истинный мусульманин должен быть каким
Кто такой настоящий мусульманин?
Каким должен быть настоящий мусульманин? Мусульманин ли вы? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, чтобы каждый считающий себя мусульманином или относящий себя к вере Ислам оценил, на сколько процентов он является таковым, подкрепляет ли он свою веру поступками и следованием предписаниям Ислама?
Истинный мусульманин – это человек, который выстраивает свою жизнь так, чтобы соблюдать права и обязанности по отношению ко всему: Всевышнему, самому себе, своей семье и другим мусульманам в целом.
Имам Аль-Хатаби писал, что истинным мусульманином является тот, кто смог объединить выполнение обязанностей и по отношению ко Всевышнему, и к мусульманам. В хадисе говорится: «Мусульманин мусульманину – брат. Он не притесняет его, не оставит без помощи и не позволит, чтобы он оказался в трудном положении» (привёл имам Муслим).
Мусульманин – это человек, уверовавший в Бога и Его Посланника ﷺ, следующий предписаниям Ислама и посредством него обуздавший укрепившиеся в нём страсти собственного нафса.
А руководствуется он в своих решениях разумом, который осознал, что спасение и счастье заключаются в следовании предписаниям Всевышнего. Это также верующий, который часто поминает Аллаха и от которого исходит только благое. Это тот, кто желает для брата своего того же, чего желает себе.
Конечно же, каждый мусульманин скажет, что он искренне верит в Господа, и что он настоящий мусульманин. Однако не все задумываются над тем, какими качествами должен обладать истинный мусульманин, или кого считали таковым Пророк ﷺ и его сподвижники. Говоря, что мы – мусульмане, мы возлагаем на себя огромную ответственность, прежде всего перед Создателем. А также – своими поступками, словами, поведением и образом жизни – играем большую социальную роль в деле сохранения и распространения Ислама в обществе, особенно там, где большая часть населения – не мусульмане.
Имам Аль-Газали в книге «О мой сын» пишет, что Посланник Божий ﷺ, изрёк: «Отчитайтесь перед собой, прежде чем от вас потребуют отчета; взвесьте свои дела, прежде чем они будут взвешены».
Поэтому хочу попросить вас, мои братья и сестры, проверить себя, ответив на следующие вопросы. Отвечая на них, оценивайте себя по шкале от 0 до 100%. Так вы поймете, насколько вы искренний мусульманин, и сможете восполнить упущенное.
Сказано: Али ибн Талибом: «Тот, кто полагает, что придет к цели, не прилагая усилий, — мечтатель».
Хасаном аль-Басри: «Хотеть Рая, ничего не делая, – один из грехов».
Посланником Аллаха ﷺ: «Находчивый посвящает себя и свои поступки тому, что будет после смерти. Глупый потакает своим капризам и мечтает, что Всевышний Аллах исполнит его пустые мечты о Рае».
Так разве мы не должны каждый день продвигаться хотя бы на один шаг, думать, насколько являемся мусульманами?
Выдержка из статьи «Кто ты в этом мире. » Муфтия Дагестана досточтимого шейха Ахмада Афанди.
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
12 качеств мусульманина, любимые Аллахом
Когда мы говорим «мусульманин», кого мы подразумеваем под этим словом? Сегодня образ мусульман изрядно «потрёпан» в масс-медиа. Какими же качествами должен обладать последователь религии Ислам? В данном материале мы приводим 12 качеств, которые должны быть присущи мусульманину.
1. Честность.
Сообщается от Абдуллы ибн Масуда (да будет доволен им Аллах), что Посланник Божий ﷺ изрёк:
إِنَّ الصِّدْقَ يَهْدِي إِلَى الْبِرِّ وَإِنَّ الْبِرَّ يَهْدِي إِلَى الْجَنَّةِ وَإِنَّ الرَّجُلَ لَيَصْدُقُ حَتَّى يَكُونَ صِدِّيقًا وَإِنَّ الْكَذِبَ يَهْدِي إِلَى الْفُجُورِ وَإِنَّ الْفُجُورَ يَهْدِي إِلَى النَّارِ وَإِنَّ الرَّجُلَ لَيَكْذِبُ حَتَّى يُكْتَبَ عِنْدَ اللَّهِ كَذَّابًا
«Воистину, правдивость ведёт человека к благочестию, а благочестие ведёт к Раю. Человек будет постоянно говорить правду и впоследствии будет записан у Аллаха как правдивейший. Воистину, ложь ведёт человека к распутству, а распутство ведёт к Аду. Человек будет постоянно лгать и впоследствии будет записан у Аллаха отъявленным лжецом» (имамы аль-Бухари и Муслим).
2. Искренность.
إِلَّا الَّذِينَ تَابُوا وَأَصْلَحُوا وَاعْتَصَمُوا بِاللَّهِ وَأَخْلَصُوا دِينَهُمْ لِلَّهِ فَأُولَئِكَ مَعَ الْمُؤْمِنِينَ وَسَوْفَ يُؤْتِ اللَّهُ الْمُؤْمِنِينَ أَجْرًا عَظِيمًا
«Кроме тех, которые раскаялись, исправили свои поступки, придерживались договора с Аллахом и проявляли искренность в религии Аллаха, таковые будут вместе с уверовавшими, и скоро Всевышний даст верующим великое вознаграждение» (смысл 146 аята суры «ан-Ниса’»).
3. Праведность.
إِنَّ الْأَبْرَارَ يَشْرَبُونَ مِن كَأْسٍ كَانَ مِزَاجُهَا كَافُورًا * عَيْنًا يَشْرَبُ بِهَا عِبَادُ اللَّهِ يُفَجِّرُونَهَا تَفْجِيرًا
«Поистине, праведники пьют напиток, смешанный с камфарной водой, из источника, из которого пьют рабы Аллаха, легко заставляя её течь везде, где они хотят» (смысл 5-6 аята суры «аль-Инсан»).
4. Терпение.
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اسْتَعِينُوا بِالصَّبْرِ وَالصَّلَاةِ إِنَّ اللَّهَ مَعَ الصَّابِرِينَ
«О верующие, обращайтесь за помощью к терпению и молитве – основе исламских обрядов. Поистине, Аллах благоволит к тому, кто терпелив и стоек духом!» (смысл 153 аята суры «аль-Бакара», тафсир «аль-Мунтахаб»).
5. Смиренность.
وَعِبَادُ الرَّحْمَنِ الَّذِينَ يَمْشُونَ عَلَى الْأَرْضِ هَوْنًا…
«Рабы Милостивого – те, которые скромны в земном мире, ходят спокойно и с достоинством и таким же образом ведут себя во всех своих делах…» (смысл 63 аята суры «аль-Фуркан», тафсир «аль-Мунтахаб»).
6. Умеренность.
…وَكُلُوا وَاشْرَبُوا وَلَا تُسْرِفُوا إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ
«…Наслаждайтесь пищей и питьём, разрешёнными Аллахом, но не излишествуйте; не ешьте и не пейте запрещённого Аллахом. Ведь Он не любит излишествующих и неумеренных» (смысл 31 аята суры «аль-А’раф», тафсир «аль-Мунтахаб»).
7. Доброта.
…وَأَحْسِنُوا إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ
«…И творите добро, поистине, Аллах любит творящих добро» (смысл 195 аята суры «аль-Бакара»).
8. Справедливость.
إِنَّ اللَّهَ يَأْمُرُ بِالْعَدْلِ وَالْإِحْسَانِ…
«Аллах повелел Своим рабам быть справедливыми во всём, что они говорят и делают, и совершать только благочестивые деяния» (смысл 90 аята суры «ан-Нахль», тафсир «аль-Мунтахаб»).
9. Мужество.
نَّحْنُ نَقُصُّ عَلَيْكَ نَبَأَهُم بِالْحَقِّ إِنَّهُمْ فِتْيَةٌ آمَنُوا بِرَبِّهِمْ وَزِدْنَاهُمْ هُدًى
«Мы поведаем тебе, о Пророк, подлинную историю о них. Поистине, они – мужественные люди, уверовавшие в своего Господа. И Мы укрепили их на прямом пути» (смысл 13 аята суры «аль-Кахф»).
10. Бескорыстность.
وَيُطْعِمُونَ الطَّعَامَ عَلَى حُبِّهِ مِسْكِينًا وَيَتِيمًا وَأَسِيرًا * إِنَّمَا نُطْعِمُكُمْ لِوَجْهِ اللَّهِ لَا نُرِيدُ مِنكُمْ جَزَاءً وَلَا شُكُورًا
«Они дают пищу, хотя сами в ней нуждаются, бедному, неспособному заработать себе на хлеб, сироте, потерявшему отца своего, и пленнику, который ничего не имеет, и говорят в душе: «Поистине, мы кормим вас, ища награды у Аллаха и не прося у вас за эту пищу ни возмещения, ни подарка, ни благодарности»» (смысл 8-9 аятов суры «аль-Инсан», тафсир «аль-Мунтахаб»).
11. Прощение.
الَّذِينَ يُنفِقُونَ فِي السَّرَّاءِ وَالضَّرَّاءِ وَالْكَاظِمِينَ الْغَيْظَ وَالْعَافِينَ عَنِ النَّاسِ وَاللَّهُ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ
«Для богобоязненных, дающих пожертвования и в богатстве, и в бедности, и в силе, и в слабости, умеющих обуздать свой гнев и простить тем, кто причинил им обиду. Аллах Всевышний любит и награждает добродетельных!» (смысл 134 аята суры «Алю Имран», тафсир «аль-Мунтахаб»).
12. Чистота.
…وَيُحِبُّ الْمُتَطَهِّرِينَ
«…Аллах любит тех, кто соблюдает чистоту» (смысл 222 аята суры «аль-Бакара»).
Кто ты в этом мире. (Часть I)
МУФТИЙ РД
АХМАД-ХАДЖИ АБДУЛАЕВ
Как избежать неискренности в богослужении? Насколько мы стараемся не быть лицемерами в наших поступках? Как держаться правильного пути? Такие вопросы довольно часто возникают в нашей жизни. Давно они беспокоили и меня. Я долго думал, как это донести до каждого из нас, и решил написать, чтобы тот, кто стремится соответствовать образу истинного мусульманина, мог проанализировать свои мысли и поступки. Каждому из нас очень важно время от времени задумываться над своим состоянием.
Чтобы улучшить жизнь и соответствовать предписанным нам нормам, следует задавать себя такие непростые вопросы.
Хвала Всевышнему Аллаху, мир и благословение Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), его семейству и сподвижникам.
1. Являетесь ли вы мусульманином?
Несомненно, каждый понимающий суть вопроса с благодарностью в сердце ко Всевышнему ответит: «Альхамдулиллях!» («Хвала Аллаху!»). Хвала Аллаху, что Он дал нам представление о том, какой степени может удостоиться мусульманин; каково различие между мусульманином и неверующим; какие блага существуют для верующего, и какая участь ждет неверного. И еще раз возрадуемся: «Вся хвала Господу миров за то, что Он сделал нас мусульманами!»
Однако достаточно ли просто сказать это? Задумывались ли вы о том, что слово «мусульманин» означает «покорившийся Аллаху»?
Мусульманин – это человек, взявший на себя исполнение предписаний Всевышнего Аллаха, и он определенно должен соответствовать образу покорившегося.
2. Каким должен быть настоящий мусульманин? Мусульманин ли вы?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, чтобы каждый считающий себя мусульманином или относящий себя к вере Ислам оценил, на сколько процентов он является таковым, подкрепляет ли он свою веру поступками и следованием предписаниям Ислама?
Мы подготовили ряд вопросов, ответив на которые, вы сможете понять, насколько соответствуете образу мусульманина, о котором говорил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
Истинный мусульманин – это человек, который выстраивает свою жизнь так, чтобы соблюдать права и обязанности по отношению ко всему: Всевышнему, самому себе, своей семье и другим мусульманам в целом.
Имам Аль-Хатаби писал, что истинным мусульманином является тот, кто смог объединить выполнение обязанностей и по отношению ко Всевышнему Аллаху, и к мусульманам. В хадисе говорится: «Мусульманин мусульманину – брат. Он не притесняет его, не оставит без помощи и не позволит, чтобы он оказался в трудном положении» (Муслим).
Мусульманин – это человек, уверовавший в Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха), следующий предписаниям Ислама и посредством него обуздавший укрепившиеся в нем страсти собственного нафса.
А руководствуется он в своих решениях разумом, который осознал, что спасение и счастье заключаются в следовании предписаниям Всевышнего. Это также верующий, который часто поминает Аллаха и от которого исходит только благое. Это тот, кто желает для брата своего того же, чего желает себе.
Конечно же, каждый мусульманин скажет, что он искренне верит в Аллаха, и что он настоящий мусульманин. Однако не все задумываются над тем, какими качествами должен обладать истинный мусульманин, или кого считали таковым Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники. Говоря, что мы – мусульмане, мы возлагаем на себя огромную ответственность, прежде всего перед Создателем. А также – своими поступками, словами, поведением и образом жизни – играем большую социальную роль в деле сохранения и распространения Ислама в обществе, особенно там, где большая часть населения – не мусульмане.
Имам Аль-Газали в книге «О мой сын» пишет, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Отчитайтесь перед собой, прежде чем от вас потребуют отчета; взвесьте свои дела, прежде чем они будут взвешены».
Поэтому хочу попросить вас, мои братья и сестры, проверить себя, ответив на следующие вопросы. Отвечая на них, оценивайте себя по шкале от 0 до 100%. Так вы поймете, насколько вы искренний мусульманин, и сможете восполнить упущенное.
Сказано: Али ибн Талибом: «Тот, кто полагает, что придет к цели, не прилагая усилий, — мечтатель».
Хасаном аль-Басри: «Хотеть Рая, ничего не делая, – один из грехов».
Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Находчивый посвящает себя и свои поступки тому, что будет после смерти. Глупый потакает своим капризам и мечтает, что Всевышний Аллах исполнит его пустые мечты о Рае».
Так разве мы не должны каждый день продвигаться хотя бы на один шаг, думать, насколько являемся мусульманами?
3. Как вы думаете, на сколько процентов вы являетесь истинным мусульманином?
4. Ваша вера – это просто слова, исходящие от языка, или вы подкрепляете ее поступками, присущими праведным мусульманам?
Стараетесь ли вы изучить фарзы, которые Аллах возложил на вас, а именно: намаз, пост, закят, хадж и шахаду. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ислам ocновывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха; совершении молитвы; выплате закята; совершении хаджа; соблюдении поста в Рамадане» (Аль-Бухари, Муслим).
5. Изучили ли вы все детали этих предписаний, например: смысл шахады или арканы намаза, поста, условия выплаты закята, совершения хаджа? Знаете ли вы, какие действия нарушают намаз, приумножающие воздаяние за него и то, что лишает этого, и т.д.?
6. Бываете ли вы рады призыву азана?
Насколько вы находите себя в ожидании наступления времени намаза, чтобы совершить его в мечети, коллективно? Не считаете ли, что коллективные молитвы тяжелы для выполнения?
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы знали они о той награде, которая ожидает принимающих участие в коллективных вечерних и утренних молитвах, то обязательно являлись бы на эти молитвы в мечеть, даже если бы им приходилось добираться туда ползком!» (Аль-Бухари)
В хадисе говорится: «Общая молитва превосходит индивидуальную в двадцать семь раз» (Аль-Бухари). Рассказывают, что сын Умара Абдуллах не успел на коллективный ночной намаз в мечеть. И чтобы исправить свою вину, в ту ночь он до утра молился.
7. Насколько часто вы поминаете Аллаха, читаете зикр, проводите время в богослужении? Встаёте ли вы на тахаджуд-намаз?
Выполняете ли вы другие желательные молитвы? Если да, то насколько усердно?
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اذْكُرُوا اللَّهَ ذِكْرًا كَثِيرًا، وَسَبِّحُوهُ بُكْرَةً وَأَصِيلا
Всевышний в Коране говорит (смысл): «О вы, которые уверовали! Поминайте имя Аллаха многократно и славьте Его утром и вечером» (сура «Аль-Ахзаб», аяты 41–42).
Имам Аль-Кушайрию сказал: «Все благородные качества рождаются посредством зикра. Зикр является крепкой основой на пути познания Аллаха. Никто не сможет придти к познанию Аллаха, кроме как посредством постоянного зикра».
الَّذِينَ آمَنُواْ وَتَطْمَئِنُّ قُلُوبُهُم بِذِكْرِ اللَّهِ أَلاَ بِذِكْرِ اللَّهِ طْمَئِنُّ الْقُلُوبُ
Всевышний сказал (смысл): «Те, кто уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха приобретают покой сердца [уверовавших]?» (Сура «Ар-Рад», аят 28).
8. Выплачиваете ли вы закят вовремя, радуясь, что исполнили еще один фарз? Или расстаетесь с закятом, сожалея об утрачен ном имуществе? Выплачиваете ли вы закят вообще?
Выплата закята является одним из столпов Ислама, на что указывает бесчисленное количество доказательств, разъясняющих его положения.
وَأَقِيمُوا الصَّلاةَ وَآتُوا الزَّكَاةَ
Аллах в Коране говорит (смысл): «Совершайте молитву и выплачивайте закят» (сура «Аль-Бакара», аят 43). Подобное повеление повторяется в Коране более тридцати раз. Об обязательности выплаты закята сказано и во многих хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Имам Ан-Навави сказал: «Отрицающий обязательность выплаты закята в это время является кяфиром, по единогласному мнению всех мусульман» («Шарху сахих Муслим»).
9. Ожидаете ли наступления месяца Рамадан и сожалеете ли о его уходе? Думали ли о том, что необходимо совершить хадж? И что вы для этого делаете?
10. Стремитесь ли вы своими действиями ко всему дозволенному (халяль) и отдаляетесь ли максимально от всего запретного (харам), как в словах, так и в поступках, и даже в помыслах?
В хадисе сказано: «Зарабатывание халяля – обязанность (важиб) каждого мусульманина». В другом хадисе говорится: «Хвала тому, заработок которого честен».
11. Если вы являетесь бизнесменом, то спросите себя, с каким намерением вы стремитесь приумножить свое имущество?
С намерением тратить его на то, что приносит пользу мусульманам? Чтобы помочь нуждающимся, сиротам, бедным семьям?
Расходуете ли вы свои средства на нужды мусульман?
الَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوَالَهُم بِاللَّيْلِ وَالنَّهَارِ سِرًّا وَعَلانِيَةً فَلَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ وَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ
В Коране говорится (смысл): «Тем, кто расходует свое имущество ночью и днем, тайно и явно, уготована награда их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (сура «Аль-Бакара», аят 274).
В хадисе сказано: «Если человек вышел из дома с намерением не быть нуждающимся в ком-либо и идет добывать пропитание для своих малых детей и престарелых родителей, – то каждый его шаг является поклонением. Если же он вышел с намерением заработать больше денег и впоследствии бездумно их тратить, хвалясь своим богатством, вот тогда он – вместе с шайтаном» (Ат-Табарани).
12. Беспокоит ли вас положение мусульман в обществе? Насколько ревностно вы относитесь к тому, что задевает или оскорбляет Ислам, когда видите, что кто-то нарушает запреты Аллаха? Если да, то что вы делаете для того, чтобы такое не происходило?
Передают от Ибн Масуда, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет никого ревнивее Аллаха. Поэтому Он запретил распутство, как внешнее, так и внутреннее. И никто сильнее не любит похвалы, чем Аллах. Поэтому Он восхвалил Себя» (Муслим).
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Истинно то, что и Аллах ревнует, и верующий ревнует. Но ревность Аллаха в том, что верующий совершает то, что Он запретил ему» (Муслим).
13. Анализировали ли то, как прожили свою жизнь и как собираетесь жить дальше?
Стремитесь ли вы исправить свою жизнь? Насколько стараетесь? Получается ли это у вас? Что для этого делаете?
إِنَّ اللَّهَ لاَ يُغَيِّرُ مَا بِقَوْمٍ حَتَّى يُغَيِّرُواْ مَا بِأَنفُسِهِمْ
Всевышний в Коране сказал (смысл): «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (сура «Ар-Рад», аят 11).
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Источник: «Ас-салам» – общероссийская духовно-просветительская газета
НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК ИСТИННОГО МУСУЛЬМАНИНА!
Внимательный верующий
Он повинуется повелению Аллаха
Истинный мусульманин обязан повиноваться всем повелениям Аллаха, проявляя покорность и смирение, ни в коем случае не нарушая Его заповедей, подчиняясь Его приказаниям, даже если они не соответствуют его желаниям, и, следуя Его руководству, даже если это и не будет соответствовать его настроению. Такое повиновение и подчинение велениям Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) во всём, великом и малом, безо всяких оговорок и исключений, и является критерием веры мусульманина.
Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «He уверует никто из вас до тех пор, пока желания его не будут соответствовать тому, с чем пришёл я». (Аль-Бухари в Аль-Арба’ини)
Аллах Всевышний сказал: «Но нет, клянусь Господом твоим, не уверуют они до тех пор, пока не изберут тебя судьей в спорах, возникающих между ними, а потом уже не будут они ощущать никаких затруднений в связи с тем, что ты решишь, и подчинятся полностью». (Женщины, 65)
Здесь речь идёт о полной и абсолютной покорности решению Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), так как без этого не будет ни веры, ни ислама. Следовательно, в жизни истинного мусульманина нет места таким вещам как отклонение от руководства Аллаха или отказ от исполнения повелений Его Посланника независимо от того, касается ли это самого мусульманина, членов его семьи или других людей, которых он должен направлять, за которых он несёт ответственность и которые, так или иначе, подвластны этому мусульманину.
Он доволен решением и предопределением Аллаха
Удовлетворённость истинного мусульманина объясняется его твердой убеждённостью в том, что вера в предопределение Аллаха является одним из столпов исламской веры в целом. И он верит в то, что всё происходящее с ним в этой жизни не могло обойти его стороной, ибо это было предопределено, и поэтому он не в силах отразить или избегнуть этого. И он также верит в то, что его удовлетворённость предустановлением и предопределением Аллаха послужит причиной того, что Аллах щедро вознаградит его и запишет его у Себя как одного из покорных верующих, которые преуспеют. Вот почему у такого мусульманина все является благом. Ведь, если с ним случается что-нибудь радостное, то язык его неустанно благодарит Аллаха, являющегося Подателем благ и Оказывающим милости. Если же его постигает какое-нибудь бедствие, то он проявляет терпение, повинуясь велению Аллаха, и остаётся довольным Его предустановлением и предопределением, в результате чего и то, и другое оборачивается для него благом.
Тем не менее, бывает и так, что душу верующего покрывает пелена небрежения, из-за чего он допускает ошибку или некое упущение, которое не подобает допускать разумному, покорному и смиренному верующему. Однако уже скоро он все осознает и приходит в себя, отбрасывая завесу небрежения, отстраняясь от допущенной ошибки, моля Аллах простить ему упущение и возвращаясь к заповедному и безопасному месту у Аллаха, и при этом он проявляет покорность, раскаивается и просит о прощении.
Аллах Всевышний сказал: «Поистине, когда богобоязненных касается наущение шайтана, они вспоминают и (сразу же) понимают». (Преграды, 201)
Имеется в виду, что когда богобоязненные люди под воздействием наущений шайтана совершают что-то греховное, они сразу же замечают это и возвращаются к Аллаху с помощью покаяния. Небрежение не может охватить богобоязненное сердце, любящее Аллаха, но оно охватывает сердца, непокорные Его велениям и отклоняющиеся от Его наставления. Что же касается сердца истинного мусульманина, то оно всегда готово открыться для обращения с мольбами о прощении, покаяния и возвращения к Аллаху. Оно постоянно наслаждается благоуханием покорности, следования по правильному пути, благочестия и удовлетворённости.
Он озабочен тем, чтобы угодить Аллаху
Что бы ни делал истинный мусульманин, он делает это ради Аллаха, заботясь о том, чтобы каждый его шаг и каждое его дело были направлены на угождение Аллаху, а не творению. Более того, когда он делает что-нибудь, стремясь угодить Аллаху, ему иногда приходится вызывать гнев людей. Поступая так, он руководствуется словами благородного посланника (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Того, кто стремится снискать благоволение Аллаха, навлекая на себя гнев людей, Аллах избавит от вреда людей. Того же, кто стремится угодить людям, навлекая на себя гнев Аллаха, Аллах вверит людям». (Ат-Тирмизи, Аль-Куда’и и Ибн Асакир.)
Он не обманывает, не мошенничает, не поступает вероломно
Правдивый мусульманин, достигший этой высокой ступени, не мошенничает, не обманывает и не поступает вероломно, так как необходимым условием правдивости являются проявление искренности, справедливость, внутренняя чистота и верность, а не обман, ухищрения, несправедливость и вероломство.
Совесть не даёт восприимчивому и правдивому мусульманину ни обманывать, ни терпеть обман, более того, при одной лишь мысли об этом он вздрагивает от страха, так как считает, что допустив нечто подобное, он утратит свою принадлежность к исламу, согласно утверждению посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о котором сообщается следующее: Однажды, проходя мимо выставленных на продажу продуктов, он погрузил руку внутрь и пальцы его ощутили влажность. Он спросил: «Что же это, о хозяин?» Тот ответил: «Их попортил дождь, о Посланник Аллаха”. Тогда он сказал: «Так почему же ты не положил это сверху, чтобы людям всё было видно?! Не имеет отношения ко мне тот, кто смошенничает!»
Мусульманское общество является таким обществом, в котором живёт любовь и в котором в отношениях между людьми господствует искренность, а члены его отличаются благочестием, правдивостью и верностью, и поэтому в нём нет места мошенникам, обманщикам, плутам, а также неблагодарным и вероломным людям. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, резко порицал мошенничество, обман и вероломство, не ограничиваясь тем отречением от мошенников и вероломных людей, и отказывая таким людям в праве принадлежности к мусульманскому обществу в мире этом, но и заявляя о том, что в День воскресения все вероломные понесут знамя своего вероломства, а глашатай станет громко говорить о нём, указывая на него и привлекая внимание других к его вероломству.
Какой же стыд испытают вероломные люди, посчитавшие, что время скроет их дела, когда в День воскресения об их вероломстве будет объявлено при свидетелях, а сами они станут держать в руках знамена, указывающие на это.
Он добр к людям
Истинный мусульманин мягок, терпелив и добр по отношению к людям в тех случаях, когда мягкость является уместной, доброта – желательной, а терпеливость – похвальной. Это объясняется тем, что мягкость, доброта и терпение являются достойными качествами, которые Аллах любит в Своих верующих рабах, так как людям, отличающимся подобными качествами, они позволяют выработать в себе мягкость характера, тонкость и способность поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми, а это, в свою очередь, приближает их к душам других и внушает их сердцам любовь к ним.
Аллах Всевышний сказал: «Не равны между собой доброе и дурное, отражай же тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет как близкий друг. И не будет наделён этим никто, за исключением проявлявших терпение, и не будет наделён этим никто, кроме обладающих великим уделом».
Имеется множество взаимосвязанных между собой по смыслу аятов и хадисов, которые внушают людям любовь к доброте, побуждают их к ней и подчёркивают, что она является высоким нравственным качеством и что это качество должно быть главенствующим в мусульманском обществе и присущим каждому мусульманину, живущему в таком обществе, усвоившему установления своей религии и воспринявшему свет её указаний. Мусульманину достаточно знать хотя бы уже о том, что доброта относится к числу высочайших атрибутов Аллаха Всевышнего, и Он любит, когда Его рабы проявляют её во всех своих делах. Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине Аллах добр, и Он любит доброту во всём».
И, поистине, доброта является великим качеством, за которое Аллах Всевышний вознаградит так щедро, как не вознаградит Он ни за одно другое из них. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах добр, и Он любит доброту и дарует за неё то, чего не дарует ни за строгость и ни за что иное».
В своих высоких наставлениях Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, с похвалой отзывается о доброте, называя её украшением любого дела и отмечая, что к чему бы не примешивалась доброта, она обязательно украшает это собой, внушая к этому любовь душам и взорам людей. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, к чему бы ни примешивалась доброта, она неизменно украшает собой это, если же нечто лишено доброты, то её отсутствие неизменно обезображивает это собой».
Одно из обязательных проявлений великодушия и мягкости состоит в том, что человек, которому присущи подобные качества, отличается приветливостью и часто улыбается, а лицо его излучает радость. Всё это свидетельствует о хорошем нраве, а ислам, как известно, побуждает людей к этому.
Поистине, общество, члены которого привыкли проявлять великодушие и симпатию и улыбаться друг другу, является гуманным, высокоразвитым и сплочённым обществом, где человеку оказывается уважение, не нарушаются нравственные устои и главенствуют высокие человеческие ценности. Однако это и есть то самое исламское общество, к созданию которого побуждают людей указания и принципы ислама, имеющие отношение к воспитанию. Цель этого состоит в том, чтобы такое общество выделялось среди всех иных человеческих сообществ. И мы действительно видим огромную разницу между обществом, формировавшимся в соответствии с установлениями Аллаха, и материалистическими обществами, где человек живёт в условиях губительного недостатка сочувствия, зачастую не проявляя радости при встрече с соседом или родственником и не улыбаясь для того, чтобы как-то выразить свою любовь к другу. В таком обществе человек постоянно озабочен и занят только удовлетворением своих материальных потребностей, и это погасило в его душе пламя человеческого сочувствия, иссушило в ней источники духовности и привело к тому, что он, подобно волчку, всё время вращается в сфере материальных интересов, не имея возможности ни остановиться, ни успокоиться.
Он гостеприимен
Таким образом, оказывая почёт своему гостю, человек подтверждает, что он верит в Аллаха и в Последний день. Вот почему оказание почёта в подобных случаях называют «наградой”, которая предназначается для гостя и служит формой выражения ему благодарности за то, что он дал принимающему его возможность совершить праведное дело, подтвердив свою веру и сделав то, что угодно Аллаху.
Поистине, оказание почёта гостю является любимым делом искреннего мусульманина, за что он к тому же и получит награду. Ислам упорядочил правила гостеприимства, и установил для него определённые границы. Так, наградой гостю являются день и ночь, затем следует обязательное гостеприимство, срок которого равен трём дням, а всё то, что превышает этот срок, рассматривается уже как садака и будет записано в книге благих дел благородного и гостеприимного человека.
Он ни над кем не насмехается
Мусульманин, душа которого преисполнена любовью к смирению, весьма далёк от того, чтобы презирать других людей или глумиться над ними. Объясняется это тем, что наставления Корана, прививающие его душе любовь к смирению и отвращение к высокомерию и стремлению к возвышению, в то же самое время запрещают ей глумиться над людьми и презирать их.
Аллах Всевышний сказал:
О те, кто уверовал! Пусть никто из людей не глумится над другими людьми: может быть, они лучше их. И женщины (пусть не глумятся) над женщинами: может быть, они лучше их. Не злословьте друг о друге и не давайте друг другу прозвище. Скверно называть нечестивым (человека) после (того, как он пришёл к) вере, а несправедливыми являются те, кто не покаялся.
Что же касается Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он разъяснил, что проявление мусульманином презрения по отношению к своему брату является злом в чистом виде. Он сказал: «Для того, чтобы совершить зло, человеку достаточно проявить презрение по отношению к своему брату в исламе».
Ислам не просто самым тесным образом связал нравственность с религиозными убеждениями и поступками, но сделал благонравие важным требованием веры и её критерием. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Самой совершенной верой обладает тот, кто имеет самую высокую нравственность».