история одного города в каком классе проходят

История одного города в каком классе проходят

история одного города в каком классе проходят. Смотреть фото история одного города в каком классе проходят. Смотреть картинку история одного города в каком классе проходят. Картинка про история одного города в каком классе проходят. Фото история одного города в каком классе проходят

история одного города в каком классе проходят. Смотреть фото история одного города в каком классе проходят. Смотреть картинку история одного города в каком классе проходят. Картинка про история одного города в каком классе проходят. Фото история одного города в каком классе проходят

МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
(1826 – 1889)

Уроки литературы в 10 классе[1]

УРОКИ 143–144
«Книга Щедрина не только величайшая антиутопия на темы российской истории. Это еще и философский роман о парадоксе человеческого существования»
[2]
М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города».
Замысел, история создания, жанр и композиция романа.
Образы градоначальников.

Урок можно начать с лекционного вступления,
в котором учитель обозначит особенности романа «История одного города», что поможет его адекватному восприятию и пониманию.

Основные положения
вступительного слова учителя

1. Замысел и история создания романа.

2. Особенности его названия.

3. Конфликт произведения.

4. Основные проблемы романа.

5. Принципы художественного историзма автора.

6. Особенности композиции романа.

7. Пародирование известных древнерусских памятников.

8. Фольклорное начало в романе.

9. Сатирическое изображение градоначальников и многовекового терпения народа.

Вопросы и задания к главе
«Опись градоначальникам»

1. Что обозначает слово «опись»?

2. Почему автор назвал главу «Опись градоначальникам»? Это оговорка писателя или нет?
(Нет, не оговорка. Автор использует яркий сатирический прием и называет главу так, чтобы показать читателям, что перед ними не люди, а «механизмы», вещи, куклы-марионетки, действующие по заданной программе.)

3. Докажите, что в главе совмещаются два художественных плана повествования. Какую роль играет здесь прием образного и стилевого контраста?
(Первый план — жизнеподобные детали, строгий стиль официальных документов. Второй план — комический, в котором соединяются фантастика и гротеск.)

4. Проанализируйте причины, по которым градоначальники лишались власти. Сделайте вывод о качестве их правления.

5. Какой художественный смысл приобретает нумерация градоначальников?

6. Как Салтыков-Щедрин развивает в описании градоначальников гоголевский мотив абсурда?

7. Какой обобщенный образ самодержавия создан в главе?

8. Какой смысл приобретают в изображении действительности приемы фантастики и гротеска?

9. Попытайтесь определить, черты каких реальных правителей России отразились в образах глуповских градоначальников.

10. Подумайте, что же такое «История одного города» в жанровом отношении: сатира на самодержавие, величайшая антиутопия на темы российской действительности или философский роман о парадоксах человеческого существования? Найдите аргументы для доказательства каждой позиции.
(Вопрос остается открытым, так как каждая версия имеет убедительные аргументы в свою пользу.)

Может быть, на уроке родится еще одна точка зрения на проблему жанра романа, о которой учащиеся выскажутся в ходе обсуждения.

В центре уроков
— размышления об образах наиболее отличившихся градоначальников.

Эту работу уместнее всего организовать в группах и предложить учащимся заполнить таблицу — характеристику правителей города.

Группа 1.
Дементий Варламович Брудастый.

Группа 2.
Семен Константинович Двоекуров.

Группа 3.
Петр Петрович Фердыщенко.

Группа 4.
Василий Семенович Бородавкин.

Группа 5.
Иван Пантелеич Прыщ.

Группа 6.
Эраст Андреевич Грустилов.

Группа 7.
Угрюм-Бурчеев.

Примерный план анализа
образов градоначальников

1. Фамилия, имя, отчество градоначальника (говорящие фамилии, фамилии-клички).

2. Внешность и черты характера.

3. Методы управления.

4. Жизнь народа в период правления градоначальника.

5. Исторические аналогии.

6. Сатирические приемы, использованные автором для создания образа.

7. Авторская позиция.

В ходе исследований школьники должны выявить
приемы сатирического изображения героев, использованные Салтыковым-Щедриным в романе:

1. Приемы типизации сатирического образа-персонажа.
2. Гротеск в изображении комических ситуаций, где действуют герои произведения.
3. Пародирование законодательных документов.
4. Стилизация повествования под слог летописцев-архивариусов.
5. «Эзопов язык».

Итог уроков.

Перед глазами читателей прошла целая галерея диких, полоумных, наглых и жестоких правителей города, а значит — страны, так как границы города Глупова расширяются до пределов всей России. В нем совмещены деревни, села, уездные и губернские города и даже столицы.

В романе проявилось высокое мастерство писателя в использовании приемов сатирического изображения действительности и умелых социальных обобщениях. Иго градоначальников делает положение глуповцев поистине бедственным. Состраданием к угнетенному народу проникнуты главы «Сказание о шести градоначальницах», «Голодный город», «Соломенный город».

Автор подчеркивает масштабность социальных и исторических катастроф, к которым может привести и беспредельное терпение, и стихийный бунт. В покорности народа он видит не только позор и беду русской нации, но и причины страшных социальных болезней и трагедий будущего.

1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. См.: Дмитренко С. Ф. Щедрин: незнакомый мир знакомых книг. — М., 1999. (вернуться)

Источник

Урок Салтыков-Щедрин» История одного города»

Тема урока: Глупов и глуповцы под судом сатиры. (По роману Салтыкова – Щедрина «История одного города»).

Цели урока: дать общую характеристику произведения, определить его жанр, проблематику, рассмотреть содержание отдельных глав.

Образовательная: открыть важный человеческий смысл произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрыть суть моральных категорий на примере биографии писателя, поступков героев произведения; рассмотреть способы сатирического изображения народа и власти.
Развивающая: продолжать формирование навыков участия в дискуссии, анализирования противоречивой информации, аргументации и сравнения; продолжать развивать навыки работы с текстом (анализ текста, работа над характеристикой героев, словотворчество);
Воспитательная: формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное отношение к жизни, воспитывать потребность осознанно определять своё место в обществе, формировать чувство ответственности за свои поступки, нравственные качества личности.

лекция, беседа, чтение текста, дискуссия.

Оборудование: текст романа Салтыкова – Щедрина «История одного города»

1.Лекция учителя с элементами беседы.

а) Какое впечатление произвёл на вас роман Салтыкова – Щедрина «История одного города»?

б) Да, отношение к произведению противоречивое, но это не потому, что роман был написан давно, а дело в том, что так было всегда со времени выхода «Истории одного города».

Оценка романа современниками.

Это произведение впервые вышло отдельным изданием в 1870 году. До этого книга печаталась в несколько приёмов в журнале «Отечественные записки». Сразу по выходе книги в свет И.С.Тургенев, находившийся тогда в Лондоне, писал М.Е.Салтыкову-Щедрину:

« На днях получил Вашу «Историю одного города», прочёл её немедленно. Под своей резко сатирической, иногда фантастической формой, своим злободневным юмором, напоминающим лучшие страницы Свифта, «История одного города» представляет самое правдивое воспроизведение одной из коренных сторон российской физиономии».

Но подобное отношение к новому творению Щедрина было далеко не единодушным. Некоторые читатели и критики встретили его более чем прохладно. В апрельском номере журнала «Вестник Европы» за 1871 год появилась критическая статья, посвящённая «Истории одного города», которая называлась «Историческая сатира» Автор её рассматривал книгу как сатиру на русскую историю и в этой связи обвинял писателя в самых разных грехах: « в поверхностном знакомстве с историей 18 века, и вообще с историей русского народа», в неясности позиций автора, в смехе для смеха и старании «позабавить читателя во что бы то ни стало, в отсутствии всякой руководящей идеи. Одним из главных пунктов обвинения был тезис о глумлении сатирика над народом. Подписана статья была псевдонимом А.Б-ов, за которым скрылся А.С.Суворин – в то время либеральный критик. Салтыкова статья Суворина возмутила и непониманием замысла книги, её истинной направленности и художественного своеобразия. Он написал письмо в редакцию журнала «Вестник Европы», в котором объяснил замысел « Истории одного города». Но объяснение автора было положено под сукно и пролежало в архиве ответственного редактора Стасюлевича сорок с лишним лет.

Чем же объяснилась разноголосица мнений по поводу новой сатиры Щедрина? Прежде всего различием в идейных позициях её читателей. Но немаловажное значение имело и то обстоятельство, что по своей художественной структуре книга была необычной, сложной. Не случайно И.С.Тургенев в своей рецензии назвал её странной и замечательной. Это и в самом деле одно из самых своеобразных произведений русской сатирической литературы.

2. Беседа по содержанию произведения.

а) Город Глупов – город – гротеск. Необычен и жанр, и герои, необычен сам объект изображения, избранный сатириком. Давно известно, что предметом сатиры должна быть современность, а тут вдруг – история. К тому же история какого-то города Глупова.

— Что же за город привлёк внимание писателя? Где был заложен он? Каково место расположения?

(ответы ищем в главах « О корени происхождения глуповцев» и в обращении к читателям)

— Каковы границы города Глупова?

( Границы города неопределённые, непонятные, то это уездный городишко с прилегающим к нему выгоном для скота ( рассыльный прибывает в г.Глупов из Губернии; новый градоначальник тоже), то выясняется, что это город скорее губернский ( в трактате Микаладзе встречаем фразы: « В одной из приволжских губерний градоначальник был роста трёх аршин с вершком. В другой губернии столь же рослые градоначальники»), то границы города расширены до пределов всей России (« Выгонные земли Византии и Глупова были до такой степени смешены, что византийские стада почти постоянно смешивались с глуповскими, и из- за этого выходили беспрестанные пререкания).

— Кто населял город Глупов?

( Город Глупов населяли странные люди, похожие на горожан, встречаем мы здесь и купечество, и интеллигенцию, и даже глуповский бомонд. А потом вдруг оказывается, что жители этого города …пашут, сеют, пасут скот и живут в избах).

— Как понимать эти противоречия? Как недосмотр автора?

( Это город условный, иносказательный. Город – гротеск, в котором нашли воплощение негативные стороны всей страны, всего государства. В этом обобщённом образе совмещены деревни, сёла, уездные и губернские города, столицы Российской империи).

— Что означает сочетание «один город» в названии «История одного города»?

( Один город следует соотнести с исконным смыслом корня gard – ограждённая территория, область человеческого существования, значит, это изображение любого человеческого общества).

— Как же возник этот город?

(Глава «О корени происхождения глуповцев». Здесь Щедрин рисует гротесковую картину возникновения Глупова, строительным материалом для которой в значительной мере послужила сатирически переосмысленная легенда о «добровольном призвании славянами варяжских князей»).

— Из легенды мы узнаём, что основали город Глупов головотяпы. Почему их так называли?

— С чего же начали головотяпы наведение порядка?

Но невозможно такими нелепыми действиями добиться порядка, и они обращаются к князю.

— Какая главная проблема ставится писателем в связи с этим в главе «О корени происхождения глуповцев», а потом и во всём повествовании?

(Народ и самовластие).

— Сторонники самодержавия заявили, что, пригласив князей, народ проявил мудрость. А как считает автор?

( Щедрин считает это глупостью, выражая своё мнение устами князя, согласившегося « володеть» головотяпами).

— Что же принесло головотяпам самовластие?

( «И будете вы платить мне дани многие…», т.е. грабёж систематический, узаконенный.

Дальнейшие главы представляют собой описание жизни глуповцев при самовластии. Сатирик воссоздаёт город Глупов на разных этапах его существования, при разных правителях. Например, глава «Опись градоначальников» даёт целую вереницу их. И снова люди вроде бы как люди: и фамилии есть, и имя – отчество, и чин. И качествами некоторые из них наделены вполне правдоподобными. В то же время сплошь и рядом быль переплетается с фантастикой.

— Чем знаменательны градоначальники?

Образы градоначальников необычны, фантастичны.

Сам Салтыков – Щедрин, объясняя смысл своего обращения к фантастике, подчёркивал, что « фантастичность рассказов немало не устраняет их …воспитательного значения и что опрометчивая самонадеянность летающего градоначальника может даже и теперь послужить спасательным предостережением для тех из современных администраторов, которые не желают быть преждевременно уволенными от должности».

Конечно, объяснение это носит ироничный характер, но вместе с тем оно в своеобразной форме выражает ту мысль, что обращение к фантастике было не случайным, а диктовалось серьёзными творческими задачами, несло важную идейную нагрузку, т.е. сколько бы прихотливым и безграничным ни был полёт фантазии, он всегда связан с реальной действительностью. Например, говоря о гротесковой характеристике Никодима Осиповича Иванова, который настолько «мал ростом, что не в состоянии был вмещать пространных законов, мы должны знать, что эта фантастическая подробность появилась у Щедрина не случайно, что он опирался на материалы реальной действительности.

С середины 18 века по 1825 год в России были изданы десятки тысяч разных законов. Собранные вместе, они заняли 45 томов (Полное собрание законов Российской империи. 1830). Законы, изданные при Николае Первом и Александре Втором (до 1870 года), составили ещё 45 томов. Характерной чертой многих из них были не только пространность, но и крайняя запутанность, противоречивость. Вот куда метит сатирик, заявляя, что градоначальник Иванов умер от «натуги, усиливаясь постичь некоторый сенатский указ.

В фигурах некоторых градоначальников можно отыскать черты подлинных самодержцев (так, например, в образе Негодяева есть нечто от Павла Первого, в фигуре Микаладзе и Грустилова – от Александра Первого, в Перехват Залихватском – от Николая Первого).

— Так что же, это сатирический портрет исторической личности?

(Нет. Это образы обобщённые)

— Что общего у всех градоначальников? Чем они похожи?

( Они похожи в главном: их разнообразные прожекты сводились к одному: к выколачиванию «недоимок» и пресечению крамолы).

Вывод: Многообразие градоначальников оборачивается на самом деле их поразительным однообразием. И термин ГРАДОНАЧАЛЬНИК в данной книге употребляется не в официальном своём значении, а в чисто условном. Градоначальник – это начальник города Глупова, а поскольку Глупов – город обобщённый, то и градоначальник – понятие собирательное, обозначающее самовластного правителя. И в следующих главах эти разнообразные фигуры как бы приведены к общему знаменателю. Этим знаменателем оказывается Дементий Варламович Брудастый – градоначальник без головы.

— Чем же он знаменателен? Расскажите о нём.

( В этом образе перед читателем предстаёт сущность градоначальничества, очищенного от всего второстепенного).

— Что является второстепенным, ненужным?

(Всё человеческое, в том числе голова, ум. Для управления достаточно двух мелодий: «Разорю! Не потерплю!

Так правил Глуповым человек, у которого на плечах пустой сосуд, то есть человек без головы отдавал распоряжения, которые глуповцы беспрекословно выполняли, человек без головы распекал чиновников и т.д. Причём Щедрин объясняет правомерность выбранного приёма объяснением смотрителя народных училищ.

В главе «Война за просвещение» писатель заставляет градоначальника Бородавкина подвергнуть строгому рассмотрению деяния своих предшественников. Оказалось, что в веренице градоначальников лишь тени, образы лиц.

— Какие главы ещё подчёркивают идею градоначальнического однообразия?

(глава «Оправдательные документы» «Мысли о градоначальническом единомыслии»

Оказывается однообразие это далеко не случайно, оно закономерно, необходимо. С этого начинается трактат Василиска Бородавкина).

— Какова цель единомыслия и единовластия?

— О чём гласит трактат «О благовидной всех градоначальников наружности?

(Все градоначальники должны быть унифицированы).

— Что должно быть главным в их облике?

Вывод. Получается, что градоначальник это мундир, а кто в мундире – это неважно. В нём может быть Клементий, вывезенный из Италии за искусную стряпню макарон, или Фердыщенко, бывший денщик князя Потёмкина, большой любитель буженины и гуся с капустой, или Негодяев, бывший гатчинский истопник, или более зловещая фигура – Угрюм – Бурчеев ( глава «Подтверждение покаяния. Заключение»).

— Прочитайте портретную характеристику, данную писателем этому герою. Почему герой изображается на фоне пейзажа, в котором вместо неба нависла серая солдатская шинель?

( Шинель – символ, который должен создать иллюзию безгрешности тирана.

Этот приём с простой солдатской шинелью не раз использовался русскими деспотами всех мастей: чем жестче режим, тем больше заботился тираноб аскетизме своего облика и быта).

— Как вы думаете, почему именно Угрюм – Бурчеев завершает вереницу градоначальников?

(Он всех превзошёл своим безграничным идиотизмом, неиссякаемой энергией, ограниченностью, непреклонностью, уравниловкой, наличием казарменных идеалов. Его идеалы: прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведённая до наготы, равниловка).

(Тем, что у власти идиот. В его голове созрел целый систематический бред. Кроме

Вывод: Таким образом, природа, ставшая для писателя олицетворением нормальной, новой жизни – вот главное и, к сожалению, единственной, до конца последовательный противник бесчеловечной, мертвенной идеи государства. Вспомним Органчика. В чём причина его поломки? То ли под влиянием прекрасного весеннего дня (естество!) он улыбнулся, и машина государственности вдруг заработала в несвойственном для неё режиме – режим естественности, человечности и сломалась. Вот эта – то несовместимость идеи государственности и идеи человечности доводится Угрюм – Бурчеевым до предела.

Одним из прототипов этого градоначальника был Аракчеев (военный министр в последние годы царствования Александра Второго).

— Как вы думаете, можно ли свести образ Угрюм – Бурчеева к сатире только на Аракчеева?

(Нет. Аракчеевщина – явление конкретно – историческое, а потому «кратковременное». Угрюм – Бурчеевщина – нечто более широкое, страшное. Это явление обобщенное).

Градоначальникам, олицетворяющим собой самодержавие, противопоставлены в книге щедрина глуповцы.

-Что представляют из себя глуповцы? Как ведут себя под игом самовластия?

( Основное их качество: неиссякаемое терпение и сильная вера в начальство.

На эти качества указывают даже звукоизобразительные характеристики. Звукоизобразительные характеристики градоначальников и глуповцев резко отличаются.

Источник

Литература. 10 класс

Конспект урока

Урок №28. Биография М.Е. Салтыкова-Щедрина. Город Глупов и глуповцы в «Истории одного города».

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Гротеск — приём, комически или трагикомически изображающий события посредством причудливого сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры.

Памфлет — разновидность художественно-публицистического произведения, направленного против политического строя или общественной группы.

Роман — эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на отдельной личности в её отношении к окружающему миру.

Сатира — разновидность литературы, обличающая и высмеивающая пороки людей и общества.

Хроника — литературный жанр, последовательно излагающий историю любых событий, в той последовательности, как они происходили в жизни.

1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. М.: Просвещение, 2015. 388 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Салтыков-Щедрин вспоминает своё детство так: «Я вырос на лоне крепостного права, вскормлён молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и няньками и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем. Все ужасы этой вековой кабалы я видел в их наготе». Сильное впечатление сохраняется у писателя всю жизнь, поэтому он сочувствует народу. Анализируя жестокость матери не только к крепостным, но и домашним, он писал: «Крепостное право, тяжёлое и грубое в своих формах, сближало меня с подневольною массой». В противовес бесчеловечности в душе мальчика пробуждается чувство обострённой справедливости.

Писатель родился 27 января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в семье помещика, принадлежавшего к старинному дворянскому роду. Его мать, Ольга Михайловна Забелина, была дочерью московского купца. В семье царили скупость и мелочный расчёт.

Начальное образование Михаил получает дома: в четыре года начинает изучать французский язык, позднее — немецкий, а уж затем и русский, с которым его знакомит крепостной живописец Павел и старшая сестра Надежда. К семи годам мальчик очень любит читать. В 10 лет после блестящей сдачи экзаменов его зачисляют в Московский Дворянский институт, а через два года успешного обучения переводят в Царскосельский лицей. Но мечтает Михаил о Московском университете. Однако особая атмосфера в лицее побуждает будущего писателя увлечься словесностью и даже писать стихи.

Весной 1845 года Салтыков-Щедрин поступает на службу в канцелярию Военного министерства. Параллельно он посещает кружок Петрашевского. Это ещё сильнее обостряет его взгляды на несправедливость жизни и социальное неравенство. За публикацией повестей «Запутанное дело» и «Противоречия» в журнале «Отечественные записки» следует отправка в ссылку в Вятку. После смерти Николая I в 1856 году ему разрешают вернуться в Санкт-Петербург.

Следующее своё произведение — «Губернские очерки» — Михаил Евграфович публикует уже под псевдонимом Николай Щедрин в «Русском вестнике». В это же время начинается его карьера: в 1858 г. — вице-губернатор Рязани, в 1860 г. — Твери. Но в 1862 году он подаёт в отставку из-за несовместимости взглядов и государственных обязанностей, становясь редактором «Современника». После этого он возвращается к службе в качестве председателя Казенной палаты в Пензе, Туле и затем Рязани. 1868 год становится завершающим в карьере: император Александр II просит об отставке.

С 1868 по 1884 годы Салтыков-Щедрин является одним из редакторов журнала «Отечественные записки», а после смерти Некрасова — ответственным редактором.

С 1869 по 1889 годы писатель создаёт свои лучшие произведения: «История одного города», «Помпадуры и помпадурши», «Господа Головлевы», «Современная идиллия», цикл сказок, «Пошехонская старина».

«История одного города» выходит отдельным произведением в 1870 году. Произведение невольно отсылает к «Истории государства Российского» Карамзина не только благодаря названию, но и жанру хроники, который очень похож на летопись и создаёт ощущение достоверности.

Салтыков-Щедрин пишет: «Что касается до внутреннего содержания «Летописца», то оно по преимуществу фантастическое и по местам даже почти невероятное в наше просвещённое время. Таков, например, совершенно ни с чем не сообразный рассказ о градоначальнике с музыкой. В одном месте «Летописец» рассказывает, как градоначальник летал по воздуху, в другом — как другой градоначальник, у которого ноги были обращены ступнями назад, едва не сбежал из пределов градоначальства».

Автор подмечает, что содержание преимущественно выдуманное, и даже рассказывает о невероятных особенностях градоначальников, подчёркивая гротескный характер.

Такое начало произведения не оставляет равнодушными современников писателя. Публицист Суворин в «Вестнике Европы» обвиняет автора в невежестве относительно истории государства и в глумлении над народом. Но за этим сатирическим произведением угадывается, скорее, смех сквозь слёзы, нежели глумление, ведь писатель был глубоко убеждён, что главное бедствие русской действительности — крепостное право, которое держится на рабской покорности народа и силе круговой поруки правящих слоёв. Потому Салтыков-Щедрин отвечает: «. если б я действительно писал сатиру на XVIII век, то, конечно, ограничился бы «Сказанием о шести градоначальницах».

Начало главы «О корени происхождения глуповцев» отсылает нас к «Слову о полку Игореве». Такая стилизация под древнерусское произведение вызывает доверие у непросвещенного читателя. Образ города Глупова неоднозначен: то говорится о том, что он основан на болоте, то упоминается, что имеет три реки и на семи горах основан. За этими описаниями угадываются две столицы — Москва и Санкт-Петербург, но вот горожане выглядят совсем неуместно: то походят на столичных, то сеют и пашут. Всё это подчеркивает, что характеристика Глупова обобщённая.

Тут же автор рассказывает, как из головотяпов жители превратились в глуповцев. И, казалось бы, автор говорит, что сами они виноваты в своей кабале: «А как не умели вы жить на своей воле и сами, глупые, пожелали себе кабалы, то называться вам впредь не головотяпами, а глуповцами». Но такими людьми не смог править ни вор-новотор, зарезавшийся огурцом, ни одоевец, возвратившийся восвояси, ни орловец, пытавшийся «стерлядями полакомиться», ни калязинец, оказавшийся ещё пущим вором. Так открывается «Опись градоначальникам», по которой можно судить, что новые правители не отличаются большим умом, как и сами глуповцы. Любопытно, что у каждого градоначальника есть прототип — реальное историческое лицо.

Галерею образов градоначальников открывает Брудастый, умевший произносить только «Не потерплю!» и «Разорю!». Автор говорит нам, что глуповцами может управлять человек с шарманкой в голове, так высмеивается бюрократическая безмозглость. Апогеем происходящего становится появление ещё одной говорящей головы — некоей аллюзии на Лжедмитриев.

В «Сказании о шести градоначальницах» явно угадывается междоусобная борьба за власть в XVIII веке между Анной Иоанновной, Анной Леопольдовной, Елизаветой Петровной и Екатериной II. Автор высмеивает манипуляции, с помощью которых претендентки пытались завладеть Глуповом.

С первых строк может показаться, что Салтыков-Щедрин обвиняет в неустройстве только головотяпов, которые не нашли в себе сил, чтобы править самостоятельно или выбрать кого-то из жителей, чтобы не жить в кабальщине. Но большая часть книги — это «жизнеописания» градоначальников, которые оказались если ненамного глупее головотяпов, то такими же. Таким образом, автор высмеивает сам политический строй.

Так, к какому жанру можно отнести это произведение? Если говорить о форме повествования и содержании, то это, конечно, роман, где главный герой — город Глупов и его обитатели. Но из-за сатирического содержания, направленного на обличение и высмеивание качеств не только глуповцев, но и самих градоначальников, произведение можно назвать памфлетом. К тому же события представлены в хронологическом порядке, что позволяет назвать «Историю одного города» ещё и хроникой.

Примеры заданий из тренировочного модуля

Годы жизни М. Е. Салтыкова-Щедрина. Введите правильный ответ.

Тип вариантов ответов:

Подсказка: М. Е. Салтыков-Щедрин родился в конце первой трети XIX века и прожил 63 года.

Писатель родился 27 января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в семье помещика, принадлежавшего к старинному дворянскому роду. Его мать, Ольга Михайловна Забелина, была дочерью московского купца. В семье царили скупость и мелочный расчёт.

Найдите 3 слова, обозначающих жанр «Истории одного города»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *