изразцовые печи при каком царе появились

История печных изразцов на Руси

изразцовые печи при каком царе появились. Смотреть фото изразцовые печи при каком царе появились. Смотреть картинку изразцовые печи при каком царе появились. Картинка про изразцовые печи при каком царе появились. Фото изразцовые печи при каком царе появились

Истоки русского изразцового искусства следует искать в древнем Киеве Х-ХI веков, Рязани и Владимире XII века. В ходе археологических раскопок в этих городах были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями.
Практически параллельно на Руси в XVII веке параллельно развивались несколько видов различного оформления изразцов. Это так называемые терракотовые, которые изготавливались из красных сортов глины, муравленые (изразцы, покрытые зеленой свинцовой глазурью) и цветные, покрытые различными видами цветной глазури, преимущественно бирюзового, желтого, зеленого и белого цветов.

изразцовые печи при каком царе появились. Смотреть фото изразцовые печи при каком царе появились. Смотреть картинку изразцовые печи при каком царе появились. Картинка про изразцовые печи при каком царе появились. Фото изразцовые печи при каком царе появились

изразцовые печи при каком царе появились. Смотреть фото изразцовые печи при каком царе появились. Смотреть картинку изразцовые печи при каком царе появились. Картинка про изразцовые печи при каком царе появились. Фото изразцовые печи при каком царе появились

изразцовые печи при каком царе появились. Смотреть фото изразцовые печи при каком царе появились. Смотреть картинку изразцовые печи при каком царе появились. Картинка про изразцовые печи при каком царе появились. Фото изразцовые печи при каком царе появились

В XVIII веке Петр I привез в Россию знаменитые «голландские» изразцы с росписью кобальтом по белой эмали, которые на долгие десятилетия стали законодателями изразцовой печной моды.

изразцовые печи при каком царе появились. Смотреть фото изразцовые печи при каком царе появились. Смотреть картинку изразцовые печи при каком царе появились. Картинка про изразцовые печи при каком царе появились. Фото изразцовые печи при каком царе появились

Немецкими изразцами был отделан великолепный камин в Архиерейском доме в Красноярске, в последствии разрушенный. Эти несколько фотографий – практически все, что осталось от этого камина, и во многом именно ими я воспользовался при создании своих первых изразцов.

изразцовые печи при каком царе появились. Смотреть фото изразцовые печи при каком царе появились. Смотреть картинку изразцовые печи при каком царе появились. Картинка про изразцовые печи при каком царе появились. Фото изразцовые печи при каком царе появились

Для производства печных изразцов использовались деревянные формы, румпу (ножку) изразца делали или вручную или с помощью гончарного круга.

Между прочим румпа — это один из самых больших и важных «секретов» изразца. Ведь именно благодаря наличию румпы изразец не просто приклеивается на поверхность печи или камина, а монтируется при помощи проволоки в ходе монтажа изделия, что, несомненно, повышает надежность крепления — это не плиточный клей, который может отвалиться. Посмотрите на голландки, находящиеся в Эрмитаже, или камины, украшающие дворец Меньшикова — некоторым из них уже несколько столетий!
Кроме того, румпа, полая внутри, становится замечательным источником долговременного тепла. Во время топки печи воздух, находящийся внутри румпы, нагревается, а затем равномерно в течение нескольких часов отдает тепло в помещение. Температура в этих пустотах достигает 100° С, что, однако, совершенно не влияет ни на кирпич, ни на изразец. Стабильная теплоотдача облицованных печей и каминов, которая значительно выше, чем у кирпичных, сохраняется в течение нескольких десятков (а то и сотен) лет.
Немалую роль играет также и экологичность изразцов. Изразцы за счет усадки не имеют микротрещин, и печные газы не выходят в помещение. Разработанный сотни лет назад способ монтажа также способствует этому.
Сегодня изразцы также изготавливаются вручную, но формовка идет уже не в деревянных, а в гипсовых формах. О том, как разрабатывается модель изразца, и затем производятся сами изразцы – в следующем мастер-классе.
При подготовке данного мастер-класса использованы материалы книги С.А. Маслих «Русское изразцовое искусство XV-XIX веков»

Источник

Русские печи — история и современность

Русская печь — явление уникальное и самодостаточное. Печь в русском доме всегда являлась «вещью в себе» — все начиналось и заканчивалось на ней, она была альфой и омегой любого дома, с ней было связано множество поверий и легенд. Русская печь была даже героем народного фольклора. «В одной старинной загадке-притче говорится: «В теплом царстве стоит пещера каменная, а в пещере лютый змий; и как бывает в царстве том стужа, змий раскручинится, и начнет у него изо рта пламень огненный исходити и из ушей кудряв дым метатися, а из очей искры сыплются». Не трудно догадаться, что в этой загадке, изобилующей метафорическими образами, речь идет о русской печи, которая сравнивается в ней с каменной пещерой. Теплое царство — это крестьянская изба, в которой стоит русская печь» — так пишет о русской печи Федотов Геннадий Яковлевич — человек, посвятивший свою жизнь изучению русских ремесел и написавший о печах множество книг.

Русские поговорки и пословицы полны упоминаниями печи, да в каком контексте: «Танцевать от печки», «Догадлив крестьянин — на печи избу поставил», «Добра та речь, что в избе есть печь», «в октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся», «без печки холодно, без хлеба голодно». Печь не только отапливала, на ней готовили, в ней мылись, на ней лечились и любили — она была центром дома и его хранителем. Это, впрочем, неудивительно, поскольку климат России никогда не отличался мягкостью и наличие хорошей теплой печи было залогом выживания семьи в суровые зимы. Печи поклонялись и придавали ей сакральный смысл, как проводнику огня — главного языческого божества русичей. Нередко ее очеловечивали, наделяя способностью разговаривать, как например в народной сказке «гуси-Лебеди» и в более поздние времена, в частности, во вполне современном мультфильме «Вовка в тридевятом царстве». О духовой печи в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка — мать родная».

Устройство русской печи предполагало не только очаг для приготовления пищи, но и лежанку, чтобы спать в тепле. В этом главное отличие русских печей от европейских и средиземноморских. Европейская печь была в первую очередь частью системы отопления и элементом декора помещения. Средиземноморские печи использовались, в основном, для приготовления пищи. А вот, русская печь была «много в одном»: плита, спальня, отопительный прибор, баня, элемент декора и главное жилище домашнего божества и покровителя семьи — домового. Неполные аналоги русской печи есть только в Скандинавии, где климат сходен с российским, поэтому и традиционный уклад был похож.

С VIII по XIII века в Северной Руси преобладали печи-камени, сложенные из крупных камней без использования скрепляющего раствора. Камни были настолько хорошо подобраны, что герметично примыкали друг к другу. Топились такие печи «по черному», что имело свои плюсы в плане дезинфекции жилища: горячий дым «прожаривал» стены и потолок в избе, которая высушивалась и дезинфицировалась, что было немаловажно для борьбы с инфекциями и насекомыми.

Только к XV веку появились первые дымоходы, которые к началу XVII века стали изготавливаться из огнеупорного кирпича и вся конструкция приобрела тот вид, который мы сейчас называем «русская печь».

И коль скоро русичи в печи вкладывали сакральный смысл, то и украшениям для них придавалось большое значение. Печь, как центр дома, или просто довольно большое сооружение нуждалась в украшении.

Ранние печи украшались терракотовыми и поливными изразцами, часто печь собирали из самонесущих изразцов и в конце-концов появилось понятие «изразцовая печь», предполагающая, что изразцы являются основным строительным материалом такой печи.
XVII век стал пиком изразцового искусства в России. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «История русского изразца — от крещения Руси до Серебряного века».

Множество разноцветных и поливных изразцов украшало русские печи. Большой коллекцией изразцовых русских печей обладает Московский Кремль. Очень интересные изразцовые печи установлены в Новодевичьем монастыре, в Троице-Сергиевой Лавре. В общем, их уцелело немало в разной степени сохранности, во многом благодаря подвижничеству музейных сотрудников и реставраторов. Одна из самых больших коллекций русских изразцовых печей находится в Коломенском, где реставраторами МГОМЗ были произведены очень качественные реконструкции. Эти печи стали символом и красочным памятником Руси боярской — эпохи, сгинувшей в Петровские времена.

Кардинальным изменениям русская печь подверглась в начале XVIII века с указом Петра, запрещавшим строительство курных (топившихся «по черному») пожароопасных печей, что было очень своевременно, поскольку города горели и пожары наносили большой ущерб. Тогда же был издан первый регламент по строительству печей в жилых домах и промышленному изготовлению кирпича, изразцов и других печных элементов. В этот же период по повелению Петра было запущено производство новых для России «голландских» изразцов — белых «кафлей» с росписью кобальтом. Приказ Петра звучал: «делать немедленно шведским манером печных изразцов гладких белых, а по ним травы синею краскою».

К середине XVIII века Россия производила самое большое число изразцов в Европе. А к концу века были заложены научные основы конструирования печей. Архитекторами, разработавшими наиболее энергоэффективные конструкции систем печного отопления были Николай Александрович Львов со своей работой «Русская пиростатика» и Иван Иванович Свиязев со своей работой «Теоретические основы печного искусства», в которой он опубликовал методику расчета размеров дымоходов и сечений газовых каналов. Эти архитекторы теоретически обосновали приемы проектирования систем печного отопления, а также изобрели свои оригинальные топливники и печи. Профессор Сильвиуш Болеславович Лукашевич опубликовал «Курс отопления и вентиляции», где в разделе по печному отоплению изложил теорию расчета отопительных печей.

Производство белых кафлей и изменение способа вывода дыма повлекли за собой преобразования в строении городских печей. Такие, чисто отопительные толстостенные печи стали называть «голландками», что не совсем правильно, поскольку они появились впервые именно в России, а уже отсюда попали в Европу. Как бы то ни было, печи-голландки получили большое распространение в городах во многом, благодаря своей тепловой эффективности. Установленные в каждой комнате дома или квартиры, соединенные между собой сложной системой теплотрасс, они стали прекрасным источником отопления довольно больших помещений. В частности, такие печи были установлены в Большом Екатерининском Дворце. О печах Большого Екатерининского дворца стоит рассказать отдельно, поскольку, как и московские изразцовые печи конца XVII века, они символизируют собой целую эпоху.

Идеи создания в России империи, не уступающей по своему влиянию и блеску крупнейшим европейским империям витали в воздухе всегда. Этой идее отвечал Санкт-Петербург, который, кроме «окна в Европу», стал первым полностью спланированным «европейским» городом России. Многочисленные дворцы, возведенные Петром и его потомками в Санкт-Петербурге превзошли своим блеском европейские, а дворцово-парковые ансамбли Петергофа не уступают знаменитому французскому Версалю по своей красоте.

Основной расцвет искусств, вызванный роскошью господствующего тогда класса дворян, пришелся на правление Елизаветы Петровны. Этот период русского искусства даже получил свое название — Елизаветинское барокко. Главным представителем направления стал архитектор Ф. Б. Растрелли, по имени которого иногда называют и сам елизаветинский стиль — растреллиевское барокко.

Елизаветинское барокко, в отличие от предшествующего ему петровского барокко, учитывал достижения русского искусства, сохранив в своих силуэтах традиции православной храмовой архитектуры. Царскосельские и петергофские постройки Растрелли стали закономерным результатом того, что происходило здесь до него. Его творчество полностью подчинялось вкусам императрицы, любившей блеск, веселье и роскошь.
Эпоха Елизаветы стала исключительно цельным периодом яркого проявления идеалов рококо. Прикладное искусство, архитектура и живопись достигли мастерства высочайшей степени и были применены в множестве построенных и реконструированных дворцов.

«Елизавета Петровна обновила все постройки и довела дворец до такой степени совершенства, что он смело мог соперничать, в особенности своими фонтанами, с Версалью и Марли».

Большой интерес представляют изразцовые печи XVIII века, коих немало в Екатерининском дворце. К моменту возведения этих печей, в России уже давно работали кирпичные заводы, производящие «кафли». В месте расположения заводов в Стрельне были залежи хорошей глины. К 1722 году в печах Стрельны обжигалось до 3,5 млн. кирпичей в год. На стрельнинском Гончарном дворе изготавливали посуду, утварь и изразцы, политые белой эмалью и расписанные синими красками. Сюжеты были все те же, голландские — мельницы, корабли, пейзажи, каналы и другие. Подробнее о делфтском стиле вы можете прочитать в нашей статье о голландских изразцах.

В голландском стиле выполнены изразцы печей Большого Екатерининского дворца в Царском селе — сюжетные картины в бело-синей гамме, заключенные в орнаментальные живописные рамки. В этом ключе выполнены печи Кавалерской столовой, Буфетной, Китайской гостиной и многих других помещений Большого дворца.

На контрасте с перечисленными помещениями выполнена Белая столовая — в ней полная монохромность и матовые текстуры. Белая столовая была перестроена в 1774 году архитектором Ю. М. Фельтеном, сторонником классицизма. Помещение решено в строгих канонах классицизма и в его интерьерах имеются изящные круглые изразцовые печи, российского производства, облицованные белыми поливными изразцами с рельефными панно «Музыка» и «Живопись».

Несмотря на серьезные разрушения во время блокады Ленинграда в период Второй мировой войны, дворцы Царского села и Петергофа до сих пор являются собранием выдающихся произведений искусства, а также красноречивым свидетелем подвига советских реставраторов, участвовавших в их восстановлении.

Секрет изготовления изразцов с подглазурной живописью был утерян, и послевоенным реставраторам пришлось его возрождать. Основная заслуга в этом принадлежала архитектору А. Э. Гессену, по инициативе которого и были успешно реализованы работы по изготовлению изразцов. Гессеном была решена проблема полного восстановления изразцовых плиток в интерьерах Летнего дворца Петра Первого, в Монплезире и в Марли в Петергофе.

Довольно долго печь была основным источником тепла в русских домах и городских квартирах. Только в конце XIX — начале XX века, с изобретением парового отопления, их стали заменять. Фактически, в наши дни печи для отопления устанавливают только в частных домах и при условии отсутствия магистрального газа, позволяющего смонтировать газовый котел и водяное отопление. Чаще в доме устанавливают камин — для сибаритской медитации на огонь и как, своего рода, признак достатка. Тем не менее, спрос на печи есть и он достаточно устойчив. Часто заказчики ограничиваются обычной кирпичной печью, что обусловлено не только ее более низкой стоимостью, но и определенным вкусом современников с их приверженностью стилю «шале» в интерьере.

Изразцовые печи стали возвращаться в обиход только последние 10-12 лет. На рынке не так много компаний, способных изготовить изразцовую облицовку для печи. К тому же, у современных заказчиков практически отсутствует потребность в самонесущих изразцах и печах, полностью сложенных из них. Поэтому сейчас скорее речь идет об изготовлении архитектурной керамики и изразцовой плитки. Хотя иногда появляются заказы на настоящие изразцы с румпой.

Современные российские предприятия по изготовлению изразцов относятся к нескольким типам — мастерские с определенным ассортиментом форм и проектов, которые подгоняются под размеры печи или камина заказчика; мастерские, изготавливающие индивидуальные облицовки по эскизам заказчика или создающие новые эскизы; художественные мастерские, изготавливающие авторские работы; и керамисты-частники.

В любой из перечисленных мастерских заказчик получает объект с высокой степенью уникальности, поскольку полностью идентичных изразцов не бывает и даже в рамках одного комплекта каждый изразец будет отличаться от другого. Разница между мастерскими не слишком существенна и состоит только в ценах и художественной составляющей, а это, в первую очередь, вопрос образования и вкуса художников и заказчика. В любом случае, на рынке сейчас можно найти изразцовые печи и камины на любой вкус. Приведем пример нескольких российских мастерских.

Одна из самых крупных в России, компания «Паллада» из Санкт-Петербурга основана коллекционерами и исследователями русской архитектурной керамики Андреем Роденковым и Константином Лихолатом. Компания имеет в своей базе огромное количество восстановленных антикварных форм изразцов Северо-Западного региона. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «Финские печи — изразцовое богатство Северо-запада».

Московская компания, созданная на базе реставрационных мастерских Андреевского монастыря и также имеющая большое количество восстановленных при реставрациях исторических форм изразцов — это «Керамическая мастерская Сергея Лебедева». Очень интересны работы компании «Изразцовые печи» в Кимрах, основанной Александром Чернышевым. Это довольно крупное предприятие, специализирующееся, как ясно из названия, на изготовлении печных изразцов из шамота.

Мастерские меньшего размера, но столь же отменного качества изготовления архитектурной керамики и изразцов, образованные художниками-керамистами это, например, «Студия архитектурной керамики Юрия Осинина» в Санкт-Петербурге, в которой создаются работы с необычайно точным рельефом, тонкой живописью и изумительными по своей красоте глазурными покрытиями.

Компания «АртБазл» — мастерские монументальной живописи и архитектурной керамики — еще одно предприятие из Санкт-Петербурга, принадлежащее художникам-керамистам Андрею Беляеву и Ларисе Захаровой. Керамические камины этих художников очень сложны и необыкновенно красивы.

Сказочно хороши работы семейной мастерской «Лев и Сирин» из Звенигорода, образованной потомственными керамистами Куприяновыми. Это — полностью авторская керамика, имеющая собственное лицо, стиль и характер.

Мы перечислили далеко не все существующие в России керамические мастерские, однако, работы упомянутых производств и художников притягивают к себе, волнуют душу и радуют глаз, что позволяет ставить их в один ряд с лучшими произведениями крупных мастеров прошлого.

Источник

Новости города Александрова

Газета «ВДВ Уездный город А». Свежие новости города Александрова

Изразцовые печи Александровской слободы

изразцовые печи при каком царе появились. Смотреть фото изразцовые печи при каком царе появились. Смотреть картинку изразцовые печи при каком царе появились. Картинка про изразцовые печи при каком царе появились. Фото изразцовые печи при каком царе появились

Изразцовые печи появились в России в конце XVI века. К этому времени в Западной Европе уже существовала трёхсотлетняя история их развития, и становление русского изразцового искусства происходило под влиянием западноевропейских художественных тенденций. Ренессансные орнаменты и приемы покрытия изразцов разноцветными эмалями внесли на русскую почву белорусские и литовские керамисты, позже искусству изготовления расписных бело-синих изразцов отечественных мастеров обучали изразечники из Швеции и Голландии.

На протяжении многих лет изразцовые печи в Александровской слободе сменяли одна другую, отдавая дань моде и техническим новшествам, но всегда предание связывало их с именем государя Иоанна Васильевича. Однако известно, что их производство в Москве наладилось только в конце XVI века. Встает вопрос, действительно ли в царской Александровской слободе во времена Ивана Грозного могли существовать такие печи? Долгое время ответ на этот вопрос оставался открытым. В последние годы на территории музея-заповедника активные археологические изыскания проводились московскими археологами и Древнерусской экспедицией Государственного Эрмитажа. Кроме того, сделаны исследования архивных материалов и фондовой коллекции художественных изразцов, особенностью которой является несомненная их принадлежность действовавшим печам Александровской слободы. Сегодня эти работы дают полное основание утвердительно ответить вопрос: были или нет изразцовые печи в Слободе при Иване Грозном?

Первые тому свидетельства и подтверждения мы находим на гравюрах, которые иллюстрируют «Путешествие в Россию» — книгу датского посла Якоба Ульфельдта, принятого Иваном Грозным в своей загородной резиденции в августе 1578 г.

На трёх из пяти гравюр — интерьеры несохранившихся палат, в которых проходили торжественный приём королевского посла, царский пир и где крестным целованием самодержец утвердил договор. Изящные резные белокаменные порталы и наличники окон, блестящие слюдяные оконницы, цветные полати, затягивавшие стены, расписанные потолки, утварь, украшенная эмалью, чеканкой и гравировкой, — все это не могло не привлечь взоры гостей во внутреннем убранстве царских палат и в некоторой степени нашло отражение на гравюрах. Ограниченный по разным причинам в возможности детальной передачи зрительного образа интерьеров, автор использовал немногочисленные детали, но не смог обойти своим вниманием нарядные фигурные изразцовые печи.

В России не сохранилось ни одной такой печи XVI века и мало известно об их архитектуре, составе печного набора, способе применения изразцов в композиции, их орнаментике и производителе, а также расположении печи в том или ином памятнике. Гравюры Ульфельдта позволяют разгадать некоторые из этих загадок. Во-первых, мы узнаем, что во времена Ивана Грозного в Александровской слободе действительно существовали изразцовые печи, были они подобны западноевропейским двухъярусным готическим, которые, как на гравюрах Ульфельдта, имели сочетание кубического в плане нижнего яруса и цилиндрического верхнего. Кроме того, становится известно местоположение одной из них — из книги следует, что прием послов и обед датчан с царём проходили в тронном зале.

До недавнего времени самые древние изразцы в коллекции музея датировались концом XVI века. Археологические исследования территории Александровской слободы последних лет выявили более ранние находки и фрагменты. Они были найдены при раскопках с южной стороны Покровской церкви, при обнаружении остатков дворцовых палат XVI века. Один изразец с незатейливым рельефным орнаментом на лицевой пластине, покрытой зелёной глазурью, имеет необычную, не имеющую аналогов конструкцию и выполнен из нехарактерного для этого места материала — белой глины. Он был обнаружен в слое начала XVI века московским археологом М.В.Фроловым. К этому же времени Фролов относит и изящный поливной городок из белой глины с растительным орнаментом, служивший украшениям верха печи. Фрагменты изразцов, также найденные археологом, — белоглиняные и относятся к широкорамочным образцам. Их отличает роскошный барочный орнамент и покрытие золотисто-коричневой поливой высокого качества. По свидетельству Фролова, аналогичные изразцы — западного (скорее, с юга Западной Европы) происхождения, датируются первой половиной XVI в., обнаружены в 2007 г. при раскопках в Московском Кремле. Все это, а также место находки, дает основание предположить, что такие аналоги могли украшать васильевские палаты — в то время были случаи, когда изразцовые печи привозили из-за границы.

Изразцы конца XVI века в коллекции музея свидетельствуют, что печи ренессансного типа бытовали в Александровской слободе при Федоре Иоанновиче, когда началось собственное производство в Москве. В фондах музея-заповедника к этому времени относятся красноглиняные без поливы изразцы «малой» и «большой» руки, пояски с растительным орнаментом и очень интересные фрагменты редких в нашей коллекции сюжетных изделий с изображением мифологических животных и батальных сцен. Последние найдены археологами Эрмитажа, несколько лет проводившими раскопки на территории музея-заповедника под руководством С.В.Томсинского.

Интерес к Слободе возрождается у царского дома после Смутного времени. Царь Михаил Федорович особым указом повелел быть здесь «государеву хоромному строению для царя и царицы стана на пути богомольного объезда».

Изразцы начала XVII века в фондовой коллекции музея, вероятно, принадлежали облицовке печей из вновь возведенных зданий.

Документальные источники свидетельствуют, что значительное количество изразцовых печей было в Слободе во времена царствования Алексея Михайловича, а также его сына, Федора Алексеевича, по-особому относившихся к своему загородному дворцу. Так, в выписке из расходных книг казенного приказа за 1684 год повелевается купить «ценинные» и зеленые изразцы для починки двадцати печей в Государевых хоромах и помещениях Дворцового Приказа Дворцовой Александровой слободы.

По давней традиции в Александровской слободе бывали или вносили очередные вклады и пожертвования Петр I, Елизавета Петровна, Екатерина II и другие представители царского дома. В палатах, пристроенных к Распятской церкви-колокольне с 1698 по 1707 гг., «живали государыни царевны» (имеются в виду Марфа Алексеевна, сосланная братом, и навещавшая ее сестра Феодосия). Расположение двух печей в то время в кельях определяют сохранившиеся затопы в виде замурованных арочных ниш снаружи южной и восточной стен келий. Затоп выходил в смежное помещение, куда приносили дрова, и тогда в чистые палаты дрова не вносили. Полы в этих несохранившихся помещениях могли быть каменными или кирпичными, но если были деревянными, то перед камином прибивали металлический лист.

Согласно документам изразцовые печи имелись во многих помещениях бывшей царской резиденции. Они были прямоугольные или круглые ренессансного типа, голландские «с лежанкой и медным душником», сложенные из «обливного» или «рисованного изразца», красные побеленные, упоминаются русские печи, выложенные из «старинного выпуклого изразца», предназначенные для приготовления пищи.

Прослужив печи «изращатые», став «ветхими», разбирались, перекладывались, иногда «с прибавкой новых изразцов» складывались новые уже в другом месте, поэтому через какое-то время не находим ту или иную «обращатую» печь на прежнем.

Иногда такое «исчезновение» носило необычный характер. Так, 30 сентября 1920 года в «Губотнаробраз» г.Владимира поступила телеграмма от заведующей отделом по делам музеев и охране памятников искусства Троцкой с просьбой принять экстренные меры по охране уникальных памятников в Александрове. Поводом обращения послужили полученные сведения о том, что из Александровской слободы, без ведома отдела, была увезена изразцовая печь семнадцатого века, имевшая историческую ценность.

В настоящее время три изразцовые печи украшают интерьеры памятников XVII века. Две из них — в первой комнате Марфиных палат и в трапезной палате Успенской церкви — из рельефно-расписных изразцов, типичных для начала XVIII столетия. На них фигурный темно-синий картуш в желтой рамке с такой же короной вверху и с белым овальным медальоном в центре, украшенным синим цветком. Третья печь украшает угол палаты в нижнем ярусе звонницы Распятской колокольни. Она сложена из более поздних расписных изразцов с синим рисунком из плодов и листьев по белому фону. Один (синий) — более интересный, сюжетный: на нём представлен архитектурный пейзаж, датируется серединой XVIII в.

Первые изразцовые печи появились в Александровской слободе в начале XVI века, широко использовались в государевых хоромах в XVII веке, когда она оставалась царской вотчиной. Монастырь, разместившийся в стенах загородной царской резиденции Ивана Грозного, имел особое, покровительственное к себе отношение царского дома Романовых, содержался от «щедрот царских». Гостиные каменные кельи всегда готовы были принять царствующих особ. Этим, несомненно, обусловлено использование вплоть до начала XX века столь значительного количества комфортабельных и весьма дорогостоящих изразцовых печей.

Людмила Стручалина,
хранитель коллекции музея-заповедника «Александровская Слобода».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *