изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука

Изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Единицы измерений писать не нужно.

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Рассмотрите таблицу «Биологические науки». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

НаукаОбласть применения
ОрнитологияОписание морфологии,

физиологии и экологии птиц

?Изучение этапов гаметогенеза,

и развития зародыша

В ядрах клеток слизистой оболочки кишечника позвоночного животного 20 хромосом. Какое число хромосом будет иметь ядро зиготы этого животного? В ответ запишите только соответствующее число.

Выберите два верных ответа из пяти. Какие методы используют для изучения строения и функций клетки?

1) генная инженерия

3) цитогенетический анализ

Установите соответствие между признаком органоида клетки и органоидом, к которому этот признак относится.

А) имеет две мембраны, пронизанные порами

Б) содержит множество ферментов, встроенных в мембраны

В) содержит кольцевые молекулы ДНК

Г) в органоиде синтезируется АТФ

Д) содержит хроматин

Е) формирует субъединицы рибосом

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Сколько типов гамет образуется у особи с генотипом aabb?

Все приведённые ниже признаки, кроме двух, — диплоидные стадии развития папоротника. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Установите соответствие между органами, развивающимися из зародышевых листков эмбриона хордовых, и зародышевыми листками из которых развиваются данные органы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРИЗНАК ОРГАНОИДАОРГАНОИД

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В каком случае поведение животных можно отнести к инстинктам?

1) нерестовые миграции рыб

2) реакции инфузории на поваренную соль

3) сбор нектара и пыльцы пчелами

4) передвижение эвглены зеленой в освещенное место

5) реакция аквариумных рыб на постукивание кормушки

6) откладывание кукушкой яиц в гнезда чужих птиц

Установите соответствие между группами животных и характерными для них признаками.

А) наличие жаберных крышек

Б) жаберные крышки отсутствуют

В) зубы представляют собой видоизменение чешуй

Г) зубы и чешуя имеют разное строение

Д) характерно внутреннее оплодотворение, распространены разные типы живорождения

Е) оплодотворение обычно внешнее.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Установите последовательность этапов развития мха кукушкина льна, начиная с прорастания споры.

1) образование предростка (протонемы)

2) оплодотворение при наличии воды

3) прорастание споры

4) развитие на предростке женских или мужских растений

5) созревание на мужских растениях сперматозоидов, на женских — яйцеклеток

6) развитие из зиготы на женском растении коробочки со спорами

Какие превращения веществ могут происходить в организме человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) гликогена в глюкозу

3) гормонов в ферменты

4) жиров в углеводы

5) гормонов в витамины

6) углеводов в жиры

Установите соответствие между компонентами внутренней среды организма и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНЫЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ

А) содержит все форменные элементы

Б) образуется в красном костном мозге, тимусе

В) обезвреживает и фильтрует тканевую жидкость

Г) возвращает в плазму крови белки, соли, воду

Д) находится в межклеточном пространстве

Е) её скопления вызывают отёки

3) тканевая жидкость

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании пищи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) интенсивное всасывание воды

2) набухание и частичное расщепление белков

3) начало расщепления крахмала

4) всасывание аминокислот и глюкозы в кровь

5) расщепление всех биополимеров пищи до мономеров

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологического прогресса некоторых организмов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Эволюционный процесс направлен на выработку приспособлений организмов к условиям окружающей среды. (2) Смена условий часто приводит к появлению новых признаков. (3) Так, например появление лёгких, как универсального органа газообмена, позволило позвоночным освоить сушу. (4) В определенных условиях окружающей среды наблюдается резкое упрощение в строении организмов. (5) Так, например, плоские черви утратили некоторые свои органы, но отлично приспособились к паразитическому образу жизни. (6) В результате естественного отбора случайных мутаций могут возникать различные адаптивные признаки, например разнообразные ротовые аппараты насекомых, способствующие увеличению численности организмов.

Установите соответствие между признаками изменчивости и ее видами.

А) обусловлена появлением нового сочетания нуклеотидов в гене

Б) обусловлена изменением генов и хромосом

В) у потомков появляются рекомбинации генов

Г) основой служит независимое расхождение гомологичных хромосом

Д) у особей изменяется количество или структура ДНК

Е) обусловлена конъюгацией и перекрестом хромосом

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Выберите примеры действия движущей формы естественного отбора.

1) Бабочки с тёмной окраской вытесняют бабочек со светлой окраской.

2) В озере появляются мутантные формы рыб, которые сразу съедаются хищниками.

3) Отбор направлен на сохранение птиц со средней плодовитостью.

4) У лошадей постепенно пятипалая конечность заменяется однопалой.

5) Детёныши животных, родившиеся преждевременно, погибают от недостатка еды.

6) Среди колонии бактерий появляются клетки, устойчивые к антибиотикам.

Установите соответствие между организмами и функциональными группами биоценоза, к которым их относят.

ХАРАКТЕРИСТИКАКОМПОНЕНТ

А) холерный вибрион

В) колониальный коралловый полип

Г) паразитическое растение

Д) бактерия гниения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Установите правильную последовательность событий при созревании яйцеклетки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

2) начало профазы первого деления мейоза

4) отделение первого полярного тельца

5) формирование двух гаплоидных ядер

6) образование одной гаметы

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

ОРГАНИЗМЫФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
ГРУППЫ
ПризнакПрокариотическая клеткаЭукариотическая клетка
Аотсутствуютмитохондрии — у всех эукариот, пластиды — у растений
спорообразованиеБдля размножения
способы деления клеткибинарное делениеВ

Список терминов и понятий:

2) перенесение неблагоприятных условий

3) перенос информации о первичной структуре белка

4) двумембранные органоиды

5) шероховатая эндоплазматическая сеть

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Источник

Изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука

Примордиальные половые клетки можно обнаружить на четвертой неделе развития за пределами зародыша в эндодерме желточного мешка. Оттуда они мигрируют в течение шестой недели в половые гребешки и объединяются с соматическими клетками, формируя примитивные гонады, которые вскоре дифференцируются в яички или яичники, в зависимости от состава половых хромосом зиготы (XY или XX).

И при сперматогенезе, и при овогенезе происходит мейотическое деление, однако имеются важные различия в его деталях и сроках, что может иметь клинические и генетические последствия для потомства. Женский мейоз начинается рано в ходе эмбрионального развития в ограниченном количестве клеток. Напротив, мужской мейоз происходит непрерывно во многих клетках в течение всей взрослой жизни мужчины.

Непосредственно изучать мейоз человека весьма затруднительно. У женщин основные этапы мейоза происходят в яичниках плода, в овоцитах перед овуляцией и после оплодотворения. Хотя клетки после оплодотворения можно изучать in vitro, доступ к более ранним этапам ограничен.

Добыть тестикулярный материал для исследования мужского мейоза менее сложно, так как биопсию яичка включают в обследование многих мужчин, посещающих клиники по лечению бесплодия. Получено множество сведений о цитогенетических, биохимических и молекулярных механизмах нормального мейоза и причинах и последствиях мейотических нарушений.

Сперматогенез

Сперматозоиды формируются в семенных канальцах яичек после достижения полового созревания. Канальцы заполнены сперматогониями на разных ступенях дифференцировки. Эти клетки происходят из первичных половых клеток в результате длинной серии митозов. Последним типом клетки в последовательности сперматогенеза являются первичные сперматоциты, которые вступают в первое деление мейоза, формируя два гаплоидных вторичных сперматоцита.

Вторичные сперматоциты быстро проходят второе деление мейоза, образуя две сперматиды, которые без дальнейшего деления созревают в сперматозоиды. У человека этот процесс занимает около 64 дней. Образуется огромные количество сперматозоидов, обычно около 200 млн на одно семяизвержение, а в течение целой жизни примерно 1012, для чего необходимы многие сотни предшествующих митозов.

изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Смотреть фото изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Смотреть картинку изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Картинка про изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Фото изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука

Овогенез

В отличие от сперматогенеза, который начинается при достижении половой зрелости и продолжается всю жизнь, овогенез начинается еще в ходе пренатального периода. Яйцеклетка развивается из овогониев, клеток в коре яичника, происходящих из первичных половых клеток в результате примерно 20 митозов. Каждый овогоний — центральная клетка в развивающемся фолликуле.

Примерно на третьем месяце внутриутробного развития овогоний зародыша начинают образовывать первичные овоциты, большинство из которых входит в профазу первого деления мейоза. Процесс овогенеза не синхронизирован, и как ранние, так и конечные его этапы сосуществуют в яичниках плода. На момент рождения девочки имеется несколько миллионов овоцитов, но в основном они деградируют.

Созревают и овулируют в конечном счете всего около 400 яйцеклеток. Первичные овоциты практически завершают профазу первого деления мейоза к моменту рождения, и те из них, которые не подвергаются дегенерации, остаются в этой фазе довольно долго, до овуляции в ходе менструального цикла.

С наступлением половой зрелости отдельные фолликулы примерно один раз в месяц начинают расти, созревать и овулировать. Перед овуляцией овоцит быстро завершает деление мейоза I таким образом, что одна клетка-потомок становится вторичным овоцитом (или яйцеклеткой), содержащим почти всю цитоплазму с органеллами, а вторая превращается в первое направительное (полярное) тельце.

Быстро начинается второе деление мейоза, во время овуляции доходит до стадии метафазы, где процесс деления приостанавливается, завершаясь в случае наступления оплодотворения.

Оплодотворение у человека

Оплодотворение яйцеклетки обычно происходит в фаллопиевых трубах в течение примерно суток после овуляции. Хотя около яйцеклетки может присутствовать множество сперматозоидов, проникновение в яйцеклетку первого же из них запускает цепочку биохимических событий, предотвращающих проникновение других сперматозоидов.

За оплодотворением следует завершение второго деления мейоза с образованием второго полярного тельца. Хромосомы оплодотворенного яйца и сперматозоида образуют пронуклеусы, окруженные ядерной мембраной. Вскоре после оплодотворения хромосомы зиготы удваиваются и она делится митозом, формируя две диплоидных дочерних клетки. Это первый митоз в серии дроблений, инициирующий процесс развития эмбриона.

Хотя развитие начинается с образования зиготы (зачатия), в клинической медицине начало и длительность беременности обычно рассчитывают от начала последнего менструального цикла, примерно за 14 дней до зачатия.

Учебное видео: мейоз и его фазы

изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Смотреть фото изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Смотреть картинку изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Картинка про изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Фото изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Источник

Изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука

Какой из перечисленных организмов не имеет стадии трёхслойной гаструлы в своём онтогенезе?

Не имеет стадии трёхслойной гаструлы в своём онтогенезе — актиния, т.к. относится к типу Кишечнополостные.

к типу кишечнополостных относится аскарида, следовательно правильный ответ считается под номером 4

Аскарида относится к типу Круглые черви

Индивидуальное развитие организма от зиготы до смерти называют

А – эмбриональное развитие,Б – историческое развитие Земли, Г – развитие новых признаков, повышающих уровень организации.

Индивидуальное развитие любого организма от момента оплодотворения до завершения жизнедеятельности — это

Г – эмбриональное развитие,А – историческое развитие Земли, В – развитие из неоплодотворенного яйца.

Как называют одну из стадий зародышевого развития позвоночного животного?

А – развитие организма от оплодотворения до смерти,Б – историческое развитие Земли, Г – постэмбриональное развитие с превращением.

Стадия заростка в онтогенезе характерна для

Из споры у папоротника образуется заросток.

Как называется период развития цыпленка в яйце

В яйце развивается эмбрион. Постэмбриональный период идет после рождения. Онтогенез – это развитие организма от оплодотворения до смерти.

На рисунках ниже представлено одно из доказательств эволюции. Какая наука представляет такого рода доказательства? Сформулируйте закон, основанный на данном наблюдении, в его исходной формулировке. Объясните, в чём его суть.

2. Онтогенез есть краткое повторение филогенеза.

3. В эмбриогенезе животное повторяет зародышевые стадии предковых форм.

Какой из перечисленных организмов не имеет стадии нейрулы в своём онтогенезе?

Так как, нейрула — одна из стадий зародышевого развития хордовых животных, включая человека (следует за гаструлой. На данной стадии зародышевого развития происходит образование нервной пластинки и её замыкание в нервную трубку), то этой стадии нет у — планарии. Планария — тип Плоские черви. 1, 2, 4 — Хордовые, стадия нейрулы есть.

Установите соответствие между процессами и этапами онтогенеза животных: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) дробление зиготы

Г) формирование личинки

Е) формирование бластулы

2) постэмбриональный

ПРОЦЕССЫЭТАПЫ ОНТОГЕНЕЗА

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Период развития организма с момента образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек называют эмбриональным. Постэмбриональный период идет после рождения (выхода из яйцевых оболочек).

1) эмбриональный: А) дробление зиготы; Б) гаструляция; Д) органогенез; Е) формирование бластулы

2) постэмбриональный: В) метаморфоз; Г) формирование личинки

Постэмбриональное развитие — процесс индивидуального развития организма, начинающийся с момента рождения или выхода организма из яйцевых оболочек, и продолжающийся вплоть до гибели. Постэмбриональное развитие сопровождается ростом.

Постэмбриональное развитие животных подразделяется на три периода: ювенильный, период зрелости и период старения.

Ювенильный период характеризуется продолжением начавшегося ещё в эмбриональной жизни органогенеза и увеличением размеров тела. К началу этого периода все органы развиты до такой степени, что молодое животное может существовать и развиваться в окружающей среде. Выполняют свои функции нервная, кровеносная и выделительная системы.

С выходом организма из зародышевых оболочек начинают функционировать органы дыхания, пищеварительная система и органы чувств. В течение ювенильного периода окончательно складываются видовые и индивидуальные особенности организма и особь достигает характерных для вида размеров. Позже других органов развивается половая система. Когда заканчивается её формирование, наступает второй этап постэмбрионального развития.

Для ювенильного периода характерно прямое или непрямое развитие.

Формирование личинки относится к постэмбриональному периоду

Источник

Сперматогенез и овогенез

Гаметогенез (греч. gamete– жена, gametes – муж + genesis – зарождение)

Гаметогенезом называют процесс образования половых клеток (гамет). Этот процесс происходит у мужских и женских особей в гонадах (половых железах), представленных семенниками (яичками) и яичниками.

изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Смотреть фото изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Смотреть картинку изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Картинка про изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Фото изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука

Гаметы (n) образуются в результате мейоза из клеток-предшественников (2n, как у соматических клеток). Половые клетки гаплоидны, то есть имеют в два раза меньшее число хромосом, чем клетки-предшественники. Мужская (n) и женская (n) гаметы, сливаясь друг с другом в процессе оплодотворения, образуют зиготу (2n).

Таким образом, за счет гаплоидности гамет (в результате мейоза) поддерживается постоянное количество хромосом в ряду поколений, не происходит их удвоения.

изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Смотреть фото изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Смотреть картинку изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Картинка про изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Фото изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука

Процессы сперматогенеза и овогенеза (оогенеза) требуют нашего более детального изучения.

Сперматогенез (греч. sperma – семя + genesis – зарождение)

Половые клетки в этой фазе называются сперматоцитами I порядка, они теряют способность к митотическому делению.

На фазу роста приходится S-период: происходит удвоение ДНК, в результате чего набор хромосом сперматоцита I порядка становится (2n4c).

Происходит первое деление мейоза (мейоз I). В результате из сперматоцитов I порядка (2n4c) образуются сперматоциты II порядка (n2c). Между мейозом I и мейозом II практически отсутствует интерфаза, поэтому сперматоциты II порядка (n2c) сразу же вступают в мейоз II, в результате которого образуются сперматиды (nc).

изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Смотреть фото изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Смотреть картинку изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Картинка про изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Фото изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука

Овогенез, или оогенез (греч. ōón — яйцо + genesis – зарождение)

Половые клетки в этой фазе называются ооцитами I порядка, они теряют способность к митотическому делению.

Ооциты I порядка (2n4c) вступают в первое деление мейоза, в результате которого образуются ооциты II порядка (n2c) и первое полярное (направительное) тельце, которое не несет большой функциональной значимости и подвергается дегенерации.

Второе деление мейоза начинается только после взаимодействия овоцита II порядка (n2c) со сперматозоидом. В результате этого образуется яйцеклетка (nc) и второе полярное тельце, которое также подвергается дегенерации.

Строго говоря, при овуляции из яичников выходит не «яйцеклетка», а ооцит II порядка, который ждет встречи со сперматозоидом для продолжения деления и развития будущего зародыша. Если такого взаимодействия не происходит, то яйцеклетка подвергается дегенерации.

изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Смотреть фото изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Смотреть картинку изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Картинка про изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Фото изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука

Оплодотворение

изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Смотреть фото изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Смотреть картинку изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Картинка про изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Фото изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука

При внутреннем оплодотворении сперматозоид сливается с яйцеклеткой в женских половых путях, куда самец вводит семенную жидкость со сперматозоидами.

При внешнем оплодотворении сперматозоид сливается с яйцеклеткой вне половых путей самки, например, у двустворчатых моллюсков оплодотворение происходит в мантийной полости самки.

изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Смотреть фото изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Смотреть картинку изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Картинка про изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Фото изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник

Изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука

Онтогенез, или индивидуальное развитие, включает пренатальный (внутриутробный) период, который длится примерно 280 суток, или 10 лунных месяцев, и постнатальный (внеутробный) период, продолжительность которого у разных людей варьирует и во многом определяется как внутренними, так и внешними по отношению к человеку факторами.

Изучение пренатального развития человека (эмбриогенеза) встречается с рядом трудностей, связанных не только с получением необходимого для исследований материала, но этическими и религиозными нормами, существующими в общественном сознании. Ранние зародыши человека — «редкая находка». Только в 1944 г. впервые был исследован 7,5-суточный зародыш человека, а в 1946 г. — 2-5-суточные зародыши. Наиболее полная коллекция человеческих эмбрионов находится в институте Карнеги (Балтимор, США). Описания ранних эмбрионов человека даны Гертигом, Рокком и Стритером. В отечественной эмбриологии ранние стадии развития зародыша человека изучены и описаны А.Г. Кнорре (зародыш «ВМА-1») и Б.П. Хватовым (зародыш «Крым»). Развитие технологии искусственного оплодотворения позволило в деталях исследовать механизмы оплодотворения и дробления зиготы у человека.

Оплодотворение (фертилизация)

У человека оплодотворение внутреннее. По клиническим наблюдениям, зачатие чаще всего происходит у женщин вплоть до 2-й недели после менструации, хотя другие авторы указывают в качестве наиболее подходящих для зачатия сроков —11-17-е сутки менструального цикла.

изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Смотреть фото изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Смотреть картинку изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Картинка про изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука. Фото изучение этапов гаметогенеза оплодотворения и развития зародыша какая наука

В результате гаметогенеза у человека образуется генетически однородная популяция овоцитов (яйцеклеток), содержащих 22 соматические и одну половую Х- хромосомы; и два рода спермиев с различными генетическими характеристиками (22+Х и 22+Y). Последние образуются в равном количестве, поэтому яйцеклетка имеет статистически равные возможности на встречу как с Х-, так и с Y-спермием и, соответственно, ожидается рождение мальчиков и девочек в равном соотношении. Однако физиологические условия оплодотворения вносят поправку в эти результаты (100: 106 в пользу рождения мальчиков).

Процесс направленного перемещения спермиев по органам женского полового тракта из влагалища в маточную трубу продолжается около 10 часов и является, по сути, преодолением клетками с ограниченными метаболическими потенциями огромного расстояния. Благодаря тому, что в эякуляте содержится в среднем около 200-300 млн сперматозоидов, существует высокая вероятность того, что небольшая часть спермиев (около 1% от первоначального числа) сохранит жизнеспособность, достигнет маточной трубы и будет участвовать в оплодотворении. Скорость самостоятельного передвижения спермиев очень невелика — около 2-4 мм/мин.

Женская половая клетка при овуляции попадает в маточную трубу благодаря набуханию фимбрий и их тесному контакту с поверхностью яичника.

При взаимодействии сперматозоидов с органами женского репродуктивного тракта поисходит их капацитация — приобретение оплодотворяющей способности. При капацитации под влиянием секреторных продуктов женского полового тракта с поверхности сперматозоидов удаляются вещества, которые блокируют рецепторно-трансдукторную систему сперматозоида, взаимодействующую с поверхностью женской половой клетки. Собственно процесс оплодотворения условно разделяют на фазы — дистантного и контактного взаимодействия и завершается оплодотворение активацией метаболизма зиготы.

В фазе дистантного взаимодействия происходит встреча половых клеток (гамет) в половых путях женщины. Важными механизмами дистантного взаимодействия являются положительные хемо- и реотаксис, а также электростатическое взаимодействие гамет (на близком расстоянии).

В фазе контактного взаимодействия спермин разрушает оболочки овоцита — лучистый венец, прозрачную зону и плазмолемму. В процессе оплодотворения не должно произойти полиспермии — проникновения в женскую половую клетку нескольких сперматозоидов. Полагают, что первый этап взаимодействия спермиев с женской половой клеткой — это механическое удаление части клеток лучистого венца, которое осуществляют биения жгутиков спермиев. Дальнейшие события контактного взаимодействия связаны со взаимодействием рецепторов двух клеток, акросомной реакцией сперматозоида и кортикальной реакцией женской половой клетки. При контакте с женской половой клеткой, под действием активирующих субстанций (одна из которых — фертилизин), инициируется активное поступление катионов кальция в головку спермия. В результате происходят очаговые слияния плазмолеммы овоцита и акросомальной мембраны сперматозоида и их разрушение с появлением микроперфораций.

Через образовавшиеся микроотверстия выделяются ферменты-лизины спермия (гиалуронидаза, трипсиноподобный фермент и др.), которые разобщают контакты между клетками лучистого венца, а также между ними и плазмолеммой овоцита. Диссоциация лучистого венца прогрессирует и наконец обнажается небольшой участок более глубоко расположенной прозрачной зоны. Выделяемый акросомой спермия акрозин разрушает в этом участке гликозаминогликаны прозрачной зоны и образует «окно», через которое спермий может проникнуть к женской половой клетке. Пенетрация прозрачной зоны продолжается около 20 минут. После разрушения участка прозрачной зоны спермий попадает в заполненное жидкой средой перивителлиновое пространство между прозрачной зоной и плазмолеммой овоцита. В месте соприкосновения головки спермия с плазмолеммой овоцита цитоплазма женской половой клетки формирует выступ — бугорок оплодотворения (в этом участке овоцита активируется полимеризация актина) и здесь же происходит слияние внешних мембран женской и мужской гамет.

Слившиеся участки мембран затем разрушаются и через образовавшееся отверстие спермий проникает в женскую половую клетку. Его плазмолемма при этом «сползает» и закрывает дефект, образовавшийся в плазмолемме овоцита. Из цитоплазматических структур спермия кроме ядра в овоцит попадают проксимальная центриоль и шейка (хвост остается снаружи и отпадает). Благодаря тому, что участок мембраны, привнесенный в плазмолемму овоцита спермием, хорошо проницаем для катионов натрия, последние начинают активно поступать внутрь женской половой клетки и изменяют ее мембранный потенциал. В течение очень короткого времени (около 1/10 сек) мембранный потенциал овоцита резко падает, и женская половая клетка становится невосприимчивой к контактам с другими спермиями. Затем наступает кортикальная реакция овоцита. Это происходит в результате поступления катионов кальция в женскую половую клетку, что вызывает слияние мембран кортикальных гранул с плазмолеммой овоцита и экзоцитоз их ферментов в перивителлиновое пространство. При этом прозрачная зона уплотняется, утолщается, теряет рецепторные белки к сперматозоидам. Так возникает оболочка оплодотворения, препятствующая проникновению других спермиев в овоцит.

В момент встречи со спермием овоцит находится в блоке метафазы второго мейо-тического деления. После проникновения спермия в овоплазму женская половая клетка завершает второе деление созревания. При этом выделяется полярное тельце с лишними хромосомами. Пока овоцит завершает мейоз, пронуклеус спермия округляется и принимает вид интерфазного. В нем происходит синтез ДНК, и пронуклеус приобретает набор двойных (реплицированных) хромосом. Ядро женской половой клетки по завершении второго деления мейоза претерпевает точно такие же изменения. Затем оба пронуклеуса переходят в профазу митоза. Центриоль, привнесенная спермием, делится, формируя две центросомы. Последние прикрепляются к веретену деления, образующемуся между пронуклеусами и, таким образом, хромосомы мужского и женского пронуклеусов оказываются расположенными в экваториальной плоскости — происходит метафаза митоза. Далее следуют ана- и телофаза — зигота завершает первое деление дробления, в результате которого образуются первые две дочерние клетки — бластомеры — каждая с диплоидным набором хромосом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *