итуруп какие города остров
Остров Итуруп
Это самый крупный из Курильских островов — по площади он превышает государство Самоа! Он вытянулся с юго – запада на северо – восток почти на 200 км, а ширина его составляет от 7 до 27 км. Находится Итуруп на юге Большой Курильской гряды. Он отделен от острова Кунашир проливом Екатерины, а проливом Фриза — от острова Уруп.
Это один из самых знаменитых курильских островов. Сюда едут со всех концов страны и мира ради уникальной природы и местных природных достопримечательностей. Здесь находятся 7 потухших и 9 действующих вулканов, несколько водопадов, 10 крупных озер. Сюда любят приезжать альпинисты и любители вершин, благо есть куда забраться: это вершина (1634 м) вулкана Стокап, а так же вулканы Меньший Брат (562 м), Баранского (1134 м), Кудрявый (986 м), Чирип (1589 м), Иван Грозный (1159 м), Берутарубе (1223 м), Атсонопури (1205 м). Особенно интересно наблюдать за действующими вулканами. Например, вулкан Богдан Хмельницкий (1585 м), расположенный в северо – восточной части острова, низвергается прямо в открытый океан!
Так же здесь находится один из крупнейших водопадов России — Илья Муромец. Его высота — 141 метр. Это примерно как 40-этажный дом!
На берегу Курильского залива в центральной ее части расположен Курильск – единственный городской населенный пункт и административный центр района. Население – 6387 человек. Коренные поселенцы острова – айны, которые жили здесь еще со времен японского владычества.
Добраться до острова можно воздушным транспортом, через аэродром Буревестник – это бывший японский военный аэродром, однако это крайне проблематично, поскольку сейчас он принадлежит Министерству обороны России. Так же осуществляются морские перевозки. Всю интересующую информацию можно узнать на
официальной странице города Курильск.
Обитаемый остров. Итуруп, Курильск.
Курильск – третий по величине город курильской гряды и находится он аккурат между Северо-Курильском и Южно-Курильском. Вот такая железная логика!
Кто ещё не бывал на Курилах? @e_kaspersky_ru рассказывает об о.ИтурупTweet
На остров Итуруп мы прибыли в погожее раннее утро, так что впечатление от города сразу случилось приподнятое, позитивное, не в пример северной столице Курил, где нас поливало мерзким холодным дождичком.. Настроение тем более приподнялось в местном магазине. Это был первый за десять дней путешествия магазин! Там было ПИВО. Пииииво! В пузатых пластиковых бутылках и жестяных банках! Пастеризованное! По двойной цене! Несмотря на это всем стало совсем хорошо ещё до полудня 🙂
Недалеко от Курильска находится самый большой рыбоперерабатывающий завод на островах. Сами мы там не были, но наблюдали разноцветные крыши издалека. Вроде как завод выдаёт в день аж 400 тонн рыбы.
Однако Итуруп – это не только морепродукты. Тут находится красноречиво называемое Википедией «единственное в мире экономически выгодное месторождение рения«. Хм, а что же тогда Чили и США добывают его себе в убыток, что ли? А почему на Итурупе до сих пор его промышленно не добывают? Металл дюже редкий, мировая добыча – всего
Центр города украшает река Курилка. На этом впечатления о Курилке заканчиваются.
Жилой фонд напоминает Северо-Курильск. Некоторые дома (особенно на окраинах) кажется вот-вот развалятся. Много окон со старыми, почерневшими от времени рамами, которые непонятно как сохраняют тепло зимой. Зато через улицу, особенно в центре города – новый ремонт, яркие цвета, всё выглядит достаточно радостно и позитивно.
Центральные дороги в городе впечатляют! На удивление ровный асфальт, разметка, тротуары… Ну, зачёт! Видно, что в коммуникации по мере сил вкладываются – и продолжают бетонировать-асфальтировать и дальше (мы сами видели).
Несмотря на наличие аэропорта «Буревестник» (используется совместно для военных и гражданских целей), люди добираются до Большой Земли в основном на теплоходе. Его независимость от погодных условий гораздо выше. Вроде бы построен или почти построен второй аэропорт… ага! Точно! Международный аэропорт «Итуруп» открыт 22 сентября этого года – всего три недели назад. Интересно, есть в мире ещё места, где на 6тыс. человек населения есть аж два аэропорта? 🙂
По острову перемещаются в основном на маршрутках. Цены на транспортные услуги, как и на всё на Курилах, заметно выше, чем в среднем по стране.
Увы, в Южно-Курильске мы тоже не долго задержались. После купания в горячих водопадах снова загрузились на «Афину» и отправились на о.Шикотан, т.е. в направлении к следующему Курильску, южному.
«Контрасты тут поражают» Дикий остров в России манит туристов. Как насладиться его красотами и не встретиться с медведем?
Загадочный и таинственный остров Итуруп, входящий в состав Большой Курильской гряды, хоть и труднодоступен для большинства туристов, однако все же пользуется у них завидным спросом. Еще пару лет назад эти сахалинские земли многим российским путешественникам казались абсолютно недосягаемыми, но благодаря пандемии и закрытым границам стали все чаще попадать в объективы известных фотографов и маршруты искушенных путешественников. О том, как провести отпуск на Итурупе и чем он может удивить гостей, — в репортаже «Ленты.ру».
Влюбиться и остаться
Большинство туристов неспроста выбирают остров Итуруп первым для путешествия по Курильскому архипелагу. Во-первых, он самый большой и здесь действительно есть чем разбавить семидневный отпуск, а во-вторых, именно на Итурупе делаются знаменитые снимки с белыми скалами, которые за последние пару лет облетели все социальные сети.
Руководствуясь этим, в середине июля я с двумя детьми отправилась с Сахалина на теплоходе на самый крупный остров Курильской гряды. До Итурупа также можно добраться на самолете, однако билет обойдется дороже — примерно 12 тысяч рублей с человека за перелет в обе стороны. При этом за авиаперелет из Москвы до Южно-Сахалинска и обратно в разное время года придется отдать еще 20-40 тысяч рублей. Поэтому направление считается далеко не бюджетным.
«Итуруп» в переводе с айнского (айны — древнейшее население Японских островов — прим. «Ленты.ру») значит «медуза», хотя на карте своими очертаниями остров напоминает скорее большую рыбу, распластанную в океане. Курилы протянуты на тысячи километров от Камчатки до японского Хоккайдо и прикрывают вход в Охотское море со стороны Тихого океана.
— На Итурупе нет змей, ежей и пчел, зато очень много медведей и крыс, — поделился своими знаниями пассажир-итуруповец на теплоходе, пока мы разглядывали очертания приближающегося берега.
Погода стояла ясная, и в облаках было видно даже снежную шапку вулкана Богдана Хмельницкого, который не всегда открывается любопытным посетителям. А спустя час мы уже ехали в сторону этого вулкана — на итурупский полуостров Чирип, к лавовому плато Янкито.
Фото: Анастасия Пищугина
Когда-то здесь можно было наблюдать настоящее извержение — лавовые потоки стекали прямо в Охотское море, образуя то, что теперь называют лавовым плато (серо-красные острые скалы причудливых форм, обрывающиеся прямо к раскатистому берегу моря). Кстати, самое красивое время для наблюдения за этим пейзажем — конец дня, поскольку на закате скалы, море и берег утопают в невероятных рыжих оттенках.
Ставить палатку на самом берегу, несмотря на всю романтичность затеи, оказалось плохим решением. Как объяснил смотритель единственной в этом месте гостиницы «Янкито», медведи здесь на каждом шагу. Позже сердобольный итуруповец пригласил нас переночевать на своей даче прямо за отелем — жилище представляло собой благоустроенный морской контейнер за неприступным частоколом.
Вечером он принес нам тарелку свежей икры и поделился интересными историями из своей жизни. Оказалось, наш новый знакомый когда-то был таким же приезжим, как мы. Много лет назад смотритель отправился сюда на заработки, но остров так полюбился ему, что он остался здесь навсегда.
Фото: Анастасия Пищугина
Белые скалы, черный песок
Долгожданная встреча с Белыми скалами случилась на второй день поездки. Это невероятное по красоте геологическое чудо Итурупа — пять километров белоснежных величественных стен, которые время, ветер и эрозия одарили многочисленными складками и каньонами, — тянется вдоль побережья залива Простор.
Дорога к ним идет по отливу и нескольким переправам, туристов сюда возят на внедорожниках. Контрасты вокруг поражают: сначала едешь по мерцающим на солнце молочным пескам, потом — по угольно-черным. Но какими бы идиллическими ни были эти пейзажи, природа тут все-таки дикая. Водитель периодически останавливался, чтобы группа могла выйти и поразглядывать медвежьи следы.
«Хороший мишка, килограммов на двести», — констатировал он, и мы двигались дальше. Несмотря на обилие следов и примятой травы, медведя мы так и не увидели. Тем не менее их незримое присутствие ощущалось повсюду — на обратном пути на песке красовались уже свежие следы хищников. К счастью, медведи не искали встречи с нами и, заслышав гул машин, бесшумно уходили.
Фото: Анастасия Пищугина
Когда подъезжаешь к потрясающим белоснежным каньонам, невольно хочется подойти поближе и разглядеть каждую деталь. На ощупь скалы оказались очень хрупкими, камушки истирались в крошку прямо в руках. Дело в том, что они состоят из пемзы, мягкого белого вулканического минерала, который появился на Итурупе во время очередного древнего извержения подводного вулкана. Горячая лава, насыщенная газами, быстро охлаждалась морской водой, и появился этот пористый материал, который впоследствии поднялся на поверхность.
Пока наш водитель рассказывал нам о происхождении пород, навстречу из ущелья выскочили испуганные туристы. «Медвежата», — закричали они, и все попрыгали по машинам. «Значит, где-то здесь медведица бродит, медвежат укрыла в каньоне, а сама пошла искать, чем покормиться», — заметил гид, захлопывая дверь.
Итуруп — второй Сочи, солнце светит, да не очень
Полюбоваться океанской стороной острова можно, проехав по Ветровому перешейку, самому узкому месту на острове шириной всего семь километров, но мы решили посмотреть на Тихий с другой стороны — у бухты Касатка. Для этого за Курильском (столицей острова) нужно выехать в сторону поселков Горное и Горячие Ключи. Здесь асфальт быстро заканчивается, и на смену ему приходит единственная трансостровная грунтовая магистраль — стратегичка.
Спустя несколько часов лесники высадили нас посреди Касатки, у новой местной достопримечательности — корабля-буксира, выброшенного на мель несколько лет назад. Буксир круглосуточно охраняется одним сторожем, с которым мы немедленно познакомились. Оказалось, зовут его Серегой. Серега три года безотлучно сидит на берегу Тихого океана в небольшом контейнере, приглядывая за кораблем. У него неплохая зарплата и полное обеспечение, но общения ему явно не хватает, поэтому он очень обрадовался нам, приезжим с Большой земли.
Фото: Анастасия Пищугина
Неискушенным посетителям здешние пейзажи могут показаться крайне мрачными: океан на Касатке штормит, погода стоит тучная, кричат гигантские вороны, берег усеян водорослями, трупами чаек и другим неожиданном мусором — от самолетных покрышек до обуви на любой цвет, размер и фасон. Все это выбрасывает океан.
Во время японского владычества на Касатке располагалась военная база. Именно отсюда в 1941 году японская эскадра авианосцев с самолетами на борту отправилась к Гавайям — бомбить Перл Харбор. Но погода в этом месте отнюдь не гавайская — вечные туманы, ветер, холод, сырость. Говорят, японцы часто специально выбирали такие районы для аэродромов своих пилотов-камикадзе — из-за постоянной плохой видимости взлетевшие самолеты уже не возвращались.
Серега пригласил нас в свой контейнер на чай, присели на диван, смотрели в окно-телевизор, по которому показывает всегда один канал — штормящий Тихий. За окном прошмыгнул жирный котик, вместо хвоста у него — помпончик. Это бобтейл — местная порода котов.
«Кошку завел от местных зверских крыс, — рассказал наш собеседник, — в первую зиму они меня так донимали! Прогрызли контейнерную обшивку, падали с потолка чуть ли не в кастрюлю с супом. А Муська их всех передушила». Про себя Муську мы прозвали кошечкой-убийцей: на вид пушистая, вальяжная и спокойная, а по ночам выходит на охоту и уничтожает всех грызунов в окрестностях.
Кроме того, в нескольких местах на скалах попадаются гильзы, въевшиеся в камни, позеленевшие и окислившиеся. А за Касаткой расположено еще одно заброшенное японское здание — бетонный прямоугольник с высокой трубой. Сперва здесь жили японские строители, потом военные. Позже, уже с новыми пристройками, их использовала советская и российская армия.
Сохранившиеся японские постройки отличает нетипичный для нашей страны бетон и плотные ставни — они, как правило, герметичны и даже устойчивы к цунами: на случай большой волны металлические ставни плотно затворялись.
Забытое прошлое
Село Горное — это, можно сказать, конечная станция Итурупа, а также самый дальний из обитаемых поселков на океанской стороне острова. Горное стоит немного вдали от побережья и пугает не меньше хорошего японского триллера. Про такие места обычно говорят, что это готовые декорации к фильмам ужасов.
Здесь в один ряд стоит с десяток уродливых трехэтажных домов. Балконы, двери и окна в них заколочены каким-то тряпками, фанерками, а входы в подъезды завалены бытовым мусором. Большинство этих домов заброшены, так что со всех сторон на редкого посетителя взирают пустые глазницы панелек с обвалившимся балконами, поросшие шиповником.
Фото: Анастасия Пищугина
Горное — в прошлом военный городок. В 1990-х, после расформирования воинских частей и землетрясения 1994 года, из него уехали большинство жителей. С тех пор про Горное, кажется, забыли. Единственное, что здесь напомнило о XXI веке, — новая остановка на въезде, в обход которой почему-то проложены бетонные плиты. Центр поселка — деревянная сцена, магазин-контейнер и звенящая тишина. Самое странное в Горном было увидеть на фоне развалин редких, но вполне себе обычных людей — в современной одежде, с гаджетами и на дорогих внедорожниках.
Вдоволь насмотревшись на грустную российскую реальность, на следующий день на местном автобусе-вахтовке мы отправились обратно в Курильск. Когда на океане на отливе зашли в наш транспорт, бегущая строка сообщила, что следующая остановка — «Площадь Советская». А ведь до города километров 70 бездорожья, вдоль океана и по тайге. И «Площадь Советская» на фоне местных пейзажей выглядела каким-то недоразумением на этом табло.
Дыхание преисподней
Путешествие наше завершалось поездкой из Курильска к подножию вулкана Баранского, самого легкодоступного для гостей и жителей острова. К слову, всего на Итурупе их двадцать, девять считаются действующими. У подножия вулкана течет кипящая серная речка. В ней можно искупаться, прыгнув в благоустроенные платные «ванночки», или просто прогуляться вдоль.
Сначала тропинка идет по бетону, потом — по примятому пружинящему бамбучнику, далее и вовсе приходится прыгать по камням в кипящей воде (температура в речке около 82 градусов Цельсия, но ближе к истоку она повышается).
На обратном пути с Баранского можно заглянуть на неработающую ГеоТЭС, прямо за ней раскинулись пузырящиеся фумарольные поля. Фумаролы — это такие отверстия на склонах вулканов, из которых выделяются газы. Считается, что идут они прямо из магмы. А вот на сам вулкан мы восходить не стали. Хоть он относительно невысок (всего 1132 метра), подъем и спуск по местным тропам занимает как минимум полный световой день.
Поездка подходила к концу. Оказалось, что Итуруп — не такой уж большой, и всего за семь дней пребывания можно перезнакомиться с доброй половиной его жителей. Многие нас узнавали и уже здоровались. Кстати, итурупцы — очень добродушные и отзывчивые люди. Они искренне переживали, что не могли угостить нас свежей рыбой, — рыба к тому моменту на остров еще не пошла. Поэтому один местный житель пообещал обязательно привезти нам рыбу «по свойской» цене в Москву, другой — выслать икру почтой, третий подарил на память китовые усы.
Четвертый же спустя месяц нашел работу на Итурупе и сказал, чтобы мы обязательно сюда возвращались жить и путешествовать: зимой греться в жарких водах — «ванночках» по-местному, подниматься на лыжах на вулканы, объедаться рыбой и ягодами. За таким набором на Итуруп и вправду хочется вернуться. Не зря говорят, что остров затягивает и не отпускает тех, кто с ним подружился.
Мечты сбываются-2. Поездка на Итуруп
В прошлом году, во время посещения Сахалина возникло желание продолжить изучение этого края — восточного рубежа нашей страны. В этом году я воспользовался услугами того же сахалинского туроператора и посетил остров Итуруп. Это самый большой населенный и вообще самый большой из островов Курильской гряды. Население составляет примерно 7000 человек, включая военных. Административный центр — город Курильск. Есть поселки: Рейдово (самый крупный), Китовое, Рыбаки, Буревестник, военные части. На острове двадцать два вулкана, из семь — активные. Два вулкана-Богдан Хмельницкий и Чирип находятся в непосредственной близости от поселений Курильск и Рейдово. Между ними находится аэропорт Ясный, через который идет сообщение с Южно-Сахалинском. Выполняется один рейс в день. Могут быть задержки и отмены, как получилось и у меня. При хорошей погоде прямо из аэропорта открывается великолепный вид на Богдана Хмельницкого (вулкан).
Между Курильском и Рейдово очень хорошая асфальтированная дорога, но за их пределами это достижение цивилизации кончается и далее только по грунтовкам. Качество ряда из них оставляет желать лучшего. Хотя реконструкция дорог сейчас продолжается.
На острове обжита фактически только центральная часть. Север и юг острова малодоступны. Куда-то можно добраться только морем. Раньше на острове было порядка 150 поселений, особенно во времена японского правления с 1875 по 1945 год. Япония, как известно и сейчас оспаривает принадлежность южных Курил в том числе и Итурупа. Интересно, если попытаться посмотреть в мобильном погоду на острове, то название его Гугл выдает как Эторофу. То есть японское название. А японцы считают остров и жителей своими подданными — жителями префектуры Хоккайдо, субпрефектуры Немуро. Курильчанам по рассказам местных отказывают в визе в Японию и предлагают приезжать по безвизовому обмену (свои ведь!). Об этом нам рассказала сотрудник местного музея.
Большая часть острова покрыта лесами. Кроме того очень много рек. Все они нерестовые.
Между деревьями очень часто встречаются заросли местного бамбука. Пробиться через него нереально, поэтому походы по «диким» местам острова могут быть очень затруднены. В северной и центральной частях острова у деревьев преобладает «ветровая» форма кроны. Особенно это заметно у каменной березы и лиственницы.
Недалеко от Курильска есть «мертвое озеро». Из-за высокого содержания в воде сероводорода жизни там нет.
Все туристические поездки по острову осуществляются исключительно на джипах. На обычных легковых проехать по грунтовкам будет нереально. Остров очень гористый и, как я уже писал на нем много действующих вулканов. Один из них — вулкан Баранского (фотоальбом здесь). Он доступен для посещения. Местные фирмы организуют треккинги к его кратеру. Ниже на фото вершина вулкана Баранского. В первый день, практически сразу по прилету, нас ждала экскурсия на это вулкан.
Мы к кратеру не поднимались, и наша поездка включала в себя посещение грязевых и минеральных источников на склонах вулкана.
На удивление в этот день была очень жаркая погода. Доходило до +30. А тут еще вокруг все парит! Было немного тяжко, но вся группа героически держалась. Во время экскурсии по грязевым источникам на четко предупредили, чтобы были крайне осторожны и руки в грязь не совали. Реален очень сильный ожог, так как её температура может доходить до +200 градусов. На выходе каждому вручили по коробочке вулканической грязи. Как маска для лица работает замечательно. Шикарный очищающий эффект.
Остров — кладезь даровой геотермальной энергии. В свое время на острове была построена и функционировала геотермальная станция. Практически дармовая электроэнергия! Но, вот что от неё осталось….
Жуткий пример бесхозяйственности! Сейчас на острове дизель-электростанции. Стоимость электроэнергии зашкаливает! Вроде бы достигнута договоренность о возрождении ГеоТЭС. Новая станция будет носить название «Океанская».
После прогулки по тропинкам через заросли бамбука подошли к речке Кипящей и красивейшим голубым озерам.
Если бы не было бы жары, то все было-бы шикарно. Но, жара под +30 плюс парящие озера и ручьи создали эффект русской парной. Было немного тяжко конечно. Ребята гиды здесь подготовили небольшой сюрприз. Устроили показательную варку яиц в источнике.
Это шоу, конечно, часто организуют в подобных местах, но далее к отварным яйцам начали «искать соль и чем запить». В кавычках, потому что в качестве соли вытащили банку красной икры, а запивали шампанским. Скажем так, оригинальный пикник. Тяжеловато было по жаре подниматься наверх к дороге, где стояли машины. Но как говориться все преодолеем! Дальнейший путь был к горячим источникам, где нам было предложено искупаться. Народ не весь согласился, так как в такую жару прыгать в горячую воду еще тв тема. Но часть группы и я пошли. К сожалению там фото я не сделал. На этом комплексе идет небольшая стройка, все окультуривают и делают небольшой туристический комплекс. Что хочу заметить, хоть вода и довольно горячая, но после купания на фоне той жары себя чувствуешь очень даже неплохо. Вода, кстати, имеет слабокислую реакцию. Источники сероводородные, но сильного запаха не ощущается, тем более к нему быстро привыкаешь. По дороге назад нам встретилась лисичка. Говорят они часто выходят к дороге. Её немного подманили, и удалось сделать несколько фото. Ребята сказали, что и медведя так можно встретить.
На этом первый день на Итурупе закончился. После ужина, по отзывам народа из группы все как убитые спали… Вообще огромный плюс поездки в том, что питание было по схеме «полный пансион». Это хорошо, что не нужно думать о том, где поесть. А кормили надо сказать отменно. Порции огромные! Рыбка и морепродукты конечно присутствовали. Кто хотел взбодриться горячительным — проблем не было. Единственное — цена. К примеру, бокал сухого белого вина (Чили) — 550 рублей. Водка 50 мл — 200 рублей, ну и т. п.
Второй день был посвящен поездке на тихоокеанское побережье в бухту Касатка (фотоальбом здесь). Дорога туда заняла довольно приличное время, где-то часа три с половиной. Но это из-за остановок в интересных местах по дороге. У нас было правило: туда едем с максимальными остановками по маршруту. Фото-стоп в красивых местах, а уже обратно без них. Это, на мой взгляд, весьма разумно. Первая остановка бала на смотровой площадке и Куйбышевского залива. Это еще побережье Охотского моря. У залива есть хорошая обзорная площадка. Ниже на фото как раз вид оттуда на залив.
Холмы покрыты травой, среди нее много цветов.
Рядом с Куйбышевским заливом посетили место, где предположительно было японское кладбище. На это указывает знак, установленный японцами.
По дороге к заливу Касатка мы проехали местный «нулевой» километр. Неподалеку у развилки где пошла дорога к воинской части есть что — то вроде мемориала. Стоит старая военная техника и столб с указателями расстояний до городов. Города почти все российские и, предполагается что это расстояния от место службы до родных городов. Но, интересный момент! На столбе самый нижний указатель указывает направление и расстояние до Майами. Кто здесь служил из Флориды и причем тут расстояние до Майами осталось загадкой, которую не смогли объяснить даже местные.
Вот увеличенный фрагмент фото с указателем.
Далее путь к заливу Касатка шел вдоль озера Благодатное. По словам местных оно сильно загрязнено, так как много нефтепродуктов сливают военные. На берегу озера есть интересные скалы с осыпями. Они построены из рыхлого ракушечника, который интенсивно разрушается.
Выехав к побережью залива Касатка мы попали на песчаный пляж. Песок как водится в зонах вулканизма цветом от серого до черного. Пляж называют «Зеркальным». Это потому, что когда на линии прибоя уходит вода песок остается покрытый тончайшей водной пленкой, которая выглядит как настоящее зеркало.
По линии отлива можно проехать довольно далеко. Примерно на середине зеркального пляжа находится местная достопримечательность — выброшенное на берег судно.
В этом районе в годы войны существовали пристани и аэродром. Военный аэродром есть и сейчас. Отсюда с Итурупа началась атака на Перл-Харбор. Вообще история залива Касатка имеет и трагические страницы. Подземные сооружения строили ведь не сами японцы. Они руководили, командовали. Собственно строительство велось руками пленных корейцев. По окончании строительства примерно 1500 пленных корейцев погрузили на баржу и затопили в центре залива. Этот, да и другие подобные эпизоды осложняют отношения между Японией и Кореей. По возвращению с берегов залива нас ждало посещение комплекса горячих источников «Ванночки». Они, как утверждает аннотация состава воды, размещенная в комплексе, содержит небольшое количество радона. Кстати посещение всех источников для приезжих стоит 1000 рублей в час. Для местных — 200 рублей.
На следующий день планировался поход на лодках к Белым скалам (фотоальбом здесь). Из-за погоды поход на лодках не состоялся, и до скал добирались на машинах по берегу. Они находятся на побережье залива Простор, принадлежащего Охотскому морю. Белые скалы — потрясающее творение природы. Они протянулись на 28 километров вдоль побережья. Скалы, состоящие из мягкой светлой пемзы образованной после извержения вулкана, поражают своей красотой. Особенное очарование этому месту придаёт изумрудная зелень, которая обрамляет верхушки скал. Пемза претерпевает сильную эрозию под воздействием штормов Охотского моря, дождей и многочисленных малых рек и ручьев, которые формируют причудливые формы скал. Песок прибрежной полосы смешанный: в основном — белый кварцевый. К нему добавляется черный титаномагнетитовый. В итоге от их смешения образуется серый цвет.
На обратном пути наша группа посетила двор школы поселка Рейдово. Казалось — бы, чего там смотреть, но возле этой школы находится в определенном смысле уникальный памятник В. И. Ленину — «Ленин в ушанке». По рассказам местных его везли в Магадан, но что-то сорвалось, и он остался на Итурупе.
Завершился день посещением термального комплекса «Жаркие воды». Состав воды сложный, но она считается серной. Содержание в ней сульфидов и сероводорода довольно высокое.
На следующий день мы должны были попрощаться с Итурупом, но погода внесла свои коррективы. Рейс отменили. Он был перенесен на следующий день, но, по словам местных без стопроцентной гарантии. Вообще, посещая Курилы нужно всегда предвидеть резкие изменения погоды и иметь определённую фору по времени возвращения домой. Нельзя плотно стыковать рейсы прилета с Курил (или прихода судна) в Южно — Сахалинск и далее домой. Задержки могут быть вплоть до недели. Нас, правда, задержали только на день. Но фирма молодцы! Авиакомпания «Аврора» оплатила пребывание в гостинице, а туроператор — питание и небольшую дополнительную программу. Так что с утра мы посетили лавовое плато Янкито (посещение входило в программу тура) (фотоальбом здесь), затем уже вне программы тот, кто хотел, посетил комплекс «Ванночки», а после обеда было организовано посещение местного краеведческого музея. Краеведческий музей небольшой, но интересный. Небольшая экспозиция посвящена растительному и животному миру Итурупа. Второй раздел — история заселения и освоения острова коренными жителями — айнами, затем русскими поселенцами и японцами. Третий раздел — история освобождения Курил в 1945 году и современность.
В завершении рассказа несколько фотографий морских ворот Итурупа. Это порт, расположенный в поселке Китовый. Они практически сливаются с городм Курильск.
Сюда приходят грузовые и пассажирские суда.
Свой рассказ об Итурупе я составил исключительно на своих впечатлениях и рассказах ребят-гидов. Поэтому может быть что-то не совпадет с Википедией и какими-то другими источниками. То есть рассказы местных я предпочел официальым источникам. Вообще местные гиды — обычные местные мужики, для которых это в каком-то смысле хобби и приработок. В свободное от основной работы время они возят туристов и конечно рассказывают о своем острове. Кстати слушать их, как мне показалось, интереснее чем некоторых профессиональных гидов с которыми когда-либо сталкивался. Инфраструктура и отели конечно не совсем дотягивают до даже сахалинского уровня. Но, думаю что с ростом потока туристов все изменится. Фото отеля я не сохранил, но номера очень приличные. Неплохая обстановка, душ, туалет.
Как я уже сказал, особых расходов на острове не было, но при планировании поездки туда нужно учитывать что это направление далеко не бюджетное. Но при этом вы получите колоссальный заряд энергии и эмоций. Впечатлений от Курил точно хватит надолго.