ирония судьбы в какой бане снимали
«Ирония судьбы или с лёгким паром!» Как снимали сцену в бане
Ни для кого не секрет, что сцену в бане в фильме «Ирония судьбы. » снимали не в банях. Хотя сначала создатели фильма действительно хотели отправить четвёрку друзей в знаменитые Сандуновские бани. Но в целях удобства, а главное экономии, решили не покидать киностудию. В итоге сцену сняли в цокольном этаже Мосфильма, где нашлось подходящее помещение со стенами из стеклоблоков
Даже скамьи, если верить оператору В. Алисову, были из вестибюля Мосфильма. Из знаменитых Сандунов взяли на прокат только полотенца с простынями, да пальмы.
Что происходило потом, Рязанов и Ширвиндт рассказывали по разному, и оба говорят, что только его рассказ правдив. Но по большому счету основное различие в том, что по версии Ширвиндта на съёмочной площадке было настоящее пиво (причем бочковое, хотя в фильме его наливают в кружки из бутылок).
Где-то к шестому-седьмому дублю начинается облава с «обнюхиванием». Рязанов прекращает съёмку и переносит её на следующий день, выставив пикеты, на которых были обнаружены и реквизированы 2 бутылки водки
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
По следам съемок фильма «Ирония судьбы»
Съемки фильма «Ирония судьбы» были закончены в июне, и шесть месяцев картина ждала, пока наступит новый, 1976 год, а вместе с ним и телевизионная премьера. Как писал Рязанов в своей книге «Неподведённые итоги», во время этого полугодового ожидания до него регулярно доходили слухи о разных неприятностях по поводу фильма. Во-первых, Рязанову вменялась пропаганда пьянства. А во-вторых, его обвиняли в измене Госкино, из-за того, что он снял фильма для телевидения. В то время между министерствами, отвечающими за кино и телевидение была вражда и Рязанов впоследствии не один раз наказывался председателем Госкино Ермашом, которому формально подчинялся, за этот проступок.
Рязанов в своей книге вспоминает еще одну историю, связанную с выходом фильма на экран. Ее поведал ему министр телевидения (было такое министерство в то время) Лапин. В начале декабря 1975 года в Софрино в Доме творчества на семинар собрались партийные руководители республиканских, краевых и областных комитетов Гостелерадио и им первым показали фильм «Ирония судьбы». Во время выступления на семинаре Лапин спросил, можно ли советскому народу показать такой фильм, на что все участники семинара единодушно сказали, что этого делать ни в коем случае нельзя. Рязановский фильм спасло то, что он понравился всесильному председателю Гостелерадио Лапину и тот смог познакомить с ним лично Леонида Ильича Брежнева и заручиться его поддержкой.
«Иронию судьбы» показали 1 января 1976 года по первой программе в очень удобное время, как говорят сегодня в прайм-тайм. Фильм начался в шесть вечера и шел до программы «Время». Это была та часть праздничных суток, когда люди отоспались, пришли в себя после бессонной ночи, а новое застолье еще не началось. По статистике в тот день фильм одновременно посмотрело почти 100 миллионов человек. Успех фильма был оглушительный. Реакция зрителей была стремительной и восторженной. Как вспоминает Рязанов, началась бесконечная череда телефонных звонков, телеграмм, писем, нигде не дают прохода. Забавно, что несколько телеграмм были отправлены 1 января в 21 час 03 минуты, 05 минут, 06 минут, то есть немедленно после окончания показа. В то время не было ни интернета, ни электронной почты и представьте: только что закончился показ фильм и Вы сразу же выбегаете из дома, чтобы отправить восторженную телеграмму в адрес Гостелерадио или лично Рязанову. Через месяц с небольшим, 7 февраля, после нескольких десятков тысяч зрительских писем в адрес телевидения «Иронию судьбы» повторили по первой программе. Госкино пришлось заказать киновариант, чтобы можно было показывать фильм в кинотеатрах. Фирма «Мелодия» выпустила пластинку и эта пластинка была очень популярна в народе. Повторный показ вызвал новую волну писем. Было ясно, что народ принял «Иронию судьбы». И с тех пор на каждый Новый год этот фильм показывают снова и снова, но, как правило, ставят в эфир 31 декабря. Правда, фильм еще раз поплатился за «пропаганду пьянства», когда исчез из телевизионного эфира на несколько лет в период всесоюзной борьбы с пьянством. Но благополучно вернулся на телевидение и до настоящего времени остается для россиян таким же обязательным атрибутом Нового года, как и салат оливье на их столе. Как сказал Рязанов в одном из своих интервью: «Я восхищен людьми, которые каждый год 31 декабря смотрят мою картину».
Очень интересной оказалась история выдвижения «Иронии судьбы» на Государственную премию. Премия в области телевидения была одна, а претендентов в год 60-летия Советской власти было два: безусловный фаворит программа «Время» и совершенно безыдейная «Ирония судьбы». Никакая из официальных структур в год юбилея Советской власти не хотела выдвигать фильм на премию, однако случилось непредвиденное: коллектив объединения «Мосэлектроаппарат», состоящий из обычных благодарных слушателей, не совсем разбирающихся в линии партии, решил, что «Ирония судьбы» достойна награды. Проигнорировать выдвижение фильма рабочим классом было нельзя и бумажная канитель завертелась. Однако выяснилось, что необходима еще поддержка ходатайства рабочего класса какой-нибудь творческой организацией, но Гостелерадио, Союз кинематографистов и «Мосфильм» дружно не рискнули примкнуть к рабочему классу. Выручила киностудия «Грузия-фильм». В том году в Грузии проходил фестиваль телевизионных фильмов и «Ирония судьбы» завоевала на нем приз зрителей и «Грузия-фильм» официально выдвинула картину на Госпремию. Мало того, среди кандидатов на Госпремию была названа и иностранка — Барбара Брыльска, чего не решился сделать даже коллектив «Мосэлектроаппарата», боясь, что это может испортить все дело, ведь никогда ранее ни один иностранный творческий работник не получал Госпремии. Но на фестивале в Тбилиси блондинка Барбара имела особый успех среди мужского грузинского населения. Не включить ее в список было попросту не галантно. Как писал Рязанов: «У грузин — свои правила, особенно в отношении блондинок». Далее последовали аппаратные игры, картину долго мурыжили на разных стадиях, но что примечательно, при окончательном тайном голосовании все члены комиссии в глубине души оказались нормальными зрителями и единогласно проголосовали за «Иронию судьбы».
Перед самым Новым 2017 годом рабочие дела привели нас на юго-запад Москвы и было решено совместить их с посещением мест съемок «Иронии судьбы» на проспекте Вернадского. Ранее много раз по делам были в этих местах, но не догадывались, что здесь снимали эту картину.
Все помнят знаменитый адрес из фильма «3-ая улица Строителей, дом 25». Но не в Питере, ни в Москве на момент съемки фильма не было такой улицы. На самом деле в далеком 1975 году съемки проходили в Москве на улице Вернадского около дома 125 (московский дом Жени Лукашина) и около дома 113 (ленинградский дом Нади Шевелевой). Лишь несколько эпизодов были отсняты на улицах Северной столицы.
«Баня» в холодном павильоне «Мосфильма», снег из пенопласта и другие интересные факты о фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
Мало кто знает, но картина по сценарию Рязанова и Брагинского имела реальную основу.
Эта забавная и, казалось бы, невероятная история, произошла в 1960-х годах в Москве. 31 декабря решил сходить в баню – смыть с себя все тяготы уходящего года. Тяготы смыл, а затем решил буквально на 15 минут заглянуть к своим друзьям.
По случаю праздника компания немного выпила, а потом ещё немного, и ещё… А затем приятели шутки ради отвезли любителя бани на Киевский вокзал и, заплатив проводнице, погрузили его в поезд, идущий на Украину. Можно лишь представить шок этого бедолаги, когда утром 1 января он вышел из вагона в Киеве, имея при себе лишь сумку с бельём, банный веник и 15 копеек в кармане.
Между тем, способ вернуться домой мужчина всё же нашёл, а благодаря одному из шутников — композитору Никите Богословскому, об этой истории узнали Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов. Именно они в 1968 году положили её в основу пьесы «С лёгким паром, или Однажды в новогоднюю ночь…».
Пьеса была написана с расчётом на то, что её расхватают провинциальные театры. Так и случилось: необычный сюжет, простенькие декорации и минимум действующих лиц – что ещё в советское время было нужно для создания успешного театрального проекта? Спектакль был весьма успешным и Рязанов спустя несколько лет решился превратить пьесу в сценарий для кинофильма, который станет самой популярной новогодней картиной в СССР, а затем и в России.
Годы идут, а любовь наших граждан к «Иронии судьбы, или С лёгким паром!» всё ещё жива. И в канун наступившего уже 2019 года часть россиян (и даже бывших соотечественников, эмигрировавших за рубеж) многочисленным концертным программам и современным блокбастерам предпочла старый добрый фильм про Женю Лукашина, Надю и Ипполита с его «заливной рыбой».
Сайт Teleprogramma.pro выбрал несколько интересных фактов о съемках «Иронии судьбы…», о которых вы, возможно, никогда не слышали.
Роль Нади могла достаться Гурченко или Фрейндлих
Роль Нади Шевелевой могла сыграть одна из самых известных советских актрис. В пробах участвовали Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Антонина Шуранова, Марина Меримсон. Кроме того, Рязанова уговаривали взять на эту роль Алису Фрейндлих, но у него появилась другая идея – в польской мелодраме «Анатомия любви» ему запомнилась исполнительница главной роли Барбара Брыльска и именно её он решил пригласить сыграть Надю.
Сперва Рязанов раздобыл номер телефона актрисы и рассказал ей о своих планах. Затем Брыльске отправили сценарий, прочитав который, она прилетела в Москву на пробы. И внешне подошла на роль Нади идеально, единственной проблемой был её голос. Представьте себе учительницу русского языка Надю, которая говорит, да ещё и поёт хриплым прокуренным голосом с польским акцентом.
Но проблему удалось решить: петь вместо Брыльски пригласили Аллу Пугачёву, а разговаривать она должна была голосом Валентины Талызиной.
Талызина обиделась из-за титров и наград
Прекрасные голоса, которыми наделили главную героиню Талызина и Пугачёва, по чьему-то недосмотру остались забыты – в титрах эти имена не упомянули. Валентина Илларионовна на это сильно обиделась и до сих пор (в январе актрисе исполнится 84 года) считает, что «эта полька» незаслуженно получила государственную премию.
«Ты права, но я себе этой премии не давала», — оправдывалась перед ней Брыльска, но изменить отношение к себе со стороны Талызиной так и не смогла.
Мягков получил роль Лукашина случайно
Сейчас нам сложно представить, что Женю Лукашина мог сыграть кого-либо кроме Андрея Мягкова. Однако этот актёр стал Лукашиным абсолютно случайно. Дело в том, что сыграть главную роль в «Иронии судьбы» горел желанием Андрей Миронов. Но Рязанов понимал, что это совсем не его типаж и соглашался дать Андрею только роль Ипполита. Тот отказался.
Когда в кастинге возник некоторый простой, а начальство уже требовало список актеров, ассистентка Рязанова предложила ему взглянуть на своего друга, малоизвестного актера Мягкова, чтобы без дела не сидеть. Это было удивительно, но Рязанов, увидев игру этого человека с маловыразительной внешностью, сразу понял: вот же он, тот самый Лукашин, которого они так долго искали.
Ипполита начинал играть Олег Басилашвили
Олег Басилашвили был утверждён на роль Ипполита и успел сняться в нескольких эпизодах. Но внезапно у актёра умер отец и тот, убитый горем, отказывается участвовать в продолжении съемок.
Рязанову после такого форс-мажора пришлось срочно искать нового героя, талантливого и при этом внешне похожего на Олега. Помощь пришла в лице Юрия Яковлева — он ничуть не обиделся на то, что станет заменой Басилашвили, и сыграл свою роль блестяще.
Впрочем, немного Ипполита №1 в фильме всё же осталось. Помните момент, когда Женя выбрасывает в форточку фотографию жениха Нади, а затем Надя поднимает её из снега? Второе фото, которое мы видим — это снимок Олега Басилашвили, ведь наступила весна, снег растаял и переснять кадр уже не представлялось возможным.
В самолёте пьяный Лукашин спал на плече режиссёра
Эльдар Рязанов в «Иронии судьбы…», как это часто бывало, исполнил одну из эпизодических ролей – нервного пассажира самолёта, сидевшего рядом с героем Андрея Мягкова.
Пьяный сосед во сне то и дело норовил опустить голову ему на плечо, и складывал на него свой портфель с торчащим веником. Но мужчина выдержал эти пьяные выходки, а по прилёту в Ленинград ещё и довёл Лукашина до здания аэровокзала.
Баня была ненастоящей, зато напитки — сорокоградусными
Сцену, где Женя и трое его друзей (Александр Ширвиндт, Георгий Бурков, Александр Белявский) перед Новым годом парятся в бане, снимали вовсе не в знаменитых Сандуновских банях, а в холодном мосфильмовском павильоне. От Сандунов пришлось отказаться из соображений экономии, впрочем, оттуда на «Мосфильм» доставили пальмы в кадках и две бочки настоящего пива.
Пиво актёров от холода не спасало, так что каждый из них притащил с собой по бутылке сорокоградусного напитка. Втайне от режиссёра они заменили бутафорские бутылки настоящими. Благо у Белявского был день рождения, так что в кадре актёры одновременно играли и выпивали за здоровье своего товарища.
Вскоре актёры захмелели и Рязанов, унюхав запах спиртного, остановил съемку. На следующий день работа продолжилась. На этот раз режиссёр принял меры актёры на входе подверглись обыску. Две бутылки, предназначенные для опохмела, у них конфисковали и пришлось им, трезвым, играть пьяных людей. В фильм, тем не менее, попали дубли, снятые в первую ночь.
Импровизация Яковлева
Знаменитых фраз Юрия Яковлева «Какая гадость эта ваша заливная рыба» и «О, тепленькая пошла» не было в сценарии фильма, актёр придумал их на ходу.
Позже он признавался, что рыба была действительно отвратительной.
Квартиры Нади и Лукашина – на проспекте Вернадского
Типовой дом по адресу 3-я улица Строителей, 25, который мы видим в фильме — это на самом деле два панельных дома, расположенных на проспекте Вернадского в Москве. Дом 113 в фильме был домом Нади Шевелёвой, а в доме 125 жил Лукашин.
Сейчас в цокольном этаже дома 125 располагается Театр на юго-западе. На стене этого дома в 2003 году открыли памятную табличку, которую с тех пор уже несколько раз воровали.
Пенопласт и вата вместо снега
Снега в 1975 году было мало, а потому декораторам пришлось постараться, чтобы на экране зрители увидели настоящую зиму. В ход шла измельченная бумага и шарики пенопласта, а на крышах была разложена вата. Для того, чтобы снег кружился и вместе с ветром залетал в форточки, использовались так называемые ветродуи.
Полгода фильм ждал своего праздника
Монтаж картины завершился летом, в июне, и на протяжении следующих шести месяцев создатели фильма дожидались его премьеры. Рязанова всё это время пугали тем, что фильм так и не увидит свет: из-за пропаганды пьянства или по другим причинам. Но до показа на ТВ «Иронию судьбы…» посмотрел сам Леонид Брежнев и она ему понравилась.
1 января 1976 года 100 миллионов советских граждан впервые увидели этот фильм на своих экранах. По многочисленным просьбам 7 февраля его показали ещё раз. Читатели журнала «Советский экран» в 1977 году признали творение Рязанова лучшим.
Ошибка в титрах
В начальные титры фильма вкралась ошибка, которую зрители приметили не сразу. Но затем она стала своего рода особенностью фильма, как нераскрывшееся кольцо на Олимпиаде-2014 в Сочи.
Прогулки по местам съемок культовых новогодних фильмов
Кадр из фильма «Карнавальная ночь» (1956). Сам Рязанов, хоть и утвердил Гурченко на роль Леночки Крыловой, все-таки считал ее слишком «манерной». Да и Пырьев, изначально обративший внимание на ее задорную походку, позже утверждал, что актриса «чересчур кривляется». Оба смягчились лишь после того, как к «Карнавальной ночи» пришел колоссальный успех. Критиковали и песню «Пять минут», написанную поэтом-песенником Владимиром Лившицем и композитором Анатолием Лепиным. Впервые услышав главный номер фильма, музыканты оркестра Рознера нашли ее старомодной и даже сравнили с немецкими шлягерами 30-х годов. Позже, когда песня стала настоящим хитом, забылось и это. Но тогда от ее бешеной популярности начала уже страдать Гурченко – ей приходилось петь «Пять минут» по несколько раз в день, на самых разных концертных площадках столицы.
Пресс-служба телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция»
Пандемия открыла для россиян внутренний туризм, которым можно заниматься даже в пределах родного города. На карантине многие начали изучать окрестности, не имея возможности отходить далеко от дома. В новогодние праздники «Газета.Ru» предлагает прогуляться по местам съемок знаменитых советских новогодних фильмов и сравнить картинку на экране с реальностью.
«Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
Фильм, который с Новым годом никак не связан, но который тем не менее показывают именно в праздники, снимали частично в Москве, частично в Ростове Великом. Все исторические сцены были отсняты в Ростовском кремле: именно там за управдомом-самозванцем и вором-рецидивистом Жоржем Милославским в исполнении Юрия Яковлева и Леонида Куравлева гонялись стражники Ивана Грозного.
Советского изобретателя Шурика, по вине которого и произошли путешествия во времени, поселили в самом центре Москвы, на Новокузнецкой улице, недалеко от станции метро «Павелецкая».
Этот дом под номером 13/15, построенный в стиле конструктивизма, с момента съемок не сильно изменился, таким же остался и двор, только магазина радиодеталей там больше нет.
Вид из окна квартиры снимали в другом месте: с высотки на Новом Арбате (в то время — Калининского проспекта), а с балкона открывается панорама Москвы-реки и виднеется начало Кутузовского проспекта. Все внутренние интерьеры, как в XVI, так и в XX веке, сняты на Мосфильме: для этого там построили подъезд дома Шурика, лифт, лестничные площадки, квартиры Шпака и Шурика, а также царские палаты. Видеоклип к песне «Звенит январская вьюга» снимали в Ялте.
«Ирония судьбы, или С легким паром!» Эльдара Рязанова
Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975)
Действие главного новогоднего фильма, по сюжету, происходит в Москве и Санкт-Петербурге, однако все съемки проводились в столице. Начинается «Ирония судьбы» со сцены в бане, которую снимали не в Сандунах, как изначально планировалось, а на цокольном этаже Мосфильма, где нашлось подходящее помещение со стенами из стеклоблоков. Дома-близнецы Нади и Жени находятся в Москве на проспекте Вернадского — 113 и 125.
Таких домов — с белыми панелями и просторными по тем временам кухнями на целых 10 квадратных метров — в 70-е построили всего три. Это был экспериментальный архитектурный проект, но планировка оказалась неудобной, а в окнах обнаружились огромные щели. Зимой в них задувал ветер, а во время съемок искусственный снег проникал прямо в квартиры.
Теперь на обоих домах висят памятные таблички с надписями: «Здесь жила Надя Шевелева» и «Здесь жил Женя Лукашин». До 2013 года висели еще и бронзовые портфели с банными вениками, но потом один из них стащили, и портфель остался только на «Надином» доме.
После выхода картины дома на проспекте Вернадского стали культовым местом для поклонников «Иронии судьбы». Цена на квартиры в этих зданиях с тех пор значительно выше, чем в соседних, из-за звездного статуса.
«Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова
Людмила Гурченко в кадре из фильма «Карнавальная ночь» (1956)
Действие одного из первых советских новогодних фильмов происходит в студийных интерьерах дома культуры, и несмотря на то, что фильм вышел в 1956 году, в эпоху оттепели, декорации напоминают типично сталинский парадный, торжественный стиль. В фильме осталась лишь одна сцена, на которой запечатлено реальное здание на площади Журавлева — сейчас оно называется Дворцом на Яузе.
Это здание было построено еще в 1903 году в стиле рационального модерна и несколько раз перестраивалось. Сначала здесь располагался Введенский народный дом для культурного досуга рабочих, меценат Алексей Бахрушин даже завел здесь театральную труппу. В 1946–1947 годах его переделал под неоклассицизм архитектор Борис Ефимович.
С 1947 по 1959 год здесь располагался театр им. Моссовета, на сцене которого выступали Любовь Орлова, Фаина Раневская, Вера Марецкая и Ростислав Плятт. А с 1959 года — Телевизионный театр, где проводились съемки «Голубых огоньков» и первых выпусков КВН. Оттуда же они транслировались по телевизору.
Потом долгое время здесь размещался Дворец культуры Московского электролампового завода. В 1980-х в нем прошел арт-рок-парад, приуроченный к премьере другого знакового фильма — картины «АССА» Сергея Соловьева. На концерте выступали Виктор Цой, Борис Гребенщиков и Петр Мамонов. Теперь в этом зале проводятся театральные спектакли и концерты. Долгое время эта площадка была запасной сценой «Современника» на время реконструкции в основном здании, а сейчас здесь проходят спектакли театра на Малой Бронной под руководством Константина Богомолова.
«Чародеи» Константина Бромберга
Михаил Светин и Эммануил Виторган в картине «Чародеи» (1982)
Съемки этого фильма по сценарию братьев Стругацких проводились не в студии, а в «живых» интерьерах: герой Семена Фарады плутает по коридорам аппаратно-студийного комплекса телецентра «Останкино». Застекленный серый параллелепипед был построен в 1960-е годы под руководством Леонида Баталова. Здесь же сняты интерьеры кабинета директора института НУИНУ.
Другие сцены снимали во Дворце культуры ЗИЛ, построенном в стиле конструктивизма по проекту братьев-архитекторов Весниных в 1930-е годы. Ко времени съемок внутри здания прошел капитальный ремонт, и интерьеры стали напоминать архитектуру конца 1970-х.
Внешний вид института НУИНУ снимали сразу на двух объектах — в гостинице «Союз» недалеко от станции метро «Речной вокзал», построенной к летней Олимпиаде-1980, и в туристическом комплексе в Суздале, который был введен в эксплуатацию в 1978 году и стал крупнейшей гостиницей Золотого кольца. С помощью комбинированных съемок гостиницу «Союз» «перенесли» в Покровский монастырь в Суздале и ретушью «надстроили» туркомплексом.
В местном банкетном зале сняли и финальную сцену. Оригинальная архитектура гостиницы с элементами оформления в древнерусском стиле привлекала кинематографистов, однако слишком лубочные интерьеры с декоративными самоварами и деревянной резьбой не годились для имитации научно-исследовательского института, поэтому для внутренних съемок был выбран ДК ЗИЛ.
«Покровские ворота» Михаила Козакова
Кадр из фильма «Покровские ворота» (1983)
Комедию о приключениях Костика и его соседей по коммуналке действительно снимали недалеко от Покровских ворот. Дом, где по сюжету находилась коммуналка, имеет адрес: Нащокинский переулок, 10. Дом не снесли, как в кино, но довольно сильно реконструировали еще в 90-х: достроили еще один этаж, мансарду, балкон и сделали подземный паркинг.
А вот двор, где в шахматы играли Хоботов и Савва Игнатьич, остался практически без изменений — он до сих пор выглядит как в 50-е. Сцену на лестнице, по которой убегала Людочка, скорее всего, снимали в другом подъезде, либо она не сохранилась до наших дней.