иудаизм в каком году появилась

ИУДАИЗМ

Иудаи́зм, монотеистическая религия, возникла из ветхозаветной религии у евреев рассеяния ок. VII-VIII вв. и оформилась как религиозно-обрядовое учение в XII-XIII вв. н. э., главным образом в Испании (Рамбам). Дальнейшее развитие иудаизма проходило в XV-XVI вв. в Польше.

Непризнание Иисуса Христа Мессией

Причины, из – за которых мудрецы Израиля не признавали Иисуса Мессией, впервые можно узнать из иудейского источника V века «Толедот Йешу» (на ивр. также «Сефер Толедот Йешу» перевод с иврита «Родословие Иисуса»).

В дальнейшем различные авторы, раввины в принципе лишь повторяли данную точку зрения и аргументацию, незначительно дополняя её.

Тоже самое пишут современные иудеи:

Другие особенности иудаизма

Иудаизм проникнут ритуалом до мелочей, полон писаных и неписаных правил, которые регламентируют деятельность человека: что можно и чего нельзя есть, пить, на ком жениться, когда работать, с кем дружить и кого ненавидеть.

Исполняя все эти ритуалы, приверженцы иудаизма считают себя праведным богоизбранным народом. Они не занимаются миссионерством среди не евреев и неохотно принимают в свою религию людей, не рожденных от матери еврейки.

Месть, «око за око,» является приемлемым действием по отношению к тем, кого они считают виновными перед собой. Иудаисты продолжают ждать пришествия своего Мессии, который принесет славу еврейскому народу. Христиане отождествляют этого грядущего лжемессию с антихристом, который, согласно предсказаниям Библии, должен прийти перед концом мира и возглавить массовое отступление людей от Бога и признание власти главы падших ангелов.

Впоследствии толкованию подверглась и сама Мишна; эти толкования составили Гемару. Вместе с Мишной Гемара образовала Талмуд. Существуют два варианта текста Талмуда, составленные в Вавилоне (Талмуд Бавли) и Палестине (Талмуд Иерушалми). Большим авторитетом у иудеев пользуется вавилонский вариант.

Талмуд закрепил систему религиозной обрядности, которая связывает поведение верующих 613 предписаниями (248 повелений и 365 запретов). В этот период складывается та форма иудаизма, которая считается ортодоксальной или традиционной. В нач. XIX в. возникает реформированный иудаизм, который, объявив иудаизм универсальным этическим учением, отбросил многие обрядовые предписания и приблизил его к протестантизму. По данным ООН, иудаизм исповедует ок. 14 млн. человек.

Иудаизм (особенно талмудический) с крайним пренебрежением относится к не евреям, называя представителей других народов «гоями».

Евреев, принявших Христианство, ортодоксальные иудаисты оплакивают как умерших и называют «акумами». Гоев и акумов, по талмуду, разрешается обманывать и всячески им вредить, в некоторых толкованиях талмудистов (Шулхан Арух) обман гоя считается не только допустимым, но и похвальным.

Св. Отцы об иудаизме

Статистика

Источник

Иудаизм — еврейская религия. Сущность и цель Иудаизма

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

Что такое иудаизм? [↑]

Говоря об иудаизме, соблюдающие евреи подразумевают, в первую очередь, еврейскую Традицию, в рамках которой получены и передаются знания о Б-ге, Сотворившем все сущее, о Его отношениях с людьми, о цели творения, о том, как нужно жить и что требуется от человека. Эта традиция («Масора») является ровесницей человечества, т. е. начинается она с сотворения мира, за 20 поколений до Авраама, первого еврея, и существует непрерывно до сего дня.

иудаизм в каком году появилась. Смотреть фото иудаизм в каком году появилась. Смотреть картинку иудаизм в каком году появилась. Картинка про иудаизм в каком году появилась. Фото иудаизм в каком году появиласьСтена Плача в Иерусалиме сегодня является одним из символов еврейской религии

Вплоть до Исхода из Египта источниками еврейской Традиции были устное предание и пророческие откровения. Праотцы еврейского народа соблюдали Тору до того, как она была дарована Всевышним и записана Моше (Моисеем). В 2448 году от сотворения мира (1312 г. до н. э.) евреи вышли из Египта и Всевышний даровал им Тору на горе Синай. Евреи получили не только Письменную, но и Устную Тору. С этого момента соблюдение заповедей перестало быть добровольным и превратилось в обязанность еврейского народа и центральное требование иудаизма.

Проблема определения [↑]

Иудаизм часто называют «первой авраамической религией», имея в виду, что первый еврей, Авраам, является родоначальником «древнееврейской религии», из которой потом выделилось христианство, а также то, что ислам включает в свою историю пророка Авраама (Ибрагима). Часто говорят о том, что иудаизм — одна из древнейших религий, доживших до наших дней, и уж точно самая древняя религия из всех монотеистических. Имеется в виду, что во времена Авраама в мире сложился «идолопоклоннический консенсус», но Авраам и его последователи придерживались совершенно иных взглядов, чем все вокруг: они проповедовали веру в Одного Единого Б-га, Создателя всего сущего.

иудаизм в каком году появилась. Смотреть фото иудаизм в каком году появилась. Смотреть картинку иудаизм в каком году появилась. Картинка про иудаизм в каком году появилась. Фото иудаизм в каком году появиласьОбрезание мальчика на 8-й день — одна из важных заповедей в иудаизме

Термин «иудаизм» принят в русском языке в первую очередь для обозначения «еврейской религии». Соблюдающие заповеди русскоязычные евреи тоже используют это слово, подразумевая, однако, весь комплекс еврейской традиции. Слово «иудаизм» берет свое начало в древнегреческом языке: во 2-й Книге Маккавеев, которая была написана по-гречески, встречается слово Ἰουδαϊσμός («иудаисмос»). После исчезновения 10 колен Израиля наименование представителя колена Йеуды — «йеуди» — стало синонимом слова «иври» (еврей), т. е. «иудаизм» — это «еврейство», понимаемое как идейное течение, направление мысли, комплекс верований и представлений, образ жизни.

При этом в самой еврейской Традиции испокон веков используют для самообозначения аналогичные, но более точные термины. В Святом языке после возвращения из Вавилонского плена было принято название ‏יַהֲדוּת‏‎ («яадут») — «еврейство», под которым подразумевается не только религиозно-мировоззренческий компонент еврейства, но и еврейское происхождение (по материнской линии).

В идиш используется понятие ‏ייִדישקײַט‏‎ («идишкайт»), означающее «еврейский образ жизни», что включает и «религию», и мировоззрение, и этику, и законы с обычаями — с акцентом на практическое исповедание и исполнение всего этого комплекса норм и представлений в реальной жизни.

Иудаизм — религия? [↑]

Называть иудаизм религией не совсем корректно, поскольку основу иудаизма составляет знание, а не вера. С точки зрения иудаизма, вера начинается там, где заканчивается знание. То, что Б-г обрушил на Египет 10 казней, вывел оттуда евреев, открылся им горе Синай и даровал Тору, для евреев не является вопросом веры — это знание, поскольку весь народ видел происходившие чудеса и свидетельствовал о них.

Написанное в Торе подтверждается передававшимся из поколения в поколение рассказом о том, как Б-г вывел еврейский народ из Египта и даровал ему Тору. Каждый год в первую ночь Песаха в еврейских семьях звучит рассказ об Исходе, в котором упоминаются и предшествовавшие Исходу события, и дарование Торы, которое последовало за ним. Одна и та же история из года в год рассказывается в общинах, которые не контактировали друг с другом на протяжении тысяч лет. Осуществить столь масштабную фальсификацию и заставить верить в нее целый народ невозможно. Теории ряда ученых, которые предлагают «научное» объяснение возникновения Письменной Торы и описываемых в ней чудесных событий, не представляют никакой проблемы для иудаизма. В отличие от множества цивилизаций, которые пришли в упадок и переместились в музеи и на «свалку истории», иудаизм представляет собой не ископаемые памятники культуры, а непрерывную живую Традицию, в которой сохранилось предание о взлетах и падениях, о подвигах и ошибках, совершавшихся евреями. «Неудобные» страницы еврейской истории не были вырезаны из Письменной и Устной Торы. Идеи, подходы и мнения, которые не были приняты нашими мудрецами в качестве алахических (подлежащих исполнению на практике), все равно зафиксированы в Талмуде и других источниках.

В иудаизме отсутствует деление на иудеев как «религиозную группу» и евреев как национальность. Такое деление искусственно внедряется с XIX века, но в ряде языков по-прежнему нет двух терминов, которые позволяли бы «отделить» евреев от иудаизма. Еврей, который не соблюдает заповеди Торы, все равно остается евреем (читай иудеем), даже если он отказывается от еврейской Традиции сознательно, и даже если он не просто «светский», а сменил вероисповедание: подобно сыну, восставшему против отца, который все равно остается сыном своего отца (и, даже если отец накажет или прогонит его, это не отменит факта родства между ними), еврей остается частью своего народа и связан особыми отношениями с Б-гом, Который заключил союз с народом Израиля и даровал ему Тору, — вне зависимости от того, хочет этого еврей или нет.

иудаизм в каком году появилась. Смотреть фото иудаизм в каком году появилась. Смотреть картинку иудаизм в каком году появилась. Картинка про иудаизм в каком году появилась. Фото иудаизм в каком году появиласьНа фото: свиток Торы и указка для чтения Торы в синагоге

В иудаизме есть лидеры и руководители, но нет и никогда не было абсолютного и непогрешимого властителя, кроме Всевышнего. Духовное руководство еврейскими общинами осуществляют раввины. Они обладают моральным авторитетом, отвечают на алахические вопросы и дают наставления, ограждают Тору от нарушения. В отличие от коэнов — потомков Аарона, на которых возложено служение в Иерусалимском Храме, раввины — это не священнослужители, а учителя.

В иудаизме духовное не отделено от мирского. Абсолютно все сферы человеческой жизнедеятельности рассматриваются в еврейской традиции как способ служения Всевышнему, поэтому все они регулируются Галахой — религиозным законодательством. По сути, «простой еврей» обязан соблюдать те же законы, что и «раввин».

Источниками Галахи являются Письменная Тора (Танах) и Устная Тора (комментарии, законы и установления мудрецов (Мишна, Талмуд), раввинские респонсы (ответы), галахические кодексы (своды законов).

Базовые принципы иудаизма [↑]

В истории еврейской Традиции неоднократно предпринимались попытки сформулировать основы, которые являлись бы для иудаизма по-настоящему базовыми и определяющими — ряд четких и лаконичных принципов, совокупность которых выражала бы суть иудаизма и позволяла провести границу между ним и другими религиями, мировоззренческими системами, философскими школами и т.д. Наибольшее распространение получили 13 Основ Веры, кодифицированные Рамбамом на основе Письменной и Устной Торы и изложенные им в предисловии к комментарию на раздел Мишны «Хелек» (трактат «Санэдрин»). Эти принципы признают все течения ортодоксального иудаизма. Вот их краткое изложение:

1. Б-г творит мир и правит всеми творениями, и только Он один создавал, создаёт и будет создавать все сущее.

2. Б-г единственен и нет нигде единственности, подобной Его; и лишь Он один — наш Б-г, который был, есть и будет.

3. К Б-гу не относятся и не применимы материальные свойства и характеристики, у Него нет никакого физического образа, он бестелесен.

4. Б-г первый, и Он же последний.

5. Лишь Творцу нужно молиться и поклоняться, и молиться и поклоняться кому-либо, кроме Него, категорически запрещено.

6. Всё, что сказали пророки — истина.

7. Пророчество Моше Рабейну было истинным, а сам он — «отец» всех пророков: и тех, что были после него, и даже тех, которые были до него.

8. Тора, которой мы обладаем, это та самая Тора, которую Всевышний дал Моше Рабейну.

9. Тора никогда не будет изменена, Б-г не даст никакой другой Торы.

10. Б-г знает все дела людей и все их мысли.

11. Б-г воздаёт добром тем, кто соблюдает Его заповеди, а те, кто их нарушает, в конечном счете понесут за это наказание.

12. Мы обязаны верить в приход Машиаха, и, несмотря на то, что он задерживается, все равно нужно ждать, что он придёт.

13. Грядет оживление умерших. Оно произойдет тогда, когда будет на то воля Творца.

Избранность евреев [↑]

С точки зрения иудаизма все люди созданы равными, каждый человек уникален, каждый сотворен «по образу и подобию». Вместе с тем, еврейский народ был избран Всевышним для осуществления особой задачи: это «народ-священник», который должен нести знание о Б-ге человечеству. Б-г заключил с еврейским народом союз на горе Синай. Этот союз не может быть разорван.

Заповеди являются обязательствами еврейского народа в рамках данного «союзного договора». 613 заповедей Торы (а также многочисленные установления мудрецов) налагают на евреев особую ответственность. Другие народы, с точки зрения иудаизма, не обязаны соблюдать все эти заповеди: им необходимо исполнять 7 Заповедей потомков Ноаха.

иудаизм в каком году появилась. Смотреть фото иудаизм в каком году появилась. Смотреть картинку иудаизм в каком году появилась. Картинка про иудаизм в каком году появилась. Фото иудаизм в каком году появиласьПо еврейскому закону, во время утренней молитвы облачаются в тфилин и талит

Иудаизм требует от еврея быть примером для окружающих, освящать Имя Всевышнего в этом мире. При этом иудаизм не занимается активным привлечением прозелитов из других народов — деятельность по приобщению к Торе ведется среди светских евреев. Тем не менее, любой нееврей может стать частью народа Израиля, пройдя в раввинском суде церемонию, которая называется «гиюр». Прозелит считается евреем во всех отношениях.

Иудейские символы [↑]

Аутентичным символом иудаизма является широко используемое изображение «Меноры» — описанного в Торе семисвечника, который стоял в Иерусалимском Храме. Шестиконечная звезда, называемая «маген Давид» («щит Давида»), получила распространение лишь в XIX веке, и многие считают ее заимствованным символом. В оформлении синагог активно используют изображения «лухот а-брит» («скрижалей Союза»), львов, символизирующих колено Йеуды и царскую власть, а также изображения знамен 12 колен, поскольку каждое из них иллюстрировало то благословение, которое получил прародитель колена от своего отца Яакова.

Иудаизм ортодоксальный и неортодоксальный [↑]

В «ортодоксальном иудаизме» существует множество течений и групп: литваки, хасиды различных «дворов», сефарды и выходцы из восточных общин, немецкие евреи (йеким), йеменские евреи (тайманим). Все эти группы остаются «ортодоксальными», поскольку придерживаются Галахи, руководствуясь Письменной и Устной Торой. При этом на практике они могут вести себя в соответствии с разными, не совпадающими мнениями в Галахе, поскольку каждая из этих общин имеет свою исторически сложившуюся систему обычаев. Тем не менее, все эти общины признают друг друга как кашерных, соблюдающих людей. В частности, в главном и признаваемом всеми течениями «ортодоксального иудаизма» галахическом кодексе «Шулхан Арух» написано, что «все “нусахи” (версии молитв, принятые в различных общинах) святы». Широкое распространение получили и другие деления: харедим (в СМИ их называют «ультраортодоксы»), модерн ортодокс, датиим леумиим (религиозные сионисты). Эти маркеры используются с определенной степенью условности, поскольку данные группы включают в себя множество течений и фракций.

«Неортодоксальными» направлениями в иудаизме называют «реформистский» и «консервативный», а также «реконструкционистский иудаизм» и ряд других небольших групп, которые называют себя иудеями, но при этом, в той или иной степени, отвергают Галаху.

Во все времена абсолютно любая группа, покидавшая поле Галахи, прекращала быть частью иудаизма и превращалась в «новую религию». В частности, две тысячи лет назад это произошло с христианами, в VIII в. с караимами, отринувшими Устную Тору (и в итоге многие из ныне живущих караимов вообще не считают себя евреями по происхождению), а в XVII и XVIII вв. от иудаизма отделились последователи Шабтая Цви и Якова Франка.

Таким образом, очевидно, что многочисленные течения «ортодоксального иудаизма» — это и есть иудаизм, и никакого другого иудаизма не существует. Что же касается «неортодоксальных» направлений, то они вообще не являются иудаизмом по сути — это религии, которые вышли из еврейской традиции, однако разорвали связь с ней. При этом важно отметить, что различные «иудаизмы», существующие в наши дни параллельно с общинами, сохраняющими верность еврейской Традиции, постепенно исчезают по причине массовой ассимиляции, а также из-за недоверия к ним большинства еврейского населения, даже светского. Первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион говорил: «Я не хожу в синагогу, но синагога, в которую я не хожу — ортодоксальная». Несмотря на серьезные различия и глубокие противоречия между различными группами в израильском обществе, к «неортодоксальному иудаизму» подавляющее большинство граждан относится негативно и его популярность у населения крайне низка.

Влияние иудаизма на другие религии [↑]

Многие идеи и предание иудаизма в той или иной форме и степени инкорпорированы такими мировыми религиями, как христианство и ислам, а также многими синкретическими движениями (теософия Блаватской, нью-эйдж, раста и т.д.). Все они черпают из иудаизма значительную часть идей, все, так или иначе, отталкиваются от истории мира, которая изложена в Торе, объявляют себя теми, кто продолжил и «развил» истинный иудаизм, спорят с иудаизмом, пытаются его опровергать, берут из него то, что им нравится и отбрасывают то, что им не подходит, объявляя то, что отбрасывают, неправильным или «уже ненужным».

На фоне разочарования в религиях и тяжелого духовного кризиса в западном обществе все большую популярность приобретает движение «Бней Ноах», объединяющее неевреев, которые приняли решение соблюдать 7 Заповедей потомков Ноаха (Ноя), данных Б-гом человечеству после Потопа. Многие неевреи решают стать евреями, пройдя «гиюр» в раввинском суде.

Влияние иудаизма на современную культуру [↑]

На протяжении долгого времени евреи подвергались дискриминации и преследованиям, а иудаизм оставался закрытым и, по сути, практически неизвестным за пределами еврейских общин. Иудаизм считался учением «грязных евреев», странной религией «начетчиков и фарисеев», которые никак не хотят исправиться и ассимилироваться. Тем не менее, иудаизм оказал огромное влияние на развитие политической мысли, на развитие системы благотворительности и взаимопомощи, которой не знал античный мир, а также на превращение морали и нравственности в «общечеловеческие ценности».

Практически все базисные ценности современного общества, такие, как семидневная неделя, «не убий», «не прелюбодействуй» и т.д., принципы ценности человеческой жизни и неприкосновенности частной собственности, институты семьи и правосудия — без сомнения, все это влияние еврейской Библии — Торы на страны, где в течении многих столетий были рассеяны евреи. И так объясняет Рамбам историческую необходимость рассеяния евреев — научить другие народы Знанию Единого Б-га.

Вклад иудаизма был признан лишь недавно: теперь принято говорить о Западе как об «иудео-христианской цивилизации», подробнее об этом можно прочитать в обзоре Иудаизм и Христианство; а о влиянии Иудаизма на Ислам и мусульманскую культуру — читайте в обзоре Ислам и Иудаизм.

Источник

Тема 9. Иудаизм

Иудаизм

© Панищев Алексей Леонидович[1]
Россия, Курск. Курский институт социального образования
(филиал) Российского государственного социального университета
Россия, Курск, ул. К. Маркса, 53.
E-mail: aleksepanishhe@rambler.ru

Панищев А.Л. Иудаизм (дидактические материалы по курсу «Религиоведение») // Вопросы культурологии. – 2013. – № 2 (начало) и № 3 (окончание). – С. 53-59.

Представленная работа посвящена культуре иудаизма. Данный материал предназначается для решения дидактических задач и адресован к студентам, обучающимся по гуманитарным специальностям. Информация, изложенная в данной учебно-методической работе, может быть полезна и интересна любому человеку, который интересуется культурами мира и древними цивилизациями.

The work is devoted to the culture of Judaism. This material addresses to decide to didactical questions and can be use by students of humanitarian specialization. This work can be applied for any people, who interest to culturology and religious studies.

Ключевые слова: культура, религия, иудаизм.
The key words: culture, religion, Judaism.

В 1945 году на землях Ближнего Востока появилось новое государство – Израиль. В принципе его новым можно назвать условно, поскольку корни этого государства мы находим ещёглубокой древности, поэтому правильнее говорить о возрождении Израиля. Тем не менее с времён античного мира, когда Израиль потерял свою государственность, много изменилось на карте мира: появились новые народы, религии, страны… Обстановка на Ближнем Востоке к 1945 году определялась преимущественно западноевропейскими странами, которые чувствовали, что теряют свои восточные колонии, контроль над которыми всё же стремились сохранить разными способами, под тем или иным предлогом. В результате с самых первых лет своего существования современный Израиль оказался причиной серии войн. В начале XXI Ближний Восток по-прежнему является конфликтным и, хотя на период начала 2012 года Израиль не находится в состоянии войны, его вооружённые силу регулярно проводят боевые операции, которые получают неоднозначные оценки в среде международного сообщества. Для наиболее взвешенного и продуманного подхода к решению ближневосточного вопроса целесообразно изучить культуру иудаизма и самого еврейского народа.

Возникновение иудаизма и образование еврейской нации

Иудаизм – это очень древняя религия, проповедующая веру в единого Бога. Особенностью иудаизма является то, что эта религия принята только одним народом – евреями. Слово еврей происходит от термина авар, что означает перешёл, а также пришёл с другой стороны. Существуют и иные точки зрения относительно этимологии слова еврей. Согласно общееврейской установке, человек другой нации не может быть иудеем. Даже если кто-либо из нееврейской нации пожелает принять иудаизм, то сами евреи не будут считать его полноправным своим единоверцем. Тем не менее в случае брака с еврейской девушкой дети этого человека могут стать полноправными иудеями, ибо национальная принадлежность у евреев определяется по материнской линии. Вместе с тем вступить не еврею в брак с еврейской девушкой крайне сложно, ибо в 444 г. до н. э. иудаистское духовенство законодательно запретило браки евреев с представителями других народов. Таким образом, иудаизм является религией, на основе которой еврейский народ сохраняет культурную и национальную самобытность и самостоятельность; однако этот же факт во многом препятствует свободному общению евреев с другими народами.
Традиционно считается, что иудаизм, как религия, возник в XIII в. до н. э. По преданию, Бог увидел, что люди не ведут достойный образ жизни, предаются греху и гибнут в нём. Тогда Он выбрал благородного, уважаемого человека, выходца из северной Аравии (из города Ур), Аврама (считается, что Аврам жил около 1900 года до н. э.). Бог сказал ему, что тот должен стать отцом множества народов и называться не Аврамом, а Авраамом. С этого времени начинается история сынов Израиля и ветхозаветной религии. Таким образом, жизнь Авраама была поделена: на достойную – нееврейскую (так как Бог избрал достойного человека) и достойную – еврейскую. Сам же Авраам стал человеком, заключившим с Богом договор. В Торе отношения между Богом и Авраамом названы брит. Это понятие переведено на русский язык как завет. Завет же часто рассматривается как закон, что даёт основания считать еврейский народ государственным по своей природе, ибо первоосновой для организации общежития евреев стал закон, пронизанный духом религии. Однако понятие брит также переводится как договор, союз. С момента заключения союза Авраам должен был быть чист и непорочен. Слово непорочность (на иврите –тамим) имеет несколько значений: 1) цельный, или совершенный; 2) честный, искренний; 3) наивный, доверчивый, простодушный. Родственное слово тамут переводится как праведность, непорочность. Авраам же должен был ходить перед Богом, быть всегда на виду Бога, следовательно, быть непорочным. Согласно 14 псалму, «тот, кто ходит непорочно. », может пребывать в жилище Божьем. Однако хождение перед Богом может ещё рассматриваться как хождение между народами, дабы ознакомить их с еврейскими идеями. Люди же, принявшие идеи, ретранслируемые Авраамом, сами становились носителями этих идей – евреями. Это означало то, что все евреи должны ходить перед Богом, а, следовательно, быть чистыми и непорочными.
В последующей истории еврейского народа человек, выведший евреев из Египта («дома рабства»), – Моисей – получил от Бога 10 законов, которые легли в основу этики иудаизма. Учение Моисея было кратко сформулировано в Декалоге – 10 заповедях, начертанных на двух каменных скрижалях. Среди них важное место занимал закон с формулировкой «не желай…». Эти законы сыграли важнейшую роль в развитии таких понятий, как вина и грех, ибо, переступив закон, еврей ясно осознавал, что он нарушил договор с Богом. Нарушение в этом случае всегда оставалось нарушением, независимо от его мотивов. Общие закона, данные в Ветхом Завете обращены не только к дохристианскому обществу: так, когда Господь даёт Ною законы, то подчёркивает то, что они и для самого Ноя, и для его потомков (Бытие 9 : 9). Моисей, оглашая пред народом Законы Божьи, говорит следующее: «Не с вами только одними я поставляю сей завет и сей клятвенный договор, но и с теми, которые сегодня здесь с нами стоят пред лицем Господа, Бога нашего, так и с теми, которых нет здесь с нами сегодня» (Второзаконие 29 : 14-15). Эти слова подчёркивают то, что законы Божьи неизменны и вечны, а также обращены не только к конкретному еврейскому народу, но и ко всему человечеству.
Кроме 10 заповедей, в иудаизме существует 613 мицвот: 365 запретов и 248 предписаний (от слова мицваповеление). Эта система мицвот определяет повседневную жизнь еврея.
Помимо вышеперечисленных законов, евреи выделяют законы, выполнение которых обязательно для всех людей, независимо от их религиозной принадлежности. Это 7 законов сыновей Ноя: запреты на идолопоклонство, разврат, кровопролитие, богохульство, жестокое обращение с животными, а также повеления относительно справедливости в суде и равенства всех людей перед законом.
Бог в иудаизме понимается как Творец, Высший, ничем не ограниченный Дух. Центральная доктрина иудаизма – это вера в единого Бога, Который вездесущ, вечен, всемогущ, безграничен. Имя Бога священно, и использовать это имя всуе в повседневных обыденных ситуациях нельзя. По преданию, Бог сказал своё имя Моисею, которое состоит из 4 букв. Однако это имя на бумаге не пишется, ибо бумага в будничных проблемах может быть порвана или выброшена. Ныне вопрос о произношении имени Бога по-прежнему не решён, поскольку Его имя произносилось только раз в год, а с момента основания в Иерусалиме храма, – только в храме. После разрушения ассирийцами храма в 586 году до н.э. традиция произношения имени Бога была прервана, а так как в то время в иврите гласные не записывались, а храм был построен лишь при персидском царе Кире в середине VI в. до н.э., то точное произношение было забыто. По одной из версий, имя Бога произносится как Га-Шем. Также имя Бога пишут и произносят как Элохим. Слово Элохим правильно перевести как Бог. Однако существует мнение, что оно означает божественный суд, божественную справедливость, божественный закон. Также имя Бога может произноситься как СаваофГосподь воинов. Согласно нормам современной библеистики, имя Бога произносится как Яхве. Слово Яхве происходит от еврейского глагола «хайя» — «быть». Распространено мнение, по которому имя Бога произносится как Иегова, что является неточной, более поздней реконструкцией имени Бога.
Надо отметить, что вопрос имени Бога очень сложен. В ряде культур имена имеют переводы, связанные с обозначением объектов предметного мира или определённых человеческих качеств. Однако Бог, идея Которого заложена в Торе, имеет духовную природу, возвышающуюся над предметно-физическим миром. Моральные же качества в Боге бесконечно велики, поэтому сказать «Бог добрый» или «Бог справедливый» – это значит допустить тавтологию.
Особенно важно то, что Бог, согласно иудаизму, не подчиняется законам земли, ибо его мир в ином измерении. Такое положение дел было принципиально новым. Например, античные боги отличались от людей лишь бессмертием, умением творить некоторые чудеса и управлять отдельными природными стихиями, однако все эти боги подчинялись единому естественному закону. В индуизме, буддизме господствует закон Брахмана; боги подчинены карме и находятся в сансаре, так же, как и люди, и животные. В среде древних славян бытие было подчинено закону роты. Все эти законы носили безликий абстрактный характер. В иудаизме же Бог – это живая Личность.
Именно Бог создал мир, причём Его творение идеально. Человеку, как творению Бога, свойственно менять среду своего обитания, сознательно изменять мир. Однако человек, в отличие от Бога, не в состоянии увидеть и понять мир как единое целое. Люди видят мир фрагментарно и постоянно меняющимся. Процесс сотворения мира описан в книге Бытия, а для обозначения акта сотворения мира используется буква ח «хей». Эта буква произносится легко, без напряжения, как лёгкий вздох, что символизирует то, что Бог создал мир без труда. Широкая графическая разомкнутость снизу буквы указывает на то, что грешники будут низвергнуты в ад, а благочестивые возвысятся и найдут себе опору для спасения. В иудаизме также присутствует идея двух миров, выраженная в сочетании букв ח и («йод»).י Это сочетание указывает на существование сего мира (хей) и мира грядущего (йод).
Ветхий Завет начинает с буквы ב «бет» в слове «Берешит» – В начале. Эта буква является второй в алфавите, тем не менее с неё начинается описание сотворения мира, поскольку с этой же буквы начинается слово благословение (бераха); что же касается первой буквы א (алеф), то с неё начинается слово арирапроклятие. Второе обоснование факта начала описания сотворения мира с буквы «бет» заключается в её графическом изображении (ב), указывающем на бытие двух миров: мира сего, в котором мы живём и который мы познаём при помощи разума, а также мира грядущего, идея которого сокрыта, надмирна, то есть существовала до сотворения сего мира, и об этой идее нельзя спрашивать.

Священная литература иудаизма
Основной священной книгой для евреев является Ветхий Завет (Танах). Священное Писание иудеев является источником еврейской традиции. Само слово традиция имеет латинские корни и происходит от слова tradition, что значит передавать – здесь предполагается передача из поколения в поколение элементов культурно-исторического опыта. На иврите же понятие еврейской традиции произносится как масорет Исраэль. Термин масорет происходит от глагола масарпередавать – имеется в виду то, что традиция передаётся от поколения в поколение. Также употребляется термин морешет Исраэль. Понятие морешет происходит от глагола йарашнаследовать. Стало быть, при употреблении понятия морешет Исраэль более правильным будет подразумевать еврейское наследие. Обычно, если необходимо подчеркнуть фундамент культуры иудаизма, основу для его последующего развития, которая уже есть и её невозможно вычеркнуть из сознания нации, также как невозможно изменить прошлое, то говорят о еврейском наследии (морешет Исраэль). Когда акцентируется внимание на преемственности между поколениями, которая поддерживается волевыми усилиями каждого последующего поколения, то употребляется словосочетание еврейская традиция (масарет Исраэль). Важным условием для преемственности культурно-религиозной традиции является наличие письменных источников, где чётко фиксируются основные правовые нормы и традиции еврейского народа. В этом смысле без Танаха жизнеспособность еврейской традиции была бы поставлена под сомнение.
Также огромное значение имеет священная книга евреев – Тора, которая написана на иврите и входит в Танах. Иврит – это древний язык еврейского народа, который в средние века и в Новое время считался мёртвым, но со времени основания Израильского государства в 1948 году иврит был возрождён как живой разговорный и письменный язык. Существует устная и письменная Тора. Письменная Тора, входящая в Ветхий Завет, – это Тора (Пятикнижие), которая включает в себя первые 5 книг Ветхого Завета: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.
Тора содержит в себе такие положения, которые могут иметь различные трактовки. В целом же еврейские мудрецы приходили к однозначным выводам и заключениям, несмотря на то, что путь к этим выводам пролегал через длительные дискуссии, отражался в юридической и повседневной практике. Опыт анализа текстов Торы, приобретённый в ходе споров, был настолько велик, что нуждался в конкретизации, обобщениях, наконец, – в письменной фиксации. В результате появилась Мишна (Повторение). В ходе анализа текстов Мишны была написана на арамейском языке Гемара (с иврита – учить). Гемара содержит в себе комментрии к Мишне. Мишна и Гемара составляют Талмуд (Законченное учение), в котором решается вопрос о возможностях организации жизни в соответствии с принципами Торы. Рассуждения по такой теме называются Галахойправило, закон. Слово Галаха происходит от ивритского слова ходить. Таким образом, Галаха является своеобразным указанием жизненного пути. Отсюда следует то, что Талмуд содержит в себе основы еврейского законодательства и предписания к определённому поведению. Также в Талмуде подробно описаны дискуссии по различным вопросам, анализ житейских ситуаций, информация из области медицины, экономики и т. п.
Несмотря на то, что еврейский народ длительное время не имел собственного государства, он был способен организовать свою жизнь на принципах права с помощью Талмуда. Талмуд является исключительно иудаистской книгой и только в иудаизме понимается в качестве священной.
Спецификой священных книг иудаизма является то, что часть из них признаётся христианством в качестве священных. Так, важной частью христианского Священного Писания — Библии — является Ветхий Завет, а следовательно, Тора. Отсюда существуют толкования одних и тех же тестов Ветхого Завета в иудейском и в христианскомключе. Основное отличие христианского толкования ветхозаветных книг состоит в видении их сущностной взаимосвязи с книгами Нового Завета, который иудеями не признаётся в качестве священного.
Ветхий Завет не только содержит священное знание и божественные законы; в нём также повествуется об истории народов Ближнего Востока, прежде всего, еврейского народа. Поэтому для читателя XXI столетия данная книга является также историческим источником.
Книги Ветхого Завета наделены глубоким духовным смыслом, который важен не только для иудея или христианина, но и для каждого человека безотносительно его вероисповедания.Многие книги Ветхого Завета имеют взаимосвязь с древними писаниями более древних цивилизаций. Например, псалом 103 имеет много общего с гимнами, написанными египетским фараоном Аменхотепом IV. В «Поучениях Аменомопа» говорится: «Человек – глина и солома, Бог – его ваятель», что также пересекается с ветхозаветной идеей сотворения человека. Ряд литературных памятников культур народов Междуречья сообщают о потопе, информация о котором также содержится в Танахе.
Значительную часть Ветхого Завета составляют так называемые учительские книги. В канон Ветхого Завета входят пять таких книг: книга Иова, Псалтырь, Притчи, книга Екклесиаста, книга Песни Песней Соломона. Существуют ещё две учительские книги, но не входящие в канон – Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса сына Сирахова. Жанр премудрости был широко распространён на Ближнем Востоке, так что вполне естественным является его присутствие в древнееврейской литературе. Примечательно то, что в древности многие книги Танаха объединялись под одним названием Псалмы. На это есть указания в Новом Завете. Так, воскресший Иисус Христос говорит: «Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Евангелие от Луки, 24 : 44).
Священная литература в древности писалась, как правило, поэтическим языком, и учительские книги не были исключением. На оригинальном языке — на древнем иврите — тексты этих книг звучат очень поэтично. В принципе некоторые притчи написаны в виде афоризмов, что также было распространённым явлением в литературной культуре Древнего Мира. Лингвистический анализ Танаха указывает на то, что в Иудее была активная межкультурная коммуникация, поскольку наряду со словами, взятыми непосредственно из иврита, употребляются слова из иных языков, таких как арамейский, персидский.

Представления о человеке в иудаизме

Представление о времени в иудаизме

Право и иудаизм

Правовое регулирование жизни общества является органичной частью иудаизма. Основные иудейские законы, носящие как религиозный, так и государственный характер, прописаны в Торе (Пятикнижии). Само слово тора традиционно переводится как закон, или божественное наставление. Такой перевод указывает не только на правовую силу этих предписаний, но и на их божественность; а игнорирование законов Торы обозначает как злодеяние против людей, так и преступный акт против Бога. Законы Торы примечательны тем, что в них выражаются такие принципы человеческого общежития, которые в той или иной форме существуют в любых обществах, включая и языческие. Однако в Торе ясно осмыслены и прописаны не только сами законы, но и мера ответственности за их нарушение. Столь глубокое осознание правового аспекта жизни общества позволило иудейской мысли проанализировать многие стороны природы человека, выделить те черты, которые для него естественны, и те, кои являются для людей противоестественными.
Прежде всего, надо отметить, что, вопреки расхожему мнению, будто евреи считают, что нормы морали применимы лишь к евреям и могут игнорироваться в отношении к гоям (к людям, не исповедующим иудаизм), в Торе указывается на то, что к любому человеку надо относиться справедливо. Об этом пишется так: «Если найдёшь вола врага твоего, или осла его, заблудившегося, – приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним» (Исход 23:4-5). Не менее примечательны следующие слова: «Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца» (Левит 24:22). В Торе запрещено притеснять иноземца (Исход 22:21). Вместе с тем в Торе весьма часто употребляется слово рабыня или раб, что указывает на то, что рабство в иудаизме воспринимается как норма. Более того, если за убийство свободного человека полагается смертная казнь, то за убийство раба полагается наказание, но какое именно, не указывается (Исход 21:20). Рабское состояние предполагает и невысокую меру ответственности за преступления (Левит 19:20). Однако законы Торы дают рабам и определённую защиту, которая предохраняет их от насилия (Исход 21:26-27). Положение дочери в семье является подчинённым, и отец может её продать на оговорённых условиях в рабыни (Исход 21:7-11). В Торе также даются предписания касательно отношений со своим административным руководством, например, пишется так: «… начальника в народе твоём не поноси» (Исход 22:28).
Существенным аспектом правовой культуры иудаизма является постулирование принципа самостоятельности человека в деле борьбы за правду. Человеку важно защищать справедливость независимо от мнения большинства, независимо от каких-либо внешних факторов (Исход 23:1-3).
Существенную роль Тора играет в организации трудовой деятельности людей, предписывая рабочие дни и нерабочие. Нерабочим днём в иудаизме является суббота, несоблюдение которой жёстко наказывается (Исход 20:10-11, 34:21, 35:2). В Новом Завете обращается внимание на приоритет духовно-нравственных убеждений над прописанным законом (Евангелие от Марка 3:1-5), а день, посвящённый Богу, переносится с субботы на воскресенье, что связано с воскрешением Христа из мертвых. Однако в иудаизме по-прежнему почитается суббота. Её называют шаббатом (от корня швтпокоиться, прекращать работу). В этот день следует избегать работы, даже вождение автомобиля понимается как работа; и любой, кто направится на автомобиле в иудейский квартал, увидит светофоры, завязанные чёрным полиэтиленом, к тому же водитель рискует сохранностью своей машины. Власти современного Израиля также вынуждены считаться с шаббатом, как с религиозной нормой, а её игнорирование может повлечь массовые беспорядки. Так, в июне 2009 года руководство города Иерусалима открыло в субботу платную автостоянку, после чего иудеи массово выступили с протестом и устроили столкновения с полицией.
Говоря о смертной казни, допустимой законами иудаизма, следует учесть то, что предполагается весьма большой список преступлений, за которые виновного казнят. Назовём эти преступления:
1.за богохульство (Левит 24:16);
2.за убийство (Исход 21:12, 21 : 14, Левит 24:17);
3.за опосредованное убийство (Исход 21 : 29);
4.за колдовство (Исход 22:18, Левит 20:27);
5.за блудодеяние и прелюбодеяния (Левит 20:10, 21:9, Второзаконие 22:14-24);
6.за половые извращения (Исход 22:19, Левит 20:11-18);
7.за злословие на своих родителей (Исход 21:17; Левит 20:9);
8.за грубое отношение к родителям (Исход 21:15);
9.за похищение и продажу человека (Исход 21:16);
10.за приношение жертвы языческим богам (Исход 22:20; Второзаконие 17:3-5).
За особенно тяжкие преступления, обычно связанные с богохульством и блудом, полагается казнь в виде сожжения или побития камнями. Гораздо менее строгие наказания предусмотрены за воровство. Многие положения Торы носят предписательный характер, имеющий целью минимизацию возможности совершения преступного деяния или предотвращение складывания таких условий, при которых человек уязвим к греху. Так, несмотря на то, что в иудаизме разрешается развод, на практике он трудноосуществим, поскольку мужчине предписывается жениться на девушке, но не на женщине (Левит 21:7, 21:13-14). Таким образом, для разведённой выйти замуж во второй раз было почти невозможно. Между тем, если мужчина вне законного брака отобрал у необручённой девушки девственность, то он обязан на ней жениться и жить только с ней единственной без права на развод (Исход 22:16-17, Второзаконие 22:28-29).
Правовая жизнь, согласно Торе, включает в себя не только взаимоотношение с людьми, но и религиозные обряды, то есть отношение с Богом. Так, в Левите указывается на то, что иноверец не должен прикасаться к святыне, также к святыне не должен прикасаться нечистый человек (например, недавно прикоснувшийся к трупу) (Левит 22:3-10). К совершению религиозных обрядов также не допускаются больные и увечные (Левит 21:17-21).
Несмотря на духовный смысл всего Ветхого Завета, законы Торы, чаще всего, говорят о земном воздаянии за содеянное, как правило, лишь подразумевая загробное воздаяние или наказание. Так, о том, что ждёт человека, чтящего нормы Писания, и индивида, не живущего по закону Божьему, написано в 28 главе Второзакония. Тем не менее в Ветхом Завете существует принцип не возжелай (Притчи 6 : 25), а бережное отношение к своему духовному миру рассматривается в качестве первостепенной задачи (Притчи 4 : 23).
Наказание преступника может проводиться прилюдно; для признания вины необходимы очевидные доказательства (Второзаконие 22 : 13-18) или показания, как минимум, двух свидетелей (Числа 35 : 30; Второзаконие 17 : 6; 19 : 15). Самым позорным видом смертной казни считается побитие камнями (обычно так поступают со служителями дьявола), однако к осуществлению этого наказания приступают, прежде всего, свидетели, а потом вся община (Второзаконие 17 : 7). Свидетель, обвиняющий человека ложно, должен понести наказание, которое лжесвидетель умышлял сделать невиновному человеку (Второзаконие 19 : 16-19). Подчас для решения вопроса об обвинении без однозначных доказательств, уместно обращаться к обряду, который безвреден для чистого человека и губителен для опороченного (Числа 5 : 12-31).
В целом, законы, изложенные в Торе, признаются не только иудеями, но и христианами, ибо, прежде чем выполнить духовный закон, данный в Новом Завете, необходимо соблюдение естественных законов Ветхого Завета. (Исключением является закон о субботе, что связано с воскрешением Иисуса Христа, также в Новом Завете ставятся вопросы, во-первых, не только о недопущения убийства, но и мысли о таком поступке, во-вторых, в Евангелии осуждается развод).

Иудаизм и повседневная культура евреев

Следует обратить внимание на то, что евреи руководствуются правилами иудаизма не только в религиозной или политической, но и в повседневной жизни. Все дни недели у евреев имеют порядковые номера, то есть, день первый, день второй… Исключение составляет суббота – день отдыха, во время которого человеку следует без спешки поразмышлять на духовные темы. Выполнение любой работы или ссора считаются нарушением субботы. В этот день еврей должен читать специальные субботние мотивы (существуют и повседневные молитвы, читаемые в остальные дни). Молиться можно как дома, так и в синагоге – месте молитвенных собраний. На иврите синагога произносится бейт-кнессет (дом собрания). Мужчины и женщины молятся по отдельности, поэтому в синагогах предусмотрены мужская часть и женская часть. Часто женская часть находится на втором этаже. Еврейская традиция учит тому, что коллективная молитва предпочтительнее индивидуальной, хотя и последняя тоже нужна и полезна. В иудаизме предписывается молиться не менее трёх раз в день (утром, после полудня и вечером).
В целом молитвы играют существенную роль в жизни иудеев. На иврите молитва произносится как тфилаобращение человека к Богу. Молитвенная жизнь обязательно присуща всем иудеям, начиная с 13 лет, так как этот возраст считается возрастом совершеннолетия. Тем не менее поощряется, если ребёнок приобщается к постоянной молитве в более раннем возрасте. Иудейская повседневная молитва состоит из двух частей: первая шва (слушай), начинающаяся словами слушай, Израиль: Господь Всевышний – Бог наш, и Он – Один, содержит в себе основы иудейского вероучения; вторая часть называется амида (стояние), и читается эта часть обязательно стоя. В ней человек благодарит Бога за то, что Он дал ему разум, вывел еврейский народ из египетского рабства… Всего перечисляется 19 благодарностей такого рода, причём, 13 из них одновременно являются просьбами о благополучии всего еврейского народа. При завершении тфилы говорится: аменверно. Молитва совершается всегда с покрытой головой, хотя, согласно неписаному обычаю, большинство иудеев покрывают голову и в немолитвенное время.
Как уже было отмечено выше, у евреев особое отношение к субботе (шабат). В этот день строго запрещено выполнять работу, связанную с творческой деятельностью. Обычно иудеи в субботу молятся, читают Тору, размышляют о своей душе и о Боге. Понятие работы в иврите обозначается словами авода и мелаха. Авода предполагает механический труд, который необходим в повседневной жизни, в то время как мелаха указывает на творческий труд, связанный, прежде всего, с идеей творения. В силу того, что иудеи не должны забывать о Боге, как о Творце мира, то в субботу запрещается творческая работа, то есть мелаха. Так, написание письма связано с творчеством, потому для иудея в субботу не допустимо, а вот перенесение стола внутри помещения предполагает механический труд, поэтому в случае очевидной необходимости не является нарушением шабата. В субботу запрещена всякая работа, связанная с созданием, например, выпечка хлеба, зажигание огня.
В принципе есть такие ортодоксальные иудеи, которые запрещают всякую работу, кроме молитвы и чтения Торы. В целом же существует очень много предписаний, рекомендаций, касательно соблюдения шабата.
Также иудаизм влияет на пищевой рацион евреев. В Талмуде прописывается, каких животных можно употреблять в пищу, а каких – нет. Грязными животными считаются, например свинья, под запретом находится употребление в пищу мяса хищных птиц. По правилам Талмуда, животное, которое предназначено для пищи, убивается мгновенно.
Интимные отношения между мужчиной и женщиной благословляются Богом, если эти отношения в рамках семьи, брака, где Адам обретает своё природное единство и целостность. В семье человек оказывается творцом иных микрокосмов, проявляя в себе высшее Божеское начало. В интимных отношениях между мужчиной и женщиной вне семьи сила духа обращается на саморазрушение, а высшие нравственные ценности оказываются лишёнными смысла, ибо сознание человека не в состоянии отразить их образ и чистоту в своём лоне.

Основные направления в иудаизме

Иудаизм представляет собой неоднородное религиозно-философское учение. Традиционно он подразделяется на несколько течений:во-первых: это фарисеи, ессеи и саддукеи.
Фарисеи – наиболее ревностно соблюдающие правила иудаизма. Считается, что они отстаивают интересы всего еврейского народа.
По мнению ессеев, мир настолько осквернён, что его уже невозможно устроить на принципах морали, поэтому ессеи уходили в пустыню, вели аскетический образ жизни, отказывались от всякой собственности и проводили время, как правило, в молитвах и работе.
Саддукеи акцентируют внимание на политической организации жизни евреев. Признают только Письменную Тору, причём понимают её не в метафорическом смысле, а в буквальном. Отрицают идею воскрешения из мёртвых. Именно из их среды выходили первосвященники. В I в., в ходе первой иудейской войны, погибло большинство представителей этих течений.
Во-вторых, существует и другая классификация направлений в иудаизме:
1.Караимы. Караимы организованы в Багдаде Ананом Бен Давидом (740–800 гг.). Слово караимы происходит от слова караимчитающий. Они видят основой учения иудаизма Письменную Тору. От Талмуда они отказались.
2.Каббалаполучение, предание. Собственно говоря, это предание, мистическое учение, которое тайно передаётся от учителя к ученику. Основная книга каббалы – Зогар (сияние), написанная на арамейском языке. Учение кабалы должно подготовить человека к восприятию истины, сделать его активным соучастником Бога.
3.Ещё одно направление в иудаизме – хасиды – возникло в Польше в XVIII веке, где в это время проживало множество бедных евреев. Хасиды все свои силы тратили на получение начального образования и на работу, чтобы прокормиться, поэтому у них не оставалось сил и времени для изучения Торы. Хасиды считали, что спастись возможно не через изучение священных текстов, а через доброту сердца.
В современном мире основными направлениями иудаизма считаются следующие:
1.В ортодоксальном направлении утверждается, что мир меняется, но законы Божьи вечные. Ортодоксы всегда ходят в головных уборах и соблюдают все обряды и правила иудаизма.
2.Направление реформистов возникло в XVIII в. Его представители считают, что изменения в мире должны сопровождаться адаптацией отдельных частей учения к новым условиям.
3.Среднее положение между первыми двумя направлениями занимают консерваторы, изначально бывшие в среде реформистов и отколовшиеся от них в XIX в.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Ветхий Завет.
2.Анджело Скола. Богословская антропология / Анджело Скола, Джильфредо Маренго, Хавьер Прадес Лопес. – М.: Христианская Россия, 2005.
3.Банакурский Г. Л. Иудаизм и современность / Г. Л. Банакурский. – М.: Знание.
4.Смерть и жизнь после смерти в мировых религиях. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007.
5.Зеэв Гейзель. Еврейская традиция – Режим доступа: http://www.machanaim.org/yearroun/inb_trad.htm

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
1.Каким образом иудаизм как религия позволяет еврейской нации сохранить свою идентичность?
2.В чём состоит специфика линейного времени?
3.Какой человек, согласно преданию, стал родоначальником евреев?
4.Из каких книг состоит Пятикнижие?
5.Почему человек в иудейской и христианской традициях не может мыслиться как абсолютно автономное существо?
6.На что в природе человека может указывать понятие basar?
7.Каким образом понятие basar может соотноситься с понятием nephes?
8.Почему иудейские воззрения на природу человека подробно изучаются в католическом и православном мире?
9.В чём состоит значение тшувы?
10.Какая исторически переломная ситуация может более предрасполагать к употреблению термина масорет Исраэль, а не морешет Исраэль?
11.Почему Ветхий Завет входит в Библию, почитаемую христианами?
12.Какую роль в жизни еврейского народа сыграл Моисей?
13.Почему персы-зороастрийцы в целом доброжелательно относились к иудеям?
14.Какие нормы, принятые в зороастризме, существуют и в иудаизме?
15.Что, по вашему мнению, является новым, оригинальным в иудейских представлениях о чистоте и нечистоте?
16.Почему в Торе особое внимание уделяется отношениям в семье?
17.Почему в Торе предписывается жениться не на женщине, а на девушке?
18.Почему, согласно Торе, мужчина обязан жениться на женщине, если отобрал у неё девственность?
19.Почему, согласно 22 главе 5 стиху Второзакония, на женщине не должно быть мужской одежды, а мужчина не должен одеваться в женское платье?
20.Что общего вы можете найти между правовой культурой иудаизма и законодательством в древнешумерских городах?
21.Как вы думаете, насколько важно для современного Израиля следовать законам Торы?

1.Кто из этих людей стал родоначальником еврейской нации?
а)Моисей
б)Навин
в)Адам
г)Авраам
д)Енох

2.Как называется здание, где евреи молятся?
а)Зиккурат
б)Мечеть
в)Собор
г)Синагога
д)Митреум

3.Как называется мистическое учение в иудаизме?
а)Брит
б)Каббала
в)Мишна
г)Гемара
д)Галаха

4.Какое из этих направлений не является иудейским?
а)Караимы
б)Хасиды
в)Фарисеи
г)Саддукеи
д)Суфизм

5.На каком языке говорят евреи?
а)Санскрит
б)Хинди
в)Авестийский
г)Иврит
д)Арабский

6.Кто, согласно тексту Ветхого Завета, вывел евреев из Египта?
а)Енох
б)Навин
в)Моисей
г)Давид
д)Соломон

7.В Какой день недели в иудаизме запрещено работать?
а)Понедельник
б)Пятница
в)Суббота
г)Вторник
д)Четверг

8. СКОЛЬКО КНИГ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ТОРА?
а)8
б)7
в)5
г)3
д)9

9. КТО ПОСЛЕ СМЕРТИ МОИСЕЯ ВОЗЛАВИЛ ЕВРЕЙСКУЮ ОБЩИНУ?
а)Аарон
б)Давид
в)Иисус Навин
г)Соломон
д)Саул

10. НА ТЕРРИТОРИИ КАКОГО СОВРЕМЕНОГО ГОСУДАРСТВА РАСПОЛОЖЕНА ГОРА СИНАЙ?
а)Эфиопия
б)Испания
в)Греция
г)Египет
д)Сирия

[1] Панищев А.Л. – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии Курского института социального образования (филиала) Российского государственного социального университета, профессор РАЕ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *