иран колония какой страны
Краткая История Ирана
Нынешнее государство Иран раньше (до 1935 года) называлось Персия.
Взгляните наа карту мира. Иран с севера омывается Каспийским морем, с юга — Персидским и Оманским заливами Индийского океана.
На западе граничит с Ираком, на северо-западе — с Азербайджаном, Арменией, Турцией, на севере — с Туркменией, на востоке — с Афганистаном и Пакистаном.
Как Вы видите, Иран располагается в стратегически важном регионе Евразии и располагает крупными запасами нефти и природного газа.
Немудрено, что на протяжении многих веков и по сей день, эта страна играет ключевую роль на Востоке, и современный Иран является одним из наиболее технологически развитых государств региона.
Откуда взялось название страны – «Иран»?
Термин «Иран» происходит непосредственно от среднеперсидского Эрана, впервые засвидетельствованного в надписи третьего века в Накш-э-Ростаме, с сопровождающей парфянской надписью, в которой используется термин «Ариан» по отношению к иранцам.
(MacKenzie, David Niel (1998). «;r;n, ;r;n;ahr». Encyclopedia Iranica. ).
История государственности в Иране — одна из древнейших в мире и только по письменным источникам охватывает почти 5 тысяч лет.
В настоящей работе я пытаюсь показать читателю квинт-эсенцию истории этого государства.
Факты, собранные из достоверных источников (Енциклопедия Британика, справочники и «Книги Года»; архивные материалы «Нью Йорк Таймс» и ТАСС я представляю в виде двух разделов.
Первый (быстрый, менее подробный): «Динамика Развития Государства Иран».
Второй (медленный, более подробный): «Краткая История Ирана»
Некоторые, на мойвзгляд важные события вынесены отдельными работами для подробного освещения. Ссылки на эти работы приводятся в тексте.
***
1. Динамика Развития Государства Иран с 500-х годов Д.Н.Э. По Сей День.
Первое государство на территории нынешнего Ирана — Элам — возникло в Хузестане в III тысячелетии до н. э. Персидская империя при Дарии I Ахемениде простиралась уже от Греции и Киренаики до рек Инд и Тарим. Иран, большую свою письменную историю известный как Персия, более 2 тысяч лет входил в число влиятельнейших политических и культурно-мировых центров.
На протяжении многих веков господствующей религией был зороастризм.
Зороастри;зм— «Благая вера почитания Мудрого»,— одна из древнейших религий[1], берущая начало в откровении пророка Спитамы Заратустры, полученном им от бога Ахура Мазды (Асура Мазды).
В основе учения Заратустры — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний.
К XVI веку государственной религией Ирана становится ислам. К настоящему времени зороастризм в основном повсюду вытеснен исламом, небольшие общины сохранились в Иране и Индии, есть последователи в западных странах и странах постсоветского пространства (преимущественно в Таджикистане).
в 1906 году в стране произошла Конституционная революция, в результате чего Иран стал конституционной монархией во главе с Ахмед-шахом.
С 1918 по 1942год Иран оказался сначала под Британской оккупацией, а во время Второй мировой войны в Иран вошли и советские войска.
После войны началась национализация нефтяной промышленности Ирана. Это, конечно не устраивало Великобританию и США.
Государственный переворот 1952 года в Египте и установление в этой стране режима, ориентированного на сотрудничество с СССР, изменили ситуацию на Ближнем Востоке, подтолкнув Иран в сторону альянса с США.
Госпереворот в Иране был осуществлён США в (августе 1953 года) внуком президента Теодора Рузвельта — Кэрмитом Рузвельтом. Можно сказать что это есть начало вторжения США в жизнь и деятельность иранского народа.
В 1955 году Иран присоединился к прозападному Багдадскому пакту. Таким образом Иран и Израиль геополитически оказались в одном лагере.
В 1979 году в стране произошла исламская революция и была основана исламская республика.
4 ноября 1979 года, дипломатические отношения с США были разорваны, когда в Тегеране было захвачено посольство США, а дипломаты провели в заложниках 444 дня.
С этого момента можно начинать отсчёт политико-экономических санкций США против Ирана.
22 сентября 1980 года началась Ирано-иракская война продолжавшаяся 8 лет до 1988 года.
3 июля 1988 года, американский крейсер «Винсенс» сбил ракетой иранский пассажирский авиалайнер Airbus. 290 человек пассажиров погибли.
(Подробнее о трагедии можно узнать из материала «Иран. 1988. Гибель рейса IR655» http://proza.ru/2021/08/25/120)
2. «Краткая История Ирана»
Первым значительным иранским государством стало Мидийское царство, основанное в конце VIII — начале VII века до н. э., со столицей в Хамадане (Экбатана). Мидийцы быстро установили контроль над всем западным Ираном и частично над восточным. Совместно с вавилонянами мидийцы разгромили Ассирийскую империю, захватили северную Месопотамию и Урарту.
Ахемениды.
В 553 году до н. э. молодой персидский царь Аншана и Парсы Кир из рода Ахеменидов выступил против мидийцев.
Кир захватил Экбатаны и объявил себя царём Персии и Мидии. При этом мидийский царь Иштувегу был пленён, но позже освобождён и назначен наместником в одну из провинций.
До своей смерти в 529 году до н. э. Кир II Великий подчинил империи Ахеменидов всю Западную Азию от Средиземноморья и Анатолии до Сырдарьи.
