интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова

Интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова

интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Смотреть фото интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Смотреть картинку интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Картинка про интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Фото интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова

Амина Айгистова*

Золотыми буквами на мраморной доске выдающихся выпускников Московской консерватории написано имя Виктора Мержанова.

В 1941 году 22-летний пианист с золотой медалью оканчивает Московскую консерваторию, но все планы на будущее разрушает война! Юный музыкант идет на фронт и до самого окончания войны находится в действующей армии танковых войск. Однако, пройдя все тяготы войны, юный музыкант не утрачивает любви к прекрасному, и в 1945 году Виктор Мержанов участвует в одном из самых главных музыкальных конкурсов того времени – Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве – и побеждает, разделив Первую премию со Святославом Рихтером. Уже с 1947 года Виктор Мержанов начинает преподавать в Московской консерватории, продолжая традиции своего педагога Самуила Фейнберга и формируя свою собственную, «мержановскую», школу исполнительства.

Невозможно в одной статье перечислить все его заслуги, успехи, добрые дела. Вот лишь некоторые из них: Народный артист СССР, Засл. деятель искусств РСФСР, Почетный гражданин г. Тамбова, Почетный доктор Белорусской академии музыки, Варшавской консерватории. Награжден орденами Дружбы народов, Заслуги перед Польшей, медалью «За победу над Германией в ВОВ». Мержанов – основатель Рахманиновского общества, конкурсов в России и других странах, член жюри ведущих международных конкурсов во многих странах мира, он воспитал плеяду всемирно известных пианистов. В московской квартире, знаменитой «высотке» для выдающихся людей страны, висит карта мира, на которой отмечены флажками страны, где выступал Мержанов – эта карта полностью покрыта красными флажками…

Воспоминания из Стамбула…

В 2011 году Мержанов возглавлял жюри Первого конкурса пианистов им. С. Рахманинова в Стамбуле. В члены жюри этого исторического конкурса входили представители двух поколений его учеников, преподавателей Московской консерватории – Юрий Слесарев и Юрий Диденко. В жюри конкурса также были известные российские пианисты Юрий Розум, Михаил Хохлов и две легендарные турецкие пианистки – Идиль Бирет и Айшегюль Сарыджа.

Позволю себе рассказать об одном факте, связанном с подготовкой конкурса. Виктор Карпович сразу дал согласие приехать в Стамбул, чтобы возглавить жюри (а ему тогда было 93 года). В члены жюри была приглашена Идиль Бирет, но как стало известно, на даты проведения конкурса у нее уже были запланированы два сольных концерта в Лейпциге. Идиль Бирет меня переспросила, действительно ли Маэстро Мержанов приедет в Стамбул? После утвердительного ответа она отменила эти концерты, только ради встречи с Мержановым. А после конкурса Идиль Бирет попросила меня передать Мержанову комплект компакт-дисков с полным собранием сочинений С. Рахманинова в ее исполнении. Диски я передала в классе Московской консерватории. Виктор Карпович был очень тронут этим подарком: не удержался и просто поцеловал эти диски – в знак любви к Рахманинову, в знак благодарности выдающейся турецкой пианистке.

Мержанов и Рахманинов

Музыка и творчество великого русского пианиста и композитора Рахманинова занимали в жизни В. Мержанова огромное место. Рахманинов и Мержанов были земляками, они родились на Тамбовской земле. Видимо, сама природа соединила этих людей. Виктор Мержанов основал Рахманиновское общество в России, был инициатором создания таких обществ и в других странах. В Турции Рахманиновское общество было создано в 2007 году на базе организации РУТИД. Рахманинов, по словам Мержанова, был его душой. Неслучайно, многие музыкальные критики замечают схожесть исполнения произведений Мержанова с автором.

Во время подготовки к Первому конкурсу С. Рахманинова в Турции супруга Виктора Карповича Светлана очень переживала за его здоровье. Она просила меня передать текст вступительного слова на открытии конкурса. Мержанов взял у меня этот текст, поблагодарил, и вместо того, чтобы прочитать, спокойно положил его в карман пиджака, а выйдя на сцену, более получаса рассказывал о Рахманинове, о котором мог говорить бесконечно и с особым чувством.

Приезд на конкурс в Стамбул, как рассказывал сам Виктор Карпович, был для него приятным сюрпризом. Он высоко оценил участников конкурса, юных турецких пианистов, трое из которых – Ата Устюн Бильгин, Хакан Аксой, Айшегюль Ёрюкоглу – на следующий год стали студентами Московской консерватории.

В Стамбуле на конкурсе Мержанов познакомился с музыкой известного турецкого композитора Аднана Сайгуна, был искренне восхищен ей, и даже провел параллели с музыкой Рахманинова: в динамизме, мощности звучания, глубине. Он очень хотел, чтобы музыка Аднана Сайгуна звучала и в Московской консерватории. Думается, что это желание будет непременно исполнено и, прежде всего, молодыми турецкими пианистами, студентами Московской Консерватории.

Музыка должна разговаривать…

Узнав о проведении конкурса и приезде В. Мержанова, его первая турецкая ученица Лале Фиридуноглу пришла встретиться со своим педагогом. Она училась в Московской консерватории у Виктора Карповича с 1963 по 1967 год. Сейчас Фиридуноглу уже сама маститый пианист-педагог, профессор Консерватории Стамбульского университета. В знак любви и уважения она перевела книгу своего выдающегося учителя «Музыка должна разговаривать» на турецкий язык. Видимо, эту книгу ждет удивительная судьба, ведь разрешение на издание этой книги в Турции Мержанов дал мне (в виде письменного разрешения) в последние дни своей жизни. Мы получили его «благословение» и надеемся, что вскоре книга будет издана. Название этой книги, пожалуй, можно назвать лейтмотивом музыкального и пианистического творчества Виктора Мержанова. «Музыка должна разговаривать».

С этой фразы начинались все его уроки и мастер-классы. Помнится, как на мастер-классах для турецких юных пианистов в Москве Виктор Карпович изумительно творчески, с горящими глазами, сам показывал приемы исполнения сложнейшего «Мефисто-вальса», исполняя сложные пассажи и проставляя аппликатуру. С каким вдохновением смотрели на него ребята, впитывая буквально каждое слово, следя за каждым движением рук! Такие уроки запоминаются на всю жизнь и искры творчества остаются в сердцах.

О таких людях невозможно написать «умер». Он ушел в другой мир, но оставил в этом яркий и негасимый свет Великого Искусства. Думаю, что со мной согласятся многие и многие, сказав, что Виктор Мержанов был для нас маяком, который всегда светил и будет светить, показывая правильный путь в жизни и в искусстве.

Источник

Мержанов Виктор Карапетович

Мержанов Виктор Карапетович
интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Смотреть фото интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Смотреть картинку интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Картинка про интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Фото интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова
Другие имена:Мержанов Виктор Карпович
Дата рождения:15.08.1919
Место рождения:Тамбов, Россия
Дата смерти:2012
Краткая информация:
Пианист, педагог, общественный деятель

интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Смотреть фото интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Смотреть картинку интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Картинка про интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Фото интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова

интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Смотреть фото интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Смотреть картинку интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Картинка про интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Фото интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова

Содержание

Биография

Родился 15 августа 1919г. в г. Тамбове.

Обучался в Тамбовском музыкальном техникуме (классы Л. И. Лавдовской, С. М. Старикова, А. А. Полторацкого).

Педагогическая деятельность

Работал в Германии и в других европейских странах.

Давал мастер-классы в Южной Корее, США, Японии, Греции, Франции, Финляндии, Германии, Великобритании, Польше, Италии.

Ученики

Его ученики одержали победы на 22 Международных конкурсах, причем 11 из них завоевали первые премии и ныне работают

Участие в жюри конкурсов

Принимал участие в работе жюри свыше 40 Международных конкурсов пианистов (неоднократно – председатель жюри)

Принимал участие в конкурсах, проходивших в городах:

Председатель жюри Международного конкурса им. С. В. Рахманинова.

Концертная деятельность

За 60 лет пианистической деятельности, продолжающейся по сей день, Мержановым сыграно более 2000 сольных, симфонических и камерных концертов (более 200 городов разных стран мира)

Научные труды. Издания. Публикации

Автор множества статей о концертной жизни, музыкальных конкурсах, музыкальной педагогике и исполнительстве.

Редактор «Альбома для юношества» Р. Шумана, «Картинок с выставки» М. Мусоргского, Двух пьес ор. 3 С. Рахманинова.

Автор новой редакции «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха, в которой сделан ряд важных текстологических открытий (М.: 2001), фортепианных транскрипций органных хоралов И. С. Баха.

Автор статьи «Об исполнении Пятой сонаты Скрябина» (издана в России и Германии).

Дискография

Мержановым были записаны 22 долгоиграющих пластинки и 5 компакт-дисков (записи были произведены в США, Японии, Италии, СССР).

Записи с исполнением Мержанова транслировались из концертных залов и на телевидении.

Источник

Интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова

интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Смотреть фото интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Смотреть картинку интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Картинка про интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Фото интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова

24 июня 1941 года в Московской консерватории шли государственные экзамены. Среди выпускников фортепианного класса С. Е. Фейнберга — Виктор Мержанов, который одновременно кончал консерваторию и по классу органа, где его педагогом был А. Ф. Гедике. Но о том, что его имя решено занести на мраморную Доску почета, молодой пианист узнал только из письма педагога: к тому времени он уже стал курсантом танкового училища. Так война на четыре года оторвала Мержанова от любимого дела. А в 1945-м, как говорится, с коробля на бал: сменив военную форму на концертный костюм, он стал участником Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей. И не просто участником, он стал одним из победителей. Объясняя довольно неожиданный успех своего ученика, Фейнберг писал тогда: «Несмотря на большой перерыв в работе пианиста, его игра не только не потеряла своего обаяния, но и приобрела новые достоинства, большую глубину и цельность. Можно утверждать, что годы Великой Отечественной войны наложили отпечаток еще большей зрелости на все его творчество».

По образным словам Т. Тэсс, «он вернулся в музыку, как человек возвращается из армии в свой дом». Все это имеет и прямой смысл: Мержанов вернулся в консерваторский дом на улице Герцена, чтобы совершенствоваться у своего профессора в аспирантуре (1945-1947) и по окончании последней начать здесь педагогическую работу. (В 1964 году ему присвоено звание профессора; в числе учеников Мержанова — братья Бунины, Ю. Слесарев, М. Оленев, Т. Шебанова.) Впрочем, артисту предстояло еще одно конкурсное испытание — в 1949 году он стал лауреатом первого после войны шопеновского соревнования в Варшаве. Можно, кстати, заметить, что и в дальнейшем пианист уделял заметное внимание произведениям польского гения и добился здесь немалых успехов. «Тонкий вкус, великолепное чувство меры, простота и искренность помогают артисту передать откровения шопеновской музыки,-подчеркивал М. Смирнов.- В искусстве Мержанова нет ничего надуманного, ничего бьющего на внешний эффект».

На первых порах самостоятельной концертной работы Мержанов во многом находился под влиянием артистических принципов своего педагога. И на это неоднократно обращали внимание критики. Так, еще в 1946 году Д. Рабинович писал об игре победителя всесоюзного соревнования: «Пианист романтического склада, В. Мержанов — типичный представитель школы С. Фейнберга. Это ощущается в манере игры и, не меньше, в самом характере интерпретации — несколько импульсивной, моментами экзальтированной». С ним соглашался в рецензии 1949 года А. Николаев: «В игре Мержанова в значительной степени проявляется влияние его учителя — С. Е. Фейнберга. Это сказывается и в напряженном, взволнованном пульсе движения, и в пластической гибкости ритмических и динамических контуров музыкальной ткани». Однако уже тогда рецензенты указывали на то, что яркость, красочность и темпераментность трактовки исходит у Мержанова из естественного, логичного истолкования музыкальной мысли.

. В 1971 году в Большом зале Московской консерватории прошел вечер, посвященный 25-летию концертной деятельности Мержанова. Его программу составили три концерта — Третий Бетховена, Первый Листа и Третий Рахманинова. Исполнение этих сочинений принадлежит к значительным достижениям пианиста. Сюда можно добавить «Карнавал» Шумана, «Картинки с выставки» Мусоргского, соль-мажорную Балладу Грига, пьесы Шуберта, Листа, Чайковского, Скрябина, Прокофьева, Шостаковича. Среди советских произведений также следует упомянуть Сонатину-сказку Н. Пейко, Шестую сонату Е. Голубева; он постоянно играет переложения и обработки баховской музыки, сделанные С. Фейнбергом. «Мержанов — пианист с относительно нешироким, но тщательно отработанным репертуаром,— писал в 1969 году В. Дельсон.— Все выносимое им на эстраду — продукт напряженных размышлений, детальной шлифовки. Везде Мержанов утверждает свое эстетическое понимание, которое не всегда можно принять до конца, но никогда нельзя и отвергнуть, ибо оно воплощаетя на высоком исполнительском уровне и с большой внутренней убежденностью. Таковы его интерпретации 24 прелюдий Шопена, Вариаций Паганини — Брамса, ряда сонат Бетховена, Пятой сонаты Скрябина, некоторых концертов с оркестром. Пожалуй, классические тенденции в искусстве Мержанова, и в первую очередь стремление к архитектонической стройности, гармонии вообще, преобладают над тенденциями романтическими. Мержанов не склонен к эмоциональным вспышкам, его экспрессия всегда находится под строгим интеллектуальным контролем».

Сопоставление рецензий разных лет позволяет судить о трансформации стилистического облика артиста. Если в заметках сороковых годов говорится о романтической приподнятости его игры, импульсивном темпераменте, то в дальнейшем подчеркиваются строгий вкус исполнителя, чувство меры, сдержанность.

Источник

Интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова

интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Смотреть фото интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Смотреть картинку интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Картинка про интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Фото интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова

интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Смотреть фото интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Смотреть картинку интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Картинка про интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Фото интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова

интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Смотреть фото интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Смотреть картинку интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Картинка про интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Фото интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова

интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Смотреть фото интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Смотреть картинку интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Картинка про интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Фото интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова

Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1945, I премия), IV Международного конкурса им. Ф. Шопена в Варшаве (1949, IX премия).
Участник Великой Отечественной войны. Награжден Орденом Дружбы, а также орденами «За заслуги перед польской культурой», «За заслуги перед Польшей», медалями «За победу над Германией» и другими, почетными грамотами.
Почетный гражданин города Тамбова.
Почетный доктор Белорусской государственной академии музыки.
Член совета Музея им. А. Н. Скрябина в Москве.
Почетный президент Объединения педагогов фортепиано (European piano teachers association – ЭПТА России).
Основатель и президент Рахманиновского Общества России.

Родился в г. Тамбове. Обучался в Тамбовском музыкальном техникуме (классы Л. И. Лавдовской, С. М. Старикова, А. А. Полторацкого). В 1941 г. с отличием окончил Московскую консерваторию по двум специальностям — «фортепиано» (класс С. Е. Фейнберга) и «орган» (класс А. Ф. Гедике).

Имя Мержанова было занесено на мраморную доску выдающихся выпускников консерватории. В 1939 г. дебютировал в концерте Московской государственной академической филармонии. Участник Великой Отечественной войны: в 1941-1945 гг. находился в действующей армии (танковые войска). После демобилизации в ноябре 1945 г. поступил в аспирантуру Московской консерватории (окончил в 1947 г.).

В 1945 г. был участником и победителем (I премия) Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве. В 1949 г. стал лауреатом Международного конкурса пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве. Мержанов — крупный музыкально-общественный деятель и просветитель. Проводит встречи беседы с педагогами и учащимися различных музыкальных учебных заведений, выступает в университетах культуры с докладами, посвященными проблемам перестройки в области искусства, музыкальной жизни, организации концертной работы, производства музыкальных инструментов.

По инициативе Мержанова в России было создано Рахманиновское общество, в Москве стал проводиться конкурс им. С. В. Рахманинова (сначала — Всесоюзный, затем Международный). Член Правления и председатель секции пианистов Всероссийского музыкального общества, организатор ежегодного Международного фестиваля им. С. В. Рахманинова в Тамбове. Оказывает помощь Музею С. В. Рахманинова в Ивановке (Новгородская область).

Среди многочисленных общественных обязанностей — участие в организации и работе Международных курсов развития мастерства пианистов (Тамбов), в организации экспертного совета по оценке качестве выпускаемых в России роялей «Москва», в разработке новых условий и нормативов оценки труда мастеров-настройщиков.

Педагогическая деятельность:

Преподавать в Московской консерватории начал в 1947 г. в качестве ассистента С. Е. Фейнберга (специальное фортепиано), с 1964 г. — профессор. C 2007 г. — заведующий кафедрой специального фортепиано. В 1973–1978 гг. одновременно — профессор Варшавской консерватории. Работал в Германии и в других европейских странах. Давал мастер-классы в Южной Корее, США, Японии, Греции, Франции, Финляндии, Германии, Великобритании, Польше, Италии.

Учебные курсы, мастер-классы:

По поручению Министерства культуры СССР оказывал помощь в составлении учебных программ музыкально-учебным заведениям Румынии. В 1966 г. был командирован на Кубу для оказания помощи в организации Национального конкурса пианистов и методической помощи консерватории в Гаване.

В 1985 и 1988 гг. выступал с докладами на методические темы и давал открытые уроки в Белорусской консерватории, в 1971 г. – на Всесоюзном семинаре музыкантов-педагогов (Факультет повышения квалификации Московской консерватории). С 1964 г. ежегодно выступал в семинарах Музыкальной академии г. Вроцлава (Польша).

Участвовал в работе международных курсов развития фортепианного мастерства в Веймаре (1972), Душниках (Польша, ежегодно с 1978 г.), Манчестере (с 1987 г.), Больцано (с 1986 г.), во Фрайбурге (с 1987 г.) и Шпайхингене (Германия, постоянно), Хельсинки, Салониках, Лос-Анджелесе, Дубровнике (Хорватия), Париже, Токио, Лондоне, ежегодно – в Тамбове.

Ученики:

Мержанов – всемирно известный педагог, воспитавший более 100 пианистов. Его ученики одержали победы на 22 Международных конкурсах, причем 11 из них завоевали первые премии и ныне работают в России, Азербайджане, Армении, Эстонии, Латвии, Литве, Казахстане, Узбекистане, Белоруссии, на Украине, в Татарии, Англии, США, Голландии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Чехии, Словакии, Польше, на Кубе, в Германии, Италии, Югославии, Японии. Среди учеников – лауреаты всесоюзных и международных конкурсов:

Участие в жюри конкурсов:

Принимал участие в работе жюри свыше 40 Международных конкурсов пианистов (неоднократно – председатель жюри) (им. П. И. Чайковского, им. Л. ван Бетховена, им. С. В. Рахманинова, им. Б. Бартока, им. Ф. Листа, им. королевы Елизаветы, им. Дж. Энеску, им. Ф. Бузони; в конкурсах, проходивших в городах: Порто, Лидс, Кливленд, Токио, Лиссабон). Председатель жюри Международного конкурса им. С. В. Рахманинова.

Концертная деятельность. Основной репертуар:

С 1946 г. солист Московской государственной академической филармонии. За 60 лет пианистической деятельности, продолжающейся по сей день, Мержановым сыграно более 2000 сольных, симфонических и камерных концертов в России, странах бывшего СССР, Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии, Австрии, Венгрии, Германии, Польше, Болгарии, Румынии, Югославии, Японии, Китае, на Кубе, в Канаде, Уругвае, Португалии, Греции, Италии, Испании, Бельгии, Швейцарии, США – всего более 200 городов.

30-летнее творческое содружество связывает Мержанова с квартетом им. Комитаса и скрипачом А. Габриеляном, выступал также с квартетом им. Бетховена, им. Прокофьева, квартетом Грузии, а также в ансамбле с Г. Жислиным. Выступал совместно с 81 дирижером. Среди них: Н. Аносов, К. Иванов, Г. Рождественский, А. Гаук, Е. Светланов, К. Элиасберг, Ю. Темирканов, С. Эрлинг, Б. Мадерна, В. Нойман, Ф. Мансуров, В. Дударова, Л. Николаев, Й. Крипс, М. Паверман, К. Кондрашин, Е. Катлевич, П. Берглунд, К. Зандерлинг, Ниязи и другие. В репертуаре Мержанова сочинения И. С. Баха, Л. ван Бетховена, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Э. Грига, Й. Брамса, Ф. Шопена, Ф. Листа, С. Франка, К. Дебюсси, М. И. Глинки, М. А. Балакирева, С. И. Танеева, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, С. В. Рахманинова, А. К. Глазунова и многих других.

Первый исполнитель в стране многих произведений советских и зарубежных композиторов. Среди них: Пьесы ор. 72 Э. Грига, Шестая соната для фортепиано С. Прокофьева, Соната для скрипки и фортепиано Е. К. Голубева, Соната для скрипки и фортепиано Ю. Яцевича (с А. Габриэляном), Квинтета Э. Оганесяна (с Квартетом им. Комитаса). Первый исполнитель Шестой фортепианной сонаты С. Прокофьева в Венгрии, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии, сделал ее первую запись на пластинку (1948).

Научные труды. Издания. Публикации

Автор множества статей о концертной жизни, музыкальных конкурсах, музыкальной педагогике и исполнительстве. Редактор «Альбома для юношества» Р. Шумана, «Картинок с выставки» М. Мусоргского, Двух пьес ор. 3 С. Рахманинова.

Автор новой редакции «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха, в которой сделан ряд важных текстологических открытий (М.: 2001), фортепианных транскрипций органных хоралов И. С. Баха.

Автор статьи «Об исполнении Пятой сонаты Скрябина» (издана в России и Германии). В 2000 г. выступал с докладом на Международной конференции в Варшаве, посвященной творчеству Ф. Шопена (Новое «прочтение» Финала Сонаты b-moll).

Дискография

Мержановым были записаны 22 долгоиграющих пластинки и 5 компакт-дисков (записи были произведены в США, Японии, Италии, СССР). Записи с исполнением Мержанова транслировались из концертных залов и на телевидении.

Среди записей: «Картинки с выставки» М. Мусоргского, этюды Ф. Листа на темы Н. Паганини, сонаты Л. ван Бетховена (№ 10 и 14), Концерт для фортепиано с оркестром, Соната е-moll, избранные лирические пьесы Э. Грига, Концерт для фортепиано с оркестром № 3 и «Рапсодия на тему Паганини» С. Рахманинова, сочинения Ф. Шопена, А. Н. Скрябина. Фантазия Ф. Шуберта, «Вариации на тему Паганини» Й. Брамса, Вторая сюита С. Фейнберга и другие.

Публикации об этом педагоге:

В 2008 г. Научно-издательский центр «Московская консерватория» выпустил сборник статей «Виктор Мержанов. Музыка должна разговаривать» (редактор-составитель Г. В. Крауклис).

Источник

Последний из фортепианных могикан

Виктор Мержанов — явление уникальное.

Его личная творческая судьба — это живая страница истории отечественной пианистической школы, давшей мировому искусству целое созвездие великих имен, неповторимых и ярких индивидуальностей. В 140-летней истории Московской консерватории почти 80 лет связаны с именем Мержанова, чья творческая деятельность соединила времена и поколения и чья активная творческая гражданская позиция сделала его свидетелем и участником многих значительных событий в жизни страны и Московской консерватории. «Выдающийся талант, преданность профессии, великая нравственная сила, исключительная порядочность и человечность, скромность и трудолюбие – за все эти драгоценные качества мы считали Виктора Карповича моральным камертоном нашей alma mater», – говорит ректор Московской консерватории, заслуженный деятель искусств РФ, профессор А. Соколов.

интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Смотреть фото интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Смотреть картинку интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Картинка про интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова. Фото интерпретация произведений какого композитора занимали особое место в творчестве мержанова

Суть характера

«Это был замечательный пианист, педагог. Последний из могикан, – сказал, откликаясь на кончину Виктора Мержанова, Кирилл Гилельс, внук великого пианиста Эмиля Гигельса. – В моей памяти остался концерт, который Мержанов давал в Большом зале Московской консерватории в 1999 году. Он сыграл симфонический концерт с оркестром и на бис исполнял прелюдию Рахманинова. И это было удивительно. Ему было уже 80 лет. Немногие пианисты сохраняют к этому возрасту пианистическую форму, а он концертировал практически до последнего момента». Невероятно, но Мержанов за десять дней до кончины дал концерт на сцене Московской консерватории! Он ушел из жизни в 93 года в декабре прошлого года. А дожить до столь преклонного возраста и оставаться всегда в строю, как признавался пианист, ему помогала бесконечная влюбленность в свое дело.

В этом суть характера Виктора Карповича. А впрочем, и всей его жизни, которая была положена на алтарь Ее Величества Музыки. Именно она была на первом месте на всем протяжении его долгого творческого пути. Только ей была посвящена судьба. Ученики, женщины, конкурсы, консерватории, общественная работа – все это, безусловно, занимало тоже немало времени, но не властвовало над сердцем Мержанова.

Мержанов и Рахманинов

Правда, рядом с музыкой он неизменно ставил Рахманинова и Тамбов. Но ведь и они были вплетены в канву Музыки. Рахманинов – это вообще Музыка. Сочинения гениального композитора Мержанов не просто обожал, но и гениально исполнял. Недаром сам Дмитрий Шостакович признавал: «Пианистическое дарование артиста особенно ярко проявилось в исполнении труднейшего Третьего фортепианного концерта Рахманинова». За восемьдесят лет творческой жизни Мержанов переиграл все фортепианные сочинения Сергея Васильевича бессчетное количество раз. Число концертов, данных Виктором Карповичем, фантастично – 2200! А сколько мастер-классов провел великий пианист, сколько, занимаясь в Московской, Варшавской и других консерваториях мира, в Тамбовской государственном музыкально-педагогическом институте им. С.В. Рахманинова, иллюстрировал студентам произведения гениального композитора, это уже и не поддается учету.

Мержанов и Тамбов

Родной город всегда для него оставался любимым городом, хотя Виктор Карпович большую часть жизни прожил в Москве. Он не раз настойчиво повторял, что с гордостью в первую очередь называет себя тамбовчанином. Мержанов всегда стремился в Тамбов. Даже в прошлом году, в 93 года, Виктор Карпович два раза посетил любимый город. Весной возглавлял жюри Международного юношеского фортепианного конкурса имени С.В. Рахманинова, а осенью приехал, чтобы со всеми вместе отметить 75-летие Тамбовской области. Земляки оказали почетному гражданину города Тамбова самый теплый прием, выразив всю любовь, уважение и преклонение перед его талантом, перед тем, что он успел сделать для своего города и области.

Детство

Виктор Мержанов появился на свет в Тамбове 15 августа 1919 г. Его родители снимали комнату на улице Покровской (ныне Кронштадтская). Впоследствии детство и юношество Виктора будут связаны еще с двумя улицами Тамбова – Дворянской (ныне Интернациональная) и Дубовой (ныне Комсомольская). Отец – Карп Мержанов был по национальности армянином, служил в банке. Мать-домохозяйка воспитывала сына Виктора и дочь Маргариту. Несмотря на происхождение, Виктору прививалось сознание русского человека. И всю жизнь он гордо называл себя истинно русским. Русскую музыку, особенно музыку Рахманинова, считал самой великой в мире музыкального искусства.

Любовь к музыке пришла к Виктору с генами отца, который прекрасно в ней разбирался и замечательно играл на гитаре. Он же дал Виктору и первые уроки игры на этом инструменте. Родители, увидев немалые способности у сына, решили отдать его в музыкальную школу. Но там не было класса гитары. И мальчику предложили выбрать другой инструмент. Виктор захотел обучаться игре на фортепиано. Так он попал в класс прекрасного педагога А. Лавдовской.

Занимаясь на фортепиано в музыкальной школе и получая образование в школе №32 (впоследствии Мержанов будет неоднократно встречаться с учениками этих школ во время визитов в Тамбов), Витя рос как и все, не лишенный мальчишеских радостей – игр на улице и особенно им любимого летом купания в Цне, неподалеку от которой он жил.

Правда, в голодные 30-е годы Цна была не только утехой, но и кормилицей. Витя постоянно ловил рыбу, которая порой была единственной пищей семьи Мержанова в тяжелую пору, когда они остались без отца.

Путь музыканта

Успешное овладение азами фортепианного искусства окрылило Витю Мержанова. Он окончательно выбрал для себя путь музыканта, поступив в музыкальный техникум (так в 30-е годы называлось музыкальное училище) в класс известного в то время педагога А. Полторацкого.

Уже в пору обучения Мержанов начал концертные выступления в Тамбове и районах. А в 15 лет добился первого успеха, получив Почетную грамоту на конкурсе молодых музыкантов Центрально-Черноземной области в Воронеже. Он исполнил сочинения Шопена. Именно с этого момента Шопен становится постоянным композитором репертуара музыканта.

Следующим этапом на пути к музыкальному Олимпу стала Московская консерватория. Прибыв в столицу и увидев толпу абитуриентов, скромный провинциал оробел. На фортепианном отделении оказался огромный конкурс. И тогда Мержанов подал заявление на только что открывшееся органное отделение (1936 г.). Интересно, что превосходно сыгранный Виктором на вступительных экзаменах Первый концерт Шопена вызвал в рядах экзаменационной комиссии приятное «смятение». И экзаменаторы предложили зачислить Мержанова в класс специального фортепиано С. Фейнберга.

Однако заявление на органное отделение не было отменено. Так Виктор стал обучаться двум специальностям. И по обеим в июне 1941 г. защитил дипломы на «отлично». Педагоги рекомендовали Мержанова для поступления в аспирантуру. Перед Виктором открывались великолепные перспективы. Всё оборвала начавшаяся Великая Отечественная война.

Война

Виктор Мержанов тут же записался добровольцем на фронт. Небольшого росточка, щупленького, болезненного паренька решили направить в танковое училище. По окончании Мержанов был аттестован как командир легкого танка, получил диплом с отличием. и угодил в госпиталь. Подвело здоровье. И кто-то очень прозорливый в военкомате, куда Мержанов пришел после лечения, сказал: «Твой фронт здесь». Виктора определили в военный оркестр, где рояль и орган на время были заменены валторной и ударными инструментами, которыми недавний выпускник консерватории овладел в совершенстве. Демобилизовали Мержанова в ноябре 1945 г.

Первые победы

Виктор вернулся в Московскую консерваторию, где начались занятия в аспирантуре. Мержанов тут же стал восстанавливать и фортепианную форму. Ведь в конце 45-го в Москве объявили о проведении Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей. Виктор подал заявку. Но отрыв от фортепианной игры в течение более четырех лет и короткое время для непосредственной подготовки вызвали у большинства музыкантов весьма скептическое настроение в правильности его поступка. Но Мержанова поддержал учитель. С. Фейнберг посоветовал при подготовке играть больше Рахманинова.

Как считал Мержанов, тень Сергея Васильевича осенила его и свершилось настоящее чудо. Виктор настолько блестяще сыграл Третий концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова, что жюри впервые решило первую премию разделить между двумя конкурсантами – Виктором Мержановым и Святославом Рихтером. За этой первой ступенькой пьедестала в 1949 г. будет следующая – на Международном конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве. Поляки настолько полюбили Виктора Карповича, что впоследствии пригласили преподавать в Варшавскую консерваторию, а позже вручили ордена «За заслуги перед польской культурой» и «За заслуги перед Польшей».

Музыкант и педагог

Но успешный путь Мержанова-пианиста и Мержанова-педагога начался, конечно же, в первую очередь в России. Проработав в консерватории ассистентом С. Фейнберга, Виктор Карпович получил свой специальный класс фортепиано, потом пришло и звание профессора, и должность заведующего кафедрой, а за активнейшую концертную деятельность – звание народного артиста СССР, орден Дружбы и много других наград.

В 1969 г. В. Дельсон писал: «Мержанов – пианист с относительно нешироким, но тщательно отработанным репертуаром. Всё выносимое им на эстраду – продукт напряженных размышлений, детальной шлифовки. Оно воплощается на высоком исполнительском уровне и с большой внутренней убежденностью. Таковы его интерпретации Шопена, Паганини, Брамса, Бетховена, Скрябина… Мержанов не склонен к эмоциональным вспышкам, его экспрессия всегда находится под строгим интеллектуальным контролем».

Малая родина

Выступая по всему миру, Мержанов не отрывался от своей малой родины. Подвижническая деятельность Виктора Карповича была отмечена очень высоко. В 1994 г. ему присвоили звание почетного гражданина Тамбова. Профессор не только давал концерты на родной сцене Рахманиновского зала, но и стал еще в 60-е годы активно продвигать дело по организации музея С.Рахманинова в Ивановке Уваровского района. Он выступил одним из организаторов Международного юношеского конкурса пианистов в Тамбове им. Рахманинова и Международных Рахманиновских курсов, способствовал открытию Музыкально-педагогического института им. Рахманинова.

Увековечение имени великого композитора и пропаганда его творческого наследия стали делом всей жизни Мержанова. Он – организатор Рахманиновского общества не только в стране, но и в родном городе. Благодаря неоднократным обращениям Виктора Карповича к властям города и его стараниями в Тамбове появились улица Рахманинова, памятник композитору. Он выступил инициатором и долго курировал Международный музыкальный фестиваль им. Рахманинова, который в этом году будет проходить в 32-й раз. И многие его мероприятия организаторы посвятят светлой памяти славного сына тамбовской земли – Виктору Карповичу Мержанову.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *