италия какая правовая система
Италия какая правовая система
Италия Правовая система
Правовая система Италии входит в романо-германскую правовую семью, причем именно Италия является «прародиной» романо-германского права, сложившегося на основе переработанного римского права.
Основы правовой системы современной Италии сложились в 60-х гг. XIX в., когда в результате мощного объединительного движения вместо отдельных королевств, герцогств, самоуправляющихся областей и городов было создано единое независимое итальянское государство. На формирование общенациональной системы законодательства существенно повлияли законы, ранее действовавшие в отдельных итальянских государствах, которые в свою очередь нередко воспроизводили кодексы некогда захватившей их наполеоновской Франции. Вместе с тем на новом общенациональном законодательстве, в особенности гражданском, сказалось и то, что в Италии на протяжении многих веков сохраняли свою силу и авторитет положения римского права, кодифицированные в VI в. в Своде законов Юстиниана и развитые в трудах многочисленных школ итальянских юристов, известных во всей Европе.
В 1865 г. в Италии были приняты Гражданский, Торговый, Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы, введение в силу которых не вызвало серьезных осложнений, поскольку содействовало прогрессивному процессу унификации права на всей территории страны и отвечало интересам правящих классов. В соответствии с господствовавшей тогда французской моделью системы законодательства готовилось издание и общеитальянского Уголовного кодекса, однако его принятие задержалось из-за ожесточенных споров, прежде всего по вопросу о смертной казни, которая в то время была отменена в Тоскане, но предусматривалась законодательством всех других итальянских государств. Составленный к 1882 г. под руководством министра юстиции Дзанарделли проект Уголовного кодекса считается типичным проявлением идей неоклассической школы в буржуазном уголовном праве: он содержал развернутую систему смягчающих наказание обстоятельств и ряд других весьма либеральных положений, в том числе и отказ от смертной казни. Только в 1889 г. этот проект стал первым общеитальянским Уголовным кодексом. Он получил широкую известность и оказал заметное воздействие на реформы уголовного законодательства в ряде государств Европы и Латинской Америки.
После установления в Италии в 1920-х годах фашистской диктатуры первоначально серьезным преобразованиям подверглась лишь система уголовного законодательства и судопроизводства: в 1930 г. был принят новый Уголовный кодекс, названный по имени тогдашнего министра юстиции «кодексом Рокко», и подготовленный одновременно с ним Уголовно-процессуальный кодекс. Система итальянского законодательства в сфере частного права претерпела существенные изменения в 1942 г., когда вместо ранее действовавших самостоятельных Гражданского и Торгового кодексов, что соответствует наиболее распространенным концепциям буржуазной цивилистической науки в странах континентальной Европы, был издан новый Гражданский кодекс. Он регулировал широкий круг правовых проблем, в том числе и вопросы торгового права. В 1942 г. были изданы также Гражданский процессуальный и самостоятельный Навигационный кодекс. Кодексы, принятые в 1930-1942 гг., за исключением Навигационного кодекса и УПК, изданных в 1987 и 1988 гг. в новой редакции, продолжают действовать и поныне. Крушение режима Муссолини привело к исключению из них лишь сравнительно небольшого числа норм, непосредственно отражающих фашистскую идеологию, в частности в сфере уголовной репрессии и трудовых отношений.
Помимо издания важнейших законов, официально называемых кодексами, в Италии распространена практика публикации частными издательствами сборников законодательных актов, регулирующих крупные правовые институты и также именуемых кодексами (так издаются административный, дорожный, аграрный кодексы, кодексы законов о здравоохранении, о народном образовании, о труде, о пенсиях и др.).
Конституция 1947 г. допускает издание наряду с законами-актами, принимаемыми непосредственно Парламентом, и актов Правительства, имеющих силу законов (ст.76, 77). «Законодательные декреты» издаются Правительством в порядке делегированного законодательства, когда парламентом предварительно устанавливается круг вопросов, подлежащих регулированию, и принципы их решения (так нередко подготавливаются новые кодексы). «Декреты-законы», напротив, могут быть изданы Правительством по собственной инициативе «в случае особой необходимости и срочности», но подлежат утверждению Парламентом в пределах 60 дней после их опубликования.
Научные исследования в области права ведутся в Италии главным образом на юридических факультетах университетов, которые имеются почти во всех крупных городах. Самыми знаменитыми в Средние века были университеты в Болонье и Павии. Ныне наиболее известны университеты в Риме, Милане, Генуе, Турине.
Васильева Т.А. Административное право Италии // Административное право зарубежных стран: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Козырина. М., 1996.
Делла Марра Т. Уголовный процесс Италии: реформа и контрреформа // Государство и право. 1993. N 1.
Законодательство Италии о борьбе с организованной преступностью // Законность. 1993. N 11. С. 34-38.
Италия. Конституция и законодательные акты. М., 1988.
Кариола А. Основные права и свободы по Конституции Италии // Защита прав человека в современном мире: Сборник статей / Отв. ред. И.А. Ледях. М., 1993.
Лубенский А.И. Уголовный процесс Италии. М., 1973.
Попов Н.Ю. Судебная система Италии // Судебные системы западных государств. М., 1991.
Cappelletti M. The Italian Legal System: An Introduction. Stanford, California, 1967.
Certoma G. L. The Italian Legal System. L., 1984.
Италия, Итальянская Республика
Италия, Итальянская Республика
Гражданское и смежные с ним отрасли права
Уголовное право и процесс
Судебная система. Органы контроля
Государство на юге Европы, занимает Апеннинский полуостров, острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов.
Правовая система Италии входит в романо-германскую правовую семью, причем именно Италия является «прародиной» романо-германского права, сложившегося на основе переработанного римского права.
Основы правовой системы современной Италии сложились в 60-х гг. XIX в., когда в результате мощного объединительного движения вместо отдельных королевств, герцогств, самоуправляющихся областей и городов было создано единое независимое итальянское государство. На формирование общенациональной системы законодательства существенно повлияли законы, ранее действовавшие в отдельных итальянских государствах, которые в свою очередь нередко воспроизводили кодексы некогда захватившей их наполеоновской Франции. Вместе с тем на новом общенациональном законодательстве, в особенности гражданском, сказалось и то, что в Италии на протяжении многих веков сохраняли свою силу и авторитет положения римского права, кодифицированные в VI в. в Своде законов Юстиниана и развитые в трудах многочисленных школ итальянских юристов, известных во всей Европе.
В 1865 г. в Италии были приняты Гражданский, Торговый, Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы, введение в силу которых не вызвало серьезных осложнений, поскольку содействовало прогрессивному процессу унификации права на всей территории страны и отвечало интересам правящих классов. В соответствии с господствовавшей тогда французской моделью системы законодательства готовилось издание и общеитальянского Уголовного кодекса, однако его принятие задержалось из-за ожесточенных споров, прежде всего по вопросу о смертной казни, которая в то время была отменена в Тоскане, но предусматривалась законодательством всех других итальянских государств. Составленный к 1882 г. под руководством министра юстиции Дзанарделли проект Уголовного кодекса считается типичным проявлением идей неоклассической школы в буржуазном уголовном праве: он содержал развернутую систему смягчающих наказание обстоятельств и ряд других весьма либеральных положений, в том числе и отказ от смертной казни. Только в 1889 г. этот проект стал первым общеитальянским Уголовным кодексом. Он получил широкую известность и оказал заметное воздействие на реформы уголовного законодательства в ряде государств Европы и Латинской Америки.
После установления в Италии в 1920-х годах фашистской диктатуры первоначально серьезным преобразованиям подверглась лишь система уголовного законодательства и судопроизводства: в 1930 г. был принят новый Уголовный кодекс, названный по имени тогдашнего министра юстиции «кодексом Рокко», и подготовленный одновременно с ним Уголовно-процессуальный кодекс. Система итальянского законодательства в сфере частного права претерпела существенные изменения в 1942 г., когда вместо ранее действовавших самостоятельных Гражданского и Торгового кодексов, что соответствует наиболее распространенным концепциям буржуазной цивилистической науки в странах континентальной Европы, был издан новый Гражданский кодекс. Он регулировал широкий круг правовых проблем, в том числе и вопросы торгового права. В 1942 г. были изданы также Гражданский процессуальный и самостоятельный Навигационный кодекс. Кодексы, принятые в 1930-1942 гг., за исключением Навигационного кодекса и УПК, изданных в 1987 и 1988 гг. в новой редакции, продолжают действовать и поныне. Крушение режима Муссолини привело к исключению из них лишь сравнительно небольшого числа норм, непосредственно отражающих фашистскую идеологию, в частности в сфере уголовной репрессии и трудовых отношений.
Помимо издания важнейших законов, официально называемых кодексами, в Италии распространена практика публикации частными издательствами сборников законодательных актов, регулирующих крупные правовые институты и также именуемых кодексами (так издаются административный, дорожный, аграрный кодексы, кодексы законов о здравоохранении, о народном образовании, о труде, о пенсиях и др.).
Конституция 1947 г. допускает издание наряду с законами-актами, принимаемыми непосредственно Парламентом, и актов Правительства, имеющих силу законов (ст.76, 77). «Законодательные декреты» издаются Правительством в порядке делегированного законодательства, когда парламентом предварительно устанавливается круг вопросов, подлежащих регулированию, и принципы их решения (так нередко подготавливаются новые кодексы). «Декреты-законы», напротив, могут быть изданы Правительством по собственной инициативе «в случае особой необходимости и срочности», но подлежат утверждению Парламентом в пределах 60 дней после их опубликования.
Научные исследования в области права ведутся в Италии главным образом на юридических факультетах университетов, которые имеются почти во всех крупных городах. Самыми знаменитыми в Средние века были университеты в Болонье и Павии. Ныне наиболее известны университеты в Риме, Милане, Генуе, Турине.
Гражданское и смежные с ним отрасли права
Гражданский кодекс 1942 г., в первоначальном тексте которого насчитывалось 2969 статей, состоит из 6 книг: о лицах и семье (I), о наследовании (II), о собственности (III), об обязательствах (IV), о труде (V) и о защите прав (VI). (Они принимались раздельно в 1938-1941 гг.) При подготовке Кодекса, продолжавшейся несколько десятилетий, был учтен опыт не только французского гражданского и торгового законодательства, в значительной степени воспринятого в прежних итальянских кодексах, но и Германского гражданского уложения 1896 г., а главное, в нем были выражены концепции самих итальянских цивилистов, стремившихся найти правовую форму, адекватную, на их взгляд, сложившимся в стране конкретным условиям экономики. Это проявилось, в частности, в отказе от традиционного разделения гражданского и торгового права, которого продолжали придерживаться французские и германские юристы. Многие нормы бывшего Торгового кодекса (о кредите, компаниях, изобретательском праве и др.) были включены по частям в разделы нового Гражданского кодекса, главным образом в книги об обязательствах (IV) и о труде (V). С точки зрения юридической техники наиболее совершенной считается книга IV, где детально изложена современная буржуазная концепция регулирования обязательств, вытекающих из договоров различных видов, из причинения вреда и т.д.
Важным дополнением к Гражданскому стал Навигационный кодекс 1942 г., в котором регулируются правовые вопросы морских, речных и воздушных перевозок, в том числе и трудовые отношения на этих видах транспорта. В нем содержатся также нормы об уголовной и дисциплинарной ответственности за нарушение соответствующих правил.
Итальянский ГК и Закон о браке, в силу большого влияния католической церкви, допускали только юридически оформленное раздельное проживание супругов, но не развод. Лишь с 1970 г. Законом было предусмотрено несколько случаев, когда в судебном порядке после 5-7 лет раздельного проживания развод может быть разрешен. Требование консервативных сил отменить этот Закон, вынесенное в 1974 г. на референдум, было отвергнуто большинством населения страны. Принятый в 1987 г. Закон признал раздельное проживание супругов в течение 3 лет достаточным основанием для развода и предусмотрел возможность поочередного исполнения родительских обязанностей разведенными супругами.
Трудовые отношения в Италии регулируются наряду с нормами ГК рядом других законодательных актов (книга V Гражданского кодекса (о труде) закрепляет правовое положение не столько работников, сколько предпринимателей, а также предприятий и акционерных обществ). Конституция 1947 г. провозгласила право на образование профсоюзов, на забастовку, осуществляемую «в рамках законов», на равенство в оплате труда мужчин и женщин и др. Важную роль в определении условий труда и заработной платы играют коллективные договоры, заключаемые между профсоюзами и организациями предпринимателей нередко в ходе ожесточенных классовых сражений. В 1970 г. был принят Закон о защите свободы и достоинства работников. Имеется развитая система законодательных актов в сфере социального обеспечения. Создан Союз пенсионеров как часть профсоюзного движения. Фонд общего обязательного социального страхования формируется из взносов предпринимателей и работников. За счет этого фонда и из иных источников осуществляются выплаты пенсий по старости и инвалидности и различного рода пособий безработным, малоимущим, бездомным и другим категориям граждан. В 1988 г. проведена реформа системы семейных пособий.
За последние десятилетия получило большое развитие законодательство, направленное на охрану окружающей среды. Создано Министерство культурного наследия и окружающей среды. В 1977 г. издан Закон об основных принципах и мерах, касающихся защиты дикой природы и правил охоты. В 1989 г. законодательно оформлена трехгодичная программа охраны окружающей среды. В ряде декретов-законов 1989 г. предписываются срочные меры против загрязнения почвы и по улучшению качества природных источников снабжения питьевой водой.
Гражданский процессуальный кодекс, вступивший в силу в 1942 г., подвергался впоследствии сравнительно небольшим изменениям (1950 г. и др.).
Уголовное право и процесс
Уголовный кодекс 1930 г. стал одним из наиболее заметных явлений в истории буржуазного уголовного законодательства первой половины XX в. В нем нашли отражение как традиционные принципы и институты буржуазного уголовного права, разработанные классической школой, так и некоторые концепции антрополого-социологического направления. Наряду с наказаниями за преступления, назначаемыми в соответствии с виной правонарушителя, Кодекс предусматривает применение мер безопасности, нередко связанных с лишением свободы, к лицам, признанным «социально опасными». Принятый одновременно с ним Уголовно-процессуальный кодекс 1930 г. предоставлял широкие полномочия исполнительной власти, органам полиции, прокурору и судьям в ущерб интересам обвиняемого, процессуальные гарантии для которого (в частности, право на защиту) резко ограничены.
После свержения фашистского режима и принятия Конституции 1947 г. уголовное и уголовно-процессуальное законодательство неоднократно подвергалось достаточно существенным изменениям. Важное место среди них принадлежит, в частности, Закону от 18 июля 1955 г., которым были расширены права защиты на предварительном следствии и возможности обжалования действий суда. В связи с волокитой, присущей итальянской системе судопроизводства, много раз вносились изменения в законодательство, определяющее сроки предварительного заключения (последние изменения 1984, 1986 гг. и др.).
В некоторых законах, принятых за последние десятилетия, нашла отражение тенденция к либерализации уголовного законодательства. В 1974 г. (Закон N 220) расширены права судьи на смягчение наказания, в 1981 г. (Закон N689) уголовная ответственность за все перечисленные в УК преступные деяния, которые наказываются только штрафом, заменена административной. Этим же Законом предписано взамен краткосрочного тюремного заключения применять меры, не связанные с лишением свободы. В то же время издан ряд актов, предусматривающих усиление репрессии и ограничение некоторых процессуальных прав (их издание мотивировалось интересами борьбы с мафией и участниками террористических группировок): законы о контроле над лицами, подозреваемыми в принадлежности к мафии, 1965 г.; о мерах по охране общественного порядка 1975 г., расширяющий права полиции; о срочных мерах по охране демократического порядка и общественной безопасности 1980 г., позволяющий по телефону получать у прокурора разрешение на арест и обыски. Сюда же относится Закон о мерах в защиту конституционного строя 1982 г., предусматривающий возможность смягчения наказания «раскаявшимся» террористам, если они назовут своих сообщников в ходе следствия, суда либо во время отбывания наказания. Смертная казнь в Италии в мирное время отменена согласно Конституции 1947 г. Полностью этот вид наказания отменен в Италии в 1994 г.
С 1947 г. началась подготовка проекта нового УПК: был издан Специальный закон, поручавший Правительству издать текст нового Кодекса и сформулировавший те критерии и принципы, которым должны были следовать его составители. Созданная Правительством комиссия на протяжении нескольких десятилетий подготовила последовательно несколько проектов кодекса. Наконец, в 1988 г. был издан новый Уголовно-процессуальный кодекс Италии. Принятие его потребовало внести изменения в законодательство по вопросам судоустройства. В УПК 1988 г. подчеркивается необходимость соблюдения конституционных принципов правосудия и защиты прав личности, хотя одновременно с этим в нем было упрощено решение некоторых процедурных вопросов. В новом УПК подробно регламентируются правовой статус участников судебного процесса, проблема собирания и оценки доказательств, вопросы предварительного расследования и судебного разбирательства, обжалования приговора и иных судебных постановлений, а также процессуальная регламентация исполнения наказаний и мер безопасности.
Судебная система. Органы контроля
В функции 23 апелляционных судов, заседающих в главных городах судебных округов, входит рассмотрение апелляционных жалоб на приговоры и вынесенные по первой инстанции решения трибуналов. Дела в них рассматриваются коллегиями в составе 5 профессиональных судей.
Единоличные мировые судьи (их около 10 тыс.) обладают весьма ограниченной компетенцией: они вправе рассматривать лишь гражданские дела с небольшой суммой иска. Они не профессионалы и не получают жалованья за свою деятельность.
В 1988 г. была реформирована система судов по делам несовершеннолетних. В каждом округе апелляционного суда был учрежден самостоятельный трибунал по делам несовершеннолетних, который состоит из двух профессиональных судей и 2 экспертов (мужчины и женщины). Трибунал рассматривает дела о правонарушениях подростков в возрасте до 18 лет. Жалобы на постановления трибунала рассматриваются в одной из палат апелляционного суда с участием 2 таких же экспертов.
Учреждения административной юстиции в Италии образуют самостоятельную систему во главе с Государственным советом, одновременно и консультативным и судебным органом. Он контролирует законность актов Правительства и министерств и рассматривает жалобы на решения областных административных трибуналов. Эти трибуналы имеются в каждой из 20 областей и выступают как органы административной юстиции первой инстанции, рассматривающие жалобы на постановления и действия многих исполнительных властей.
Уголовные дела расследуются органами судебной полиции, преторами (впоследствии претор иногда рассматривает в качестве судьи расследованное им же дело), республиканскими прокурорами и, наконец, следственными судьями, состоящими при трибуналах и назначаемыми из числа членов трибуналов (ими проводится, как правило, так называемое формальное следствие по делам, подсудным суду присяжных). Обвинение по уголовным делам поддерживают в суде представители прокуратуры либо назначенные преторами другие государственные служащие (в том числе офицеры полиции).
Генеральные прокуроры при Кассационном и апелляционных судах, республиканские прокуроры при трибуналах представляют со своими сотрудниками иерархически организованную систему, которая функционирует под эгидой министра юстиции. Представители прокуратуры выступают в судах также при рассмотрении некоторых гражданских дел (например, при любом разбирательстве в Кассационном суде, при спорах о детях, о признании недееспособности и др.).
Защиту по уголовным делам осуществляют адвокаты либо по выбору обвиняемого, либо назначаемые в порядке бесплатной юридической помощи, получение которой обставлено многочисленными формальностями. Согласно закону обвиняемый может иметь не более 2 защитников. При судебном разбирательстве гражданских дел стороны, как правило, должны быть представлены адвокатами. К выступлениям по гражданским и уголовным делам в Кассационном суде и других высших судах допускаются лишь самые опытные и квалифицированные адвокаты, включенные в список, который утверждается Высшим советом магистратуры.
В Италии отсутствует на национальном уровне институт, аналогичный омбудсману. В то же время Закон об устройстве местной автономии 1990 г. содержит обязательную норму об учреждении подобного институтагражданского защитника (difensore civico) во всех областях. Первые должности гражданских защитников были учреждены в Тоскане и Лигурии еще в 1974 г. В настоящее время омбудсманы учреждаются также на уровне провинций и коммун.
Высшим органом финансового контроля является Счетный суд, учрежденный еще в 1862 г. Конституционно он определен как вспомогательный орган Правительства. На практике Счетный суд наделяется функциями судебной инстанции, осуществляющей контроль за правильностью использования государственных финансов. Он осуществляет предварительный контроль законности актов Правительства, а также последующий контроль исполнения государственного бюджета. Полномочия по назначению членов Счетного суда принадлежат Правительству на основании Королевского декрета N 446 «Полномочия Совета министров» от 14 ноября 1901 г.
Васильева Т.А. Административное право Италии // Административное право зарубежных стран: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Козырина. М., 1996.
Делла Марра Т. Уголовный процесс Италии: реформа и контрреформа // Государство и право. 1993. N 1.
Законодательство Италии о борьбе с организованной преступностью // Законность. 1993. N 11. С. 34-38.
Италия. Конституция и законодательные акты. М., 1988.
Кариола А. Основные права и свободы по Конституции Италии // Защита прав человека в современном мире: Сборник статей / Отв. ред. И.А. Ледях. М., 1993.
Лубенский А.И. Уголовный процесс Италии. М., 1973.
Попов Н.Ю. Судебная система Италии // Судебные системы западных государств. М., 1991.
Cappelletti M. The Italian Legal System: An Introduction. Stanford, California, 1967.
Certoma G. L. The Italian Legal System. L., 1984.
Правовая система Италии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Попов, Николай Юрьевич
Оглавление диссертации кандидат юридических наук Попов, Николай Юрьевич
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
ИТАЛЬЯНСКОГО ПРАВА 18
§ I. оки итальяого права 18
§ 2. Становление общенациональной правовой семы 41
ГЛАВА ВТОРАЯ. ИСТОЧНИКИ ИТАЛЬЯНСКОГО ПРАВА 85
§ I. Характерные особенности системы юридических очников в Италии 85
§ 2. Закон в системе источников итальянского права 100
§ 3. Субсидиарные, источники итальянского права 123
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ОСНОВЫ ИТАЛЬЯНСКОЙ ЮСТИЦИИ 141
§ I. Правосудие в Италии: основные принципы и характерные черты 141
§ 2. Судебнаястема Италии 160
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК
Областная автономия в Италии: правовые аспекты 1983 год, кандидат юридических наук Васильева, Татьяна Андреевна
Буржуазные конституции: основные тенденции развития, сравнительный анализ 1989 год, доктор юридических наук Маклаков, Вячеслав Викторович
Уголовное право Италии: Основные институты 2002 год, кандидат юридических наук Игнатова, Милена Алексеевна
Теоретические проблемы советского сравнительного правоведения 1984 год, кандидат юридических наук Саидов, Акмал Холматович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Правовая система Италии»
Предмет и актуальность исследования. Италия является одной из ведущих капиталистических стран. Экономические и политические процессы, проходящие в Италии, в целом отражают общие тенденции эволюции капитализма периода его общего кризиса. Вместе с тем, им свойственна и определенная специфика, связанная главным образом с особенностями исторического развития страны. Эту специфику во многом определяет деятельность наиболее крупной и влиятельной в капиталистическом мире коммунистической партии. Все это, разумеется, вызывает живой интерес советской науки, в том числе и юридической.
ХХУ1 съезд КПСС и июньский /1983 г./ Пленум ЦК КПСС поставили перед общественными науками задачу действенного изучения и критического анализа экономики, политики и идеологии современного капитализма^. Важное значение для реализации этой установки имеет систематическое исследование буржуазного права. Современное буржуазное право не перестает оставаться одним из главных орудий классового господства. Наряду с этим право является и одной из главных сфер классовой борьбы. Классовая, политическая борьба есть во мно
Отмеченные процессы в высшей мере характерны для Италии, во многом объясняют противоречивость правовой системы страны. В Италии действует одна из наиболее демократических в капиталистическом мире конституций, разработанная и принятая в 1947 году при непосредственном участии коммунистов, других левых сил. Но, создавая в целом положительное»реноме» итальянскому праву, она не определяет его истинного лица. Для права стран романо-германской правовой семьи огромное значение имеет кодифицированное законодательство. Последняя же кодификация в Италии была проведена при фашизме. Разумеется, наиболее одиозные законоположения фашистского режима были отменены в послевоенный период в результате частичных реформ. Однако старое законодательство в целом используется правящим классом для нейтрализации неблагоприятных для буржуазии последствий конституционных уступок трудящимся.
Такой «дуализм» правовой системы предоставляет правящему классу широкие возможности для маневрирования. Кроме того, коренной пересмотр кодексов в условиях сегодняшней расстановки политических сил мог бы привнести в итальянское право неожиданные и нежелательные для правящего класса изменения.
Такова самая общая социальная характеристика правовой системы. Италии.
В.И.Ленин указывал на важность изучения и возможность использования иностранного правового опыта. «Все, что есть в литературе и опыте западноевропейских стран в защиту трудящихся, взять
Важную роль изучение иностранного, в том числе и буржуазного, права играет для развития сравнительного правоведения. Классики марксизма не раз отмечали выдающуюся роль сравнения в развитии отдельных наук и особо выделяли, например, сравнительную анатомию,
5/ сравнительное языкознание и т.д. ‘ Разумеется, сравнение в праве обладает существенными особенностями. Однако, представляется очевидным, что также как сравнительное языкознание невозможно без знакомства с иностранными языками, так и сравнительное правоведение нереально без знания, понимания иностранного права. «Наряду с
Материалы ХХУ1 съезда КПСС, с. 64.
Несмотря на важность темы, правовая система Италии составляет определенный пробел в советской юридической науке. В сущности, данная диссертация представляет собой первую попытку комплексного освещения итальянского права.
Цель диссертационного исследования состоит в аналитическом рассмотрении основополагающих и наиболее характерных составных итальянского права, образующих как бы каркас, на котором «строится» правовая жизнь страны, внутреннюю основу правовой надстройки. При раскрытии понятия правовой системы необходимо сведение разнообразных компонентов правовой действительности к более общим понятиям. Наиболее общими, на наш взгляд, являются категории правопонима-ния, правотворчества и правоприменения. Разумеется, пределы кандидатской диссертации, другие объективные причины не могли позволить всеобъемлющего исследования указанных категорий на итальянском примере. Однако именно соответствующей установке подчинено преимущественное освещение в работе проблематики истории итальянского права, юридических источников и судебной системы страны.
Разумеется, при подготовке диссертации не могло быть не уч
Выпущенная в США книга итальянского юриста А.Гризоли»‘является, по сути дела, неплохим справочником. Автор не ставил себе задачу провести какие бы то ни было теоретические исследованиия, а систематизировал наиболее общие фактические данные:например, о
Самой значительной работой является труд итальянского /М.Кап-пеллетти/ и американских /Дж.Мерримен, Дж.Перилло/ ученых «Итальянская правовая система»»^. В книге обобщен богатый фактический материал, предлагаются интересные решения. Но для работы характерны, в целом, те же недостатки, что.и для вышеуказанной энци
Общие вопросы итальянского права рассматриваются также в некоторых фундаментальных трудах западных компаративистов, например, Р.Давида /Франция/, К.Цвайгерта и Г.Кётца /ФРГ/, М.Лозано
Италия/, П.Орианна /Бельгия/»‘»Л
При отсутствии, непосредственно в Италии, работ, комплексно охватывающих национальное право в целом, все же, разумеется, именно итальянская литература дает наибольшее представление о правовой системе этой страны. Помимо крупных монографий, учебных курсов, журнальных статей в различных областях правового знания, важное значение приобретают тематические сборники статей. Особо отметим выпущенные к последним трем Международным конгрессам сравнительного правоведения /тегеранскому 1974 г., будапештскому 1978г., каракасскому 1982 г./ сборники итальянских национальных докладов,
2 / освещающие вопросы функционирования правовой системы страны ‘. В 1982 году в Милане был выпущен сборник научных докладов на конференции Мессинского университета 1981 г., посвященной пятидесяти
Новизна диссертации. Настоящая диссертация является первым в советской литературе монографическим исследованием итальянского права. В результате рассмотрения исторических особенностей развития, анализа законодательства, использования материалов юридической науки и судебной практики показаны характерные черты итальянской правовой системы, основы итальянского права. Большинство данных вводится в оборот советской науки впервые. В диссертации дается новый, исправляющий прежний, русский перевод ряда статей итальянской Конституции 1947 г.
К числу основных положений, выдвигаемых в диссертации, относятся, в частности, следующие:
— Итальянское право обладает богатой юридической традицией. Учитывая общую периодизацию истории права, основанную на марксистских положениях о соотношении базиса и надстройки, государства и права, диссертант предлагает свою периодизацию развития итальянского права феодальной формации относительно исторических источников права, а также схет^у развития итальянской буржуазной правовой системы, отражающую эволюцию буржуазной общественно-экономической формации и смену политических режимов в Италии;
— Итальянскую правовую систему характеризует сложная система юридических источников. По существу, здесь противоборствуют две нормативные системы: традиционная кодексовая /сформированная при фашизме/ и прогрессивно-демократическая конституционная. Без коренной реформы устаревшего законодательства источники итальянского права не могут быть приведены в должное соответствие с требованиями Конституции 1947 г.;
Практическое применение исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в научной деятельности и прежде всего в советской науке сравнительного правоведения. Материалы диссертации могут быть использованы также в преподавании истории и теории государства и права, отдельных отраслевых правовых дисциплин в юридических учебных заведениях.