Ранее, в 546 году до н. э., Кир основал в Фарсе столицу своего царства — Пасаргады, где и был похоронен. Сын Кира Камбиз II расширил владения империи отца до Египта и Эфиопии.
После смерти Камбиза и последовавшими за ней межусобицами в его ближайшем окружении и мятежами по всей стране к власти пришёл Дарий Гистасп.
Дарий быстро и жёстко навёл в империи порядок и начал новые завоевательные походы, в результате которых империя Ахеменидов расширилась до Балканского полуострова на западе и до Инда на востоке, став крупнейшим и мощнейшим государством, существовавшим когда-либо на тот момент.
Дарий также провёл ряд внутренних реформ. Он разделил страну на несколько административных единиц — сатрапий, при этом впервые в истории был осуществлён принцип разделения властей: войска не подчинялись сатрапам и в то же время военачальники не имели административной власти.
Кроме того, Дарий провёл денежную реформу и ввёл в обращение золотой дарик. В сочетании со строительством сети мощёных дорог это способствовало невиданному скачку в торговых отношениях.
Дарий покровительствовал зороастризму и считал жрецов стержнем персидской государственности. При нём эта первая монотеистическая религия стала в империи государственной. В то же время к покорённым народам и их верованиям и культуре персы относились терпимо.
Наследники Дария I стали нарушать принципы внутреннего устройства, введённые царём, в результате чего сатрапии стали более независимы. Поднялся мятеж в Египте, начались беспорядки в Греции и Македонии. В этих условиях македонский полководец Александр начал военный поход против персов, и к 330 году до н. э. разгромил империю Ахеменидов.
После смерти Александра Македонского в 323 году до н. э. его империя распалась на несколько отдельных государств. Большая часть территории современного Ирана отошла к Селевкии, однако парфянский царь Митридат I вскоре начал завоевательные походы против Селевкидов и включил в состав своей державы Персию, а также Междуречье.
В 92 году до н. э. между Парфией и Римом была проведена граница по руслу Евфрата, но римляне почти сразу вторглись в пределы западных парфянских сатрапий и потерпели поражение.
В ответном походе парфяне захватили весь Левант и Анатолию, но были отброшены войсками Марка Антония обратно к Евфрату. Вскоре после этого в Парфии одна за другой вспыхивали гражданские войны, вызванные вмешательством Рима в борьбу между парфянской и греческой знатью.
В 224 году Ардашир Папакан, сын правителя небольшого городка Хейр в Парсе, разгромил армию парфян Артабана IV и основал вторую Персидскую империю — Ираншахр («Царство ариев») — со столицей в Фирузабаде, став основателем новой династии — Сасанидов. Усилилось влияние аристократии и зороастрийского духовенства, начались гонения на иноверцев. Проведена административная реформа.
Сасаниды продолжили борьбу с римлянами и с кочевниками Центральной Азии.
При царе Хосрове I (531—579) началась активная экспансия: в 540 году была захвачена Антиохия, в 562 — Египет. Византийская империя попала в налоговую зависимость от персов. Были заняты прибрежные области Аравийского полуострова, в том числе Йемен.
В это же время Хосров разгромил эфталитское государство на территории современного Таджикистана. Военные успехи Хосрова привели к расцвету торговли и культуры в Иране.
Внук Хосрова I, Хосров II (590—628) возобновил войну с Византией, но терпел поражение за поражением. Военные расходы покрывались за счёт непомерных налогов с торговцев и поборов с бедняков. В результате по всей стране начали вспыхивать восстания, Хосров был схвачен и казнён.
Его внук, Йездигерд III (632—651) стал последним сасанидским царём. Несмотря на прекращение войны с Византией, распад империи продолжался. На юге персы столкнулись с новым противником — арабами.
Арабские набеги на Сасанидский Иран начались в 632 году. Наиболее сокрушительное поражение персидская армия потерпела в битве при Кадисии в 637 году.
Арабское завоевание Персии продолжалось до 652 года, и она была включена в Халифат Омейядов.
Арабы распространили в Иране ислам, который сильно изменил персидскую культуру. После исламизации Ирана в Халифате бурно развивались литература, философия, искусство, медицина. Персидская культура стала основой для начала золотого века ислама.
В 750 году персидский генерал Абу Муслим возглавил поход Аббасидов против Омейядов на Дамаск, а затем на столицу Халифата — Багдад. В благодарность новый халиф даровал персидским губернаторам определённую автономию, а также взял нескольких персов в качестве визирей.
Тем не менее, в 822 году Тахир бен-Гусейн бен-Мусаб, губернатор Хорасана, провозгласил независимость провинции и объявил себя родоначальником новой персидской династии — Тахиридов. Уже к началу правления Саманидов Иран практически восстановил свою независимость от арабов.
Несмотря на принятие персидским обществом ислама, арабизация в Иране не имела успеха.
Насаждение арабской культуры встретило сопротивление персов и стало толчком к борьбе за независимость от арабов.
Важную роль в восстановлении национального самосознания персов сыграло возрождение персидского языка и литературы, пик которого пришёлся на IX—X века. В связи с этим получила известность эпопея Фирдоуси «Шахнаме», целиком написанная на фарси.
В 962 году тюркский полководец Алп-Тегин выступил против Саманидов и основал тюркское государство Газневидов со столицей в Газни (Афганистан). При Газневидах культурный расцвет Персии продолжился. Их последователи Сельджуки перенесли столицу в Исфахан.
В 1220 году северо-восток Ирана, находившегося в составе тюркского Хорезмского царства, был атакован войсками Чингисхана. Разорению подвергся весь Хорасан, а также территории восточных провинций современного Ирана.
Около половины населения было убито монголами. Завершил завоевание Ирана внук Чингисхана Хулагу. В основанном им государстве его потомки-ильханы правили до середины XIV века.
Великий тюркский правитель и полководец Эмир Тимур, на западе более популярен как Тамерлан установил над Ираном свой контроль. Тамерлан вывез из Ирана тысячи искусных мастеров в свою столицу Самарканд, которые построили шедевры мировой архитектуры в Самарканде. Так, например, тебризскими мастерами был построен мавзолей Гур Эмир в Самарканде. При правлении младшего сына Тимура Шахруха происходит расцвет науки и культуры в Иране. Он продолжился в эпоху правления тимурида Султана Хусейна Байкары.
Централизация Иранского государства возобновилась с приходом к власти кызылбашской династии Сефевидов, положивших конец правлению потомков монгольских завоевателей.
Ислам шиитского толка был принят в Иране в качестве государственной религии при шахе Исмаиле I из династии Сефевидов. После победы над Алванд-ханом, правителем тюркского государства Ак-Коюнлу, под Шаруром (в Нахичевани), Исмаил победоносно вступил в Тебриз, где в июле 1501 года провозгласил себя шахом Азербайджана.
Исмаил вскоре же подчинил себе весь Иран — и в мае 1502 года короновал себя шахиншахом Ирана. Столицей Сефевидского государства стал город Тебриз; впоследствии столица была перенесена в Казвин, а оттуда — в Исфахан.
Наивысшего расцвета империя Сефевидов достигла при Аббасе I, разгромив Османскую империю и присоединив к себе территории современного Ирака, Афганистана, части Пакистана, территории Азербайджана, части Армении и Грузии, а также провинций Гилян и Мазендеран на берегу Каспийского моря. Таким образом, владения Ирана простирались уже от Тигра до Инда.
Завоёванные территории принесли Ирану богатство и процветание. Начался расцвет культуры. Иран стал централизованным государством, была проведена модернизация вооружённых сил.
Однако после смерти Аббаса Великого империя пришла в упадок. Неумелое руководство привело к потере Кандагара и Багдада. В 1722 году афганцы-гильзаи совершили набег на Иран, с ходу взяв Исфахан, и возвели на престол Махмуд-хана.
Отступающие афганские войска бежали в Индию. Надир-шах призвал индийского могола, Мохаммед-шаха, не принимать их, но тот не согласился, тогда шах вторгся в Индию.
В 1739 году войска Надир-шаха вошли в Дели, однако вскоре там вспыхнуло восстание. Персы устроили в городе настоящую резню, а потом вернулись в Иран, полностью разграбив страну.
В 1740 году Надир-шах совершил поход в Туркестан, в результате которого границы Ирана продвинулись до Амударьи.
На Кавказе персы дошли до Дагестана. В 1747 году Надир-шах был убит.
В 1750 году власть перешла к династии Зендов во главе с Карим-ханом.
Карим-хан стал первым за 700 лет персом, ставшим во главе государства.
Он перенёс столицу в Шираз. Период его правления характеризуется практически отсутствием войн и культурным расцветом.
Власть Зендов продолжалась лишь три поколения, и в 1781 году перешла к династии Каджаров.
О
снователь династии, скопец Ага-Мохаммед-хан, учинил расправу над Зендами и потомками Афшаридов. Укрепив власть Каджаров в Иране, Мохаммед-хан совершил поход на Грузию, разгромив Тбилиси и уничтожив более 20 тысяч жителей города.
Второй поход на Грузию в 1797 году не состоялся, так как шах был убит собственными слугами (грузином и курдом) в Карабахе.
Незадолго до своей смерти Мохаммед-хан перенёс столицу Ирана в Тегеран.
В результате серии неудачных войн с Российской империей Персия при Каджарах лишилась территории, занимаемой ныне Азербайджаном и Арменией.
Процветала коррупция, терялся контроль над окраинами страны. После продолжительных акций протеста в 1906 году в стране произошла Конституционная революция, в результате чего Иран стал конституционной монархией.
Летом 1918 года британские войска оккупируют весь Иран.
9 августа 1919 года было подписано англо-иранское соглашение, устанавливающее полный британский контроль над экономикой и армией страны.
В 1920 г. в остане Гилян провозглашена Гилянская Советская Республика, которая просуществует до сентября 1921 года.
21 февраля 1921 года Реза-хан Пехлеви свергнул Ахмед-шаха и в 1925-м был объявлен новым шахом.
26 февраля 1921 года РСФСР подписала с Ираном новый договор, признав полную независимость Ирана.
Пехлеви ввёл в обращение термин «шахиншах» («царь царей»). Начиная с персидского нового года, то есть с 22 марта[18] 1935 года название государства было официально изменено с Персии на Иран.
Началась масштабная индустриализация Ирана, была полностью модернизирована инфраструктура.
В ходе Второй мировой войны шахиншах отказал Великобритании и Советскому Союзу в их просьбе разместить свои войска в Иране.
Тогда союзники вторглись в Иран (см. «Операция „Согласие“»), свергли шаха и установили контроль над железными дорогами и нефтяными месторождениями.
В 1942 году суверенитет Ирана был восстановлен, власть перешла к сыну шаха — Мохаммеду. Тем не менее, Советский Союз, опасаясь возможной агрессии со стороны Турции, держал свои войска в северном Иране до мая 1946 года.
После войны Мохаммед Реза проводил политику активной вестернизации и деисламизации, что не всегда находило понимание в народе.
В 1951 году председателем Правительства Ирана становится Мохаммед Мосаддык, который активно занимался реформаторством, добиваясь пересмотра договорённостей по распределению прибылей компании British Petroleum.
Происходила национализация нефтяной промышленности Ирана.
Однако в США немедленно и при активном участии британских спецслужб был разработан план переворота, осуществлённый в августе 1953 года внуком президента Теодора Рузвельта — Кэрмитом Рузвельтом.
Мосаддык был смещён со своего поста и заключён в тюрьму. Через три года он был освобождён и посажен под домашний арест, где и находился до своей смерти в 1967 году.
В 1957 году, в Иране была основана тайная полиция, САВАК.
В 1963 году Хомейни заявлял, что Израиль стремится захватить экономику Ирана, разрушить его торговлю и сельское хозяйство и завладеть его богатствами, и что разгром его медресе в Куме совершили «зловещие агенты» Израиля.
В 1963 году из страны был выслан аятолла Хомейни в результате серии радикальных реформ («Белая революция»). Преобразования и деисламизация привели к активной антиправительственной пропаганде.
В 1965 году участниками группы «Федаяне Ислам» был смертельно ранен премьер-министр Хассан Али Мансур.
В течение десятилетия между 1965 и 1975 годами (до подписания Ираном Алжирского соглашения) Израиль и Иран также сотрудничали с курдскими сепаратистами в Ираке, поддерживая их борьбу с баасистским режимом этой страны.
В 1973 году в ходе политики укрепления власти шаха были запрещены все политические партии и объединения, в 1975 учреждена партия Растахиз в рамках однопартийной системы.
К концу 1970-х годов Иран охватили массовые протесты, вылившиеся в свержение режима Пехлеви и окончательном упразднении монархии.
В 1979 году в стране произошла исламская революция и была основана исламская республика.
Исламская революция в Иране стала переходом от шахского монархического режима Пехлеви к исламской республике во главе с аятоллой Хомейни — предводителем революции и основателем нового порядка.
Началом революции принято считать массовые антишахские протесты в январе 1978 года, подавленные правительственными войсками.
В январе 1979 года, после того как страну парализовали постоянные забастовки и митинги, Пехлеви с семьёй покинул Иран (сбежал в США), и 1 февраля в Тегеран прибыл Хомейни, находившийся в изгнании во Франции.
Аятолла был встречен миллионами ликующих иранцев.
1 апреля 1979 года, после проведения всенародного референдума, Иран был официально провозглашён исламской республикой.
3 декабря того же года была принята новая конституция.
Внутриполитические последствия революции проявились в установлении в стране теократического режима мусульманского духовенства, повышении роли ислама абсолютно во всех сферах жизни.
Произошли кардинальные изменения и во внешней политике.
Отношения Ирана с США стали крайне натянутыми. Дипломатические отношения были разорваны 4 ноября 1979 года, когда в Тегеране было захвачено посольство США, а дипломаты провели в заложниках 444 дня.
Захватчики (студенты, среди которых, по некоторым данным, возможно, был ставший впоследствии президентом Ирана, тогда — офицер спецподразделения КСИР и активист молодёжной организации «Учреждение сплочения единства» — Махмуд Ахмадинежад) утверждали, что преследовали агентов ЦРУ, планировавших свержение революционного правительства. Они также требовали выдачи бежавшего шаха.
Лишь в 1981 году при посредничестве Алжира кризис был разрешён и заложники отпущены на родину.
Тем временем президент соседнего Ирака Саддам Хусейн решил воспользоваться внутренней нестабильностью в Иране и его натянутыми отношениями со странами Запада.
Ирану были (не в первый раз) предъявлены территориальные претензии в отношении районов вдоль берега Персидского залива на восток от реки Шатт-эль-Араб.
В частности, Хусейн потребовал передачи Ираку западного Хузестана, где большинство населения составляли арабы и имелись огромные запасы нефти. Эти требования были оставлены Ираном без внимания, и Хусейн начал подготовку к крупномасштабной войне.
22 сентября 1980 года армия Ирака форсировала Шатт-эль-Араб и вторглась в Хузестан, что стало для иранского руководства полной неожиданностью.
1980 – 1988. Ирано-иракская война.
Хотя в первые месяцы войны Саддаму Хусейну удалось добиться немалых успехов, наступление иракской армии было вскоре остановлено, иранские войска перешли в контрнаступление и к середине 1982 года выбили иракцев из страны.
Хомейни решил не останавливать войну, планируя «экспортировать» революцию и в Ирак.
Этот план опирался в первую очередь на шиитское большинство восточного Ирака. Теперь уже иранская армия вторглась в Ирак с намерением свергнуть Саддама Хусейна.
Однако в последующие годы военные успехи Ирана были незначительными, а в 1988 году иракская армия перешла в контрнаступление и освободила все оккупированные Ираном территории. После этого было подписано мирное соглашение. Ирано-иракская граница осталась неизменной.
3 июля 1988 года, американский крейсер «Винсенс» сбил ракетой иранский пассажирский авиалайнер Airbus. (Об этом более подробно в работе «Иран. 1988. Гибель рейса IR655» http://proza.ru/2021/08/25/120).
В течение войны Ирак пользовался политической, финансовой и военной поддержкой большинства арабских стран, Советского Союза, Китая, а также США и их союзников. Иран так или иначе поддерживали Китай, США, Израиль и некоторые другие страны.
В 1997 году президентом Ирана был избран Мохаммед Хатами, провозгласивший начало проведения политики терпимого отношения к культуре и установления более тесных связей со странами Запада.
20 июня 2019 года военно-воздушные силы КСИР сбили американский беспилотный аппарат в районе Ормузского пролива.
По версии ИРНА, дрон США RQ-4 Global Hawk нарушил воздушное пространство Ирана и был сбит ракетой «земля — воздух» над провинцией Хормозган. По версии США, дрон MQ-4C Triton совершал полёт в международном воздушном пространстве и не нарушал границ Ирана.
Как так случилось, что Персия, стала вдруг Ираном?
Вообще правильнее спросить, наоборот, как Иран стал Персией, потому как первое название использовалось намного раньше. А для жителей страны, можно сказать, всегда.
Современное названием восходит к авестийскому Айриана —»страна ариев». Термин «Иран» в качестве политического, религиозного и культурного понятия использовался уже в эпоху Ахеменидов (550—327 годы до н. э.), однако, окончательно закрепился при Сасанидах (224—651 годы). Они называли страну Эран или Эраншахр («царство ариев»). Официальный титул Сасанидов был: «царь царей Эрана и Анерана».
«Персия» — это греческий вариант названия одной из исторических областей Ирана, расположенной на берегу Персидского залива. Сейчас Фарс (или Парс) — одна из провинций (останов) Ирана. А название провинции происходит от древнеиранского самоназвания племени «парсу»(«парса»), что означает «богатыри». В этой местности жили иранские племена, которые создали империю Ахеменидов. Это первая персидская империя, существовавшая в VI — IV веках до н.э. на территории Передней Азии и северо-восточной Африки. Буква «п» сменилась на «ф» после арабского завоевания Ирана в VII веке, поскольку в арабском алфавите как тогда, так и сейчас нет буквы «п». Сейчас парсами называют общину зороастрийцев, живущих в Индии и Пакистане. Они имеют иранское происхождение, их предки бежали с территории Ирана в VIII веке из-за распространения ислама после арабского завоевания.
Несмотря на то, что у иранцев названия «Иран» и «Иранская империя» используются с древних времён, за пределами страны она была известна как Персия. Вслед за греками и войны мы называем греко-персидскими. До сих пор во всём мире ценят персидские ковры и любят персидских кошек. Греческий вариант названия закрепился почти во всех языках мира, как и название древней иранской столицы — Персеполиса («город персов»). Сами иранцы называют город Тахт-е Джамшид, то есть «трон Джамшида» — одного из иранских мифологических царей.
Официальная смена названия
Таким образом, сами иранцы всегда называли свою страну Ираном. Персией её назвали за границей, и сами персы под влиянием западной традиции в ряде публикаций и книг в новое время. В мире официальное название Персия на Иран сменили в 1935 году, когда первый иранский правитель из династии Пехлеви, Реза, обратился с письмом в Лигу Наций с просьбой использовать для названия своей страны слово «Иран» вместо термина «Персия». Реза-шах Пехлеви обосновал это требованием, тем, что внутри его страны для обозначения государства, которое было известно в мире как Персия, употребляется слово «ирани». А этот термин происходит от древнего самоназвания ариев и «страны ариев».
В самом Иране это решение вызвало сопротивление части общественности. Считалось, что официальная смена названия лишает страну части её великого прошлого. Поэтому в 1959 году правительство разрешило использовать в мировой практике два названия параллельно.
«Страна ариев»
Арийская теория и поиск философского камня
Вы узнали и далее можете узнать о предвзятом характере арийской теории. Ю. Кулаковский в 1899 году писал:
«Не считал я также нужным останавливаться на вопросе о доказательствах принадлежности алан к арийской расе и притом иранской ея ветви, считая этот вопрос окончательно порешенным в трудах языковедов и между ними – проф. Всев. Миллер в его «Осетинских этюдах»».
Предубеждения – не доказательства. Было выявлено, что эта псевдоаксиома основывается лишь на домыслах и предубеждениях. Теперь я приведу еще факты проясняющие арийскую иторию.
Слово arya (РВ – र्य, र्यं, र्या; санск. – आर्य) среди самих арийцев и индийцев означало «преданный», «религиозный». Как ни странно, лингвисты определили значение этого слова как «благородный», «знатный», исходя из древнеирландского языка, на котором говорил народ, живший за 6000 км от арийцев. Заметны тенденциозные подходы в интерпретациях всего, что касается термина «арийский». Например, кочевые аланы не относящиеся к индоиранской культуре вдруг через столько лет начали искаженно называть себя арийцами (вместо aryana alan). Ведийское слово ария означает «тот, кто верен своей религии», что вполне соответствует семантике Ригведы и Авесты. Ведь оба они религиозные тексты, где центральное положение занимает народ, который придерживается ведийской или зороастрийской религии. Аланы не были зороастрийцами, тогда как арийцами называли именно приверженцев зороастризма.
Обобщение арийцев с индоевропейцами
Наиболее известны пять гипотез о происхождении индоевропейцев:
· Анатолийская гипотеза (индоевропейцы происходят из поселения Чатал Хююк)
· Армянской гипотезой (происходят из Армьянского нагорья, от протоармян)
· Балканская гипотеза (происходят из Культуры линейно-ленточной керамики)
· Курганная гипотеза (происходят из Ямной культуры, от скифоарийцев)
· Теория исхода из Индии (происходят из Пенджаба, от индоарийцев)
Многочисленные гипотезы и догадки говорят о слабости этой ИЕ теории вообще. Гипотеза о праиндоевропейцах возникла из лингвистических данных. Такие гипотезы помимо лингвистических аргументов требуют археологических, письменных и этногенетических доказательств. Несмотря на это, лингвистические сходства казались настолько убедительными, что ученые не пытались узнать происхождение того или иного народа на основании фактов, а хотели лишь подтвердить эту гипотезу, подтасовывая факты под эту теорию. Т.е искали лишь подтверждения, подобно поиску философского камня.
Рассказы о философском камне настолько неправдоподобны, противоречивы и ненаучны, что трудно увидеть в них хоть крупицу истины. Однако есть фактические сведения о людях, ученых и философах, которые относились к ним всерьез.
По мнению средневековых алхимиков, пресловутый философский камень был создан из огня и воды, настолько несовместимых стихий, что соединение их нельзя объяснить рациональными доводами.
Последние 50 лет господствует Курганная гипотеза. На чем основывается эта гипотеза едва ли можно понять. Массовые миграции скифов имели место за пределами Скифии, но они происходили позднее (3000-1500 лет назад), когда народы уже говорили на т.н. ИЕ языках. К тому же они не ассимилировали местных, как предполагает данная гипотеза, а наоборот сами ассимилировались в местной нескифской среде. К удивлению ученых, на основании многочисленных фактов теперь выясняется, что скифы были этнически тюркоязычными. Этническая принадлежность скифов к иранцам считалась аксиомой (т.е. несомненной), но в действительности с объективной точки зрения была спорной. И я убедительно доказал в монографии «Скифы и тюрки», по крайней мере для объективных и здравомыслящих людей, что скифы были прототюрками и говорили на древнетюркском языке. И тут Курганную гипотезу можно похоронить по кургански вместе со всеми вымыслами.
К предкам азиатских скифов относят андроновцев живших примерно во II-тыс. до н.э. Если протоскифы, которых называют арийцами, пришли в Сырдарью в начале II тыс. до н.э., то как и зачем, перепрыгнув Бактрийско-Маргианский народ, они захватили Пенджаб в середине II тыс. до н.э. и тут же начали писать религиозные тексты? Зачем протоскифам вторгаться в Ведийское Семиречье, когда земли от Сырдарьи до Турфана отлично подходили для кочевой жизни и не были заняты? Там они и жили. Первые скифские миграции в другие страны происходили с VIII века до н.э. Саки были первыми скифами, которые переселились в Иран и Индию в VI или III веке до н.э. А ведийские народы называли себя арийцами еще во II-тыс. до н.э. за долго до того как пришли саки. Если они арийцы, почему их никто никогда не называл арийцами? Авеста называет свой народ арийским, а скифов – турами. И нигде нет ни намёка на то, что туры родственны арийцам, и что сами арийцы происходят от туров.
Археологические (Бактрийско-Маргианский археологический комплекс и Язская культура) и письменные данные (Ригведа и Авеста) свидетельствуют о том, что в Бактрии существовал народ, который видимо и есть прародитель иранских народов. В Ригведе говорится о народе dasa, в Авесте – dahi. Китайцы называли бактрийцев daxia. Возможно это название одного и того же ираноязычного народа жившего в Бактрии, Хорезме и Арахосии. В Ригведе дасы являются противниками арийцев.
После того как некоторые арийцы или зороастрийские священнослужители переселились в Персию (область Парс) и сформировали там государство Айрианам (Иран, Страна ариев) в первой половине I тыс. до н.э. (1000-500), они написали Авесту как продолжение Ригведы, которая была написана во второй половине II тыс. до н.э. В Хорде Авесте (XXXI:143) подряд перечисляются пять стран: Айрианам, Туйрианам, Сайриманам, Сайнинам, Дахинам. Айрианам – Иран, Туйрианам – Скифия, Сайриманам – Согдиана, Дахинам – земли от Памира и Гиндукуша до Западной Туркмении. Что значит Страна сайниев я не знаю. Переводчик указал, что это Цинь (Китай). Возможно это Арахосия или Индия. Ныне в Северной Индий есть каста или племя saini относящийся к народу раджпут. Возможно об этом народе говорится в Авесте. Во всяком случае в этой части Авесты, я думаю, были перечислены среднеазиатские страны.
До сих пор сохранилось название Сайрам. Это древний согдийский город рядом с Шымкентом, где живут одни узбеки. Видимо этот город основали ираноязычные переселенцы, называвшие себя сайрамцами. Что касается персидских иранцев, можно предположить, что они появились в результате смешения арийцев с западными дасами, которые заселили эти земли до арийцев, или иранцы называли себя арийцами в первоначальном значении «преданные своей религии» после распространения зороастризма. Зороастризм мог происходит из Индии, родины буддизма и индуизма. Тем не менее иранцев 2000 лет называли персами. Страбон помещает страну Ариана примерно в Пенджабе. Он говорил о сходстве ближневосточных народов и арийцев, но иранских народов не причислял к арийцам.
Откуда взялись скифоарийцы знают только те, кто придумал этот миф. Чтобы подтвердить свою компаративистскую теорию, лингвисты вопреки археологическим и письменным данным, или превратно толкуя их, придумали псевдоарийцев, которые считаются и протоскифами, и праиндоевропейцами. Они никак не могли объяснить удивительный феномен в языках и мифологизировали происхождение народов. Потом все факты, включая генетические, начали подгонять под эту теорию. Также есть версия о том, что европейцы придумали псевдоарийцев пришедших с северо-запада, намекая на Европу, чтоб возвеличить себя перед азиатскими народами и оправдать свою империалистическую политику. Арийская теория подразумевает и то, что все индоевропейские народы происходят от арийцев. Мол, арийцы это белые люди, а белые люди это мы европейцы. Все древние цивилизации от Индии до Рима, кроме Шумера появились благодаря арийским миграциям. Так выглядит гнусный европоцентристкий взгляд на мировую историю. Они подгоняют факты так, чтобы казалось, что арийцы происходят от протоскифов, а они в свою очередь связаны с культурой шнуровой керамики, что косвенно намекает на германцев и славян.
«В первой половине XX в. была весьма популярна гипотеза о культуре шнуровой керамики как протокультуре праиндоевропейцев. В настоящее время культуры шнуровой керамики рассматриваются (в том числе критиками курганной гипотезы) не как общий предок всех народов Индоевропейской языковой семьи, а как одна из крупных ветвей данной семьи, а именно протобалтославян на востоке и протогерманцев, протокельтов и протоиталийцев на западе»
Сначала историки полагали, что индоевропейцы происходят из Анатолии или Северной Месопотамии, потом указывали на Культуру шнуровой керамики, потом на Ямную культуру (Курганная гипотеза). Каждый раз европоцентристы меняют свои гипотезы относительно арийцев и праиндоевропейцев, после того как другие археологи и историки находят несоответствия. Потом новая гипотеза опять подвергается критике. Теперь они начали манипулировать генетическими фактами. В данном случае генетиков могут опровергнуть только генетики. Книги и учебники по историю пишут историки, а не генетики и лингвисты.
Единственное что нужно понять индоевропеистам это то, что народы (протоэтносы) происходили по принципу полицентризма, а не моногенеза. Тогда можно поставить все народы на «свои места»:
· арийцы – это изначально древние индийцы;
· иранские народы происходят из Бактрии и Маргианы;
· скифы – это не славяне, а прототюрки, которые не имели никакого отношения к гуннам, индоиранцам, славянам и финно-угорам по происхождению.
Если кто не может признать факты, всё равно факты останутся фактами. Господство ложных теории – это всего лишь временное явление. Несмотря на многочисленные разногласия и гипотетические мнения, индоевропейская теория, которая включает арийскую теорию и теорию об ираноязычности скифов, считается и принимается как аксиома. Это удивительное явление в современном мире, когда из гипотез строится аксиома. Аксиома подразумевает очевидность или несомненность факта. Как арийская теория может быть аксиомой, если она не доказана и имеет множество противоречии даже между сторонниками этой теории? Были собраны достаточно материалов, чтоб учёные опровергли в конце концов этот миф.
Археологические данные говорят о том, что одновременно развивались разные культуры в разных регионах в течении IV-II тыс. до н.э. и по письменным данным только в I тыс. до н.э. происходят миграции и ассимиляции, когда уже были сформированы все языки. Из-за лингвистических сходств люди ломают голову «как такое может быть?» и делают вывод, несмотря на противоречия, что индоевропейские народы происходят от одной этноязыковой общины, которую условно называют арийской.
Позиция Реза Пехлеви была связана с двумя основными причинами. Во-первых, он пытался обозначить новый период в истории страны, возрождение великой державы. В конце XIX начале XX вв. Персия переживала глубокий кризис. Страна утратила ряд территорий, пережила ряд восстаний и революций, британскую оккупацию. Намечался развал Ирана. В 1918-1919 гг. Персия, по сути, стала полуколонией Британии. Англичане контролировали армию и экономику страны.
Правительство Реза Пехлеви подавило демократическое движение, сепаратизм полукочевых племен и окраинных провинций, где власть фактически принадлежала местным феодалам. Так войска Реза-хана восстановили власть центрального правительства в гилянской провинции, в Иранском Азербайджане, курдских землях, курды вели борьбу за создание «курдского государства (курдов также поддерживали и вооружали британцы – вечный принцип «разделяй и властвуй»). Затем Реза-хан подавил восстание бахтиарских и лурских племен, установив контроль над зоной племен на юго-западе Ирана. Также правительственные войска были введены в арабский Хузестан, где заправлял шейх Хазаль, которого поддерживали британцы. Вскоре арабского шейха арестовали.
В 1920-е и особенно в 1930-е годы Иран совершил качественный скачок в развитии. Была создана регулярная армия, в общественно-политическом и экономическом развитии наблюдались положительные тенденции. В частности, был осуществлен переход на светскую систему образования, открыт Тегеранский университет, проведены реформы в судопроизводстве, создана стабильная финансовая и денежная система (учрежден Нацбанк Ирана, ставший эмиссионным центром), сделаны шаги в сторону развития светских начал (улучшение социального положения женщин), создается госсектор в промышленности. Осуществляется политика госкапитализма, развивается промышленность, введен автономный таможенный тариф, ликвидирован капитуляций, строится трансиранская железная дорога от Персидского залива до Каспия и т. д. Началась индустриализация и электрификация Ирана.
Таким образом, Реза-хан восстановил единство Ирана, собрал страну после почти полного распада государства Каджаров. Его называли возродителем Ирана, защитником ислама, сравнивали с древними царями Ахеменидами, шахом Аббасом Великим (правил в 1587 — 1629 годах) из династии Сефевидов, который провёл ряд крупных реформ, создал регулярную армию, и восстановил доставшуюся ему в наследство разваленную Сефевидскую державу, превратив в её в мощную региональную империю. Официальное название «Иран» подчёркивало преемственность и связь Пехлеви с прежними иранскими державами и династиями. С годами, когда усилилось стремление Пехлеви к единоличной власти, окрепло и стремление подчеркнуть преемственность его с власти с древними, доисламскими династиями Ахеменидов и Сасанидов.
Вторая причина переименования страны связана с Третьим рейхом. 1920 – 1930-е годы – это время расцвета фашизма и нацизма в мире, авторитарных, фашистских и нацистских диктатур. Эта тенденция не прошла мимо и Ирана. Ещё в 1923 году Реза близко сошелся с лидерами правонационалистической партии «Таджаддод» («Обновление»). Её лидеры и активисты были выходцами из состоятельных социальных групп, которые получили образование на Западе (много иранских эмигрантов основалось в Германии). Часть программы лидеров «Обновления» была прогрессивной и отвечала интересам общества: создание регулярной армии, индустриализация, развитие светского общества – судебной системы, образования, отделение религии от политики и т. д. Одновременно активисты «Обновления» вели пропаганду о возрождении величия древней Иранской империи (в Италии фашисты мечтали о славе и возрождении Римской империи, германские нацисты грезили о «Вечном рейхе» и т. п.), укреплении монархии и персификации всех иранцев. В итоге в Иране складывается режим личной диктатуры Реза-шаха.
Во второй половине 30-х годов правительство Реза-шаха ищет нового покровителя на мировой арене. Тегеран потерпел поражение в борьбе с Лондоном по вопросу деятельности Англо-Персидской нефтяной компании (АПНК) в стране, а также в территориальных спорах в зоне Персидского залива. Дело было в том, что АПНК обладала эксклюзивным правом на добычу нефти и газа в Иране (концессия была заключена в 1901 г. на 60 лет). Попытки Тегерана пересмотреть соглашение к серьёзному успеху не привели, британский лев не собирался отдавать богатую добычу. В апреле 1933 г. после многостороннего давления со стороны правительства Британии шах Ирана Реза дал согласие подписать новое концессионное соглашение с АПНК на срок до конца 1993 г. Теперь АПНК должна была переводить иранскому правительству 16% своего чистого дохода, и концессионная зона была сокращена. Но в целом британская монополия только укрепила свое положение в Иране.
Поэтому Тегеран склоняется к союзу с гитлеровской Германией. Третий рейх был готов сломать прежний мировой порядок, потеснить Британскую империю. Иран был заинтересован в сотрудничестве с Германией в военной, экономический и технологической областях. Кроме того, шаху и его окружению нравились идеи немецких нацистов о превосходстве арийцев над другими расами. Целый ряд иранских националистически и монархически настроенных публицистов, историков и филологов в это время прилагали большие усилия, чтобы соотнести идейные основы арийской теории немецкого нацизма с интерпретацией истории доисламских иранских империй. Особенно царства Ахеменидов и Сасанидов. Особенно эта тенденция усилилась после образования первого Тегеранского университета в 1933 г.
В первое время университет важнейшее внимание уделял изучению истории и философии древнего и средневекового Ирана. Для работы в этой области были привлечены иностранные специалисты. Большая группа научно-преподавательских кадров и столичных публицистов трудились над разработкой иранской национальной идеи. Древние иранцы рассматривались как «чистые» арийцы, продвигалась идея «восстановления» единого языкового и культурного пространства по всей стране (персификации). Шах и его окружение полностью разделяли эту идею. Основой государственной идеологии стали паниранизм и идея превосходства «ариев-иранцев» над другими расами и народами. В частности, постепенно закрыли все учебные заведения, где преподавали не на иранском языке, вся печать была на персидском языке. Иран трансформировали в нацию-государство (как в Третьем рейхе), для этого проводилась линия на персификацию всего населения, разоружение полукочевых племен и их перевод к оседлой жизни. Подавляя сопротивление племенной знати, власти прибегали к репрессиям и террору, верхушка племен физически уничтожалась.
Иран стал «вотчиной» германских спецслужб, которые продвигали интересы Третьего рейха в регионе. В итоге в ходе Второй мировой войны, чтобы исключить переход Ирана на сторону Германии, Британия и СССР ввели в страну войска (Операция «Согласие». Ввод советских войск в Иран в 1941 году), которые оставались в Персии до конца войны. Германская агентура была подавлена, власть передали сыну Реза – Мохаммеду. Иран оказался в сфере влияния Британии и США. При этом Тегеран развивал дружественные отношения и с СССР, осуществлял сотрудничество в экономической и технической сферах.