ бВХ бМЙ ЙВО-уЙОБ (бЧЙГЕООБ, 980-1037) Й ХЮЕОПЗП ЙЪ иПТЕЪНБ бВХ тЕКИБО БМШ-вЙТХОЙ (973-1048), Ч ФТБЛФБФБИ ЛПФПТЩИ РПДТПВОП ПРЙУБОЩ НЙОЕТБМЩ, ЙЪЧЕУФОЩЕ Ч ФП ЧТЕНС, Б ФБЛЦЕ ЪБФТБЗЙЧБАФУС ПВЭЕЗЕПМПЗЙЮЕУЛЙЕ ЧПРТПУЩ.
у ОБЮБМПН ЬРПИЙ чПЪТПЦДЕОЙС ТЕЪЛП ХУЙМЙМУС ЙОФЕТЕУ Л ОБХЮОПНХ РПЪОБОЙА ОБЫЕК РМБОЕФЩ. уТЕДЙ ХЮЕОЩИ XV-XVII ЧЕЛПЧ, ЪБОЙНБЧЫЙИУС ЧПРТПУБНЙ ЗЕПМПЗЙЙ, УМЕДХЕФ ПФНЕФЙФШ мЕПОБТДП ДБ чЙОЮЙ, зЕПТЗБ вБХЬТБ (бЗТЙЛПМБ) Й ДТ. ч ЙИ УПЮЙОЕОЙСИ ТЕЪЛПК ЛТЙФЙЛЕ ВЩМЙ РПДЧЕТЗОХФЩ ТЕМЙЗЙПЪОЩЕ ЧПЪЪТЕОЙС ОБ РТЙТПДХ ПЛБНЕОЕМПУФЕК, ЧУФТЕЮБЕНЩИ Ч ЪЕНОЩИ РМБУФБИ, ЛПФПТЩЕ УЮЙФБМЙ Ч УТЕДОЙЕ ЧЕЛБ «ЙЗТПК РТЙТПДЩ», «РПТПЦДЕОЙЕН ЪЧЕЪД». мЕПОБТДП ДБ чЙОЮЙ (1452-1519) РТБЧЙМШОП РПОЙНБМ РТЙТПДХ ПЛБНЕОЕМПУФЕК ЛБЛ ПУФБФЛПЧ ОЕЛПЗДБ ЦЙЧЫЙИ Ч НПТЕ ТБЪОППВТБЪОЩИ ЦЙЧПФОЩИ, ЧЩУЛБЪЩЧБМ НЩУМШ П РПУФЕРЕООПН Й ДМЙФЕМШОПН ТБЪЧЙФЙЙ ъЕНМЙ Й НОПЗПЛТБФОПК УНЕОЕ ЖЙЪЙЛП-ЗЕПЗТБЖЙЮЕУЛЙИ ХУМПЧЙК ОБ ЕЕ РПЧЕТИОПУФЙ.
оЕНЕГЛЙК ЧТБЮ, НЕФБММХТЗ Й НЙОЕТБМПЗ зЕПТЗ вБХЬТ (бЗТЙЛПМБ, 1494-1555) ПУФБЧЙМ ЙОФЕТЕУОЩЕ ОБВМАДЕОЙС ОБД ТХДОЩНЙ ЦЙМБНЙ Й ФТХДЩ РП ФЕИОЙЛЕ ЗПТОПЗП ДЕМБ.
лТХРОЩН ОБХЮОЩН ДПУФЙЦЕОЙЕН ЬРПИЙ чПЪТПЦДЕОЙС ВЩМП ПФЛТЩФЙЕ РПМШУЛПЗП БУФТПОПНБ оЙЛПМБС лПРЕТОЙЛБ (1473-1543), ДПЛБЪБЧЫЕЗП ЗЕМЙПГЕОФТЙЮЕУЛПЕ УФТПЕОЙЕ уПМОЕЮОПК УЙУФЕНЩ. пО Ч УЧПЕН ФТХДЕ «пВ ПВТБЭЕОЙЙ ОЕВЕУОЩИ УЖЕТ» ДПЛБЪБМ ЧТБЭЕОЙЕ ъЕНМЙ ЧПЛТХЗ УЧПЕК ПУЙ Й ЧПЛТХЗ уПМОГБ.
оП ЪБДПМЗП ДП зЕФФПОБ РПДПВОЩЕ ЦЕ НЩУМЙ П ЧМЙСОЙЙ «РПДЪЕНОПЗП ЦБТБ» ОБ ТБЪЧЙФЙЕ ЪЕНОПК РПЧЕТИОПУФЙ ЧЩУЛБЪЩЧБМ ЗЕОЙБМШОЩК ТХУУЛЙК ХЮЕОЩК нЙИБЙМ чБУЙМШЕЧЙЮ мПНПОПУПЧ (1711-1765). ч ЪБНЕЮБФЕМШОПН ФТБЛФБФЕ «п УМПСИ ЪЕНОЩИ» (1763) ПО ЗПЧПТЙФ ПВ ЙЪНЕОЮЙЧПУФЙ РТЙТПДЩ, П ЕЕ ТБЪЧЙФЙЙ Й ЛТЙФЙЛХЕФ ФЕИ, ЛФП Ч ТБЪОППВТБЪЙЙ РТЙТПДОЩИ СЧМЕОЙК ЧЙДЕМ ВПЦЕУФЧЕООПЕ ОБЮБМП. ч ЕЗП ТБВПФЕ ТБУУНБФТЙЧБАФУС УБНЩЕ ТБЪМЙЮОЩЕ ЧПРТПУЩ ЗЕПМПЗЙЙ: РТЙЮЙОЩ ПВТБЪПЧБОЙС ЗПТ Й ЧХМЛБОПЧ, РТПЙУИПЦДЕОЙЕ УМПЙУФЩИ ЗПТОЩИ РПТПД, УЧСЪБООПЕ У ПУБЦДЕОЙЕН ЙЪ ЧПДОЩИ ВБУУЕКОПЧ, РТПЙУИПЦДЕОЙЕ ТХДОЩИ ЦЙМ, ХЗМС, ОЕЖФЙ Й ДТ. н.ч.мПНПОПУПЧ РЙУБМ: «. ОБРТБУОП НОПЗЙЕ ДХНБАФ, ЮФП ЧУЕ ЛБЛ ЧЙДЙН, У ОБЮБМБ ФЧПТГПН УПЪДБОП; ВХДФП ОЕ ФПЛНП ЗПТЩ, ДПМЩ Й ЧПДЩ, ОП Й ТБЪОЩЕ ТПДЩ НЙОЕТБМПЧ РТПЙЪПЫМЙ ЧНЕУФЕ УП ЧУЕН УЧЕФПН; Й РПФПНХ ДЕ ОЕ ОБДПВОП ЙУУМЕДПЧБФШ РТЙЮЙО, ДМС ЮЕЗП ПОЙ ЧОХФТЕООЙНЙ УЧПКУФЧБНЙ Й РПМПЦЕОЙЕН НЕУФ ТБЪОСФУС. фБЛПЧЩЕ ТБУУХЦДЕОЙС ЧЕУШНБ ЧТЕДОЩ РТЙТБЭЕОЙА ЧУЕИ ОБХЛ, УМЕДПЧБФЕМШОП, Й ОБФХТБМШОПНХ ЪОБОЙА ЫБТБ ЪЕНОПЗП, Б ПУПВМЙЧП ЙУЛХУУФЧХ ТХДОПЗП ДЕМБ».
лТПНЕ РПДЪЕНОПЗП ЦБТБ н.ч.мПНПОПУПЧ РТЙЪОБЧБМ ЧМЙСОЙЕ ОБ ЖПТНЙТПЧБОЙЕ ЪЕНОПК РПЧЕТИОПУФЙ Й ЧОЕЫОЙИ ЖБЛФПТПЧ (ЧЕФТБ, ТЕЛ, ЧПМО). уЙМЩ, НЕОСАЭЙЕ МЙЛ ъЕНМЙ, ПО ТБЪДЕМСМ ОБ ЧОХФТЕООЙЕ Й ЧОЕЫОЙЕ: «чОЕЫОЙЕ ДЕКУФЧЙС УХФШ УЙМШОЩЕ ЧЕФТЩ, ДПЦДЙ, ФЕЮЕОЙЕ ТЕЛ, ЧПМОЩ НПТУЛЙЕ, МШДЩ, РПЦБТЩ Ч МЕУБИ, РПФПРЩ; ЧОХФТЕООЕЕ ПДОП ЪЕНМЕФТСУЕОЙЕ». рТЙЪОБОЙЕН УЙОФЕЪБ ЧОЕЫОЙИ Й ЧОХФТЕООЙИ УЙМ Ч ЙИ ЧМЙСОЙЙ ОБ ТБЪЧЙФЙЕ ъЕНМЙ н.ч.мПНПОПУПЧ ОБНОПЗП ПРЕТЕДЙМ УЧПА ЬРПИХ, Ч ФЕЮЕОЙЕ ЛПФПТПК ОБ ъБРБДЕ РТПЙУИПДЙМБ ВПТШВБ НЕЦДХ ОЕРФХОЙУФБНЙ Й РМХФПОЙУФБНЙ.
чЕУШНБ РТПЗТЕУУЙЧОЩН Х мПНПОПУПЧБ СЧМСЕФУС ЮБУФП РТЙНЕОСЧЫЙКУС ЙН НЕФПД ПВЯСУОЕОЙС ОЕЛПФПТЩИ СЧМЕОЙК ЗЕПМПЗЙЮЕУЛПЗП РТПЫМПЗП РХФЕН УТБЧОЕОЙС ЙИ У УПЧТЕНЕООЩНЙ ЗЕПМПЗЙЮЕУЛЙНЙ РТПГЕУУБНЙ, Ч ЛПФПТПН НПЦОП ЧЙДЕФШ ЪБЮБФЛЙ ЮТЕЪЧЩЮБКОП РМПДПФЧПТОПЗП ДМС ЗЕПМПЗЙЙ НЕФПДБ БЛФХБМЙЪНБ.
лТХРОЩК ЭБЗ Ч ТБЪЧЙФЙЙ ЗЕПМПЗЙЙ ВЩМ УДЕМБО Ч ОБЮБМЕ XIX ЧЕЛБ БОЗМЙКУЛЙН ЪЕНМЕНЕТПН чЙМШСНПН уНЙФПН (1769-1839), ПВТБФЙЧЫЙН ЧОЙНБОЙЕ РТЙ РТПЛМБДЛЕ ЛБОБМПЧ ОБ ТБЪМЙЮЙЕ Ч ПТЗБОЙЮЕУЛЙИ ПУФБФЛБИ, ЧУФТЕЮЕООЩИ Ч ТБЪОЩИ РМБУФБИ. ч.уНЙФ ЧРЕТЧЩЕ ХУФБОПЧЙМ ЧПЪНПЦОПУФШ ПРТЕДЕМЕОЙС ЧПЪТБУФБ, Б ЪОБЮЙФ Й РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФЙ ПФМПЦЕОЙС РМБУФПЧ ОБ ПУОПЧБОЙЙ ЪБЛМАЮЕООЩИ Ч ОЙИ ЙУЛПРБЕНЩИ. пО РЕТЧЩК ЪБМПЦЙМ ПУОПЧЩ ТБУЮМЕОЕОЙС Й ЛПТТЕМСГЙЙ ПФМПЦЕОЙК РП РБМЕПОФПМПЗЙЮЕУЛЙН ПУФБФЛБН.
ч РЕТЧПК РПМПЧЙОЕ XIX ЧЕЛБ РПЧУЕНЕУФОП ОБЮБМЙУШ ФЭБФЕМШОЩЕ Й ЛТПРПФМЙЧЩЕ ТБВПФЩ РП УЙУФЕНБФЙЮЕУЛПНХ ЙЪХЮЕОЙА ПУФБФЛПЧ ЧЩНЕТЫЙИ ПТЗБОЙЪНПЧ. дМС ВПМЕЕ ДТПВОПЗП ТБУЮМЕОЕОЙС ПУБДПЮОЩИ ФПМЭ Ч ГЕМСИ ЛМБУУЙЖЙЛБГЙЙ Й ЧЩТБВПФЛЙ ПВЭЕК ДМС ЧУЕК ъЕНМЙ ЗЕПИТПОПМПЗЙЮЕУЛПК ЫЛБМЩ У 1822 РП 1841 ЗЗ. ВЩМЙ ХУФБОПЧМЕОЩ ПУОПЧОЩЕ РПДТБЪДЕМЕОЙС ПУБДПЮОЩИ ПВТБЪПЧБОЙК, ЧПЫЕДЫЙЕ ЧРПУМЕДУФЧЙЙ Ч ЗЕПИТПОПМПЗЙЮЕУЛХА ЫЛБМХ ЪЕНОПК ЛПТЩ.
тБВПФЩ ч.уНЙФБ ТБЪЧЙМ Й РТПДПМЦЙМ ЖТБОГХЪУЛЙК ХЮЕОЩК цПТЦ лАЧШЕ (1769-1832), ЛПФПТЩК РТЙЪОБО ПУОПЧПРПМПЦОЙЛПН ОПЧПК ОБХЛЙ РБМЕПОФПМПЗЙЙ. рБМЕПОФПМПЗЙС ПЛБЪЩЧБЕФ ПЗТПНОПЕ ЧМЙСОЙЕ ОБ РПУМЕДХАЭЕЕ ТБЪЧЙФЙЕ ЙУФПТЙЮЕУЛПК ЗЕПМПЗЙЙ. вХДХЮЙ УФПТПООЙЛПН ФЕПТЙЙ ОЕЙЪНЕОСЕНПУФЙ ЧЙДПЧ, ц.лАЧШЕ ПВЯСУОСМ ТБЪМЙЮЙС Ч УПУФБЧЕ ЛПНРМЕЛУПЧ ЙУЛПРБЕНЩИ, ЧУФТЕЮЕООЩИ Ч ТБЪМЙЮОЩИ РМБУФБИ, ЧУЕПВЭЙН ЧЩНЙТБОЙЕН ПТЗБОЙЪНПЧ Ч ТЕЪХМШФБФЕ ЧОЕЪБРОЩИ ЗЕПМПЗЙЮЕУЛЙИ ЛБФБУФТПЖ, РПУМЕ ЮЕЗП РПСЧМСМЙУШ ОПЧЩЕ ЖПТНЩ. ьФБ ФЕПТЙС, РПМХЮЙЧЫБС ОБЪЧБОЙЕ ЛБФБУФТПЖЙЪНБ, РПДДЕТЦЙЧБМБУШ НОПЗЙНЙ ЧЙДОЩНЙ ЗЕПМПЗБНЙ, ПВЯСУОСЧЫЙНЙ ЧУЕ ЙЪНЕОЕОЙС ОБ РПЧЕТИОПУФЙ ъЕНМЙ ЛБФБУФТПЖЙЮЕУЛЙНЙ УПВЩФЙСНЙ. лБФБУФТПЖЙЪН МЕЗЛП ХЦЙЧБМУС У ТЕМЙЗЙЕК Й ВЩМ РП УХЭЕУФЧХ ТЕБЛГЙПООЩН ЙДЕБМЙУФЙЮЕУЛЙН ХЮЕОЙЕН. ж.ьОЗЕМШУ ФБЛ РЙУБМ ПВ ЬФПН Ч УЧПЕН ФТХДЕ «дЙБМЕЛФЙЛБ РТЙТПДЩ»: «фЕПТЙС лАЧШЕ. ВЩМБ ТЕЧПМАГЙПООБ ОБ УМПЧБИ Й ТЕБЛГЙПООБ ОБ ДЕМЕ. оБ НЕУФП ПДОПЗП БЛФБ ВПЦЕУФЧЕООПЗП ФЧПТЕОЙС ПОБ УФБЧЙМБ ГЕМЩК ТСД РПЧФПТОЩИ БЛФПЧ ФЧПТЕОЙС Й ДЕМБМБ ЙЪ ЮХДБ УХЭЕУФЧЕООЩК ТЩЮБЗ ЙЪНЕОЕОЙС РТЙТПДЩ».
тЕЫЙФЕМШОЩК ХДБТ РП ЛБФБУФТПЖЙЪНХ ВЩМ ОБОЕУЕО БОЗМЙКУЛЙН ЗЕПМПЗПН юБТМШЪПН мСКЕМЕН (1797-1875). ч ЛОЙЗЕ «пУОПЧЩ ЗЕПМПЗЙЙ» (1833) мСКЕМШ ДПЛБЪБМ, ЮФП ЙЪНЕОЕОЙС ЪЕНОПК РПЧЕТИОПУФЙ НПЗХФ РТПЙУИПДЙФШ Ч ТЕЪХМШФБФЕ ДЕСФЕМШОПУФЙ УБНЩИ ПВЩЮОЩИ ЗЕПМПЗЙЮЕУЛЙИ ЖБЛФПТПЧ (ЧЕФТБ, ДПЦДС, НПТУЛПЗП РТЙВПС, МШДБ), ВЕЪ ЧУСЛЙИ ЛБФБУФТПЖЙЮЕУЛЙИ СЧМЕОЙК. рТЙ ЛПМПУБМШОПК ДМЙФЕМШОПУФЙ ЗЕПМПЗЙЮЕУЛПЗП ЧТЕНЕОЙ ЬФЙ ЖБЛФПТЩ НПЗХФ РТПЙЪЧЕУФЙ ПЗТПНОЩЕ ЙЪНЕОЕОЙС ОБ ЪЕНОПК РПЧЕТИОПУФЙ. ж.ьОЗЕМШУ УЮЙФБМ, ЮФП ю.мСКЕМШ «ЧОЕУ ЪДТБЧЩК УНЩУМ Ч ЗЕПМПЗЙА, ЪБНЕОЙЧ ЧОЕЪБРОЩЕ, ЧЩЪЧБООЩЕ ЛБРТЙЪПН ФЧПТГБ ТЕЧПМАГЙЙ РПУФЕРЕООЩН ДЕКУФЧЙЕН НЕДМЕООПЗП РТЕПВТБЪПЧБОЙС ъЕНМЙ» (ФБН ЦЕ).
ьЧПМАГЙПООЩЕ ЙДЕЙ ПЛПОЮБФЕМШОП ХРТПЮЙМЙУШ Ч ЗЕПМПЗЙЙ У РПСЧМЕОЙЕН Ч 1859 ЗПДХ ЗЕОЙБМШОПЗП ФТХДБ юБТМШЪБ дБТЧЙОБ (1809-1862) «рТПЙУИПЦДЕОЙЕ ЧЙДПЧ». рТЙЪОБОЙЕ ЬЧПМАГЙПООПЗП ТБЪЧЙФЙС ПТЗБОЙЮЕУЛПЗП НЙТБ РПЧЩУЙМП ЙОФЕТЕУ Л ЙЪХЮЕОЙА РБМЕПОФПМПЗЙЮЕУЛЙИ ПУФБФЛПЧ, РТЕДУФБЧМСАЭЙИ УПВПК ВПЗБФЩК НБФЕТЙБМ ДМС РПДФЧЕТЦДЕОЙС ДБТЧЙОПЧУЛПК ФЕПТЙЙ ЬЧПМАГЙЙ.
рПУМЕ УНЕТФЙ н.ч.мПНПОПУПЧБ Ч тПУУЙЙ ЫМП ЙОФЕОУЙЧОПЕ ОБЛПРМЕОЙЕ ЖБЛФЙЮЕУЛПЗП НБФЕТЙБМБ РП ЗЕПМПЗЙЮЕУЛПНХ УФТПЕОЙА ЪЕНОПК ЛПТЩ. уПЧЕТЫБМЙУШ НОПЗПЮЙУМЕООЩЕ ЬЛУРЕДЙГЙЙ Ч ТБЪМЙЮОЩЕ ТБКПОЩ УФТБОЩ, ОПУЙЧЫЙЕ ТЕЛПЗОПУГЙТПЧПЮОЩК ИБТБЛФЕТ. ьФЙ ЬЛУРЕДЙГЙЙ Ч ЪОБЮЙФЕМШОПК УФЕРЕОЙ УФЙНХМЙТПЧБМЙУШ ОЕХЛМПООЩН ТПУФПН ЗПТОПК РТПНЩЫМЕООПУФЙ Ч тПУУЙЙ.
ъОБЮЙФЕМШОХА ТПМШ Ч ТБЪЧЙФЙЙ ТХУУЛПК ЗЕПМПЗЙЮЕУЛПК ОБХЛЙ УЩЗТБМ нПУЛПЧУЛЙК ХОЙЧЕТУЙФЕФ, ПФЛТЩФЩК Ч 1755 ЗПДХ РП ЙОЙГЙБФЙЧЕ н.ч.мПНПОПУПЧБ, Б ФБЛЦЕ ПФЛТЩФЩЕ РПЪДОЕЕ рЕФЕТВХТЗУЛЙК ЗПТОЩК ЙОУФЙФХФ, рЕФЕТВХТЗУЛЙК ХОЙЧЕТУЙФЕФ Й ДТХЗЙЕ ЧЩУЫЙЕ ХЮЕВОЩЕ ЪБЧЕДЕОЙС. рТЙ ХОЙЧЕТУЙФЕФБИ УПЪДБЧБМЙУШ ПВЭЕУФЧБ ЙУРЩФБФЕМЕК РТЙТПДЩ. йЪ УТЕДЩ ТХУУЛЙИ ЗЕПМПЗПЧ ОБЮЙОБАФ ЧЩДЕМСФШУС ЛТХРОЩЕ ФЕПТЕФЙЛЙ, РПМПЦЙЧЫЙЕ ОБЮБМП ЫЛПМЕ ТХУУЛЙИ ХЮЕОЩИ Ч ТБЪМЙЮОЩИ ПВМБУФСИ ЗЕПМПЗЙЮЕУЛПК ОБХЛЙ. бЛБДЕНЙЛ ч.н.уЕЧЕТЗЙО (1765-1826) ПУХЭЕУФЧЙМ ЙДЕА н.ч.мПНПОПУПЧБ П УПЪДБОЙЙ «чУЕПВЭЕК НЙОЕТБМПЗЙЙ тПУУЙЙ», ПРХВМЙЛПЧБЧ Ч 1809 ЗПДХ ЛТХРОХА УЧПДЛХ «пРЩФ НЙОЕТБМПЗЙЮЕУЛПЗП ЪЕНМЕПРЙУБОЙС ЗПУХДБТУФЧБ тПУУЙКУЛПЗП».
ч 1918 ЗПДХ Ч фПНУЛЕ ВЩМП ПТЗБОЙЪПЧБОП уЙВЙТУЛПЕ ПФДЕМЕОЙЕ зЕПМПЗЙЮЕУЛПЗП ЛПНЙФЕФБ, Х ЙУФПЛПЧ ЛПФПТПЗП УФПСМЙ ФБЛЙЕ ЛТХРОЩЕ ЗЕПМПЗЙ, ЛБЛ ч.б.пВТХЮЕЧ (1863-1956) Й н.б.хУПЧ (1883-1939). ьФП ВЩМБ РЕТЧБС РТПЙЪЧПДУФЧЕООБС ЗЕПМПЗЙЮЕУЛБС ПТЗБОЙЪБГЙС ОБ ФЕТТЙФПТЙЙ уЙВЙТЙ. чЩУЫЕЕ ЗЕПМПЗЙЮЕУЛПЕ ПВТБЪПЧБОЙЕ Ч бЪЙБФУЛПК ЮБУФЙ тПУУЙЙ ЧРЕТЧЩЕ ОБЮБМП ПУХЭЕУФЧМСФШУС Ч фПНУЛПН ФЕИОПМПЗЙЮЕУЛПН (ОЩОЕ РПМЙФЕИОЙЮЕУЛПН) ЙОУФЙФХФЕ Й фПНУЛПН ЗПУХДБТУФЧЕООПН ХОЙЧЕТУЙФЕФЕ. дЧБ ЬФЙИ ЧХЪБ (РЕТЧЩЕ ЧЩУЫЙЕ ХЮЕВОЩЕ ЪБЧЕДЕОЙС ЪБ хТБМПН) ДП УЙИ РПТ СЧМСАФУС ЛТХРОЕКЫЕК ЛХЪОЙГЕК ЛБДТПЧ ДМС ЗЕПМПЗЙЮЕУЛЙИ ПТЗБОЙЪБГЙК БЪЙБФУЛПК ЮБУФЙ тПУУЙЙ Й УФТБО уоз.
оБЙВПМЕЕ ЪОБЮЙНЩН ДМС ТБЪЧЙФЙС ЗЕПМПЗЙЙ Ч тПУУЙЙ ВЩМ УПЧЕФУЛЙК РЕТЙПД, ПДОЙН ЙЪ ЗМБЧОЩИ ДПУФЙЦЕОЙК ЛПФПТПЗП УФБМ ВЕУРТЕГЕДЕОФОЩК Ч НЙТПЧПК РТБЛФЙЛЕ ТБЪНБИ ЗЕПМПЗЙЮЕУЛЙИ ЙУУМЕДПЧБОЙК, ЛПФПТЩК ЪБ ОЕУЛПМШЛП ДЕУСФЙМЕФЙК РТЕЧТБФЙМ 1/6 ЮБУФШ УХЫЙ ЙЪ УМБВПЙЪХЮЕООПК ФЕТТЙФПТЙЙ Ч ЛТХРОЕКЫХА ЛМБДПЧХА РПМЕЪОЩИ ЙУЛПРБЕНЩИ. ъБДЕМ ВЩМ ФБЛ ЧЕМЙЛ, ЮФП, ОЕУНПФТС ОБ ТБУРБД ууут Й ФТХДОПУФЙ, РЕТЕЦЙЧБЕНЩЕ РПУФУПЧЕФУЛЙНЙ УФТБОБНЙ Ч ТЕЪХМШФБФЕ РТПУЮЕФПЧ ХРТБЧМЕОЙС, УПЪДБООБС Ч УПЧЕФУЛПЕ ЧТЕНС НЙОЕТБМШОП-УЩТШЕЧБС ВБЪБ Й Ч XXI ЧЕЛЕ РПУМХЦЙФ ПУОПЧПК УХЭЕУФЧПЧБОЙС тПУУЙЙ Й РПЮФЙ ЧУЕИ УФТБО уоз.
Классификация наук по предмету исследования
Классификация наук по предмету исследования
По предмету исследования все науки делятся на естественные, гуманитарные и технические.
Естественные науки изучают явления, процессы и объекты материального мира. Этот мир иногда называется внешним миром. К данным наукам относятся физика, химия, геология, биология и другие подобные науки. Естественные науки изучают и человека как материальное, биологическое существо. Одним из авторов представления естественных наук как единой системы знаний был немецкий биолог Эрнст Геккель (1834—1919). В своей книге «Мировые загадки» (1899) он указал на группу проблем (загадок), которые являются предметом изучения, по существу, всех естественных наук как единой системы естественно-научных знаний, естествознания. « Геккеля» можно сформулировать следующим образом: как возникла Вселенная? какие виды физического взаимодействия действуют в мире и имеют ли они единую физическую природу? из чего в конечном итоге состоит все в мире? чем отличается живое от неживого и каково место человека в бесконечно изменяющейся Вселенной и ряд других вопросов фундаментального характера. На основании вышеизложенной концепции Э. Геккеля о роли естественных наук в познании мира можно дать следующее определение естествознания.
Естествознание — это система естественно-научных знаний, создаваемая естественными науками в процессе изучения фундаментальных законов развития природы и Вселенной в целом.
Естествознание является важнейшим разделом современной науки. Единство, целостность естествознанию придает лежащий в основе всех естественных наук естественно-научный метод.
Гуманитарные науки — это науки, изучающие законы развития общества и человека как социального, духовного существа. К ним относятся история, право, экономика и другие аналогичные науки. В отличие, например, от биологии, где человек рассматривается как биологический вид, в гуманитарных науках речь идет о человеке как творческом, духовном существе. Технические науки — это знания, которые необходимы человеку для создания так называемой «второй природы», мира зданий, сооружений, коммуникаций, искусственных источников энергии и т. д. К техническим наукам относятся космонавтика, электроника, энергетика и ряд других аналогичных наук. В технических науках в большей степени проявляется взаимосвязь естествознания и гуманитарных наук. Создаваемые на основе знаний технических наук системы учитывают знания из области гуманитарных и естественных наук. Во всех науках, о которых говорилось выше, наблюдается специализация и интеграция. Специализация характеризует глубокое изучение отдельных сторон, свойств исследуемого объекта, явления, процесса. Например, эколог может посвятить всю свою жизнь исследованию причин «цветения» водоема. Интеграция характеризует процесс объединения специализированных знаний из различных научных дисциплин. Сегодня наблюдается общий процесс интеграции естествознания, гуманитарных и технических наук в решении ряда актуальных проблем, среди которых особое значение имеют глобальные проблемы развития мирового сообщества. Наряду с интеграцией научных знаний развивается процесс образования научных дисциплин на стыке отдельных наук. Например, в ХХ в. возникли такие науки, как геохимия (геологическая и химическая эволюция Земли), биохимия (химические взаимодействия в живых организмах) и другие. Процессы интеграции и специализации красноречиво подчеркивают единство науки, взаимосвязь ее разделов. Разделение всех наук по предмету изучения на естественные, гуманитарные и технические сталкивается с определенной трудностью: к каким наукам относятся математика, логика, психология, философия, кибернетика, общая теория систем и некоторые другие? Вопрос этот не является тривиальным. Особенно это касается математики. Математика, как отмечал один из основателей квантовой механики английский физик П. Дирак (1902—1984), — это орудие, специально приспособленное для того, чтобы иметь дело с отвлеченными понятиями любого вида, и в этой области нет предела ее могуществу. Знаменитому немецкому философу И. Канту (1724—1804) принадлежит такое утверждение: в науке столько науки, сколько в ней математики. Особенность современной науки проявляется в широком применении в ней логических и математических методов. В настоящее время ведутся дискуссии о так называемых междисциплинарных и общеметодологических науках. Первые могут представлять свои знания о законах исследуемых объектов во многих других науках, но как дополнительную информацию. Вторые разрабатывают общие методы научного познавания, их называют общеметодологическими науками. Вопрос о междисциплинарных и общеметодологических науках является дискуссионным, открытым, философским.
Теоретические и эмпирические науки
По методам, используемым в науках, принято делить науки на теоретические и эмпирические.
Слово «теория» заимствовано из древнегреческого языка и означает «мыслимое рассмотрение вещей». Теоретические науки создают разнообразные модели реально существующих явлений, процессов и объектов исследований. В них широко используются абстрактные понятия, математические вычисления и идеальные объекты. Это позволяет выявить существенные связи, законы и закономерности исследуемых явлений, процессов и объектов. Например, для того чтобы понять закономерности теплового излучения, классическая термодинамика использовала понятие абсолютно черного тела, которое полностью поглощает падающее на него световое излучение. В развитии теоретических наук большую роль играет принцип выдвижения постулатов.
Например, А. Эйнштейн принял в теории относительности постулат о независимости скорости света от движения источника его излучения. Этот постулат не объясняет, почему скорость света является постоянной, а представляет собой исходное положение (постулат) данной теории. Эмпирические науки. Слово «эмпирический» произведено от имени-фамилии древнеримского медика, философа Секста Эмпирика (III в. н. э.). Он утверждал, что только данные опыта должны лежать в основе развития научных знаний. Отсюда эмпирический означает опытный. В настоящее время это понятие включает в себя как понятие эксперимента, так и традиционные методы наблюдения: описание и систематизация фактов, полученных без использования методов проведения эксперимента. Слово «эксперимент» заимствовано из латинского языка и означает в буквальном переводе проба и опыт. Строго говоря, эксперимент «задает вопросы» природе, т. е. создаются специальные условия, которые позволяют выявить действие объекта в этих условиях. Между теоретическими и эмпирическими науками существует тесная взаимосвязь: теоретические науки используют данные эмпирических наук, эмпирические науки проверяют следствия, вытекающие из теоретических наук. Нет ничего более эффективного, чем хорошая теория в научных исследованиях, и развитие теории невозможно без оригинального, творчески продуманного эксперимента. В настоящее время термин «эмпирические и теоретические» науки заменен более адекватными терминами «теоретические исследования» и «экспериментальные исследования». Введением этих терминов подчеркивается тесная связь между теорией и практикой в современной науке.
Фундаментальные и прикладные науки
С учетом результата вклада отдельных наук в развитие научного познания все науки подразделяются на фундаментальные и прикладные науки. Первые сильно влияют на наш образ мыслей, вторые — на наш образ жизни.
Фундаментальные науки исследуют самые глубокие элементы, структуры, законы мироздания. В XIX в. было принято называть подобные науки «чисто научными исследованиями», подчеркивая их направленность исключительно на познание мира, изменение нашего образа мыслей. Речь шла о таких науках, как физика, химия и другие естественные науки. Некоторые ученые XIX в. утверждали, что «физика — это соль, а все остальное — ноль». Сегодня такое убеждение является заблуждением: нельзя утверждать, что естественные науки являются фундаментальными, а гуманитарные и технические — опосредованными, зависящими от уровня развития первых. Поэтому термин «фундаментальные науки» целесообразно заменить термином «фундаментальные научные исследования», которые развиваются во всех науках.
Прикладные науки, или прикладные научные исследования, ставят своей целью использование знаний из области фундаментальных исследований для решения конкретных задач практической жизни людей, т. е. они влияют на наш образ жизни. Например, прикладная математика разрабатывает математические методы для решения задач в проектировании, конструировании конкретных технических объектов. Следует подчеркнуть, что в современной классификации наук учитывается также целевая функция той или иной науки. С учетом этого основания говорят о поисковых научных исследованиях для решения определенной проблемы и задачи. Поисковые научные исследования осуществляют связь между фундаментальными и прикладными исследованиями при решении определенной задачи и проблемы. Понятие фундаментальности включает следующие признаки: глубина исследования, масштаб применения результатов исследования в других науках и функции этих результатов в развитии научного познания в целом.
Одной из первых классификаций естественных наук является классификация, разработанная французским ученым (1775—1836). Немецкий химик Ф. Кекуле (1829—1896) также разработал классификацию естественных наук, которая обсуждалась в XIX в. В его классификации основной, базовой наукой выступала механика, т. е. наука о самом простейшем из видов движения — механическом.
ВЫВОДЫ
1. Э. Геккель рассматривал все естественные науки как фундаментальную основу научного знания, подчеркивая, что без естествознания развитие всех других наук будет ограниченным и несостоятельным. В этом подходе подчеркивается важная роль естествознания. Однако на развитие естествознания оказывают существенное влияние гуманитарные и технические науки.
3. Уровень фундаментальности науки определяется глубиной и масштабностью ее знаний, которые необходимы для развития всей системы научных знаний в целом.
4. В правоведении теория государства и права относится к фундаментальным наукам, ее понятия и принципы являются основными для правоведения в целом.
5. Естественно-научный метод является основой единства всех научных знаний.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И СЕМИНАРОВ
1. Предмет исследования естественных наук.
2. Что изучают гуманитарные науки?
3. Что исследуют технические науки?
4. Фундаментальные и прикладные науки.
5. Связь теоретических и эмпирических наук в развитии научного познания.
ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Основные понятия: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука, естественно-научная картина мира, развитие науки до эпохи Нового времени, развитие науки в России
Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука
Исследователи, изучающие науку в целом, выделяют три формы исторического развития науки: классическую, неклассическую и постнеклассическую науку.
Классической наукой называют науку до начала ХХ в., имея в виду научные идеалы, задачи науки и понимание научного метода, характерные для науки до начала прошлого века. Это прежде всего вера многих ученых того времени в рациональное устройство окружающего мира и в возможность точного причинно-следственного описания событий в материальном мире. Классическая наука исследовала две господствующие в природе физические силы: силу тяготения и электромагнитную силу. Механическая, физическая и электромагнитная картины мира, а также концепция энергии, основанная на классической термодинамике, являются типичными обобщениями классической науки. Неклассическая наука — это наука первой половины прошлого века. Теория относительности и квантовая механика являются базовыми теориями неклассической науки. В этот период разрабатывается вероятностная трактовка физических законов: абсолютно точно нельзя предсказать траекторию движения частиц в квантовых системах микромира. Постнеклассическая наука (фр. post — после) — наука конца ХХ в. и начала XXI в. В этот период уделяется большое внимание исследованию сложных, развивающихся систем живой и неживой природы на основе нелинейных моделей. Классическая наука имела дело с объектами, поведение которых можно предсказать в любое желаемое время. В неклассической науке появляются новые объекты (объекты микромира), прогноз поведения которых дается на основе вероятностных методов. Классическая наука также использовала статистические, вероятностные методы, однако она объясняла невозможность предсказания, например, движения частицы в броуновском движении большим количеством взаимодействующих частиц, поведение каждой из которых подчиняется законам классической механики.
В неклассической науке вероятностный характер прогноза объясняется вероятностной природой самих объектов исследования (корпускулярно-волновой природой объектов микромира).
Постнеклассическая наука имеет дело с объектами, прогноз поведения которых с некоторого момента становится невозможным, т. е. в этот момент происходит действие случайного фактора. Такие объекты обнаружены физикой, химией, астрономией и биологией.
Нобелевский лауреат по химии И. Пригожин (1917—2003) справедливо отмечал, что западная наука развивалась не только как интеллектуальная игра или ответ на запросы практики, но и как страстный поиск истины. Этот трудный поиск находил свое выражение в попытках ученых разных веков создать естественнонаучную картину мира.
Понятие естественно-научной картины мира
В основе современной научной картины мира лежит положение о реальности предмета изучения науки. «Для ученого, — писал (1863—1945), — очевидно, поскольку он работает и мыслит как ученый, никакого сомнения в реальности предмета научного исследования нет и быть не может». Научная картина мира — это своеобразный фотопортрет того, что есть на самом деле в объективном мире. Иначе говоря, научная картина мира — это образ мира, который создается на основе естественно-научных знаний о его строении и законах. Важнейшим принципом создания естественно-научной картины мира является принцип объяснения законов природы из исследования самой природы, не прибегая к ненаблюдаемым причинам и фактам.
Ниже дается краткое изложение научных идей и учений, развитие которых привело к созданию естественно-научного метода и современного естествознания.
Строго говоря, развитие научного метода связано не только с культурой и цивилизацией Древней Греции. В древних цивилизациях Вавилона, Египта, Китая и Индии происходило развитие математики, астрономии, медицины и философии. В 301 г. до н. э. войска Александра Македонского вошли в Вавилон, в его завоевательных походах всегда участвовали представители греческой учености (ученые, медики и т. д.). К этому времени вавилонские жрецы располагали достаточно развитыми знаниями в области астрономии, математики и медицины. Из этих знаний греки заимствовали деление суток на 24 часа (по 2 часа на каждое созвездие зодиака), деление окружности на 360 градусов, описание созвездий и ряд других знаний. Кратко представим достижения античной науки с точки зрения развития естествознания.
Астрономия. В III в. до н. э. Эратосфен из Киренаи вычислил размеры Земли, и достаточно точно. Он же создал первую карту известной части Земли в градусной сетке. В III в. до н. э. Аристарх из Самоса высказал гипотезу о вращении Земли и других известных ему планет вокруг Солнца. Он обосновывал эту гипотезу наблюдениями и вычислениями. Архимед, автор необыкновенно глубоких работ по математике, инженер, построил во II в. до н. э. планетарий, приводившийся в движение водой. В I в. до н. э. астроном Посидоний вычислил расстояние от Земли до Солнца, полученное им расстояние составляет примерно 5/8 действительного. Астроном Гиппарх (190—125 гг. до н. э.) создал математическую систему кругов для объяснения видимого движения планет. Он же создал первый каталог звезд, включил в него 870 ярких звезд и описал появление «новой звезды» в системе ранее наблюдаемых звезд и тем самым открыл важный вопрос для обсуждения в астрономии: происходят ли какие-либо изменения в надлунном мире или нет. Лишь в 1572 г. датский астроном Тихо Браге (1546—1601) вновь обратился к этой проблеме.
Система кругов, созданная Гиппархом, была развита К. Птолемеем (100—170 гг. н. э.), автором геоцентрической системы мира. Птолемей добавил к каталогу Гиппарха описание еще 170 звезд. Система мироздания К. Птолемея развивала идеи аристотельской космологии и геометрии Евклида (III в. до н. э.). В ней центром мира являлась Земля, вокруг которой вращались известные тогда планеты и Солнце по сложной системе круговых орбит. Сопоставление месторасположения звезд по каталогам Гиппарха и Птолемея — Тихо Браге позволило астрономам в XVIII в. опровергнуть постулат космологии Аристотеля: «Постоянство неба — закон природы». Имеются свидетельства также о значительных достижениях античной цивилизации в медицине. В частности, Гиппократ (410—370 гг. до н. э.) отличался широтой охвата медицинских вопросов. Наибольших успехов его школа достигла в области хирургии и в лечении открытых ран.
Большую роль в развитии естествознания сыграли учения о строении вещества и космологические идеи античных мыслителей.
Анаксагор (500—428 гг. до н. э.) утверждал, что все тела в мире состоят из бесконечно делимых малых и неисчислимо многих элементов (семян вещей, гомеомерии). Из этих семян путем беспорядочного их движения образовался хаос. Наряду с семенами вещей, как утверждал Анаксагор, существует «мировой ум», как тончайшее и легчайшее вещество, несоединимое с «семенами мира». Мировой разум создает из хаоса порядок в мире: однородные элементы соединяет, а неоднородные отделяет друг от друга. Солнце, как утверждал Анаксагор, это раскаленная металлическая глыба или камень во много раз больше города Пелопоннеса.
Левкипп (V в. до н. э.) и его ученик Демокрит (V в. до н. э.), а также их последователи уже в более поздний период — Эпикур (370—270 гг. до н. э.) и Тит Лукреций Кара (I в. н. э.) — создали учение об атомах. Все в мире состоит из атомов и пустоты. Атомы вечны, они неделимы и неуничтожимы. Атомов бесконечное число, форм атомов также бесконечно, одни из них круглые, другие крючковатые и т. д., до бесконечности. Все тела (твердые, жидкие, газообразные), а также то, что называют душой, состоят из атомов. Многообразие свойств и качеств в мире вещей явлений определяется многообразием атомов, их числом и видом их соединений. Душа человека — это тончайшие атомы. Атомы нельзя создать или уничтожить. Атомы находятся в вечном движении. Причины, вызывающие движение атомов, заложены в самой природе атомов: им свойственны тяжесть, «трясучесть» или, говоря на современном языке, пульсирование, дрожание. Атомы — это единственная и настоящая реальность, действительность. Пустота, в которой происходит вечное движение атомов — это лишь фон, лишенный структуры, бесконечное пространство. Пустота — необходимое и достаточное условие для вечного движения атомов, из взаимодействия которых образуется все как на Земле, так и во всей Вселенной. Все в мире причинно обусловлено в силу необходимости, порядка, изначально существующего в нем. «Вихревое» движение атомов является причиной всего существующего не только на планете Земля, но и во Вселенной в целом. Миров существует бесконечное множество. Поскольку атомы вечны, их никто не создавал, и не существует, следовательно, начала мира. Таким образом, Вселенная — это движение из атомов в атомы. В мире нет целей (например, такой цели, как возникновение человека). В познании мира разумно спрашивать, почему нечто произошло, по какой причине, и совершенно неразумно спрашивать, для какой цели это произошло. Время — это разворачивание событий из атомов в атомы. «Люди, — утверждал Демокрит, — измыслили себе образ случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность».
Платон (IV в. до н. э.) — античный философ, учитель Аристотеля. Среди естественно-научных идей философии Платона особое место занимает концепция математики и роли математики в познании природы, мира, Вселенной. Согласно Платону науки, основанные на наблюдении или чувственном познании, например физика, не могут привести к адекватному, истинному знанию мира. Из математики Платон считал основной арифметику, поскольку идея числа не нуждается в своем обосновании в других идеях. Эта идея о том, что мир написан на языке математики, глубоко связана с учением Платона об идеях или сущностях вещей окружающего мира. В этом учении содержится глубокая мысль о существовании связей и отношений, имеющих всеобщий характер в мире. У Платона получалось, что астрономия ближе к математике, чем физика, поскольку астрономия наблюдает и выражает в количественных математических формулах гармонию мира, созданного демиургом, или богом, наилучшего и самого совершенного, целостного, напоминающего огромный организм. Учение о сущности вещей и концепция математики философии Платона оказали огромное влияние на многих мыслителей последующих поколений, например на творчество И. Кеплера (1570—1630): «Создавая нас по своему подобию, — писал он, — Бог хотел, чтобы мы были способны воспринимать и разделить с ним его собственные мысли. Наше знание (чисел и величин) того же рода, что и божие, но, по крайней мере, постольку, поскольку мы можем понять хотя бы что-нибудь в течение этой бренной жизни». И. Кеплер пытался объединить земную механику с небесной, предполагая наличие в мире динамических и математических законов, управляющих этим созданным Богом совершенным миром. В этом смысле И. Кеплер был последователем Платона. Он пытался объединить математику (геометрию) с астрономией (наблюдениями Т. Браге и наблюдениями его современника Г. Галилея). Из математических вычислений и данных наблюдений астрономов у Кеплера сложилась идея о том, что мир — это не организм, как у Платона, а хорошо отлаженный механизм, небесная машина. Он открыл три загадочных закона, согласно которым планеты движутся не по окружностям, а по эллипсам вокруг Солнца. Законы Кеплера:
1. Все планеты обращаются по эллиптическим орбитам, в фокусе которых находится Солнце.
2. Прямая, соединяющая Солнце и какую-либо планету, за равные промежутки времени описывает одинаковую площадь.
3. Кубы средних расстояний планет от Солнца относятся как квадраты их периодов обращения: R13/R23 — T12/T22,
где R1, R2 — расстояние планет до Солнца, Т1, Т2 — период обращения планет вокруг Солнца. Кеплера были установлены на основе наблюдений и противоречили аристотелевской астрономии, которая была общепризнанной в период Средневековья и имела своих сторонников в XVII в. Свои законы И. Кеплер считал иллюзорными, поскольку он был убежден в том, что Бог определил движение планет по круговым орбитам в виде математической окружности.
Аристотель (IV в. до н. э.) — философ, основатель логики и ряда наук, таких как биология и теория управления. Устройство мира, или космология, Аристотеля выглядит следующим образом: мир, Вселенная, имеет форму шара с конечным радиусом. Поверхностью шара является сфера, поэтому Вселенная состоит из вложенных друг в друга сфер. Центром мира является Земля. Мир делится на подлунный и надлунный. Подлунный мир — это Земля и сфера, на которой прикреплена Луна. Весь мир состоит из пяти элементов: вода, земля, воздух, огонь и эфир (лучезарный). Из эфира состоит все, что находится в надлунном мире: звезды, светила, пространство между сферами и сами надлунные сферы. Эфир не может быть воспринят органами чувств. В познании всего, что находится в подлунном мире, не состоящем из эфира, наши чувства, наблюдения, корректированные умом, нас не обманывают и дают адекватную о подлунном мире информацию.
Аристотель считал, что мир создан с определенной целью. Поэтому у него во Вселенной все имеет свое целевое назначение или место: огонь, воздух стремятся вверх, земля, вода — к центру мира, к Земле. В мире нет пустоты, т. е. все занято эфиром. Кроме пяти элементов, о которых идет речь у Аристотеля, есть еще нечто «неопределенное», которое он называет «первой материей», но в его космологии «первая материя» существенной роли не играет. В его космологии мир надлунный является вечным и неизменяемым. Законы надлунного мира отличаются от законов мира подлунного. Сферы надлунного мира равномерно двигаются по окружностям вокруг Земли, делая полный оборот за одни сутки. На последней сфере находится «перводвигатель». Являясь неподвижным, он придает движение всему миру. В мире подлунном действуют собственные законы. Здесь господствуют изменения, возникновения, распад и т. п. Солнце и звезды состоят из эфира. Он не оказывает никаких воздействий на небесные тела в надлунном мире. Наблюдения, говорящие о том, что в небесном своде что-то мерцает, движется и т. п., по космологии Аристотеля, являются следствием влияния атмосферы Земли на наши органы чувств.
В понимании природы движения Аристотель различал четыре вида движения: а) увеличение (и уменьшение); б) превращение или качественное изменение; в) возникновение и уничтожение; г) движение как перемещение в пространстве. Предметы относительно движения, по Аристотелю, могут быть: а) неподвижны; б) самодвижущиеся; в) движущиеся не спонтанно, а посредством действия других тел. Анализируя виды движения, Аристотель доказывает, что в основе их лежит вид движения, который он назвал движением в пространстве. Движение в пространстве может быть круговым, прямолинейным и смешанным (круговое + прямолинейное). Поскольку в мире Аристотеля нет пустоты, то движение должно иметь непрерывный характер, т. е. от одной точки пространства к другой. Отсюда следует, что прямолинейное движение является прерывным, так, дойдя до границы мира, луч света, распространяясь по прямой, должен прервать свое движение, т. е. изменить свое направление. Аристотель считал круговое движение самым совершенным и вечным, равномерным, именно оно свойственно движению небесных сфер.
Мир, по философии Аристотеля, является космосом, где человеку отведено главное место. В вопросах отношения живого и неживого Аристотель был сторонником, можно сказать, органической эволюции. Теория или гипотеза происхождения жизни Аристотеля предполагает «спонтанное зарождение из частиц вещества», имеющих в себе некое «активное начало», энтелехию (греч. entelecheia — завершение), которое при определенных условиях может создавать организм. Учение об органической эволюции развивалось также философом Эмпедоклом (V в. до н. э.).
Значительными были достижения древних греков в области математики. Например, математик Эвклид (III в. до н. э.) создал геометрию в качестве первой математической теории пространства. Лишь в начале XIX в. появилась новая неевклидова геометрия, методы которой использовались при создании теории относительности, основы неклассической науки.
Учения древнегреческих мыслителей о материи, веществе, атомах содержали глубокую естественно-научную мысль об универсальном характере законов природы: атомы одни и те же в различных частях мира, следовательно, в мире атомы подчиняются одним и тем же законам.
Различные классификации естественных наук (Ампер, Кекуле)