исторически система социального партнерства возникла в каком году

Исторически система социального партнерства возникла в каком году

Рассмотрим особенности становление социального партнерства в России.

В России о социальном партнерстве заговорили с конца 1991 г., когда относительно медленное реформирование экономики в рамках прежнего типа политической власти (1985-1991 гг.) сменилось интенсивными «шоковыми» преобразованиями.

В советский период очень активно использовалась почти вся атрибутика социального партнерства — заключение коллективных договоров и соглашений, участие трудящихся в управлении производством, консультации и переговоры по социальным вопросам. Были даже планы социального развития на предприятиях.

Однако эти процессы никто не называл социальным партнерством.

Основу советского общества, согласно официальной идеологии, составляло моральное, социально-политическое и экономическое единство всех членов общества. Поэтому не могло существовать противоположных по своему содержанию интересов и не было необходимости в таком механизме согласования интересов, как социальное партнерство.

В процессе реформирования российской экономики отношение к социальному партнерству изменилось.

Идеология социального партнерства стала активно пропагандироваться государством.

Считалось, что современное рыночное хозяйство не может возникнуть в России и тем более развиваться, без отлаженной системы социального партнерства. Более того, социальному партнерству отводилась роль буфера, смягчающего переход к капитализму.

Социальное партнерство должно было гарантировать гражданский мир в условиях жестких реформ. Поэтому неслучайно реформирование российской экономики сопровождалось интенсивной работой по выработке необходимых правовых актов, которые могли бы обеспечить возможность формирования системы социального партнерства.

Уже 15 ноября 1991 г. Президентом РФ был подписан Указ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». Позднее, 24 января 1992 г. вышел Указ Президента «О создании Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений».

На базе этого указа и соответствующего постановления Правительства от 20 февраля 1992 г. была образована Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений, куда вошли представители правительства, профсоюзов и предпринимателей. Начиная с 1992 г., в практику регулирования социально-трудовых отношений вошло заключение на трехсторонней основе генерального соглашения.

Принятые позднее Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (11 марта 1992 г.) и дополнения к нему (20 октября 1995 г.), Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (20 октября 1995 г.), Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (8 декабря 1995 г.), а также постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. «О службе по урегулированию коллективных споров» восполнили существующие пробелы в правовой базе социального партнерства.

В 1995-1999 гг. законы о социальном партнерстве были приняты сначала в Свердловской и Вологодской областях, затем в Омской области, Ставропольском крае, Мурманской области, городе Москве, Республике Мордовия, Алтайском крае и других субъектах Российской Федерации.

Источник

История развития социального партнерства в России

Исторические предпосылки и этапы становления партнерских отношений в дореволюционной России. Развитие советской системы коллективно-договорных отношений. Социальное партнерство в переходный период: сущность, принципы и проблемы формирования системы.

1. Исторические предпосылки становления партнерских отношений в дореволюционной России

2. Советская система коллективно-договорных отношений

3. Социальное партнерство в переходный период: сущность, принципы и проблемы формирования системы

Социальное партнерство представляет собой особую систему отношений, возникающих между наемными работниками и работодателями при посреднической роли государства, по согласованию экономических интересов в социально трудовой сфере и урегулированию социально-трудовых конфликтов. систему социального партнерства называют «трипартизмом», так как в регулировании социально-трудовых отношений участвуют три стороны: организации, представляющие интересы наемных работников, объединения работодателей и государство.

Пользуясь соответствующей литературой, более подробно рассмотрю в данной работе историю формирования социального партнерства в России.

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Ростки партнерства проявились в отечественной истории в начале XVIII в., когда были предприняты первые попытки государственного регулирования трудовых отношений между работниками и работодателями, владельцами мануфактур и заводов. Подтверждение этому Указ и «Регламент» (1722 г.), изданные Петром I, в которых предписывалось ограничить продолжительность рабочего дня на мануфактурах и казенных заводах, а также установить максимальный размер заработной платы.

Становление договорных социально-трудовых отношений прошло в России путь от патриархальных до цивилизованных форм. Начавшись в дореформенный период устным договором между работодателем и работником, они со временем трансформируются в коллективные и тарифные договора. Договоры заключаются сначала между коллективом рабочих и администрацией завода; затем в процесс включились профессиональные организации рабочих. Высшей формой договора стали тарифные соглашения между рабочими профсоюзами и союзами работодателей.

Острая потребность в квалифицированных кадрах, появившаяся на рубеже XIX-XX вв., побудила промышленников к созданию системы профессионального образования. Эта проблема нашла успешное воплощение в разных регионах страны, практически во всех отраслях промышленности и на разных уровнях. В этот период создавалась массовая сеть учебных заведений, включавших обязательные начальные школы для малолетних рабочих, курсы для подготовки квалифицированных взрослых рабочих.

Формирование социально-трудовых отношений прошло в пореформенной России несколько этапов:

4) период Первой мировой войны и деятельности Временного правительства характерен либерализацией трудовых отношений предпринимателей и рабочих и милитаризацией экономики. В России проходят апробацию цивилизованные формы и механизмы регулирования социально-трудовых отношений.

В России роль государства, властных структур в регулировании отношений партнерства между предпринимателями и рабочими была особенно велика. Это наиболее убедительно проявлялось в попечительстве государственными органами сфер образования, медицинского обслуживания, ограничения женского и детского труда, регулирования процессов найма, продолжительности рабочего дня, социального страхования рабочих.

Социальное партнерство зарождалось как сфера взаимодействия труда и капитала, регулирования социальных конфликтов. Властные структуры вынуждены были не только устанавливать некие границы договорных отношений сторон, но и активно, напрямую вмешиваться в их содержание. Государство определяло правовой статус как индивидуальных, так и коллективных субъектов, а также правовые средства разрешения трудовых конфликтов.

Истоки социального партнерства прослеживались и в деятельности земских учреждений. Земское выборное самоуправление ведало хозяйственными делами и общественными «пользами и нуждами». Земства совместно с частным капиталом содержали дороги, открывали школы, больницы, создавали кассы мелкого кредита и общества взаимного страхования. Они же занимались попечением местной промышленности, внедрением новых методов земледелия, организацией опытно-показательных выставок и др.

Общественные объединения предпринимателей, работодателей, рабочих выступали как своего рода институты социального партнерства. К сожалению их многообразие, неорганизованность и разобщенность не столь эффективно способствовали утверждению цивилизованных форм согласования противоречивых интересов различных социальных групп, слоев и классов российского общества. Тем не менее они своей деятельностью стимулировали развитие законодательной и нормативно-правовой базы партнерских отношений, активизировали участие властных структур в этом процессе.

Несмотря на специфические условия социально-экономического развития, Россия в целом шла в русле общецивилизационных закономерностей механизма социального партнерства. В дореволюционном законодательстве начала XX в. проявились первичные составляющие данного механизма:

а) в сферу трудового права и в целом правового регулирования наряду с индивидуально-договорными отношениями работника и работодателя включались коллективно-договорные отношения. В рамках последних осуществлялась легализация коллективных трудовых прав: право на ассоциацию (коалицию), право на забастовку как средство защиты коллективных интересов;

б) осуществлялись меры по созданию специальной системы регулирования трудовых конфликтов; организовывались промышленные суды, которые формировались из представителей труда и капитала, хотя закон о них так и остался в проекте;

в) формировались основы обязательного социального страхования, которое строилось на принципах социального партнерства. В системе социального обеспечения, наряду с формами государственной помощи (социальной зашиты) населению и добровольного страхования работников по усмотрению работодателей, появились правовые формы обязательного государственного страхования работников как результат сотрудничества работников и работодателей при активной роли государства.

2. СОВЕТСКАЯ СИСТЕМА КОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Формирование и утверждение советской системы коллективно-договорных отношений особый весьма сложный и противоречивый процесс, начавшийся в 1917 г. в России с ликвидации капитализма и провозглашения создания нового социалистического общества.

Советскую систему коллективно-трудовых отношений в известной мере можно охарактеризовать как своеобразную модель социального партнерства, сформировавшуюся в условиях государственного социализма и административно-командной системы. Для данной модели характерны коллективные договора и соглашения, подписываемые на уровне предприятий и организаций представителями профсоюзов, администрации и партийных комитетов. На городском, районном, областном, республиканском уровнях оформлялись договора о социалистическом соревновании, предусматривающие соответствующие обязательства сторон в решении важнейших социально-экономических проблем. Такие договора обычно принимались на собраниях партийно-хозяйственного актива соответствующих городов, районов, областей, краев и республик. Их подписывали представители профсоюзов, руководители исполкомов советов трудящихся и соответственно секретари горкомов, райкомов, обкомов, крайкомов партии, ЦК компартий союзных республик.

Советская система коллективно-договорных отношений имела ярко выраженный административно-командный характер. В её развитии можно выделить несколько своеобразных этапов.

Наряду с этим в 20-е гг. предпринимаются попытки обоснования альтернативных проектов формирования партнерских отношений в экономике. Они находили свое выражение в концепциях «синдикального социализма» «кооперативного социализма», обоснованных в трудах М.И. Туган-Барановского (1865-1919 гг.), Н.И. Бухарина (1888-1938 гг.), Н.Д.Кондратьева (1892-1938 гг.), А.В. Чаянова (1888-1938 гг.). Ими выдвигались идеи соединения планового и рыночного начал в экономике и социально-трудовых отношениях в эпоху социализма. Однако данные предложения в тот период не были учтены, а многие из их авторов подверглись репрессиям.

3 СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ

Развитие системы партнерских отношений в России 90-х гг. XX в. происходит в качественно новых условиях. А именно, перехода экономики на рыночные отношения, в условиях острого глубокого кризиса всей системы общественных отношений, всех социальных и экономических институтов. Кризис сопровождается нарушением экономических и социальных связей, спадом производства, сломом существовавшей в течение семидесяти лет советской системы управления и становлением новой государственности.

Формирующаяся система социального партнерства в России сопряжена с кардинальными изменениями трудовых отношений, с созданием нового механизма заключения коллективных договоров и соглашений, применением цивилизованных процедур разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, конфликтов.

Социальное партнерство в России, как и в других индустриально развитых странах, базируется на единых принципах, сформулированных Международной Организацией Труда (МОТ), законодательных и нормативно-правовых актах стран мирового сообщества. МОТ, возникшая в 1919 г., за время своего существования создала концепцию социального партнерства, приняла важнейшие нормативные документы, составляющие своего рода Международный кодекс труда. В них дана развернутая правовая основа социального партнерства, сформулированы положения о правовом статусе сторон партнерских отношений. В конвенциях МОТ раскрываются важнейшие вопросы о свободе объединений работников и работодателей, их правах на коллективные переговоры, коллективные договора и соглашения; о формах и методах сотрудничества между властными структурами, организациями трудящихся и предпринимателей; о путях достижения согласия, примирения, компромисса и консенсуса.

Существенную роль в правовом обеспечении системы социального партнерства играют рекомендации МОТ: «О коллективных договорах» (1951 г.), «О сотрудничестве на уровне предприятия (1952 г.), «О сотрудничестве в отраслевом и национальном масштабах (1960 г.), «О содействии переговорам (1981 г.) и др. Обязательную юридическую силу для различных стран-членов МОТ имеют лишь нормы Конвенций в случае их ратификации на государственном уровне. Рекомендации МОТ ратификации не подлежат, но их желательно учитывать при разработке национального законодательства.

Советским Союзом ратифицировано 50 Конвенций МОТ, из них Россия как правопреемник СССР приняла к исполнению лишь 43. В Генеральном Соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2000-2001 гг. предусматривается ратификация 11 Конвенций МОТ.

В России в условиях перехода к рыночной экономике формируется новая правовая база социального партнерства. В ноябре 1991 г. издан Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)». В марте 1992 г. принят Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», а в 1995 г. внесены в него дополнения и изменения. Данные правовые и законодательные акты конкретизировали уровни социального партнерства по типам (видам) коллективных договоров и соглашений; ввели соответствующую международным нормам процедуру коллективных переговоров, подготовки и заключения соглашений; установили ответственность сторон за выполнение принимаемых договоренностей.

В течение 90-х гг. XX столетия в России приняты важнейшие законодательные и нормативно-правовые акты, обеспечивающие необходимую правовую базу развития системы социального партнерства. Наиболее значительны законы РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (декабрь 1995 г.); «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (январь 1996 г.); «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (май 1999 г.). В них заложены основные принципы партнерских отношений: равноправия сторон, добровольности, взаимной ответственности, приоритетности примирительных методов и процедур при согласовании различных интересов и регулировании социальных конфликтов. В законодательных актах зафиксированы права на проведение забастовок, акций протеста, демонстраций, организуемых профсоюзами и другими общественными организациями трудящихся. Конфронтация, борьба признаются в партнерских отношениях сторон, но не как методы насилия и подавления, а лишь как возможные варианты регулирования и разрешения противоречий.

Развитие социального партнерства, повышение эффективности его функционирования достигается также на основе формирования правовой базы в регионах. В 2000 г. законы о социальном партнерстве приняты более чем в 30 субъектах РФ. Кроме того, в ряде регионов утверждены законодательные акты, регулирующие отдельные наиболее существенные стороны партнерских отношений. Социальное партнерство как система отношений равных и равноправных субъектов опирается на юридические и моральные принципы ответственности за нарушение партнерских обязательств.

Существенную роль в повышении ответственности участников партнерских отношений должностных лиц за выполнение принятых на себя обязательств должны играть органы государственной власти, а также трехсторонние комиссии. Им предоставлено право вносить предложения о привлечении к ответственности лиц, не обеспечивающих выполнение достигнутых соглашений по урегулированию трудовых конфликтов. Члены данных комиссий могут при необходимости посещать предприятия и организации, независимо от формы собственности, знакомиться с трудовыми и социально-бытовыми условиями работающих, а также с отчетами, статистическими и другими материалами.

По настоящему партнерские отношения строятся на верности слову и заключенному договору, соглашению, на уважении законов и национальных традиций, умении и готовности довести начатое дело до соответствующего результата. Ответственность предполагает признание и осуществление в отношениях между партнерами правовых и моральных норм, регулирующих организацию работы партнеров и обеспечивающих наиболее благоприятные условия для развития взаимоотношений между всеми участниками. Именно на этой основе формируется и поддерживается этика партнерских отношений как высоко нравственная социальная ценность, предполагающая недопустимость обмана или незаконной конкуренции.

В общественном сознании глубоко укоренилась идея, что жизненный мир человека и человечества есть диалектическое единство и борьба противоположностей. Общественное сознание без особого напряжения отражает жизненный мир с помощью таких парных категорий, как «добро и зло», «плюс и минус», «левое и правое», «прогрессивное и негативное», «революция и контрреволюция». Между тем человеческий интеллект, интересы, потребности, ценностные установки усиливают потенциал не столь явно выраженных и определенных категорий, а состояний смешанных, многоаспектных, основывающихся на поиске меры согласия, примирения крайностей, на соблюдении определенных норм и принципов общественных отношений, развития социального мира.

Мера согласия, мера цивилизованности, ориентация на взаимосогласованное сосуществование выступают фундаментальным свойством человеческого жизнебытия и важнейшим критерием социальных отношений. Сложная диалектика согласия и противостояния, миролюбия и конфронтации, индивидуализма и коллективизма проявляется в социальном партнерстве как определенном типе договорных отношений и одном из важнейших способов человеческого жизнебытия.

Уровень согласования интересов, мера согласия выступают в качестве одного из исходных критериев социального партнерства. Низкий уровень согласования интересов, потребностей, ценностных установок субъектов социальных отношений создает условия для неприязненных, а порой и конфронтационных отношений.

В заключении можно сказать, что социальное партнерство может стать реальностью в том случае, когда экономика на подъеме или хотя бы имеются предпосылки для ее роста в ближайшее время. Но в России и этого нет. Падение производства хотя и замедлилось, но продолжается. Безработица растет, а реальная заработная плата снижается. В этих условиях наемным работникам трудно договариваться с работодателями. Работодателям коллективные договоры просто не нужны. Работники же из-за боязни потерять работу опасаются открыто заявлять о своих требованиях. Но даже если они и решатся на такой шаг, то вряд ли дождутся от работодателей уступок. При постоянной угрозе массовой безработицы желающих работать на любых условиях, лишь бы получать хоть какую-нибудь зарплату, более чем достаточно. Поэтому ни о каком реальном равновесии сил наемных работников и работодателей в современной России говорить не приходится, как не приходится говорить и о социальном партнерстве в том его виде, как оно существует в других странах.

Для того, чтобы договорная практика регулирования социально-трудовых отношений между наемными работниками и работодателями действительно получила развитие в России, недостаточно одного желания профсоюзов, наличия соответствующей правовой базы и некоторой заинтересованности государства. Социальное партнерство как особый механизм регулирования социально-трудовых отношений предполагает наличие равных по силе сторон. Равных не в смысле своего социально-экономического положения, а равных в смысле возможности противостоять другой стороне в случае возникновения конфликта. Социальное партнерство невозможно также без отлаженного механизма согласования интересов и разрешения конфликтов, неизбежно возникающих в процессе такого согласования.

Подобные документы

Понятие и сущность социального партнерства. Его особенности и принципы, структура, механизмы и модели. История и роль социального партнерства в достижении эффективной занятости. Мероприятия по стимулированию развития социального партнерства в Беларуси.

презентация [300,8 K], добавлен 28.12.2016

Социальное партнерство в системе социально-трудовых отношений. Особенности развития социального партнерства в Российской Федерации. Ситуация, сложившаяся на рынке труда в Алтайском крае. Сценарии развития демографической ситуации: проблемы и перспективы.

курсовая работа [43,9 K], добавлен 29.09.2014

Методика корреляционного анализа в исследовании социального партнерства. Анализ современного состояния социально-трудовых отношений в Краснодарском крае. Характеристика российской модели социального партнерства. Оценка социальной ответственности.

дипломная работа [2,5 M], добавлен 17.04.2015

Понятие и сущность социального партнерства. Роль и функции государства в системе социального партнерства. Анализ международной практики государственного участия в социальном партнерстве. Основные проблемы модернизации социального партнерства в России.

реферат [25,0 K], добавлен 02.08.2012

контрольная работа [36,3 K], добавлен 28.09.2012

Социальное партнерство в РФ: история формирования идей, опыт, проблемы и перспективы развития. Система управления социальной защитой работников Дирекции управления движением Южно-Уральской железной дороги. Повышение эффективности социальной политики.

курсовая работа [55,1 K], добавлен 28.10.2013

Теоретические аспекты развития социальных отношений в России: понятие, содержание. Проблемы социальных отношений в регионах. Перспективы социального развития в Российской Федерации: здравоохранение, образование, совершенствование пенсионной системы.

дипломная работа [107,2 K], добавлен 29.06.2010

Принципы социального партнерства как инструмента разрешения социальных конфликтов и форма профилактики их разрешения. Стороны социального партнерства. Договоренность о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров.

контрольная работа [15,7 K], добавлен 13.04.2009

Социальное партнерство, как специфический тип общественных отношений, его понятие и признаки. Социальное партнерство, как идеология цивилизованного общества рыночной экономики. Социальное партнерство в индустриально развитых странах и социальные группы.

реферат [14,4 K], добавлен 14.11.2008

контрольная работа [154,2 K], добавлен 10.07.2011

Источник

Возникновение социального партнерства

«. Как социальное явление социальное партнерство возникло во второй половине XIX века, когда в результате развития индустриализации произошел рост армии наемных работников, обострились классовые противоречия в буржуазном обществе.

В ней понтифик призвал рабочих не применять насилия, не стремиться к свержению существующего социального порядка и политических режимов, а направлять энергию в сторону социального партнерства, обеспечивающего эволюционное, а не революционное развитие общества.»

Источник: Дарендорф Р. Конфликт и сотрудничество.

Изначально концепция социального партнерства как наиболее приемлемая форма социального взаимодействия в индустриальном обществе опиралась на этику Л. Фейербаха, на концепцию «гармонизации отношений» Л. Блана и П. Прудона, на идеи Ф. Лассаля и других теоретиков социал-демократического пути развития. Эти идеи были солидарны с взглядами Э. Бернштейна и таких представителей либерального реформизма, как М. Вирт, О. Михаэлис и др. Начиная с 60-х гг. XlX в. поиски основы для хотя бы частичного примирения классовых интересов осуществлялись и в среде марксистов. К примеру, Ф. Лассаль включил в 1863 г. в устав Всеобщего германского рабочего союза положение об уничтожении всех существующих в обществе классовых противоречий на основе всеобщего избирательного права.

Потребовалась целая эпоха исторического развития, чтобы страны, наиболее развитые в экономическом, политическом и социальном отношениях, отказались от использования в качестве регулятора совместной деятельности различных методов принуждения.

Усовершенствование идеологии и политики социального партнерства все время дополняются новыми теориями и доктринами, делающими упор на изменение социально-классовой структуры, повышение активности трудящихся, формирование нового мировоззрения и осознание личности в рамках рыночных отношений. Примером этому могут служить следующие теории социального партнерства:

* концепция «активного общества» (Р. Дарендорф) — основана

на методе политических реформ. Отказ от классовой борьбы

в пользу социального партнерства, «классового мира» в этой

теории является главным и служит одним из условий решения социальных проблем. Идеологи данной концепции не отрицают факта острых социальных конфликтов, перерастающие в вызов, требующий рационального регулирования во всех сферах общественной жизни и установления контроля над общественными явлениями;

• концепция *солидарного общества», направленная на мирное урегулирование социальных конфликтов. Она получила распространение в 70-е гг. и заменила на некоторое время понятие «социальное партнерство». Данная теория подразумевает разрешение социальных конфликтов на основе солидарности как основном принципе западногерманского общества, в котором не было антагонистических противоречий между трудом и капиталом;

• теория *конфромтирующего партнерства», стремящаяся к сбалансированности интересов и превращению общественной интеграции в свободный строй с рыночным хозяйством;

• концепция политического партнерства, построенная на принципах равноправия сторон, добровольности принятия обязательств, ответственности за исполнение обязательств, соблюдения норм законодательства, свободы обсуждения проблем, уважения позиций и т.д.

• фордизм, предполагающий три основы политической и экономической власти в обществе (организованная рабочая сила в форме профессиональных союзов, организованный капитал в форме предпринимательских ассоциаций и государство, приверженное курсу «всеобщего благосостояния»). Фордизм

подразумевает систему управления и контроля за общественными процессами — к примеру, через социальные регуляторы: программы помощи малоимущим, систему коллективных трудовых соглашений, пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, подготовки кадров и др.;

* концепция корпоративизма — совокупность принципов организации общества на основе оптимального сочетания интересов крупнейших сил: политической элиты, армии, церкви, деловых кругов, профсоюзов, молодежных, женских организаций и др.

Современное социальное партнерство в широком смысле представляет собой тип мышления, центром которого являются человек и общечеловеческие ценности. Система отношений между социальными группами и слоями не допускает того, чтобы разные социальные группы общества истощали себя во взаимной борьбе, при этом приоритетным направлением их существования является общенациональное согласие. Способ, форма общежития людей также складывается из реализации и отстаивания интересов при помощи не разрушающего противостояния, а созидательного консенсуса, взаимного учета интересов, нахождения цивилизованных методов их реализации (переговорных процессов).

Теории переговорного процесса и протестного поведения. Одной из первых теоретических моделей ведения переговоров является модель Дж. Хикса (рис. 2.2).

исторически система социального партнерства возникла в каком году. Смотреть фото исторически система социального партнерства возникла в каком году. Смотреть картинку исторически система социального партнерства возникла в каком году. Картинка про исторически система социального партнерства возникла в каком году. Фото исторически система социального партнерства возникла в каком году

Рис. 2.2. Модель переговорного процесса Дж. Хикса и ожидаемая продолжительность забастовки

Данная модель исходит из того, что н зависимости от предполагаемой длительности забастовки, которую намеревается провести профсоюз, требуя повышения заработной платы, будут расти издержки и работодателя, и профсоюза. Это побудит первою идти на определенные уступки (кривая EQ, т.е. повышение уровепи заработной платы, а второго — уменьшать соответствующие требования (кривая UR). Эти две кривые пересекутся в точке взаимоприемлемого уровня увеличения заработной платы до Wo при предполагаемой длительности забастовки So. Таким образом, теоретически возможно заключение соглашения о таком увеличении заработной платы и без проведения забастовки (и соответствующих издержек с обеих сторон).

Более глубокий анализ влияния возможных издержек от проведения забастовки на ход переговоров содержится в модели преимуществ в переговорах (или модели «переговорной силы») Н.В. Чемберлена, который выделил два вида издержек и работодателя (администрации), и профсоюза: издержки сопротивления и издержки уступок. В соответствии с данной моделью силы при переговорах профсоюза (UBR) и администрации (MBR) соответственно равны:

исторически система социального партнерства возникла в каком году. Смотреть фото исторически система социального партнерства возникла в каком году. Смотреть картинку исторически система социального партнерства возникла в каком году. Картинка про исторически система социального партнерства возникла в каком году. Фото исторически система социального партнерства возникла в каком году

где MCD — издержки сопротивления администрации, которые равны вероятной или оцененной потере прибыли н результате забастовки, следующей за отказом принять требования профсоюза; MCA — издержки уступок администрации, связанные с принятием требований профсоюза и равные оценке сокращения прибылей в результате выплаты более высокой заработной платы; UCD — издержки сопротивления профсоюза, равные вероятной потере в заработках за время забастовки; UCA — издержки уступок профсоюза, равные сокращению ожидаемого прироста заработков.

Если UBR будет больше единицы, то работодатель согласится с требованиями профсоюза, и наоборот. В соответствии с згой моделью стороны могут использовать в ходе переговоров дна вида тактики — принуждение и убеждение. Тактика принуждения направлена на увеличение издержек сопротивления оппонента, а тактика убеждения — на снижение издержек его уступок. Приме-

ром первого вида тактики является угроза локаута, второго — убеждение работодателя в том, что в результате роста оплаты труда снизится текучесть, повысится производительность труда и т.д.

Модель позволяет сделать следующие выводы:

а) чтобы согласие было достигнуто, хотя бы у одной из сторон издержки сопротивления должны превышать издержки уступок;

б) сила сторон в переговорах относительна, так как зависит от размера требуемого или предлагаемого увеличения заработной платы;

в) отказ от принятия максимального предложения, на которое готов работодатель (или минимального предложения, на которое согласен профсоюз) может привести к забастовке, хотя может существовать ряд взаимоприемлемых вариантов;

г) компромиссные предложения и приближение сроков окончания переговоров способствуют сближению сторон;

д) модель позволяет обосновать выбор сторонами тактики принуждения или тактики убеждения;

е) экономическое окружение, включая ситуацию в экономике и структуру производства, может оказывать влияние при переговорах сторон.

Эти две рассмотренные модели, однако, не дают ответа на вопрос о том, почему забастовки все же происходят и почему общий уровень забастовочной активности меняется с течением времени.

Для ответа на эти вопросы можно использовать модель забастовочной активности, разработанную Орли Ашенфельтером и Джорджем Джонсоном. Данная модель Ашенфельтера-Джонсона учитывает различие целей рядовых членов профсоюза и его руководителей. Рядовые члены озабочены прежде всего размерами заработной платы и неденежными условиями занятости, а руководители профсоюза — судьбой их организации, ее ростом и, кроме того, собственной политической карьерой.

В отличие от рассмотренной ранее модели здесь учитывается, что, хотя работодатель за время забастовки теряет прибыли из-за сокращения продаж, в будущем, однако, эти прибыли могут уве-

исторически система социального партнерства возникла в каком году. Смотреть фото исторически система социального партнерства возникла в каком году. Смотреть картинку исторически система социального партнерства возникла в каком году. Картинка про исторически система социального партнерства возникла в каком году. Фото исторически система социального партнерства возникла в каком году

C б) Функция текущей стоимости прибылей работодателя

исторически система социального партнерства возникла в каком году. Смотреть фото исторически система социального партнерства возникла в каком году. Смотреть картинку исторически система социального партнерства возникла в каком году. Картинка про исторически система социального партнерства возникла в каком году. Фото исторически система социального партнерства возникла в каком году

Рис. 2.3. Графическая интерпретация модели забастовочной активности Ашенфельтера-Джонсона

дичиться, поскольку при более длительной забастовке профсоюз согласится на меньшее увеличение заработной платы. Как правило, текущая стоимость прибылей работодателя вначале увеличивается, а затем уменьшается по мере продолжения забастовки (кривая PVP). Модель позволяет сделать вывод, что чем более значительного увеличения заработной платы в начале забастовки пытаются добиться профсоюзы и чем на большие уступки с течением времени они соглашаются, тем при прочих равных условиях больше выгод работодателю принесет более продолжительная забастовка. C другой стороны, чем выше минимальный приемлемый для профсоюза рост уровня заработной платы («точка сопротивления профсоюза»), тем меньше потенциальный выигрыш работодателя от забастовки при равенстве прочих условий и ниже вероятность

начала забастовки. Использование данной модели позволяет объяснить, почему рост уровня безработицы способствует уменьшению забастовочной активности. Поскольку высокий уровень безработицы снижает вероятность трудоустройства, профсоюзы снижают требования к росту заработной платы.

Модель асимметричной информации в забастовочной активности, которую относят к альтернативным моделям забастовочного движения, исходит из того, что стороны переговоров (или хотя бы одна из них) могут не располагать полнотой информации о позиции другой стороны, восполнить недостаток которой и призваны коллективные переговоры. При этом длительность переговоров и вероятность наступления забастовки прямо пропорциональны первоначальному уровню неопределенности, например в отношении способности работодателя увеличить заработную плату. Чем больше колеблется прибыльность фирмы во времени, тем выше такая неопределенность и, соответственно, вероятность забастовки и ее продолжительности. Таким образом, данная модель применима в целях анализа различий в частоте и продолжительности забастовок в конкретных фирмах и отраслях промышленности.

Согласно модели совокупных издержек от потенциальной забастовки рост издержек от забастовки способствует выработке своеобразного кодекса коллективных переговоров, который может предотвратить забастовки в будущем. Обе стороны в случае высоких издержек от забастовки будут стремиться начать коллективные переговоры задолго до истечения срока коллективного договора. Величина издержек от забастовок для обеих сторон во многом зависит от возможности накопления продукта в предзабастовочный период, поэтому в случаях, когда фирма может легко менять запасы продукции с течением времени, забастовки случаются чаше. Издержки также зависят от наличия на рынке товаров-субститутов и соответствующего переключения на них потребительского спроса в период забастовки и после нее, а также от возможностей одной из сторон получить субсидию на период забастовки. Данная модель также объясняет, почему вероятность забастовок выше в отраслях, производящих предметы длительного пользования, и ниже в пищевой промышленности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *