к группе каких видов спорта относят лыжные гонки по преимущественному проявлению физических качеств
Виды спорта, преимущественно развивающие выносливость. Лыжные гонки
В какой вид спорта отдать ребенка? Каким спортом заняться самому? Какие преимущества у того или иного вида спорта? На эти вопросы мы постараемся ответить в цикле статей: «Виды спорта, преимущественно развивающие…».
Лыжные гонки — спортивное упражнение, которое имеет целенаправленность на совершенствование выносливости человека. Вообще ходьба на лыжах улучшает деятельность всего мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательных систем. Хорошо сказал о лыжах летчик-космонавт Ю. Артюхин: «Лыжи — спорт без возраста. Они одинаково доступны и самым юным, и самым старым. Я не знаю другого вида спорта, способного вовлекать в работу практически все мышечные группы человека. Лыжная прогулка — лучший способ безупречной аэрации всего организма Никакой другой вид спорта не оставляет человека наедине с природой в такой мере, как лыжный. Именно поэтому лыжи исцеляют нервные перегрузки лучше, чем любые лекарства, а также воспитывают характер».
Скорость бега на лыжах зависит от длины дистанции (у женщин 3—20 км, у мужчин 5—50 км), погодных условий, снежного покрова, рельефа местности, а также применяемых способов лыжных ходов.
Спортивный успех гонщика, кроме технической, волевой и тактической подготовленности, определяется прежде всего общей и специальной выносливостью. Разностороннее развитие мышечной системы обеспечивается за счет активной работы рук и ног в процессе лыжной гонки или тренировки. Регулярные занятия лыжными гонками хорошо развивают системы кровообращения и дыхания, определяющие высокую общую работоспособность организма человека, мышцы тела, активизируют обмен веществ.
Велико оздоровительное значение этого вида спорта благодаря общим гигиеническим условиям занятий в лесу, в поле, а также энергичному закаливающему воздействию морозного воздуха на организм во время интенсивной мышечной деятельности. Равномерно повторяющиеся движения различных частей тела успокаивающе действуют на нервную систему. Ходьба на лыжах при хорошем скольжении благоприятно сказывается и на опорно-двигательном аппарате — улучшаются функции суставов, укрепляются связки. Великий норвежец Фритьоф Нансен писал: «Ничто не укрепляет мышцы и не делает тело таким сильным и эластичным, ничто не дает реакции и быстроты, ничто не освежает волю и не освежает ум так, как лыжи».
В физиологическом отношении лыжный спорт представляет ряд особенностей. Благодаря участию подавляющей массы скелетных мышц при ходьбе на лыжах выполняется большая динамическая работа в единицу времени и соответственно происходит большой расход энергии (у хорошо тренированных лыжников около 1500 ккал/ч при быстром передвижении). Дыхание при этом значительно усиливается: легочная вентиляция может превышать 100 л, а потребление кислорода до 5 л в минуту.
Лыжные гонки являются ценным средством прикладной физической подготовки. Ведь климатические условия большей части России требуют умения ходить на лыжах. Занятия же в разнообразных условиях местности при любой погоде способствуют воспитанию решительности, настойчивости. Занятия на пересеченной местности, кроме того, содействуют развитию разнообразных двигательных навыков, высокой координации движений, быстрой двигательной реакции, чувства равновесия. Таким образом, этот вид спорта дает хорошую разностороннюю физическую подготовку и, кроме акцентированного развития выносливости, совершенствует функции зрительного, вестибулярного и двигательного анализаторов. В связи с тем, что при движении на лыжах в работу вовлекается большинство скелетных мышц, лыжники отличаются пропорционально развитой мускулатурой с хорошими силовыми показателями.
Олимпийская чемпионка Раиса Сметанина писала, что занятия спортом вообще, а особенно лыжами — отнюдь не комфортное дело. Белоручки и неженки тут не приживаются, так как занятия лыжным спортом требуют терпения, трудолюбия, надежности, то есть тех качеств, которые необходимы и в труде.
В заключение — некоторые средние данные лучших лыжников: рост 172,6—177,8 см (мужчины) и 164,2—167,6 (женщины); вес тела соответственно 67,6—73,1 кг и 57,7—60,1 кг. Возраст у спортсменов в период достижения наивысших результатов — у мужчин 22—35 лет и почти такой же — 21—35 у женщин.
Характеристика видов спорта, преимущественно развивающих отдельные физические качества
Систем физических упражнений
Основных групп видов спорта и современных
Краткая психофизическая характеристика
В спортивной педагогике имеются различные подходы к группированию видов спорта по их воздействию на организм человека, на развитие и формирование психофизических качеств. Такое группирование, конечно, весьма условно, так как ни один вид спорта, ни одна система физических упражнений не воздействует на человека однопланово, не развивает какое-либо одно физическое качество в «чистом» виде. Однако подобные группировки позволяют объединить различные виды спорта, системы физических упражнений по их ведущему признаку и дать им единую развернутую характеристику, необходимую при индивидуальном выборе вида спорта или системы физических упражнений. Кроме того, такая условная группировка дает возможность читателю лучше ориентироваться в предложенных характеристиках отдельных видов спорта и систем физических упражнений.
Проблема акцентированного воспитания и совершенствования основных физических качеств — выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости — менее сложна на начальных этапах систематических занятий физическими упражнениями, так как в этот период у новичков, как правило, одновременно улучшаются все эти качества. Не случайно на этой стадии подготовки наибольший эффект дает комплексный метод тренировки, т.е. общефизическая/подготовка (см. гл. 5, разд. 5.6). Однако по мере повышения тренированности в каком-либо отдельном физическом качестве, с постепенным повышением спортивной квалификации от новичка до спортсмена-разрядника величина взаимного положительного эффекта («переноса») постепенно уменьшается. При высоком уровне подготовленности развитие одного физического качества начинает тормозить развитие другого.
Виды спорта, преимущественно развивающие выносливость. Воспитание выносливости в процессе спортивной тренировки — одно из действенных средств достижения высокой работоспособности, которая основана на устойчивости центральной нервной системы и ряда функциональных систем организма к утомлению.
Физиологические механизмы этого процесса весьма сложны. Высокая работоспособность обеспечивается благодаря разнообразным сдвигам в организме приспособительного (адаптивного) характера, происходящим под влиянием регулярной тренировки: морфологическому и функциональному развитию мышцы сердца, повышению эластичности стенок кровеносных сосудов, увеличению запаса энергетически богатых веществ в мышцах и внутренних органах, высокой эффективности и устойчивости работы нервной системы. К видам спорта, акцентированно развивающим общую выносливость, можно отнести все циклические виды спорта, в которых физическая нагрузка продолжается сравнительно долгое время на фоне преимущественного повышения аэробного (кислородного) обмена в организме человека: спортивная ходьба, бег на средние, длинные и сверхдлинные дистанции, велосипедный спорт (шоссейные гонки, кросс, группа классических дистанций на треке), лыжные гонки и биатлон, плавание, большая часть дистанций в конькобежном спорте, спортивное ориентирование, триатлон.
Высокий уровень общей выносливости — одно из главных свидетельств отличного здоровья человека. С помощью регулярных занятий видами спорта, развивающими общую выносливость, можно в значительной мере улучшить отдельные показатели физического развития: увеличить экскурсию грудной клетки и жизненную емкость легких, значительно уменьшить жировую прослойку, т.е. лишняя масса тела. Такие занятия позволяют практически здоровому человеку, но с пониженными функциональными возможностями сердечно-сосудистой и дыхательной систем повысить общую работоспособность, противостоять утомлению.
Различают несколько видов утомления: умственное, сенсорное (связанное с преимущественной нагрузкой на органы чувств), эмоциональное, физическое, при которых и механизм утомления, и проявление так называемой специальной выносливости будут иметь свои отличия. Однако именно общая выносливость определяет возможности проявления специальной выносливости не только в специфических спортивных, но и в любых трудовых действиях.
Так, военными специалистами было установлено, что наиболее высокой и устойчивой скоростью работы на радиотелеграфных аппаратах (мелкое быстрое движение пальцев рук) обладали лица с развитой общей выносливостью (в данном случае — способность к длительному бегу).
Выносливость важна при подготовке человека к длительному и полноценному труду в любой профессиональной группе. Все жизненно необходимые умения и навыки — быстрое и экономичное пешее передвижение и ходьба на лыжах по пересеченной местности, плавание — осваиваются на занятиях циклическими видами спорта, развивающими общую выносливость.
Таким образом, виды спорта, развивающие общую выносливость, считаются прикладными ко всем профессиональным видам труда. Занятия этими видами спорта, проводимые с низкой интенсивностью (пульс до 130 удар/мин), но сравнительно длительное время, — прекрасное средство активного отдыха, восстановления работоспособности.
Если и есть отдельные случаи достижения спортивных высот молодыми людьми, начавшими регулярную систематическую и упорную тренировку в студенческом возрасте, то большая часть этих случаев относится к видам спорта, развивающим преимущественно общую выносливость. Оптимальные возможности к достижению наивысших спортивных результатов в этих видах спорта находятся в пределах 22-27 лет. :
Однако, приступая к тренировкам в этих видах спорта, надо сразу же настроиться на большую и тяжелую работу, связанную с воспитанием способности волевого противостояния утомлению (терпения) не только в ходе соревновательной, но и в тренировочной деятельности.
Между тем в различных видах спорта, в жизненных ситуациях сила может проявиться по-разному, в сочетаниях с другими физическими качествами. Вот поэтому об отдельных проявлениях силовых качеств говорят: абсолютная сила, относительная сила, силовая выносливость, скоростно-силовые качества. За каждым из этих качеств стоят определенные виды спорта, различные методы развития силовых качеств, разные цели в достижении спортивных, трудовых и жизненных задач.
Тяжелая атлетика — это вид спорта, в котором упражнения выполняются с максимальным мышечным напряжением при поднимании возможно больших тяжестей (в соответствующей весовой категории и в соответствующем упражнении — в рывке и толчке). Для этого применяются динамические и изометрические тренировочные упражнения со значительными мышечными напряжениями (см. гл. 5, разд. 5.4).
На занятиях тяжелой атлетикой совершенствуются в основном способности к максимальным мышечным усилиям групп мышц нижних конечностей, туловища и разгибателей рук. Успеха добиваются атлеты, умеющие регулировать степень возбуждения нервной системы, добиваться согласованной работы различных групп мышц на фоне максимальных мышечных и психических напряжений. При поднимании значительного веса и возникающем при этом натуживании резко возрастает нагрузка на сердечно-сосудистую систему из-за быстрого и резкого колебания кровенаполнения сердца и сосудов. При неправильной организации тренировки у тяжелоатлетов могут возникать отклонения в состоянии системы кровообращения.
Во многих видах современной трудовой деятельности решающее значение имеет развитие относительной силы мышц. Вот почему гиревой спорт с его многократными и разнообразными подъемами непредельного веса (гири 24 и 32 кг) больше соответствует бытовой и профессиональной деятельности, требующей проявления силы, чем занятия тяжелой атлетикой (штанга), где тренировка направлена на одноразовый подъем предельного веса. Основная особенность гиревого спорта — это продолжительность выполнения силового упражнения, требующего незаурядной силовой выносливости. Так, например, высокими достижениями в толчке двумя руками считаются подъемы более 30 раз (гири 32 кг) для атлетов массой до 60 кг и более 155— 160 раз — для весовой категории свыше 90 кг. Поэтому в тренировочных планах гиревиков прочно обосновались упражнения на выносливость (пробежки в равномерном темпе до 15 км).
Атлетическая гимнастика — система упражнений с разнообразными отягощениями. Это самостоятельный общедоступный вид спорта, которым в последние годы активно занимаются и женщины.
Атлетическая гимнастика позволяет избирательно увеличивать массу отдельных групп мышц, что приводит к росту их силы и силовой выносливости, к совершенствованию телосложения. Следует отметить неодинаковый прирост массы мышечных групп у спортсменов разного типа телосложения (более подробно об этом см. гл. 5, разд. 5.4).
Возрастные особенности естественного становления силовых качеств человека позволяют добиваться высочайших спортивных результатов в силовых упражнениях в студенческом возрасте и даже после окончания высшего учебного заведения.
Особую группу составляют виды спорта, связанные с развитием скоростно-силовых качеств. Это легкоатлетические метания (копья, диска, молота), толкание ядра и прыжки. Особое место в подготовке спортсменов этой группы видов легкой атлетики имеет развитие силы и быстроты мышечного сокращения. Спортсмены, занимающиеся этими видами спорта, включают в свою подготовку большой объем упражнений со штангой и другими отягощениями для развития силы. Силовая подготовка — неотъемлемая часть тренировочного процесса и в целом ряде других видов спорта (хоккей, борьба), но там этот вид физических упражнений «растворяется» в комплексе других средств, приобретая не самостоятельное, а вспомогательное значение.
Характеристика видов спорта, развивающих преимущественно быстроту. Быстроту нельзя путать со скоростью передвижения (в беге, на коньках). Кроме быстроты реакции двигательного действия, скорость передвижения определяют и силовая подготовленность, и рациональность (техника) двигательного упражнения.
Спортивная наука и практика неоднократно подтверждали, что » есди человек проявляет скоростные способности в одной спортивной дисциплине, то совсем не обязательно, что он проявит их в другой, ибо прямой непосредственный перенос быстроты движений происходит лишь в координационно сходных движениях. Высокие требования к быстроте реакции, быстроте циклических и ациклических движений предъявляются в некоторых дисциплинах легкой атлетики (бег 100, 200 м, 100 и 110м с барьерами) в конькобежном спорте (бег на 500 м), велоспорте (ряд коротких дистанций на треке), в фехтовании, боксе и других единоборствах, в целом ряде спортивных игр. Но в каждом случае быстрота имеет свою специфику.
Чтобы воспитать быстроту движений у студентов, требуются специально организованные занятия при подготовке к выполнению обязательных зачетных нормативов, например в беге на 100 м. Специально направленные занятия необходимы в связи с тем, что в студенческом возрасте уже прекращается естественное повышение быстроты и требуется специальная систематическая тренировка для совершенствования скоростных качеств в каждом виде спорта.
Физическое качество быстроты не имеет существенного значения в укреплении здоровья, коррекции телосложения. Однако воспитание быстроты — необходимый элемент в подготовке представителей целого ряда спортивных дисциплин.
Характеристика видев спорта, преимущественно развивающих координацию движений (ловкость). Ловкость определяет успешность овладения новыми спортивными и трудовыми движениями, проявление силы и выносливости. Хорошая координация движений способствует обучению профессиональным умениям и навыкам. Поэтому воспитанию ловкости должно уделяться время в плане общей физической и спортивной подготовки студентов. Это обеспечивается достаточным разнообразием и новизной доступных упражнений из различных видов спорта для создания у занимающихся запаса двигательных умений и совершенствования координационной способности.
Наибольший эффект в воспитании ловкости обеспечивают такие сложнокоординационные виды спорта, какими являются спортивная v акробатика, гимнастика спортивная и художественная, прыжки в воду, на батуте, прыжки на лыжах, слалом, фристайл, фигурное катание и спортивные игры.
Все эти виды (кроме спортивных игр) не оказывают значительного действия на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, но предъявляют значительные требования к подготовке нервно-мышечного аппарата, к волевым качествам спортсменов.
Из-за сложности и длительности формирования координационных движений не имеет смысла начинать специализацию в этих видах спорта в студенческом возрасте, чтобы достичь высших спортивных результатов. Фундамент сложнокоординационных движений закладывается в детском возрасте и требует многолетней регулярной систематической тренировки’.
Учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
Название | Учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебника для студентов высших учебных заведений |
страница | 11/16 |
Дата публикации | 07.05.2015 |
Размер | 2.88 Mb. |
Тип | Учебник |
l.120-bal.ru > Спорт > Учебник
5.4. Методы тренировки Характер воздействия того или иного упражнения на организм зависит прежде всего от сочетания нагрузки и отдыха при его выполнении. В применяемых лыжниками-гонщиками циклических средствах подготовки выделяют пять компонентов: |
1) продолжительность упражнения;
2) интенсивность выполнения упражнения;
3) количество повторений упражнения;
4) продолжительность интервалов отдыха между повторениями;
5) характер отдыха в паузах между повторениями.
а) абсолютную, выражаемую в абсолютных значениях скорости (чаще в м/с с точностью до сотых долей) и частоты пульса (уд/мин);
б) относительную, измеряемую в процентах от соревновательных значений скорости и ЧСС.
Контроль интенсивности нагрузки в лыжных гонках достаточно специфичен, поэтому целесообразно специально остановиться на используемых для этого показателях.
Необходимо отметить, что относительные значения физического (по скорости) и функционального (по ЧСС) показателей интенсивности одной и той же нагрузки не совпадают вследствие экспоненциальности зависимости между скоростью и ЧСС.
Количество повторений упражнения определяет суммарный тренирующий эффект, влияет на происходящие в организме адаптационные изменения, уменьшает запасы преимущественно тех или иных энергосодержащих веществ.
Продолжительность интервалов отдыха между повторениями во многом зависит от задач конкретного тренировочного занятия. При выполнении одной и той же по продолжительности и интенсивности нагрузки величина и характер сдвигов в организме будут существенно изменяться в зависимости от длительности интервалов отдыха между отрезками ускорений. При определении интервалов отдыха необходимо учитывать, что скорость восстановительных процессов неодинакова (сначала восстановление идет быстро, потом замедляется), различные показатели (пульс, дыхание и другие) восстанавливаются через разное время. Наряду с этим важно принимать во внимание самочувствие лыжника, его готовность к очередному повторению.
Характер отдыха в паузах между повторениями оказывает заметное влияние на течение восстановительных процессов, направленность и величину воздействия нагрузки на организм. Особенно тщательно надо подходить к заполнению интервалов отдыха в зимнее время, чтобы не допустить переохлаждения организма, особенно на тренировках, проводимых в неблагоприятных погодных условиях.
Различные сочетания пяти компонентов нагрузки легли в основу распределения ее по методам тренировки: равномерный, переменный, повторный, интервальный, контрольный, соревновательный, а также круговой и игровой.
Равномерный метод характеризуется длительным и непрерывным выполнением циклических упражнений с относительно равномерной интенсивностью (вариативность ±3%). При проведении тренировок на специфичном для квалифицированных лыжников-гонщиков пересеченном рельефе поддерживать постоянную интенсивность на подъемах, спусках и равнинных участках бывает трудно, а порой и невозможно. Равномерность интенсивности легче сохранить на слабопересеченных трассах. Чаще всего равномерный метод используют для развития выносливости, выполняя нагрузку с невысокой интенсивностью. Таким тренировкам отдают предпочтение на ранних этапах многолетней подготовки. Этот метод является основным при использовании занятий на лыжах в оздоровительных целях. В годичном цикле равномерные тренировки преобладают в начале подготовительного периода для постепенного повышения работоспособности, а также на первом снегу для восстановления техники передвижения на лыжах в специфичных условиях. В соревновательном периоде, особенно квалифицированные лыжники, этот метод нередко используют как средство активного отдыха после напряженных соревнований. Возможны равномерные тренировки с более высокой, но обязательно постоянной интенсивностью, позволяющие на заключительном этапе многолетней подготовки решать различные специфические задачи (продолжительность таких тренировок, естественно, сокращается).
Повторный метод заключается в повторном выполнении ускорений с заданной, обязательно сильной или максимальной, интенсивностью и регламентированной продолжительностью, например 5×1 км. Интервал отдыха между повторениями чаще всего определяют по самочувствию спортсмена, чтобы очередное ускорение выполнять именно с заданной интенсивностью. Невыполнение этого условия проявляется в заметном снижении скорости и служит сигналом к окончанию повторной тренировки. Воздействие на развитие специфичных для лыжника скоростных качеств можно разнообразить изменением длины отрезков ускорений. Повторный метод предъявляет высокие требования к организму, начинать его применение целесообразно с вступлением в этап спортивного совершенствования многолетней подготовки. Чтобы преждевременно не исчерпать резервные возможности развивающегося организма, юным лыжникам повторные тренировки противопоказаны. Их нецелесообразно использовать и лыжникам-любителям в их физкультурно-оздоровительной деятельности.
Соревновательный метод предусматривает подготовительную направленность соревнований. Их количество необходимо регламентировать так, чтобы соревновательная практика не мешала, а была бы подчинена полноценной подготовке к основным (главным) соревнованиям. Соревновательный метод дает наивысший по специфичности тренирующий эффект, играет важную роль в совершенствовании техники, тактики, приобретении опыта борьбы с различными соперниками и в разнообразных, в том числе неблагоприятных погодных условиях, обеспечивает развитие специальных волевых качеств лыжника. При определении оптимального числа соревнований в годичном цикле надо руководствоваться следующим правилом: чем ниже квалификация, тем меньше стартов за спортивный сезон. В начале спортивного пути достаточно 4-6 соревнований, а у лыжников, попадающих в сферу спорта высших достижений, объем соревновательной практики возрастает до 35-40 и более стартов.
Наряду с перечисленными выше методами в реальной практике лыжники используют и разнообразные варианты их сочетаний. Например, длительную равномерную тренировку нередко заканчивают финишным ускорением, в переменную тренировку включают несколько дозированных по скорости повторений, а по завершении повторной тренировки в бесснежное время переходят на достаточно продолжительное передвижение на лыжероллерах или бег; зимой чаще всего заканчивают повторную тренировку передвижением на лыжах с небольшой интенсивностью.
Особое внимание необходимо уделять нравственному воспитанию, успех которого определяет прежде всего личность тренера, его духовный потенциал, общая культура, степень профессионализма, педагогический такт, требовательность к себе, потребность в самосовершенствовании и пополнении знаний, творческие способности. Чрезвычайно важно, чтобы требования к ученикам не расходились с реальным поведением тренера. Учитель должен воспитывать ученика прежде всего «собой», «собственной личностью», демонстрируя в реальных жизненных ситуациях такое поведение, такое отношение к тем или иным событиям, которые хочет видеть у ученика. При несовпадении установок и требований тренера с его практической деятельностью воспитательный эффект работы получается отрицательным. В вопросах нравственности требовательность начинают предъявлять к себе, а затем к окружающим.
(буква правильного ответа указана в Приложении)
1. К какому виду спорта по структуре движений соревновательного упражнения традиционно относят лыжные гонки?
2. Назовите максимальное количество способов передвижения, которое может быть использовано лыжниками-гонщиками в условиях соревновательной деятельности (классических и коньковых лыжных ходов, переходов с одного хода на другой, способов подъемов, спусков, торможений, поворотов, прохождения неровностей на трассе):
3. Выделите степень мышечной активности, которая преобладает при передвижении на лыжах: